Год
|
Всего
|
Возраст
|
Образование
|
|
|
До 30лет
|
30 - 50 лет
|
Старше 50 лет
|
Высшее
|
Незаконч. /
высшее
|
Средн. / спец.
|
Общее
|
2007
|
8
|
2
|
5
|
1
|
-
|
-
|
3
|
5
|
2008
|
6
|
1
|
4
|
1
|
-
|
1
|
1
|
4
|
Таким образом, на основании вышеизложенных данных можно
сделать следующие выводы:
) при штате, состоящем из 6 человек (на 2008 г.), 1 человек
имеет незаконченное высшее образование, 1 - среднее специальное и 4 человека -
общее.
) возраст сотрудников СДК "Космос" в основном, 30 -
50 лет.
Продолжительность рабочего времени штатных руководителей
устанавливается согласно требованиям Трудового кодекса. В рабочее время руководителей
творческих коллективов засчитывается работа по подбору участников творческого
коллектива и просветительскую и воспитательную работу с участниками; подбор
репертуара; работа по изучению и сбору фольклора; разучивание партий,
разучивание музыкальных и хореографических произведений, театральных ролей,
репетиционная работа; мероприятия по выпуску спектаклей (концертов; ведение
документации творческого коллектива, привлечение спонсорских средств для
развития коллектива; выпуск спектаклей, концертных программ, организация
выставок.
За творческие успехи и общественную деятельность по
популяризации традиционной народной культуры участники и руководители
коллективов художественного народного творчества могут быть представлены к
различным видам поощрения, а именно: грамота, почетный знак, звание
заслуженного работника культуры.
Финансирование на штат и творческую деятельность
(постановочные расходы, приобретение костюмов, инструментов, участие в
конкурсах и фестивалях) предусматриваются в смете учреждения культуры.
Средства, заработанные от продажи билетов на платных мероприятиях коллектива,
спонсорские средства и пожертвования, другие доходы о предпринимательской
деятельности учитываются в соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса
Российской Федерации. Учреждение вправе производить доплату штатным
сотрудникам, а также лицам, привлеченным для постановочных мероприятий по
гражданско-правовым договорам при соблюдении условий составления сметы согласно
требованиям указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Исходя из характера, объема и конкретных условий работы и при
наличии средств, в штат учреждения культуры клубного типа с разрешения
учредителя могут быть введены дополнительные должности специалистов, рабочих,
младшего обслуживающего персонала в соответствии с учрежденными должностными
обязанностями и размерами должностного оклада (тарифной ставки).
Руководитель учреждения культуры клубного типа самостоятельно
распределяет количество и тип необходимых специалистов, исходя из характера и
объема работы внутри фонда заработной платы учреждения.
Система оплаты труда помимо схем должностных окладов включает
оплату труда за работу в особых условиях и в условиях, отклоняющихся от
нормальных, а также стимулирующие выплаты:
- сохранение повышенной оплаты труда
специалистов культуры, работающих на селе;
- сохранение повышенной оплаты труда
работников культуры и искусства, занятых в неблагоприятных климатических
условиях, установленной действующим законодательством.
Прием сотрудников осуществляется на основании Трудового
Кодекса.
С правилами внутреннего распорядка сотрудники ознакомляются
при устройстве на работу.
Правила внутреннего распорядка состоят из следующих пунктов:
. Порядок приема и увольнения.
2. Основные права и обязанности работника.
. Права и обязанности работодателя.
. Рабочее время и его исследование.
. Взыскание за нарушение трудовой дисциплины.
Свободная вакансия - 0,5 ставки художественного руководителя.
СДК "Космос" не хватает специалистов, а именно:
хореографа, педагога по вокалу, культорганизатора.
2.2
Должностные обязанности директора СДК
Характеристика работ: разрабатывает конкретные планы и
программы по досуговой деятельности населения в зоне действия СДК. Составляет
планы производственной и финансово-экономической деятельности учреждения с
учетом новых социально-экономических условий.
Обеспечивает правильное расходование денежных средств и
сохранность имущества, его восстановление и пополнение. Ведет учет и отчетность
в установленном порядке.
Подписывает хозяйственные договоры и финансовые документы:
распоряжается без доверенности имуществом и средствами учреждения; пользуется
правом найма и увольнения; издает приказы и указания в пределах своей
компетенции.
Следит за состоянием помещений и принимает меры к
своевременному ремонту. Руководит работой обслуживающего персонала,
контролирует соблюдение работниками их функциональных обязанностей и трудовой
дисциплины, правил по охране труда, правил противопожарной защиты, техники
безопасности.
Осуществляет постановку спектаклей, концертных программ,
проводит вечера развлечений, массовые игры, организует представления и другой
досуг населения, разрабатывает сценарии.
В подчинении директора находится весь персонал дома культуры.
Режим работы с 15 ч. до 21 ч. выходной - воскресенье,
ненормированный рабочий день.
2.3
Материально-техническая база СДК
Учреждение нуждается в специально
оборудованных помещениях для хореографического и вокального коллективов. Здание
требует капитального ремонта. Оснащенность оборудование СДК представлена в
таблице 2.2 (Приложение 2). В 2008 году на средства, выделенные из районного
бюджета, было приобретено:
· компьютер - 1шт.
· кресла театральные - 100 шт.
· видеопроектор - 1шт.
· синтезатор - 1шт.
· спортивный тренажер - 1шт.
· офисная мебель для кабинета директора
· водонагреватель - 1шт.
Данные приобретения не удовлетворяют
потребности учреждения. Оснащенность компьютерной техникой составляет 2
единицы.
2.4 Сильные и
слабые стороны в деятельности СДК "Космос"
Сильные стороны:
- Профессионализм персонала: коллектив с
поставленными задачами справился, несмотря на нехватку специалистов досуговой
деятельности.
- Большой опыт работы.
- Наличие разнообразных программ и
коллективов.
- Отсутствие конкуренции в данном поселении.
Слабые стороны:
- Слабая материально-техническая база: объемы
выделенных из бюджета ассигнований на техническое оснащение отставали от
реальных потребностей СДК; недостаточно оснащение компьютерной и иной
современной техникой.
- Отсутствие планового мониторинга
общественного мнения и, как следствие, отсутствие прогностических выводов о
современных запросах и потребностях населения в социально-культурной сфере.
- Нехватка кадров для работы СДК.
- Недостаточное финансирование.
Итак, для улучшения деятельности СДК
"Космос" можно предложить регулярное проведение опроса местного
населения с целью выявления запросов и потребностей в социально-культурной
сфере.
Глава 3.
Разработка рекомендаций для совершенствования деятельности СДК
"Космос"
3.1
Организация маркетингового исследования
С целью выявления предпочтений к проведению
культурного досуга населения было проведено маркетинговое исследование в н. п.
Зареченск.
Первой задачей выбора методов проведения маркетинговых
исследований, что является начальным этапом разработки плана маркетинга в сфере
культуры, выступает ознакомление с отдельными методами, которые могут
использоваться при сборе и анализе маркетинговой информации. Следует отметить,
что наиболее приемлемыми методами маркетингового исследования для области
культуры являются методы опроса потребителей, экспертные оценки и
экспериментальные методы. В данном исследовании в качестве метода сбора
первичной информации был выбран письменный опрос населения в форме
анкетирования. В сельском поселении Зареченск проживает 770 человек. В том
числе дети - 66 человек, подростки - 25, молодежь - 33, пожилые - 266.
Половозрастная структура представлена на рис. 3.1 и 3.2 (Приложение 3). В
результате проведения анкетирования было опрошено 90 человек. Половозрастная
структура опрошенных представлена на рис. 3.3 и 3.4.
Рис.3.3 Половая структура опрошенных
Рис.3.4 Возрастная структура
Таким образом, большинство респондентов - это женщины (61%),
возраст большинства респондентов составил 30 - 59 лет (34%).
Структура анкеты (Приложение 4):
1.
Какие
культурные продукты Вы потребляете чаще всего - данный вопрос позволяет
определить рейтинг культурных продуктов в целом.
2.
Как
часто Вы посещаете культурные учреждения - позволяет определить активность
населения в пользовании культурными продуктами.
3.
С кем
чаще всего Вы посещаете культурные учреждения - позволяет определить
референтную группу.
4.
С
какой целью используете СМИ и посещаете учреждения культуры - позволяет
определить мотивацию потребителей культурного продукта.
5.
Укажите
причины, по которым Вы не посещаете / посещаете не так часто как хотелось бы
культурные учреждения.
Следовательно, основная задача маркетинга
в области социально-культурной деятельности - выявление различных типов участия
людей в культурной жизни по степени активности и отслеживания изменения этих
типов среди различных социальных групп и общества в целом. Накопленный опыт
исследований показывает четкую дифференциацию культурных запросов и
предпочтений населения в зависимости от ряда социально-демографических и
географических признаков, что напрямую связано разделением аудитории и
поведением потребителей.
На первый вопрос анкеты (Какие культурные продукты Вы
потребляете чаще всего?) были получены следующие результаты (рис.3.5):
Рис.3.5 Наиболее популярные культурные
продукты
Таким образом, среди жителей, как видно из
диаграмм, различные культурные продукты пользуются разным спросом. Наибольшей
популярностью пользуются ТВ, радио, посещение кинотеатра.
Ситуацию с чтением в настоящее время
определяет ряд факторов. К их числу следует отнести, прежде всего, понижение
уровня знаний и общей культуры населения. С развитием рыночных процессов в
нашей стране усложняется и изменяется профессионально-квалификационная
структура населения, резко уменьшается число учащихся и научных работников,
которым чтение необходимо для успешного выполнения своей социальной роли. В
результате воздействия вышеназванных причин сейчас чтение постепенно перестает
быть одним из самых главных средств усвоения духовных ценностей и знаний.
Интенсивность чтения тоже носит противоречивый и
неоднозначный характер. Снижение темпов роста интенсивности чтения напрямую
связано с широким распространением аудиовизуальных средств массовой коммуникации
(радио, телевидение, аудио - и видеосистемы, компьютеризация).
Что касается посещаемости выставок, то картина следующая.
Выставки посещают только 3% респондентов. Такой низкий показатель обусловлен
отсутствием выставочных залов в сельской местности.
Второй вопрос анкеты позволяет выявить
различия в частоте посещения культурных учреждений среди жителей крупного
муниципального образования и сельской местности. (рис.3.6)
Рис.3.6 Частота посещения культурных учреждений
Как видно из этой диаграммы, большинство жителей посещает
культурные учреждения один раз в месяц.
При ответе на вопрос "С кем вы чаще
всего посещаете культурные учреждения?" получены следующие данные,
рис.3.7.
Рис.3.7 Предпочтения при посещении
культурных учреждений
Таким образом, большинство жителей
предпочитает посещать культурные учреждения с друзьями.
Цели, которые преследуют потребители
культурных продуктов при посещении учреждений культуры (вопрос 4 анкеты),
представлены ниже, рис.3.8.
Рис.3.8 Цели при потреблении культурных
продуктов
Итак, основной целью является отдых, а
также времяпровождение с друзьями.
На пятый вопрос "Укажите причины, по
которым Вы не посещаете / посещаете не так часто как хотелось бы культурные
учреждения" были получены следующие ответы, рис.3.9.
Рис.3.9 Причины, по которым редко
посещают/ не посещают культурные учреждения
Таким образом, у большинства жителей для
более частого посещения культурных учреждений не хватает свободного времени.
Итак, на основании данного исследования можно сделать вывод о
том, что основными потребителями социально-культурных услуг являются молодежь
(18 - 29 дет) и взрослые (30 - 59 лет). Большинство опрошенных предпочитает
отдыхать с друзьями. Частота посещений учреждений культуры - примерно один раз
в месяц. Слабая вовлеченность людей, находящихся на заслуженном отдыхе, т.е.
старшей возрастной группы, а также детей и подростков в сетку мероприятий,
организованных учреждениями культуры говорит о том, что при организации
мероприятий нужно учитывать интересы жителей разных возрастных и социальных
групп.
В качестве направлений улучшения
деятельности можно предложить:
более активное информирование населения о работе и услугах
СДК "Космос" - с помощью рекламы, Интернета и т. д;
регулярное анкетирование потребителей услуг СДК
"Космос".
Нововведением для СДК может стать анкетирование посетителей.
Анкетирование постоянных посетителей СДК и тех, кто никогда здесь не бывает, тоже
можно отнести к путям совершенствования деятельности СДК. Потому что когда не
было проблем с финансированием, с посещаемостью мероприятий и занятий
художественной самодеятельности, вопросы "Бываете ли Вы в СДК?, как
часто?, каких кружков и мероприятий, на Ваш взгляд мало в СДК?" особо
остро не стояли. Но сегодня действительность заставляет нас работать по-новому.
Учреждениям культуры необходимо оперативно и адекватно решать
задачи, диктуемые жизнью. Поэтому, вероятно, надо начинать с создания банков данных
- и о людях, и о досуговых коллективах, сформировать центр инициативы, например
молодежи, ведь молодые люди лучше знают вкусы и интересы своих сверстников,
поэтому могут лучше организовать свой досуг т.е. надо чтобы инициатива шла от
молодежи, нужны лидеры. Важно умело использовать способность молодежи к
самореализации и самоорганизации и банк идей. Можно предложить задействовать
молодежь: они могут помогать в распространении рекламы и билетов в оформлении
сцены, в проведении мероприятий и других важных делах СКД. Могут сами выступать
инициаторами многих досуговых программ.
Необходимо повышать уровень квалификации сотрудников.
Конечно, много нового и полезного для своей работы узнаешь из профессиональных
журналов, из различной методической литературы. Но никакие издания не заменят
живого общения с коллегами, непосредственных впечатлений. Необходимо больше
выезжать в другие регионы, обмениваться опытом.
Также можно предложить внедрение платных услуг СДК:
- краткосрочная сдача в аренду помещений и
залов;
- работа отдельных кружков и коллективов;
- прокат сценических костюмов и реквизита,
спортивного инвентаря;
- составление и разработка сценариев на
заказ;
- организовать бильярдную комнату,
Интернет-кафе и др.
Увеличение набора предлагаемых культурно-досуговых услуг для
разных категорий населения. Среди таковых могут быть салонные встречи:
музыкальные, литературные, краеведческие, театральные, юридические и т.д., с
соответствующей программой).
Мотивом для проведения салона может стать встреча с
интересными людьми, вечера воспоминаний об известных поэтах, музыкантах,
художниках, писателях с просмотром или прослушиванием их произведений в
исполнении гостей или участников салонов.
Заключение
На основании данных, представленных в
первой главе, можно сделать следующие выводы. В н. п. Зареченск имеется
единственный сельский дом культуры "Космос". Он является
культурно-просветительным центром для жителей Зареченска. СДК ведет
культурно-просветительную работу среди жителей поселка. Но, кроме этого, в Доме
культуры проводятся общественные мероприятия: учеба и совещания общественного
актива, торжественные собрания, смотры художественной самодеятельности,
выставки. Деятельность дома культуры насыщена самыми разнообразными культурными
программами. В своей работе Дом культуры старается охватить все возрастные
группы населения. Участвует в региональных и федеральных программах.
Во второй главе представлен анализ
организационной среды СДК "Космос". В штате СКД "Космос" 6
человек. СДК "Космос" не хватает специалистов, а именно: хореографа,
педагога по вокалу, культорганизатора. Учреждение нуждается в специально
оборудованных помещениях для хореографического и вокального коллективов. Здание
требует капитального ремонта. Были выявлены сильные и слабые стороны в работе
ДК "Космос".
По результатам маркетингового исследования, представленного в
третьей главе отчета, можно сделать выводы о слабой вовлеченности людей,
находящихся на заслуженном отдыхе, т.е. старшей возрастной группы, а также
детей и подростков в сетку мероприятий, организованных учреждениями культуры
говорит о том, что при организации мероприятий нужно учитывать интересы жителей
разных возрастных и социальных групп.
В качестве направлений улучшения
деятельности были предложены следующие рекомендации: - более активное информирование
населения о работе и услугах СДК "Космос" - с помощью рекламы,
Интернета и т.д.; регулярное анкетирование потребителей услуг СДК
"Космос". Таким образом, услуги СДК "Космос" могут быть
более конкурентоспособными при внедрении предложенных в третьей главе
рекомендаций.
Список
используемых источников
1. Годовой
отчет за 2008 год СДК "Космос".
2. Жарков
А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность. - М.: МГУК, 1998. - 462 с.
. Жарков
А.Д. Культурно-досуговая деятельность как самостоятельная отрасль
педагогической науки. // Образование и общество. - 2007. - № 2. - С.98 - 105.
. Крылова
Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: Учеб. пособие для вузов. -
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 519 с.
. Мотина
Л.В. Социально-экономические показатели культурно-досуговой деятельности в
регионе (на примере Орловской области) // Образование и общество. - 2007. - №
2. - С.114 - 119.
6. Панкрухин А.П.
Маркетинг: Учебник. - 4-е изд. - М.: Омега-Л, 2006. - 656 c.
<#"585158.files/image009.gif">
Рис.3.1 Половая структура
Рис.3.2 Возрастная структура
Приложение 4
Анкета
Уважаемый (ая)
В рамках проведения мониторинга отрасли
культуры СДК "Космос" проводит исследования культурного досуга
населения. Просим Вас заполнить предложенную нами анкету. Спасибо!
№ п/п
|
Вопрос
|
Ответы
|
1
|
Какие
культурные продукты вы потребляете чаще всего?
|
|
|
Телевидение
|
|
|
Радио
|
|
|
Журналы
|
|
|
Газеты
|
|
|
Книги
|
|
|
Интернет
|
|
|
Кинотеатры
|
|
|
Выставки
|
|
|
Дискотеки
|
|
2
|
Как часто Вы
посещаете культурные учреждения?
|
|
|
1 раз в год
|
|
|
1 раз в месяц
|
|
|
несколько раз в
месяц
|
|
|
1 раз в неделю
|
|
|
несколько раз в
неделю
|
|
3
|
Чаще всего Вы
посещаете культурные учреждения и мероприятия
|
|
|
один/одна
|
|
|
с друзьями
|
|
|
с детьми/ с
родителями
|
|
|
с женой/мужем
|
|
|
всей семьей
|
|
4
|
С какой целью
Вы посещаете учреждения культуры?
|
|
|
отдохнуть
|
|
|
повысить свой
культурный уровень
|
|
|
провести время
с друзьями
|
|
5
|
Укажите
причины, по которым Вы не посещаете / посещаете не так часто как хотелось бы
культурные учреждения?
|
|
|
нехватка
времени
|
|
|
финансовые
трудности
|
|
|
другое
|
|
6
|
Укажите,
пожалуйста, некоторые сведения о себе
|
|
|
возраст
|
|
|
состоите ли в
браке
|
|
|
имеете ли детей
(если да, то сколько)
|
|
Дата_____________