Система защиты личных (гражданских) прав и свобод граждан в области информационных технологий

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,87 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система защиты личных (гражданских) прав и свобод граждан в области информационных технологий

Система защиты личных (гражданских) прав и свобод граждан в области информационных технологий

В XXI веке важнейшим условием существования государства и выживания самого человека признана эффективная работа системы защиты личных (гражданских) прав и свобод человека. Также XXI век характеризуется стремительным развитием информационных технологий, которые, безусловно, воздействуют на указанные права и свободы.

Началом формирования и постоянного совершенствования международного механизма защиты личных (гражданских) прав и свобод граждан принято считать принятие Всеобщей декларации прав человека ООН. С принятием указанной Декларации ООН разработала всеобъемлющую стратегию, направленную на реализацию целей в области прав человека, установленных в Уставе ООН.

В середине XX века возникла острая необходимость создания механизма международной защиты в области прав человека. Причины указаны в преамбуле Всеобщей декларации прав человека:

пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества;

«стремлением людей» является создание такого мира (общества), где люди «будут иметь свободу слова и свободу убеждений и будут свободны от страха и нужды»;

права человека должны иметь надежную правовую защиту («обеспечиваться законом»), чтобы «человек не был вынужден прибегать к восстанию в качестве последнего средства против тирании и угнетения»;

Устав ООН накладывает обязанности на государства «содействовать в сотрудничестве с ООН всеобщему уважению и соблюдению прав и свобод человека». «Огромное значение для выполнения этой обязанности» имеет «всеобщее понимание характера этих прав и свобод», что достигается регламентацией в универсальном международном документе;

закрепление прав и свобод в едином документе создаст условия для просвещения и образования в области прав человека, содействуя, таким образом, их уважению, принятию национальных и международных мер для их «всеобщего и эффективного признания и осуществления» [1, с. 14].

В современном международном праве личные (гражданские) права и свободы человека составляют обширный блок. Обозначим лишь перечень прав и свобод человека, регламентирующих вопросы личной жизни, свободы и неприкосновенности личности. Так, во Всеобщей декларации прав человека содержится перечень прав и свобод: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность (ст. 3); запрещение рабства (ст. 4); запрещение пыток, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения и наказаний (ст. 5); признание за каждым гражданином его правосубъектности (ст. 6); право на равную защиту закона и защиту от какой-либо дискриминации (ст. 7); право на эффективное восстановление в правах (ст. 8); право на защиту от произвольного ареста, задержания или изгнания (ст. 9); право на независимый и беспристрастный суд (ст. 10); презумпция невиновности и отсутствие обратной силы законов (с. 11); право не подвергаться произвольному вмешательству в личную и семейную жизнь (ст. 12); право свободного передвижения и выбора места жительства (ст. 13); право на гражданство (ст. 15); право на семью (ст. 16); право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18); право на свободу убеждений и на свободное выражение их (ст. 19) [1, с. 15-17].

В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года разграничиваются личные (гражданские) и политические права и свободы, в категорию гражданских прав и свобод включены: ст. 6 (право на жизнь), ст. 7 (запрещение пыток, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения и наказаний), ст. 8 (запрещение рабства), ст. 9 (право на свободу и личную неприкосновенность), ст. 10 (право на гуманное обращение и уважение достоинства), ст. 12 (право на свободу передвижения и выбор места жительства), ст. 14 (презумпция невиновности), ст. 16 (право на признание правосубъектности), ст. 17 (право на защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь и семейную жизнь, произвольного или незаконного посягательства на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, незаконного посягательства на честь и репутацию), ст. 18 (право на свободу мысли, совести и религии) [1, с. 32-53].

Включены в категорию личных (гражданских) прав и свобод аналогично Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 года, согласно Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Американской конвенции о правах человека 1969 года, Африканской хартии прав человека и народов 1981 года следующие права и свободы: право на признание правосубъектности; право на жизнь; запрещение пыток, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения и наказаний; право на свободу и личную неприкосновенность; право на гуманное обращение и уважение достоинства; свобода передвижения и выбор места жительства; презумпция невиновности; право на защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь и семейную жизнь, произвольного или незаконного посягательства на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, незаконного посягательства на честь и репутацию; свобода мысли, совести и религии и др.

Необходимо отметить, что в Уставе ООН не используется такой термин, как «защита прав человека», а лишь «поощрение и развитие уважения к ним». Также Устав ООН не дает Организации Объединенных Наций право на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства. Однако Уставу ООН принадлежит важнейшая роль в создании правовой базы для осуществления нормотворческой деятельности с точной фиксацией предмета регулирования: а) основные права человека, б) достоинство и ценность человеческой личности, в) борьба с дискриминацией (равенство прав мужчин и женщин, национальных меньшинств).

Нормотворческая деятельность представляет собой свод международных норм и стандартов, охватывающих каждую область человеческой деятельности, в том числе и деятельность по созданию и функционированию механизма международной защиты в области личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина.

Исследованию международных норм и стандартов в области личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина посвящена докторская диссертация Исмаилова Б.И., защищенная в 2007 году [2].

Обозначим некоторые структурные элементы, входящие в международный механизм защиты личных (гражданских) прав и свобод человека, обозначив виртуальное место указанных элементов в информационной среде:

международные:

Генеральная Ассамблея ООН: #"justify">Совет по правам человека: #"justify">Комиссия по положению женщин Экономического и Социального Совета ООН: #"justify">Комитет информации: #"justify">Верховный комиссар ООН по правам человека: #"justify">Международный суд ООН: #"justify">Департамент общественной информации ООН (департаменты Секретариата ООН): #"justify">Программа развития ООН: #"justify">Фонд ООН в области народонаселения: #"justify">Детский фонд ООН: http: //www.unicef.org/russia/ru/index.html;

Всемирная организация здравоохранения: #"justify">региональные:

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ): #"justify">Совет Европы: #"justify">Европейский суд по правам человека: #"justify">Комиссар Совета Европы по правам человека: #"justify">неправительственные:

Посредством информационных технологий можно получить информацию о деятельности международных организаций по защите личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина. Однако получаемый аналитический материал указанных информационных порталов пока не приобрел характера международной политики и не стал почвой для нормотворческой деятельности во внутригосударственной политике.

Рассмотрим структурные элементы правового регулирования защиты личных (гражданских) прав и свобод граждан в области информационных технологий в Республике Беларусь.

ноября 2005 г. законодательно закреплены Основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь [4]. В рамках исследуемой темы в данном Законе можно вычленить следующие направления:

в числе принципов внутренней политики Республики Беларусь (ст. 1):

стабильность конституционного строя;

гарантия конституционных прав и свобод граждан;

в числе стратегических целей внутренней политики Республики Беларусь (ст. 2):

обеспечение прав и свобод человека и гарантии их реализации;

в числе основных задач внутренней политики Республики Беларусь (ст. 3):

обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав и законных интересов организаций, общественных и государственных интересов;

обеспечение права граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

в числе принципов внешней политики Республики Беларусь (ст. 23):

соразмерность внешнеполитических целей политико-дипломатическому, экономическому, оборонному, научно-техническому, интеллектуальному потенциалу государства, обеспечение их реализации для укрепления международных позиций Республики Беларусь и ее международного авторитета;

в числе стратегических целей внешней политики Республики Беларусь (ст. 24):

защита прав, свобод и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов;

в числе основных задач внешней политики Республики Беларусь (ст. 25):

равноправная интеграция Республики Беларусь в мировое политическое, экономическое, научное, культурное и информационное пространство;

обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь за границей.

Республика Беларусь является участником практически всех основных международных договоров по правам человека, и практически все международные, неправительственные и общественные организации структурно представлены во Всемирной сети, а также в Байнете.

Информация о деятельности органов ООН по правам человека в Республике Беларусь представлена на сайте Представительства: #"justify">Главные структурные элементы ООН в Республике Беларусь представлены на сайте: www.un.by. Отмечается весомая деятельность следующих подразделений ООН в Республике Беларусь, которые представлены в Байнете:

Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) в Беларуси;

Детский фонд ООН (Юнисеф) в Беларуси;

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в Беларуси;

Департамент общественной информации в Беларуси и т.д.

Республика Беларусь последовательно выступает в ООН с различными инициативами, способствующими разрешению насущных международных проблем и реализации своих национальных интересов, в том числе принимает активное участие в работе Комитета Организации Объединенных Наций по информации, а также в обсуждении информационных вопросов, рассматриваемых в ходе сессий Генеральной Ассамблеи ООН, которые непосредственно влияют на реализацию личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина. В их числе:

укрепление информационно-коммуникационной составляющей деятельности ООН и расширение информационных потоков между Организацией и ее государствами-членами;

определение позиции Республики Беларусь по деятельности каналов ООН, по которым должна распространяться только объективная и непредвзятая информация;

утверждение об информационном сопровождении деятельности главных органов ООН и т.д. [5].

Соблюдение и регулирование личных (гражданских) прав и свобод человека - одна из основных задач органов власти и общественных организаций Республики Беларусь. Указанные структуры широко представлены в Интернете. Основными информационными порталами (сайтами), где виртуальные обращения граждан рассматриваются как реальные, являются:

официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь: #"justify">сайт Конституционного Суда Республики Беларусь: www.ncpi.gov.by/ConstSud/rus;

официальный сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь: #"justify">сайт Министерства юстиции Республики Беларусь: #"justify">сайт Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь: www.house.gov.by;

сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: #"justify">сайты других министерств и ведомств, органов власти.

В числе общественных организаций, основная задача которых - защита личных (гражданских) прав и свобод граждан, имеющих свою «официальную прописку» в Интернете, можно назвать общественное объединение «Центр по правам человека», которое оказывает безвозмездную помощь гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства в реализации прав, гарантированных Конституцией Республики Беларусь, Всеобщей декларацией прав человека и иными международными пактами, договорами и соглашениями, ратифицированными Республикой Беларусь; проводит мониторинг действующего законодательства Республики Беларусь в области прав человека; принимает активное участие в разработке предложений по совершенствованию действующего законодательства Республики Беларусь и альтернативных проектов конкретных нормативных актов, относящихся к защите гражданских прав и свобод; организует семинары, конференции, лекции, выставки, семинары, благотворительны акции и иные мероприятия (интернет-сайт: #"justify">Также среди других общественных объединений, защищающих личные (гражданские) права и свободы граждан, активно использующих информационные технологии, которые можно найти в Байнете (#"justify">Также главным структурным элементом правового регулирования защиты личных (гражданских) прав и свобод граждан в области информационных технологий может стать институт Уполномоченного по правам человека, которого в Республике Беларусь пока нет. «Работа с гражданами была бы еще эффективней, если бы в систему был включен институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмана), который бы объединял усилия еще и международных объединений и национальных неправительственных организаций в области прав человека», - заявил Ю. Кулаковский, председатель Комиссии по правам человека и национальным отношениям Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь [7].

Структуры омбудсманов существуют в более чем 120 странах мира, и во многих из них действуют как национальные, так и региональные институты, функционируют они в рамках законодательной и исполнительной ветвей власти. В связи с этим, используя информационные технологии, наверное, необходимо изучить опыт наших соседей, в частности материалы официального сайта Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (#"justify">Защитой прав и свобод человека в Республике Беларусь пытаются заниматься некоторые неправительственные и общественные организации, политические партии, физические и юридические лица, преследующие прежде всего политические цели, в их числе «Белорусский Хельсинский комитет», «Хартия97» и другие, поэтому в данной статье их деятельность в качестве структурного элемента правового регулирования защиты личных (гражданских) прав и свобод граждан в области информационных технологий не рассматривается.

В рамках Государственной программы информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь» к 2010 году будут в полном объеме выполнены приоритетные работы, которые существенно повлияют на реализацию личных (гражданских) прав и свобод граждан Республике Беларусь; в их числе:

формирование базовых информационных ресурсов: основы регистра населения Республики Беларусь, развитие регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регистра недвижимого имущества;

интеграция информационных ресурсов, имеющих государственное значение, в единую информационную систему;

обеспечение доступа к информационным ресурсам со стороны физических и юридических лиц, включая решение вопросов информационной безопасности.

Базовым общесистемным проектом программы является проект по созданию общегосударственной автоматизированной информационной системы. Основной задачей создания автоматизированной информационной системы является разработка и внедрение комплекса программно-технических средств для интеграции и взаимодействия существующих и разрабатываемых информационных систем и информационных ресурсов государственных органов, предоставление доступа к ним заинтересованных и оказание на этой основе государственных услуг гражданам и организациям [8].

В настоящее время в нашей стране появляются инициативы по преобразованию информационного пространства в правовое поле. В их числе инициатива по созданию ответственных интернет-издателей, что после принятия соответствующего нормативного правового акта будет способствовать реальной защите прав и свобод граждан [9].



Литература

1. Международная защита прав и свобод человека: сб. документов // Юридическая литература / сост. Г.М. Мелков. - Москва, 1990. - 661 с.

. Исмаилов, Б.И. Международные стандарты в области личных прав и свобод человека и национальное законодательство Республики Узбекистан: дис. д-ра юрид. наук: 12.00.10 / Б.И. Исмаилов. - Ташкент, 2007. - 344 с.

. Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 14 нояб. 2005 г., №60-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 24.11.2005. - 2/1157.

. Инициативы Беларуси в ООН // Сайт Министерства иностранных дел Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Информация // Информационный портал общественных объединений Белоруссии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Почему в Беларуси нет уполномоченного по правам человека // Аргументы и факты. - 2008. - №18. - С. 39.

. Основные направления развития информатизации в Республике Беларусь // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2005. - Режим доступа: #"justify">защита свобода государство информационный

Похожие работы на - Система защиты личных (гражданских) прав и свобод граждан в области информационных технологий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!