Тема: Рынок потребительского кредитования города Георгиевска и Георгиевского района

  • Вид работы:
    Диплом
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    93,85 Кб
Рынок потребительского кредитования города Георгиевска и Георгиевского района
Рынок потребительского кредитования города Георгиевска и Георгиевского района
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Введение

В практической экономической деятельности кредит представляет собой передачу во временное пользование материальных ценностей в денежной или товарной форме. При этом кредитные отношения проявляются в виде конкретных кредитных сделок, формы и условия которых отличаются значительным многообразием. Сущность же кредита всегда устойчива и неизменна независимо от специфики его проявления, всегда сохраняет черты, присущие экономическим отношениям, лежащим в основе кредита.

Потребительский кредит отражает экономические отношения между кредитором и кредитополучателем по поводу кредитования конечного потребления. Кредит выдается населению для удовлетворения его потребительских нужд. Отличается от кредитов, предоставляемых предприятиям для производственных целей, по составу участников сделки, объектам, условиям предоставления, размеру процента и др. Для населения кредит ускоряет получение определенных благ (товаров, услуг), которые они могли бы иметь (приобрести) только в будущем при условии накопления необходимой суммы денежных средств, необходимых для покупки данных товарно-материальных ценностей или услуг, строительства и др. Выдача потребительского кредита населению, с одной стороны, увеличивает его текущий платежеспособный спрос, повышает жизненный уровень, с другой стороны, ускоряет реализацию товарных запасов, услуг, способствует увеличению капитала производителей товаров.

Рассрочка погашения кредита позволяет населению постепенно накапливать деньги для платежа. В процессе погашения потребительских кредитов у населения сокращается на соответствующую сумму платежеспособный спрос, что необходимо учитывать при определении объема и структуры товарооборота, платных услуг, динамики доходов и расходов населения, денежной массы в обращении.

Актуальность темы. Все кредиты, в рыночной экономике, связывая потребителей и кредиторов образуют рынки. Рынок потребительского кредитования в стране за последние годы претерпел ряд существенных изменений. В России потребительское кредитование довольно длительное время оставалось услугой для избранных - чрезвычайно узкого круга бизнесменов и высокооплачиваемых специалистов. В 2003-2004 годах ситуация начала меняться, и рынок потребительского кредитования переживал настоящий бум. За три предыдущих года суммарный объем кредитов, выданных физическим лицам, вырос более чем в 6 раз. Однако при этом он породил и весьма существенные проблемы, связанные с повышением рисков и снижением финансовой устойчивости банковской системы вплоть до дефолтов отдельных ее звеньев. Вполне вероятно, что подобные негативные последствия уже проявились бы в полной мере, если бы не оздоровительные мероприятия Центрального банка и создание гибкой биржевой системы рефинансирования.

Бизнес, который считался и пока еще считается самым высокодоходным банковским бизнесом в России, может утратить значительную долю своей привлекательности, как для действующих игроков, так и для иностранных инвесторов, которые сейчас прицениваются к национальным банкам.

Банк России опубликовал документ, обязывающий банки раскрывать эффективные процентные ставки по кредитам, составляющие реальную, а не заявленную стоимость заемных средств. А затем появилась информация о том, что Верховный суд признал правомерными претензии Роспотребнадзора о незаконности взимания банками дополнительных комиссий и штрафов при обслуживании кредитов. В Центробанке дают понять, что требование по раскрытию эффективных ставок при потребительском кредитовании было принято не спонтанно: ситуация, складывающаяся в секторе, вызывала обеспокоенность у российских финансовых властей на протяжении последних трех лет. На сегодняшний день, по оценкам ЦБ, разрыв между реальной и заявленной стоимостью кредитов для инвесторов-частных лиц может составлять десятки процентов, а в некоторых случаях - без малого 100%.

Ужесточение правил игры на рынке потребительского кредитования повлечет за собой не только коррекцию ставок, но и изменение состава игроков на рынке экспресс-кредитования. Многим российским банкам, которые являются здесь лидерами, придется уступить свое место иностранным структурам. Причина проста: последние обладают более совершенной системой скорринга (оценка «качества» заемщика), у них - особенно в том случае, если речь о специализированных розничных банках - накоплен огромный опыт работы именно в сфере экспресс-кредитования. Это значит, что они, в отличие от многих российских банков, будут более эффективно управлять рисками, и не будут кровно нуждаться в том, чтобы «накручивать» ставки по кредитам.

Практически снизил на несколько месяцев до 10 % от предыдущих периодов потребительское кредитование разрастающийся финансовый кризис в этих условиях развитие данного рынка жизненно важно для многих региональных банков.

Вышеизложенное обусловило выбор темы дипломного исследования.

Цель данной дипломной работы: на основе изучения отечественного и зарубежного опыта исследовать рынок потребительского кредитования города Георгиевска и Георгиевского района, предложить пути его развития и повышения эффективности работы на нем.

Задачами дипломной работы являются следующие:

проанализировать теоретические и методические подходы к определению рынка потребительского кредитования

дать общую характеристику рынка потребительского кредитования;

проанализировать систему кредитования физических лиц;

провести исследование рынка потребительского кредитования;

предложить пути развития рынка и повышения эффективной работы на рынке.

Предмет исследования - рынок потребительского кредитования города Георгиевска и Георгиевского района.

Объектами исследования дополнительный офис ОАО «Ставропольпромстройбанк» (СПБ) городе Георгиевске, его кредитный ассортиментный ряд.

Большое влияние на формирование видения проблемы и выбор методов ее решения оказали труды ведущих ученых в области финансов и банковского дела (отечественные): Б. В. Ананьич, С. А. Андрюшин, Г. Н. Белоглазова, Н. И. Валенцева, В. В. Геращенко, А. Г. Грязнова, Е. Ф. Жуков, С. Г. Золотаренко, В. П. Иваницкий, В. И. Колесников, Л. П. Кроливецкая, О. И. Лаврушин, М. В. Лычагин, И. Д. Мамонова, С. Д. Надеждина, А. В. Новиков, Г. С. Панова, М. В. Романовский, Б. Б. Рубцов, В. И. Самаруха, В.Т. Севрук, Н. Т. Стрельцова, В. И. Суслов, А. М. Тавасиев, Г. М. Тарасова, О.В. Терещенко, В. М. Усоскин, Н. В. Фадейкина, Б. Г. Федоров, А. И. Шмырева и др.;

зарубежные: В. Бансал, Д. Грэдди, К. Киндлебергер, Дж. Маршалл, Ж. Матук, Р. Молино, Ф. Ранверсье, П. Роуз, Дж. Синки-мл., Дж. Сорос, Э. Фама, Дж. Финнерти, С. Хеффернан, Н. Шамро и др.

Структурно работа состоит из трех логически взаимосвязанных частей, введения и заключения. Во введении сформулированы цель и основные задачи исследования, а также методы анализа, рассмотрены подходы к проблеме.

В первой главе выявлены теоретические основы рынка потребительского кредитования. Дана общая характеристика данного рынка в России.

Во второй главе проанализирован рынок потребительского кредитования города и района.

В третьей главе предложены пути развития рынка потребительского кредитования и даны рекомендации по повышению эффективности работы на данном рынке дополнительный офис ОАО «СПБ».

Заключение содержит практические выводы по данной дипломной работе по рынку потребительского кредитования города и района.

Методологической основой исследования является диалектическая теория научного познания. При подготовке работы использовались методы логического, сравнительного и системного анализа, экспертные оценки, обобщение и обработка статистических данных. Дипломная работа базируется на теоретических положениях, разработанных современной экономической теорией и банковским делом, и закономерностях регулирования кредитного рынка.

Эмпирическая основа исследования построена на статистической информации и нормативных актах Российской Федерации, Банка Россиии. Источниками статистических материалов служили публикации государственных статистических организаций, годовые и ежемесячные отчеты центрального банка России; нормативные акты и документы дополнительный офис ОАО «Ставропольпромстройбанк» (СПБ).

Практическая значимость исследования определяется тем, что в ходе анализа рассмотрены основные составляющие рынка потребительского кредитования в региональной кредитной практике, а результаты дипломного исследования преломлены в конкретные рекомендации, применимые в данной практике. Полученные выводы позволяют более адекватно оценивать сущность рынка потребительского кредитования, более точно использовать инструменты, методы и методики работы на нем; точнее оценить тенденции его развития.

1. Теоретика методологические основы рынка потребительского кредитования региона

.1 Понятие и сущность потребительского кредита

Кредит - (от латинского - creditum - ссуда, долг; от credere - верить) ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента.

Слово «кредит», по мнению Макса Фасмера, заимствовано русским языком из немецкого (credit) в самом начале XVIII в. со значением «авторитет».

Потребительскими кредитами в нашей стране называют ссуды, предоставляемые населению.

Потребительский кредит отражает экономические отношения между кредитором и кредитополучателем по поводу кредитования конечного потребления. Кредит выдается населению для удовлетворения его потребительских нужд. Для населения кредит ускоряет получение определенных благ (товаров, услуг), которые они могли бы иметь (приобрести) только в будущем при условии накопления необходимой суммы денежных средств, необходимых для покупки данных товарно-материальных ценностей или услуг, строительства и др. Выдача потребительского кредита населению, с одной стороны, увеличивает его текущий платежеспособный спрос, повышает жизненный уровень, с другой стороны, ускоряет реализацию товарных запасов, услуг, способствует увеличению капитала производителей товаров.

Рассрочка погашения кредита позволяет населению постепенно накапливать деньги для платежа. В процессе погашения потребительских кредитов у населения сокращается на соответствующую сумму платежеспособный спрос, что необходимо учитывать при определении объема и структуры товарооборота, платных услуг, динамики доходов и расходов населения, денежной массы в обращении. Таким образом, размер кредитов тесно взаимосвязан с формированием покупательного фонда населения и его соответствия объему и структуре товарного фонда и услуг.

Субъектами кредитных отношений являются физические лица (кредитополучатели) и в роли кредиторов выступают банки внебанковские кредитные организации (ломбарды, кассы взаимопомощи, кредитные кооперативы, пункты проката); предприятия и организации. Между банком и населением может существовать посредник, например, торговая организация.

Для кредитора потребительский кредит позволяет:

  • повышать его имидж в решении социальных проблем общества;
  • иметь относительно небольшой кредитный риск: так как широк диапазон кредитополучателей; суммы относительно невелики для самого кредитора: четко определен залог возврата ссуд;
  • заключение кредитных договоров часто является предпосылкой для использования кредитополучателем и других услуг, особенно банков.

Потребительский кредит регулируется со стороны государства более тщательно по сравнению с другими формами кредита, так как связан с потребностями населения, регулированием его уровня жизни. Регулирование может затрагивать уровень процентных ставок, сроков соблюдения принципов социальной справедливости, доступности кредита для населения.

Основными объектами кредитования являются затраты, связанные с удовлетворением потребностей населения текущего характера, а также затраты капитального (инвестиционного) характера на строительство и поддержание недвижимого имущества.

При выдаче потребительских кредитов между кредитополучателем и кредитором заключается договор (соглашение), где четко определяются все условия: объект кредита, его сумма, срок, процент, гарантии погашения, ответственность сторон и другое по усмотрению сторон.

В качестве гарантии возврата кредитов кредитополучателем могут выступать: заработная плата и другие доходы; залог имущества, включая приобретенное за счет кредита; страховые полисы; заклад сберегательного вклада; гарантия, поручительства третьих лиц; совместное обязательство супругов и др.

На основании данных в информации клиента о себе кредиторы (банки) обязаны рассчитать, насколько велик в действительности имеющийся в свободном распоряжении доход лица, подающего заявку на кредит. Для этого работники банка используют средние данные о бюджетах семей с различной численностью, уровне цен, инфляции и т.д.; т.е. проверить полученную информацию на предмет выявления безопасности сделки с данным кредитополучателем.

Последовательность в принятии решений кредитором и кредитополучателем при подготовке и заключении кредитного договора на получение потребительского кредита в общем виде представлено на следующем рисунке.

На практике перечень потребительских кредитов достаточно многочисленный, но их можно классифицировать по группам. Классификация потребительских кредитов осуществляется по определенным признакам:

а) целевому характеру;

б) субъектам кредитных отношений - на банковские и небанковские кредиты;

в) способу организации предоставления ссуженных средств - на кредиты организованные и неорганизованные, прямые и косвенные;

г) формам выдачи - на товарные и денежные кредиты;

д) степени покрытия кредитом стоимости потребительских товаров, услуг - на кредиты на полную стоимость или частичную их оплату;

е) способу погашения кредита - на погашаемые постепенно или разовым платежом;

ж) срокам выдачи - на краткосрочные и долгосрочные.

Рисунок 1. Схема укрупненных этапов потребительского кредитования

В зависимости от целевого назначения потребительские кредиты различаются:

  • инвестиционные;
  • для покупки особых товаров или оплаты услуг;
  • на развитие личных хозяйств;
  • целевые кредиты отдельным социальным группам;
  • на нецелевые потребительские нужды;
  • чековые;
  • под банковские кредитные карточки и др.

К инвестиционным относятся кредиты на строительство, завершение строительства и приобретение индивидуальных жилых домов и квартир, садовых домиков; благоустройство садовых участков; реконструкцию, капитальный ремонт индивидуальных жилых домов, дач, строительство, покупка и ремонт гаражей, строительство и ремонт надворных построек, средств малой механизации и др. Такие кредиты предоставляются на сроки до 5-10-20 лет.

Льготные кредиты предоставляются на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений малообеспеченным трудоспособным гражданам РФ, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Максимальный срок, на который предоставляются льготный кредит, может быть значительно длиннее обычного срока (например, до 25 лет).

Размер кредита зависит от сметной (балансовой) стоимости строительства, договорной стоимости и т.п. и составляет величину меньшую (70-75%).

Острота жилищной проблемы предопределяет расширение сферы применения и роста объема кредита, предоставляемого на индивидуальное жилищное строительство, как одну из возможностей ее разрешения.

Особую группу кредитов банков составляют кредиты на текущие (неотложные) нужды: для покупки товаров; на лечение, оздоровление и отдых детей и взрослых; на затраты по обучению; на торжественные мероприятия (свадьба, юбилей); на ритуальные услуги и др. Срок таких кредитов обычно краткосрочный: от 3 месяцев до 2-3 лет.

К кредитам на развитие личных хозяйств относятся: на покупку сельскохозяйственной техники, транспортных средств; приобретение взрослого скота, его молодняка, кормов; покупку посадочного материала, фруктовых деревьев, рассады, удобрений (срок ссуды 2-5 лет).

Социальный характер носят все виды потребительского кредита, однако следует выделить целевые ссуды отдельным социальным группам (молодым семьям, студентам). Социальный характер данных кредитов обусловлен тем, что их функционирование имеет целью решение общественных задач - укрепление семьи, улучшение ее бытовых условий, закрепление кадров за предприятиями, оказание материальной помощи студентам. Кредиты, как правило, выдаются на льготных условиях: относительно низкая процентная ставка; обеспечение гарантии возврата за счет администрации предприятия, учебных заведений.

Нецелевые потребительские наличные кредиты могут представляться населению коммерческими банками, ломбардами под залог имущества, кассами взаимопомощи, хозяйственными организациями без обязательного указания целей использования кредита. Это может быть кредит на неотложные нужды, осуществление затрат, возникающих, как правило, в связи с особыми или непредвиденными обстоятельствами (лечение, несчастный случай, стихийное бедствие, получение образования).

Кредиторы-банки могут выдавать потребительские кредиты непосредственно кредитополучателю (прямые кредиты), которые обращаются в банк, или косвенно через посредников, например, торговую организацию, предприятие по оказанию услуг проката, ломбарды, которые продают товар потребителям, оказывают услуги или обслуживают их под обязательства кредитополучателя.

Косвенному кредитованию потребителей коммерческими банками способствовали методы продажи и характер спроса на товары длительного пользования. Значительная доля покупателей приобретает вещь с отсрочкой платежа (продажа в кредит) под определенные финансовые обязательства, и эта практика поощряется розничными организациями, которые предлагают товары и кредит, чтобы увеличить свой товарооборот. А так как торговые организации не всегда располагают денежными средствами, чтобы покрыть всю задолженность по предоставленному ими кредиту получателю, они сами обращаются за кредитами в банки. Прямое кредитование каждого потребителя банком относительно длительная процедура: связана с личной беседой с клиентом; изучением предоставленной документации, кредитоспособности кредитополучателя; обеспечения гарантии возврата ссуд (страхование, залог). Таким образом, это связано со значительными затратами времени работников банков, страховых компаний, нотариальных контор и др. накладными расходами. Косвенные кредиты банков торговым организациям более обеспечены, чем прямые кредиты потребителю. Торговая организация располагает собственными средствами, берет на себя часть работы по оформлению кредита, по контролю за его возвратом. Все же косвенное кредитование заключает в себе определенный риск для банков. Банк не вступает в непосредственный контакт с потребителями продукции (действительным кредитополучателем), и не в состоянии дать оценку их финансового положения, кредитоспособности. Отношения к своим обязанностям некоторых кредитополучателей (физических лиц), приобретающих товары длительного пользования с рассрочкой платежа, отличается от поведения клиентов, которые получали кредиты непосредственно в банке. С учетом этих обязательств могут практиковаться коммерческими банками различные методы кредитования торговых организаций под товары, проданные в кредит. Так, в международной банковской практике известны методы как полное право обратного требования, отсутствие права обратного требования и выкуп. При первом методе торговые организации дают полную гарантию банкам по всем обязательствам продажи в кредит, т.е. на себя все права кредитополучателя: по срокам погашения, сумме возврата, проценту и.т.д. Такой метод связан с меньшим риском для банков. Метод без права обратного требования предполагает, что обязательства кредитополучателей по товарам, проданным в кредит, продаются торговыми организациями коммерческим банкам и последние берут на себя риск, связанный с погашением этих кредитов покупателями товаров в кредит. Естественно, что при этом методе банк учитывает обязательства по ставкам (процентам за кредит) более высоким, чем при методе с полным правом обратного требования.

Метод выкупа - разновидность соглашения с ограниченным правом торговой организации обратного требования обязательств кредитополучателей у банка или без такового, по которым торговая организация может выкупить часть непогашенных обязательств у банка при определенных условиях.

К потребительскому кредиту относятся также чековый кредит. В мировой банковской практике предоставление чекового кредита связывается с наличием счета в банке. Оговорено (письменно) между кредитором и кредитополучателем заранее обусловленное автоматическое предоставление кредита в момент исчерпания остатка средств на счете (овердрафтные счета). Такие кредиты могут погашаться либо в процессе поступления на счет обычных депозитов, либо специальными взносами кредитополучателя.

Другая разновидность чекового кредита основана на применении специального чекового счета и специальных банковских чеков. Эти чеки могут иметь особую форму и код, обеспечивающий идентификацию при их обработке в банке. Банки обеспечивают клиентов чеками установленного достоинства и образца. Вкладчик получает кредит, как только чек поступает в банк для проводки по счету. Кредитополучатель выписывает чеки против суммы выделенного ему чекового кредита. При предъявлении чека установленная сумма лимита уменьшается, когда же на счет поступают платежи, кредитный лимит восстанавливается. Чековое кредитование сопряжено с небольшими расходами и для банка, и для потребителя и легче поддается контролю. Чековый кредит предоставляется только при обращении кредитополучателя в банк, который должен оценить его кредитоспособность.

Особенностью развития потребительского кредита является использование банковских кредитных карточек.

Кредитная карточка - именной денежный документ, выпущенный кредитной организацией (банком), предназначенный для приобретения товаров и услуг в розничной торговле, как правило, без оплаты наличными деньгами, а также получение кредита клиентом от эмитента.

Кредитные карточки различных систем могут отличаться друг от друга видом, условиями получения карточки, установлением лимита, способами оплаты счетов, внесением страхового залога.

Кредитная карточка предполагает участие трех сторон: банка, предоставляющего кредит; клиента, заинтересованного в кредите; торговой организации (продавца), заинтересованной в том, чтобы продавать свои товары и услуги. Карточка с выделенными символами, выданная банком покупателю, служит для торговой организации доказательством того, что банк гарантирует открытие кредита владельцу карточки. Карточка выдается клиенту (за определенную плату), если состояние его депозитных и кредитных операций с банком удовлетворительное. Банк должен быть уверен, что клиент намерен и может оплатить свои долги. Банки могут требовать материальную гарантию возврата кредита (залог, депозит). Операции с кредитной карточкой производятся при заключении кредитного договора между банком-эмитентом и держателем карточки.

По каждой карточке устанавливается кредитный лимит, который может быть изменен в ту или иную сторону в зависимости от режима пользования карточки владельцем. Банк-эмитент в праве устанавливать ограничения по операциям с карточками, оговоренные в договоре, например, минимальный и максимальный предел суммы одной операции; количество расчетных операций в течение определенного периода; предел суммы расчетных операций в течение одного дня (недели) и т.д.

Предъявляя кредитную карточку клиент подписывает счет (картчек) в торговой организации или предприятии сферы услуг, которые периодически производят расчеты с учреждением-эмитентом данной кредитной карточки путем списания сумм со счета клиента. С развитием кредитных карточек связываются расчеты с установками, получившими название терминалов в торговых точках. Банковская кредитная карточка вставляется в специальное электронное устройство в магазине с целью перечисления средств со счета покупателя на счет магазина. Такие электронные устройства подключены к системе банковских ЭВМ. При этом может не требоваться дополнительное документальное оформление сделки.

Достоинства кредитных карточек очевидны для всех участников. Покупатель (кредитополучатель банка) может приобрести товар, получить услугу сразу, а оплатить ее через некоторое время, уже погашая кредит. Второе достоинство - удобство. Не требуется носить с собой большие суммы денег, тем более, что не всегда известно, сколько их понадобится. При этом не нужно тратить время, чтобы снимать деньги со счета в банке или оформить кредит. При утере карточки воспользоваться чужой карточкой постороннему лицу практически невозможно, так как существует много методов защиты карточек. Однако карточки плохо приспособлены для покупки дорогостоящих вещей, так как большая их стоимость поглощает практически сразу величину лимита карточки.

Для торговых предприятий (продавцов) прием кредитных карточек позволяет увеличить объем продаж, доходов, расширить круг покупателей, предоставить дополнительные услуги клиентом и повысить свою конкурентоспособность.

Заинтересованность банков заключается в процентах за кредит, который они предоставляют владельцам карточек, в расширении услуг клиентам. Кредитные карточки облегчают предоставление потребительского кредита и служат орудием платежа, сокращая потребность в наличных деньгах.

Примером косвенного кредитования потребительских нужд являются кредиты предприятий проката. Экономическая целесообразность и эффективность использования товаров в качестве предметов проката определяется выполнением ими важных экономических функций в воспроизводственном процессе: обеспечением более рационального использования материальных, и финансовых ресурсов путем удовлетворения потребностей населения в отдельных товарах меньшим их количеством; сокращением дефицита товаров; ускорением реализации производственных материальных ценностей; сокращением разрыва во времени между моральным и физическим износом вещей; высвобождением части семейного бюджета для приобретения других необходимых потребительских товаров и услуг.

Потребность предприятий по оказанию услуг проката в средствах покрывается за счет привлечения кредита. В результате одного акта предоставления вещи в пользование на обусловленный срок возмещается лишь небольшая часть стоимости товара. Чтобы полностью получить деньги за реализованный товар, надо осуществить большое количество таких актов в течение всего срока эксплуатации предмета проката. Неравномерность платежей за предметы проката; дробность и длительность поступления выручки от их реализации; необходимость хранения, сортировки, упаковки, распаковки, транспортировки, поддержания товара в исправном состоянии обусловливают большую потребность в кредитах предприятий бытового проката.

К потребительскому кредиту относится кредит ломбардов. Ломбард предоставляет возможность населению хранения предметов личного пользования и домашнего потребления, а также получения (обычно наличными деньгами) ссуд под их залог.

1.2 Кредитный рынок и рынок потребительского кредитования

Существует достаточно много определений кредитного рынка, в которые различные авторы вкладывают различный смысл. По-разному определяются понятия «рынок ссудных капиталов», «финансовый рынок», «кредитный рынок», «кредитная система», далеко не все авторы используют понятие кредитного рынка, обходясь другими терминами.

Некоторые авторы считают, что рынок ссудных капиталов подразделен на два базовых сегмента - кредитную систему (совокупность различных кредитно-финансовых институтов) и рынок ценных бумаг, который, в свою очередь, разделен на первичный, вторичный (биржевой) и внебиржевой рынки. Здесь подход чисто институциональный, акцент приходится на организационные формы функционирования рынков, если же рассмотреть с точки зрения сущности кредитных отношений (то есть как предоставление средств на принципах возвратности, срочности, платности), то нетрудно убедиться, что четкой границы между сегментами рынка ссудных капиталов в данном определении не наблюдается, ведь кредитные отношения существуют не только в первом, но и во втором базовом сегменте (рынок долговых эмиссионных и неэмиссионных ценных бумаг).

Существуют определения, в которых кредитный рынок как наиболее общее понятие делится на два базовых сегмента: во-первых, рынок денег (рынок краткосрочных ссудных капиталов) и, во-вторых, рынок капиталов, в составе которого выделяются а) рынок среднесрочных ссудных капиталов б) рынок долгосрочных ссудных капиталов в) финансовый рынок г) рынок золота. Здесь под финансовым рынком авторы понимают рынок, где осуществляется эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. Однако не совсем понятно, каким образом рынок ценных бумаг, что в приведенной классификации тождествен финансовому рынку, может составлять часть кредитного рынка, ведь далеко не все ценные бумаги выражают кредитные отношения. Это не относится, например, к акциям, которые являются долевыми ценными бумагами, и не предполагают однозначно срочности и возвратности средств (разве что при крахе акционерного общества). Так что включение рынка ценных бумаг полностью в состав кредитного рынка представляется некорректным.

В.М. Коркин предлагает более детальное определение сущности ссудного и кредитного рынков: по его мнению, ссудный рынок по своему содержанию и функциям охватывает все виды капитала, приносящего проценты (включая долговые ценные бумаги), а кредитный рынок - рынок банковского кредита - представляет собой единство и взаимосвязь рынка кредитов и рынка депозитов. Однако, на наш взгляд, определение кредитного рынка как рынка банковского кредита слишком ограничивает это емкое понятие.

Представляется, что более четкое определение кредитного рынка и его границ можно дать лишь исходя из следующих критериев:

во-первых, необходимо подходить к определению с точки зрения сущности кредита как отношений заимствования денежных средств на условиях возвратности, срочности и платности;

во-вторых, необходимо исходить из строгого определения самого понятия «рынок», который является сферой отношений, где денежные средства являются предметом купли-продажи, товаром.

Используя приведенные выше критерии можно нарисовать более четкую картину, позволяющую определить место и границы кредитного рынка (рисунок 2). Для определения границ кредитного рынка нужно разделить рынки по видам используемых для сделок активов - это товарный рынок, рынки ценных бумаг, валюты и драгоценных металлов (которые собственно и составляют финансовый рынок) и кредитный рынок, где предметом купли-продажи являются денежные средства в их «чистом виде», а сделки оформляются кредитными договорами или договорами займа.

. Рынок долговых ценных бумаг

. Валютные свопы

. Займы в драгоценных металлах

. Банковский кредит

. Хозяйственный кредит (коммерческий, товарный кредит, займы нефинансовых организаций)

Кредитный рынок (фигуры 1+2+3+4). Система потребительского кредитования (фигуры 1+2+3+4+5)

Рисунок 2. Место кредитного рынка и системы потребительского кредитования в рыночной системе

Заметим, что приведенная схема не отражает институциональную структуру кредитного рынка - его участниками могут быть любые финансово-кредитные, нефинансовые организации и физические лица, если они осуществляют кредитные сделки с указанными видами активов.

На практике такое деление рынков отражено, например, в нормативных документах Банка России, и оно в наибольшей степени отражает существующую практику. Действительно, сделки с валютой, драгоценными металлами и ценными бумагами имеют много общего в механизмах, способах получения доходов, методах снижения рисков, в то время как кредиты, денежные займы и депозиты, несомненно, имеют свою специфику и, прежде всего, - это, преимущественно, двусторонние сделки, в которых заемщик и кредитор четко определены.

Можно заметить, что кредитный рынок занимает часть любого другого из перечисленных рынков (финансового и товарного), на рынке любого актива есть сделки по своей сущности являющиеся кредитными. Так, эмиссия долговых ценных бумаг (векселей, облигаций, сертификатов) оформляет отношения займа или вклада. Кроме того, сделки РЕПО, проводимые с ценными бумагами имеют вид - сделок купли-продажи, а по сущности являются кредитными. То же самое полностью относится и к валютным свопам. Драгоценные металлы - это одновременно и биржевой товар со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями, и в то же время золото - это «все еще деньги», которые используются для предоставления займов. Займы в драгоценных металлах - это сделки, которые привязывают рынок драгоценных металлов к кредитному рынку. Вполне вероятно, что можно найти и другие способы предоставления средств, которые находятся в пограничных областях взаимодействия кредитного рынка с различными сегментами финансового рынка. Зона «наложения» товарного и кредитного рынка отличается особым характером взаимодействия. Дело в том, что коммерческий кредит - явление товарного рынка, а потому этот сегмент в меньшей степени испытывает на себе влияние общей ситуации на финансовом и кредитном рынках. Таким образом, сам кредитный рынок представляет собой неоднородную структуру и тесно взаимодействует со смежными рынками финансовых и материальных активов.

На кредитном рынке заключаются не только первичные сделки, связанные с займами и кредитами, но и вторичные сделки по продаже (переуступке) уже существующих кредитных обязательств. Совокупность таких сделок составляет вторичный кредитный рынок.

В составе кредитного рынка выделяются рынок денег (краткосрочных заимствований сроком до одного года) и рынок капиталов (долгосрочных заимствований (сроком свыше года). Такое деление кредитного рынка можно назвать общепризнанным, оно широко применяется как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Если использовать в качестве критерия цели заимствований, то получается, что денежный рынок обслуживает текущие потребности субъектов экономики, а рынок капиталов предназначен для инвестиций в капитальные вложения.

Существуют различия и в наборе кредитных инструментов, используемых на рынке денег и рынке капиталов. Так, акции и облигации - это инструменты рынка капиталов, долгосрочных вложений, векселя же, например, могут быть и инструментами, как рынка капиталов, так и денежного рынка. В то же время существует определенный набор кредитных инструментов, которые не применяются при долгосрочном кредитовании (например, овердрафт, РЕПО, валютные свопы).

Кредитный рынок можно также разделить по характеру юридического оформления кредитных сделок на два сегмента:

кредиты, предоставляемые на основе прямых договоров между кредиторами и заемщиками, в том числе на основе:

кредитных договоров;

договоров займа;

сделок купли-продажи (РЕПО, валютный СВОП);

займы на основе свободно обращающихся долговых обязательств (векселя, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты).

По характеру заемщиков денежный рынок подразделяется на межбанковский кредитный рынок (рынок МБК), рынок корпоративных кредитов и рынок потребительских кредитов.

Институциональным ядром денежного рынка является банковская система. К. Маркс заметил: «Для стран с развитым кредитом мы можем допустить, что весь денежный капитал, предназначенный для ссудных операций, существует в форме вкладов в банках и у лиц, ссужающих деньги». Банки становятся общими управителями денежного капитала - с одной стороны, банк представляет централизацию денежного капитала кредиторов, с другой - централизацию заемщиков.

Деятельность банков как профессиональных кредиторов приводит к снижению трансакционных издержек при заключении кредитных сделок, обеспечивает экономию от масштаба. Банки не только выдают денежные ссуды юридическим, физическим лицам и другим банкам, но и активно вкладывают средства в долговые ценные бумаги, выполняют функции агентов и гарантов при предоставлении бюджетных кредитов.

В развитых странах размер пассивов банковских систем в несколько раз превышает объем ВВП, что свидетельствует о большой степени концентрации денежных ресурсов и подтверждает роль банков как «общественных счетоводов». Зарубежные банки часто испытывают серьезную конкуренцию со стороны небанковских финансовых организаций, которые предлагают альтернативные способы вложения средств.

Особенно это заметно в США, где роль банков как финансовых посредников продолжает снижаться. Финансовые нововведения понизили их преимущества в области издержек по привлечению средств и доходы от их размещения, снизилась прибыльность банковского бизнеса. В России уровень развития финансово-банковской системы все еще не высок и потому такие проблемы пока не возникают.

Таблица 1. Сравнительная характеристика систем потребительского кредитования в командной и рыночной экономики

Характеристики Командная экономика Рыночная экономика Базовая форма собственности государственная собственность частная собственность Схема построения Вертикальная централизованная Горизонтальная децентрализованная Преобладающий характер связей в системе организация самоорганизация Характер взаимоотношений кредиторов и заемщиков связи между участниками экономики определены «сверху свобода выбора контрагентов на основе взаимного экономического интереса Методы регулирования объема краткосрочного кредитования непосредственное управление из центра: разверстка лимитов кредитования между учреждениями банков объемы кредитования определяются рыночной ситуацией; осуществляется косвенное регулирование объемов банковского кредитования Центральным банком Механизм ценообразования процентные ставки определены «центром» и, как правило, остаются неизменными в течение длительного срока гибкое рыночное ценообразование на основе соотношения спроса на кредит и предложения кредитных ресурсов Преобладающая форма потребительского кредитования банковский кредит банковский кредит

Большое количество кредитных сделок совершается вне кредитного рынка, а потому необходимо четко представлять, что границы системы потребительского кредитования выходят за границы кредитного рынка. Рынок потребительского кредитования - это совокупность кредитного рынка и сферы хозяйственного кредитования, охватывающая денежные займы непрофессиональных кредиторов, бюджетные кредиты, представляющие собой форму финансовой поддержки малообеспеченных семей на потребительские нужды. В работе объектом анализа является банковское подразделение.

Таким образом, с позиции рассматриваемой проблемы - рынок потребительского кредитования - совокупность потребителей (физических лиц) набора методов, способов, ресурсов и инструментария для ведения успешной конкурентной политики за их максимальный охват со стороны объекта анализа. Базовые характеристики системы потребительского кредитования определяются общим характером экономической системы, формами собственности и особенностями осуществления связей между субъектами экономики. Соответственно региональный рынок (в рамках региональной экономики) потребительского кредитования - рынок потребительского кредитования рынок в рамках субъекта РФ с его ресурсными возможностями и социально-экономическими особенностями.

Исходя из темы, цели и задач исследования необходимо теоретизация основных положений для проведения анализа и выявления тенденций развития. В работе под регионом будет пониматься менее крупная административно-территориальная единица с единой экономической и социальной инфраструктурой - город Георгиевск.

Таким образом, в данном контексте региональный рынок потребительского кредитования - совокупность потребителей (физические лиц с потребностью в свободных денежных/материальных средствах) кредитных ресурсов и кредиторов в городе (банки и их подразделения, кредитные кооперативы).

Под развитием рынка потребительского кредитования региона в работе будет пониматься управляемый процесс изменений в сфере кредитования физических лиц, имеющий своей целью достижение определенного объема заемщиков и его наращение (постоянных, разовых, временных) на территории города, с наименьшими затратами, наибольшим уровнем удовлетворения потребностей населения и интересов кредитора в короткий срок в условиях жесткой конкуренции за клиентов. Все вышеперечисленное связано с наработкой прироста устойчивых активов, узнаваемостью услуг, инновационностью подходов и опережающей кредитной и маркетинговой стратегии.

1.3 Общая характеристика рынка потребительского кредитования

Для проведения анализа регионального рынка потребительского кредитования следует рассмотреть общие тенденции в данной сфере в стране и на базе Южного федерального округа, что позволит сформировать общую оценку потребительского кредитования в стране и возможных тенденций в его развития. Экономическая ситуация на макроуровне будет отражаться, с учетом специфики и ресурсной базы, на региональном уровне затрагивая его целиком либо частично.

Развитие потребительского кредитования наряду с ипотечным кредитованием и кредитованием малого бизнеса является одним из приоритетных направлений Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации. При этом сектор потребительского кредитования в последнее время занимает все более заметное место среди услуг, предоставляемых банками населению. Уже сейчас между банками развернулась жесткая конкурентная борьба, населению предлагаются различные кредитные продукты.

Продуктовыми границами рынка потребительского кредитования являются услуги, предоставляемые физическим лицам в виде краткосрочных и среднесрочных ссуд в целях приобретения товаров (работ, услуг) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Продуктовыми границами рынка ипотечного кредитования являются услуги, предоставляемые физическим лицам в виде долгосрочных ссуд под залог строительных объектов недвижимого имущества.

Географическими границами рынка потребительского и ипотечного кредитования являются границы территорий субъектов Российской Федерации. Институциональные границы рынка. Услуги потребительского и ипотечного кредитования предоставляются следующими организациями:

кредитными организациями, зарегистрированными на территории субъекта Российской Федерации;

филиалами и дополнительными офисами кредитных организаций, зарегистрированных на территории других субъектов Российской Федерации;

ипотечными кооперативами граждан.

Потребителями услуг являются физические лица.

Анализ барьеров входа на рынок

. Барьер капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на рынок услуг потребительского и ипотечного кредитования. Как следует из опроса руководителей и специалистов кредитных организаций, одним из самых существенных барьеров для входа на рынок потребительского кредитования являются высокие первоначальные капитальные вложения, необходимые для организации предоставления новых банковских продуктов и услуг. Такие затраты связаны, в первую очередь, с организацией программ кредитования, подбором и обучением специалистов, переоборудованием существующих площадей для оказания услуг по новым программам кредитования или арендой (покупкой) площадей для дополнительных офисов. Также при входе кредитной организации на данный рынок услуг необходимы значительные затраты на финансирование маркетинговых программ.

. Экономические ограничения. Самым существенным экономическим ограничением для развития рынка услуг потребительского кредитования, связанным с общим состоянием социально-экономического развития России, является низкая платежеспособность населения. Основным сдерживающим фактором является недостаток долгосрочной ресурсной базы для потребительского, а особенно ипотечного кредитования. В качестве других проблем выделяются низкая транспарентность заработка заемщиков, отсутствие их кредитных историй, что затрудняет оценку кредитных рисков. 3.Административные и другие барьеры. Как отмечают кредитные организации, осуществляющие деятельность на рынке потребительского и ипотечного кредитования, определенными проблемами являются как несовершенство федерального законодательства, регулирующего вопросы ипотеки жилых помещений, в частности Федерального закона от 16.07.98 № 102 «Об ипотеке (залоге недвижимости)», так и недостаточная эффективность системы судебного исполнения по вопросам обращения взыскания на заложенное имущество в случаях неисполнения заемщиком обязательств перед кредитором. Несмотря на существующие проблемы, рынок потребительского и ипотечного кредитования является быстрорастущим и высокорентабельным.

Состояние конкурентной среды на региональных рынках В субъектах Российской Федерации Южного федерального округа рынки потребительского кредитования являются высоко концентрированными, конкуренция развито слабо. В Республике Северная Осетия - Алания, Краснодарском и Ставропольском крае отмечается положительная тенденция к снижению уровня рыночной концентрации. Практически во всех регионах лидирующие позиции принадлежат Сбербанку России, за исключением Республик Адыгея, Дагестан и Северная Осетия - Алания, в которых лидируют АКБ «Новация» (67,2%), ЭНО (55,9%) и «Гамид» (38%) соответственно. Доли Сбербанка России в 2005 году составили от 53,6% в Волгоградской области и до 90% в Ставропольском крае. В Краснодарском и Ставропольском крае доля Сбербанка России постепенно снижается. В Кабардино-Балкарской Республике наблюдается противоположная тенденция: доля Сбербанка России увеличивалась до 82,2% в 2005 году. На территории Карачаево-Черкесской Республики услуги потребительского кредитования предоставляет только одна организация - Сбербанк России. Ипотечное кредитование: В Республиках Дагестан, Кабардино-Балкария и Северная Осетия - Алания ипотечные кредиты не предоставлялись. На рынках ипотечного кредитования Республики Адыгея, Карачаево-Черкесской Республики и Волгоградской области в 2005 году присутствует только Сбербанк России. Рынки ипотечного кредитования в регионах Южного федерального округа характеризуются как высоко концентрированные. Лидирующую позицию в Ставропольской области занимает Сбербанк России (99,4%). В Краснодарском крае, Астраханской и Ростовской областях лидируют соответственно «Кубанский универсальный банк» (45,6%), «Связь-банк» (51,5%) и КБ «Донской Народный Банк» (51%). «Кубанский универсальный банк» в 2003 году не предоставлял услуги ипотечного кредитования, в 2004 году доля, принадлежащая банку, составила 33,2%, далее в 2005 году банк занял лидирующую позицию, потеснив Сбербанк России. КБ «Донской Народный Банк», войдя на рынок ипотечного кредитования Ростовской области в 2005 году, сразу занял первое место.

Тарифная политика. Тарифы по потребительским и ипотечным кредитам устанавливаются кредитными организациями с учетом различных факторов: стоимость привлеченных ресурсов, произведенных затрат, срока предоставления кредита, наличия залога и поручителей и т.д. Вместе с тем практика предоставления потребительских и ипотечных кредитов зачастую основывается на неконкурентных принципах. Не являются редкостью случаи введения заемщиков в заблуждение относительно реальной стоимости полученных ими потребительских кредитов. Реальная стоимость кредита (с учетом всех комиссий и платежей) существенно превышает заявленный в публичной оферте отдельных кредитных организаций процент по кредиту. То есть речь идёт о наличии скрытых комиссий и других дополнительных расходов, о которых заемщик надлежащим образом не информирован. Таким образом, недостаточное раскрытие информации об условиях предоставления кредита вводит в заблуждение заемщиков относительно полной стоимости данной услуги банков. Используя упомянутую практику, банки могут получать необоснованные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке банковских услуг, препятствуя выходу на рынок финансовых услуг другим кредитным организациям, готовым на условиях открытости и достоверности осуществлять деятельность по потребительскому кредитованию населения и честно заявлять клиентам полную стоимость услуги потребительского кредитования. При этом такие действия могут причинить убытки другим финансовым организациям. Вместе с тем статья 15 Федерального закона от 23.06.99 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» запрещает недобросовестную конкуренцию на рынке финансовых услуг между финансовыми организациями, которая выражается, в том числе, в распространении неточных, недостоверных сведений, способных причинить убытки другим финансовым организациям. В целом, видится три основных направления решения рассматриваемой проблемы в сфере потребительского кредитования:

пресечение фактов недобросовестной конкуренции в рамках рассмотрения административных дел о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг;

выработка стандартов раскрытия информации о потребительских кредитах;

законодательное урегулирование вопросов, связанных с обеспечением надлежащего информирования кредитными организациями населения об условиях предоставления потребительских кредитов.

В настоящее время ФАС России совместно с Банком России разработал рекомендации кредитным организациям по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов, направленные на защиту конкуренции на рынке финансовых услуг, повышение прозрачности деятельности кредитных организаций, формирование более полного представления населения об услугах кредитных организаций, повышения доверия к ним.

Кроме того, Минфин России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Банком России разрабатывает проект федерального закона «О потребительском кредите», направленного на регулирование отношений, возникающих между потребителями и кредиторами при предоставлении потребительского кредита, установление прав потребителей на получение достоверной информации об условиях потребительского кредита.

·снижение объемов кредитования

·ужесточение требований

·сокращение количества субъектов рынка потребительского кредитования

·страхование рисков

·увеличение процентных ставок и уменьшение сроков кредитования.

Выводы:

Потребительский кредит отражает экономические отношения между кредитором и кредитополучателем по поводу кредитования конечного потребления. Кредит выдается населению для удовлетворения его потребительских нужд.

Рынок потребительского кредитования - совокупность потребителей (физических лиц) набора методов, способов, ресурсов и инструментария для ведения успешной конкурентной политики за их максимальный охват со стороны объекта анализа. Базовые характеристики системы потребительского кредитования определяются общим характером экономической системы, формами собственности и особенностями осуществления связей между субъектами экономики. Соответственно региональный рынок (в рамках региональной экономики) потребительского кредитования - рынок потребительского кредитования рынок в рамках субъекта РФ с его ресурсными возможностями и социально-экономическими особенностями.

В данном контексте региональный рынок потребительского кредитования - совокупность потребителей (физические лиц с потребностью в свободных денежных/материальных средствах) кредитных ресурсов и кредиторов в городе (банки и их подразделения, кредитные кооперативы).

Под развитием рынка потребительского кредитования региона в работе будет пониматься управляемый процесс изменений в сфере кредитования физических лиц, имеющий своей целью достижение определенного объема заемщиков и его наращение (постоянных, разовых, временных) на территории города, с наименьшими затратами, наибольшим уровнем удовлетворения потребностей населения и интересов кредитора в короткий срок в условиях жесткой конкуренции за клиентов.

2. Анализ рынка потребительского кредитования

.1 Общая характеристика объекта анализа

Анализируемое подразделение ОАО «Ставропольпромстройбанк» успешно работает на георгиевском финансовом рынке с 1998 года, имея почти десятилетний опыт работы в регионе. Дополнительный офис в г. Георгиевске Филиала ОАО «Ставропольпромстройбанк» в г. Пятигорске, именуемый в дальнейшем Дополнительный офис, является внутренним структурным подразделением Филиала и подчиняется Управляющему Филиалом.

Руководитель дополнительного офиса - управляющий дополнительным офисом, непосредственно подчиняется управляющему Филиалом Банка в г. Пятигорске. На период отсутствия управляющего дополнительным офисом его обязанности возлагаются на заместителя управляющего дополнительным офисом. Полное наименование подразделения: Дополнительный офис в г. Георгиевске Филиала Открытого акционерного общества «Ставропольпромстройбанк» в г. Пятигорске. Сокращенное наименование Дополнительного офиса: Дополнительный офис в г. Георгиевск ФАИК ПСБ «Ставрополье» - ОАО в г. Пятигорске. Место нахождение (почтовый адрес) Дополнительного офиса: Ставропольский край 357800, г. Георгиевск, ул. Гагарина, 76, тел. (87951) 6-32-16.Дополнительный офис имеет круглую печать, а также штампы и фирменные бланки, необходимые для осуществления своей деятельности.

Деятельностью дополнительного офиса руководит управляющий дополнительным офисом, который назначается и освобождается от должности в порядке, установленном внутренними нормативными актами Банка. Управляющий дополнительным офисом действует на основании доверенности, выданной управляющим филиалом в порядке передоверия (указанная доверенность должна быть нотариально удостоверена).

Режим работы сотрудников дополнительного офиса устанавливается аналогично режиму работы сотрудников филиала. Управляющим дополнительным офисом, в целях бесперебойной деятельности дополнительного офиса, обеспечивается взаимозаменяемость его сотрудников. Состав и численность дополнительного офиса, величина должностных окладов (заработной платы) и других выплат его работникам, связанных с выполнением трудовых обязанностей, определяется в соответствии с утвержденным штатным расписанием и действующим законодательством Российской Федерации.

Дополнительный офис осуществляет от имени Банка расчетные, кассовые и другие банковские операции, оказывает клиентам платные услуги в соответствии с лицензиями и Уставом Банка. Положением о Филиале и доверенностью, выданной управляющему дополнительным офисом, в соответствии с внутренними нормативными актами Банка и указаниями управляющею филиалом.

Задачи дополнительного офиса: обслуживание физических и юридических лиц в рублях и иностранной валюте, консультирование клиентов по всем видам банковских продуктов и сопутствующих услуг.

Дополнительный офис осуществляет в соответствии с Уставом Банка, на основании лицензии Банка и доверенности, выданной управляющему дополнительным офисом, управляющим филиалом, исходя из принципов возвратности, срочности, платности и обеспеченности, следующие банковские операции и сделки в рублях и иностранной валюте:

Похожие работы

 

Не нашел материал для курсовой или диплома?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!