Система государственного пенсионного обеспечения. Пособие по временной нетрудоспособности

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,44 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система государственного пенсионного обеспечения. Пособие по временной нетрудоспособности

Оглавление

1. Система государственного пенсионного обеспечения

2. Пособие по временной нетрудоспособности

Задача № 122

Задача № 223

Список использованных источников и литературы

. Система государственного пенсионного обеспечения

Основным Законом РФ является Конституция РФ, многие положения которой лежат в основе российского пенсионного законодательства. Так, статья 7 Конституции РФ гласит: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Кроме того, в статье 39 Конституции РФ прямо указано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Положения Конституции являются основополагающими, и на их основе создаются все законодательные акты, в том числе и касающиеся пенсионного обеспечения граждан РФ.

Также имеются федеральные законы, лежащие в основе, а также дополняющие и уточняющие положения Закона о трудовых пенсиях. Это Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и некоторые другие. Также принимаются постановления Правительства РФ по данному вопросу.

Вторая часть пункта 1 статьи 1 Закона устанавливает норму о том, что изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Эта установка является общей для всех издаваемых и действующих федеральных законов в РФ и означает, что Правительством не должно создаваться нагромождение законов, регулирующих, в частности, пенсионное обеспечение, а должны вносится поправки, изменения и дополнения в один существующий Закон, что призвано упорядочить нормотворческую деятельность и упростить применение и неукоснительное исполнение Закона.

Так, Федеральными законами от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.11.2007 N 244-ФЗ, от 01.12.2007 N 312-ФЗ вносились изменения и дополнения в ст. ст. 14 - 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", касающиеся размеров пенсии по старости и инвалидности. Это связано с изменением уровня инфляции и направлено на улучшение материального положения пенсионеров.

Пункт 4 статьи 15 Конституции РФ гласит: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Эта же норма установлена п. 2 статьи 1 Закона. Она закрепляет положение о том, что в случае несоответствия норм Закона о трудовых пенсиях и действующих международных договоров РФ должны применяться нормы соответствующего международного договора РФ в области пенсионного обеспечения.

Право граждан на социальное обеспечение и достойный уровень жизни закреплено во многих международных договорах. Так, ст. 22 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г., гласит, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Статья 25 того же международного документа устанавливает право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Международные соглашения в области пенсионного обеспечения заключены между государствами - бывшими союзными республиками.

Так, 13 марта 1992 года в Москве заключено Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, которое заключено между Россией, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном и Украиной и подписано представителями правительств указанных государств. Данное Соглашение заключено "исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения", на основании того, "что каждое государство-участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, признавая, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения".

В соответствии с указанным международным документом, "пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями. Государства-участники Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, граждан государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Кроме того, в настоящее время в РФ действует ряд международных договоров, касающихся вопросов пенсионного обеспечения, заключенных как Правительством Советского Союза во время его существования, в отношении которых Россия выступает как правопреемник СССР, так и Правительством России. Это Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 2 декабря 1959 г., Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г., Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 г., Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г., Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11 апреля 1994 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. и некоторые другие аналогичные документы. Все вышеперечисленные Соглашения и Договоры ратифицированы и являются действующими. При этом Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджана о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное 5 ноября 1999 г. в г. Баку, до настоящего времени не ратифицировано Россией, соответственно, не вступило в силу и не является действующим.

Пункт 3 статьи 1 Закона является императивным, то есть прямо устанавливает, что Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. Это означает, что Правительство как орган исполнительной власти наделено полномочиями разрабатывать и устанавливать саму процедуру реализации гражданами их пенсионных прав, но не изменять установленные законом права материального характера. Правительством не может быть изменен размер и условия назначения пенсий, порядок исчисления страхового стажа, порядок назначения и выплаты пенсий, к примеру, по инвалидности или потере кормильца и т.д. При этом в Законе имеются прямые указания на то, какие вопросы пенсионного обеспечения устанавливаются Правительством РФ. Так, п. 6 ст. 17 Закона гласит, что коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством РФ. В соответствии с п. 3 ст. 24 Закона установлено, что порядок выплаты трудовых пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории РФ, устанавливается Правительством РФ, а нормами п. 2 ст. 27 и п. 3 ст. 28 Закона предусмотрено, что Правительство РФ разрабатывает и утверждает списки работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых устанавливается досрочно назначаемая трудовая пенсия по старости и правила исчисления периодов работы и назначения названных пенсий. К компетенции Правительства РФ Законом отнесено и решение некоторых других вопросов.

Правительство РФ является органом исполнительной власти и имеет право вносить на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ проекты законов, в частности Закона о Трудовых пенсиях с соответствующими изменениями и дополнениями.

Также к компетенции Правительства РФ Закон отнес право определять порядок издания соответствующих разъяснений, направленных на единообразное применение комментируемого Закона. Это положение является новеллой как пенсионного законодательства, так и законодательства в других сферах. Ранее издание разъяснений к законам не практиковалось, и введение новой нормы связано с тем, что реформа пенсионного законодательства готовилась в рекордно короткие сроки и многие ее положения, естественно, требовали более подробных разъяснений. Такой актуальный вопрос, как пенсионное обеспечение, должен быть ясен и понятен не только юристам, работникам пенсионной сферы, но и всем без исключения гражданам России.

В соответствии с п. 4 статьи 1 Закона порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

На основании данного пункта можно сделать соответственный вывод о существовании двух видов пенсий - трудовых и пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Финансирование трудовых пенсий происходит за счет страхователей, то есть работодателей в результате отчисления ими единого социального налога и взносов обязательного пенсионного страхования. Финансирование же государственного пенсионного обеспечения производится из средств федерального бюджета государственным служащим различных категорий, военнослужащим, работникам органов внутренних дел, прокуратуры, налоговой полиции, таможни и т.д.

По мнению некоторых ученых, юристов, классификация пенсий на трудовые и по государственному пенсионному обеспечению является неверной. Однако, различие, как уже было сказано выше, только в источнике финансирования. Гражданин, прослуживший 20 и более лет в Советской, а затем в Российской Армии, в органах внутренних дел, в учреждениях исправительной системы и т.д., честно выполнял свой долг перед Родиной и при достижении пенсионного возраста получил право на пенсионное обеспечение. И не важно, что на него не отчислялись пенсионные страховые взносы в Пенсионный фонд. Он будет получать положенную ему пенсию из государственного бюджета, хотя его пенсия и не будет называться трудовой. Это никак не умаляет его заслуг, и уважение к нему в обществе от этого меньше не станет.

В соответствии с п. 5 статьи 1 Закона, отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и актами организаций. Это означает, что субъекты РФ, местные органы самоуправления, а также предприятия и организации имеют возможность при наличии в их бюджетах достаточного количества средств устанавливать дополнительное пенсионное обеспечение гражданам за особые заслуги, работникам предприятия, и т.д. Основанием для отражения в Законе настоящего положения является норма, предусмотренная п. 3 ст. 39 Конституции РФ, в соответствии с которой поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. По своей сути данная норма подтверждает наличие и работу иных негосударственных форм социального обеспечения граждан. Негосударственные пенсионные фонды функционируют наряду с системой государственного пенсионного обеспечения. Кроме того, существует система производственного обеспечения, в рамках которой дополнительное пенсионное обеспечение предоставляется предприятиями, организациями. Коллективными договорами, соглашениями могут быть предусмотрены дополнительные выплаты работникам предприятия единовременных пособий при увольнении в связи с уходом на пенсию, ежемесячные доплаты к государственным пенсиям по возрасту и инвалидности, пособиям по безработице, по уходу за ребенком. Эти выплаты осуществляются за счет бюджета самого предприятия. В настоящее время дополнительные пенсионные выплаты получили широкое распространение в субъектах Федерации и на крупных производствах и предприятиях.

. Пособие по временной нетрудоспособности

Первым основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является утрата трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения.

Следует отметить, что временная нетрудоспособность вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не относится к страховым случаям по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а является страховым случаем по другому виду социального страхования, а именно по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которое регламентировано ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Под заболеванием понимается нарушение физиологической работы организма человека в результате вредного воздействия на него вирусов, микробов, аллергенов, влияния на организм вредных веществ либо изменения строения клеток организма на генном уровне (наследственные заболевания). Вид заболевания и его природа (кроме заболеваний, которые являются профессиональными) не оказывает влияния на тот факт, что временная нетрудоспособность лица вследствие заболевания является страховым случаем в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Под травмой понимается нарушение анатомической целостности органов и тканей человеческого организма в результате внешнего воздействия. При любых травмах (кроме производственных, то есть полученных в результате исполнения трудовой функции) они будут являться страховыми случаями и основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с нормами Закона.

Операция по искусственному прерыванию беременности в России разрешена законодательно и проводится в соответствии со ст. 36 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. В нашей стране каждой женщине предоставлено право самостоятельно решать вопрос о материнстве, то есть она по своему желанию на сроке до 12 недель может обратиться в медицинское учреждение и прервать нежелательную беременность. При наличии социальных показаний и желании женщины операция по искусственному прерыванию беременности может быть произведена на сроке беременности до 22 недель. При наличии медицинских показаний и согласии женщины искусственное прерывание беременности проводится независимо от срока беременности.

Перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности установлен Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2003 г. N 485 "О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности". В него включены такие показания, как наличие решения суда о лишении или об ограничении родительских прав; беременность в результате изнасилования; пребывание женщины в местах лишения свободы; наличие инвалидности I - II группы у мужа или смерть мужа во время беременности.

Вопрос об искусственном прерывании беременности в срок до 22 недель по социальным показаниям должен быть решен комиссионно, в учреждении, имеющем лицензию на медицинскую деятельность. В состав комиссии в обязательном порядке должны быть включены руководитель (главный врач) медицинского учреждения, врач-специалист (акушер-гинеколог), юрист. При наличии в медицинском учреждении специалиста по социальной работе он также должен быть включен в состав комиссии. На заседании комиссии рассматривается письменное заявление женщины, заключение врача акушера-гинеколога о сроке беременности, документы, подтверждающие наличие социальных показаний, после чего принимается решение о возможности искусственного прерывания беременности на сроке до 22 недель.

Инструкция о порядке разрешения искусственного прерывания беременности в поздние сроки по социальным показаниям утверждена Приказом Минздрава РФ от 14 октября 2003 г. N 484 "Об утверждении инструкции о порядке разрешения искусственного прерывания беременности в поздние сроки по социальным показаниям и проведения операции искусственного прерывания беременности".

Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 декабря 2007 г. N 736 "Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности".

Еще одним основанием утраты трудоспособности для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности признается временная нетрудоспособность, связанная с осуществлением экстракорпорального оплодотворения, которое законодательно закреплено в ст. 35 Основ законодательства об охране здоровья граждан, в соответствии с которой каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона. Искусственное оплодотворение женщины и имплантация эмбриона осуществляются в учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, при наличии письменного согласия супругов (одинокой женщины).

Далее, основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является необходимость осуществления ухода за больным членом семьи. Пособие в данном случае выплачивается только в том случае, если необходимость ухода подтверждена справкой из лечебно-профилактического учреждения о нуждаемости в уходе на дому и отсутствие должного бытового ухода (речь в данном случае идет именно о бытовом, а не о медицинском уходе) грозит опасностью для жизни и здоровья больного. При рассмотрении данной нормы возникает закономерный вопрос - кого в данном случае можно считать членами семьи. Ни в одном российском законодательном акте не дается четкого общего определения членов семьи. Так, в ст. 31 Жилищного кодекса РФ определены члены семьи собственника жилого помещения, к которым относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В Федеральном законе от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" семья определена как лица, связанные родством или свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.

Поскольку в комментируемом нами Законе определение членов семьи, необходимость ухода за которыми является основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, отсутствует, представляется, что вопрос решается конкретно в каждом отдельном случае и пособие может быть назначено и родственнику, не проживающему совместно с больным, нуждающимся в уходе.

Говоря о назначении пособия по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным членом семьи необходимо обратить внимание на такой документ, как письмо Фонда социального страхования РФ от 9 августа 2007 г. N 02-13/07-7422, в котором дается разъяснение по поводу назначения пособия по временной нетрудоспособности в связи с необходимостью ухода за больным ребенком во время очередного отпуска. В указанном письме Фонд социального страхования РФ разъясняет, что листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи (в т.ч. и за больным ребенком) не выдается в период очередного отпуска и отпуска без сохранения содержания; в период отпуска по беременности и родам; в период частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком. Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности в период ежегодного отпуска матери, осуществляющей уход за больным ребенком, не назначается. При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 124 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск продляется или переносится только в случае временной нетрудоспособности самого работника.

Вопрос об условиях и продолжительности выплаты пособия по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным членом семьи мы будем рассматривать в комментарии к ст. 6 Закона.

Третьим установленным в комментируемой статье основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является карантин застрахованного лица, а также карантин ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным. Указанная норма, по сути, содержит три основания назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности. Первым основанием является карантин самого застрахованного лица, вторым - карантин ребенка, посещающего детские дошкольные учреждения - ясли, детский сад, третьим - карантин члена семьи, признанного недееспособным.

Под карантином в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" понимаются административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Инфекционные заболевания - это заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку.

Карантин самого застрахованного лица связан с его вступлением в контакт с инфекционным больным и опасностью заболеваний и распространения инфекции, либо выявлением у него бактерионосительства возбудителей инфекционных заболеваний.

Ст. 33 Федерального закона N 52-ФЗ конкретизирует комментируемую нами норму и устанавливает, что лица, контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции. Лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут явиться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работой, при их согласии временно переводятся на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний. При невозможности перевода на основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей они временно отстраняются от работы с выплатой пособий по социальному страхованию.

Если случаи инфекционного заболевания выявлены в детском дошкольном учреждении - яслях, детском саду, то в группе, в которой выявлено данное заболевание, устанавливается карантин. Сроки карантина зависят от инкубационного периода выявленного инфекционного заболевания. Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности матери или отцу ребенка является справка, выданная врачом-эпидемиологом, об установлении режима карантина. Об условиях и продолжительности оплаты пособия по временной нетрудоспособности при карантине более подробно мы будем говорить в комментарии к ст. 6 Закона. Необходимо отметить, что оплата пособия по нетрудоспособности в связи с карантином в детском дошкольном учреждении законодательно закреплена относительно недавно - с 2007 года в связи с вступлением в силу комментируемого нами Закона, а до этого времени на время карантина выдавалась неоплачиваемая справка, дающая право на освобождение от работы, но не на получение пособия по временной нетрудоспособности.

Карантин члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным - еще одно основание назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности. В данном случае можно отметить два основных момента - признание члена семьи недееспособным и его контакт с инфекционными больными или выявленное бактерионосительство.

Недееспособность лица устанавливается судом на основании заявления его родственников, органов опеки и попечительства, психоневрологического и психиатрического лечебного учреждения. Поводом для признания лица недееспособным является его психическое расстройство, то есть невозможность понимать значение своих действий и руководить ими. Необходимо обратить внимание, что вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами лицо может быть признано судом ограничено дееспособным, однако основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является карантин только полностью недееспособного лица. В процессе подготовки материалов дела в суде для определения психического состояния лица в обязательном порядке проводится судебно-психиатрическая экспертиза. По результатам рассмотрения всех материалов суд выносит решение о недееспособности лица и установления над ним опеки.

Следующим из предусмотренных законом оснований назначения пособия по временной нетрудоспособности является осуществление протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении. Необходимо обратить внимание, что обязательным условием в данном случае является наличие медицинских показаний и осуществление протезирования в специализированном медицинском учреждении. Протезирование в амбулаторных условиях не является основанием для получения пособия по временной нетрудоспособности.

Под протезированием понимается комплекс медицинских и технических мер, направленных на восстановление функции опорно-двигательного аппарата и трудоспособности. Протезирование подразделяют на анатомическое и лечебное. Анатомическое протезирование имеет целью возместить отсутствующий или недействующий орган или сегмент конечности. Под лечебным протезированием понимают изготовление и применение приспособлений, аппаратов, корсетов, туторов и других изделий, оказывающих лечебное воздействие на органы опоры и движения.

В нашей стране протезно-ортопедическую помощь осуществляют протезно-ортопедические предприятия, имеющие специализированные стационары для сложного протезирования.

Пятым установленным в настоящей статье основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является долечивание в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории РФ, непосредственно после стационарного лечения. В данном случае необходимо обратить внимание на два важных момента. Первый - основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является долечивание только в санаторно-курортных учреждениях, находящихся на территории РФ. Второй - долечивание должно проводиться непосредственно сразу после лечения в условиях стационара.

Порядок организации работы по направлению больных из учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Российской академии медицинских наук, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, на лечение в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27 марта 2009 г. N 138н. Также данный вопрос регламентируется Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 г. N 256 "О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение".

Ранее вопрос долечивания больных в санаторно-курортных условиях решался в соответствии с Положением о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2001 г. N 309, которое в настоящее время утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2010 г. N 150 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Обеспечение санаторно-курортным лечением в санаторно-курортных учреждениях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, осуществляется путем предоставления санаторно-курортных путевок больным при наличии медицинских показаний в соответствии со стандартами санаторно-курортной помощи и отсутствии противопоказаний.

Решение о направлении больного на санаторно-курортное лечение непосредственно после стационарного лечения принимается врачебной комиссией стационарного лечебного учреждения. При этом медицинские показания и отсутствие противопоказаний определяются лечащим врачом и заведующим отделением. На основании объективной картины состояния здоровья лица и данных лабораторных, функциональных, рентгенологических и других исследований определяются необходимые больному природно-климатические факторы. Более подробно об условиях и продолжительности выплаты пособия по временной нетрудоспособности при направлении на санаторно-курортное лечение после стационара мы будем говорить в комментарии к ст. 6 Закона.

. Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам, во-первых, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; во-вторых, в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней с момента увольнения, то есть расторжения трудового договора; и, в-третьих, в случаях, когда нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы наступила в период с момента заключения трудового договора до дня, когда данный трудовой договор был аннулирован.

Сразу следует отметить, что до вступления в силу комментируемого нами Закона вопрос с оплатой пособия по временной нетрудоспособности для уволенных работников решался несколько иначе, поскольку было установлено два обязательных условия возникновения права на получение пособия по временной нетрудоспособности. Первое из указанных условий - это увольнение по уважительным причинам, второе - продолжительность временной нетрудоспособности более одного календарного месяца. Теперь же, как мы видим из комментируемой нормы, причины увольнения и продолжительность нетрудоспособность на возникновение права на получение пособия никакого влияния не оказывают.

К примеру, сотрудник был уволен с 1 июня по собственному желанию. С 5 по 15 июня и с 20 по 30 июня он болел, что подтверждается двумя листками нетрудоспособности. Данный сотрудник имеет право на получение пособия по нетрудоспособности и по первому и по второму листку нетрудоспособности, поскольку оба раза нетрудоспособность у уволенного сотрудника наступила в течение 30 календарных дней после расторжения трудового договора.

На вопросе, касающемся аннулирования трудового договора, необходимо остановиться более подробно, так как именно при аннулировании трудового договора право застрахованного лица на выплату пособия по временной нетрудоспособности наиболее часто ставит в тупик работодателя.

Для разъяснения данной проблемы обратимся к ст. 61 ТК РФ, которая устанавливает, что если работник не приступил к работе со дня, указанного в трудовом договоре, или, если день начала работы в трудовом договоре не определен, со следующего дня после заключения договора работодатель имеет право аннулировать трудовой договор. Аннулированный трудовой договор считается незаключенным. Аннулирование трудового договора не лишает работника права на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию при наступлении страхового случая в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования. При этом следует знать, что понятия "расторжение трудового договора" и "прекращение трудового договора" не идентичны с понятием "аннулирование трудового договора". В первых двух понятиях имеется в виду прекращение трудовых правоотношений между работником и работодателем. Последнее же понятие не может означать прекращения трудовых правоотношений, так как данные правоотношения, по сути, и не возникли. Поэтому в случае аннулировании трудового договора в связи с тем, что работник в определенный трудовым договором день не приступил к исполнению своих служебных обязанностей, должен быть издан приказ не о прекращении трудового договора, а об отмене приказа о заключении трудового договора с данным работником и о признании его аннулированным. О продолжительности выплаты пособия по временной нетрудоспособности, если нетрудоспособность наступила в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования, мы будем говорить в комментарии к ст. 6 Закона.

Задача № 1

Семенова А.Л. обратилась за предоставлением пособия по беременности и родам. Работодатель отказался предоставить заявительнице пособие по беременности и родам, так как Семенова А.Л. проработала в этой организации один месяц, в течение которого получала пособие по временной нетрудоспособности. Отсутствие заработка, по мнению работодателя, не позволяет предоставить пособие по временной нетрудоспособности. Имеет ли Семенова А.Л. право на пособие по беременности и родам? Подготовьте правовое заключение.

Решение

Если работник в течение расчётного периода (12 календарных месяцев) фактически проработал менее 3 месяцев пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности родам выплачивается в размере не превышающем за полный календарный месяц установленного ФЗ минимального размера оплаты труда.

При этом трёх месячный период фактической работы определяется в календарных днях.

В соответствии с ФЗ №106 с 01 июня 2011 года минимальный размер оплаты труда равен 4611 рублей в месяц.4

Если между работником и работодателем заключен трудовой договор, и работодатель уплачивает страховые взносы на обязательное социальное страхование в отношении данного лица то работодатель на законных основаниях может выплачивать работнику пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам за счёт средств ФСС России.

Со своей стороны Семёнова А.Л. должна предоставить работодателю листок нетрудоспособности.


За назначением трудовой пенсии 17 февраля 2008 г. обратился гр. Переделкин. Его стаж составил:

.09.1967 - 01.12.1970 - работал экономистом на автоматно-механическом заводе;

.12.1970 - 01.12.1980 - инвалид 2 группы от трудового увечья, связанного с производством;

.01.1981 - 01.10.1993 - сторож на автоматно-механическом заводе;

.10.1993 - 13.05 2003 - находился в местах лишения свободы (при пересмотре дела определен срок 6 лет);

.05.2003 - 17.02.2008 - уборщик транспортного цеха на автоматно-механическом заводе.

Определите продолжительность общего и страхового стажа.

Решение

право обеспечение нетрудоспособность пособие стаж

Страховой стаж определяется как суммарная продолжительность работы по трудовому договору, иной общественно-полезной деятельности и других периодов, указанных в законе, независимо от перерывов. При этом общий трудовой стаж является юридически значимым обстоятельством в сложном составе, порождающем возникновение или изменение правоотношений в связи с назначением трудовых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также некоторых других правоотношений в социальном обеспечении. С 1 января 2002 года действует Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в РФ», установивший новый порядок пенсионного обеспечения. В данном акте не фигурирует понятие общего трудового стажа, но вводится новое понятие - «страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж» (ст.2 Закона «О трудовых пенсиях»).

В соответствии со ст. 2 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В соответствии со ст. 11 этого же закона, к иным периодам страховой засчитываются:

В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются:

) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.

Данные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 настоящего Федерального закона.

Общий трудовой стаж является юридически значимым обстоятельством в сложном составе, порождающем возникновение или изменение правоотношений в связи с назначением трудовых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также некоторых других правоотношений в социальном обеспечении. С 1 января 2002 года действует Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в РФ», установивший новый порядок пенсионного обеспечения. В данном акте не фигурирует понятие общего трудового стажа, но вводится новое понятие - «страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж» (ст.2 Закона «О трудовых пенсиях»).

Таким образом:

Общий трудовой стаж = 08.09.1967 - 01.12.1970 + 10.01.1981 - 01.10.1993 + 4.05.2003 - 17.02.2008 = 23 года.

Страховой страж = 08.09.1967 - 01.12.1970 + 1.12.1970 - 01.12.1980 +1.1981 - 01.10.1993 +4.05.2003 - 17.02.2008 =33 года.

Список использованных источников и литературы

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 52 (1 ч.). Ст. 4920.

Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 51. Ст. 4831.

Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 51. Ст. 4832.

Гусов К.Н. Право социального обеспечения. М., 2012. 465с.

Комментарий к Федеральному закону от 17 декабря 2011 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» / Под ред. И.Л. Подкорытовой. М., 2010. 215с.

1.

Похожие работы на - Система государственного пенсионного обеспечения. Пособие по временной нетрудоспособности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!