Трудовые права граждан России за рубежом

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,57 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Трудовые права граждан России за рубежом














Трудовые права граждан России за рубежом

Трудовые права граждан России за рубежом

трудовая миграция право

Международная трудовая миграция стала достаточно значительным явлением в современном мире. Перемещение рабочей силы в настоящее время затрагивает интересы не только отдельных стран, но и целых регионов. По различным оценкам в настоящее время более 200 млн. человек находятся вне стран своего происхождения.

В настоящее время российские граждане все больше стремятся к получению доходов вне пределов территории Российской Федерации.

Наряду с самостоятельным поиском работы и трудоустройством за пределами территории России есть еще два канала трудоустройства за рубежом: в рамках соответствующих международных соглашений при содействии Федеральной миграционной службы России и через посреднические организации.

Труд граждан за границей может определяться как нормами российского права, так и нормами права страны, в которой осуществляется трудовая деятельность.

Трудовое законодательство любой страны носит сложный характер и является комплексным образованием, состоящим из норм частного и публичного характера. Вмешательство государства в данную сферу правоотношений обусловлено необходимостью определенной социальной политики, обеспечивающей баланс интересов работников и работодателей. К предмету международного частного права относится та часть трудовых отношений, которая имеет частноправовой характер (например, условия выплаты и определение размера заработной платы, регламентация порядка и условий возмещения ущерба, причиненного работнику трудовым увечьем и т.д.).

Правовое регулирование трудовых отношений с иностранным элементом осуществляется посредством международных договоров, подавляющую часть которых составляют Конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ) . В этих международных соглашениях тесно переплелись нормы частноправового и публично-правового характера, что отражает специфику самих трудовых отношений.

Нормы международного частного трудового права содержатся также в двусторонних соглашений, заключенных между Россией и иностранными государствами по вопросам приема и направления граждан на работу в организации, предприятия и объединения договаривающихся государств (такие соглашения действуют между Россией и Болгарией, Польшей, Китаем, Украиной и другими странами).

Как правило, основной комплекс вопросов в этой сфере регулируется трудовым законодательством того государства, на территории которого заключен трудовой контракт и протекает основная трудовая деятельность.

В Российской Федерации основным нормативным актом в сфере регулирования трудовых отношений является Трудовой кодекс РФ, содержащий материально-правовые нормы (коллизионных норм в ТК РФ нет). В отличие от российского, законодательство зарубежных стран содержит специальные коллизионные нормы, регулирующие трудовые отношения международного характера. Законодательства большинства государств привязывают трудовые отношения к праву государства места осуществления трудовой деятельности. Из этого же принципа исходит Римская Конвенция 1980 г. о праве, применимом к договорным обязательствам. Существуют и иные коллизионные привязки - места заключения контракта, личный закон работодателя.

Глобализация способствовала трансформации всей системы международных экономических отношений, оказав заметное влияние, в том числе, и на формирование трудовых отношений в рамках мировой экономики. Развитие системы международного разделения труда (МРТ) обусловило постепенное изменение роли и функции труда в построении глобальной системы трудовых отношений.

Истоки формирования мирового (глобального) рынка труда находятся примерно в середине XX в. (начиная с 1950-х гг.), когда был остро поставлен вопрос о повсеместной либерализации международной торговли и движении капитала между странами (прежде всего в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ)) и появилась необходимость в наращивании конкурентных преимуществ национальных экономик. Именно потребность ТНК в использовании более дешевой рабочей силы для получения максимальной прибыли стимулировала вовлечение значительного контингента рабочей силы отдельных государств в систему глобальных трудовых отношений. До этого периода скорее можно было говорить о существовании протоглобального рынка труда, основанного на преобладании механизма международной трудовой миграции, которая носила добровольный или принудительный характер. Значительную роль в увеличение масштабов мирового рынка труда внес технологический прогресс, развитие транспорта и коммуникаций, а также целый ряд политических событий, связанных с распадом колониальной, а затем и социалистической систем. В этот период в мировой рынок оказались вовлечены государства с огромным демографическим потенциалом, прежде всего Индия и Китай, а также целый ряд других стран, стремящихся к максимальной открытости своей экономики.

В условиях глобализации труд стал играть принципиально новую роль в формировании системы международного разделения труда, его качественные характеристики определяют степень и эффективность интеграции отдельных стран в мировое хозяйство. При этом выигрывают те страны, рабочая сила которых пользуется большим спросом на мировом рынке труда, и, соответственно, более конкурентоспособна в сложившейся системе глобальных трудовых отношений. В условиях глобализации национальные экономики и работодатели вынуждены использовать более гибкие трудовые контракты, причем в ряде случаев это сопряжено с нарушением трудовых прав в странах развивающегося мира, а также сокращением социальных обязательств государства перед работающим населением как в бедных, так и в богатых странах.

Рост «экономики знаний» предъявляет особые требования к степени конкурентоспособности современной рабочей силы, ставя во главу угла такие её характеристики как образование, уровень квалификации и производительность труда. В условиях дефицита «подходящей» рабочей силы национальные рынки труда используют различные национальные и глобальные механизмы для её поиска или воспроизводства, образуя тем самым структуру мирового рынка труда. Только удачное сочетание труда, технологии и капитала способно повысить уровень конкурентоспособности национальной экономики.

Мировой рынок труда, таким образом, следует рассматривать как таксономическую единицу, одновременно ограниченную в своих масштабах особенностями национальных рынков труда и имеющую стимулы к расширению за счет усиления воздействия внешних факторов глобализации. Исходя из этого, можно сказать, что формирование мирового рынка труда следует рассматривать как двусторонний процесс, обусловленный как факторами глобального порядка, так и локальными факторами, напрямую зависящими от национальной политики в сфере труда и занятости, направлений воспроизводства и повышения эффективности использования человеческого капитала.

Ускоренная интеграция национальных рынков труда в мировой рынок труда актуализирует проблемы, касающиеся изучения механизмов и факторов формирования мирового рынка труда, масштабов глобальной рабочей силы, требований к её воспроизводству и использованию в общественно-производственных целях на общемировом уровне.

Если рассматривать факторы воздействия на мировой рынок труда в обобщенном виде, то, на наш взгляд, наиболее серьезное влияние на формирование структуры мирового рынка труда и динамику его развития оказывают такие факторы как: социально-демографический, связанный с естественным воспроизводством рабочей силы и её качественным составом; фактор защищенной мобильности, сочетающий возможности гибкости и социальной безопасности в рамках национальных рынков труда; инновационно-технологический фактор; транснациональный фактор, охватывающий воздействие иностранного капитала на структуру и динамику занятости; внешнеторговая либерализация и международная мобильность рабочей силы.

Трудовая эмиграция из России в течение последних 15-20 лет была достаточно стабильной и в настоящее время приблизительно 1,5 млн. россиян, проживают и трудятся за рубежом. Российским трудовым эмигрантам свойственны многие позитивные черты: трудолюбие, хорошая профессиональная подготовка, высокая мобильность, целеустремленность и успешная адаптация.

По сведениям российских источников оценить достоверно и однозначно количество работников из России, пребывающих единовременно на заработках в различных странах достаточно сложно. Оценок по количеству россиян, работающих за рубежом в научной литературе немного, и особенно подробных исследований по этому вопросу не проводилось. По оценкам МОТ, в настоящее время за пределами России находятся свыше 600 тыс. граждан России. Оценки, приводимые в публикациях МОМ, составляют от 1,5 до 2 млн. человек. Расчеты российских экспертов и ученых, основанные на обобщении и сравнении данных отечественной и зарубежной статистики, показывают, что единовременно за рубежом пребывает порядка 1,0-1,5 млн. россиян.

Российские власти с недавних пор стали уделять особое внимание развитию миграционной политики и миграционного законодательства России. Становятся первоочередными задачи по удержанию россиян и дальнейшему трудоустройству в стране, к развитию системы репатриации и реинвестирования средств российских эмигрантов на родине.

Россия как страна-экспортер рабочей силы постепенно совершенствует свои методы воздействия на принимающие страны для достижения более высокого уровня жизни и положения россиян на зарубежных рынках труда. С этой целью между Россией и рядом государств планируется и активно обсуждается на самом высоком уровне заключение двухсторонних соглашений по вопросам миграции. Так же принимаются различные законодательные акты и разрабатываются механизмы регулирования деятельности агентств по трудоустройству за рубежом, для дальнейшего совершенствования международных трудовых договоров, которые заключают российские эмигранты в странах-импортерах. В ходе исследования был выявлен ряд серьезных проблем, связанных с отсутствием систематизированной статистики по вопросам эмиграции российских иммигрантов и их дальнейшей адаптации в странах приема. Кроме того, стали очевидными серьезные различия в данных не только российской и зарубежной статистики, но и в сведениях приводимых различными ведомствами российской власти, связанными с миграционными процессами в стране. Определенными источниками для диссертационного исследования стали средства массовой информации. Имеется проблема учета незаконных мигрантов из России и стран СНГ в экономически развитых странах.

Наряду с самостоятельным поиском работы и трудоустройством за пределами территории России есть еще два канала трудоустройства за рубежом: в рамках соответствующих международных соглашений при содействии Федеральной миграционной службы России и через посреднические организации.

Нормами российского права труд российских граждан определяется в следующих случаях, когда они:

·направляются на работу в учреждения и организации России за границей;

·направляются в командировку и т. д.

В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» «деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, осуществляется российскими юридическими лицами на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Миграционная политика принимающих и посылающих стран в большинстве своем является неэффективной и формируется методом проб и ошибок. Выход России на внешние рынки труда предполагает формирование полноценной, обоснованной миграционной политики. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации, законах и законодательных актах, постановлениях Правительства РФ, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и многие другие. Разработана федеральная миграционная программа. Федеральной миграционной службой России предоставлены лицензии почти 150 организациям, занимающимся оформлением трудоустройства российских граждан за рубежом. Формирование правовой и организационной базы регулирования миграционных процессов в РФ продолжается.

Рассмотренный процесс трудовой миграции из России в новые страны иммиграции Европы, служит прототипом будущих миграционных процессов между Россией и новыми странами-членами ЕС. Опыт Греции, Испании, Италии и Португалии показывает, как экономическая конвергенция, связанная в первую очередь, с интеграционными процессами, может превратить страну эмиграции в страну иммиграции, причем в значительно более сжатые сроки. Необходимо разработать легальный механизм трудовой миграции россиян в эти страны, учитывая опыт трудовой миграции из России в Грецию, Испанию, Италию и Португалию.

Таким образом, трудовая эмиграция российских граждан за рубеж, это сложное явление, которое требует к себе пристального внимания Российских властей не только с целью улучшения условий труда и совершенствования практики легального найма российских работников, но, прежде всего, с целью создания условий внутри страны, для сокращения эмиграции российских граждан за рубеж.

Правительство Российской Федерации своим постановлением от 23 декабря 2006 г. № 797 утвердило специальное Положение о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации, в соответствии с которым лицензирование деятельности по трудоустройству за границей осуществляется Федеральной миграционной службой (далее - лицензирующий орган).

К деятельности по трудоустройству за границей относится оказание гражданам Российской Федерации услуг по содействию в поиске оплачиваемой работы у иностранного работодателя за пределами Российской Федерации, получении разрешения на работу в иностранном государстве, заключении трудового договора с иностранным работодателем.

Лицензия на осуществление деятельности по трудоустройству за границей (далее - лицензия) выдается на 5 лет.

В данном положении прописаны определенные лицензионные требования, предъявляемые к организациям.

Грубыми нарушениями лицензионных требований и условий являются:

оказание услуг гражданину по трудоустройству без заключения лицензиатом договора с иностранным работодателем;

отсутствие или нарушение в договоре, заключенном между лицензиатом и гражданином, существенных условий, предусмотренных подп. «в» п. 5 указанного Положения.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии. По итогам рассмотрения заявления лицензия либо выдается, либо нет.

При рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

Сегодня актуальными представляются вопросы, связанные с защитой интересов российских граждан за рубежом, для решения которых необходимо проведение консультаций и переговоров с государствами, в которые возможен наибольший поток мигрантов из Российской Федерации, в первую очередь это касается западноевропейских стран, стран Восточной и Центральной Европы и ряда стран традиционной миграции вроде США, Канады, Израиля. Для современной России осуществить экспорт рабочей силы даже в небольших количествах в наши дни крайне сложно. В мире давно сложился международный рынок иностранной рабочей силы.

Определились не только страны и отрасли ее использования, но и практика заключения контрактов, профессионального отбора, межгосударственного регулирования.

Стратегия действий российского правительства в сфере регулирования международной трудовой миграции из страны должна заключаться в следующих направлениях: создавать социально-экономические условия для сокращения выезда за границу путем повышения оплаты труда внутри страны, совершенствовать нормативно-законодательную базу и механизмы защиты российских трудовых мигрантов на основе соглашений со странами приема; привлекать россиян, работавших за рубежом на родину и использовать их навыки в российской экономике. Для успешной реализации эмиграционной политики России, по мнению автора, целесообразны следующие действия:

·разработка и применение эффективного механизма легальной трудовой миграции из России в новые страны иммиграции Европы, в том числе путем заключения двусторонних межправительственных и межведомственных соглашений в области трудовой миграции на трех стадиях миграционного процесса (организация выезда, переезд, размещение и адаптация россиян в странах назначения);

·совершенствование деятельности российских частных агентств занятости (путем объединения усилий по выходу на международный рынок труда, в организованной и легальной форме, развитие серьезных партнерских отношений с иностранными работодателями и официальными органами стран назначения россиян);

·осуществление трудоустройства россиян за рубежом в качестве высококвалифицированных специалистов (необходимо добиться признания российского диплома и квалификации в странах ЕС, работать с профессиональными ассоциациями принимающих стран);

·необходима также адаптация российского трудового потенциала к требованиям международного рынка труда (участие россиян в программах, позволяющих совместить процесс обучения со стажировкой или работой на зарубежных предприятиях);

·публикация достоверной и полной информации по вопросам международной трудовой миграции и своевременное ее предоставление российским частным лицам и организациям (проведение информационных кампаний о легальном трудоустройстве и о негативных последствиях незаконной миграции).

Список использованных источников

1.Трудовой Кодекс Российской Федерации (Официальный текст. Действующая редакция). - М.: Издательство «Экзамен», 2011.

2.Комментарий к трудовому кодексу РФ (постатейный). Новая редакция. - М.: КНОРУС, 2011 - 864 с.

.Комментарий к трудовому кодексу РФ (постатейный) / Н.А. Бриллиантова [и др.], отв. ред. И.А. Костин - 4-е издание, перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2009. - 840 с.

.Комментарий к трудовому кодексу РФ / М.О. Буянова, К.Н. Гусов [и др.], под ред. К.Н. Гусова - 6-е издание, перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - 896 с.

Похожие работы на - Трудовые права граждан России за рубежом

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!