Скоринговый метод управления кредитными рисками

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    90,39 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Скоринговый метод управления кредитными рисками

Содержание

Введение

Глава 1. Организационные основы скоринговых систем оценки кредитоспособности заёмщиков

.1 Место кредитного скоринга в системе управления кредитными рисками

.2 Содержание кредитного скоринга

Глава 2. Управление кредитными рисками на примере ВТБ Северо-Запад

.1 Краткая экономическая характеристика ВТБ Северо-Запад

.2 Анализ кредитной политики ВТБ Северо-Запад

Глава 3. Совершенствование управления кредитными рисками ВТБ Северо-Запад на основе скоринговых моделей

.1 Возможности использования скоринговой оценки в системе риск-менеджмента при управлении кредитными рисками ВТБ Северо-Запад

.2 Характеристика предлагаемой скоринговой модели для ВТБ Северо-Запад

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Сегодня практически все крупнейшие банки объявили о развертывании полномасштабных программ кредитования: кредиты малому бизнесу, ипотека, автокредитование, потребительское кредитование, карты с разрешенным овердрафтом. Однако технологии пока что отстают от бизнес-планов. Вопрос об организации кредитных бюро находится на стадии решения, а методики скоринга (оценки кредитоспособности заемщика) - на стадии изучения.

Развитие кредитных операций требует повышения качества управления кредитным риском, что, в свою очередь, определяет актуальность проблемы оценки качества кредитного портфеля коммерческих банков. Устойчивые темпы экономического роста и достигнутый уровень макроэкономической стабильности позволили Правительству Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации выработать новые решения, направленные на обеспечение поступательного развития банковского сектора. Одной из целей является повышение эффективности трансформации аккумулированных денежных средств в кредиты и инвестиции, т.е. расширение кредитования, являющегося рисковой операцией, особенно в российских условиях.

Важным элементом реформирования банковского дела в России является совершенствование подходов кредитных организаций к построению систем корпоративного управления и внутреннего контроля, прежде всего системы управления всеми видами банковских рисков. Кредитные организации должны реализовать меры по формированию и совершенствованию системы оценки качества выданных ссуд, а также кредитного портфеля в целом. При этом система оценки кредитного портфеля должна не только обеспечивать эффективную защиту от принятых рисков, но и носить упреждающий характер.

По данным Банка России, общее количество действующих в РФ кредитных организаций за пять месяцев 2009 года сократилось на 21 единицу - до 1087 единиц. В том числе, количество кредитных организаций с иностранным участием в капитале выросло на 5 единиц - до 226 по состоянию на 1 июня 2009 года.

Собственные средства кредитных организаций за пять месяцев 2009 года выросли на 9,5 процентов, что сравнимо с показателями аналогичного периода 2008 года (10,5 %).

Доля просроченных кредитов банков РФ по состоянию на 1 августа 2009 года составила 5,4% от совокупного кредитного портфеля банковского сектора. Просроченная задолженность по кредитам нефинансовому сектору на 1 августа была на уровне 5,3%, физическим лицам - 5,9%.

Процесс кредитования связан с действием различных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды заемщиком в обусловленный договором срок. Поэтому до составления условий кредитования и заключения кредитного договора банк осуществляет анализ кредитоспособности заемщика.

Проблема оценки кредитоспособности заемщика не относится к числу достаточно разработанных в российской экономической литературе, поэтому российские коммерческие банки в своей повседневной практике опираются на опыт зарубежных коммерческих банков.

На протяжении многих лет зарубежные коммерческие банки при оценке кредитоспособности заемщика исходили из трех моментов, как-то: дееспособность заемщика; его положительная репутация; наличие у него капитала. Позднее к ним добавились еще два фактора: наличие обеспечения ссуды; состояние экономической конъюнктуры.

Дееспособность в отношении ссуды это не только способность заемщика погасить ссуду, но и, прежде всего правомочность ее получения, т.к. в большинстве случаев риск невозврата ссуды как раз и возникает в связи с фактом неправомочного ее получения.

Репутация заемщика означает не только его возможность вернуть долг по ссуде, но и желание выполнить все обязательства, вытекающие из условий кредитного договора, даже при наступлении непредвиденных обстоятельств.

Наличие капитала у заемщика предполагает владение им определенными активами в обеспечении кредита.

Состояние экономической конъюнктуры существенным образом влияет на способность заемщика погасить долг, но, к сожалению, не поддается контролю со стороны как самого заемщика, так и кредитора.

Очевидно, что чем продолжительнее срок ссуды, тем важнее прогноз, т.к. выше вероятность наступления экономического кризиса или спада до момента полного погашения ссуды заемщиком. С этой целью в ряде крупнейших российских коммерческих банков созданы специальные подразделения экономического анализа и прогнозирования.

В связи с актуальностью данной темы в современных условиях, целью дипломной работы является анализ системы использования скоринговых методов оценки кредитоспособности заемщика с целью предупреждения кредитных рисков при проведении кредитных операций.

Для достижения цели исследования в дипломной работе поставлены следующие задачи:

) раскрыть представление о сущности и моделях кредитного скоринга;

) исследовать проблему использования скоринговых методов оценки кредитного риска;

) провести анализ кредитных рисков и использования скоринговых моделей.

Объектом исследования служат модели кредитного скоринга.

Предметом исследования являются теоретические и методологические проблемы оценки кредитных рисков и использование скоринговых моделей.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют фундаментальные работы ведущих отечественных и западных ученых, материалы коммерческих банков и других кредитных институтов России и зарубежных стран, российская и зарубежная монографическая литература, нормативные документы Центрального банка РФ, положения Базельского комитета. В процессе работы были изучены труды экономистов, исследовавших вопросы применения скоринговых методов оценки кредитоспособности заемщика.

Методика исследования основана на использовании диалектической логики и системного подхода. В процессе работы применялись общенаучные методы и приемы: научная абстракция, анализ и синтез, группировки, сравнения и др. Отдельное внимание было уделено анализу понятийного аппарата, сущности рассматриваемых экономических понятий. Использованные в совокупности методы исследования позволили обеспечить достоверность анализа и обоснованность выводов.

Информационной базой исследования являются статистические данные, характеризующие деятельность коммерческих банков, а также нормативные документы, статистические материалы Центрального банка РФ, российских и иностранных информационных агентств, периодической печати, разработки коммерческих банков.

Практическая значимость заключается в том, что исследования в области оценки кредитоспособности позволяют формализовать методику ее оценки банками, снизить кредитный риск и в итоге улучшить качество кредитного портфеля.

Структура работы представлена следующим образом:

В первом разделе данной работы раскрыты исторические предпосылки возникновения скоринга, особенности внедрения кредитного скоринга в России, дано понятие системы кредитного скоринга.

Во втором разделе рассматривается использование скоринговых методов оценки кредитного риска.

В третьем разделе анализируются кредитные риски и рассматриваются модели скоринговой оценки кредитоспособности физического лица, в том числе на примере системы оценки кредитоспособности заемщика в банке ВТБ Северо-Запад

Глава 1. Организационные основы скоринговых систем оценки кредитоспособности заёмщиков

 

1.1 Место кредитного скоринга в системе управления кредитными рисками


Кредитный риск представляет собой основной банковский риск, управление которым является ключевым фактором, определяющим эффективность деятельности банка. Обычно банки формируют значительную часть своих доходов за счет кредитной деятельности, поэтому особую актуальность представляет оценка потенциальной прибыли по отношению к вероятности непогашения кредита. В узком смысле, кредитный риск определяется, как существующий для кредитора риск невозврата кредитополучателем заимствованных средств.

В последнее время в нашей стране наблюдается интенсивный рост рынка кредитования и, в частности, сектора кредитования физических лиц. Это неизбежно приводит к увеличению кредитных рисков, которые принимают на себя как отдельные кредитно-финансовые институты, так и банковская система страны в целом. Рост рисков обуславливается одновременно расширением контингента заемщиков и увеличением объемов кредитования. В этой ситуации качество управления кредитными рисками в розничном кредитовании приобретает особую актуальность и становится одним из факторов повышения конкурентоспособности кредитного учреждения на рынке банковских услуг.

При выдаче кредита банк, прежде всего, интересует кредитоспособность потенциального заемщика, то есть способность полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам. Именно задаче выбора кредитоспособных заемщиков в основном и служат скоринговые системы.

Скоринг возник в 50-х годах прошлого века в Соединенных Штатах Америки и использовался для качественной оценки кредитоспособности заемщиков. Наиболее активно скоринговые системы стали развиваться в последнее десятилетие 20-го века, что было обусловлено расширением кредитования с использованием кредитных карт.

В переводе с английского score - подсчитывать очки, вести учет. Исходный материал для построения скоринговых моделей - это информация о предыдущих клиентах банка, на основе которой делается прогноз о кредитоспособности будущих заемщиков.

Таким образом, сущность скоринга заключается в определении совокупного кредитного балла заемщика в результате его оценки по ряду критериев. Данные критерии имеют различные удельные веса и впоследствии агрегируются в интегральный показатель - совокупный кредитный балл. Если говорить упрощенно, то система дает ответ на главный вопрос: выдать кредит потенциальному кредитополучателю или нет? Величина кредитного лимита в скоринговых системах носит второстепенный характер и определяется исходя из уровня доходов заемщика. Интегральный показатель сравнивается с определенным числовым порогом, который представляет собой так называемую линию безубыточности для банка. Кредит выдается тем клиентам, интегральный показатель которых выше этой линии.

Оценка кредитоспособности с использованием скоринговых систем в большинстве случаев строится на не более чем 20 критериях, среди которых: уровень среднемесячного дохода, частота смены места работы, возраст, семейное положение, количество лиц, находящихся на иждивении, образование, наличие недвижимости и личного автомобиля и т.д.

·        Внедрение скоринговых систем имеет ряд преимуществ, к которым относят: возможность снижения издержек и минимизацию операционного риска за счет автоматизации принятия решения о выдаче кредита;

·        сокращение времени обработки заявлений и предоставления ответа о выдаче или отказе в кредите;

·        централизацию принятия кредитного решения и снижение влияния человеческого фактора при его принятии;

·        выявление и предотвращение попыток мошенничества.

Недостатком скоринговых систем является то, что они оценивают кредитоспособность заёмщика на основании данных о предыдущих выдачах кредита, в то время как о возможном поведении клиентов, которым было отказано в кредите, остается только догадываться. Уязвимость скоринга также заключается в том, что программа оценивает не реального человека, а информацию, которую он о себе сообщает, и хорошо подготовленный клиент может представить данные о себе так, что практически гарантированно получит кредит.

Кроме того, скоринговые модели требуют постоянной доработки и обновления, так как со временем изменяются как социально-экономические условия и условия кредитования, так и сами люди. На Западе разработка новых скоринговых моделей происходит раз в полтора-два год и во многом зависит от стабильности экономики в этот период.

В России развитие скоринга ограничивается все еще низкими по западным меркам объемами кредитования, а также быстро меняющимися социально-экономическими условиями. Российские банки не располагают достаточной информацией о клиентах для того, чтобы выстроить эффективные скоринговые модели, обеспечивающие спрос на розничное кредитование, с одной стороны, и минимизацию банковских рисков - с другой. В такой ситуации банки могут действовать двумя способами. Во-первых, использовать модель, разработанную за рубежом, с ее обязательной адаптацией к российским реалиям, что потребует и времени, и средств. Второй способ - это отказ на первоначальном этапе от применения скоринга и выдача кредитов всем желающим на основании стандартной проверки с целью накопления необходимой кредитной истории. После чего на основании этих данных разработать собственную скоринговую модель - весьма эффективную, но, как легко догадаться, и весьма дорогостоящую для банка. Помимо розничного кредитования существуют скоринговые модели для оценки кредитоспособности юридических лиц и субъектов малого бизнеса.

Говоря о том, какие именно требования к разработчикам скоринговых систем выдвигают отечественные банки, следует остановиться на двух моментах: во-первых, профессионализм, то есть глубокое понимание сути скоринга, а во-вторых, политика взаимодействия с клиентом.

На мировом рынке скоринговых систем сегодня сложилась такая ситуация, что многие банки устали от работы с крупными корпорациями. Общаясь с нашими западными партерами, мы не раз слышали, что европейские и американские банки оказались заложниками компаний-разработчиков, получив при этом все прелести работы с тяжелым бюрократическим механизмом. Запрос по смене чего-то выполнится через месяц, внедрение занимает полтора - два года и т п. и т.д. Все это происходит долго, проект может затягиваться, могут неожиданно привлекаться дополнительные финансовые и людские ресурсы. Кроме того, лицензионная политика крупных компаний такова, что банку приходиться регулярно обновлять лицензию на использование программного обеспечения, что естественно, обходиться в отнюдь не маленькие суммы.

Таким образом, начиная работать с корпорацией-гигантом, банки получают сложности не столько скоринговые, сколько интеграционные. Можно с уверенностью говорить, что в самое ближайшее время отечественные банки осознают все эти проблемы и начнут искать выход.

Кроме того, есть еще одна проблема, связанная с тем, что даже крупнейшие отечественные банки по западным меркам отнюдь не велики. Крупным компаниям-производителям выгодно, что бы проекты были большие и долгосрочные. А если рассматривать заказы большинства отечественных банков - то по важности и объему, для глобальных корпораций эти заказы находятся отнюдь не на первом месте.

Суммировав все выше сказанное, можно сформулировать те требования, которые выдвигает банковский сектор стран СНГ к производителям систем кредитного скоринга:

·        Лицензионная политика использования программного обеспечения не должна содержать скрытых подводных камней. Не должно быть ситуаций, когда лицензия и требует постоянного платного обновления.

·        Разработчик системы должен обладать глубокими знаниями теории скоринга и банковских бизнес-процессов.

·        Компания - интегратор системы должна оперативно решать все возникающие у заказчика вопросы.

·        Внедрение скоринговой системы не должно растягиваться на годы

·        Внедряемое программное обеспечение должно быть адаптировано для использования в отечественных условиях.

Возможны следующие варианты скоринга (помимо описываемой в работе традиционной системы Application):

.         Behavioral скоринг. Поведенческий скоринг - оценка динамики состояния кредитного счета заемщика. Используемые для этой задачи вероятностные скоринговые модели позволяют спрогнозировать изменение платежеспособности заемщика, определить оптимальные лимиты по кредитной карте и т.д.

.         Fraud скоринг - оценка вероятности мошенничества потенциального заемщика. Обычно используется в связке с Applicatio№ и Behavioral скорингом для более детального анализа заемщиков. По данным ряда банков откровенное мошенничество составляет до 10% от всех неплатежей.

Таким образом, получается, что скоринговая система, которую ждет отечественный рынок, должна в первую очередь поддерживать Applicatio№-скоринг и Collectio№ скоринг. Что касается Behavioral и Fraud скоринга, то об их необходимости только сейчас начали задумываться крупнейшие игроки розничного рынка.

Одним из возможных требований к системе кредитного скоринга становиться ее соответствие соглашению Базель II с точки зрения рабочего процесса и обработки кредита. То есть при использовании скоринговой системы, результатом оценки должна являться не только дифференциация кредитной заявки на «хорошую» или «плохую», но также вероятность невозврата кредита, уровень риска и максимальный лимит кредита, а также рекомендуется к выполнению целый ряд особенностей, которые в целом позволяют построить наиболее эффективную систему управления рисками.

Вот некоторые требования Базель II, которым должна удовлетворять система кредитного скоринга:

.         Система должна качественно локализовывать риски: 7 категорий рейтинга для «хороших» заемщиков, 1 категория для заемщиков в дефолте

.         В системе должно быть предусмотрено централизованное хранение всей информации

.         Скоринговая система должна иметь возможность эволюции по мере накопления данных: от консервативной экспертной до автоматизированной статистической.

.         Система должна обеспечить возможность контроля и оценки, как комплексных показателей, так и данных по каждому заемщику в любой момент времени

.         Система должна обладать единой системой документирования процесса построения скоринговых моделей

.         Система должна предоставлять возможность корректировки модели, как по всему портфелю, так и по высокорисковым диапазонам отдельно, с минимальной частотой 1 раз в год.

Требования рынка к функциональным возможностям системы кредитного скоринга.

1.       Централизованность. Одна скоринговая система должна работать одновременно во всех отделениях банка, его филиалах и других удаленных точках по предоставлению кредитов. Простейшие скоринговые решения, в частности, реализованные на основе Microsoft Office Excel, такой возможностью не обладают. А между тем, только в том случае, если система соответствует этому требованию, появляется возможность осуществлять качественный и полноценный контроль над деятельностью, как отдельных сотрудников, так и над всей кредитной политикой банка.

2.       Построение моделей. Одной из важнейших функций является создание скоринговых моделей. Особенно важно, чтобы была возможность централизованной интеграции в работу вновь созданных моделей в кратчайшие сроки. Для этих целей используются специализированные приложения, которые позволяют создавать различные модели оценки заемщиков, начиная от простых бальных и заканчивая кластерным анализом, деревьями решений и нейросетями.

3.       Создание стратегий анализа заемщиков. Развитие кредитного скоринга на сегодняшних крайне динамичных рынках показывает, что одних лишь скоринговых моделей становится недостаточно для принятия решения по некоторым кредитам. Самые «хорошие» и самые «плохие» заемщики видны практически невооруженным глазом. Но большая часть кредитных заявок поступает от заемщиков, для которых «прямолинейное» применение скоринговых моделей не даст качественного результата, т.е. не будет достигнуто качественное разделение на «хороших» и «плохих» заемщиков. Выходом из подобной ситуации может стать построение стратегии принятия решений, где оценка скоринговой моделью, сегментация и т.п. - это лишь элементы единого цикла - принятия решения по кредитной заявке.

4.       Работа с информацией из внешних источников. Важно, чтобы система позволяла в автоматическом режиме использовать черные списки, информацию из кредитных бюро, свои локальные базы данных и др. источники информации, позволяя Банку тем самым принимать наиболее объективные решения за кратчайшие сроки.

5.       Управление правилами кредитной политики. В случае если используются недостаточно качественные скоринговые модели или они вообще отсутствуют как таковые, система кредитного скоринга должна обладать возможностью простого создания и управления правилами кредитной политики, т.е. созданием систем бонусов/штрафов для оценки потенциального заемщика. Кредитный аналитик или риск-менеджер банка, задавая правила кредитной политики, получает возможность уточнить систему формирования рейтинга заемщика, т.е. одни правила-условия могут увеличивать рейтинг, другие уменьшать и т.п.

6.       Ролевое принятие решений. Когда решение скоринговой системы по кредитной заявке неоднозначно, то на первый план выходит возможность создания и управление правилами распределения заявок для кредитных специалистов с учетом их прав и полномочий. То есть, определяется, какому специалисту, какого уровня должна отправляться та или иная заявка на рассмотрение. «Уровней» специалистов может быть много, начиная с сотрудника экономической безопасности и заканчивая кредитными экспертами. Причем задание подобных правил распределения заявок должно быть максимально простым и доступным для риск-менеджеров и кредитных аналитиков и не требовать специальных знаний.

7.       Настройка интерпретации скорингового рейтинга. Еще один из важных элементов поддержки процесса принятия решения - это возможность гибкой настройки интерпретации скорингового рейтинга для кредитных специалистов. Если такая возможность реализована, скоринговая система может выдать для кредитных специалистов рекомендации, замечания, подсказки и различного рода сообщения, делая, таким образом, оценку заемщика максимально объективной и качественной. Правила формирования подобного рода сообщений определяет кредитный департамент или департамент риск-менеджмента.

8.       Скоринговая отчетность. Крайне важно чтобы скоринговая система предусматривала возможность быстрой и качественной оценки динамики изменения, как состояния кредитного счета отдельного заемщика, так и кредитного портфеля в целом. То есть должна быть реализована система скоринговой отчетности, на основании которой можно отслеживать адекватность работы, как всей системы кредитного скоринга, так и используемых скоринговых моделей и стратегий оценки заемщиков.

Определившись с тем, какой функциональностью должна обладать система кредитного скоринга следует остановиться на тех компонентах, которые эту функциональность обеспечивают.

В первую очередь рассмотрим программный компонент для построения скоринговых моделей. Основные его функции это анализ, группировка и предварительная обработка данных, необходимых для разработки скоринговой модели, а также анализа кредитного портфеля на основе результатов скоринга. Кроме того, данный компонент системы кредитного скоринга должен давать возможность определять ключевые факторы, которые влияют на кредитоспособность клиента. Разработка скоринговой модели с помощью этого компонента и дальнейшая оценка ее работы должна быть полностью автоматизирована.

В компоненте для построения скоринговых моделей должен быть предусмотрен экспорт моделей на сервер принятия решений и возможность анализа клиентской базы с разделением ее на однородные группы по индикаторам риска или другими факторам.

Следующий компонент, на котором следует остановиться должен позволять создавать стратегии принятий решений. Этот компонент должен быть достаточно мощным, что бы дать возможность риск-менеджменту банка оперировать набором скоринговых инструментов, включая скоринговые модели, а также выстраивать с их помощью сколь-угодно сложные многоуровневые процессы принятия кредитных решений. Однако. при этом, он должен обладать гибкостью и удобным пользовательским интерфейсом. Основная функция этого компонента создание и редактирование скоринговых стратегий. Для качественной отладки стратегии должен быть реализован механизм изучения качества работы стратегии без загрузки её на сервер принятия решений. Кроме того, в компоненте для построения стратегий должен быть предусмотрен автоматический анализ ошибок и нелогичностей связей, что даст возможность значительно экономить время при создании и отладки новой стратегии.

Сервер принятия решений является основной составляющей, которая обеспечивает функциональность скоринговой системы. По сути, сервер принятия решения - это механизм получения, обработки, хранения и передачи данных. Основная задача сервера принятия решений - это анализ данных заемщика при помощи различных технологий и методов. Технические подробности работы сервера принятия решений не входят в тему доклада. Если эта тема кого-то из присутствующих заинтересует, можно будет обсудить ее после моего выступления.

Компонент построения отчетности является одним из важнейших компонентов системы кредитного скоринга. Он должен представлять собой специальное решение, которое ведет постоянный мониторинг скоринговой системы и дает возможность отслеживать влияние внешних и внутренних факторов на адекватность и стабильность скоринговой модели. Изучая работу скоринговой системы с помощью этого компонента, появляется возможность оперативно анализировать изменения в клиентской базе, а так же оперативно адаптировать скоринговые модели к новым рыночным ситуациям. Кроме того, используя компонент построения отчетности можно осуществлять контроль над субъективными решениями сотрудников, которые отвечают за выдачу кредитов.

Принимая решение об интеграции полноценной скоринговой системы <#"585491.files/image001.jpg">

Рис. 1. Доля кредитов физическим лицам в объеме кредитного портфеля

Кроме того, после первой волны «кредитного бума» в системе сложился ряд предпосылок, ограничивающих дальнейший рост кредитных рисков в банках. Во-первых, наметился переход от выдачи классических кредитов к «карточному» кредитованию, которое традиционно считается менее рисковым. Во-вторых, с 1 июля 2007 г. ЦБ обязал все банки раскрывать информацию об эффективных процентных ставках по кредитам. А значит, что теперь участникам рынка розничного кредитования трудно будет компенсировать высокие риски за счет высоких ставок. Следовательно, банки начнут более внимательно подходить к оценке платежеспособности потенциальных заемщиков. В-третьих, наконец, сами банки, осознавая уровень кредитных рисков, не будут заинтересованы накоплении «проблемной» задолженности выше определенного уровня. Получается, что кризис вследствие массовых неплатежей по потребительским кредитам системе представляется маловероятным.

ОАО «ВТБ Северо-Запад» в 2009 г. в соответствии с тенденциями рынка усиленно развивал розничное кредитование. Если в среднем по системе портфель кредитов физическим лицам вырос на 75%, то у Банка Москвы - почти в 2,5 раза до 36,6 млрд. руб. В результате доля розничных ссуд в кредитном портфеле банка увеличилась с 9,1% до 14,1%, а корпоративных - сократилась с 90,8% до 85,9%. И на 10 крупнейших заемщиков приходится уже не 17,1% кредитного портфеля, а 18,2%. Графически это представлено на диаграммах 2 и 3.

Рис. 2. Динамика портфеля кредитов группы ВТБ

Динамика портфеля кредитов ОАО «ВТБ Северо-Запад» в целом совпадает с показателями банка в целом и представлена на рис..3.

Рис. 3. Динамика кредитного портфеля ОАО «ВТБ Северо-Запад»

Рис 4. Просроченные кредиты ОАО «ВТБ Северо-Запад»

Оценить эффективность кредитования можно по объему просроченной задолженности. В целом объем просроченной задолженности увеличился в 1,71 раза, что также совпадает с динамикой рынка в целом. Объем просроченной задолженности по выданным кредитам составила 1,42% от совокупного объема кредитного портфеля, при этом для портфеля юридических лиц этот показатель составляет - 1,21%, а вот по кредитам физических лиц - 2,63%, графически это отображено на рис.4.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что банку надо совершенствовать систему риск-менеджмента.

Можно порекомендовать банку совершенствовать систему кредитования VIP-клиентов, используя разработки головного подразделения, представленные ниже.

В 2009 году ОАО «ВТБ Северо-Запад» располагал ресурсами, которые позволяли выдавать крупным корпоративным клиентам кредиты не больше, чем на два года. На рынке же была явная заинтересованность в более длинных ресурсах - от трех до пяти лет. Конечно, короткие деньги будут востребованы компаниями и в будущем, и банк продолжит выдавать и овердрафты, и трех-шести месячные кредиты в основном под оборотные средства. Но короткие деньги не дают VIP-клиентам возможности финансировать долгосрочные инвестиционные программы или крупные приобретения, так как несут в себе риск рефинансирования, то есть риск невозобновления банком очередного транша. Поэтому компании стремятся к тому, чтобы брать у банков средства на сроки, соответствующие инвестиционным проектам или своим возможностям выплачивать кредит из расчета долгосрочных денежных потоков.

Предоставление долгосрочных кредитов требует от руководства банка некоторого изменения системы оценки рисков и бизнеса клиентов. На протяжении последних десяти лет банк специализировался на выдаче коротких кредитных продуктов. Они меньше основывались на оценке будущих денежных потоков и больше полагались на стоимость залоговой массы, предоставляемой в качестве обеспечения. Весь опыт работы российских банков с российскими заемщиками показывал, что краткосрочные кредиты менее рискованны, когда они хорошо обеспечены. То есть когда есть твердые залоги, которые можно использовать для защиты.

Под «проектным финансированием» чаще всего понимают финансирование строительства нового объекта или крупной модернизации производства под заемные средства, где источником погашения в основном являются денежные потоки, которые возникают по окончании строительства объекта, либо по завершении модернизации производства.

Однако банки очень редко финансируют проекты, в рамках которых долги погашаются только из денежных потоков самого проекта. Как правило, они привлекают под такое финансирование гарантии или поручительства спонсора проекта (компании, которая является основным организатором и выгодоприобретателем после запуска нового объекта). Средства спонсора используются при погашении процентов в период строительства, а также в тех случаях, когда сдача проекта затягивается, или до тех пор, пока построенный объект не выходит на заранее оговоренную мощность или объем продаж. Основной плюс проектного финансирования в том, что он освобождает баланс спонсора от полноценных долговых обязательств. В проектном финансировании каждый индивидуальный риск частично или полностью распределяется между различными участниками проекта - спонсорами, акционерами, поставщиками оборудования, будущими покупателями, правительством, кредиторами, строительными компаниями.

До последнего времени настоящие сделки проектного финансирования финансировались российскими банками крайне редко. ОАО «ВТБ Северо-Запад» на данном этапе вышел на тот уровень, когда это стало возможно. Обычно под такие сделки привлекаются и другие банки для того, чтобы поделить риски, поскольку многим банкам брать на свой баланс кредит в $ 100 млн. на 5 лет достаточно рискованно. То есть проект с соответствующими расчетами, описанием бизнеса, возможными сценариями развития в будущем продается другим банкам, которые (в том случае если они готовы взять на себя такого рода риски) присоединяются к синдикату банков.

Сделка, как правило, финансируются следующим образом: 30-35 % от стоимости проекта берет на себя организующий банк, 30-35 % оплачивает спонсор проекта, оставшиеся 30-35 % поднимаются за счет привлечения других источников финансирования - банков, других спонсоров, акционеров.

Сроки сделок по проектному финансированию превышают три года и находятся в диапазоне 5-7 лет. Хотя в российских условиях банки пока не готовы брать на себя финансирование на слишком длинные сроки (8-10 лет) в силу того, что ресурсная база все еще достаточно короткая. При заключении сделки банки берут в залог все новые активы - те, что финансируются, а также часть существующих активов спонсора. Ставки по проектному финансированию определяются в зависимости от мощи баланса спонсора, от рисков проекта. Например, если финансируется строительство алюминиевого завода, все понимают, что алюминий - это биржевой товар, подверженный достаточно сильным рыночным колебаниям. Поэтому риски финансирования такого завода достаточно высоки. Если строится предприятие, выпускающее продукцию внебиржевого характера, то и риски меньше.

Субординированные (или «мезанинные») кредиты в России пока еще тоже не очень часто используются. Название кредита происходит от слова «субординация» - подчинение. Субординированный кредит - «младший» по отношению к другим кредитам. Условия такого кредита предполагают, что он погашается из имеющейся наличности денежных потоков компании в последнюю очередь - после погашения старших обеспеченных кредитов. Банк добровольно соглашается не получать платеж по субординированному кредиту, если на дату погашения кредита у компании нет наличности или ее не хватает, и дожидается следующего срока или появления средств для погашения субординированного долга без ущерба для «старших» кредитов. При этом субординация может быть не только по платежам, но и в случае несостоятельности должника. В этом случае субординированный кредит, как не обеспеченный, встанет в очередь перед акционерами, но после обеспеченных кредитов.

Компании интересно брать такой кредит в том случае, если она перекредитована на значительную часть своих активов. В частности такой кредит может понадобиться компании при ее продаже для того, чтобы улучшить свой баланс, потому что в этом случае субординированный кредит будет рассматриваться не как полноценный долг, а как квазидолговое обязательство.

Банкам интересно выдавать субординированные кредиты под большую маржу в тех случаях, когда компания вызывает доверие, и они уверены, что она обладает достаточным потоком наличности, чтобы расплатиться по субординированному кредиту. Но заранее соглашаются, что в тех случаях, когда наличности нет, они готовы ждать. Компенсацией за ожидание является ставка по кредиту. Она на 5-10 % выше, чем по другим видам кредитов и, как правило, гарантирует высокий возврат на капиталовложениях (15-25 %) в отличие от старших кредитов с возвратностью 5-15 %.

Любой банк, финансирующий клиента на большие суммы на длительный срок, заинтересован в том, чтобы очень долго не держать на своем балансе слишком большой актив. Поэтому на Западе уже давно развит рынок синдицированного кредитования. На нем риски по крупным кредитам делятся между несколькими тремя, десятью и больше.

В России синдикация была слабо развита, в силу того, что кредиты, как правило, выдавались на менее рискованные короткие сроки. Поскольку сейчас ведущие российские банки имеют долгосрочное фондирование, естественно видеть среди них образование подобных синдикатов.

Необходимость инвестиций в уставной капитал часто возникает у банков при организации сделок проектного финансирования. Банк в таком случае выступает и как кредитор, и как инвестор и получает возможность лучше контролировать проект не только извне, но и изнутри путем включения своих представителей в совет директоров проектной компании, участия в принятии решений на собраниях акционеров.

Клиенты банка со своей стороны уменьшают долговую нагрузку на баланс, получают в качестве акционера первоклассный банк, который становится стратегическим партнером.

Банк заинтересован в инвестициях в уставной капитал компаний. В том числе и для увеличения своего дохода. Если недавно банки могли кредитовать компании под 18-25 % годовых, и маржа после вычета всех расходов банка составляла достаточно значительную величину, то сейчас, когда рынок становится стабильным, маржа банков снизилась до 1-4 %. На Западе, где кредиты крупным клиентам выдаются под ставки LIBOR+0,2-1 %, банки уже давно живут не за счет увеличения маржи (где возможности с учетом конкуренции на рынке ограничены), а за счет большого баланса. То есть за счет увеличения числа клиентов и за счет увеличения сумм, которые выдаются ведущим компаниям.

Правда, нужно учитывать, что риски инвестиций в уставной капитал увеличиваются. В случае банкротства акционеры после выплат долгов могут потерять свои вложения. В то же время, если банк готов занять долгую позицию в таких инвестициях, к примеру, на срок от трех до пяти лет, то он может рассчитывать на увеличение капитализации компании (за счет чего первоначальная стоимость акций вырастет в несколько раз). А в некоторых случаях, когда компания особенно прибыльна, инвестиции в акционерный капитал могут окупиться за счет выплаты крупных дивидендов. В последнее время было немало случаев, когда банки, инвестируя в уставной капитал российских предприятий, зарабатывали и 200 % внутренней нормы рентабельности. Развитие такого направления банковского дела, как инвестиции в уставной капитал, могут значительно увеличить прибыль банка.

Таким образом, можно порекомендовать ОАО «ВТБ Северо-Запад» развивать следующие направления кредитования юридических лиц:

·        проектное финансирование, в том числе и в виде участия в уставном капитала кредитуемой компании;

·        субординированное кредитование;

·        синдицированное кредитование.

Предложения расширить перечень кредитных услуг для юридических лиц в ОАО «ВТБ Северо-Запад» предполагают повышение доходности. Однако это повышение возможно лишь при значительном повышении качества управления кредитными рисками.

Система управления кредитным риском включает в себя:

1. Организационную модель управления кредитным риском

. Систему санкционирования кредитных решений

. Методы оценки и прогнозирования кредитного риска

. Методы минимизации кредитного риска

. Методы управления кредитным риском.

Методы минимизации кредитного риска включают:

·              диверсификацию кредитного портфеля с учетом требований и лимитов, установленных Кредитной политикой Банка;

·              структурирование индивидуальных кредитов корпоративных клиентов в соответствии с параметрами, установленными Кредитной политикой Банка.

·              формирование резервов, адекватных принимаемым Банком кредитным рискам.

Методы управления кредитным риском включают:

·              систему анализа и поддержания оптимальной структуры кредитного портфеля;

·              установление лимитов самостоятельного кредитования по уровням принятия решений для Региональных дирекций и филиалов Банка.

С помощью учетно-информационной системы достигается:

·              регулярное наблюдение за операциями, подверженными кредитному риску;

·              осуществление оценки качества отдельных кредитов и кредитного портфеля в целом;

·              разработка предложений по лимитам кредитного риска.

В результате совершенствования системы риск-менеджмента могут быть достигнуты следующие результаты:

. Создана трехуровневая система управления кредитными рисками многофилиального банка федерального масштаба.

. Система управления кредитными рисками может быть приведена к полному соответствию требованиям нового Базельского соглашения по капиталу (в части использования продвинутых методов для оценки рисков и достаточности капитала) с привлечением ведущих консультантов.

. Высокий уровень развития системы управления кредитными рисками будет подтвержден оценкой международных аудиторов, рейтинговых агентств и зарубежных контрагентов.

Глава 3. Совершенствование управления кредитными рисками ВТБ Северо-Запад на основе скоринговых моделей

 

3.1 Возможности использования скоринговой оценки в системе риск-менеджмента при управлении кредитными рисками ВТБ Северо-Запад


Кредитная политика создает основу всего процесса управления кредитами, она определяет объективные стандарты и параметры, которыми должны руководствоваться банковские работники, отвечающие за предоставление и оформление займов, и управление ими. Когда кредитная политика сформулирована правильно, четко проводится сверху и хорошо понимается на всех уровнях банка, она позволяет руководству банка поддерживать правильные стандарты в области кредитов, избегать излишнего риска и верно оценивать возможности развития бизнеса. Лица, осуществляющие контроль за работой банков, считают, что разумная задокументированная кредитная политика банка является основополагающей для правильного управления кредитным риском.

Банк должен определить, какие кредиты он будет предоставлять, а какие нет, сколько кредитов каждого типа он будет предоставлять, кому он будет предоставлять кредиты и при каких обстоятельствах эти кредиты будут предоставляться. Существует очень мало других отраслей бизнеса, в которых можно с такой легкостью и быстротой оказаться в тяжелой ситуации. И этот риск нельзя игнорировать. Все эти важные решения требуют, чтобы целью политики банка было поддержание оптимальных отношений между кредитами, депозитами и другими обязательствами и собственным капиталом. Здравая кредитная политика способствует повышению качества кредитов.

Цели кредитной политики должны охватывать определенные элементы правового регулирования, доступность средств, степень допустимого риска, баланс кредитного портфеля и структуру обязательств по срокам.

Наиболее важным является то, что разработка кредитной политики вызывает необходимость у совета директоров или со стороны руководителей высшего звена комитета по кредитам банка определить уровень приемлемости риска в свете прибыльности и эффективности работы банка, учитывая при этом потребности рынка, на котором действует банк. Кредитная политика как бы создает единый кредитный язык банка в целом, и этот язык очень важен для поддержания преемственности по мере роста банка, диверсификации его деятельности и делегирования кредитных полномочий и обязанностей в банке.

Приоритет в кредитовании отдается проектам и сделкам с короткими и средними сроками окупаемости, высокой эффективностью и минимальным кредитным риском, а также предусматривающим перевооружение и модернизацию уже действующих производств, равно как и проектам, по которым вложение собственных средств Заемщиков планируется наряду с привлечением кредитов.

Кредиты предоставляются платежеспособным Заемщикам при наличии реальных источников их погашения, надежного и ликвидного обеспечения в формах, предусмотренных действующим законодательством и, как правило, при условии открытия расчетного (текущего валютного) счета в Банке.

Кредитование осуществляется строго в пределах лимитов, устанавливаемых уполномоченными органами Банка. Сроки кредитования устанавливаются в зависимости от условий реализации конкретных проектов и сделок и их окупаемости. При этом под общим сроком кредитования понимается период от начала фактического использования кредита до даты погашения основного долга в полном объеме.

Можно порекомендовать филиалу совершенствовать систему кредитования юридических лиц путем развития следующих направлений:

·        проектное финансирование, в том числе и в виде участия в уставном капитала кредитуемой компании;

·        субординированное кредитование;

·        синдицированное кредитование.

Предложения расширить перечень кредитных услуг для юридических лиц в ОАО «ВТБ Северо-Запад» предполагают повышение доходности. Однако это повышение возможно лишь при значительном повышении качества управления кредитными рисками.

Банки зачастую не располагают надежно разработанным процессом управления кредитным риском. Среди наиболее часто встречающихся недостатков можно отметить следующие:

отсутствие документально зафиксированного изложения банковской политики;

отсутствие ограничений в отношении концентрации портфеля;

излишняя централизация или децентрализация кредитного руководства;

некачественный анализ кредитуемой отрасли;

поверхностный финансовый анализ заемщиков;

завышенная стоимость залога;

недостаточно частые контакты с клиентом;

недостаточные проверки и отсутствие сбалансированности в процессе кредитования;

отсутствие контроля над займами;

неспособность к увеличению стоимости залога по мере ухудшения качества кредитов;

некачественный контроль за документированием займов;

неполная кредитная документация;

неумение эффективно контролировать и аудировать кредитный процесс.

Эти недостатки выливаются в слабость кредитного портфеля, включая чрезмерную концентрацию кредитов, предоставляемых в одной отрасли, большие портфели неработающих кредитов, убытки по кредитам, неплатежеспособность и неликвидность.

Не вызывает сомнения, что на многих рынках банкам приходится действовать в таких экономических условиях, которые характеризуются наличием объективных трудностей для качественного управления кредитами, что лишний раз свидетельствует о важности усиления такого управления.

Управление кредитным риском - это процесс, который можно представить в виде сложной системы. Начинается он с определения рынков кредитования, которые часто называются целевыми рынками, продолжается в форме последовательности стадий погашения долгового обязательства.

На сегодняшний день, коммерческие банки, должны уделять должное внимание мониторингу кредитной истории заемщиков, не только основываясь на фактах возникновения просроченной и пролонгированной ссудной задолженности, но и на объективных причинах возникновения финансовой несостоятельности клиента. Практически это может выражаться в следующем: заемщик принимает на себя договорные обязательства, содержащие изначально ложную информацию, т.е. он был введен в заблуждение своим контрагентом. Можно констатировать ряд бюрократических проблем, как на региональном уровне, так и в целом по стране, выражающихся в наличии «объективных» причин, когда предприятия не могут своевременно погасить ссудную задолженность перед банком в связи с нарушением сроков прохождения таможенных процедур. Иногда используется пролонгация или реструктуризация ссудной задолженности, направленные на оптимизацию ликвидности баланса заемщика. Поэтому при анализе такого фактора как «кредитная история», существует термин «реструктуированные/ пролонгированные» ссуды, возникшие в силу форс-мажорных обстоятельств.

Группа факторов «Технико-экономическое обоснование» оценивает подход заемщика к планированию и организации проекта, и возможность возврата средств. Оценки проектов, связанных с пополнением оборотных средств, инвестиционных и аналогичных кредитных проектов различаются в зависимости от срока окупаемости, что предполагает дифференцированный подход к оценке каждого индивидуального заемщика. При анализе технико-экономического обоснования учтен тот факт, что большая часть предприятий сектора малого и среднего бизнеса используют кредитные ресурсы на пополнение оборотных средств. Кроме того, указанный фактор позволяет проводить анализ инвестиционных проектов. Технико-экономическое обоснование кредитуемого проекта предоставляется заемщиком одновременно с кредитной заявкой и является основным документом для определения целесообразности предоставления ссуды и должно содержать информацию, требуемую для определения текущей стоимости проекта, расчета его внутренней нормы доходности и срока окупаемости. Производится анализ следующих факторов.

·        Кредитование проектов на пополнение оборотных средств: Отсутствие обоснованного источника погашения кредита (-50 баллов); Источник погашения кредита присутствует, но кредитная сделка не эффективна для заемщика (ставка кредитования > рентабельности) (0 баллов); Источник погашения кредита присутствует и кредитная сделка эффективна для заемщика (ставка кредитования < доходности) (100 баллов).

·        Кредитование инвестиционных и иных кредитных проектов: Кредитная сделка неэффективна для заемщика (ставка кредитования > внутренняя ставка доходности проекта), у заемщика отсутствуют иные источники погашения кредита, срок кредитования < срока окупаемости проекта (-100 баллов); Кредитная сделка неэффективна для заемщика (ставка кредитования > внутренняя ставка доходности проекта), у Заемщика есть иные источники погашения кредита, срок кредитования < срока окупаемости проекта (-50 баллов); Кредитная сделка эффективна для заемщика (ставка кредитования < внутренняя ставка доходности), срок кредитования < срока окупаемости проекта (0 баллов); Кредитная сделка эффективна для заемщика (ставка кредитования < внутренняя ставка доходности), срок кредитования < срока окупаемости проекта, проект представляет собой инвестиционную программу регионального значения (50 баллов); Кредитная сделка эффективна для заемщика (ставка кредитования < внутренняя ставка доходности), срок кредитования = сроку окупаемости проекта (70 баллов); Кредитная сделка эффективна для заемщика (ставка кредитования < внутренняя ставка доходности), срок кредитования > срока окупаемости проекта (100 баллов).

Рассматривая следующий фактор - валютный риск, необходимо учитывать изменение курса иностранной валюты. Если предприятие работает в рублях, но кредитуется в иностранной валюте, то при росте курса возможны финансовые проблемы. В целом же валютный риск рассматривается как негативный фактор, несмотря на то, что обычаями делового оборота допускается наличие в контрактных обязательствах изменения валюты выручки в силу возникновения форс-мажорных обязательств. Детальному анализу подвергаются следующие группы факторов.

·        Валюта кредита и валюта выручки совпадают - (100 баллов);

·        Валюта кредита и валюта выручки не совпадают, в силу наличия форс-мажорных обстоятельств указанных в контрактных обязательствах - (100 баллов);

·        Валюта кредита и валюта выручки не совпадают - (-50 баллов).

Введение данного фактора позволит избежать ряда неблагоприятных последствий как для заемщика, так и для банка - кредитора. В этом случае оптимальным вариантом для банка является планирование своего кредитного риска путем изменения процентной ставки для заемщика (либо введения плавающей процентной ставки). Кроме того, ориентируясь на данный фактор, банк-кредитор может более точным образом спрогнозировать момент возникновения валютного риска, исходя из условий договорных обязательств.

Следующим определяющим фактором является динамика показателей финансового состояния клиента. Для вывода необходимо сравнить текущее значение балльной оценки финансового состояния заемщика со значением, рассчитанным по показателям за предшествующий период. Рассматривая данный фактор, необходимо ориентироваться на информацию об изменении финансового состояния заемщика на основе данных баланса, отчета о прибылях и убытках, а в случае, если заемщик является нерезидентом, данных управленческой отчетности. Необходимо учитывать, что предприятия малого бизнеса, вряд ли могут рассчитывать на безубыточную деятельность в первые годы существования, поэтому на практике банкиры прибегают к анализу данных управленческого баланса, наиболее адекватно отражающего финансовое состояние заемщика. Кроме того, важным моментом является оценка количества контрагентов и порядок расчетов с ними предприятия-заемщика. Таким образом, анализируются следующие факторы:

·        Значительное ухудшение оценки финансового состояния (более чем на 25% от предыдущего) - (-50 баллов);

·        Незначительное ухудшение оценки финансового состояния (менее чем на 25% от предыдущего) - (-25 баллов); Отсутствие информации, начало деятельности, без изменения плохое - (0 баллов);

·        Без изменений, хорошее финансовое состояние - (25 баллов);

·        Незначительное улучшение оценки финансового состояния (менее чем на 25% от предыдущего) - (50 баллов);

·        Значительное улучшение оценки финансового состояния (более чем на 25% от предыдущего) - (100 баллов).

Анализируя дополнительную группу факторов, следует отметить, что в данную группу факторов соискателем включены дополнительные объективные и субъективные факторы. В исследовании определено, что в некоторых отраслях малого бизнеса, таких как, торговая деятельность, туристическая деятельность, сеть торговых точек может быть рассредоточена по всей территории России и деятельность банка будет сопряжена с рисками. Поэтому, приступая к оценке данного фактора, необходимо проанализировать мобильность системы контактирования между головным офисом и торговыми точками, представительствами, филиалами, поскольку максимизация контактов банков и их клиентов на основе современных технологий становятся на наш взгляд непременными условиями эффективного ведения бизнеса. Кроме того, необходимо оценить рискованность экономической зоны, включающей в себя некоторые дополнительные подфакторы: нестабильность политической ситуации, криминогенная обстановка и др. Следующим подфактором выступает фактический срок работы заемщика (от даты фактического создания предприятия до даты анализа, при условии, что в ходе следующих перерегистраций сохранялась правопреемственность). Кроме того, в дополнительные субъективные факторы включены подфакторы, влияющие на кредитный риск, но не поддающиеся формализации. Анализу подвергаются следующие факторы.

·        Объективные: Факторы расположения заемщика: Расположение клиента неблагоприятно для контроля (-15 баллов); Расположение клиента благоприятно для контроля только в отдельно взятом региональном субъекте (15 баллов); Расположение клиента благоприятно для контроля (50 баллов). Факторы зоны риска: Зона с повышенным экономическим риском (-15 баллов); Зона с повышенным экономическим риском, используются страховые схемы расчетов (30 баллов); Безрисковая экономическая зона (50 баллов). Факторы срока работы: Менее 1 года (-20 баллов); От 1 до 5 лет (0 баллов); Свыше 5 лет (40 баллов);

·        Субъективные: Наличие сведений о заемщике нефинансового характера, свидетельствующих о повышенном риске для банка (отрицательный фактор) - выявление фактов предоставления банку недостоверной и фальсифицированной отчетности и других данных, ожидаемые радикальные изменения в составе руководства заемщика и сведения криминального характера (-50 баллов); Вовлечение заемщика в судебные разбирательства (отрицательный фактор) - наличие судебных исков, вероятность обращения взыскания на имущество и возможность наложения на штрафных санкций (-50 баллов); Отсутствие позитивной или негативной информации (0 баллов); Выполнение заемщиком обязательств по продуктам, имеющим кредитный риск, перед другими банками - оценка кредитной истории анализируемого клиента в других банках (50 баллов); Положительная деловая репутация, аккуратность в исполнении обязательств перед партнерами (НКО) (50 баллов).

Таким образом, каждой группе факторов соответствуют группы определенных подфакторов, являющихся обоснованием для присвоения кредитного рейтинга. Суть данного метода заключается в выявлении характеристик, которые являются наиболее «ценными» для прогнозирования кредитного риска предприятий малого бизнеса в будущем. Для применения указанного метода оценки риска кредитования субъектов малого бизнеса, характерно совмещение информации по кредитозаемщику, как данных о физическом лице - владельце бизнеса, так и данных о предприятии. При этом в отличие от западной практики кредитного скоринга, следует учитывать отсутствие информации специализированных кредитных бюро.

3.2 Характеристика предлагаемой скоринговой модели для ВТБ Северо-Запад


Поскольку нормативная основа по соответствующей проблематике отсутствует, кредитные организации разрабатывают подходы к управлению данным риском, и прежде всего методику оценки риска, самостоятельно. При этом система оценки, применяемая большинством крупных банков, зачастую сводится к оценке финансового и экономического состояния клиентов, тогда как уровень деловой репутации, маркетинговое состояние и характеристики организационно-управленческой структуры не всегда учитываются, несмотря на то, что в зарубежной практике эти составляющие относятся к ключевым. В небольших региональных банках система оценки платежеспособности клиентов часто вообще отсутствует, и решения по кредитованию принимаются на основании их характеристик, а также исходя из данных кредитных историй (которые существуют не по всем клиентам).

Для повышения эффективности управления рисками кредитным организациям предлагается методика оценки финансового состояния клиента, включающая следующие этапы.

1.       Информационный этап - получение информации о конкретном клиенте;

.         На основании полученной информации об клиенте рассчитываются коэффициенты и показатели, характеризующие: финансовое состояние клиента; экономическое состояние клиента; деловую репутацию клиента; маркетинговые позиции клиента; организационную структуру и уровень управления клиента;

.         Каждому коэффициенту/показателю в зависимости от его значения (величины, динамики) присваивается балл по пятибалльной шкале;

.         При помощи системы удельных весов рассчитывается средний коэффициент, характеризующий финансовое состояние клиента. По формуле средней арифметической определяются средние коэффициенты по каждой из четырех остальных групп коэффициентов/показателей. Таким образом, невозможность рассчитать какой-то из набора коэффициентов/показателей будет учтена при расчете среднего балла по группе показателей;

.         Определяется интегральный показатель с учетом удельного веса (значимости) каждой группы коэффициентов/показателей;

.         В зависимости от величины интегрального показателя данному клиенту присваивается рейтинг надежности.

В качестве информационной базы оценки надежности клиента рекомендуется использовать следующие источники: бухгалтерская отчетность, аудиторская информация, данные информационных агентств, статистические и отраслевые сборники, Интернет-ресурсы, данные средств массовой информации (СМИ). При этом необходимо отметить следующее. Данные, получаемые из Интернета и СМИ, характеризуются невысокой степенью надежности. Аудиторское заключение также не является надежным источником информации, поскольку делается 1 раз в год, а публикуется часто с опозданием до 6 месяцев, т. е. полезность данной информации невысока. Данные информационных агентств, статистических и отраслевых сборников и др. обычно не содержат информации о клиентах второго эшелона. Таким образом, круг источников информации о клиентах является достаточно ограниченным, фактически, единственным надежным источником информации является публикуемая бухгалтерская отчетность. Представляется, что наиболее эффективно при анализе клиента использовать квартальную бухгалтерскую отчетность за два/три предшествующих квартала, т. к. при этом максимально обеспечивается требование актуальности информации. На основании полученной информации можно провести анализ финансового, экономического, маркетингового состояния клиента, его деловой репутации и организационной базы.

Показатели, характеризующие финансовое состояние клиента могут быть разделены на две группы:

) коэффициенты, имеющие нормативные значения;

) коэффициенты, не имеющие нормативных значений. Значения коэффициентов первой группы предлагается сравнивать с рекомендательными значениями, установленными российским законодательством. Значения коэффициентов второй группы предлагается оценивать в соответствии с рекомендательными значениями, указываемыми в экономической литературе (в дальнейшем границы значений могут быть скорректированы с учетом практики соответствующего банка), а также динамикой. В зависимости от его значения/динамики, каждому показателю присваивается балл по пятибалльной шкале.

В качестве финансовых показателей первой группы предлагается рассчитать и оценить коэффициенты ликвидности (общая ликвидность, абсолютная ликвидность, текущая ликвидность), финансовой устойчивости (коэффициенты автономии, финансовой устойчивости, маневренности собственного капитала, обеспеченности оборотных активов собственными средствами, соотношения собственных источников и запасов), деловой активности (стоимость чистых активов) и платежеспособности (утрата платежеспособности).

К финансовым показателям надежности клиента, рекомендуемым к расчету и оценке в рамках предлагаемой модели, нами также отнесены показатели оценки денежных потоков клиента: показатели равномерности денежных потоков, структуры денежного потока, а также коэффициент покрытия обязательств денежными потоками.

В рамках анализа финансового состояния клиента предлагается рассчитывать указанные показатели, и присвоить каждому из них балльное значение по пятибалльной шкале. Для расчета среднего коэффициента, характеризующего финансовое состояние клиента (К1), предлагается использовать систему удельных весов. В рамках финансового анализа клиента рассчитываются семь групп коэффициентов, характеризующих:

I)       ликвидность;)      финансовую устойчивость;)  деловую активность;)          рентабельность;) денежные потоки;)        платежеспособность;)   чистые активы.

Можно рассчитывать средний коэффициент по каждой из данных групп с использованием системы удельных весов, т. к. ясно, что значимость рассчитываемых внутри каждой группы коэффициентов/показателей неодинакова. При этом каждому показателю будет присвоен балл по пятибалльной шкале в зависимости от его значения, а затем с учетом значимости показателей определим средние коэффициенты по всем семи группам, значения которых будут находиться в интервале от 1 до 5.

В рамках анализа экономического состояния, маркетинговой позиции, системы управления и гудвилла клиента соответствующие общие коэффициенты в целом корректно рассчитывать по средней арифметической, так как показатели в рамках каждой из этих групп являются примерно равнозначными, а также при определении интегрального показателя надежности клиента удельный вес этих групп уступает значимости финансовых коэффициентов.

Таким образом, показатели экономического состояния клиента оцениваются по пятибалльной шкале; затем по формуле средней арифметической рассчитывается средний показатель экономического состояния клиента (К2). В качестве показателей, характеризующих экономическое состояние клиента, рекомендуется рассчитать следующие: прибыль на 1 работающего, производительность труда 1 работающего, фондоотдача, материалоотдача.

По аналогичной схеме проводится анализ маркетинговых характеристик клиента, и по формуле средней арифметической рассчитывается средний показатель маркетинговой позиции (К3). Показатели, используемые нами для характеристики маркетинговой позиции клиента, следующие: сегмент и доля рынка, чувствительность к рыночным изменениям, характеристика отрасли, филиальная сеть, уровень цен, конкурентная среда.

Аналогично проводится анализ организационно-управленческой базы клиента и определяется средний показатель, характеризующий ее эффективность (К4). В рамках анализа нами предлагается оценить: наличие и уровень рейтинга корпоративного управления, качество менеджмента, состав и влияние собственников, вхождение в холдинг.

Наконец, проводится анализ гудвилла клиента, и определяется средний показатель, ее характеризующий (К5). В процессе анализа оцениваются: национальный рейтинг, кредитный рейтинг, кредитная история, деловая репутация, качества руководства.

Таким образом, рассмотренные показатели позволяют оценить состояние клиента по пяти составляющим: финансовое состояние, экономическое состояние, маркетинговая позиция, организационно-управленческая система, деловая репутация. По итогам расчетов и оценки показателей должны быть определены пять коэффициентов, значения которых будут лежать в интервале от 1 до 5. Поскольку значимость этих пяти коэффициентов при расчете интегрального коэффициента надежности клиента будет неодинаковой, чтобы учесть данных фактор, предлагается применять следующую систему удельных весов:

К1 - средний коэффициент, характеризующий финансовое состояние клиента, определен при помощи системы удельных весов, значимость составляет 35%;

К2 - средний коэффициент, характеризующий экономическое состояние клиента, определен по формуле средней арифметической, значимость составляет 25%;

К3 - средний коэффициент, характеризующий маркетинговую позицию клиента, определен по формуле средней арифметической, значимость составляет 15%;

К4 - средний коэффициент, характеризующий эффективность организационно-управленческой системы клиента, определен по формуле средней арифметической, значимость составляет 5%;

К5 - средний коэффициент, характеризующий деловую репутацию клиента, определен по формуле средней арифметической, значимость составляет 20%.

В соответствии с данной системой значимости интегральный показатель надежности клиента предлагается рассчитывать по следующей формуле:

Н = 0,35К1 + 0,25К2 + 0,15К3 + 0,05К4 + 0,2К5

В зависимости от значения показателя надежности клиенту предлагается присвоить рейтинг по пятибалльной шкале, в соответствии с которым можно сделать вывод о степени надежности клиента и величине соответствующего кредитного риска (таблица 2).

Таблица 2 Классификация клиентов по степени риска

Значение показателя Н

Рейтинг и характеристика клиента

5,0 - 4,5

«А» - клиент характеризуется высокой степенью надежности, кредитный риск по данному клиенту низкий, кредитование наиболее желательно

4,4 - 3,1

«В» - нормальная степень надежности клиента, кредитный риск допустимый, кредитование клиента не ассоциируется с возможностью значительных финансовых потерь

3,0 - 2,5

«С» - предельно допустимая надежность клиента, кредитный риск значительный, но не критический, кредитование допустимо в целях диверсификации портфеля, но рекомендуется применять инструменты минимизации кредитного риска

2,4 - 2,1

«D» - низкая степень надежности клиента, кредитный риск является значительным, кредитование не рекомендуется

2,0 - 1,0

«Е» - состояние клиента критическое, кредитный риск максимальный, кредитование не рекомендуется


В соответствии с присвоенным рейтингом можно сделать вывод о степени надежности клиента и величине кредитного риска. Так, клиенты с рейтингом «А» являются наиболее надежными, и кредитный риск при кредитовании данных клиентов минимален, кредитование именно таких клиентов для коммерческого банка наиболее желательно. Клиенты с рейтингом «В» являются в целом надежными, величина кредитного риска допустимая, и банк может осуществлять кредитование данных клиентов, не опасаясь значительных финансовых потерь. Клиенты с рейтингом «С» не являются достаточно надежными, банк может кредитовать их в рамках диверсифицируемого портфеля, но рекомендуется применять инструменты минимизации кредитного риска. Клиенты с рейтингом «D» и «Е» характеризуются низкой степенью надежности и наиболее высокой степенью риска, осуществлять значительные операции кредитной организации не рекомендуется.

Таким образом, предлагаемая модель оценки финансового состояния клиента разработана для применения коммерческими банками в условиях ограниченности информации о соответствующих клиентах в целях оптимизации принятия управленческих решений. Применение данной рейтинговой (скоринговой) модели позволит существенно минимизировать соответствующий вид кредитного риска, ставший в последние годы для российских коммерческих банков весьма актуальным.

Заключение


Основные выводы и предложения по итогам работы:

.         При осуществлении банковских операций преследуются различные цели: увеличение прибыли, расширение своей доли на рынке банковских услуг и др. Цели могут частично противоречить друг другу, что усиливает степень неопределенности при принятии решений и, следовательно, концентрацию банковских рисков. Принцип классификации банковских рисков должен соответствовать заданным целям, а их видовые признаки, должны удовлетворять критериям, связанным с целями классификации. Такой подход обеспечивает возможность диверсифицировать не только основные классы банковских рисков, но и их разновидности.

.         В ходе работы выявлены и классифицированы риск-факторы для целей формирования отраслевого рейтинга предприятия, влияющие на структуру и качество кредитного портфеля банка, включающие состояние рынка, конкуренцию, технологии, прочие факторы. Использование вышеуказанных факторов позволило разработать модель отраслевого рейтинга предприятий малого бизнеса.

.         На основании анализа кредитной политики ОАО ВТБ Северо-Запад предложена многофакторная модель для формирования кредитного рейтинга предприятий, в основу, которой положены: качественные, количественные характеристики предприятия, тренды динамики развития предприятия и показатели его текущей деятельности. Использование модели позволяет:

·        Учесть отраслевые особенности заемщика и выявить виды деятельности, наиболее подверженные кредитному риску.

·        Сформировать кредитный портфель по отраслевому признаку.

·        Выделить признаки отраслевой принадлежности предприятий малого бизнеса, которые наиболее связаны с надежностью или, наоборот, ненадежностью заемщика.

.         Разработан метод рейтингового анализа (скоринг-метод управления кредитными рисками) кредитоспособности предприятий, в основу которого положен диверсифицированный подход применительно к определенному виду и типу контрагентов банка. Основной задачей данного метода является оценка и адаптация неформализуемых факторов, влияющих на кредитный рейтинг малого предприятия, в первую очередь при отсутствии достаточной информации о финансовом положении заемщика, качестве обслуживания долга и информации о кредитной истории прошлых лет. Внедрение данного метода позволяет: минимизировать трудозатраты при оценке кредитоспособности заемщика; оптимизировать качество и структуру кредитного портфеля; сократить долю проблемных активов; оценить бизнес на ранней стадии функционирования при отсутствии кредитной истории и анализа деятельности заемщика за предшествующий период.

Список использованной литературы


1. Гражданский кодекс Российской Федерации М.: Проспект, 2009 - 646 с.

. Федерального закон РФ . № 86-ФЗ от 10 июня 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) «(с изменениями и дополнениями).

. Федерального закон РФ № 395-1-ФЗ от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности. С изменениями и дополнениями».

. Закон РФ «О залоге» от 29мая 1992г. № 2872-1 (в ред. Федеральных законов от 16.07.1998 № 102-ФЗ, 26.07.2006 № 129-ФЗ, 19.07.2007 № 197-ФЗ).

. Положение ЦБ РФ от 31.08.98 № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» (с изменениями и дополнениями).

. Положение ЦБ РФ от 26.06.98 № 39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета» (с изменениями и дополнениями).

. Положение ЦБ РФ от 26.03.04 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (с изменениями и дополнениями).

. Инструкция Банка России от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков» (с изменениями и дополнениями).

.         Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковое дело. Учебное пособие. 2-е изд., дополненное и переработанное. С-Пб.: Питер, 2007. - 275 с.

.         Беляков А.В. Банковские риски. М.: БЦД - Пресс, 2007. -256c

11.     Жуков Е.Ф., Максимова Л.М., Печникова А.В. Деньги. Кредит. Банки. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 693 с.

.         Кабушкин С.Н. Управление банковским кредитным риском. М.: Новое знание, 2007. -336c

.         Колесников В. И. Банковское дело. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2007. - 386 с.

.         Лаврушин О.И. Банковское дело. М.: Финансы и статистика, 2007. -576c

.         Лаврушин О.И. Афанасьева О.Н., Корниенко С.Л. Банковское дело: современная система кредитования. М.: КиноРус, 2007. -264c

.         Молчанов А.В. Коммерческий банк в современной России: теория и практика. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 279 с.

17.     Мотовилов О.В. Банковское дело (учебное пособие). 2-е изд., дополненное и переработанное. С-Пб.: Скифия-принт, 2006.- 229с.

18.     Панова Г. С. Банковское обслуживание частных лиц. - М.: ДИС, 2007. - 492 с.

.         Тютюрник А.В., Трубанов А.В. Банковское дело. М.: Финансы и статистика, 2007. -608c

20.     Челноков В.А. Банки и банковские операции. Учебник для вузов.3-е изд., дополненное и переработанное. М.: Инфра-М,2008 - 292с.

21.     Балабанова И. Т. Банки и банковская деятельность: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 455 с.

.         Гардинер Б. Природа риска. //Страховое дело, №6, 2004. -с.41-44.

.         Грабовый П.Г., Петрова С.Н., и др. Риски в современном бизнесе. М.:Изд.»Аланс», 2003.-200 с.

.         Гранатуров В. М. «Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения»: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2005. - 160 с.

.         Грюнинг Х. ван, Брайович Братанович С. Анализ банковских рисков. Система оценки корпоративного управления и управления финансовым риском. Пер. с англ. публикации МБРР (Всемирного банка). М.: Весь мир, 2007. - 304 с.

26.     Гуманков К. Экспресс-кредитование // «Финанс» № 25 (115) 18-24 июля 2005 г.

27.     Давыдов Р.А. Управление кредитными рисками и методы их оценки при кредитовании // «Банковское кредитование», 2007, № 2

28.     Загорий Г.В. О методах оценки кредитного риска. // Деньги и кредит. 2004. № 6. С.31-34.

29.     Зайцева О.А. Базель II. Первый компонент - стандартизированный подход к оценке кредитного риска // Регламентация банковских операций. Документы и комментарии. 2007. № 2(98).

.         Ковалев П.Н. Методы банковского риск-менеджмента на этапе идентификации и оценки последствий от наступления рисков // «Управление в кредитной организации», 2006, № 3.

.         Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки: Экспресс-курс.. СПб: КноРус - 2007. - 320 с.

33.     Лаврушин О.И. Банковские риски. СПб.: КноРус, 2007. - 232 с.

34.     Лаврушин О.И. Банковское дело: современная система кредитования: учебное пособие / О.И. Лаврушин, О.Н. Афанасьева, С.Л. Корниенко. М.: КНОРУС, 2007. - 264 с.

.         Лаврушин О.И., Мамонова И.Д., Валенцева Н.И. и др. Банковское дело: Учебник / Под ред. Лаврушина О.И. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика , 2005. - 232 с.

.         Логвинова Н. Бум промышленного кредитования откладывается до лучших времен // Банковское обозрение 13.04.2007

37.     Макаров А.В. Кредитно-расчетные отношения. - М.: Эксмо-Пресс - 2005. - 189 стр.

38.     Малышев А.И. Базель II: новые подходы к оценке риска и достаточности капитала // Регламентация банковских операций в нормативных документах (с комментариями). 2006. № 8(92);

.         Малышев А.И. Оценка и управление финансовыми рисками в коммерческих банках российской федерации // Регламентация банковских операций. Документы и комментарии», 2007, № 4

.         Ольшаный А.И. Банковское кредитование: российский и зарубежный опыт - М: Русская деловая литература, 2004 г. - 560 с.

.         Папулин Д.В. Об оценке экономического положения кредитных организаций // Регламентация банковских операций. Документы и комментарии. 2007. № 2(98).

.         Рогов М.А. Риск-менеджмент / М.А. Рогов. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 118 с.

.         Седин А. И. Кредитная политика и кредитная культура: отражение во внутренних инструкциях западного банка // Банковские Технологии, №3 2005 г. с. 24-29

.         Слуцкий А.А. Банковские риски: классификация для страхования // «Банковское кредитование», 2007, № 1.

.         Стрельцова Н.Т. Условия деятельности коммерческого банка в современной российской экономике. Новосибирск: Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 2004. - 407 с.

46.     Тавасиев А.М., Бычков В.П., Москвин В.А. Банковское дело: Базовые операции для клиентов.- М.: Финансы и статистика - 2005, 303 стр.

.         Тавасиев А.М., Эриашвили Н.Д. Банковское дело. М.: ЮНИТИ, 2006. - 528 с.

48.     Тальская М. Фавориты кредита // «Эксперт» №11(552)19 марта 2007

.         Тимкин М.В. Кредитные риски: внутренние модели оценки // «Банки и деловой мир», 2007, № 3

.         Челноков В.А. Банки и банковские операции: Букварь кредитования, технология банковских ссуд, околобанковское рыночное пространство. М.: Высшая школа, 2004. - 291 с.

Приложения

Приложение 1

Показатели тыс. руб.

На 01.01.09

На 01.01.10

Собственный капитал

9694320

7570795

Активы

113678615

86830852

Чистая прибыль

1524702

1566157

Доходы

9311250

6613495

Процентная прибыль (процентные доходы - процентные расходы)

2917788

2212864

Кредиты выданные

100913631

73610292

Процентные доходы

4543992

3295520

Процентные расходы

1626204

1082656

Расходы (ф.2. стр. 10 +17+20)

3800387

2561378

Непроцентные доходы (ф.2. стр 11+12=13+14+15+16+18+19)

4804466

3166595

Непроцентная прибыль (непроцентные доходы - непроцентные расходы)

2630283

1687873

Доходные активы

100913631

73610292

Платные пассивы

103984295

79260057

Непроцентные расходы (ф.2 стр. 17+20)

2174183

1478722

Обязательства

103984295

79260057

141974

134979

Расходы на содержание АУП

1893215

1406114


Приложение 2

Перечень документов и материалов, представляемых Заемщиком Банку для получения кредита:

. Ходатайство о предоставлении кредита, содержащее основные параметры испрашиваемого кредита: сумма, срок, форма кредита (разовая выдача, кредитная линия), цель использования кредита, обеспечение, перечень прилагаемых документов, другие сведения по усмотрению Заемщика и Банка.

. Юридические документы:

·        Учредительные документы: нотариально заверенные оригиналы учредительного договора, Устава и изменений к нему, свидетельства о регистрации и другие юридические документы по требованию Банка, которые характеризуют правовой статус Заемщика.

·        Документы, подтверждающие полномочия должностных лиц Заемщика на подписание банковских документов: нотариально заверенная карточка образцов подписей, оформленная не ранее, чем за месяц до обращения Заемщика в Банк; документы, подтверждающие решение уполномоченных органов Заемщика о получении в Банке кредита на условиях кредитного договора, а также полномочия лиц на подписание кредитных договоров (протокол собрания учредителей или приказы о назначении руководителя и главного бухгалтера, а также лиц, указанных в карточке с образцами подписей);

·        Лицензия на осуществление кредитуемого вида деятельности, если она подлежит лицензированию;

3. Документы по существу кредитуемой сделки:

·        Подлинные контракты и договоры на поставку и реализацию товарно-материальных ценностей (товаров, сырья, материалов, комплектующих изделий и др.), четко определяющие права и обязанности сторон по конкретной сделке, исключающие возможность их различного толкования, которые заменяются в последующем на ксерокопии и возвращаются Заемщику;

·        Технико-экономическое обоснование эффективности кредитуемого мероприятия с необходимыми расчетами и пояснениями, вытекающими из сметы затрат и расходов, ожидаемых поступлений от реализации продукции (работ, услуг), за счет которых предусматривается погашение испрашиваемого кредита с учетом налогов, пошлин, таможенных сборов, процентов за пользование кредитом.

В этом документе должны содержаться помимо экономических расчетов, подтверждающих рентабельность осуществляемых затрат и получение необходимой прибыли, также и результаты проведенной Заемщиком (либо специализированной организации по поручению Заемщика) маркетинговой оценки конъюнктуры рынка производимой продукции (услуг) и потребности в выпуске данной продукции, а также соответствии ее принятым стандартам, сертификаты на выпускаемую продукцию (при необходимости), объем производства, правовая поддержка проекта (сделки), оценка рисков (поставки, производства, реализации и др.) и их нейтрализации, финансовый план и стратегия финансирования (собственными и заемными средствами), данные о структуре себестоимости продукции, сроке окупаемости вложений и возврате кредита и т.д.;

·        Бизнес-план кредитуемого мероприятия (представляется при необходимости по запросу Банка);

·        Договоры аренды производственных, складских, торговых помещений и других объектов, если производство, хранение и торговля, осуществляемые за счет кредита, производятся на условиях аренды;

·        Документы, подтверждающие обеспечение исполнения обязательств по возврату кредита, полномочия представителей и наличие в необходимых случаях решения (согласия) уполномоченных органов стороны, предоставляющей обеспечение по кредиту.

·        Документы, подтверждающие право собственности (хозяйственного ведения) на имущество, которое передается в залог, в целях обеспечения исполнения обязательства по возврату кредита;

·        Акт оценки независимой риэлтерской фирмы и лицензированных экспертов-оценщиков недвижимости и специфических объектов залога;

·        Копии лицензий указанных фирм и/или оценщиков;

·        Документы, подтверждающие, что имущество, предлагаемое в обеспечение обязательств Заемщика по возврату ссудного долга, не является предметом залога у других кредиторов и не обременено другими обязательствами.

4. Бухгалтерские и финансовые документы:

·        Бухгалтерская отчетность Заемщика:

- заверенный налоговой инспекцией баланс не менее, чем на четыре последние отчетные даты с необходимыми приложениями к нему (формы №№ 2,4 и др.);

расшифровки соответствующих балансовых статей по требованию Банка (дебиторско-кредиторской задолженности, запасов товарно-материальных ценностей и проч.);

справка о всех открытых счетах в других банках; данные о полученных в других банках кредитах с указанием кредиторов, сумм, условий и дат погашения;

другие данные для определения кредито- и платежеспособности Заемщика;

·        Бухгалтерская и финансовая отчетность, характеризующая финансовое состояние залогодателя и поручителя;

·        Заключение лицензированной аудиторской организации по результатам деятельности Заемщика, залогодателя, поручителя за последние три года.

·        Акты выездных налоговых проверок, содержащие систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых; справки из налоговых органов об отсутствии задолженности по платежам в бюджет на дату обращения клиента либо (по усмотрению Банка) письмо клиента об отсутствии/наличии задолженности по платежам в бюджет, заверенное подписью и печатью клиента, и копии запроса в налоговый орган о предоставлении такой справки. В случае наличия реструктуризации обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами - документы, подтверждающие реструктуризацию задолженности.

5. Документы для открытия ссудных счетов в Банке:

·        Нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

·        Документы, подтверждающие регистрацию Заемщика в качестве плательщика страховых взносов в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде обязательного медицинского страхования и в качестве страхователя в Фонде социального страхования Российской Федерации;

·        Иные документы, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

6. Другие документы и сведения по усмотрению Заемщика и Банка, относящиеся к кредитуемому мероприятию.

Похожие работы на - Скоринговый метод управления кредитными рисками

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!