Современная платежная система России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    104,05 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современная платежная система России

Содержание

Введение

. Современная платежная система России

.1 Правовая база регулирования платежной системы. Новые нормативные документы Банка России

.2 От системы безналичных расчетов к национальной платежной системе

2. Платежная система Банка России

2.1 Текущее состояние и перспективы развития платежной системы Банка России

2.2 Роль платежной системы Банка России в развитии и совершенствовании операций рефинансирования

3. Концепция развития платежной системы Банка России на период до 2015 года

.1 Цели Банка России в отношении платежной системы Банка России

3.2 Состояние платежной системы Банка России и пути ее совершенствования

3.3 Перспективная платежная система Банка России

Заключение

Список использованных источников

Приложение А Классификация платежных систем

Приложение Б Роль центрального банка в развитии платежной системы

Введение

При использовании бумажных и кредитных денег всегда появляется потребность в разработке особых правил их обращения и процедур передачи, которые должны обеспечивать однозначное признание всеми участниками расчетов факта совершения платежа и погашения долга. Формируется особая система передачи платежной информации - платежная система. В каждой стране в рамках финансовой системы создается самостоятельная платежная система.

В настоящее время глобальные платежные системы основываются на широком спектре платежных соглашений, простейшие из которых представлены двухсторонними соглашениями (между банками-корреспондентами), а более сложные могут включать свыше ста участников.

Актуальность исследования платежной системы России в сложившейся ситуации заключается в назревшей необходимости обобщения вопросов теории современной платежной системы, критического анализа практики платежных технологий Российской Федерации.

В развитии платежной системы России в последнее десятилетие обнаружились негативные тенденции, связанные с дополнительными внешними рисками. Несмотря на стабильный рост объемов платежей, который сопутствует общему развитию российской экономики, сохраняется и целый ряд частных и общих нерешенных проблем в обеспечении платежной дисциплины и рациональной организации технологии расчетов.

Современное состояние отечественной платежной системы говорит не в пользу ее конкурентоспособности: усиливается конкуренция со стороны небанковских платежных комплексов, таких как Visa и MasterCard, в ущерб широкого внедрения национальных проектов, несмотря на то, что объем трансграничных безналичных расчетов населения незначителен.

Таким образом, проблема создания единой электронной платежной системы России, основанной на принципах экономической эффективности и безопасности, становится еще более актуальной в свете необходимости повышения ее конкурентных преимуществ.

Актуальность данной темы обеспечила определенный интерес ученых-экономистов. Поэтому можно сказать, что данная тема широко освещена в учебной литературе. Современное состояние платежной системы России в достаточной мере отражаются в периодических изданиях. Исследованию теоретических основ платежной системы, ее развитию, места и роли в финансовой системе посвящены труды таких ученых, как: С.А. Андрюшин, Н.М. Кочеткова, В.В. Милоянина, С.А. Полищук, А.Н. Казанцев, А.В. Федорусенко, Н.Н. Боярова, Л.Н. Красавина, В.А. Кузнецов, B.C. Пашковский, С.В, Криворучко, А.В. Печникова и других.

Объектом исследования являются институты современной платежной системы и практические вопросы ее функционирования.

Предмет исследования представляют платежная система России и перспективы ее развития с созданием экономически эффективного и безопасного механизма перевода денежных средств, адаптированного к постоянным изменениям.

Цель данной работы - дать общее представление о платежной системе Российской Федерации, предложить способы ее совершенствования, ускорения роста объемов электронных платежей, а также найти пути наиболее полного удовлетворения потребностей России в этой сфере.

При написании курсовой работы использовались такие методы, как анализ и синтез, которые относятся к общенаучным методам. Был проведен анализ учебной литературы, обработаны периодические издания, итоги.

1. Современная платежная система России

.1 Правовая база регулирования платежной системы. Новые нормативные документы Банка России

Основными законодательными актами, действующими на территории РФ и регулирующими механизм межбанковских расчетов, являются:

. ГК РФ. Принят Государственной Думой 22.12. 1995 года ч. II

. Федеральный закон «О центральном банке Российской Федерации (банке России)» от 27.06.2002г. №86-ФЗ.

. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990г. №395-1

Нормативные документы ЦБ РФ:

. Положение «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 03.10.2002 г. № 2-П.

Положение регламентирует общие подходы к организации расчетов и единый документооборот в банках. При многообразии форм собственности, деятельности предприятий в условиях развития товарно-денежных отношений Положение о расчетах исходит из принципа свободы выбора предприятиями форм расчетов и закрепления их в договорах, невмешательства банка в договорные отношения предприятий. Положение распространяется на все государственные, кооперативные, акционерные, совместные, общественные предприятия, объединения, организации и учреждения, коммерческие банки, финансово-расчетные и финансово-кредитные центры и физические лица.

. Положение «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» от 05.12.2002 г. № 205-П.

Настоящее Положение определяет единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми кредитными организациями на территории Российской Федерации.

. Положение «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» от 01.04.2003 г. № 222-П.

Настоящее Положение регулирует осуществление безналичных расчетов физическими лицами в валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации по банковским счетам, открываемым на основании договора банковского счета либо без открытия банковского счета, если иное не предусмотрено настоящим Положением.

. Положение «О справочнике банковских идентификационных кодов участников расчетов, осуществляющих платежи через расчетную сеть центрального банка» от 06.05.2003 г. № 225-П

Настоящее Положение определяет назначение и правила формирования Справочника банковских идентификационных кодов участников расчетов, осуществляющих платежи через расчетную сеть Центрального банка Российской Федерации (Банка России) (далее -Справочник БИК РФ), структуру банковского идентификационного кода, порядок его присвоения, а также правила и условия включения (исключения) сведений об участниках расчетов в Справочник БИК РФ.

. Положение «О многорейсовой обработке платежей в Московском регионе» от 20.02.1998г. № 18-П

Настоящее Положение определяет порядок осуществления многорейсовой обработки платежей при проведении расчетов через расчетную сеть Банка России в Московском регионе.

. Положение «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России» от 12.03.1998 г. N 20-П.

Настоящее Положение устанавливает правила обмена электронными документами и пакетами электронных документов, используемыми при осуществлении безналичных расчетов через расчетную сеть Банка России между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России.

. Положение «О межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России» от 23.06.1998 г. № 36-П

Настоящее Положение определяет порядок совершения, учета и контроля межрегиональных электронных расчетов (МЭР) в системе Банка России, а также основные правила и условия включения кредитных организаций, филиалов кредитных организаций и иных юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, обслуживаемых подразделениями расчетной сети Банка России, в состав пользователей системы межрегиональных электронных расчетов Банка России.

В связи с принятием Закона «О национальной платежной системе» претерпели изменения целый ряд законодательных актов. Основные изменения внесены Федеральным законом № 162-ФЗ от 27.06.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О национальной платежной системе».

Предлагаются к рассмотрению наиболее важные и значимые изменения.. Основные изменения, коснувшиеся закона «О банках и банковской деятельности».. Дополнение, вносимое в Федеральный закон «О налоговых органах российской Федерации».. Основные изменения и дополнения, коснувшиеся Части первой Налогового кодекса РФ.. Основные изменения и дополнения, вносимые в закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».. Изменения и дополнения, вносимые в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.. Изменения и дополнения, вносимые в закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».. Дополнение, вносимое в закон «О связи».. Изменения и дополнения, вносимые в закон «О валютном регулировании и валютном контроле».. Дополнение, вносимое в закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».. Изменения и дополнения, вносимые в закон «Об исполнительном производстве».. Изменения и дополнения, вносимые в закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».. Изменения и дополнения, вносимые в закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Основные изменения, коснувшиеся закона «О банках и банковской деятельности» (далее по тексту - Закон).

Внесены дополнения в определение небанковской кредитной организации (ст.1 Закона).

Ранее небанковские кредитные организации имели право осуществлять отдельные банковские операции, допустимые сочетания которых для них устанавливались Банком России. Сейчас дополнительно введено определение небанковской кредитной организации имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций. Такая небанковская кредитная организация может осуществлять исключительно банковские операции:

осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

Только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов:

открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.

Только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов:

инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

Внесены уточнения и дополнения в определения банковских операций и сделок (ст.5 Закона).

Банковская операция «Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц...» будет звучать как «Осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц...». Банковская операция по осуществлению переводов без открытия счетов (за исключением почтовых переводов), дополнена правом осуществлять переводы электронных денежных средств, в том числе.

Кредитным организациям разрешено заключение договоров в целях выполнения функций центрального контрагента в соответствии с Федеральным законом «О клиринге и клиринговой деятельности».

Переводы денежных средств без открытия банковских счетов, за исключением переводов электронных денежных средств, осуществляются по поручению физических лиц. Таким образом, юридические лица могут осуществлять перевод электронных денежных средств без открытия счета.

Установлен размер уставного капитала вновь регистрирующихся небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций. Он равен 18 млн. рублей (ст.11 Закона).

Дополнено право не кредитной организации и осуществляющей функции центрального контрагента в соответствии с Федеральным законом «О клиринге и клиринговой деятельности», осуществлять без лицензии, выдаваемой Банком России куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах при заключении на валютной бирже договоров о приобретении (об отчуждении) иностранной валюты в целях выполнения функций центрального контрагента (ст.13 Закона).

Деятельность банковских платежных агентов определяется Законом «О Национальной платежной системе», в связи с чем, статья 13.1 содержащая положения о банковских платежных агентах полностью утратила силу.

В статью 14 Закона внесены дополнения в части документов, представляемых в Банк России при государственной регистрации на руководителя и главного бухгалтера небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций.

Статья 15 Закона дополнена в части установления срока принятия решения о государственной регистрации и выдачи лицензии в отношении небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций (не более 3 месяцев).

Статья 26 Закона гласящая о банковской тайне дополнена положениями о порядке представления кредитными организациями информации о торговых и клиринговых счетах юридических лиц и об операциях по указанным счетам. А также обязанностью операционных центров, платежных клиринговых центров не раскрывать третьим лицам сведения об операциях и о счетах участников платежных систем и их клиентов.

Наложение ареста и взыскания в соответствии с законодательством РФ теперь может быть обращено, в том числе, и на электронные денежные средства клиентов физических и юридических лиц (ст.27 Закона).

Положения статьи 29 Закона, касающиеся комиссионного вознаграждения по операциям с платежными картами, дополнены обязанностью кредитной организации указывать информацию и об отсутствии такого вознаграждения до начала операций.

Изменения и дополнения, вносимые в закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Основные изменения, связаны с функцией Банка России, установленной законом «О национальной платежной системе», по надзору за небанковскими кредитными организациями, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций (далее - НКО).

Так, для них установлены:

) Обязательные нормативы:

норматив достаточности собственных средств (капитала), определяемый как отношение суммы собственных средств (капитала) к сумме обязательств перед клиентами на последнюю отчетную дату квартала. Норматив достаточности собственных средств (капитала) устанавливается в размере 2 процентов;

норматив ликвидности, определяемый как отношение суммы ликвидных активов сроком исполнения в ближайшие 30 календарных дней к сумме обязательств перед клиентами на последнюю отчетную дату квартала. Норматив ликвидности устанавливается в размере 100 процентов.

) Обязанность по управлению операционными рисками с целью обеспечения бесперебойности осуществления перевода денежных средств в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России.

) Периодичность представления отчетности.

Если средний за полгода объем обязательств перед клиентами по переводам денежных средств без открытия банковских счетов в течение месяца превышает 2 миллиарда рублей, отчетность НКО в Банк России представляет ежеквартально. Если средний за полгода объем обязательств перед клиентами по переводам денежных средств без открытия банковских счетов в течение месяца не превышает 2 миллиардов рублей - раз в полгода.

Порядок и формы представления отчетности устанавливаются нормативными актами Банка России.

) Право размещать денежные средства, предоставленные клиентами для переводов без открытия банковских счетов, исключительно:

на корреспондентском счете в Банке России;

на депозитах Банка России;

на корреспондентских счетах в кредитных организациях.

Кроме того, в Закон вводится новая глава XII.1. «Обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы», определяющая Банк России как орган, обеспечивающий эффективное и бесперебойное функционирование платежной системы и осуществляющий за ней наблюдение. А также, устанавливающий правила, формы и стандарты наличных и безналичных расчетов в РФ.

Изменения и дополнения, вносимые в закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Внесено изменение в определение платежного агента. Платежным агентом не можем являться кредитная организация.

Кроме того, введено положение о том, что, кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей.

Но, важно отметить, что это вовсе не значит, что кредитные организации теперь не смогут принимать наличные денежные средстве для осуществления переводов физических лиц в пользу поставщиков услуг (например, в оплату тех же услуг связи).

Переводы физических лиц - это банковская операция и проводят ее кредитные операции в соответствии со своей лицензией, заключение договора для этого не требуется.

Это подтверждает и Информация Банка России от 12.08.2011, поясняющая данное положение.

«...Кредитные организации вправе без ограничений осуществлять безналичные расчеты в пользу поставщиков по переводам денежных средств физических лиц без открытия банковского счета с приемом от них наличных денежных средств в кассы, платежные терминалы и банкоматы кредитных организаций.

При этом безналичные расчеты с поставщиками по переводам денежных средств физических лиц без открытия банковского счета могут сопровождаться на основании заключенных с поставщиками договоров обменом информацией между кредитной организацией и поставщиком о подлежащих оплате физическими лицами услугах и осуществляемых по их поручению переводах денежных средств без открытия банковского счета».

Установлена обязанность поставщика услуг предоставлять налоговым органам по их запросам перечень платежных агентов, осуществляющих прием платежей в его пользу, и информацию о местах приема платежей

При приеме платежей платежный агент обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Ранее это был отдельный банковский счет.

Обязанность использовать специальный банковский счет появилась и у поставщика услуг.

Специальные банковские счета платежных агентов и поставщиков услуг будут открываться на балансовом счете 40821.

Определены операции, которые могут проводиться платежным агентом и поставщиком услуг по своим специальным банковским счетам. Они аналогичны операциям <#"585506.files/image001.gif">

Приложение Б

Роль центрального банка в развитии платежной системы

Роль

Содержание

Оператор или поставщик платежных услуг

Предоставление и развитие платежных и кредитных услуг посредством: - эмиссии наличных денег как прямого платежного инструмента и депозитных требований как активов в расчетах для межбанковских платежей; - владения, оперирования или участия в управлении системно важными клиринговыми и расчетными системами; - владения или распоряжения неважными в системном отношении платежными клиринговыми и расчетными механизмами, возможного участия в их управлении; - управления расчетными счетами и предоставления кредита для расчетов на протяжении дня или до конца дня для участников платежных систем.

Ускоритель

Центральный банк может участвовать в реформировании и развитии платежной системы путем: - инициирования, координации, исследования и проведения консультаций по конструкции платежной системы, ее операций и политики; - предоставления рекомендаций и, в случае необходимости, подготовки проектов, изменений в законодательной базе для национальной платежной системы.

Контролер

В качестве органа надзора за платежной системой центральный банк может: - осуществлять мониторинг существующих и создаваемых платежных систем и оценивать их из соображений надежности и эффективности; - предоставлять рекомендации, консультации и, если необходимо, вносить предложения по изменениям в конструкции операций платежной системы; - публиковать свои принципы, политики и процедуры надзора.

Пользователь

Как пользователь платежных услуг в своей операционной деятельности центральный банк может принимать участие в клиринговых и расчетных системах путем: - использования систем, которые находятся во владении и распоряжении внешних сторон, для осуществления и получения платежей от своего имени либо от имени своих клиентов (правительства и его агентов); - использования расчетных и депозитарных систем для ценных бумаг, находящихся в его собственном распоряжении; - использования сети банков-корреспондентов в других центральных банках и финансовых институтах.

1.      

Похожие работы на - Современная платежная система России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!