Обучение детей правильному звукопроизношению

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,44 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Обучение детей правильному звукопроизношению

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Восточносибирская академия образования

Педагогический институт

Кафедра педагогики профессионального образования






Контрольная работа

Тема:

Обучение детей правильному звукопроизношению



Выполнила: Перетолчина Л.Н.

курс 2 группа

проверила: ст. преп. Галеева Е.В.




Иркутск 2012

Содержание:

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы овладения дошкольником правильного звукопроизношения

.1 Научные основы методики звукопроизношения

.2 Фонетические возрастные особенности речи детей

.3 Этапы обучения правильному произношению

Глава 2. Методика обучения звукопроизношения

.1 Методы и приемы обучения правильному произношению звуков

2.2 Обследование речи детей 3-4 лет 2 младшая группа

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования правильного произношения всех звуков родного языка. (5)

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости. (8)

В связи с этим нас заинтересовала проблема: обучение детей правильному звукопроизношению

Цель: обучение детей правильному звукопроизношению

Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач

Задачи исследования:

1.Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками

2.Раскрыть этапы обучения детей правильному произношению

.Рассмотреть методику обучения звукопроизношения на занятиях

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования - обучение правильному звукопроизношению.

Гипотеза нашего исследования - предполагается, что организованная работа по обучению детей правильному произношению в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития правильного звукопроизношения.

Методы исследования:

теоретические: анализ научной и методической литературы над проблемой исследования;

эмпирические: целенаправленные наблюдение за процессом развития детей, экспериментальное исследование, статистическая обработка результатов исследования.

Глава 1. Теоретические основы проблемы овладения дошкольником правильного звукопроизношения

.1 Научные основы методики звукопроизношения

Русский язык обладает сложной звуковой системой, поэтому на него обращают внимание многие исследователи, которые занимаются теорией звучащей речи. Именно на основе анализа звукового строя языка создается база для теоретического осмысления процессов, происходящих в языке. Ученые характеризуют звуковые единицы языка с точки зрения образования звука (это артикуляционные свойства языка), звучания (акустические свойства) и восприятия (перцептивные качества). Все эти единицы взаимосвязаны.

А.Н. Гвоздев показал, какую большую работу проделывает ребенок, овладевая фонологическими средствами языка. Для усвоения отдельных звуков речи ребенку требуется разное время. Правильные условия воспитания и обучения ребенка приводят к усвоению грамматической и звуковой сторон слова.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов дают основание полагать, что именно звуковая сторона языка рано становится предметом внимания ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, Ф.А. Сохин, М.И. Попова, А.А. Леонтьев, A.M. Шахнарович, Е.И. Негневицкая, Л.Е. Журова, Г.А. Тумакова).

Говоря об усвоении ребенком знаковой стороны языка, Л.С. Выготский подчеркивал, что сначала ребенок овладевает внешней структурой знака, т.е. звуковой. Д.Б. Эльконин писал: «Очевидно, что развитие связной речи у ребенка и тесно связанное с ним усвоение грамматического строя невозможны вне овладения звуковой системой языка», Последнее, по мнению Эльконина, представляет собой основу становления речи ребенка. «Овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка, или, как его называют, фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи».

Количество правильно произносимых звуков психологи связывают с расширением запаса активно используемых слов. Методика обучения дошкольников чтению, разработанная Элькониным и его последователями, основана на действии со звуковой стороной языка.

Фонетические наблюдения детей за артикуляцией создают основу не только для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи в ее произносительном аспекте. Л.В. Щерба подчеркивал, что изучение грамматики живого, произносимого языка приучает ученика к наблюдению над собственным языком: понимая значение слова, он связывает его со звуками, составляющими это слово. Отсюда начинаются наблюдения за произношением слова, явлением чередования гласных и согласных. (7)

Звукопроизношение - процесс образования речевых звуков, осуществляемый дыхательным, голосообразовательным и звукообразовательным отделами речевого аппарата при регуляции этого процесса центральной нервной системой. (6)

1.2Фонетические возрастные особенности речи детей

Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течении довольно длительного времени (от3 до 5 лет), причем не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правильно произносить все звуки (к 3-4 годам), другие усваивают их несколько позже (к 5-6 годам). Для произнесения одних звуков требуется простая артикуляция, для произнесения других - более сложная. Поэтому малыш усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее.

год жизни:

На первом году жизни у ребенка интенсивно развиваются головной мозг, а также органы речи. Головной мозг является основным регулятором тором деятельности организма. У новорожденного он еще недоразвит, имеет меньшую массу, менее сложную структуру. Начиная с первого года жизни мозг ребенка быстро развивается, изменяется его внутренняя структура. Одновременно с развитием мозга у малыша формируется физический и фонематический слух. Слуху принадлежит ведущая роль в овладении речью. Если ребенок не слышит, то речь без специального обучения развиваться не может. Слыша речь окружающих, малыш начинает сначала прислушиваться к звукам, отыскивать взглядом источник звучания, а затем и поворачивать голову к говорящему, сосредоточивая свое внимание на его лице, губах, пытаясь таким образом установить контакт со взрослым.

Одновременно с развитием слуха у младенца проявляются голосовые реакции, он произносит разнообразные звуки, слоги, различные звукосочетания. В 2-3 месяца появляется гуление, а в 3-4 месяца - лепет.

В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Эти звуки нечетки, порой они даже отсутствуют в родном языке ребенка, а некоторые из них вообще невозможно воспроизвести. Дети разных национальностей в этот период произносят одинаковые звуки независимо от того, какой язык они в дальнейшем усвоят. Однако потом малыш начинает произносить лишь те звуки родного языка, на котором говорят окружающие его люди.

Начиная со второго полугодия в лепете ребенка появляются четкие звуки. Среди них чаще всего встречаются гласный звук [а], согласные звуки [п], [б], [м], [к], [т] и некоторые другие. Однако эти звуки еще недостаточно устойчивы и произносятся лишь в небольших звукосочетаниях. На ранних этапах речевого развития ребенок, играя со звуками, упражняет свой речевой аппарат и слух, подготавливая их таким образом к правильному усвоению звуков в дальнейшем.

К концу года ребенок произносит в основном простые в артикуляционном отношении звуки: гласные [а], [у], [и], некоторые согласные: [м], [п], [б], [н], [т], [д], [к], [г]. Причем одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие - меньшее и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать, поэтому роль лепета имеет большое значение для его дальнейшего развития.

год жизни:

На втором году жизни дети довольно четко начинают произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [и], [о], но звуки [ы], [э] заменяют звуками [и], [йэ]; большинство согласных малыши еще или совсем не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Ряд твердых согласных они заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам [г], [д], [с], [з] (дяй вместо дай, сянки вместо санки). Отсутствуют также шипящие звуки, звуки [л], [р'], [р], что указывает на еще недостаточно окрепший артикуляционный аппарат ребенка.

Наряду с неправильным произношением звуков отмечается упрощенное произношение слов, когда они укорачиваются или произносится только один слог, чаще всего ударный или первый (ко или моко вместо молоко).

Часто одно и то же слово ребенок произносит по-разному, при этом можно наблюдать выпадение или замену то одного, то другого звука.(4)

год жизни:

К трем годам дети в основном овладевают звукопроизношением. Однако речь их еще несовершенна в фонетическом отношении. Для нее характерна общая смягченность («зюк» - жук, «сюба» - шуба, «неть» - нет и т.п.); замена заднеязычных звуков к, г переднеязычными - т, д («тутолка» вместо куколка, «дуси» вместо гуси), иногда замена звонких звуков глухими.

Значительная часть трехлетних детей не умеет произносить шипящие звуки, чаще всего заменяя их свистящими («сапка», «коска», «зук»). Отмечается неумение произносить звук р (пропуск или замена его), искажение звука л.

год жизни:

К началу четвертого года жизни ребенок при благоприятных условиях воспитания усваивает звуковую систему языка. Значительная часть детей овладевает многими звуками; совершенствуется словопроизношение; речь ребенка становится понятной для окружающих. Вместе с тем в речи детей имеется еще ряд несовершенств. В речевых нарушениях детей наблюдаются индивидуальные различия.

Заметим, в практике распространено мнение, что к четырем годам произношение детей соответствует возрастным особенностям и требованиям программы, больших отклонений от нормы не наблюдается. Несовершенства произношения детей младшего дошкольного возраста принято рассматривать как возрастную закономерность, которая изживается сама собой. Отсюда и недооценка необходимости обучения в сфере формирования звуковой стороны речи на этом этапе.

Овладение правильным произношением в младшем дошкольном возрасте затрудняется недостаточным развитием моторики речевого аппарата и фонематического слуха, недостаточной устойчивостью нервных связей. У детей пока еще отсутствует сознательное отношение к несовершенствам своего произношения.

Особенности возраста определяют и содержание обучения: преодоление общей смягченности произношения; воспитание правильной артикуляции и внятного произношения гласных звуков: а, у, и, о, э; уточнение и закрепление произношения согласных звуков п, б, м, т, д, н, к, г, ф, в; свистящих звуков - с, з, ц; развитие у детей речевого дыхания, слухового внимания и фонематического слуха, моторики речевого аппарата; подготовка артикуляционного аппарата к произношению шипящих и сонорных (л, р) звуков.

Дети среднего дошкольного возраста овладевают произношением всех звуков родного языка, в том числе и трудными в артикуляционном отношении звуками. Процесс овладения звуками сложный, для него характерна неустойчивость произношения, когда в одном звукосочетании ребенок правильно произносит звуки, а в другом - неправильно.

У части детей наблюдается несовершенное произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков в силу недостаточного развития речедвигательных механизмов.

В развитии звуковой стороны речи у детей на пятом году наблюдается своего рода противоречивость. С одной стороны - особая чувствительность, особая восприимчивость к звукам речи, в достаточной степени развитый фонематический слух; с другой стороны - недостаточное развитие артикуляционного аппарата и полное безразличие к артикуляции.

Содержанием обучения являются закрепление произношения гласных и согласных звуков, отработка произношения свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков.

год жизни:

К старшему дошкольному возрасту у детей развиваются способность к самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому учебная деятельность приобретает более серьезный характер. У детей наблюдаются случаи проявления взаимопомощи - внимание к речи друг друга, желание помогать товарищам.

К старшему дошкольному возрасту при правильной постановке работы дети овладевают произношением всех звуков родного языка. У них в достаточной степени развиты речевой слух, артикуляционный аппарат и речевое дыхание. Развиваются фонематическое восприятие и способность к звуковому анализу речи.

Ребенок начинает критически относиться к своему произношению, осознает его дефекты, смущается из-за них, иногда отказывается отвечать.

Из-за нарушений произношения дети заменяют в речи слова с дефектным звуком теми, где он отсутствует (не «огуец», а огурчик). По той же причине они могут неправильно выполнять задание, заменяя нужные слова другими, сходными с первыми по значению (вместо лошадка - конь, вместо мишка - медведь, вместо машина - грузовик).

На шестом году совершенствуют артикуляцию звуков, дифференциацию смешиваемых звуков, продолжают развивать восприятие речи.

год жизни:

На седьмом году происходит преимущественное развитие фонематического восприятия и звукового анализа речи. (1)

1.3 Этапы обучения правильному произношению

Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии.этап, подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания.

Правильное произношение звуков зависит от деятельности речевого аппарата в целом и от деятельности органов артикуляции, от их подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности. Так, трудный для произнесения звук р требует гибкости движений языка, быстрой вибрации его кончика. Шипящие звуки требуют сильной воздушной струи, подъема языка в форме "ковшика", округления губ и вытягивания их слегка вперед и т.д.

Поэтому необходимо систематически упражнять органы артикуляции, проводить упражнения, направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного положения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной струи, правильного дыхания.

С целью подготовки речевого аппарата используются разнообразные упражнения, которые проводят в основном в игровой форме, что создает условия для многократного их повторения.

Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение: "Кто как кричит?", "Что звучит?", "Чей домик?" и др. Используются звукоподражания шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др. Повторение лишенных смысла слогов (ша-шо-шу, ра-ро-ру) быстро утомляет и не дает положительных результатов, в то время как ребенку не надоедает щелкать языком, "как кучер", жужжать, "как пчела", гудеть, "как паровоз". В связи с этим следует заметить, что дети усваивают речь, подражая людям, а не звукам природы, мычанию коровы и пр., т.е. подражание звукам животных осуществляется опосредованно, через речь воспитателя

Для развития речевого дыхания проводят игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание карандашей, плавающих рыбок, лодочек. Однако дети не сразу справляются с заданием. Многие напрягаются, раздувают щеки и не могут сдуть лежащую пушинку. Этому детей надо учить. От простых игр переходят к более сложным, где требуется сильная воздушная струя воздуха, - детям предлагают подуть на плавающих в воде уток, гусей, лодочку; подуть на воду до образования брызг.

В процессе дыхательных упражнений ребенок учится правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох и длительный, сильный, плавный выдох. Не следует допускать, чтобы дети напрягались и уставали. Упражнения проводятся сидя, не более 1,5 мин (начиная с 0,5 мин).

Для развития речевого слуха, слухового внимания рекомендуются игры "Угадай, кто позвал?", "Угадай, что я сказала?", "Что делает Петрушка?", "Эхо" и др.

В индивидуальной работе используется артикуляционная гимнастика: облизывание языком верхней и нижней губы (слизывание меда); язык делается "жалом", "широкой лопаткой" и др.

II этап - становление звуков речи, или постановка звука. Это создание новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями. В большинстве случаев необходимо одновременно затормозить неправильную связь между представлением о звуке и его произношением.

Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы (шипящие, свистящие, р, л).

При полном отсутствии звука или при его неустойчивом произношении, что часто наблюдается у дошкольников, бывает достаточно фиксировать внимание ребенка на звуке. Это так называемая постановка звука по подражанию или вызывание звука. Обучение здесь основано на подражании детьми речи воспитателя, четкому произношению звука. Такой прием обучения возможно использовать только в легких случаях. Фиксация внимания на звуке происходит благодаря выделению звука в слове, более длительному и напряженному его произношению воспитателем и восприятию ребенком в этот момент его звучания и артикуляции.

Если невозможно поставить звук на основе подражания, используют объяснение артикуляции нужного звука и образец его произношения, сопровождаемые упражнением детей.

Доступно для детей объясняется положение зубов, губ и языка при произношении какого-либо звука. Дается образец, он повторяется детьми индивидуально, вначале теми, кто произносит его хорошо (дополнительный образец произношения), а затем теми, у кого наблюдаются недостатки. Наконец звук повторяют все хором.

В период становления звука надо быть внимательными к его появлению. Следует постоянно поддерживать новый звук, создавать необходимые условия. Воспитателю нужно прислушиваться к произношению детей. При нарушениях звука педагог напоминает существенные моменты его артикуляции, дает образец правильной речи.

Для упражнений необходимо давать детям новый речевой материал, так как хорошо знакомые ребенку стихи, картинки вызовут у него старое, привычное произношение звука.

III этап - закрепление и автоматизация звуков. С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи - речевого звука - в более сложные последовательные речевые структуры - в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится неправильно.

Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых.

Это трудная для нервной системы работа. Она требует большой осторожности и постепенности, что обеспечивается доступностью и систематичностью речевого материала (переход от изолированно произносимого звука к включению этого звука в звукосочетание, слово, фразу). Звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середине, в конце. Вначале создаются облегченные условия для произношения звука (звук в открытом слоге, в сочетании с двумя гласными, в закрытом слоге), затем они усложняются.

В этот период полезно сочетание нового материала со старым. Важны контроль за детской речью и контрольные упражнения (пересказ рассказов, рассказывание по картине). Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создание таких условий, чтобы в течение дня ребенок произносил его не менее 10-20 раз. Воспитатель показом артикуляции, напоминанием о своих прежних указаниях помогает ребенку овладеть речевым навыком.

Вновь появившийся звук надо поддерживать всеми средствами (одобрение ребенка, поощрение и т.д.). Большую устойчивость звука обеспечивает использование разных анализаторов: слухового - как ведущего, зрительного (показ артикуляции), тактильно-вибрационного (ощущение рукой дрожания гортани), осязательного (ощущение пальцами вытянутых губ), кинестетического (ощущение дрожания кончика языка при звуке р).

IV этап - этап дифференциации смешиваемых звуков. В основе его лежит дифференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим.

Дети не отличают новый звук от некоторых сходных с ним звуков и путают их (вместо сушка - "шушка", вместо Саша - "Шаша").Для дифференциации звука эффективен прием сравнения двух артикуляционных укладов и установление их различия. При сопоставлении двух звуков не следует сравнивать правильный звук с его искаженным вариантом. Рекомендуется проводить занятия по дифференциации звуков с использованием доступного детям игрового материала. Так, можно подобрать картинки по категориям: одежда, обувь, игрушки, цветы, овощи и т.д. В названиях предметов чередуются смешиваемые звуки (вишня - слива). Сначала детям дают две картинки, потом, усложняя игру, количество картинок доводят до трех-четырех (шуба - сапоги - шапка; кошка - собака - лошадь - свинья). Далее детям предлагают отдельные пары слов, которые обозначают предметы, не принадлежащие к одной группе. Фонетически эти слова различаются по одному звуку (усы - уши, мышь - мыс). Вначале в слове один из дифференцируемых звуков, затем оба звука (руль, орел, стрела, Лариса), далее - словосочетание, предложение (У Веры ручка лучше, чем у меня), потешки, пословицы, стихи ("Прилетели голуби, сели возле проруби", "Зайка летом серый, зимой белый"). Можно проводить упражнения и без картинок, на одном только словарном материале (нос - нож, коза - кожа, Юра - юла, коробка - колобок). Использование этих слов возможно в игре или разговоре:

Как позовешь кошку? - Кис-кис!

Как прогонишь воробья с огорода? - Кыш-кыш!

Благодаря таким упражнениям дети начинают быстрее и лучше улавливать смысловую разницу между словами. Затем переходят к заучиванию стихов, чистоговорок, содержащих те или другие звуки, нужные для дифференциации.

На всех этапах обучения звукопроизношению рекомендуются упражнения в форме игр: с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений, с пением; чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек, чистоговорок. Пересказ коротких рассказов и рассказывание по картинкам с учетом возраста и стоящих задач обучения начинается с этапа автоматизации звука. (1)

Вывод:

Таким образом, правильное произношение звуков может быть сформировано в том случае, если у детей достаточно развиты подвижность и переключаемость органов артикуляционного аппарата, речевое дыхание. Очень важно для формирования правильного звукопроизношения иметь хороший развитый речевой слух, так как он обеспечивает самоконтроль, а самопроверка всегда побуждает к совершенствованию.

Глава 2. Методика обучения звукопроизношения

.1 Методы и приемы обучения правильному произношению звуков

Произношение звуков у детей дошкольного возраста зависит от работы их речедвигательного аппарата. Поэтому, формируя правильное звукопроизношение, необходимо постоянно упражнять отдельные органы речедвигательного аппарата, особенно мышцы губ, щек, языка; развивать подвижность челюсти. Педагогические приемы должны помочь ребенку быстрее овладеть координацией артикуляционных движений. От точности и силы этих движений будет зависеть чистота, четкость произношения звуков и слов. Если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, своевременно преодолевается возрастное физиологическое косноязычие, то и тогда специальная работа по звукопроизношению и дикции необходима.

Специальные двигательные упражнения для мышц речевого аппарата необходимы так же, как общая гимнастика необходима для нормального развития организма. Поэтому работа по звукопроизношению и дикции не должна рассматриваться в детском саду как логопедическая. Она должна проводиться со всеми детьми, а не только с теми, которые имеют какие-нибудь отклонения в произношении звуков.

В связи с тем, что занятия по звукопроизношению выполняют одновременно роль речевой гимнастики, они, как и любая гимнастика, должны быть систематичны, Такие упражнения в младших группах проводятся ежедневно, в старших - минимум 3-4 раза в неделю (на занятиях и вне их).

Большинство артикуляционных упражнений, применяемых в детском саду, носит игровой характер. Структура игры позволяет многократно повторять одни и те же звукосочетания или слова (Пых-пых-пых! Пош-ш-шел!).

Основные методы для проведения этой работы следующие: дидактические игры с наглядным материалом или словесные («Чей домик?», «Магазин», «Оркестр»); подвижные или хороводные игры с текстом («Каравай», «Лошадки», «Поезд»); рассказы со звукоподражанием; заучивание специально подобранных потешек, стихотворений, а в старших группах - скороговорок.

Разнообразны методические приемы, которые применяются как в этих, специальных методах, так и в других, где есть возможность поупражнять детей в звукопроизношении (при рассматривании предметов или картин, рассказах из личного опыта детей, в наблюдениях на прогулке и т. д.). Основными приемами являются образец правильного произношения, хоровое и индивидуальное повторение (особенно хоровая речь небольшими подгруппами), сопряженная и отраженная речь, указание и объяснение. Частично используется и показ правильной артикуляции.

Если игра проводится вне занятия и в ней участвуют не все дети, желательно привлекать к ней не только плохо выговаривающих звуки, но обязательно и нескольких детей, хорошо и четко говорящих (речь их будет образцом для подражания).

Особого такта требует использование такого приема, как исправление неправильного произношения: нельзя прибегать к нему слишком часто; это излишне нервирует ребенка, отвлекает от игры или другой деятельности. Важно предоставить такому ребенку возможность для тренировки, для активной речи, привлекать его внимание к правильному произношению. Содержание игр подбирается с постепенным усложнением в них звукового материала, особенно это необходимо в младших и средних группах, где одновременно с закреплением трудных звуков преодолевается возрастная смягченность речи. Поэтому в первых играх звуки предлагаются в изолированном виде (поезд гудит - у-у-у, ружье стреляет - п-п-п!) или в простых сочетаниях с твердыми согласными (ту-ту, пых-пых, му-му, га-га). Во всех группах в начале года в игры и упражнения включаются наиболее легкие для произношения звуки (п, б, м, т, г, к). Воспитатель присматривается к работе артикуляционного аппарата детей, активизирует тех, у кого малоподвижны губы и челюсти.

После нескольких подобных занятий в содержание игры включаются более трудные звуки: шипящие (ш, ж, ч, щ), а также л и р. В этом отношении интересен опыт А.С. Фельдберг, которая рекомендует упражнять детей в усвоении всех звуков сразу. При этом ею были получены лучшие результаты, чем при работе над произношением звуков по очереди. Например, в игре «Чей домик?» при изображении котят сначала используются звукоподражания мяу-мяу, а затем - мур-мур; при изображении собачки - сначала ав-ав, а позднее - р-р-р- Воспитателю необходимо обращать внимание на точность своего словаря в многочисленных играх на звукоподражание. Дети должны слышать разнообразные слова, обозначающие издаваемые животными звуки: блеет, рычит, каркает, ржет, мычит, квохчет, кукует и т. д. Неправильно, если воспитатель все их заменяет глаголом кричит. (2)

2.2 Обследование речи детей 3-4 лет 2 младшая группа

Обследование проводилось в МБДОУ № 75 с 10 -15 сентября 2012 учебного года

Условия проведения: в нормальной обстановке в дневное время.

Обследование детей проводилось по программе под редакцией М.А. Васильевой, авторы - составители С.С. Дреер, А.Н. Потыкан (3)

Было обследовано 9 детей в возрасте 3-4 лет

Для обследования правильному звукопроизношению детей мы поставили перед собой ряд задач:

.Изучить особенности произношения звуков родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах

2.Оценить уровень отчетливого произношения фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.

1.Дидактическая игра «Назови предметы»

Материал: картинки с изображением шара, шубы, жука, зайца, рыбы, трамвая, лампы, лопаты.

Содержание диагностического задания:

Ребенку показывают картинки с изображением предметов, он их называет - взрослый отмечает звуки, которые ребенок не произносит или искажает.

Критерии оценки:

балла - ребенок произносит все звуки

балла - не произносит сложные звуки или шипящие

балл - не произносит и сонорные, и шипящие

Ф.И. ребенкаЗвонкие согласные (в, б, д, г)Свистящие (с, с,, з, з,, ц)Шипящие ш, ж, ч, щСонорные л, л,, р, р,БаллыКатя М.22217Алина Т.33129Дима М.12115Баэл З.32229Лера Т.32128Ангелина П.22217Мунарбек Р.23229Мухаммед С.32117Маша Х.22116

От сюда следует, что трое детей имеют высокий уровень развития, 5 детей имеют средний уровень развития и 1 ребенок имеет низкий уровень развития. Детям сложно произносить сложные звуки и шипящие, а ток же сонорные

. Чтение русской народной потешки «Как у нашего кота»

Содержание диагностической методики:

Педагог предлагает ребенку послушать русскую народную потешку «Как у нашего кота», затем произносит потешку повторно вместе с ребенком.

Критерии оценки:

балла - ребенок отчетливо произносит фразы, используя интонацию целого предложения, регулирует силу голоса, темп речи.

балла - ребенок затрудняется произнести некоторые фразы, но использует правильную интонацию, регулирует силу и темп речи.

балл - речь ребенка не отчетлива, интонацию не использует, силу голоса и темп речи не регулирует

Высокий уровень - 12-9 баллов, средний уровень - 8-6 баллов, низкий уровень - 5-3 балла

Ф.И. ребенкаОтчетливо произносит фразыИспользует интонациюБаллыРегулирует силу голосаТемп речиКатя М.1113Алина Т.1113Дима М.2226Баэл З.2125Лера Т.1113Ангелина П.2125Мунарбек Р.2226Мухаммед С.1113Маша Х.2226

В итоге высшего балла нет ни у одного ребенка, средний уровень имеют 3 детей и низкий уровень имеют 6 детей. Дети затрудняются произносить некоторые фразы, не все дети используют правильную интонацию. Регулируют силу и темп речи. 6 детей не регулируют силу голоса, 4 ребенка темп речи не регулируют.

Вывод:

Таким образом, в процессе изучения произношения звуков родного языка и четкого артикулирования их в звукосочетаниях и словах, а так же в определении уровня отчетливого произношения фраз, при использовании интонации целого предложения и в умении регулировать силу голоса и темп речи, перед нами встала задача наметить методику совершенствования работы по обучению детей правильному звукопроизношению с детьми 3-4 лет

Мы наметили этапы по формированию правильного звукопроизношения:

этап. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата - в игровой форме уточнение с детьми определенных движений и положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного звукопроизношения

Игра «Кормление птенцов»

Упражнение «Кто лучше сделает дудочку»

Игра «Кто умеет улыбаться»

Упражнение «Губы круглые, как бублик»

Игра «Посидим в тишине»

Игра «Построим заборчик» и т.д.

этап. Уточнение звука или его вызывание по подражанию - использовать способность ребенка к подражанию. Закреплять произнесение звука с теми детьми, у которых он есть, и вызывать по подражанию у тех детей, которые еще не произносят, фиксируя внимание ребенка на звучании и артикуляции звука.

Игра «Успокоим куклу»

Ирга «Поезд»

Игра «лошадки»

Игра «Хороша кукла Маша, только зубы болят у куклы нашей»

Игра «Кто как кричит»

Игра «Накормим телят»

Игра «Снежинка»

Игра «Пузырь»

Упражнение «Волк воет» ит.д.

этап. Уточнение правильного произношении звука - звук уточняется в словах, потешках, стихотворениях, рассказах. Материал дается не весь последовательно, а выборочно, по усмотрению воспитателя.

Игра «Чудесный мешочек»

Игра «Кто как кричит»

Игра «Покажи и назови»

Игра «Чего не хватает»

Игра «Волшебный сундучок»

Игра «Найди пару»

Игра «Лото»

Игра «Магазин»

Игра «Отгадай» и т.д.

Заключение

Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 3 - 4 лет.

Обучение правильному звукопроизношению выделяется как ведущая линия развития речи детей 3-4 лет.

В этом возрасте накапливается, уточняется и совершенствуется словарь. Дети точнее употребляют нужные по смыслу слова.

Основная задача развития звуковой культуры речи на данном этапе сводится к вырабатыванию у детей правильного произношения всех звуков родного языка с отчетливым и внятным произношением слов и фраз и подготовке детей к развитию фонематического слуха.

Во II-ой младшей группе развитие звуковой культуры речи осуществляется в процессе работы над звукопроизношением при последовательной отработке всех звуков родного языка. При этом формируется не только навык правильного произношения тех или иных звуков, но и связи слухового и артикуляционного контроля, без которого невозможно правильное произнесение звуков.

На этом этапе обучения у детей развивается артикуляционный аппарат, формируется четкое произношение слов и фраз, вырабатывается умение слышать отдельные звуки в словах и умение произносить их более четко, чем другие, развивается слуховое восприятие.

Основное внимание направлено на формирование правильного произношения гласных а, о, у, ы, э, и и согласных п, б, т, д, к, г, м, в, ф.

Последовательная отработка этих звуков позволит в дальнейшем совершенствовать звуковую культуру речи, создаст предпосылки для лучшего произношения сложной группы звуков (с, з, ц, ш, ж, ш, и др.), а также подготовит детей к развитию фонематического слуха на следующем этапе обучения.

Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкальные инструменты -- дудочка и колокольчик; дудочка дудит «ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь», тем самым закрепляется произношение твердых и мягких звуков.

Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков) отрабатывается с помощью специального речевого материала; это - шутки-чистоговорки («Бы-бы-бы -- идет дым из трубы»), а также потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами»), упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка -- мишка).

Игры и упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически объединить. Так, после рассматривания картинки «Еж и ежата» взрослый предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша - мы купаем малыша; шу-шу-шу - дам грибочек малышу; ши-ши-ши - где гуляют малыши? или: жа-жа-жа - мы увидели ежа; жу-жу-жу - мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи - где грибы берут ежи?»). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.

дети звукопроизношение дыхательный гимнастика

Список литературы

1.Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников (Текст) / М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000. -399с.

2.Бородич, А.М. Методика развития речи детей (Текст) / А.М. Бородич. - М.:

Изд-во Просвещение, 1974. - 285с.

.Комплексная диагностика уровней освоения программы под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой / Диагностический журнал.

4.С.С. Дреер, А.Н. Потыкан. - Волгоград: Изд-во Учитель, 2011.- 50с

.Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок (Текст) / А.И. Максаков.- М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 148с.

.Сохина, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста (Текст) / Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1976. - 220с.

.Дошкольное образование. Словарь терминов / Н.А. Виноградова (и др,) М.: Айрис-пресс, 2005.- 400с.

.Ушакова О.С. теория и практика развития речи дошкольника (Текст) / О.С. Ушакова - М.: Сфера, 2010.- 240с.

.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения (Текст) М.Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 1980. - 239с.

Приложение

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

. Взрослый показывает выполнение упражнения.

. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. 4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). 5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений. Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации <#"justify">1.Наказать непослушный язычок.

Цель: вырабатывать умение расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

Внимание!

. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

. Вкусное варенье

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!

. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

. Пароход гудит.

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх. Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук "ы" (как гудит пароход).

Внимание!

Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

. Индюк

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет).

Внимание!

. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

. Качели

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у. Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Внимание!

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

. Лошадка

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание!

. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

. Лошадка едет тихо

Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука "л".

Описание: ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно. Внимание!

. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.

. Кончик языка не должен загибаться внутрь.

. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

. Дует ветерок

Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой. Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков (ш, ж, щ, ч)

1.Наказать непослушный язычок.

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…

Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

Внимание!

. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

. Сделать язык широким

Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Внимание!

. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.

. Боковые края языка должны касаться углов рта.

. Приклей конфетку

Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Внимание!

. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.

. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.

. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).

. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

. Грибок

Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.) Внимание!

. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.

. При повторении упражнения надо открывать рот шире. 5. Кто дальше загонит мяч.

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Внимание!

. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

. Нельзя надувать щёки.

. Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

. Вкусное варенье.

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!

. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

. Гармошка

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Внимание!

. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.

. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.

. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка. 8. Фокус. Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Внимание!

. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики. В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Упражнения с шариком

Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.

. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.

. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

. Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку".

. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.

. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку. Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

Упражнения с ложкой

. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Упражнения для языка с водой "Не расплескай воду"

. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10-15 секунд. Повторять 10-15 раз.

. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10-15 раз.

Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом

Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.

. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10-15 секунд.

. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.

. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз.

. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим - расслабление чередуются 10-15 раз.

. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.

. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или "лопатки" (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.

. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме "лопатки" ("блинчика"). Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.

. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Упражнения дыхательной гимнастики

1. Снег. Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

. Кораблики. Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

. Футбол. Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".

. Буль-бульки. Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.

. Волшебные пузырьки. Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

. Дудочка. Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

. Губная гармошка. Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

. Цветочный магазин. Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

. Свеча. Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

. Косари. Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и "отведение косы" в сторону, на сильную - выдох и "взмах косой".

Похожие работы на - Обучение детей правильному звукопроизношению

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!