Функциональная структура денежного довольствия военнослужащих и направления её совершенствования

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,95 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Функциональная структура денежного довольствия военнослужащих и направления её совершенствования















Дипломная работа

Функциональная структура денежного довольствия военнослужащих и направления её совершенствования

Содержание

Введение

Глава 1. Финансово-экономическая сущность денежного довольствия и его структуры

1.1Денежное довольствие военнослужащих как экономическая категория

1.2 Принципы построения системы денежного довольствия
военнослужащих
Глава 2. Структура денежного довольствия на современном этапе развития Вооруженных Сил Российской Федерации

.1 Оклады месячного денежного содержания

.2 Дополнительные выплаты денежного довольствия

.3 Актуальные проблемы функциональной структуры денежного довольствия военнослужащих

2.4 Анализ функциональной структуры денежного довольствия по проекту Федерального закона «О денежном довольствии и отдельных выплатах военнослужащим».

Глава 3. Совершенствованию системы денежного довольствия военнослужащих.

3.1 Предложения по определению размеров окладов по воинской должности и окладов по воинскому званию

Заключение

Список использованных источников

Приложение

оклад выплата звание военнослужащий

Введение

Система социально-экономической поддержки, предоставление государственных гарантий и преимуществ военнослужащим являются неотъемлемыми частями деятельности каждого государства, имеющего Вооруженные Силы.

В условиях развития военно-гражданских отношений и формирования рыночной экономики в стране, устойчивая система социальных гарантий военнослужащих, лиц гражданского персонала и членов их семей, становится одним из основных инструментов повышения престижа Вооруженных Сил Российской Федерации и привлекательности военной службы.

Несмотря на постепенное увеличение размеров денежного довольствия, уровень социально-экономической обеспеченности военнослужащих остается низким. Хотя решению этой проблемы и уделяется внимание со стороны государства, и разрабатываются стратегии по её решению.

Целью данной работы является рассмотрение и подробное изучение функциональной структуры денежного довольствия военнослужащих и анализ существующих проблем, связанных с социально-экономическим обеспечением военнослужащих, а также обоснование объективной необходимости совершенствования системы социально-экономического обеспечения военнослужащих и разработка другой модели формирования окладов по денежному довольствию и воинскому званию для расчета денежного довольствия военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации.

Основными задачами дипломной работы являются:

  1. наиболее полное изучение существующей ныне функциональной структуры денежного довольствия;
  2. оценка эффективности существующей функциональной структуры денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе;
  3. обоснование необходимости изменения структуры денежного довольствия;
  4. изучение функциональной структуры денежного довольствия по проекту Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащим»;
  5. разработка возможного варианта новой системы формирования окладов по должности и воинскому званию.

Рыночная модель экономических отношений исходит из того, что денежное довольствие военнослужащих как особый вид заработной платы есть цена рабочей силы военнослужащих на рынке труда, в том числе воинского, то есть цена отчуждаемых на срок трудового договора (контракта) способностей работника (военнослужащего) осуществлять необходимую для работодателя (Министерства обороны Российской Федерации) деятельность. Эта цена имеет объективную основу, которая сводится к стоимостному выражению исторически сложившегося набора товаров и услуг, необходимых для обеспечения процесса расширенного воспроизводства рабочей силы, и колеблется под влиянием соотношения спроса на нее и ее предложения. Если мы хотим создать систему денежного довольствия применительно к данному типу рыночной экономики, прежде всего, необходимо создать механизм формирования цены рабочей силы - трудовой услуги по защите государства.

Президентом РФ в качестве важнейшей частью военной реформы обозначена проблема социального обеспечения военнослужащих. "Армия у нас сейчас меняется. И, несмотря на то, что всякие изменения трудны, они необходимы. Потому что мы понимаем: если мы не сможем сделать наши Вооружённые силы современными, эффективными, более боеспособными, лучше вооружёнными, если офицеры будут получать деньги, которые не мотивируют их к нормальному труду, то у нас не будет нормальной обороны. Именно поэтому всё, что сегодня делается, направлено на создание современных и эффективных Вооружённых сил":- сказал Дмитрий Медведев во время посещения Центра снайперов в городе Солнечногорске.

Основным видом обеспечения военнослужащих и их семей необходимыми средствами для воспроизводства их физического и интеллектуального потенциала является денежное довольствие, это составная часть финансового обеспечения войск, направленная на удовлетворение их личных материальных потребностей. Осуществляется данный вид финансового обеспечения в виде регулярной выплаты денежных средств в размерах, установленных государством, в соответствии с выполняемыми служебными обязанностями.

По своей сути денежное довольствие конкретизирует конституционное право военнослужащих как полноправных граждан РФ на получение вознаграждения за свой труд. Право на труд военнослужащие реализуют посредством прохождения военной службы (п.1ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Право военнослужащих на получение вознаграждения за свой труд соответствует также требованиям ч.З ст.23 Всеобщей декларации прав человека, в которой провозглашается, что каждый имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное существование человека для него самого и членов его семьи, и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения. Денежное довольствие по своей сущности выступает основным видом материального обеспечения военнослужащих, главным фактором, определяющим уровень жизни семей военнослужащих. С одной стороны, оно должно обеспечить военнослужащего и его семью необходимыми средствами к существованию, денежное довольствие является основным источником удовлетворения материальных потребностей военнослужащих и их семей, а с другой - служит средством стимулирования добросовестного воинского труда.

Из всего комплекса проблем реформирования системы денежного довольствия наиболее актуальными и значимыми являются:

  1. Низкий уровень престижа и привлекательности военной службы, служебной и трудовой мотивации военнослужащих
  2. Низкая конкурентоспособность профессии военнослужащего на рынке труда
  3. Неустойчивый уровень качества жизни военнослужащих, лиц гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей
  4. Отсутствие качественных механизмов стимулирования добросовестной службы военнослужащих
  5. Слабая развитость системы социально-экономической защиты и обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, лиц гражданского персонала и членов их семей, в полной мере отвечающей реалиям рыночных отношений в стране и потребностям обеспечения военной безопасности государства.

Дипломная работа охватывает период с середины 2006 года до настоящего времени с приведением исторической справки о становлении системы и структуры социально-экономического обеспечения военнослужащих со времен становления Российского государства.

Объектом данной дипломной работы является существующая структура обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации денежным довольствием.

Предметом дипломной работы является исследование взаимоотношений между государством и военнослужащими в части социально-экономического обеспечения, возникающего при выполнении государством гарантийных обязательств.

В дипломной работе используется приказ министра обороны № 200 от 30 июня 2006 года и информация по данной проблеме из различных исторических источников и информационных источников.

В настоящее время исследованию данной проблемы и разработке новых вариантов структуры денежного довольствия уделяется огромное внимание.

Цель работы заключается в разработке, анализе нового альтернативного метода начисления денежного довольствия военнослужащим со ссылкой на новый проект федерального закона «О денежном довольствии и отдельных выплатах военнослужащим».

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Финансово-экономическая сущность денежного довольствия и его структуры

1.1 Денежное довольствие военнослужащих как экономическая категория

Переход к современным рыночным отношениям, реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации изменяют традиционные подходы к воспроизводству рабочей силы профессиональных военнослужащих, то есть особенности воспроизводства рабочей силы профессиональных военнослужащих проявляются под воздействием определенных факторов, изменяющих как их структуру, так и динамику развития. Среди них:

внешняя политика государства, поскольку определяет цели, задачи и способы достижения внешнеполитического курса; военная доктрина', внутренняя политика как фактор воздействия на реформирование Вооруженных Сил, военное строительство в целом, военную экономику, систему и механизмы обеспечения удовлетворения потребностей, комплектования, воспроизводства рабочей силы и подготовки кадров;

развитие военного дела, предполагающее структурные изменения в составе в Вооруженных Сил Российской Федерации и научно-технической революции в области вооружений и военной техники, что способствует совершенствованию способов ведения вооруженной борьбы и определяет новые требования к профессиональным кадрам - все это предполагает расширенное воспроизводство рабочей силы профессиональных военнослужащих, рост образования, квалификации, умений, знаний и навыков.

На уровне непосредственных участников производства доход выступает в форме заработной платы, экономическое назначение которой - обеспечить условия жизнедеятельности человека.

«Экономическая теория в распределительных отношениях между членами общества основным критерием считает количество и качество необходимого общественного труда. Принцип распределения по труду заложен в современной экономической теории.»

Воинский труд является частью общественно необходимого труда и служит гарантом защиты государства и населения.

Потребность общества в услуге вооруженной защиты её интересов заложена в функционировании государства и требует отвлечения части трудоспособного населения для оказания этой услуги. Эта потребность и формирует понятие «рабочая сила военнослужащих» - часть трудовых ресурсов общества, занятых профессиональной воинской деятельностью. При этом данный термин предусматривает способность определенной категории членов общества создавать полезную для общества услугу вооруженной защиты, рассматриваемую как потребительную стоимость воинской рабочей силы, а также ее общественную значимость, в виде формирования ее второго свойства

стоимости и ее денежного выражения - цены рабочей силы профессиональных военнослужащих. При этом товарные свойства «рабочей силы военнослужащих» могут быть представлены в следующем виде.

Свойства товара «рабочая сила военнослужащих»

Потребительная стоимостьСтоимостьСпособность создавать полезную для общества военную услугу.Определяется стоимостью воспроизводства рабочей силы, стоимостью средств существования военнослужащего и членов его семьиПерсонифицированный ее носитель и собственник - профессиональный военнослужащийДенежное содержание военнослужащих есть денежная форма цены товара «рабочая сила профессиональных военнослужащих» - своеобразная разновидность заработной платыКачество воинской услуги познается всем обществом в процессе ее потребленияЦена рабочей силы профессиональных военнослужащих определяется соотношением между спросом и предложением ее на рынке воинского труда

Определяя потребительскую стоимость воинской рабочей силы как способность создавать полезную для общества военную услугу, надо подчеркнуть, что производство и потребление военной услуги, создаваемой военнослужащим, происходит одновременно и «однопространственно»: она не может быть накоплена, требует постоянного возобновления, воспроизводства. Стоимость же товара «рабочая сила профессиональных военнослужащих», как и стоимость других ее видов, определяется стоимостью жизненных средств, которые необходимы для поддержания жизни, воспроизводства военнослужащего и членов его семьи. Следовательно, необходимой предпосылкой воспроизводства услуги вооруженной защиты государства является, прежде всего, воспроизводство самого человека в биологическом и социальном смыслах. Для этого необходима определенная историческими условиями развития страны сумма жизненных средств, которая должна быть достаточна для воспроизводства способности к труду самого человека, воспроизводства новой рабочей силы в соответствии с потребностями производства, т.е. с учетом образования, квалификации и т.д.

Воинский труд включает в себя многогранную, целенаправленную деятельность личного состава, а именно: боевую подготовку, боевое дежурство, учебные занятия, учения, тренировки, несение гарнизонной, караульной и внутренней службы.

Он, как и всякий труд, имеет свой конечный результат. В мирное время воинский труд выражается в высокой боевой готовности армии и флота, на войне - в умелом выполнении боевых задач, решительном разгроме противника в любых условиях обстановки.

К основным направлениям, характеризующим особенности воинского

труда, следует отнести:

во-первых, особенности служебной деятельности, исходя из характера воинского труда (труд сложный, квалифицированный, интеллектуальный, руководящий, управленческий, творческий, разной интенсивности и напряженности).

а)Труд сложный, интеллектуальный, квалифицированный

Учет сложности труда производится на основе таких факторов, как содержание и характер выполняемых работ, разнообразие работ, руководство подчиненными, степень самостоятельности, уровень ответственности.

Сложность труда профессиональных военнослужащих обусловливается наличием в Вооруженных Силах Российской Федерации самой современной техники и созданием условий для ее функционирования. Так, из действующей номенклатуры технических средств и систем общегражданского назначения только в авиации применяется более 80% их аналогов, а по отдельным ее видам в гражданской сфере аналогов не существует. Сложность современных систем оружия требует соответствующего уровня подготовки офицерских кадров, причем по весьма широкому кругу специальностей. Именно поэтому вузы Министерства обороны Российской Федерации готовят офицерские кадры по 456 специальностям и 185 специализациям.

Квалифицированность воинского труда может быть охарактеризована исходя из перечня специалистов в Вооруженных Силах Российской Федерации. Так, в соответствии с перечнем воинских должностей для военнослужащих, проходящих службу по контракту, предусмотрено 2176 ВУС.

б)Труд руководящий, управленческий, интеллектуальный, творческий

Управленческая деятельность офицера - это самостоятельная деятельность командира воинского формирования, направленная на выполнение стоящих перед ним задач. Она включает организацию, планирование, мотивирование, контроль и регулирование технологических, социальных, индивидуально-психологических и других процессов, происходящих в подразделении (части, соединении). Жесткая регламентация военной службы, на первый взгляд, не способствует воспитанию творческого отношения. Тем не менее одна из особенностей управленческой деятельности кадрового офицера-руководителя состоит в том, чтобы находить разумный компромисс между необходимостью следовать предписаниям (тенденцией к не изменчивости, стереотипности решений) и возрастающим осознанием относительности установленных правил (тенденцией увеличения свободы личностного выбора).

Расширение объема интеллектуального труда в воинской деятельности объективно выдвигает проблему увеличения доли профессионального воинского труда в общей его структуре, что также определяет особенности его содержания.

В соответствии со ст.91 Трудового кодекса Российской Федерации нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Однако распределение времени в воинской части в течение суток, а по некоторым положениям и в течение недели регламентируется распорядком дня и регламентом служебного времени (ст.226 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации), что увеличивает его нормальную продолжительность. Рабочий день офицера по времени практически не регламентирован. Средняя продолжительность рабочего дня составляет 9-10 часов при 3-4 нерегулярных выходных в месяц. При таком режиме службы у офицера практически не остается времени на семейные заботы, воспитание детей, полноценный отдых. Кроме того, в Вооруженных Силах действует перечень мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности служебного времени. К ним относятся: мероприятия, связанные с введением степени боевой готовности, боевое дежурство, оперативные, командно-штабные, тактические, мобилизационные и специальные учения и тренировки, выходы в море кораблей и вылеты авиации по планам боевой подготовки, выполнение задач в чрезвычайных ситуациях, инспектирование войск, служебные командировки.

Во-вторых, особенности, связанные с источниками формирования бюджета семьи профессионального военнослужащего (невозможность получения дополнительного дохода, ограничение права заниматься дополнительно оплачиваемой деятельностью, ограничение возможностей трудоустройства членов семьи).

Исходя из рыночного подхода к воспроизводству рабочей силы, следует учесть возможности, которые окружающая человека обстановка может предоставить ему для дополнения его заработков по основной работе путем приработков. Необходимо также принять в расчет и предоставляемые его окружением возможности обеспечить работой других членов его семьи. Кроме того, ряд экономистов предложили принять в качестве единицы измерения доходов доходы семьи в виде доли, приходящейся на каждого члена семьи, и механизма формирования общего дохода. Таким образом, при формировании окладов денежного содержания профессиональных военнослужащих должны быть учтены особенности воспроизводства, связанные с источниками формирования бюджета семьи военнослужащего. С одной стороны, трудоустройство жен военнослужащих весьма ограничено, профессия главы семьи редко оказывает непосредственное влияние на профессии других членов семьи, за исключением того случая, когда его место работы закреплено, виды занятий, которые могут быть доступны членам его семьи, ограничены возможностями данной местности. С другой стороны, военнослужащий ограничен в праве заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Таким образом, система денежного довольствия и материального обеспечения военнослужащих остается по сути, единственным источником дохода в бюджете семьи профессионального военнослужащего. Ограничения дохода семьи профессионального военнослужащего не касаются только размера его денежного довольствия.

В-третьих, особенности служебной деятельности, связанные с риском для жизни, выполнением обязанностей в условиях, приближенных к экстремальным, вредных для состояния здоровья и жизни.

Воинский труд характеризуется повышенным риском для жизни военнослужащих. Защита интересов Российской Федерации в так называемых «горячих точках» влечет гибель военнослужащих в мирное время. Только в результате боевых действий в Чеченской Республике в период 1995-2002 гг. погибло 4103 военнослужащих, ранено 19 794 и пропало без вести 1231 военнослужащих. Учет этого обстоятельства связан с формированием предложения рабочей силы, то есть с предпочтением занятия более безопасного, но и менее доходного, чем выполнение работ, связанных с непосредственной угрозой жизни и здоровью, но оплачиваемого по повышенным ставкам. Система организации воинского труда не предоставляет военнослужащему выбора в выполнении или невыполнении данных работ, поскольку носит характер приказа, обязательного к исполнению. Следовательно, при формировании системы оплаты воинского труда, связанного с риском для жизни или здоровья, необходима система рыночного предложения более высоких доходов (система ожидания негативных последствий) или введение ряда гарантированных надбавок, доплат и компенсаций за выполнение работ, связанных с риском для жизни. Также объективна система, когда военнослужащие подлежат обязательному страхованию на случай гибели, увечья, получения инвалидности, с законодательными гарантами получения страхового возмещения.

В-четвертых, особенности, связанные с географическими и природно-климатическими условиями прохождения службы, удаленности районов дислокации от основных элементов социальной инфраструктуры.

Действительно, значительная часть территории Российской Федерации -это местности с неблагоприятными природно-климатическими условиями и неблагоприятной экологической средой. Кроме того, часть контингента войск Российской Федерации дислоцируется на территории стран СНГ, как правило, с неблагоприятными природно-климатическими условиями. Особенно значимо влияние природно-климатических условий на величину и структуру физиологических потребностей военнослужащих и членов их семей. Географическая удаленность мест дислокации, изолированность их от освоенных регионов, крупных и средних экономических центров, слабое развитие социальной инфраструктуры ограничивают возможности по реализации возможности воспроизводства рабочей силы и затрудняют социальную адаптацию населения.

В-пятых, особенности, учитывающие мобильность в прохождении военной службы, перемещения по службе, прохождение службы не по месту постоянного проживания, возможности получения помощи родственников, необходимости самостоятельного формирования комплекта жизненных благ в виде жилья, мебели, предметов домашнего обихода.

Действительно, за период службы профессиональный военнослужащий в среднем совершает 6-8 переездов, связанных с профессиональной деятельностью, в том числе при перемещении на вышестоящие должности, на обучение, в связи с увольнением с военной службы. В связи с этим военнослужащий несет дополнительные расходы, связанные с переездом к месту службы или учебы, обустройством на новом месте. Учитывая временный характер служебного жилья и фактор времени в его получении, кроме того, подлежат учету расходы, связанные с преждевременным износом имущества, мебели и предметов домашнего обихода, приходящего в негодное состояние, несением расходов в пути следования к месту службы. Таким образом, подлежит учету в системе оплаты воинского труда фактор изменения места службы в виде единовременных выплат, компенсирующих затраты по переезду к новому месту службы и расходов непосредственно в пути следования. Мобильность службы затрагивает и проблему смены места работы или учебы членов семьи профессионального военнослужащего, их неполную занятость или отсутствие возможностей устройства на работу по специальности.

В-шестых, особенности, связанные с возрастными ограничениями в праве заниматься определенными видами деятельности, вынужденная необходимость в смене в будущем сферы приложения профессиональных знаний и навыков, освоение другой (в том числе гражданской) или смежной специальности.

Особенности действия закона спроса и предложения в сфере воинского труда рассматриваются и по критериям длительности в занятости определенной деятельностью (долгосрочный характер деятельности), а с другой стороны, особенностями, связанными с возрастными ограничениями в праве заниматься определенным видом профессиональной деятельности. С одной стороны, это связано с формированием альтернативной стоимости воинского труда, то есть согласием лица проходить службу в Вооруженных Силах и иметь соответствующий доход или отдать предпочтение другому виду деятельности из гражданской сферы. С другой стороны, это особенность, связанная с изменением характера трудовой деятельности в будущем, в связи с ограничением срока военной службы. Период профессиональной деятельности военнослужащего ограничен возрастными рамками от 18 до 50 лет в среднем. Следовательно, по истечении срока службы военнослужащий, как правило, вынужден сменить сферу профессиональной деятельности, освоить общегражданскую специальность, пройти переучивание, что связано с дополнительными нагрузками, а зачастую и с необходимостью получения дополнительного образования. Таким образом, данное ограничение должно формировать надбавку к окладу денежного содержания в виде выплаты в прохождении службы, учитывая еще и то обстоятельство, что продолжительный срок работы в отрасли прохождения службы непосредственно связан с накоплением специальных знаний и приобретением трудовых навыков. Причем этот процесс, особенно интенсивный в первые годы работы по специальности, через 15-20 лет практически заканчивается.

В-седьмых, особенности служебной деятельности, ограничивающие права военнослужащих как граждан Российской Федерации, наличие ограничений на право свободного передвижения, ограничений права на свободное использование служебной информации и ее разглашение.

Специфика служебной деятельности военнослужащих характеризуется в большинстве случаев значительной ограниченностью возможностей удовлетворения потребностей, имеющихся в пункте постоянной дислокации, а тем более в полевых условиях (инфраструктура, жилищная обеспеченность, жилищное строительство).

Похожие работы на - Функциональная структура денежного довольствия военнослужащих и направления её совершенствования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!