Организация детских танцевальных коллективов

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    43,91 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация детских танцевальных коллективов

1. Формы организации детских коллективов бального танца


В настоящее время в России существует большое количество различных форм объединений любителей бальных танцев, которые называются студиями, клубами, школами, но не коллективами. Эта тенденция, которую можно считать негативной, в основном связана с социально-экономическими факторами развития нашей страны. И, тем не менее, каждая студия или клуб является потенциальной базой для создания творческого коллектива - более совершенной организационной формы, позволяющей решать широкий спектр учебно-воспитательных задач, что в свете современной социокультурной действительности является весьма актуальным. Руководителям, которые на основе осознания своей профессиональной роли в обществе берутся формировать из группы коллектив, необходимо владеть соответствующими организационными (педагогическими) методиками.

Любая хореографическая дисциплина является формой организованного в определенном стиле движения (пластики), естественно, что современный бальный танец исключением не является. Занятия бальным танцем формируют культуру движения человеческого тела. Движение в нем осуществляется по принципу естественного шага, при помощи которого танцоры переходят из одного сбалансированного положения в другое. Каждое такое положение должно быть тщательно выверено с точки зрения вертикального равновесия и эстетической приемлемости линий, создаваемых верхней частью корпуса и ногами во время танца. Для качественного исполнения необходимо заботиться о мягкости,­ естественной округлости, широте, аккуратности, завершенности и гармоничности линий тела. Многократная отработка этих аспектов, в конечном счете, приводит к тому, что человек начинает контролировать свои телодвижения в повседневной жизни на предмет их эстетичности. Естественная необходимость поддержания вертикального баланса во время исполнения танца формирует правильную осанку и тем самым дает человеку возможность выглядеть и чувствовать себя еще лучше.

Бальный танец обладает существенным потенциалом в развитии когнитивных способностей личности. Во-первых, для того, чтобы организовывать требуемым образом движение своего тела, необходимо знать с помощью чего эта организация достигается. Появляется потребность в более подробном изучении человеческого тела, его функциональных особенностей и возможностей. Во-вторых, осознанное создание совместного с партнером движения крайне затруднительно без знаний и применения динамических законов физики. В-третьих, т.к. бальный танец исполняется под музыкальное сопровождение, то изучение основ музыкальной грамоты является вполне закономерным. Например, знание и понимание таких терминов музыкальной теории как размер, темп, длительность, музыкальный удар, акцент, ритм, музыкальная фраза является естественным для человека, занимающегося бальным танцем, т.к. дает возможность максимально приблизить характер движения к характеру мелодии. В-четвертых, интериоризация этических и эстетических норм общества просто невозможна без получения знаний о содержании национальной культуры.

Индивидуальные занятия с педагогом, как альтернативная форма обучения, необходимы для танцевальных пар, вовлеченных в спортивное движение, т.к. только эта форма позволяет максимально раскрыть творческие возможности пары для того, чтобы во время соревнований дуэт был конкурентоспособным в борьбе за призовые места.

Форма индивидуальной работы педагога с танцевальным дуэтом решает такие задачи как выработка необходимых технических навыков движения, позволяющих добиваться максимального качественного уровня исполнения; составление индивидуальной конкурсной программы, основываясь на наиболее совершенно выполняемых элементах, развитие актерских навыков. Таким образом, можно сделать вывод о том, что данная форма­ преподавания реализует исключительно практическую часть феномена бального танца. Для реализации же той части педагогического потенциала, которая относится к формированию и совершенствованию духовных качеств личности требуются более сложные и совершенные формы организации учебно-воспитательной работы с танцорами.

Наилучшей средой для полноценной реализации педагогического потенциала бального танца может являться творческий коллектив. Творческий самодеятельный коллектив характеризуется следующими признаками: добровольностью объединения в свободное время; общедоступностью (независимо от образования, профессиональной принадлежности, возраста участников); стабильностью; совместной общественной деятельностью; четкостью организационной работы. Уровень решения коллективом учебно-воспитательных и художественных задач, а также специфика организации коллектива позволяют условно разделить все коллективы художественной самодеятельности на две группы:

·        Коллектив начального типа, или кружок. Это объединение учебного типа, где участники стремятся получить знания об искусстве, овладеть навыками творчества. В кружках­ участники разучивают относительно несложные произведения и исполняют их, как правило, перед «своим» зрителем.

·        Коллективы повышенного типа. В этих коллективах решаются более сложные учебно-воспитательные и художественные задачи. Участники занимаются специальным тренажем, знакомятся с основами и теорией данного вида искусства. Усложняется репертуар, возрастают требования к его художественному уровню. Более сложный репертуар и большая подготовленность участников позволяют коллективу выступать перед широкой аудиторией зрителей.

В творческом коллективе, как воспитательной среде, можно выделить два основных фактора обуславливающих высокий уровень реализации педагогического потенциала бального танца, условно их можно назвать как личностный и организационный. Личностный фактор заключается в специфических особенностях взаимодействия личности и коллектива, организационный - в уникальных возможностях коллектива в организации учебно-воспитательного процесса.

Организационный фактор обусловлен широким диапазоном форм учебно-воспитательной работы в хореографическом коллективе, которые применяются в том случае, когда все структурные элементы коллектива слаженно работают для достижения одной единственной цели - формирование гармонично развитой личности в системе занятий танцевальным искусством. К структурным элементам коллектива можно отнести официальных руководителей, участников коллектива, актив из числа участников, родительский комитет (для детских и юношеских коллективов),­ преподавателей. Все элементы данной системы имеют свои функции и находятся в постоянном взаимодействии и взаимозависимости друг от друга.

В современных условиях возникла настоятельная потребность в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые базовое (основное) образование и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребёнка.

Необходимость полного цикла образования в школе обусловлена прежде всего новыми требованиями к образованности человека, в полной мере заявившими о себе на рубеже XX и XXI веков. Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определённых знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребёнка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

В настоящее время широко распространена сеть различных учреждений дополнительного образования, как государственных, так и негосударственных, коммерческих. Однако статистика показывает, что формами и видами дополнительного образования детей охвачены далеко не все учащиеся, многие дети хотели бы заниматься в творческих объединениях дополнительного образования, но не могут сделать этого в основном по причине того, что их родители очень заняты на работе и у них нет возможности водить детей, помимо школы, в другие учреждения.

Достаточно продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развить его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне, при этом, в отличии от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения, его можно начать на любом возрастном этапе и в принципе в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь, и даже определение будущей профессии.

Задача всестороннего развития учащихся в общеобразовательной школе включает в себя требования повышения эстетической культуры подрастающего поколения и воспитание художественного вкуса. Эстетическое воспитание школьников будет не полным, если они не получат хотя бы основные знания и навыки в области искусства танца.

К сожалению, пока во многих общеобразовательных школах нет специально оборудованных классов для занятий хореографией, но в каждой школе имеются актовые залы, что уже даёт возможность для проведения уроков хореографии, а так же для создания хореографического коллектива.

Организовывая хореографический творческий коллектив в общеобразовательной школе, мы развиваем личность ребёнка, его интеллект и духовный мир в гармоничном единстве с искусством танца, приобщаем к коллективному творчеству, происходит общение детей разного возраста (в классе учатся дети одного возраста, массовые школьные мероприятия проводятся для учащихся примерно одного возраста и т.д.).

Цель такого коллектива не только научить танцевать ребёнка, но и создать для него такую среду обитания, где бы всесторонне развивалась его личность, способности, дарования. Самое главное - научить учеников уже в первом классе любить балет, сделать занятия увлекательными, радостными. Да, важно развернуть и растянуть ноги, поставить корпус, руки, научить пластичности и координации, научить прыгать, но и в тоже время необходимо выработать «рефлекс удовольствия» от всякого урока.

Хореографический коллектив в общеобразовательной школе оказывает существенное воздействие на учащихся: он способствует возникновению у ребёнка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Когда видишь, как несколько парней часами стоят в воротах какого-нибудь дворика, толкаются, хохочут, на спор бросают монету, чтобы продемонстрировать, как ловко кто-то ловит её на лету, понимаешь, что причина этому духовная и умственная пустота. Полная незагруженность чем-либо существенным. Занятость учащихся в ансамбле во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности, самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга. Участие коллектива в культурно-массовых мероприятиях школы способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.

2. Пять подходов проучивания па-тартье при преподавании народного танца

Народный танец - одна из древнейших форм нар. творчества, неразрывно связанная с жизнедеятельностью человека. Народный танец возник как отражение действительности в танцевально-музыкальных образах. Он входил в ритуальные представления, из которых позже выделился как обрядовый танец. Народный танец часто изображали трудовые процессы, связанные с охотой, земледелием, животноводством, различными ремеслами. Порой они носили воинственный характер. Некоторые танцы посвящались теме любви, выражали поклонение женщине. Народный танец является отражением национального характера, традиций, что сказывается в пластике и координации движений, соотношении их с музыкой. Большую роль в народном танце играют национальный костюм, аксессуары, музыкальное сопровождение на народных инструментах.

В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца.

Подходы к проучиванию па-тартье приводятся в таблице

Схема па-тартье

Упражнение

ОМУ

1.

ИП - стойка на левой, правая в сторону на носок, руки на пояс 1 - правую вперед на носок к носку левой 2 - сомкнутая стойка влево 3-1 позиция ног в полуприседе 4 - ИП

Осанка прямая Колено «выворотно» Развернуть стопу Опускаясь в полуприсед, развернуть носки наружу



Подходы к проучиванию па-тартье.

. Шаг «польки» (вперед, в повороте на месте).

. Шаг «галопа» вправо, влево (по 8, по 4, по 2 раза).

. Шаг польки в продвижении назад и в повороте на месте.

. «Переменный» шаг (3 шага вперед с фиксацией ноги вперед книзу) (3 шага вперед с фиксацией ноги назад на носок).

. «Припадание» (из стойки на носках шаг в сторону в полуприсед).

Повороты приставлением ноги. Выполнять на 45, 90, 180° с поворотом на одной ноге (на всей ступне, на полупальцах) и приставлением? ней другой.

Повороты переступанием. Данные повороты выполнять переступанием на полупальцах. На месте с продвижением по диагонали, дуге, кругу. В повороте с продвижением первый шаг на полупальцы указывает направление движения. В подготовительной фазе поворота голова держится прямо, взгляд направлен горизонтально, во время вращения голова вначале задерживается в первоначальном положении (взгляд направлен как до поворота), затем поворачивается быстрее и, опережая туловище, возвращается в и.п.

Скрестные повороты. Выполнять скрестным шагом одной впереди или сзади другой ноги на 180, 360°. Скрестный поворот на 180° шагом вперед или назад правую (левую) поставить впереди (сзади) опорной так, чтобы носки были на одной линии. Поднимаясь на полупальцы, выполнять поворот кругом на двух ногах (тяжесть тела равномерно распределить на обе ноги). Скрестный поворот на 360° шагом вперед, в завершающей фазе нога, выполняющая скрестный шаг, приставляется к опорной. В скрестном повороте шагом назад на 360° приставляется опорная нога.

Среди разновидностей скрестных поворотов следует отметить спиральный поворот, который представляет собой скрестный поворот шагом вперед с волной. Поворот выполняется из полуприседа с опережающим движением ног относительно туловища и с наклоном его во второй фазе.

Важной частью при изучении характерных танцев является познание и правильное исполнение движений танцев различных народов. Только тогда при разучивании нового танца исполнитель быстро и легко сможет справлятсья с лексикой. Приступая к разучиванию новых движений, педагог должен точно и ясно объяснить исполнителям все нюансы изучаемого материала, не только теоретически, но и практическим показом. В характерном танце, наблюдается множество движений, у которых есть общая структура. В связи с этим существуют различные подходы к разучиванию простейших движений.

Список источников


1. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1965. С. 275.

2.       Громов Ю.И.­ Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера. - СПб.: ИГУП, 1997.

.        Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. - М., 1974. С.

.        Парыгин Б.Д. Социальная психология: Учеб. пособие. - СПб.: СПбГУП, 2003.

.        Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001

.        Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. - М.: «Музыка», 1972. С. 129.

.        Эстетика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 2000.

танец бальный педагог дуэт

Похожие работы на - Организация детских танцевальных коллективов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!