Тема: Современный механизм кредитования и перспективы его развития

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    253,57 Кб
Современный механизм кредитования и перспективы его развития
Современный механизм кредитования и перспективы его развития
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

1. Теоретические аспекты современного механизма кредитования

1.1 Понятие, функции и элементы системы кредитования

В современной экономической литературе существует две основные трактовки происхождения слова «кредит». Одни экономисты полагают, что это понятие берет начало от латинского слова credit, что в переводе означает «он верит» (или от слова credо верю). Другие связывают его появление с латинским термином creditum, который переводится как ссуда (долг).

На практике кредитные отношения представляют собой передачу в пользование материальных ценностей в денежной или товарной форме на условиях возвратности, срочности и платности, что осуществляется в виде конкретных кредитных сделок, формы и условия которых отличаются значительным многообразием.

Субъектами кредитных отношений являются кредитор и заемщик. Ими могут быть любые юридически самостоятельные лица и дееспособные граждане, которые в состоянии нести материальную ответственность по обязательствам кредитной сделки.

Кредитор - это субъект кредитных отношений, передающий стоимость во временное пользование, а заемщик - субъект, получающий кредит и обязанный возвратить его в установленный срок. В рамках кредитных отношений они могут меняться ролями: кредитор может стать заемщиком, а заемщик - кредитором.

Объектом кредитной сделки выступает ссуженная стоимость, то есть стоимость в денежной или товарной форме, которую кредитор передает во временное пользование заемщику.

Функции кредита.

В современных условиях кредит выполняет две основные функции: перераспределительную и функцию замещения наличных денег кредитными операциями.

Назначение кредита в перераспределительной функции заключается в том, что с его помощью временно свободные средства в денежной или товарной форме, принадлежащие одним экономическим субъектам, передаются во временное пользование других экономических субъектов на условиях возвратности, срочности и, как правило, платности.

Назначение кредита в функции замещения наличных денег кредитными операциями заключается в создании на его основе платежных средств, использование которых приводит к экономии издержек обращения. Данная функция связана со спецификой современной организации денежного оборота, т.е. преобладанием безналичной формы расчетов. Предоставление кредита осуществляется главным образом через банки. Помещая и храня деньги в банке, клиент тем самым вступает с ним в кредитные отношения и, кроме того, создает условия для замены наличных денег в обороте кредитными операциями в виде записей по банковским счетам. Становится возможным осуществление безналичных расчетов и предоставление кредитов в безналичном порядке.

Принципы кредитования.

К основным принципам кредитования относят срочность и возвратность, целевой характер, материальную обеспеченность, платность.

Срочность и возвратность означают, что кредит, предоставляемый кредитополучателю, должен быть возвращен в срок, определенный кредитным договором.

Целевой характер кредита, его назначение определяет, прежде всего, кредитополучатель, однако и банк при выделении кредита исходит из его назначения, из конкретного объекта кредитования, из конкретного проекта. Соблюдение принципа целевого направления кредита обеспечивает его возвратность в установленные сроки, так как эти сроки рассчитаны на выполнение определенных хозяйственных операций.

Принцип материальной обеспеченности кредитования означает, что кредитополучатель должен осуществить прокредитованный проект, приобрести те товарно-материальные ценности или осуществить затраты, под которые выдан кредит.

Табл. 1.1. Признаки классификации

Формы кредитаВ зависимости от ссуженной стоимости - Товарная - Денежная - Товарно-денежная (смешанная)Участники кредитной сделки, цели кредита- Банковский кредит - Государственный кредит - Ипотечный кредит - Лизинговый кредит - Коммерческий кредит - Потребительский кредит - Факторинговый кредитНазначение кредита- Производительная - ПотребительскаяСпособы предоставления- Прямая - КосвеннаяСфера функционирования- Национальный кредит - Международный кредит

Товарная форма кредита исторически предшествовала денежной. В чистом виде она означает предоставление и возвращение ссуженной стоимости в форме товарных стоимостей. Преобладающей является денежная форма, когда предоставление кредита, его возврат и уплата процентов производится деньгами (банковский кредит, ипотечный и др.). В современных условиях товарная форма кредита обычно сочетается с денежной формой его погашения, например, лизинг, коммерческий кредит, продажа товаров в рассрочку платежа, прокат вещей.

Целей получения и объектов кредитования множество, но их можно сгруппировать в виде производительной и потребительской формы кредита. Производительная форма кредита предполагает использование его на цели производства и обращения, на производительные цели. Потребительская форма используется для потребительских нужд населения.

Основной формой кредита, из которой, по сути, проистекают все остальные, является банковский кредит, который представляет собой движение ссудного капитала, предоставляемого банками взаймы за плату во временное пользование.

1.2 Характеристика современного механизма кредитования в зарубежных странах

Практика развития кредитных систем ведущих зарубежных стран убедительно свидетельствует, что диверсификация деятельности банков, базирующаяся на сочетании депозитно-ссудных и эмиссионно-инвестиционных операций, усиливает их конкурентные позиции на рынке и наиболее полно отвечает потребностям современного финансового капитала.

Наибольшее распространение потребительский кредит получил в США.

Однако разница в стартовых позициях стран после Второй мировой войны предопределила особенное положение рынка США как наиболее емкого и развитого.

История законодательства о потребительских кредитах в США насчитывает не один десяток лет. Единый Кодекс о Потребительских Кредитах (The Uniform Consumer Credit Code) первоначально был принят в семи штатах. Целью этого акта было защитить потребителей, получающих кредиты для финансирования покупок, гарантировать правильное, адекватное предоставление услуг по кредитованию, регулировать кредитную индустрию в целом.

Закон о потребительском кредите разработан специальными уполномоченными по унификации законодательства штатов в 1968 г. Закон был принят почти четвертью штатов и охватывает много областей, присутствующих в Федеральном законе о защите потребителя. Закон устанавливает:

справедливые правила предоставления кредита;

верхние пределы ставок;

правила продажи по передаче и продаже в рассрочку, оговорки к контрактам, средства судебной защиты кредитора, решения суда о взыскании остатка долга по реализации обеспечения, наложения ареста на имущество должника и др.

Он также регулирует кредитные сделки, охватывающие большую часть продажи недвижимости, товаров и услуг лицами, регулярно участвующими в продаже в кредит.

Регулирование ипотечных отношений в США осуществляется согласно федеральному законодательству и законом штатов. В соответствии с этим кредитор обязан предоставить заемщику подробнейшую информацию о кредите, а физическое лицо ничем не должно быть ограничено в своем праве на получение кредита.

Исходя из того, что одной из важных задач государства является создание эффективной системы кредитования сельскохозяйственных и промышленных предприятий и обеспечение граждан жильем, можно отметить следующие исходные принципы ипотечного кредитования:

защита интересов как кредиторов, так и заемщиков. Этой цели служат страхования, специальные правительственные программы, процедура обращения взыскания на заложенное имущество и т.д.;

приоритетность в кредитной сфере для организаций, специализирующихся на ипотеке.

1.3 Проблемы организации механизма кредитования в коммерческих банках России

Финансовый кризис и его последствия оказали весьма негативное воздействие на все кредитные организации в России. В 2009-2010 году количество действующих кредитных организаций сократилось с 1108 до 1012. В 2009-2010 гг. сохранилась тенденция к уменьшению числа действующих кредитных организаций, наблюдавшаяся во всех федеральных округах РФ.

Рис. 1. Динамика изменения количества кредитный учреждений

Крупные многофилиальные банки в 2009-2010 гг. проводили политику снижения издержек за счет уменьшения количества своих региональных подразделений. Количество филиалов действующих кредитных организаций снизилось с 3470 до 2926.

За 2009-2010 гг. произошло увеличение числа кредитных организаций с величиной зарегистрированного уставного капитала более 300 млн. руб. на 17, однако заметно сократилось число кредитных организаций с зарегистрированным уставным капиталом мене 60 млн. руб.

Структура активов в 2010 году претерпела достаточно сильные изменения. В первую очередь стоит отметить резкий рост доли ценных бумаг с 8,4% на 1 января 2009 года до 17.2% к концу 2010 года.

Увлеченность банков ценными бумагами (в первую очередь долговыми) объясняется тем, что, несмотря на рост числа заемщиков с высоким кредитных качеством, их по-прежнему остается мало.

Рис. 2. Количество кредитный учреждений с различными уставными капиталами

Таким образом, рост доли ценных бумаг в активах был обеспечен сокращением доли ссудного портфеля с 71,2% на 1 января 2009 года до 65.6% на 1 января 2011 года.

В целом изменения в структуре активов свидетельствуют о том, что банки фактически были вынуждены искать альтернативные кредитованию способы вложения средств, пока ситуация в экономике не начнет улучшаться, и, соответственно, кредитный риск снизится до приемлемого уровня. Во второй половине 2010 года кредитование начало постепенно оживать, но пока доля кредитного портфеля в активах не растет.

Дальнейшего роста доли ценных бумаг в активах банков в ближайшее время не ожидается, так как ситуация в экономике улучшается. Напротив, можно с высокой долей вероятности утверждать, что будет наблюдаться сокращение доли ценных бумаг в активах банковского сектора за счет роста кредитного портфеля.

Современная экономика требует от банков, во-первых, предложения продуктов и услуг, в которых на первое место выйдет цена.

Во-вторых, банковский бизнес ждет примитивизация продуктов и услуг. Самый яркий пример такой примиватизации - активно развивающаяся сейчас на Западе модель прямого кредитования, кредитования одним индивидуумом другого индивидуума - peer-to-peer lending. По сравнению с продвинутыми финансовыми инструментами такая конструкция кредитования предельно тривиальна, но эффективна. Другой пример - развивающаяся тенденция бартерных сделок, использования разного рода квази-денег для обеспечения товарообмена между компаниями. Понятно, что это не переход к новым финансовым инструментам, и вряд ли современные банкиры видят себя участниками или организаторами таких «небанковских» конструкций. Однако если банки хотят выживать и развиваться, то им стоит отслеживать тренды такого рода и играть активную роль во всех подобных начинаниях.

Корпоративное кредитование будет видоизменяться - все чаще и чаще в качестве единственного возможного залога будет выступать доля в акционерном капитале. Банки будут вынуждены заниматься несвойственными им делами - гораздо глубже вникать в деятельность заемщика, входить в советы директоров, анализировать и корректировать управленческие решения. В новой реальности для банков, возможно, это будет единственный способ хоть как-то снижать свои риски.

На данный момент большинство крупных банков уделяют значительное внимание развитию кредитования малого бизнеса. Однако на этом пути банки также сталкиваются с проблемами.

Можно выделить шесть основных проблем, с которыми сталкиваются банки при кредитовании субъектов малого бизнеса:

) невысокая легитимность малого бизнеса;

) нестабильное финансовое положение;

) отсутствие залогового обеспечения;

) низкая финансовая грамотность представителей малого бизнеса;

) стереотипы и предубеждения представителей малого бизнеса;

) отсутствие должной поддержки на федеральном уровне.

В настоящее время банки стали более серьезно относиться к анализу финансового состояния заемщика. В большинстве случаев в качестве подтверждения денежного потока предпринимателя теперь учитывается только выручка, отраженная в налоговой декларации.

Многое зависит и от системы налогообложения, применяемой предпринимателем.

Многие банки сейчас изменяют систему оценки рисков, некоторые уже ввели систему оценки кредитоспособности в зависимости от направления бизнеса. Так, труднее всего получить кредит будет тем, кто связан с металлургией, строительством, финансовым сектором.

Кроме того, банки выдвигают все более жесткие требования к возрасту бизнеса.

Как правило, в качестве гарантий возврата кредита банки требуют залог или поручительство (а иногда оба вида гарантий вместе).

2. Анализ механизма кредитования в коммерческом банке (на примере ОАО АКБ «Ак Барс Банк»)

2.1 Организационно-экономическая характеристика банка

Акционерный коммерческий банк «АК БАРС» (Открытое акционерное общество) зарегистрирован в ЦБ РФ и успешно работает на финансовом рынке России с 1993 года.

Банк располагает всеми видами существующих в Российской Федерации банковских лицензий и оказывает более 100 видов банковских услуг для корпоративных и частных клиентов.

Сегодня «АК БАРС» Банк обслуживает более 2 миллионов частных лиц и свыше 47 тысяч корпоративных клиентов.

На 01.07.2012 филиальная сеть «АК БАРС» Банка, насчитывает 20 филиалов в Республике Татарстан, 22 филиала в крупных городах России, 144 дополнительных офисов, 146 операционных касс, 8 операционных офисов и 1 передвижной пункт кассовых операций.

СредстваДоляСумма активов37,89%Собственные средства48,77%Привлеченные средства38,89%Выданные кредиты33,05%

Табл. 4. Ключевые показатели развития Банка

ПоказателиЕдиницы измеренияна 01.01.2011 г.на 01.01.2012 г.ИзменениеТемп ростаАктивымлн. руб.226 550240 74214 193106%Капитал (с учетом субординированного кредита)млн. руб.36 35135 329-1 02297%Акционерный капиталмлн. руб.28 21528 2150100%Чистая ссудная задолженностьмлн. руб.163 087150 243-12 84492%Чистые вложения в ценные бумагимлн. руб.19 86341 76821 905210%Средства клиентовмлн. руб.121 188149 58828 400123%юридических лицмлн. руб.89 797102 44112 644114%физических лицмлн. руб.31 39147 14715 756150%Прибыльмлн. руб.62665126104%Чистая прибыльмлн. руб.602568-3494%Территориальная сетьточки присутствия3263271100%Количество клиентов юридических лицединиц44 27147 1492 878107%Количество клиентов физических лицединиц2 058 6612 195 756137 095107%

Инвестиции в дочерние и зависимые организации возросли и составляют 1 602 243 тыс. рублей, что на 2,06% выше, чем на соответствующую дату прошлого года.

Неиспользованная прибыль за отчетный период, согласно балансу, составляет 1 340 911 тыс. рублей, что так же выше, чем на соответствующую отчетную дату прошлого периода.

Стабильность деятельности Банка гарантирует оплаченный уставный капитал в размере 28,2 млрд. руб. Величина собственного капитала на 1 июля 2011 г. составляет 35,7 млрд. руб.

Табл. 5. Показатели финансово-экономической деятельности

Наименование показателяНа 1 января 2008На 1 января 2009На 1 января 2010На 1 января 2011На 1 января 2012на 1 июля 2012Уставный капитал19 215 39619 215 39619 215 39628 215 39628 215 39628 215 396Собственные средства (капитал)27 241 96328 488 52628 241 00136 351 10735 329 34035 725 685Чистая прибыль (непокрытый убыток)1 224 3631 868 8892 103 261601 974568 3811 340 911Рентабельность активов, %1,62%1,77%1,27%0,40%0,37%0,77%Рентабельность капитала, %9,34%8,40%8,60%3,13%2,42%5,46%Привлеченные средства (кредиты, депозиты, клиентс-кие счета и т.д.)79 787 087131 704 775188 722 667188 701 312201 570 607232 151 763

На протяжении пяти последних завершенных финансовых лет деятельность ОАО «АК БАРС» БАНК была прибыльной. Чистая прибыль за период с 2007 по 2009 год выросла в 1,72 раза или на 878,9 млн. руб. Мировой экономический кризис существенно повлиял на ухудшение финансовых показателей Банка. По итогам деятельности Банка в 2010 году величина чистой прибыли составила 568,4 млн. руб., что меньше чем за 2008 год на 1534,9 млн. руб. или 73,0%. В сравнении с предыдущим финансовым годом снижение составило 5,8%, что составляет 33,6 млн. руб. в абсолютном выражении. Чистая прибыль за 1 полугодие 2012 года составила 1 340,9 млн. руб., что больше аналогичного показателя соответствующего периода прошлого года в 7,0 раз или на 1 148,4 млн. руб. Такой рост обусловлен, прежде всего, увеличением чистых доходов от операций с иностранной валютой и чистых доходов от ее переоценки, уменьшением резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности в связи со снижением риска невозврата займов и стабилизировавшейся ситуацией на мировых финансовых рынках.

Собственные средства (капитал) Банка за последние пять лет увеличились на 29,7% или 8,1 млрд. руб. и составили 35,3 млрд. руб. Главной причиной такого роста является увеличение уставного капитала с 19,2 млрд. руб. до 28,2 млрд. руб. в ноябре 2009 года в результате дополнительной эмиссии акций. Капитал Банка на начало 2012 года снизился на 1,02 млрд. руб. или 2,81% по сравнению с началом прошлого года. Основной причиной такого снижения послужила амортизация в сумме 1,33 млрд. руб. привлеченного в 2005 году субординированного займа, включаемого в расчет капитала Банка. Значение капитала Банка по состоянию на 1 июля 2012 года, равное 35,7 млрд. руб., увеличилось на 539 млн. руб. по сравнению с показателем на 1 апреля 2012 года в связи с опережающим ростом чистой прибыли в сравнении со снижением остаточной стоимости субординированного займа.

Что касается показателя рентабельности капитала, то за последние пять лет наивысшего уровня он достиг в 2006 году, составив 9,34%. В последующие два года значение данного показателя постепенно снижалось и составило 8,6% по итогам деятельности Банка в 2008 году. По итогам последнего завершенного финансового года рентабельность капитала достигла значения в 2,42%. Такая динамика обусловлена значительным снижением прибыли Банка под влиянием мирового экономического кризиса, а также увеличением уставного капитала за счет дополнительной эмиссии акций.

За период с 2006 по 2010 год объем привлеченных Банком средств увеличился в 2,34 раза или на 121,8 млрд. рублей, достигнув значения 201,6 млрд. рублей на начало 2012 года. Наибольший объем привлечения приходится на средства юридических и физических лиц (74,2% от общего объема), что явилось результатом активной работы Банка по привлечению средств от населения, развитию корпоративного бизнеса, расширению региональной сети. Так, например, на 1 января 2012 года удельный вес средств юридических лиц в общем объеме привлеченных средств составил 50,8%, 23,4% и 21,3% приходится на средства физических лиц и выпущенные долговые обязательства соответственно.

За последние пять лет активы Банка, приносящие доход, увеличились на 119,5 млрд. рублей. Преобладающая доля активных операций Банка приходится на кредитование корпоративных клиентов (59,58% в общем объеме на 1 января 2012 года) и розничное кредитование (9,16% в общем объеме на ту же отчетную дату). Ссудная задолженность клиентов за последние пять завершенных финансовых лет выросла на 78,9 млрд. рублей, и составила на конец 2011 года 150,4 млрд. рублей.

На 1 июля 2012 года портфель ценных бумаг составил 71,49 млрд. руб., что составляет 29,07% от общей величины активов Банка, приносящих доход. По сравнению с аналогичным показателем соответствующего периода прошлого года портфель ценных бумаг вырос на 64,4% или 28,0 млрд. руб.

Исходя из анализа общей структуры активов и пассивов банка и их согласованности, наличия собственных средств-нетто, ликвидности и платежеспособности (по всем нормативам прослеживается положительная оценка) уровень ликвидности и платежеспособности является достаточным и устойчивым. ОАО «АК БАРС» Банк целенаправленно диверсифицировал свою ресурсную базу, чтобы не зависеть от источников фондирования на внешних рынках. Финансовая устойчивость Банка в течение анализируемого периода подтверждается положительной динамикой показателей, характеризующих его финансовое состояние.

2.2 Анализ кредитной деятельности ОАО АКБ «Ак Барс Банк»

В 2011 году перед ОАО «АК БАРС» БАНК стояла задача по сохранению клиентской базы, повышению качества кредитного портфеля и поддержанию уровня доходности. В рамках этого была актуализирована кредитная политика, расширена продуктовая линейка, проведен ряд мероприятий, направленных на совершенствование бизнес-процессов и расширение возможностей по активной работе с корпоративными клиентами, в частности Банк продолжил активно формировать клиентскую вертикаль в регионах присутствия.

ОАО «АК БАРС» БАНК является одним из активных участников кредитования реального сектора экономики. На начало 2012 года общий объем вложений в данный сектор составил 54,7 млрд. руб., из них 16,9 млрд. руб. - вложения в промышленность; 16,6 млрд. руб. - вложения в строительство. Одним из важных и социально значимых направлений является кредитование сельскохозяйственной отрасли, кредитный портфель к концу 2011 года достиг 10,3 млрд. руб.

С момента своего основания Банк делал акцент на диверсификацию своих продаж. При этом основная роль всегда отводилась именно предприятиям малого и среднего бизнеса.

Кредитный портфель Банка по малому бизнесу на 01.01.2012 г. составил 18,2 млрд. руб., при этом доля малого бизнеса в общем кредитном портфеле Банка составила 11,3%. Кредитный портфель Банка по предприятиям среднего бизнеса составил 7,4 млрд. руб., или 5% от корпоративного кредитного портфеля Банка. В 2011 году субъектам малого и среднего бизнеса выдано кредитов на сумму более 38,9 млрд. рублей.

В настоящее время Банк предлагает субъектам малого предпринимательства достаточно широкую продуктовую линейку.

В 2011 году «АК БАРС» Банк активно продолжал развивать политику привлечения ресурсов по схеме «Кредит покупателю» от зарубежных банков под страховое обеспечение государственных экспортных кредитных агентств стран-экспортов.

В 2011 году кредитные организации рекордными темпами наращивали розничные кредитные портфели. Обострившаяся конкуренция способствовала модернизации действующих кредитных предложений Банка, снижению уровня процентных ставок, а также поиску новых способов привлечения клиентов и взаимодействию с партнерской базой.

В целях активизации продаж розничных кредитных продуктов и повышения качества кредитного портфеля в апреле 2011 года была внедрена Программа лояльности по предоставлению скидок добросовестным клиентам и держателям «зарплатных» карт Банка. Дополнительно были модернизированы условия потребительского и автокредитования, пролонгировано участие Банка в государственной программе утилизации автомобилей и государственной программе льготного автокредитования, внедрены специальные программы кредитования на приобретение автомобилей ГАЗ, Daewoo и др.

Кроме того, в течение 2011 года Банком реализована масштабная маркетинговая акция «АК БАРС-Автомания» в сфере автокредитования. В рамках акции было выдано 2906 автокредитов на сумму 1 708,3 млн. рублей. В декабре 2011 года проведена акция «Миллион возможностей с ОАО «АК БАРС» БАНК» по увеличению максимальной суммы потребительского кредита без обеспечения до 1 млн. рублей. Линейка потребительских продуктов была дополнена программой кредитования сотрудников крупных предприятий «АК БАРС-Престиж»; проводилась работа по разработке нового продукта для пенсионеров и программы автокредитования без КАСКО. В 2011 году реализован первый этап масштабного проекта по созданию нового эффективного канала продаж - организованы 19 удаленных рабочих мест с возможностью заведения кредитных заявок в программных комплексах Банка и выдачи кредита без посещения клиентом офиса Банка. В рамках кредитования физических лиц на приобретение недвижимости в течение 2011 г. Банк перешел к стратегии активного наращивания портфеля ипотечных кредитов. В целях реализации данных задач Банком были модернизированы условия реализуемых ипотечных программ, а также внедрена новая программа ипотечного кредитования для распорядителей средств материнского капитала.

В 2011 году был достигнут максимальный объем выдач за все время работы Банка на рынке розничного кредитования. Всего было выдано кредитов на 18,3 млрд. рублей, что больше объема самого успешного докризисного 2008 года, когда объем выдачи составил 16,2 млрд. рублей. Увеличение портфеля за 2011 год составило 9,2 млрд. рублей.

Анализ кредитного портфеля.

ОАО «АК БАРС» БАНК» входит в число 30 крупнейших розничных банков России.

Объем кредитов физическим лицам составил 18% от общего объема кредитов и авансов клиентам до вычета резерва под обесценение.

Розничный сектор в основном представлен потребительскими и ипотечными кредитами, на их долю приходится 44% и 43% соответственно.

Банк имеет свыше 49 700 корпоративных клиентов.

Кредиты корпоративным клиентам составляют 82,1% от общего объема кредитов клиентам Банка.

При этом корпоративный сектор в основном представлен кредитами в строительные, торговые компании и компании, предоставляющие финансовые услуги, на их долю приходится 62,5% всех корпоративных кредитов.

Большая часть кредитов (40%) является корпоративными кредитами, немногим меньше (37%) - составляют кредиты малому и среднему бизнесу. Кредиты физическим лицам составляют 18% в общей сумме всех выданных кредитов.

По состоянию на 30 июня 2012 года, 50% кредитного портфеля имеет срок погашения от 1 до 5 лет.

За полгода возросла доля выданных кредитов организациям, работающим в сфере финансов (на 1%), строительство (на 2%) и производство (так же на 2%), соответственно, сократилась доля выданных кредитов в суммовом выражении физическим лицам, организациям торговли и прочих кредитов.

Изучим выданные кредиты в суммовом выражении.

Кредиты и авансы клиентам (в тысячах российских рублей)

30 июня 2012 года (неаудированные данные)31 декабря 2011 годаКредиты юридическим лицамКорпоративные кредиты86 174 07578 502 429Кредиты малому и среднему бизнесу79 453 87974 663 625Договоры покупки и обратной продажи («обратное репо»)9 431 5609 029 292Кредиты государственным и общественным организациям2 066 4471 826 627Кредиты физическим лицамПотребительские кредиты17 205 97813 264 199Ипотечные кредиты16 693 84513 102 243Автокредиты4 543 3103 716 899Пластиковые карты260 243116 756Итого кредитов и авансов клиентам (общая сумма)215 829 337194 222 070За вычетом резерва под обесценение кредитного портфеля(18 751 070)(18 267 235)Итого кредитов и авансов клиентам197 078 267175 954 835

По состоянию на 30 июня 2012 года у Группы было 25 заемщиков с общей суммой выданных каждому заемщику кредитов, равной или превышающей 1 200 000 тысяч рублей. Совокупная сумма этих кредитов составляла 80 092 900 тысяч рублей (31 декабря 2011 года: 76 021 758 тысяч рублей), или 37,1% кредитного портфеля до вычета резерва под обесценение (31 декабря 2011 года: 39,1%).

По состоянию на 30 июня 2012 года кредиты и авансы клиентам в сумме 9 431 560 тысяч рублей (31 декабря 2011 года: 9 029 292 тысяч рублей) были фактически обеспечены ценными бумагами, приобретенными по договорам обратного репо справедливой стоимостью 11 748 760 тысяч рублей (31 декабря 2011 года: 10 860 254 тысяч рублей).

Изменение резерва под обесценение кредитного портфеля (в тысячах российских рублей)

За шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2012 годаЗа шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2011 годаРезерв под обесценение кредитного портфеля на начало периода18 267 23520 274 617Резерв под обесценение кредитного портфеля в течение периода1 206 398544 140Кредиты и авансы клиентам, списанные в течение периода как безнадежные(30 823)(90 745)Цессия(691 740)(535 546)Резерв под обесценение кредитного портфеля на конец периода18 751 07020 192 466

2.3 Особенности организации механизма кредитования

Процесс кредитования подразделяется на несколько этапов.

. Формирование портфеля кредитных заявок. Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, должен представить заявку, где содержатся исходные сведения о требуемой ссуде, предполагаемом обеспечении. Кредитный работник при необходимости может справиться о финансовом положении заемщика. Перед проведением переговоров кредитный работник заранее изучает финансовые и справочные документы клиента.

. Рассмотрение заявки и проведение переговоров с будущим заемщиком.

. Оценка кредитоспособности заемщика и риска, связанного с выдачей ссуды. После беседы кредитный инспектор должен принять решение: продолжать работу с кредитной заявкой или ответить отказом. Если предложение клиента расходится в каких-то важных аспектах с принципами и установками политики, которую проводит банк в области кредитных операций, то заявку следует решительно отвергнуть.

. Принятие решения о целесообразности выдачи кредита и форме его предоставления. Форма кредита определяется в зависимости от категории заемщика и особенностей кредитуемого мероприятия.

Сумма кредита обычно индивидуальна, поскольку определяется финансовыми потребностями и возможностями кредитора и заемщика.

. Заключение кредитного договора и оформление кредитного дела заемщика. Приняв положительное решение о выдаче кредита и произведя структурирование ссуды, банк проводит переговоры с клиентом и разрабатывает компромиссный вариант договора, устраивающий обе стороны.

Кредитный договор - это развернутый документ, который подписывают участники кредитной сделки и который содержит подробное описание всех условий предоставления ссуды. При этом банк должен располагать письменным решением правления банка, удостоверяющим полномочия должностных лиц на подписание соглашения.

В кредитном деле кредитора - юридического лица должны находиться:

. Заявление на получение кредита установленного образца.

. Устав, учредительный договор, решение о регистрации предприятия, карточка с образцами подписей, регистрационная карта налоговой инспекции.

. Последний годовой (квартальный) баланс с приложениями 2 и 5 и баланс на последнее число отработанного месяца с отметкой.

. Финансовый план прибылей и убытков на предстоящий квартал (копия плана, представляемого в налоговую инспекцию).

. Технико-экономическое обоснование финансовой операции, под которую запрашивается кредит, ожидаемой прибыли от его реализации с подробным расчетом себестоимости (затрат) сделки, увязка прибыли от сделки с результатами работы всего предприятия.

. Копии договоров, контрактов, протоколов о намерении, платежных документов, подтверждающих реальность сделки, проекта.

. Проект договора о залоге с перечнем имущества, предлагаемого в залог, либо другие документы, обеспечивающие погашение кредита (гарантия и т.д.).

. Согласование с КУГИ, если предприятие имеет долю государственной собственности.

. В случае получения кредита для нового строительства:

а) справка о лице, которому принадлежит право собственности на земельный участок под строительство, характер и сроки этого права;

б) разрешение местных органов власти на строительство, реконструкцию;

в) данные о наличии утвержденной проектной документации и заключение вневедомственной экспертизы, в том числе экологической.

. Аудиторское заключение за последние 2-3 года работы для предприятий с иностранными инвестициями и акционерных обществ, для остальных - в случае крупных кредитов.

. Кредитный договор с обязательной визой юриста.

. Подробное заключение о целесообразности выдачи кредита экспертного работника (начальника кредитного отдела).

. Анкета клиента.

. Срочное обязательство на дату возврата кредита, карточка с образцами подписей, оформленная и заверенная в установленном порядке, разрешение на открытие ссудного счета.

Все документы по кредитному делу заемщика подшиваются в папку, на обложке которой указываются наименование заемщика, номер кредитного договора, дата его заключения, шифр, номер ссудного счета в банке.

Кредитный договор может считаться заключенным лишь с момента предоставления определенной суммы. Именно в этот момент, но не раньше возникает обязательство клиента вернуть предоставленный кредит. Обычно банк предоставляет клиенту кредит путем зачисления соответствующей суммы единовременно или по частям на расчетный (или другой) счет клиента.

. Контроль над выполнением условий договора и погашения кредита (кредитный маркетинг).

. Возврат кредита с процентами и закрытие кредитного дела.

3. Перспективы развития механизма кредитования в коммерческом банке

3.1 Возможности развития системы кредитования юридических и физических лиц

В системе кредитования физических лиц много возможностей скрыто в кредитных картах, ипотечном кредитовании и он-лайн кредитовании. Рассмотрим подробнее.

Кредитная карта от «АК БАРС» Банка - это возможность получить возобновляемую кредитную линию. Достаточно заключить с банком договор и необходимая сумма средств в пределах лимита кредитования всегда будет под рукой. К тому же деньги банку можно возвращать без процентов в течение льготного периода.

Особенности продукта «Кредитная карта»:

Фиксированный Минимальный платеж, определяемый при заключении Соглашения о кредитовании. Заемщику не нужно каждый месяц обращаться в Банк, чтобы узнавать размер платежа по кредиту. Минимальный платеж направляется на погашение процентов, ссуды и других платежей по соглашению о кредитовании.

Льготный период до 56 дней - если не позднее 25-го числа месяца погашать всю задолженность, образовавшуюся в конце предыдущего месяца. Льготный период действует на кредит, полученный в предыдущем месяце (за исключением кредита, предоставленного наличными).

Комиссия за годовое обслуживание карты - устанавливается в зависимости от вида карты. Комиссия за регистрацию карты - не взимается.

Ежемесячный отчет на e-mail. Бесплатно направляется заемщику 1-го числа каждого месяца, и содержит информацию о задолженности, и об операциях по картсчету прошлого месяца.

SMS-уведомления. Бесплатно направляются заемщику: а) напоминание погасить ежемесячный платеж (за 3 календарных дня до даты окончания Платежного периода). б) уведомление о пропуске Минимального платежа (на следующий календарный день после даты окончания Платежного периода). в) уведомление о возникновении технического овердрафта (в день его возникновения).

Оперативность получения кредита, быстрое решение проблемы недостатка денег.

Возможность получения кредитных средств по мере необходимости.

Возможность использования кредита, не отчитываясь перед Банком о его целевом использовании.

Более выгодные условия кредитования для клиентов с положительной кредитной историей в ОАО «АК БАРС» БАНК. Кредитная история заемщика признается положительной при: - наличии погашенных кредитов сроком не менее 6 месяцев, с даты погашения которых прошло не более 2 лет, по которым в течение срока кредитования отсутствовали просроченные платежи, либо была допущена одна просрочка сроком до 5 календарных дней; - наличии действующего кредита, с даты выдачи которого до момента обращения Заемщика прошло не менее 6 месяцев, по которому отсутствовали просроченные платежи, либо была допущена одна просрочка сроком до 5 календарных дней.

Лимит кредитования по карте является возобновляемым - это означает, что после того как определенная сумму в Банк была возвращена, ею снова можно пользоваться.

Проценты за пользование кредитом рассчитываются и уплачиваются только на сумму фактической задолженности.

Удобство, обеспечиваемое круглосуточным доступом к наличным средствам (возможность снятия наличных денежных средств в банкоматах).

Картсчет в рублях РФ может быть пополнен и соответственно возможно погашение кредита наличными денежными средствами в офисах Банка, через банкоматы с функцией приема наличных и информационные киоски, а также безналичным путем (в том числе с помощью услуги «АК БАРС Online», путем перечисления из других банков).

Не так давно большую популярность в мире и в России, в частности, получило кредитование в электронной валюте (эквивалент реальной). Толчком к развитию, к слову, послужил и пресловутый финансовый кризис, когда компаниям и простым гражданам взять в долг в банке было весьма проблематично. При этом в нашей стране, как правило, используются электронные деньги платёжной системы WebMoney, очень хорошо зарекомендовавшей себя как среди обычных пользователей, так и предпринимателей.

Главный вопрос заключается в том, какие предпосылки и перспективы есть у данного вида деятельности. В пользу востребованности услуги, в частности, говорят прогнозы экспертов, касающиеся развития интернет-торговли. Так, например, по прогнозу Высшей школы экономики к 2015 году общий объём рынка может достигнуть почти 800 млрд. рублей. Для сравнения, в 2000 году данный показатель составлял всего 19 млрд. рублей, в 2010 году - около 220 млрд. рублей, а в 2011 году - примерно 350 млрд. рублей. При этом если учитывать, что многие пользователи зачастую попросту не могут совершить дорогую покупку (дороже 10 тыс. рублей) в сети, а интернет-технологии всё больше развиваются в регионах, то можно предположить, что часть клиентов предпочтёт взять в долг на соответствующем кредитном сервисе, чем в кредитной организации, работающей в оффлайн-режиме. Ведь во всемирной паутине сделать это гораздо быстрее и удобнее. А при низких ставках это ещё и весьма доступно.

Ещё один довод в пользу развития такого вида кредитования - активное внедрение интернет-технологий в средний и мелкий бизнес. Любые компании нуждаются в заёмных средствах, взять которые без бюрократических проволочек, стояния в очередях и заполнении различных документов, можно в онлайн-режиме. Поэтому можно не сомневаться, что подобная бизнес-деятельность будет развиваться и приносить неплохие доходы своим владельцам.

кредитование политика банк резерв

3.2 Рекомендации по совершенствованию кредитной политики банка

Кредитная политика относится к способам прямого экономического управления и является совокупностью управленческих решений, определяющих виды, условия, объемы и структуру активных операций, а также способы их проведения (внедрения) и поведение банка на соответствующих сегментах финансового рынка.

Роль кредитной политики в общем планировании банковской деятельности исключительно велика: в существенной степени именно она определяет эффективность функционирования банка и его взаимоотношения с реальным сектором экономики.

На сегодняшний день существует значительная проблема у банков в связи с ликвидностью банков. Это, прежде всего, связано с продолжающимся ростом их обязательств, в основном за счет роста депозитов населения и предприятий. В этой связи представляется возможным применение новых форм обеспечения возврата кредитов, то есть нетрадиционных способов.

Нетрадиционным способом обеспечения возврата кредита относятся: страхование ответственности за непогашение кредита, вексель, продажа долгов с дисконтом, факторинг и рейтинг.

Заключение

На практике кредитные отношения представляют собой передачу в пользование материальных ценностей в денежной или товарной форме на условиях возвратности, срочности и платности, что осуществляется в виде конкретных кредитных сделок, формы и условия которых отличаются значительным многообразием.

Субъектами кредитных отношений являются кредитор и заемщик. Ими могут быть любые юридически самостоятельные лица и дееспособные граждане, которые в состоянии нести материальную ответственность по обязательствам кредитной сделки.

В современных условиях кредит выполняет две основные функции: перераспределительную и функцию замещения наличных денег кредитными операциями.

Акционерный коммерческий банк «АК БАРС» (Открытое акционерное общество) зарегистрирован в ЦБ РФ и успешно работает на финансовом рынке России с 1993 года.

На протяжении пяти последних завершенных финансовых лет деятельность ОАО «АК БАРС» БАНК была прибыльной.

Кредитный портфель Банка по малому бизнесу на 01.01.2012 г. составил 18,2 млрд. руб., при этом доля малого бизнеса в общем кредитном портфеле Банка составила 11,3%. Кредитный портфель Банка по предприятиям среднего бизнеса составил 7,4 млрд. руб., или 5% от корпоративного кредитного портфеля Банка. В 2011 году субъектам малого и среднего бизнеса выдано кредитов на сумму более 38,9 млрд. рублей.

В 2011 году был достигнут максимальный объем выдач за все время работы Банка на рынке розничного кредитования. Всего было выдано кредитов на 18,3 млрд. рублей, что больше объема самого успешного докризисного 2008 года, когда объем выдачи составил 16,2 млрд. рублей. Увеличение портфеля за 2011 год составило 9,2 млрд. рублей.

Процесс кредитования подразделяется на несколько этапов.

. Формирование портфеля кредитных заявок.

. Рассмотрение заявки и проведение переговоров с будущим заемщиком.

. Оценка кредитоспособности заемщика и риска, связанного с выдачей ссуды.

. Принятие решения о целесообразности выдачи кредита и форме его предоставления.

. Заключение кредитного договора и оформление кредитного дела заемщика.

. Контроль над выполнением условий договора и погашения кредита (кредитный маркетинг).

. Возврат кредита с процентами и закрытие кредитного дела.

В системе кредитования физических лиц много возможностей скрыто в кредитных картах, ипотечном кредитовании и он-лайн кредитовании.

На сегодняшний день существует значительная проблема у банков в связи с ликвидностью банков. Это, прежде всего, связано с продолжающимся ростом их обязательств, в основном за счет роста депозитов населения и предприятий. В этой связи представляется возможным применение новых форм обеспечения возврата кредитов, то есть нетрадиционных способов.

Нетрадиционным способом обеспечения возврата кредита относятся: страхование ответственности за непогашение кредита, вексель, продажа долгов с дисконтом, факторинг и рейтинг.

Список источников

1. Банки и банковские операции. Учебник для вузов/ Под редакцией Е.Ф. Жуковой. - М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 2007. - 471 с.

. Банки и банковское дело / Под ред. И.Т. Балобанова. - СПб.: Питер, 2008. - 256 с.

. Банковское дело: управление и технологии: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М. Тавасиева. - М.: Юнити-Дана, 2010.

. Боровская М.А. Банковские услуги предприятиям Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2009. 169 с.

. Денежное обращение и банки: Учеб. Пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В. Толоконцевой. - М.: Финансы и статистика, 2011.

. Ершева Т.А. Принципы кредитования и их взаимосвязь с сущностью кредита. - М., 2008. С. 52

. Именитов Е.Л. Современные технологии разработки банковских услуг и организационных структур // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке, 2009, №1, 2.

. Лаврушина О.И. Банковское дело. М.: Финансы и статистика. - 2010.

. Масленченков Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке. Книга 2. Технологический уклад кредитования. - М.: Перспектива, 2011.

. Пещанская И.В. Организация деятельности коммерческого банка: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2011

. Ширинская Е.Б. К проблеме анализа деятельности коммерческих банков // Ваш партнер: приложение к газете «Экономика и жизнь», 2008, май.

. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Юнити, 2011

Похожие работы

 

Не нашел материал для курсовой или диплома?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!