Создание первого полного собрания законов Российской Империи

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    6,34 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Создание первого полного собрания законов Российской Империи















Создание первого полного собрания законов Российской Империи

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

§ 1. Неудачные попытки систематизации законодательства в XVIII и первой четверти XIX в.

§ 2. История создания полного собрания законов Российской Империи (1826-1830)

§ 3. Структура полного собрания законов Российской Империи

Заключение

Использованные источники и литература

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Когда законы нарастая один над другими,

умножатся до такого количества или придут

в такое смешение, что представится необходимым

сделать им в самом существе их разбор и устроить

их в другой лучший и удобнейший состав:

то да будет сие первым делом,

важнейшим подвигом законодательства.

М.М. Сперанский

Необходимость регулирования общественных отношений предопределяет создание новых нормативно-правовых актов. В настоящее время законодательство разрастается огромными темпами, дублирование, несогласованность и противоречивость норм влекут за собой сложности в его применении и изучении.

Указ Президента Российской Федерации от 6 февраля 1995 г. «О подготовке к созданию Свода Законов Российской Федерации» положил начало официальному изданию Свода Законов Российской Федерации, что послужило поводом для обращения к предыдущему опыту систематизации законодательства, в том числе и к созданию в первой половине XIX века Полного Собрания и Свода Законов Российской Империи. Именно в этот период Российской истории юридическая наука испытывает мощный подъём, производятся масштабные кодификационные труды, появляется система законодательства, наводится порядок в управлении и правосудии. Полное собрание и Свод законов Российской Империи ознаменовали собой новый этап в развитии российской правовой системы. Выдающийся российский правовед С.С. Алексеев видит назначение Свода законов в укреплении правовой основы государственной и общественной жизни, обеспечении стабильности и доступности законодательства для всех, усилении охраны правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.

Задачами настоящей работы являются определение причин, предпосылок и выявление участников создания Полного Собрания.

Основные хронологические рамки исследования: 1825 - 1830 гг. - период создания первого Полного Собрания. Также будут затронуты XVIII в. и первая четверть XIX в. - время накопления достаточного правового опыта, и вторая половина XIX в. - с целью освещения дальнейшего развития систематизации законодательства.

§ 1. Неудачные попытки систематизации законодательства в XVIII и первой четверти XIX в.

первое полное собрание закон российский

После принятия в 1649 г. Соборного Уложения законодательство множество раз дополнялось и претерпевало изменения. Узаконения зачастую противоречили друг другу, создавая неразбериху. Со временем масштаб хаоса правовых норм только увеличивался, делаясь необъятным. Не было даже достоверных сведений о количестве нормативных актов. Чиновники умело пользовались обстоятельством собственной монополии на знание нормативной базы, извлекая выгоду из необозримости законодательства. И.В. Селиванов, работавший в конце 1820-х годов в Сенате, вспоминал впоследствии, что при рассмотрении поступивших в Сенат из низших инстанций дел он нередко сталкивался с фактами, когда «уголовные палаты приводили в своих решениях такие законы, которые никогда издаваемы не были». Данная ситуация не способствовала повышению роли правового регулирования общественных отношений, подрывала правопорядок и авторитет судебных органов.

С указа Петра I от 18 февраля 1700 г., в котором он положил начало первой комиссии - Палате об Уложении и повелел ей «Снести Соборное Уложение 1649 года с Постановлениями, после него состоявшимися», начались неоднократные создания комиссий по систематизации законодательства. Всего за период 1700 - 1826 гг. было учреждено десять комиссий: 1700 г., 1714 г., 1720 г., 1728 г., 1730 г., 1754 г., 1760 г., 1767 г., 1797 г. и 1804 г.

В 1796 году Император Павел I создал кодификационный орган под названием Комиссия для составления законов. Ей удалось написать семнадцать глав о судопроизводстве, девять - о вотчинных делах и тринадцать глав о законах уголовных.

После последнего дворцового переворота этот орган был полностью реорганизован и переименован Александром I в Комиссию составления законов. Она просуществовала до 1826 г. сначала при Непременном Совете, затем при Министре юстиции, а с 1810 г. при Государственном Совете. Но, по мнению юриста М.А. Лозина-Лозинского, Комиссия составления законов не реализовала поставленную перед ней задачу и полностью себя дискредитировала.

Существует и другая, противоположная предыдущей точка зрения: Комиссия не достигла поставленной цели, но её деятельность имела существенное значение для дальнейшей работы по систематизации законодательства. Накопленный ею опыт был чрезвычайно ценен и широко использовался при создании Полного Собрания и Свода Законов Российской Империи. Именно в этот период были заложены методические принципы и основы кодификационной техники.

В рескрипте на имя председателя Комиссии П.В. Завадовского Александр I осуждает беззаконие и произвол чиновников на местах, заявляет необходимость кодификации законодательства. Но даже общего плана работ Комиссии представлено не было. Такая инертность объяснялась прежде всего позицией самого Александра I, которому было удобно создать видимость преобразования законодательства, предназначенную для обмана общественного мнения. По свидетельствам протоколов заседаний Негласного комитета существенные реформы отодвигались на отдалённое будущее. Основной причиной неудач предыдущих комиссий по систематизации законодательства была названа «нестабильность законов».

Для осуществления кодификационных работ было решено прибегнуть к опыту зарубежных стран и помощи западных правоведов. Одним из главных участников Комиссии составления законов стал прибалтийский немец Г.А Розенкампф, призванный оживить её деятельность. В своём подготовленном по поручению Александра I проекте кодификационных работ Розенкампф предлагает на первом этапе изучить действующее законодательство, а затем - внесение изменений в законодательство вслед за изменениями в государственный строй. Розенкампф первым высказал мысль о создании уложения по отраслевому принципу, а не по сословному, как это было ранее. Новый принцип впоследствии будет развит М.М. Сперанским.

В 1809 г. во главе Комиссии составления законов был назначен М.М. Сперанский, имевший больший авторитет в глазах Александра I, чем Розенкампф. Поездка Сперанского вместе с императором в Эрфурт оказала существенное влияние на взгляды и дальнейшую работу Комиссии, ориентировала её деятельность на создание проектов кодифицированных законодательных актов в основных сферах правового регулирования: Гражданское, Торговое и Уголовное уложения Российской Империи. Но перечисленным документам суждено было остаться в проектах. В итоге результат остался прежним, а количество узаконений возросло.

Основными причинами неудач Комиссии называют отсутствие строгой программы работ, надлежащей подготовки и практического опыта её участников, двойственность политики Александра I в данной области.

Однако, несмотря на отсутствие явного результата, Комиссия имела существенное значение для дальнейших работ по систематизации законодательства, её заслугой было накопление необходимого опыта, практических и теоретических знаний. Комиссия составления законов подвела российское законодательство к новому и более продуктивному этапу его развития.

§ 2. История создания Полного Собрания законов Российской Империи (1826-1830)

декабря 1825 года на престол вступил Николай I. Практически сразу новый император обратил внимание на чрезвычайную хаотичность и бессистемность законодательства. Учитывая опыт предыдущих попыток кодификации, Николай I специальным указом от 31 января 1826 г. выделил в сферу личного контроля и руководства систематизацию законодательства, образовав в составе Собственной Его Императорского Величества канцелярии специальное II отделение. К ведению данного органа относилось упорядочение узаконений, что должно было способствовать правовому обоснованию деятельности Николая I и стабилизации положения в стране. II отделение Императорской канцелярии подчинялось непосредственно императору, минуя подчинение Правительствующему Сенату. Такое положение данного органа позволяло миновать бюрократическую волокиту и тем самым ускорить процесс работ.

Непосредственным руководителем и идейным вдохновителем работ стал М.М. Сперанский (не получивший никакого официального титула), хотя, формально на должность начальника II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии был назначен профессор М.И. Балугьянский, ранее старший чиновник Комиссии составления законов. Такое отношение Николая I к Сперанскому, вызванное изначальным недоверием, вскоре изменилось на противоположное: Сперанский быстро зарекомендовал себя в глазах нового императора исполнительным и чрезвычайно работоспособным человеком. Его роль в создании Полного Собрания и Свода законов Российской Империи огромна: именно Сперанский выработал принципы и основные идеи систематизации законодательства; каждая страница всех многотомных изданий была прочитана им лично, прошла его тщательный анализ и нередко корректировку. Михаил Михайлович являлся сторонником реформ, в том числе и в области создания кодификаций, отмечая, что реформа сама по себе, вне зависимости от степени качества её воплощения, является серьёзным шагом вперёд.

Составление Полного Собрания законов Российской Империи М.М. Сперанский разделял на три этапа:

. Осуществление архивных работ, подготовка реестров всех существующих узаконений

.

Похожие работы на - Создание первого полного собрания законов Российской Империи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!