Анализ и пути совершествования социально-культурной деятельности в Студии 'Древо'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,76 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ и пути совершествования социально-культурной деятельности в Студии 'Древо'

План

Введение

Глава 1. Развитие СКД

Глава 2. СКД в Студии «Древо»

.1 Состояние СКД в Студии

.2 Актуальность функционирования Студии как СК учреждения

.3 Пути совершенствования СКД в Студии «Древо»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

За последние годы произошли значительные изменения в сфере социально-культурной деятельности. Это можно заметить по числу и разнообразию мест для отдыха. У большого количества людей есть желание не только приятно, но и полезно проводить свои свободные от работы часы. При этом полезно во многих отношениях - для здоровья, для получения новых знаний и т. д.

Анализ особенностей проблемы и противоречий рациональной организации культурно-досуговой деятельности детей и подростков с ограниченным слухом, определил в данной работе ее цель - определить степень социальной значимости рациональной организации культурно-досуговой деятельности посетителей Творческой Студии «Древо». Таким образом, цель курсовой работы можно сформулировать как анализ и пути совершенствования СКД в Студии «Древо» как СК учреждении.

Объект исследования - деятельность посетителей указанного учреждения как социальное творческое явление в условиях социально-культурной среды людей с ограниченными возможностями в плане слуха.

Предмет исследования - организация социально-культурной деятельности посетителей Студии, потребности и возможности инвалидов в творчестве.

В науке имеются достаточно подробные разработки основных понятий и подходов, которые легли в основу данной курсовой работы. Это труды следующих авторов: Селевко Г.К., Селевко А.Г., Сухомлинский В.А., Соколов Э.В., Масолев Б.Г., Каргин А.С., Хренов Н.А. и другие. В ходе данной работы были проведены самостоятельные исследования рассматриваемого учреждения.

Перспективные планы:



Изученные труды названных авторов и проведенный анализ позволили сделать ряд необходимых для достижения поставленной в работе цели предположений.

Гипотеза исследования - организация социально-культурной деятельности инвалидов в рамках Студии удовлетворительно функционирует, если:

содержательно, программно и методически обеспечена, оправдана в использовании руководителем определенных координационных действий;

  • способствует удовлетворению потребности посетителей в творческой самореализации, а именно, отражает творческую.


Глава 1. Развитие СКД

Социально-культурная деятельность возникла и развивается на стыке с общей педагогикой, социологией, социальной и этнической психологией, культурологией, культурной антропологией, теорией организаций и другими отраслями науки. Социальная значимость этой деятельности состоит в повышении роли культуры, культурного наследия и культурных ценностей в регуляции массового сознания, оптимизации социального взаимодействия и процессов социализации личности. Решение этих задач достигается посредством теоретико-методологической рефлексии реальных процессов и тенденций развития социокультурной сферы, проведения педагогических экспериментов, широкого внедрения результатов исследований в деятельность различных учреждений культуры и образования, творческих студий, общественных объединений и движений, а также управленческих структур.

Чтобы отследить развитие СКД, необходимо учитывать следующие основные понятия: культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей и благ; культурные блага - условия и услуги, предоставляемые юридическими, и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей; творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация; творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания); организация культуры - юридическое лицо, основная деятельность которого направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей и благ, действующее в организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством Российской Федерации; учреждение культуры - некоммерческая организация культуры, созданная собственником для осуществления культурной деятельности и финансируемая им полностью или частично.

В разные исторические периоды СКД называлась: до 1920 г. - внешкольное образование; с 1920 по 1970 г. - политико-просветительская работа; с 1970по 1990 г. - культурно-просветительская работа; до середины 90-х годов - культурно-досуговая работа; с сер. 90-х годов - социально-культурная деятельность.

До 90-х годов ХХ века культурно-досуговая работа была политизирована и тесно связана с идеологией КПСС. После путча деятельность социально-культурных учреждений была деполитизирована, деидеологизирована, т.е. стала свободной от партийного воздействия и наполнилась новым содержанием, отсюда и новое название - СКД.

Деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга - это СКД. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и других сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга.

Культурно-досуговая деятельность - составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.).

Культурно-просветительская работа также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы).

Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году - «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и так далее, основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и так далее), а также основные права граждан в области культурной деятельности.

Особенностей СКД можно насчитать несколько. Во-первых, она осуществляется в свободное время. Во-вторых, отличается свободой выбора, добровольностью, активностью. В-третьих, характеризуется многообразием видов. В-четвёртых, РФ располагает большим количеством институтов, создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб и т.д.).

Отличительные черты СКД - это гуманистический характер, культурологический характер, развивающий характер. И, соответственно, её функции делятся на развивающую, информационно-просветительскую, культурно-творческую, рекреационно-оздоровительную.

Досуг - это деятельность, которая наполняет свободное время человека. Существуют две формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная. Виды досуговой деятельности делятся на самообразование, общественную деятельность, потребление культурных ценностей, занятие спортом, туризм и путешествия, развлечения, общение с людьми, общение с природой, пассивный отдых, антисоциальные виды досуга.

Глава 2. СКД в Студии «Древо»

2.1 Состояние СКД в Студии

Творческая мастерская деревянной скульптуры для детей и подростков Студия «Древо» с точки зрения социально-культурной деятельности занимается следующим. Обучение детей и подростков русским народным ремеслам:

  • резьбе по дереву, резной деревянной игрушке, плетению игрушек из липового лыка, расписной деревянной игрушке;
  • реабилитация и социальная адаптация детей-инвалидов по слуху и детей социально незащищенных при совместном их обучении народным ремеслам.
  • Рассмотрим более подробно по пунктам текущую социально-культурную деятельность Студии «Древо». Направления работы:
  • - организация досуговой деятельности детей-инвалидов;
  • - работа мастерской детей и родителей по изготовлению дидактической игрушки;
  • Услуги:
  • - Консультации родителей по вопросам воспитания детей-инвалидов.
  • Услуга предоставляется бесплатно родителям детей с ограниченными возможностями на базе Студии. С момента внедрения за консультацией обратилось более 700 человек, планируется расширение.
  • - Изготовление и распространение реабилитационно-адаптивной игрушки. Продажа производится по адресу: Санкт-Петербурга, В.О., ул.. Гаванская, д. 52, 3 дня в неделю.
  • Планируемые проекты и услуги: организация досуговой деятельности в доме самостоятельного проживания для молодых людей с ограниченными возможностями. Цель проекта: создать пакет технологий по организации досуга инвалидов.
  • Характер мероприятий: творческие мастерские, производственные мастерские по интересам. Приглашаются к сотрудничеству: иностранные благотворительные организации, школы, НКО, родителей.
  • В Санкт-Петербурге в Культурно - выставочном центре «Евразия» состоялась специализированная выставка-ярмарка художественных изделий «Сувениры. Подарки. Украшения». Выставка явилась подарком для жителей Санкт-Петербурга к празднику 300-летия города. Ее организатор - выставочное объединение «СИВЕЛ».
  • Выставка прошла при поддержке Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга, Комитета по культуре Правительства Ленинградской области, Российского Этнографического музея, Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии.
  • Цель выставки - демонстрация и реализация художественной продукции, а также создание благоприятных условий для делового общения представителей малого и среднего бизнеса - фирм-производителей и оптовиков, заинтересованных в реализации сувенирной продукции и изделий народных промыслов и ремесел. В работе выставки-ярмарки приняло участие более 150 фирм из различных регионов и областей Российской Федерации (Северо-Запада, Нижегородской, Тверской, Ярославской, Томской, Ивановской, Челябинской и других), Украины и Белоруссии.
  • Свои работы выставили мастера-ремесленники: художники, коллекционеры, флористы. В рамках выставки прошли мастер-классы резьбы по дереву детской студии «Древо».
  • По проделанному самостоятельно исследованию можно отметить, что экспозиция была представлена следующими тематическими разделами:
  • 1. Сувенирная продукция (бизнес сувениры, художественные и рекламные сувениры).
  • 2. Ювелирные изделия, бижутерия.
  • 3. Народные художественные промыслы и ремесла.
  • 4. Художественный текстиль.
  • 5. Предметы интерьера.
  • 6. Изделия флористики.
  • 7. Одежда, головные уборы.
  • 8. Игрушки, игры.
  • Как всегда, большой интерес к выставке проявили фирмы-оптовики, у которых есть возможность заключать соглашения на оптовые поставки сувенирной продукции с известными фирмами производителями, собранными на одной выставочной площадке.
  • Существует уверенность, что выставка-ярмарка «Сувениры. Подарки. Украшения» и в дальнейшем будет способствовать развитию и распространению традиций народного творчества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, повысит интерес к деятельности объединений и фирм, ориентированных на реализацию изделий народных промыслов, окажет в целом положительное воздействие на развитие рынка сувенирной и подарочной продукции.
  • Остановимся подробнее на специфике социально-культурной деятельности в Студии «Древо». Древнейшее искусство резьбы по дереву, актуальность которого, очень сильно выросла в последнее время, все настойчивей и уверенней входит в нашу жизнь и быт.
  • Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева. Структура дерева ласкает и зачаровывает взгляд. Дерево лечит человека и наполняет его жизненной энергией. Дерево обладает бактерицидными свойствами, так хлеб, который хранится в деревянной хлебнице, сохраняется гораздо лучше, чем в хлебнице, изготовленной из другого материала, а уж если хлебница сделана из можжевельника, тут и говорить не приходится, такой прокисало несколько недель, это было хорошо известно нашим предкам.
  • Резные работы по дереву - национальный вид искусства у многих народов России. Издавна русский крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества - резьбу по дереву. Таким образом, Студия является продолжательницей русских традиций, возрождается элемент национального сознания.
  • И сегодня, несмотря на множество созданных в последние годы полимеров, дерево продолжает оставаться одним из основных материалов. Резными работами по дереву с увлечением занимаются многие школьники. Эти занятия, где сочетается труд мастера с искусством художника, создающего новые декоративные образы, становятся одной из основ эстетического воспитания детей, развивают мышление и вырабатывают вкус к искусству.
  • Начинать занятия в Студии «Древо» нужно с освоения наиболее простых видов резьбы по дереву: контурной и геометрической (трёхгранно-выемчатой). Эти виды резных работ не требуют сложных инструментов и редких материалов. Резную композицию практически можно выполнить одним косым ножом на любой из лиственных пород, а в геометрической резьбе и на всех хвойных породах.
  • Несмотря на простоту исполнения контурный и геометрический виды резных работ обладают высокими эстетическими качествами и позволяют приобрести определённые умения и навыки, что важно для людей с ограниченными возможностями.
  • Знания и навыки, полученные в течение первого года занятий, дают возможность на втором году успешно справляться с более сложным видом работ: заоваленной резьбой с подушечным и подобранным фоном, а на третьем году и с рельефной резьбой.
  • Теперь коснемся второго аспекта социально-культурной деятельности Студии «Древо» - реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов по слуху и детей социально незащищенных при совместном их обучении народным ремеслам.
  • Хозяйственно-экономическая функция Студии состоит в экономической поддержке несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, обеспечении материальных условий жизни, ведение домашнего и личного хозяйства, соблюдение семейного бюджета, поддержание определенного порядка в учреждении. Главными моментами, характеризующими ее, являются: время, затрачиваемое на труд, распределение труда между членами Студии, мера использования посетителями общественно-бытовых учреждений.
  • Характер выполнения посетителем хозяйственно-экономической функции оказывает самое непосредственное влияние на нравственно-психологический климат группы, на воспитание. Здесь значение имеет все, начиная от источников количества семейных доходов, кончая распределением труда в Студии.
  • Характер влияния хозяйственно-экономической функции на взаимоотношение в Студии может быть двояким: положительным (при справедливом распределении труда между участниками, старшим и младшим поколением, способствует укреплению отношений и трудовому воспитанию). Негативным - при неучтении некоторых особенностей группы и посетителей в частности.
  • Компоненты: организация внутригруппового общения (сфера общения сужаются до бытовых проблем), посредничество Студии в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой, искусством.
  • Здесь необходимо вспомнить определения межличностных отношений, общения, их взаимосвязи. Требование: доверительность, открытость, естественность, доступность, сопереживание. Функции: психологическая защита, эмоциональная поддержка, удовлетворение потребности в личном счастье.
  • Досуг - условимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек всецело распоряжается сам. Досуговая (рекреационная) функция Студии «Древо» - организация рационального досуга, восстановление трудоспособности. Во-вторых, удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов.
  • Досуг не синоним отдыха и развлечения. Досуг не сводится только к отдыху, ибо он может быть заполнен и такой деятельностью, которая не уменьшает, а увеличивает усталость от основной работы.
  • Досуг не исчерпывается и развлечениями, хотя бы потому, что он может включать и другие формы препровождения свободного времени.
  • Досуг в Студии можно разделить на следующие компоненты. Время на дом, труд и самообслуживание, в том числе с использованием услуг коммунально-бытовых учреждений (покупки, приготовление пищи, уход за помещением, мебелью, одеждой, обувью). Во-вторых, время на сон и еду. В-третьих, свободное время, затрачиваемое на учебу, повышение квалификации и самообразование, общественная деятельность, отдых.
  • Среди различных дел, выполняемых в свободное время есть такие, которые выполняют по долгу (общественные, семейные и другие): учеба, общественная работа, домашний труд; и такие, в выборе которых принимает участие он сам.
  • Та часть свободного времени, которой человек распоряжается по своему усмотрению и есть досуг.
  • Главные характеристики досуга в Студии «Древо»:
  • - Продолжительность
  • - Место проведения
  • - Форма проведения
  • - Нравственно-эстетический уровень
  • Досуг - действенное средство воспитания, связано с тем, что в нем обогащение личности, ее духовности, происходит без особых дидактических усилий.
  • Поэтому кроме опасности чисто развлекательного досуга не менее грозная опасность для воспитательной миссии досуга - освобождение его от развлечений. При этом очень важно учитывать следующее: система обучения должна быть согласованна со школьными программами, чтобы ребенок, придя в школу, уже довольно ясно мог себе представить требования учителей. Программа обучения обязательно должна иметь познавательную основу. Также необходимо использование игровых приемов, не утомляющих и не напрягающих ребенка. Еще В.А. Сухомлинский сказал: «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности!»
  • Недостатки в организации досуга не только снижают уровень семейного воспитания, но отражаются на содержании самих отношений. Они ослабляют сопротивляемость семьи таким разрушительным фактором как алкоголь, скука, взаимное психологическое пресыщение, отчуждение.
  • Поэтому совершенствование организации семейного и общественного досуга одна из нравственных задач общества.
  • Функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, особенно теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами, как это происходит с детьми-инвалидами по слуху.
  • В связи с отмеченным, в Студии возрастает потребность в психотерапевтических функциях: резонирование (понимания и помощи друг другу в оценке позиций по важным проблемам), поддержка другого в самореализации и личностном развитии.
  • Новизна этих функций Студии заключается не в самих функциях, а в их осознании, не только как критерия оценки групповых отношений, но и как психологического инструмента регуляции этих отношений.
  • Характеристика основных параметров структуры Студии: сплоченность, иерархия, границы, гибкость, ролевая структура. Взгляд на СК учреждение как систему характерен для современных психотерапевтов и исследователей. творческий досуговый глухой подросток
  • 2.2 Актуальность функционирования Студии как СК учреждения
  • Основными посетителями Студии «Древо» являются дети - и подростки-инвалиды по слуху. В связи с этим можно выявить актуальность функционирования Студии как социокультурного учреждения. Основными целями смотра-конкурса художественной самодеятельности инвалидов являются:
  • активизация деятельности инвалидов и адаптация их в современных условиях;
  • содействие межличностному общению среди инвалидов;
  • организация досуга инвалидов;
  • привлечение общественного внимания к проблемам инвалидов.

Участниками смотра-конкурса являются жители г. Санкт-Петербург, из числа инвалидов, коллективы художественной самодеятельности районных общественных организаций инвалидов.

Организация и проведение городского смотра-конкурса возлагается на Департамент культуры мэрии, Управление социальной поддержки населения мэрии, управления социальной защиты населения администраций районов.

Студией «Древо», целью которого является защита прав и интересов граждан с нарушением слуха, их социальная реабилитация и интеграция в современное общество, велась большая работа по социальной поддержке инвалидов по слуху, по их трудоустройству, организации досуга, нуждающимся членам ВОГ оказывается адресная материальная помощь.

В советское время организация трудоустраивала всех неслышащих, обеспечивала их общежитием, многие, благодаря ходатайствам областного правления ВОГ получили квартиры, обеспечивались путевками в санатории и Дома отдыха. Постоянно оказывалась материальная поддержка нуждающимся. Велась большая культурно-массовая и спортивная работа, коллективы успешно принимали участие в смотрах и конкурсах художественной самодеятельности, в спортивных соревнованиях различного уровня.

Обществом глухих подготовлено более 20 Лауреатов смотров и конкурсов, множество дипломантов, организация была участником почти во всех гала-концертах, как зональных, так и в Москве, других городах. На высоком уровне велась спортивно-оздоровительная работа. Постоянно работали кружки декоративно-прикладного искусства, проводились выставки. В Студии имеются люди, обладающие нормальным слухом, это сотрудники организации и спецшкол, а также люди, активно помогающие в работе с неслышащими, проведении их досуга.

Ведется большая работа по организации досуга инвалидов по слуху, проведению различных мероприятий, работают кружки художественной самодеятельности. К сожалению, спортивная работа из-за отсутствия средств свелась к участию глухих спортсменов и физкультурников только в городских и областных соревнованиях и Спартакиадах для инвалидов. Общество также проводит работу по повышению общеобразовательного уровня глухих и слабослышащих.


2.3 Пути совершенствования СКД в Студии «Древо»

С учетом состояния и перспектив развития нашего общества должна строиться сегодня и вся социально-культурная деятельность. Необходимо подходить к ее организации с позиций рыночных отношений, наличия различных форм собственности и в социально-культурной сфере, что диктует задачу овладения основами свободного предпринимательства, менеджмента в проведении досуга.

Говоря о природе и назначении социально-культурной деятельности, специалисты рассматривают ее не только в гуманитарной плоскости, охватывающей широкий спектр содержания и современных технологий применительно к этой сфере. Актуальное значение имеют в настоящих условиях также экономический и организационно-управленческий аспекты этой деятельности. При анализе экономического аспекта доминирующими характеристиками выступают такие категории как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность, самоокупаемость, материальная обеспеченность.

Смыслообразующую основу организационно-управленческих структур составляют понятия менеджмента в социально-культурной сфере, централизации и децентрализации, демократизма и самоуправления, контроля и отчетности, социально-культурного диагностирования, прогнозирования и проектирования.

Все эти процессы в сфере социально-культурной деятельности взаимозависимы и тесно взаимодействуют. В развивающуюся современную модель социально-культурной деятельности в Студии «Древо» должен активнее вписываться ныне самоуправляемый, саморазвивающийся частный (коммерческий) сектор в лице множества фирм, компаний, предприятий, кооперативов, акционерных обществ и товариществ. Этот сектор должен широко включаться в регулирование процессов в социально-культурной деятельности, на рынке досугового спроса.

В отличие от государственных структур, которые функционируют в социально-культурной сфере через специально созданные ведомства, институты и организации, коммерческий (частный) сектор, обладающий большой гибкостью и динамизмом, быстро наращивает свою материальную базу, создает свою достаточно разветвленную производственную инфраструктуру, позволяющую восполнить дефицит или пробел в досуговых услугах, предоставляемых государством или общественно-добровольными структурами.

Коммерческий (частный) сектор целиком и полностью зависит от социально-культурных, досуговых потребностей людей в региональном пространстве. Он достаточно оперативно улавливает малейшие колебания моды и предпочтений досугового рынка. Постоянная ориентация на спрос и конъюнктуру дает возможность коммерческим предприятиям, фирмам, компаниям безошибочно находить и «закрывать» экономические выгодные «ниши» в социально-культурной сфере.

Следует отметить, что характер предпринимательской деятельности частных фирм, компаний и совместных предприятий в социально-культурной сфере далеко неоднозначен, он определяется основными целями осуществления данной деятельности. Нередко определенные частные предприятия, фирмы и компании преследуют чисто коммерческие интересы, реализуя те или иные досуговые программы ради извлечения максимальной выгоды. Но есть представители частного сектора, принимающие участие в досуговом бизнесе, которые ставят своей целью предоставление детям, подросткам, инвалидам, многодетным семьям и т. д. права на пользование социально-духовными благами, возможности духовного обновления во имя добра и милосердия. Именно этот мотив должен обусловливать тесное сотрудничество ряда деловых кругов со Студией «Древо».

Среди целого ряда разновидностей предпринимательской (коммерческой) деятельности в социально-культурной сфере есть частные организации, которые оказывают информационно-консультативную помощь, проводят экспертизы социально-культурных проектов и программ; формируют мониторинг социально-культурной жизни, осуществляют сбор и анализ статистических данных, размещают заказы на социологические исследования; отбирают программы и проекты для финансирования по заказам.

Кроме того, они выступают в качестве посредников или участвуют в осуществлении инвестиционной политики, финансировании социально-культурных проектов и программ, изыскании дополнительных возможностей в обеспечении финансовой и другой поддержки социально-культурных инициатив, кредитовании самоорганизации культурной жизни, заключении контрактов на культурное обслуживание, создании дочерних фирм, малых предприятий и кооперативов.

Большая работа должна вестись по развитию зарубежных связей, контактов и обменов в социально-культурной сфере, разработке и финансированию международных специальных программ социально-культурного профиля.

Одной из наиболее привлекательных для коммерческого сектора сфер является многопрофильная индустрия массового досуга и развлечений. Она включает в себя множество направлений: шоу-бизнес, финансирование многочисленных рок-ансамблей, рок-групп, проведение разнообразных коммерческих фестивалей, конкурсов, праздников, создание специализированных концертных и спортивно-зрелищных центров и комплексов, развлекательных учреждений, видеосалонов, дискотек, производство и прокат фонограмм, дисков, видеокассет и т. д.

Что касается механизмов привлечения финансовых средств к реализации социально-культурных проектов и программ, то они многообразны. Это объединение финансовых средств, трудовых, материальных и других ресурсов потенциальных партнеров в лице государственных и общественных организаций, частных предприятий, фирм и кооперативов; создание совместных социально-культурных или культурно-досуговых предприятий, центров, учреждений; добровольные объединения материально-финансовых средств для восстановления или ремонта историко-культурных памятников, организации благотворительных акций для воспитанников детских домов, интернатов, инвалидов, пенсионеров и т. д.

В процессе формирования социально-культурной среды конкретного региона важно найти свое место каждому из досуговых учреждений и центров: государственным, частным (коммерческим) и общественно-добровольным; хозрасчетным, самоокупаемым и существующим на дотации (за счет государства, ведомства, спонсоров и т. д.); формальным и неформальным; ведомственным и вневедомственным.

Каждое государственное или частное (коммерческое) предприятие, каждое общественное объединение или движение могут и должны беспрепятственно пользоваться правом добровольного вклада своих средств в социально-культурную сферу, быть заказчиком, спонсором, меценатом, в том или ином виде социально-культурной деятельности, по отношению к любому клубу, кинотеатру, театру, парку, музею и т. д.

Основополагающими принципами хозяйственной деятельности современных социально-культурных институтов должны быть самоокупаемость и самофинансирование. Самоокупаемость предполагает, что предприятие социально-культурной сферы (студия, клуб, парк, театр, видеосалон и т. д.) за счет выручки за выполняемую деятельность полностью возмещает свои издержки по разработке и реализации той или иной досуговой программы, включая и оказание различного рода рекреационных услуг. Самофинансирование означает, что все затраты предприятия социально-культурной сферы по материально-техническому оснащению и совершенствованию своей базы, проведению всего комплекса социально-культурных мероприятий, включая и материальное поощрение занятых работников, осуществляются прежде всего за счет заработанных средств.

Для выполнения того или иного социально-культурного (развивающего, творческого, оздоровительного, развлекательного) заказа на местах должны создаваться гибкие, подвижные, организационные структуры - временные творческие коллективы. Они обязаны действовать на принципах самоорганизации, самоокупаемости, самоуправления. Эти мобильные творческие группы и коллективы с полным правом можно отнести к тем основным звеньям, через которые должна реализоваться социально-культурная деятельность на местах.

Очень важно, чтобы взаимоотношения заказчиков и исполнителей при этом становились основой разнообразия, гибкости, динамичности и вариативности деятельности социально-культурных институтов, а горизонтальные связи, устанавливаемые между участниками социально-культурной деятельности, строились на основе паритета, взаимной экономической ответственности. Социально-культурная деятельность, организуемая по горизонтали, без команд и регламентации «сверху», способна обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития социально-культурной сферы.

Что же конкретно модно сделать для совершенствования СКД в Студии «Древо», учитывая специфичность посетителей этого учреждения. Это должны быть следующие шаги:

. «Компьютер как эффективное средство формирования и развития мировоззрения инвалидов по слуху»; основам компьютерной грамотности должны быть обучены при помощи сурдопереводчика посетители Студии.

. «Интернет - для глухих». Данный проект должен обеспечить инвалидов связью с Интернет, дабы разнообразить кругозор посетителей; значимость Интернета не должна создавать сомнения в своей функциональности особенно на уровне Студии рассматриваемого вида.

. «Жестовый язык как важнейшее вспомогательное средство при обучении глухих детей и ликвидации безграмотности взрослых глухих». В числе мероприятий проекта - командировка в Москву, в Центр образования глухих и жестового языка, билингвистическую гимназию (единственную школу в России, где обучение ведется параллельно и устным, и жестовым методом), проведение круглого стола по проблемам жестового языка, конкурса среди учителей спецшкол, владеющих жестовым языком, несколько экспериментальных занятий по жестовому языку.

Нуждается в издании брошюра «Из опыта обучения детей-инвалидов по слуху и детей нормально слышащих в едином коллективе народным ремеслам». Также необходимы инструменты и материалы. В Студию «Древо» приглашаются студенты-практиканты и социальные педагоги.

Заключение

Подводя итоги сказанному в целом, отметим, что программное и методическое обеспечение социально-культурной деятельности посетителей Студии «Древо» - необходимое педагогическое условие успешности, эффективности, рациональности организации этой деятельности. Стихийность же, бессистемность, отсутствие логики и целенаправленности в организации СКД населения способны нанести организации и самим посетителям такой вред, какой они наносят любой другой образовательной деятельности.

Культурно-досуговая деятельность участников фестиваля - не просто сфера свободного времени людей, это сфера содержательного наполнения их свободного времени, а досуг служит своеобразной лабораторией культуры.

Организация культурно-досуговой деятельности посетителей Студии «Древо» рациональна, если обеспечивает достижение цели самореализации детей-инвалидов в творчестве и их социального самоопределения. Иначе говоря, способствует успешности удовлетворения потребностей инвалидов во впечатлениях, самовыражении, самоутверждении, формирует у них первичные осознанные практические умения и способствует успешности протекания процесса выбора детьми будущей профессии.

Организация социально-культурной деятельности посетителей Творческой Студии «Древо» рациональна, если опирается на комплекс разработанных педагогических условий, если направлена на самореализацию инвалидов по слуху в творчестве, социальное их самоопределение и преодоление отчуждения между ними и здоровыми гражданами, сохранения и приумножения памятников традиционного национального деревянного творчества.

Социокультурное пространство органично сочетает историческую преемственность, непрерывность и дискретность. Постепенно восстанавливается и такая очень важная сфера культурного пространства, как деревянное творчество на базе Студии «Древо».

Список использованной литературы

  1. Арнольдов А.И. Национальные культуры: современное видение. Историческое единство человечества и союз национальных культур // Введение в культурологию. - М., 1993 г.
  2. Беляева Л.А. Социальная стратификация и средний класс в России: 10 лет постсоветского развития / Л.А. Беляева. - М., 2001.
  3. Бондаренко Е.А. Медиаобразование и проблемы преподавания искусства // Педагогика искусства в творческих поисках. М., 1996.
  4. Волков И.П. Учим творчеству // Педагогический поиск. - М., 1987 г.
  5. Воспитательный потенциал системы дополнительного образования детей в современном социокультурном контексте: Материалы Российской научно-практической конференции. - Оренбург, 2000 г.
  6. Даринский А.В. Досуг // Рос. пед. энциклопедия. В 2 т. - 1993.- Т.1.
  7. Зазерский Е.Я. Сегодня и завтра советского клуба. // Клуб и художественная самодеятельность. № 1, 1983.
  8. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. В 3 ч. Ч. 1. - СПб., 2001 г.
  9. Интернет в гуманитарном образовании / Под. ред. Е.С. Полат. - М.: ВЛАДОС, 2001.
  10. Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество. История. Теория. Практика. М., 1998.
  11. Каргин А.С., Хренов Н.А. Функциональный аспект досуга в истории цивилизации. - М., 1993.
  12. Каргин А.С., Хренов Н.А. Функциональный аспект досуга в истории цивилизации. - М., 1993 г.
  13. Лобанова Б.Е. Философия и социология творчества. Саратов, 1983.
  14. Масолев Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований: учебное пособие. - М., 1995.
  15. Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент. Материалы международной научно-практической конференции. М, 2002.
  16. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988 г.
  17. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1971.
  18. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М., 2000 г.
  19. Никитин Б.Н. Ступеньки творчества и развивающие игры. - М., 1989г.
  20. Новаторов В. Культурно-досуговая деятельность. Омск, 1992.
  21. Организация и методика художественно-массовой работы // Д.М. Генкин и др.; Под ред. Д.М. Генкина. - М., 1987 г.
  22. Педагогика сотворчества. Обновление содержания и организации педагогического процесса в учреждении дополнительного образования. Под общей редакцией С.Ю. Степанова. - Петрозаводск, 1995 г.
  23. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социальное воспитание средствами массовой информации и коммуникации // Школьные технологии. - 2002. - №3.
  24. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного и творческого труда в клубе. М., 1983.
  25. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности: Монография. М., 2003.
  26. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. Л., 1977.
  27. Социально-культурная деятельность на пороге XXI века. История, теория, технология: Материалы регион. науч.-практ. конф., посвящ. 25-летию факультета «Управления социально-культурной деятельностью» (14 апреля 1999г.). ВСГАКИ - Улан-Удэ, 1999.
  28. Социальный менеджмент. Учебник. М, 1999.
  29. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Минск, 1981.
  30. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. О философии поступка. Л.,1990.
  31. Шамсутдинова Д.В. Досуговая деятельность как фактор социально-культурной интеграцией личности: Дисс. - СПб ГУКИ, 2003.
  32. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы - М., 1997.

Похожие работы на - Анализ и пути совершествования социально-культурной деятельности в Студии 'Древо'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!