Региональная инновационная политика в системе антикризисного регулирования (на примере Забайкалья)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    234,7 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Региональная инновационная политика в системе антикризисного регулирования (на примере Забайкалья)

ВВЕДЕНИЕ

Инновационная деятельность является одним из мероприятий по выведению предприятия из кризиса и в большей степени, чем другие направления предпринимательской деятельности, сопряжена с риском, так как полная гарантия благополучного результата в инновационном предпринимательстве практически отсутствует.

Для выбора той или иной стратегии инновационного развития необходимо определить как текущую меру готовности, так и будущую степень эффективности освоения предприятием новых технологий, то есть величину инновационного потенциала.

Для адаптации к изменениям рыночной конъюнктуры необходима непрерывная реализация продуктовых и технологических инноваций. Эта задача реализуется путем изменения активов организации и принципов управления. Активы объединяют в технологические системы, что позволяет осуществить дискретное измерение и контроль расхода сырьевых и энергетических ресурсов на каждом производственном переделе, имеющем рыночную стоимость. В результате создаются условия для проектирования и контроля дохода организации, формирующегося в каждом переделе. Все эти преобразования являются необходимым условием непрерывного инновационного развития предприятия.

Малый бизнес по своей природе является более инновационным, так как в его распоряжении меньше ресурсов и меньше уровней управления. Однако небольшие компании не могут себе позволить инвестировать в инновации миллионы долларов, как это делает, например, Google.

Формирование и развитие свободного малого бизнеса является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований в России, при этом особенности государственной политики в области малого предпринимательства в регионах, в частности в Восточной Сибири, недостаточно изучены в научных кругах, не имеют всестороннего историко-экономического и политического обоснования, что негативно влияет на процесс современного развития малого предпринимательства. Не учитывая ошибок прошлого, не исследуя и не анализируя их, невозможно достигнуть эффективных результатов в процессе обеспечения устойчивого роста российской экономики.

Усиливающаяся экономическая и социальная значимость малого предпринимательства должна подкрепляться мерами государственной поддержки, прежде всего на региональном и муниципальном уровнях. По мере реализации политики содействия развитию предпринимательства создаются предпосылки к росту производственно-инвестиционной и инновационной активности малых предприятий, повышению заинтересованности средних и крупных предприятий в производственном и непроизводственном кооперировании с ними.

Инновационная деятельность, будучи по своей сути предпринимательской, нуждается в особом административно-правовом режиме регулирования и поддержки, т. к. имеет специфические черты.

В этой связи тема курсовой работы, отражающая вопросы региональной инновационной политики в системе антикризисного регулирования, является весьма актуальной.

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении научно-обоснованной инновационной политики в области малого предпринимательства.

Достижение поставленной цели работы включает решение следующих задач:

изучить сущность инноваций в предпринимательской деятельности;

рассмотреть принципы, цели и инструменты регулирования государственных программ в области предпринимательства;

проанализировать нормативно-правовое регулирование в области инновационного предпринимательства;

рассмотреть особенности организации инновационного предпринимательства в России;

проанализировать процесс инновационного предпринимательства в условиях кризиса в Забайкальском крае;

рассмотреть основные проблемы инновационного бизнеса и наметить пути их решения;

Объектом исследования являются малое и среднее предпринимательство в России(на примере Забайкальского края), находящиеся в процессе антикризисного управления.

Предметом исследования являются методы антикризисного управления организацией путём освоения инноваций.

Теоретической основой при написании курсовой работы являются современная экономическая теория, концепция экономического роста, работы российских и зарубежных учёных в исследуемой области, а также теория и практика производственного менеджмента, использование экономико-математических методов и т. д.

1. Инновационная программа поддержки предпринимательства в условиях кризиса в России

.1 Сущность инноваций, инновационная предпринимательская деятельность и ее функции

Впервые, понятие «инновации», как экономическая категория изучаются с начала ХХ в. (И. А. Шумпетер, Н. Д. Кондратьев и др.). Во второй половине XX века теоретические наработки по этой науке получили свое практическое воплощение в наиболее развитых странах мира. В США еще в 50-е гг. была определена идея стимулирования инвестиций в венчурный бизнес. В 1960-е гг. в странах Западной Европы появляются первые технопарки, а к началу 1980-х гг. их численность выросла настолько, что появились основания говорить о формировании в развитых странах мира, включая СССР, целых систем и сетей таких технопарков, центров трансферта технологий, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров и подобных внедренческих структур.

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п.

Согласно Б. Твисс, под инновацией понимает процесс приобретения интеллектуальным товаром (изобретением, информацией, ноу-хау) экономического содержания, посредством достижения положительного результата при реализации на рынке.

Таким образом, в основе инновационных изменений обязательно находится результат научных исследований или научно-технической деятельности, используемый в любой сфере общества для совершенствования процессов производства, экономических и социальных отношений, деятельности в области науки, культуры, образования и других сфер общества.

Инновация - конечный результат внедрения новшества (как оформленного результата фундаментальных или прикладных исследований, разработок, экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности) в целях изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического или иного эффекта.

Инновация выполняет следующие три функции:

. Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл этой функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.

.Инвестиционная функция означает, что прибыль от инновации может быть использована для инвестирования по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций.

. Стимулирующая функция проявляется при стимулировании предпринимательской деятельности. Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя при внедрения инноваций и побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами.

Чтобы инновационная система могла функционировать, она должна обладать определенной структурой, то есть включать в себя совокупность взаимодействующих между собой блоков.

Выделяют пять таких блоков:

-й. Креативный (творческий) блок, или блок порождения знания, в который входят университеты, научные институты, отдельные специалисты, сложные социальные сети, обеспечивающие неформальное взаимодействие исследователей из разных институтов и университетов. Система образования признана основой инновационного развития экономики.

-й. Блок трансфера технологий. Новые идеи, становящиеся результатом творческого мышления, не могут быть немедленно запущены в производство. Серьезнейшей проблемой, осложняющей практическое внедрение научных и технических идей, является асимметрия информации, связанной с приобретением прав на использование инноваций. Чем сложнее устроена инновация с точки зрения имеющегося научно-технического знания, тем больше асимметрия в понимании ее возможностей между автором инновации и субъектом экономической деятельности, приобретающим права на нее. Необходим посредник, который обеспечил бы покупателю определенную степень уверенности в качестве приобретаемого продукта. Эффективнее всего данную функцию выполняют некоммерческие фонды профессиональной экспертизы, действующие примерно по тому же принципу, что и фонды, выделяющие гранты на научные исследования. Подобного рода некоммерческие фонды формируют особую среду с широкими сетевыми связями, способными обеспечить контакты авторов креативных идей с потенциальными покупателями.

-й. Блок финансирования. Чтобы стать коммерческим продуктом, идея должна претерпеть целый ряд трансформаций - пройти фазы инженерной разработки, изготовления макета, создания опытного производственного образца. Для трансформации идеи в опытный образец и последующего запуска его в массовое производство необходимо внешнее финансирование. Существуют три потенциальных источника такого финансирования:

). Банковский кредит. Автор идеи или поддерживающее его учреждение создает компанию по производству нового продукта и берет банковский кредит. Это довольно опасный для инициаторов нового производства способ финансирования. Кроме того, поскольку риски производства инновационной продукции чрезвычайно велики, банки очень осторожно относятся к финансированию подобных проектов и назначают высокий банковский процент, что делает инновационную деятельность, основанную на банковском финансировании, малопривлекательной.

). Продажа инновации. Автор идеи продает ее одной из крупных фирм, производящих сходный продукт. Данный способ финансирования, избавляя инноватора от риска, одновременно лишает его и прибыли, связанной с внедрением созданной им инновации в производство.

). Венчурное финансирование. Внимательно изучив предлагаемую инновацию и составленный инноватором бизнес-план, венчурная компания создает предприятие, руководителем которого обычно становится инноватор. В то же время венчурная компания сохраняет за собой полный контроль над деятельностью этого предприятия и в случае его недостаточной прибыльности может просто продать его. Важное преимущество венчурного финансирования заключается в том, что оно позволяет инноватору не только аккумулировать значительную часть сверхприбылей, обусловленных инновационностью производимой продукции, но и выйти из игры, сохранив за собой эти прибыли, когда ее производство превращается в рутину.

-й. Блок производства. Возможны два альтернативных варианта организации инновационного производства. Первый вариант - включение такого производства в производственные структуры одной из крупных фирм, что позволяет использовать преимущества вертикальной интеграции: уменьшение операционных издержек за счет отказа от самостоятельного управленческого комплекса (бухгалтерии, системы учета кадров и т.д.). Второй - создание нового предприятия, где производственные операционные издержки минимизируются благодаря его небольшим размерам.

-й. Блок подготовки кадров. Подготовка инновационных кадров должна состоять из связанных между собой этапов повышения знания и профессионализма, наряду с осторожным отбором. Большую роль на этом этапе играют университеты, готовящие специалистов в области фундаментальной и прикладной науки, и учреждения, ориентированные на формирование научной элиты.

Мировой опыт подтверждает, что инновационный бизнес в основном присущ субъектам малого предпринимательства, которые, имея финансовую поддержку банков, специализированных фондов и государства, могут более эффективно использовать достижения научно-технического прогресса.

1.2 Становление инновационного бизнеса в России

Одним из основных факторов экономического роста в современных условиях является инновационная деятельность. Перевод экономики на инновационный путь развития выступает определяющим фактором дальнейшего роста уровня жизни населения.

Инновационная деятельность, будучи по своей сути предпринимательской, нуждается в особом административно-правовом режиме регулирования и поддержки, т. к. имеет специфические черты. К ним относятся: повышенные риски, высокая наукоемкость продукции, особые требования к профессиональной квалификации предпринимателей и персонала, их мотивации, инфраструктурному и информационному обустройству инновационной среды, необходимость системного подхода на всех стадиях инновационного процесса. Обеспечение системности в формировании и функционировании субъектов инновационного предпринимательства и, прежде всего, малого и среднего, требует выработки и реализации государственной политики модернизации, закрепленной в соответствующих законодательных и нормативных правовых актах.

Важная роль в совершенствовании законодательной базы для развития инновационного малого и среднего инновационного предпринимательства играет законотворческая деятельность субъектов Российской Федерации.

В условиях отсутствия базового Федерального закона «Об инновационной деятельности», инициативу взяли на себя законодательные органы регионов. Причем кроме этих законов, имеющих базовый характер, в регионах принимались законы по отдельным вопросам инновационной деятельности, в частности об утверждении инновационных программ. В ряде случаев принимались постановления правительств субъектов Российской Федерации. Все они играют важную роль в развитии малых и средних инновационных предприятий.

В России переход к инновационной экономике был озвучен в качестве национального лозунга только в первой декаде XXI в., тогда как в развитых странах Запада и Новых индустриальных странах термин этот на слуху уже на протяжении последних двадцати лет. Инновационные системы США, стран Европы, Южной Кореи и Японии работают эффективно и ежегодно вносят свою долю в национальных доход этих стран. Принятая в ноябре 2008 г. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (далее - Концепция 2020 или КДР 2020) определила основные направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны. В Концепции 2020 заявлено, что переход экономики России на инновационный тип развития невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни. Для создания эффективной национальной инновационной системы необходимо:

.         повысить спрос на инновации со стороны большей части отраслей экономики;

.         увеличить эффективность сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки), так как происходит постепенная утрата созданных в предыдущие годы заделов, старение кадров, снижение уровня исследований, слабая интеграция в мировую науку и мировой рынок инноваций и отсутствует ориентация на потребности экономики;

.         преодолеть фрагментарность инновационной инфраструктуры, поскольку многие ее элементы созданы, но не поддерживают инновационный процесс на протяжении всего процесса генерации, коммерциализации и внедрения инноваций.

Существует проблема понимания сути инновационных процессов и тех результатов, которые они могут дать бизнесу и экономике в целом. Необходимо отметить, что средний и малый бизнес не видят во внедрении инноваций возможности для своего развития и роста, что связано с неадекватными экономическими условиями деятельности в секторе малого предпринимательства.

1.3 Анализ нормативно-правового регулирования в области инновационного предпринимательства

В начале 90-х годов предпринимаются попытки поиска организационных форм инновационной деятельности. В частности, в 1993 г. Государственный комитет по высшему образованию принял Программу поддержки малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании для высшей школы. К 1997 г. в рамках этой программы сформировано 12 крупных инновационных центров практически во всех регионах России. Они реализовали свыше тысячи конкретных научно-технических проектов. В них участвовали более 100 университетов и других учреждений бывшего Госкомвуза, около 300 малых и средних инновационных предприятий и 50 технопарков.

Уже в середине 90-х гг. имеют место объединения усилий малых инновационных предприятий путем создания таких структур, как Ассоциация технопарков (1995 г.). Ассоциация бизнес-инкубаторов (1997 г.). В конце 1996 года принята правительственная программа активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере. Тогда же Миннауки, Минобразование, Российский фонд технологического развития и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере подписали соглашение о взаимодействии в развитии инновационной деятельности в научно-технической сфере.

На 1 января 2011 г. поддержанные Фондом предприятия освоили в производстве около 3 500 запатентованных изобретений, выпустили продукции на 6 млрд. рублей, их отчисления государству в виде налогов превышают в 1,8 раза сумму полученных ими бюджетных средств, а выработка на одного работающего достигла 1,5 млн руб. На фирмах созданы тысячи новых рабочих мест.

Таким образом, правовые и институциональные предпосылки для создания общенациональной сети технологических инновационных центров были сформированы в начале 90-х гг. К таким предпосылкам следует отнести также учреждение в начале 1995 г. при президенте РФ Совета по научно-технической политике, создание правительственной комиссии по научно-технической политике, постановление правительства № 360 от 17 апреля 1995 г. «0 государственной поддержке научно-технического прогресса», Федеральный закон «О науке и научно-технической политике», подписанный президентом 23 августа 1996 г. На дальнейшее развитие инновационного бизнеса влияние также оказал: «Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Важную роль по развитию инновационных малых предприятий должен сыграть Федеральный закон Российской Федерации «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организаций» от 2 июля 2010 года 151-ФЗ(Приложение А). Ранее микрофинансовые учреждения руководствовались нормами Гражданского кодекса, действовали порой на свой страх и риск. Важен ввод в действие и венчурного инвестирования, и, конечно же, главного рычага государства - налогового стимулирования инноваций. Давно назрела необходимость ввода налоговых каникул сроком на 3-5 лет для инновационного малого и среднего предпринимательства. Государство должно решить и проблему понизившегося спроса на продукцию малых и средних инновационных компаний. Здесь ведущую роль может сыграть система госзаказа, особенно электронных торгов[1].

Также на сегодняшний день беспокойство вызывает реализация Федерального закона N217-ФЗ, дающего право учебным заведениям и научно-исследовательским организациям создавать малые инновационные предприятия.

Бюджетный кодекс, напрямую запрещающий субъектам Федерации финансировать объекты федеральной собственности, нуждается в дополнениях, потому что уже в недалеком будущем реализация закона N217-ФЗ потребует совместного финансирования вузов и НИИ Москвой и федеральным центром. Препятствием на пути реализации закона также может стать вмененная статьёй 17.1 закона «О защите конкуренции» обязанность руководства вуза или НИИ устраивать аукционы на право пользования нежилыми помещениями для каждого малого инновационного предприятия[2].

Существуют прямые запреты в ряде норм сегодняшнего законодательства по отношению к обустройству и эксплуатации центров коллективного пользования научным оборудованием и помещениями.

По подсчетам столичных властей, объем капитала в федеральных фондах поддержки инноваций приблизился к ста млрд. руб., это верный знак того, что готовых проектов на эти деньги может не хватить. Во избежание подобного дефицита следует предпринять опережающие меры. Также необходимо формировать «длинные» ресурсы для развития инновационного предпринимательства в рублях и на территории России.

антикризисный инновационный предпринимательство

2. Организация инновационного предпринимательства (на примере Забайкальского края)

.1 Организация инноваций на уровне предприятий в России

Любая инновационная деятельность на уровне фирмы в определенной степени является предпринимательской, так как основана на:

. поиске новых идей (от нового продукта до новой структуры) и их оценке;

. поиске необходимых ресурсов;

. создании и управлении предприятием;

. личном удовлетворении достигнутым результатом.

Однако не всякое предпринимательство является инновационным, а лишь такое, которое позволяет извлечь предпринимательский доход в результате создания производства, использования или распространения инновационного продукта, т. е. к субъектам инновационного предпринимательства относятся предпринимательские структуры, осуществляющие инновационную деятельность.

Предпринимательская структура в инновационной экономике - это совокупность отношений между экономическими субъектами, взаимосвязанными и взаимодействующими между собой в процессе создания и реализации инновационных предпринимательских идей, определяющих конкурентоспособность предпринимателя на рынке.

·    К основным принципам создания предпринимательских структур (отличающих их от традиционных) относятся:

·        инициатива предпринимателя при инициации идеи создания структуры и определении направлений ее деятельности;

·        добровольность объединения экономических субъектов в структуру, договорной характер отношений между предпринимателями, а также

·        предпринимателями и наемными работниками;

·        инновационный характер продукции, либо отдельных элементов

·        производственной системы;

·        гибкость структуры, способность ее адаптироваться к изменениям на рынке;

·        эффективность структуры, отсутствие «лишних» подразделений.

Можно выделить следующие этапы формирования предпринимательских инновационных структур:

. У будущего предпринимателя возникает идея новаторства, инноваций, нововведений в области бизнеса.

. Изыскиваются, а для индивидуальных предпринимателей чаще всего из семейного бюджета выделяются ресурсы для их реализации.

. Создаются благоприятные организационно-технические условия для реализации идеи и ее практического использования.

. Происходит формирование организационной предпринимательской структуры инновационной направленности.

Инновационное предпринимательство базируется на принципах разделения и распределения риска между предпринимателями и инвесторами.

Инновационные структуры типа технопарка, бизнес-инкубатора, техноцентра, инновационного фонда и др. при формировании стратегии своего развития, как правило, определяют, в какой роли они будут выступать: адаптера, инноватора или реципиента (или выбирают их эффективное сочетание). В зависимости от избранной стратегии формируются критерии отбора инновационных проектов.

Инновационные проекты характеризуются:

• высокой степенью неопределенности получаемых научно-технических результатов;

• длительностью периода разработки и доведения продукта до конечного потребителя;

• высокой степенью риска достижения коммерческого успеха;

• значительным объемом необходимых инвестиций;

• в случае успеха - высокой доходностью;

• цикличностью развития инновационных процессов. Отбор проектов может происходить в три этапа.

Основные этапы инвестиционного проекта отражены на рисунке 2.1

Рисунок 2.1-Этапы инвестиционного проекта

Первый этап заключается в формулировке задач, стоящих перед данной инновационной структурой, здесь определяются приоритетные направления научно-технического развития с учетом экономических задач, стоящих перед регионом.

На втором этапе формируется исходное множество проектов.

На третьем этапе проводится экспертиза проектов, т. е. отбор наиболее перспективных. Эта задача во многом определяется проведением первых двух этапов, а также квалификацией экспертов.

После получения оценки всех проектов необходимо выбрать проекты с максимальными оценками и расположить их в порядке убывания оценок, при этом суммарная стоимость проектов не должна превышать суммы выделяемых ресурсов.

Основная особенность обоснования и оценки инновационных проектов заключается в том, что разработчики и авторы научной идеи, как правило, не имеют должной квалификации по оценке рынка и ориентированы в большей степени на научную и техническую новизну проекта. Но основное правило оценки инновационных проектов заключается в том, что потребитель не выбирает продукт, руководствуясь его новизной, а исходит из его способности удовлетворить потребности лучше, чем другие виды товаров и технологии.

2.2 Организационно-правовое регулирование развития инновационного предпринимательства в Забайкалье

В настоящее время научно-инновационный потенциал Забайкальского края представлен академическими и вузовскими учреждениями. Научными исследованиями и разработками в крае в 2010 г. занимались 15 организаций, в то время как в 2006 году - 19. Численность работников этих организаций с 2006 г. снизилась с 610 человек до 512 человек в 2008 г., а непосредственно исследователей соответственно с 304 до 229 человек.

Доля инвестиций в науку, как в один из элементов инновационного развития региона, в общем объеме инвестиций в экономику края составляет всего 0,015 % в то время как в транспорт и связь - 42,2, строительство - 24,2, добычу полезных ископаемых - 18,%. Основные направления развития научно-инновационной сферы Забайкальского края связаны с его региональной природно-ресурсной и социально-экономической спецификой.

В 2008 г. насчитывалось 17 инновационно-активных предприятий, а их удельный вес в общем числе обследованных организаций составлял лишь 5,5 % (в Российской Федерации в 2007 г. - 10).

В 2008г. было произведено инновационных товаров, работ услуг, на сумму 643,9 млн руб. Их удельный вес составил 1,6 % от общего объёма отгруженных товаров, выполненных работ, услуг. В Российской Федерации аналогичный показатель по данным за 2007 г. составлял 4,6 %.

Все это свидетельствует о том, что в инновационной сфере Забайкальского края существует ряд проблем, препятствующих инновационному развитию и активизации инновационной деятельности производственных предприятий, а также научно-образовательных учреждений, что еще больше подтверждает актуальность развития малого инновационного предпринимательства

Развитие малого инновационного предпринимательства в крае регламентируется краевой долгосрочной целевой программы «Инновационное развитие Забайкальского края (2011 - 2014 гг.)».

Малый бизнес представлен почти во всех видах экономической деятельности края, однако, в сопоставлении с другими субъектами Российской Федерации, Сибирского федерального округа Забайкальский край характеризуется достаточно высокой долей малых предприятий в сельском хозяйстве, горной промышленности и строительстве и низкой долей таких предприятий в обрабатывающих производствах.

Для создания предпосылок роста в крае числа малых предприятий в производственных отраслях, стимулирования их деятельности, а также для развития связей между крупными и малыми предприятиями, принята и реализуется краевая долгосрочная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае на 2010-2012 гг.».

Приоритетными видами деятельности для оказания государственной поддержки в рамках реализации мероприятий указанной целевой программы определены:

·        инновационная деятельность;

·        разработка и производство новых видов продукции и услуг;

·        внедрение новых технологий.

Согласно краевой долгосрочной целевой программы «Инновационное развитие Забайкальского края (2011-2014 гг.)» (Программы), организация финансовой поддержки инновационных предприятий, находящихся на начальной стадии развития играет значимую роль в улучшении конкурентных позиций края. При этом одно из ведущих направлений в преодолении негативных тенденций в социально-экономическом развитии принадлежит малому инновационному предпринимательству.

В настоящий период среднедушевой оборот всей совокупности малых предприятий товаропроизводящих отраслей (промышленность, сельское хозяйство и строительство) в Забайкальском крае составляет лишь 37 процентов от среднероссийского уровня при 64 % по Сибирскому федеральному округу.

В этих условиях создание и развитие малых инновационных предприятий приобретает большое значение. Важнейшим фактором стабильного развития малых инновационных предприятий, особенно находящихся на начальной стадии развития, является доступ к финансовым ресурсам, который у большинства таких предприятий ограничен. Их развитие идет в основном за счет использования собственных средств. Банковский кредит пока остается дорогим, сами кредиты слишком короткими для развития инновационной деятельности, а схемы венчурного финансирования пока еще только отрабатываются применительно к российским условиям и особенностям регионов.

Для Забайкальского края серьезным вкладом в решение проблемы финансирования инновационных предприятий, находящихся на начальной стадии развития, является организация финансовой поддержки в форме прямых бюджетных субсидий (грантов). При этом предполагается обеспечение жесткого контроля за целевым характером использования средств субсидий.

Целью такого финансирования является:

·        финансирование инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития;

·        содействие становлению малых инновационных предприятий путем повышения уровня используемых ими технологий и конкурентоспособности за счет внедрения новых научно-технических разработок.

Финансирование Программы осуществляется за счет средств краевого бюджета в размере, установленном законом о краевом бюджете на очередной финансовый год.

Объем финансирования Программы составляет 32 500 тыс. рублей в ценах 2011 г., в том числе по годам:

г. - 8 750 тыс. руб.;

. - 8 750 тыс. руб.;

г. - 8 750 тыс. руб.;

г. - 6 250 тыс. руб..

В том числе предусмотрено выделение грантов:

.На поддержку деятельности инновационной инфраструктуры Забайкальского края, с целью активизации деятельности организаций, входящих в инновационную инфраструктуру края. Планируется выделение по 800 тыс. руб. ежегодно для реализации проектов, направленных на поддержку развития материально-технической, социально-культурной, информационной и финансовой базы, инновационного предпринимательства, становления и развития деятельности малых и средних инновационных предприятий. Выделение средств из краевого бюджета будет осуществляться в виде гранта в соответствии с заключаемыми договорами и соглашениями.

. На подготовку кадров для работы в организациях инновационной инфраструктуры и малого инновационного бизнеса. Предполагается осуществлять в центральных регионах России с использованием систем дистанционного образования. Предполагается ежегодное выделение трех грантов для представителей инновационной инфрастуктуры и малого инновационного бизнеса, успешно прошедших дистанционную аттестацию, для выезда на место проведения очной аттестации. На эти цели планируется в течение действия Программы ежегодное выделение из бюджета Забайкальского края по 150 тыс. руб.

2.3 Инструменты разработки и реализации государственных и региональных программ в области развития малого и среднего предпринимательства в системе антикризисного управления

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных образовательных и иных мер, направленных на обеспечение реализации целей и принципов.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства являются:

). формирование конкурентной среды;

). обеспечение благоприятных условий;

). обеспечение конкурентоспособности;

). продвижение товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынки РФ и рынки иностранных государств;

). увеличение количества субъектов МСП;

). увеличение доли производимых субъектами МСП товаров (работ, услуг) в объёме валового внутреннего продукта;

). увеличение доли уплаченных субъектами МСП налогов в налоговых доходах.

История становления структуры, уполномоченной осуществлять правовое нормативное регулирование малого предпринимательства, начинается с 1995 г. В этот период в структуре органов исполнительной власти создается Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

С 1999 г. по 2004 г. эти функции переданы Министерству Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, а с 2004 г. возложены на Министерство экономического развития Российской Федерации и его структурное подразделение - Департамент государственного регулирования в экономике, который осуществляет подготовку предложений по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности.

В связи с тем, что за последний период развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается как одна из основных задач развития экономики Российской Федерации и его возрастающей ролью в экономике страны приказом Минэкономразвития России от 9 июля 2009 г. № 265 «Об утверждении структуры Министерства экономического развития Российской Федерации» в структуре Министерства образован Департамент развития малого и среднего предпринимательства. В составе Департамента шесть:

) отдел государственного регулирования развития малого и среднего предпринимательства предпринимательской деятельности,

) отдел снижения малого и среднего бизнеса,

) отдел отраслевых программ развития малого и среднего предпринимательства,

) отдел программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства,

) отдел развития кредитования и микрофинансирования малого и среднего бизнеса,

) отдел международного сотрудничества по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.

Департамент обеспечивает подготовку концепций государственной политики в сфере развития предпринимательской деятельности, вопросы разработки и реализации федеральной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, иных форм и видов поддержки указанных субъектов, развитие предпринимательской деятельности, в т. ч. в подготовке предложений по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сферах государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, государственного контроля (надзора), лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, саморегулирования субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности для реализации субъектами предпринимательства своих прав и интересов.

Разработана и одобрена на заседании Правительства Российской Федерации 18 мая 2009 г. Карта проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства» разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 215 «О порядке организации исполнения проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации» и в соответствии с перечнем проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г., утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р.

Развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается как одна из основных задач развития экономики Российской Федерации, в связи с чем предложено выделить две цели реализации проекта:

.         Увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике.

.         Формирование инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства.

Четыре целевых индикатора проекта отражают существенную динамику роста качественных характеристик развития малого и среднего предпринимательства за четыре года (2009-2012 гг.) и включают в себя: увеличение доли занятых на малых и средних компаниях по отношению к занятым в экономике населению в два раза до 28 %, доли выпуска малых и средних компаний в валовом внутреннем продукте в полтора раза - до одной трети ВВП, рост количества малых и средних компаний на 1 тысячу человек на 15 % до 11,4 компаний, а также увеличение доли оборота малых и средних предприятий неторговой сферы на 50 % от общего оборота данного сектора экономики.

На реализацию целей проекта направлены 11 задач и 69 мероприятий, из которых основная часть - 10 задач и 55 мероприятий носят общеотраслевой характер и полностью соответствуют полномочиям Минэкономразвития России.

Развитие малого и среднего предпринимательства в России регулируется Федеральным законом №209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Предметом регулирования этого закона являются отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов МСП, виды и формы такой поддержки. Нормативное правовое регулирование развития МСП в РФ основывается на Конституции РФ и осуществляется ФЗ, другими ФЗ, принимаемыми в соответствии с иными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В целях реализации государственной политики в области развития МСП в РФ федеральными законами и иными нормативными актами РФ могут предусматриваться следующие меры:

) специальные налоговые режимы, упрощённые правила ведения налогового учёта, упрощённые формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для МП,

) упрощённая система ведения бухгалтерской отчётности для МП, осуществляющих отдельные виды деятельности,

) упрощённый порядок составления субъектами МСП статистической отчётности,

) льготный порядок расчётов за приватизированное субъектами МСП государственное и муниципальное имущество,

) особенности участия субъектов МП в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполненных работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд,

) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов МСП при осуществлении государственного контроля (надзора),

) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов МСП,

) меры по развитию инфраструктуры поддержки МСП,

) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов ФЗ меры.

Особого рассмотрения заслуживает правительственная политика, направленная на дебюрократизацию и дерегулирование экономики. От «зарегулированности», «избыточного административного регулирования», большого объема действующих в экономике институциональных и неинституциональных «административных барьеров» страдает прежде всего малый бизнес и во многом это связано с существующей нормативно-правовой базой.

Российской Школой Экономики (РШЭ) было проанализировано влияние дебюрократизации на административные барьеры (принятие новых законов) в 2001-2009 гг.: регистрация, инспекции, лицензирования и т.д. Исследования показали:

1.   Закон о лицензировании (Февраль 2002 г.): снижение числа лицензируемых видов деятельности; срок действия лицензии не менее 5 лет.

2.       Закон о налогообложении (Январь 2003 г.) - Введена упрощенная система налогообложения.

.         Закон о лицензировании (Январь 2007 г., Январь 2010 г.) - дальнейшее снижение числа лицензируемых видов деятельности.

.         Закон о техническом регулировании (Январь 2010 г.) - принято 11 технических регламентов, из которых 9 вступило в силу.

.         Закон о регистрации (Июль 2002 г.) - длительность процедуры регистрации не более 5 дней.

.         Закон об инспекциях (Август 2001 г.) - не более одной плановой проверки за 2 года каждым инспектирующим органом.

.         Закон об инспекциях (Октябрь 2003 г.): первая плановая проверка - не ранее, чем через три года после регистрации субъекта.

.         Закон о регистрации (Январь 2004 г.) - одно окно для регистрации.

.         Закон об отчуждении государственной собственности ( июнь 2008 г.) - право выкупать арендуемые у государства помещения.

.         Закон о государственном контроле (декабрь 2008 г.) - не более одной плановой проверки за 3 года каждым инспектирующим органом, а внеплановые проверки - только по согласованию с прокуратурой.

На основание этого были сделаны выводы:

До вступления в силу законов из пакета по дебюрократизации существующая практика регистрации, сертификации, лицензирования и инспекций была далека от установленных в этих законах норм.

Новые законы о проверках (август 2001 г.), лицензировании (февраль 2002 г.) и регистрации (июль 2002 г.) привели к значимым положительным эффектам в этих областях госрегулирования.

Однако эффект от введения законов оказывается «размазан» во времени, что говорит о постепенном, а не одномоментном введении в действие норм законов. В силу этого степень административного давления на малый бизнес остается высокой.

Прогресс реформы географически неравномерен: лучшие результаты были достигнуты в муниципалитетах с более сильными бюджетными стимулами, менее концентрированным производством и большим изначальным присутствием малого бизнеса (до начала дебюрократизации).

3. Разработка предложений по дальнейшему развитию инновационного бизнеса в России

.1 Основные проблемы инновационного бизнеса и пути их решения

В условиях рыночных отношений инновационный бизнес постоянно изменяется, корректируется, и поэтому возникает ряд проблем, которые отразим в данной главе.

Согласно статистическим данным, доля инновационного предпринимательства в общей структуре малого бизнеса России варьирует, по разным оценкам, от 1,4 до 3,5%. При этом все только и говорят о мощнейшем инновационном потенциале страны.

Приведем интересные статистические данные. «Опора России» провела совместно со ВЦИОМ исследование условий и проблем развития малого инновационного предпринимательства. Результаты удивили: из всех малых инновационных предприятий России не более 15 % можно назвать по-настоящему инновационными, то есть ориентированными на рынок. Имеется в виду, что эти 15 % проводят научные исследования, занимаются охраной интеллектуальной собственности и коммерциализацией нововведений на рынке. Доминирующая масса предприятий свою истинную инновационную составляющую утратила. Кстати, средний возраст опрошенных компаний 10-13 лет. Уже тот факт, что им удалось выжить, для подобных компаний - значительное достижение.

Что мешает развиваться сегодня малому инновационному бизнесу?

. Отсутствие правовой основы.

Парадокс заключается в том, что само понятие «инновационная деятельность» не является правовым понятием.

На первый взгляд, сегодня существует законодательная база, которая отражена на сайте Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (#"GEO/KAT">[3].

В связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон N 212-ФЗ) из Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) исчезнет целая глава. Новый Закон N 212-ФЗ в большей своей степени как раз и построен на НК РФ, а именно на главе 24[3].

Так что же «интересного» готовит нам новый Закон N 212-ФЗ, который, за исключением некоторых статей, вступил в силу с 1 января 2010 г.? Безусловно, самое важное - это новые увеличенные ставки. Вместо привычных 26 % теперь российскому бизнесу придется платить 34 %. Но не стоит сразу отчаиваться. Для того чтобы мы с вами хоть как-то смогли привыкнуть к нововведениям, правительство решило установить переходный период, который продлится до 2011-2015 гг. - в зависимости от сферы деятельности плательщика взносов и применяемой им системы налогообложения.

С 1 января 2010 г. такое понятие, как «единый социальный налог <#"585386.files/image002.gif">

Рисунок 3.1- Ставки страховых взносов в 2015 г.

Все выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов из-за установления таких пониженных ставок взносов будут компенсироваться правительством за счет межбюджетных трансферов из федерального бюджета, бюджетов ПФР, ФСС и ФОМС.

В 2015 году (рисунок 3.1) абсолютно все организации должны будут уплачивать страховые взносы по единой ставке - 34 процента: в ПФР - 26; в ФСС - 2,9; в ФФОМ - 2,1; в ТФОМС - 2.

Таким образом, нагрузка на бизнес возрастет колоссально на целых 8 %, а для малого бизнеса - так вообще на 20 %.

3.3 Направления развития инновационного бизнеса

Проанализировав особенности инновационного предпринимательства можно порекомендовать следующие направления развития инновационного бизнеса на перспективу.

. Взаимодействие бизнеса и высших учебных заведений.

Одна из основных трудностей разработки и освоения новинок, с которой сталкивается малый инновационный бизнес, является отсутствие значительной лабораторно-исследовательской базы и научного персонала.

Очевидно, что необходимые разработки имеются в научно исследовательских и проектных институтах и бюро, но для малой фирмы расходы на их покупку могут оказаться непосильными. В то же время в одних и тех же новшествах нуждаются одновременно многие малые предприятия, что способствует появлению посредников, объединяющих малый инновационный бизнес в ассоциации (союзы). Подобные объединения могут оказывать существенную финансовую поддержку созданию новшеств, имеющих широкую сферу применения. Сотрудничество малого инновационного бизнеса со специализированными научными организациями и иными фирмами позволяет формировать научно-производственные объединения, непрерывно инициирующие научный поиск, превращающие инновационные идеи в новый или усовершенствованный продукт, технологию или подход к оказанию социальных услуг. При этом научные исследования, соединяясь с практикой, становятся прикладными, а малый бизнес обогащается научно-техническими достижениями, повышающими качество и конкурентоспособность продукции. Большие возможности в этой связи имеет сотрудничество высших учебных заведений с малыми инновационными фирмами. Например, кафедры технических вузов способны оказать действенную помощь малому бизнесу в освоении новых технологий и технологического оборудования, а малые предприятия, в свою очередь, могут стать опытно-производственной базой вузов и поддерживать их финансовыми средствами. Кроме того, возможна целевая подготовка специалистов для конкретных наукоёмких производств, в том числе в системе послевузовского образования.

. Бизнес-консалтинг

Сегодня в малом бизнесе, том числе и инновационном, существует очень большая потребность в бизнес-консалтинге. Как показывают результаты многочисленных маркетинговых исследований, консалтинг инновационных предприятий может осуществляться по различным направлениям:

·    бухгалтерский учет и аудит;

·        информационные услуги;

·        бизнес-планирование;

·        менеджмент;

·        маркетинг;

·        проектирование информационных систем;

·        оценка недвижимости, основных фондов и интеллектуальной собственности.

Малый бизнес проявляет повышенную «живучесть» в трудных условиях адаптации к рыночным отношениям, что позволяет ему быть устойчивым и долговременным потребителем новшеств. Он чрезвычайно мобилен, а поэтому постоянно заинтересован в аккумулировании инновационных идей. При этом небольшие объёмы производства снижают риск потерь, вызванных переходом к новому производству. Инновации, реализуемые в отдельных производственных звеньях малого бизнеса, зачастую не требуют крупных вложений капитала. Кроме того, оперативность управления на малых предприятиях помогает быстро внедрять новинки и совершенствовать существующие технологии. Так, если на крупных предприятиях от разработки до внедрения новшества проходит несколько лет, то на малых в большинстве случаев - примерно год.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Динамизм и глубина изменений, происходящих на всех уровнях экономики в последнее время, требуют анализа и переосмысления многих фундаментальных и прикладных проблем управления, к числу которых относятся и проблемы антикризисного управления развитием регионов.

Высокий уровень развития этого сектора экономики свидетельствует о социально-экономическом здоровье общества, о благоприятном инвестиционном и предпринимательском климате в регионе, в стране в целом.

Опыт высокоразвитых государств подтверждает: чем больше людей занято в малом бизнесе и чем выше их доля в производстве валового внутреннего продукта, тем меньше в стране административно-чиновничьего произвола, устойчивее экономика, прочнее социально-политические устои, выше творческий потенциал нации, незыблемее традиции демократии и свободы.

В современных условиях потенциал малого предпринимательства в российской экономике используется недостаточно о чем свидетельствует:

·  малочисленность малого предпринимательства: в российской экономике доля малых предприятий в общем числе предприятий составляет 29%, а в странах европейского сообщества порядка 70-90%;

·        его незначительная экономическая роль: в России весь сектор малого бизнеса дает около 10% ВВП и обеспечивает занятость всего 10% общей численности работающих по найму;

·        низкая насыщенность экономики малыми формами предпринимательства: в странах Западной Европы на тысячу жителей приходится в среднем 40 малых предприятий, в США их около 75, в Китае более 30, а в России - только 7-8;

·        слабая видовая дифференциация и технологическая отсталость остаются свойствами и характеристиками российского малого предпринимательства. Доля малых предприятий, действующих в промышленности, незначительна. Подавляющая доля малых предприятий представлена мелкими образованиями, средняя численность работающих на малых предприятиях составляет около 10 чел.;

·        неравномерность регионального распределения малых предприятий по территории России. Более трети малых предприятий сконцентрировано в двух крупнейших городах: 20% - в Москве и 12% в Санкт-Петербурге.

В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, которое сопровождается сокращением сроков действия конкурентных преимуществ, приверженность инновационному типу развития становится ключевым фактором успеха. А стратегическое управление нововведениями - важнейшей задачей антикризисной политики предпринимательства, выполнение которой во многом зависит от качества принимаемых инновационных решений и возможности находить такие решения, которые организационно и экономически смогут обеспечить достижение поставленной цели по созданию конкурентоспособной продукции. Причем наибольшего успеха добиваются те предприятия и предприниматели, у которых инновационная деятельность и внедрение нового товара представляют собой непрерывный процесс управления инновационной активностью.

Для вывода Российского малого предпринимательства из кризисного положения необходимо концептуальное обоснование модели его устойчивого развития в регионе и выработка действенных подходов к регулированию, сочетающему методологические принципы и инструментально-методические средства. В этой связи формирование концептуальной модели стабильного развития малого предпринимательства в экономике России требует доведения численности малых организационных форм предпринимательства до оптимального количества.

Модель устойчивого развития должна предполагать: реализацию нового подхода к регулированию развития малого предпринимательства на основе учета отраслевой специфики и характера воздействия факторов региональной экономики.

Субъекты малого предпринимательства функционируют в рамках территориально-локализованного экономического пространства (региона), обеспечивая определенный вклад в социально-экономическое развитие местного социума. Для периферийно-приграничных регионов страны, к которым относится Байкальский регион, активное развитие малого предпринимательства выступает ведущим фактором обеспечения устойчиво-воспроизводственного режима развития экономики и при этом испытывает существенное воздействие особенностей перехода региона к рынку, его стратегической миссии, географического, природно-климатического положения, национально-этнических особенностей и экономической политики, проводимой государством.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Гражданский кодекс Российской Федерации.

2.       Бюджетный кодекс Российской Федерации.

.         Налоговый кодекс Российской Федерации.

4.     Федеральный Закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Рос. газ. 2007. 31 июля, № 164.

5.    Беляев А.А., Коротков Э.М. Антикризисное управление / 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2009. 311с.

6.       Босук Н.В. Оперативное управление производством средних и малых предприятий / Н.В. Босук [и др.]; под научн. ред. В.Ф. Медведева. - Минск: Право и экономика, 2006. - 259 с

.         Буров В. Ю. Государственное управление системой противодействия теневой экономике субъектов малого предпринимательства. Известия БГУЭП, №1 - 2011

8.  Буров В. Ю., Потаев В.С., Суходолов А.П Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе - Иркутск, 2011

9.    Бызов Л. ВЦИОМ,. Опора [Электронный ресурс] / Л. Бызов, Кофанова Е. Ведомости. - 2006. - №122 (1649). 6 июля. - http://www.wciom.ru

10.   Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций. - М.: Проспект, 2005

11.     Литвак Е.Г. «Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес».- <http://www.nisse.ru/work/experts/>

12.   Орлов А. В. Малое и среднее предпринимательство: время кризиса и поисков М.: ООО НВП «ИНЭК»,2009.

13.     Острина И.А., Милькина И.В. Антикризисное управление. Учебное пособие для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление». - М.: ГУУ, 2007

14.     Сергеев В.М. Типология моделей инновационного развития [Электронный ресурс] / В.М. Сергеев, Е.С. Алексеенкова, В.А. Нечаев // Политическое образование. - <http://www.lawinrussia.ru>

.         Сергеев В.М. Инновации как политическая проблема // Политика. Анализ. Хроника. Прогноз. 2008. № 1. С. 114-125

.         Сорокина Н. В. Налоговый контроль за уплатой ЕСН: проблемы их решения // Изв. Иркут. гос. экон. акад. 2008. № 6.

.         Суходолов Я. А. Состояние и развитие инновационного потенциала в России и Китае / Инновационный потенциал человека как ресурс социально-экономического развития региона Сб. науч. трудов Чита: Изд-во ЧитГУ, 2010. - С.52-58.

18.   Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. - М.: Экономика, 1989. - 456 с.

19.   Шепеленко Г.М. Антикризисное управление производством и персоналом. Учебное пособие. / Под ред. Шепеленко Г. М.: 2002

20.     Ширяева Я. Д. Российский малый бизнес: сложности развития. / Я. Д. Ширяева // Финансы и бизнес - 2010. - №1. - С.193 - 205.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«О МИКРОФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ

Опубликовано 7 июля 2010 г.

Принят Государственной Думой

июня 2010 года

Одобрен Советом Федерации

июня 2010 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, определяет порядок государственного регулирования деятельности микрофинансовых организаций, устанавливает размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности микрофинансовых организаций, а также права и обязанности уполномоченного органа в сфере микрофинансовой деятельности.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

) микрофинансовая деятельность - деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование);

) микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

) микрозаем - заем, предоставляемый займодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей один миллион рублей;

) договор микрозайма - договор займа, сумма которого не превышает сумму, установленную пунктом 3 настоящей части;

) уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере банковской деятельности, контролю и надзору в сфере кредитной кооперации, выработке государственной политики, контролю и надзору в сфере микрофинансовой деятельности, определяемый Правительством Российской Федерации.

. Используемые в настоящем Федеральном законе понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации.

Статья 3. Правовые основы микрофинансовой деятельности

. Правовые основы микрофинансовой деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

. Микрофинансовые организации осуществляют микрофинансовую деятельность в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

. Кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и другие юридические лица осуществляют микрофинансовую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность таких юридических лиц.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 17. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации Д. Медведев

Похожие работы на - Региональная инновационная политика в системе антикризисного регулирования (на примере Забайкалья)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!