Финансово-экономическая основа местного самоуправления

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,7 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансово-экономическая основа местного самоуправления

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОУВПО «Уральский финансово-юридический институт»










Курсовая работа

по дисциплине: «Муниципальное право»

Тема 8: «Финансово-экономическая основа местного самоуправления»









Екатеринбург

План:

Введение

. Финансовые ресурсы местного самоуправления. Местный бюджет

. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления

. На основании действующих нормативных актов раскройте порядок составления бюджета Вашего муниципального образования, выделите его составные части. Как он соотносится с бюджетом субъекта? За счет средств какого бюджета финансируются органы внутренних дел?

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность темы исследования определяется тем, что эффективное решение вопросов местного значения напрямую зависит от финансово-экономических возможностей муниципального образования. Поэтому правовое регулирование экономических основ местного самоуправления приобретает особую важность. Вместе с тем следует отметить, что Закон о местном самоуправлении 1995 года финансово-экономические основы определял в общем виде, предполагая, что они будут урегулированы другими федеральными законами. Однако в развитие данной части базового закона был принят только Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления" 1997 года, который носил большей частью декларативный характер, не устанавливая, например, виды ответственности органов государственной власти за отсутствие финансирования (или отсрочку по времени) отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Кроме того, не были приняты федеральные законы, регулирующие механизмы формирования и управления муниципальной собственности, основы муниципального заказа, вопросы, связанные со средствами самообложения граждан и т.п. Следствием подобных правовых пробелов и недоработок стало недостаточное финансово-экономическое обеспечение муниципальных образований. На решение данных проблем и были направлены изменения, внесенные Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в экономические основы местного самоуправления.

Целью настоящей работы является исследование финансово-экономической основы местного самоуправления.

1. Финансовые ресурсы местного самоуправления. Местный бюджет

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований (п. 1 ст. 49 Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Европейская хартия местного самоуправления (ст. 9) приводит следующие принципы финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления:

) органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, получать достаточные собственные финансовые средства, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;

) по меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом;

) финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это реально возможно, за изменением расходов, связанных с осуществлением местными органами своих полномочий;

) защита более слабых в финансовом плате органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов, и лежащего на них бремени расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции;

) порядок предоставления перераспределяемых средств необходимо должным образом согласовывать с органами местного самоуправления;

) предоставляемые местным органам самоуправления субсидии по возможности не должны предназначаться на финансирование конкретных проектов. Предоставление субсидий не должно идти в ущерб основной свободе выбора политики органов местного самоуправления в области их собственной компетенции;

) для займа средств на капиталовложения местные органы самоуправления должны с учетом законодательства иметь доступ к национальному рынку ссудного капитала.

В целях реализации данных принципов финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять следующие мероприятия:

регулировать законами порядок передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность и наоборот;

передавать органам местного самоуправления материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных переданных им государственных полномочий;

регулировать отношения между федеральным бюджетом и местными бюджетами, между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами;

разрабатывать, принимать и реализовывать федеральные и региональные программы поддержки и развития местного самоуправления;

компенсировать органам местного самоуправления дополнительные расходы, возникающие в результате решений, принятых органами государственной власти.

Местный бюджет - необходимый атрибут муниципальных образований и материальная основа местного самоуправления. В научной литературе местный бюджет рассматривают в материальном (экономическом) и юридическом аспектах. В экономическом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления задач местного самоуправления. Следует отметить, что согласно ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» средства местного бюджета не входят в состав муниципальной собственности. Средства местных бюджетов отнесены к элементу экономической основы местного самоуправления, но не к собственности муниципальных образований. Но экономической основой местного самоуправления могут выступать, а некоторыми авторами рассматриваются в качестве таковой, бюджеты юридических и физических лиц, действующих на территории муниципального образования. Однако муниципальные образования не могут реализовать права собственника по отношению к финансовым средствам указанных лиц.

Закрепленная в ч. 3 ст. 52 указанного Федерального закона норма о том, что формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления, не говорит о том, что средства местного бюджета относятся к муниципальной собственности.

Тем не менее, даже если в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ средства местного бюджета не отнесены к муниципальной собственности, они таковыми являются в силу Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно ст. 215 ГК РФ «средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну».

Следует согласиться с тем, что, учитывая комплексный характер отрасли муниципального права, и в частности института права муниципальной собственности, указанная выше норма ГК РФ применяется к отношениям муниципальной собственности по поводу средств местного бюджета.

Однако определение того, что подразумевается под средствами местного бюджета, в действующем законодательстве отсутствует. В научной литературе средства бюджета рассматривают как денежные средства, размещенные на счетах соответствующего бюджета, как безналичные денежные средства. Таким образом, понятие «средства местного бюджета» можно определить как денежные средства, размещенные на счетах муниципального казначейства, а в случае, если между муниципальным образованием и соответствующим территориальным органом федерального казначейства заключено соглашение о кассовом исполнении местного бюджета, - на счетах федерального казначейства.

местный самоуправление муниципальный бюджет

2. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления

Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (ст. 294, 296 ГК РФ). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

для решения установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения;

осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В Законе проводится разграничение имущества, которое может находиться в собственности разных муниципальных образований. Причем обозначены виды имущества, которые могут находиться в собственности муниципальных районов и поселений; в собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленного ниже.

В Определении Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2006 г. N 540-О подчеркивается, что ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ в части, устанавливающей перечень видов муниципального имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, не может рассматриваться как формирующая закрытый перечень видов имущества, могущего находиться в собственности муниципальных образований, не допускающая наличия иного имущества, необходимого для осуществления полномочий муниципальных образований, и препятствующая использованию установленных законом способов привлечения денежных средств и иного имущества для формирования собственных доходов бюджетов муниципальных образований.

Вместе с тем согласно ч. 5 ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным в ч. 2 и 3 ст. 50, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению.

Например, между администрацией Тавдинского городского округа и Акционерным коммерческим Сберегательным банком РФ был подписан договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом в виде нежилых помещений для организации банковской деятельности. Договор был заключен с учетом требований и предмета ведения местного самоуправления, предусмотренных действовавшим на тот момент Федеральным законом N 154-ФЗ, и на основании решения Думы муниципального образования "Тавдинский район" от 27 декабря 2000 г. N 120. Впоследствии был принят Федеральный закон N 131-ФЗ, который существенно изменил обстоятельства, из которых стороны исходили при заключении договора. В связи с планируемой приватизацией решением Думы муниципального образования "Тавдинский район" от 28 декабря 2005 г. N 27/9 отменено решение Думы от 27 декабря 2000 г. N 120, на основании которого был заключен договор безвозмездного пользования. В связи с этим администрация муниципального образования "Тавдинский городской округ" 14 февраля 2006 г. предложила банку расторгнуть договор безвозмездного пользования. В Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2007 г. N 9603/07 по делу N А60-18018/06-С7 (Свердловская область) отмечается, что изменение законодательства, ограничивающее возможность нахождения имущества в муниципальной собственности, и отмена решения Думы о предоставлении банку помещения в безвозмездное пользование не могли предвидеть стороны при заключении договора пользования спорным помещением. Указанные изменения признаны судом существенными, и поэтому суд пришел к выводу о наличии оснований для расторжения договора и удовлетворения исковых требований.

Формирование муниципальной собственности зачастую происходит с участием судов. В частности, Комитет по управлению имуществом и землепользованию муниципального образования "Городской округ "Город Улан-Удэ" неоднократно обращался к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия с предложением о передаче спорного здания в собственность муниципального образования в целях сохранения профиля осуществляемой муниципальным учреждением здравоохранения деятельности, обосновав обращения положениями ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ. Однако в осуществлении таких действий было отказано в связи с имеющимся дефицитом административных зданий в г. Улан-Удэ, находящихся в федеральной собственности. Как установлено судебными инстанциями, спорное здание Постановлением Совета министров Бурятской АССР от 29 сентября 1971 г. № 379 признано подлежащим государственной охране как объект культурного наследия регионального значения. Указанное здание в 1993 г. было включено в состав собственности Российской Федерации, и 21 января 2003 г. зарегистрировано право федеральной собственности на этот объект. Вместе с тем с 1961 г. помещения в упомянутом здании используются муниципальным учреждением здравоохранения «Стоматологическая поликлиника № 1» для оказания специализированной медицинской помощи населению.

В Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 января 2009 г. № ВАС-17044/08 по делу № А10-992/08 (Республика Бурятия) указывалось, что, поскольку с 1961 г. спорные нежилые помещения, находящиеся в здании, являющемся памятником истории и культуры регионального значения, используются муниципальным учреждением здравоохранения «Стоматологическая поликлиника № 1» в его деятельности в связи со специальной правоспособностью, такие помещения как имущество медико-санитарной помощи поликлинического учреждения могут находиться в муниципальной собственности.

Если спорное помещение используется не только органами местного самоуправления (муниципальными организациями), но и государственными, суды исследуют вопрос о его фактическом использовании. Например, Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 января 2009 г. по делу № А43-6537/2008-17-256 (Нижегородская область) исковое требование о передаче здания в муниципальную собственность удовлетворено частично, так как некоторые помещения в данном здании не использовались муниципальным учреждением для своих уставных целей - эти помещения больницы были предоставлены федеральному учреждению «Бюро экспертизы».

Формирование муниципальной собственности осуществляется в порядке разграничения государственной собственности на федеральную государственную собственность, государственную собственность субъектов РФ, муниципальную собственность. Данный порядок приобретения муниципальной собственности регулируется Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Согласно данному Постановлению объекты государственной собственности, указанные в приложении 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность. Оформление передачи данных объектов в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

3. На основании действующих нормативных актов раскройте порядок составления бюджета Вашего муниципального образования, выделите его составные части. Как он соотносится с бюджетом субъекта? За счет средств какого бюджета финансируются органы внутренних дел?

Бюджетное устройство и бюджетный процесс в муниципальном образовании «город Екатеринбург» регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, законами Свердловской области, Уставом муниципального образования «город Екатеринбург», Положением «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании «город Екатеринбург», утв. Решением Екатеринбургской городской Думы от 22.04.2003г. № 38/2, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Свердловской области, муниципальными правовыми актами.

В соответствии со ст. 28 Положения «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании «город Екатеринбург» составление проекта бюджета города находится в компетенции Администрации города Екатеринбурга. Непосредственное составление проекта бюджета города осуществляет финансовый орган.

Проект бюджета города может быть составлен и утвержден: 1) сроком на один год (на очередной финансовый год); 2) сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период). Срок, на который составляется и утверждается проект бюджета города, устанавливается решением Думы, за исключением решения о бюджете города.

Так, Решением Екатеринбургской городской Думы от 12.10.2010г. № 63/29 утвержден проект бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» на 2011 год» установлено, что проект бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» на 2011 год подлежит составлению и утверждению сроком на один год (очередной финансовый год) в порядке, установленном законодательством.

Статьей 33 Положения «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании «город Екатеринбург» определен порядок составления проекта бюджета города. В соответствии с положениями указанной статьи глава Екатеринбурга принимает решение о начале работы по составлению проекта бюджета города не позднее чем за 6 месяцев до начала очередного финансового года. Порядок и сроки составления проекта бюджета города Администрацией города Екатеринбурга, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом бюджета города, определяются Главой Екатеринбурга.

Финансовый орган в соответствии с законодательством на основании прогноза социально-экономического развития территории, основных направлений бюджетной и налоговой политики и иных документов и сведений, предусмотренных законодательством, формирует расчетные объемы доходной и расходной частей бюджета города, направляет их Главе Екатеринбурга, который в порядке, установленном областным законодательством, представляет указанные документы в уполномоченный орган по управлению средствами областного бюджета.

После получения от уполномоченного органа по управлению средствами областного бюджета контрольных цифр расчетного проекта бюджета города на очередной финансовый год, финансовый орган в случае необходимости готовит обоснованные разногласия с расчетами.

Указанные разногласия рассматриваются Администрацией города Екатеринбурга с участием депутатов Думы и направляются Главой Екатеринбурга в уполномоченный орган по управлению средствами областного бюджета.

Глава Екатеринбурга в течение 30 дней со дня вступления в силу областного закона об областном бюджете, но не позднее 15 ноября текущего года, вносит на рассмотрение Думы проект решения о бюджете города на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

Проект решения о бюджете города на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), внесенный Главой Екатеринбурга в Думу, подлежит официальному опубликованию и вынесению на публичные слушания в порядке, определенном Думой.

Решением Екатеринбургской городской Думы от 21.12.2010г. № 81/34 «О бюджете муниципального образования «город Екатеринбург» на 2011 год» установлено, что из местного бюджета на финансирование деятельности органов внутренних дел выделяется 32 660 тыс. руб.

Заключение

Подводя итоги необходимо отметить следующее.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Местный бюджет - необходимый атрибут муниципальных образований и материальная основа местного самоуправления. В научной литературе местный бюджет рассматривают в материальном (экономическом) и юридическом аспектах. В экономическом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления задач местного самоуправления.

Формирование муниципальной собственности осуществляется в порядке разграничения государственной собственности на федеральную государственную собственность, государственную собственность субъектов РФ, муниципальную собственность.

Решением Екатеринбургской городской Думы от 21.12.2010г. № 81/34 «О бюджете муниципального образования «город Екатеринбург» на 2011 год» установлено, что из местного бюджета на финансирование деятельности органов внутренних дел выделяется 32 660 тыс. руб.

Список использованных источников и литературы

1.Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 07.12.2011г.) // Российская газета. 2003. 08 октября.

2.Федеральный закон от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета. 2002. 15 июня.

.Приказ Казначейства РФ от 10.10.2008г. № 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов» (ред. от 29.10.2010г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 51.

.Решение Екатеринбургской городской Думы от 22.04.2003 N 38/2 «Об утверждении Положения «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании «город Екатеринбург» (ред. от 24.06.2008г.) // Вестник Екатеринбургской городской Думы. 2003. № 63.

.Решение Екатеринбургской городской Думы от 12.10.2010г. № 63/29 «О составлении и утверждении проекта бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» на 2011 год» // Вестник Екатеринбургской городской Думы. 2010. № 191.

.Решение Екатеринбургской городской Думы от 21.12.2010г. № 81/34 «О бюджете муниципального образования «город Екатеринбург» на 2011 год» // Вечерний Екатеринбург. 2010. 28 декабря.

.Комягин Д.Л. О понятии бюджетных средств // Финансы. 2000. № 10.

.Ларионов А.В. Право собственности на средства местного бюджета // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 7.

.Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / отв. ред. С.Е. Чаннов. 4-е изд., перераб. М.: Ось-89, 2008.

.Хохлов В. Финансы муниципального образования: особенности и структура // Муниципальная власть. 2004. № 4.

Похожие работы на - Финансово-экономическая основа местного самоуправления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!