Приобретение гражданства Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,52 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Приобретение гражданства Российской Федерации

Содержание

Введение

Глава 1. Гражданство как особый правовой статус

.1 Понятие гражданства Российской Федерации

.2 Правовое регулирование гражданства Российской Федерации

Глава 2. Способы приобретения гражданства Российской Федерации

.1 Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению

.2 Прием в гражданство Российской Федерации

.3 Восстановление в гражданстве Российской Федерации

.4 Приобретение гражданства Российской Федерации по иным основаниям

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

В современной Российской Федерации провозглашен демократический политический режим, что означает не только право граждан на участие в управлении государством, но и широкую систему прав и свобод, принадлежащих человеку и гражданину, гарантии их реализации.

Конституция Российской Федерации установила основные принципы гражданства, в соответствии с которыми права и обязанности гражданина являются едиными по своему объему, равными вне зависимости от оснований приобретения гражданства, наложен запрет на лишение гражданства (в том числе, в качестве кумулятивной санкции за совершение политических преступлений), подтверждено право граждан на множественное и двойное гражданство.

Современное государство характеризуется не только с точки зрения содержания внутригосударственных норм, но и степенью их соответствия ратифицированным общепризнанным принципам международного права.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. провозгласила право каждого человека на гражданство, в том числе право изменения гражданства и запрет лишения гражданства. Таким образом, действующие конституционно-правовые нормы существуют в установленном международно-правовом поле.

В связи с происходящими в современном мире процессами глобализации, открытием границ, свободой передвижения, потоком мигрантов, свободой брачных союзов вне зависимости от гражданства лиц, вступающих в брак вопросы приобретения гражданства носят насущный характер, приобретают новые черты, которые нуждаются в изучении.

Так как Российская Федерация по форме территориального устройства представляет собой федерацию, ее субъекты имеют определенную долю самостоятельности. Но вопросы гражданства отнесены к исключительной компетенции федерации, т.к. гражданство непосредственно влияет на объем прав и обязанностей граждан, преимущественно на политические и социальные права, которые имеют непосредственное значение для сферы государственного управления.

Наиболее острой проблемой института гражданства в современном российском государстве остается вопрос приобретения статуса граждан России лицами, родившимися и проживавшими на территории бывшего СССР. Далеко не все нормы законов о гражданстве 1991 и 2002 годов просты в применении по отношению к данному кругу лиц.

Таким образом, обозначенная актуальность обусловила цель исследования: проанализировать основные пути приобретения гражданства Российской Федерации. Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:

-выделить понятие «гражданство Российской Федерации» как особый правовой статус;

-охарактеризовать основные принципы гражданства Российской Федерации;

-проанализировать основания и способы приобретения гражданства Российской Федерации.

Таким образом, объектом настоящего курсового исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере приобретения гражданства Российской Федерации. Следовательно, предмет исследования составили правовые нормы международного и российского законодательства, регулирующих институт гражданства как элемент конституционно-правового статуса человека.

Вопросы гражданства рассматривались большим количеством исследователей, анализ данного правового института можно найти в работах С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, Н.В. Витрука, Б.Н. Габричидзе, Л.Д. Воеводина, Ю.А. Дмитриева, В.Я. Кикотя, Е.И. Козловой, С.А. Комарова, В.М. Курицына, О.Е. Кутафина, Е.А. Лукашевой, С.С. Маилян, В.П. Малахова, Г.В. Мальцева, О.О. Миронова, Н.А. Михалевой, А.В. Мицкевич, А.С. Прудникова, В.Д. Самойлова, Б.А. Страшуна, Б.Н. Топорнина, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева и др.

Для выполнения определенных задач и достижения поставленной цели были использованы такие методы научного познания, как синергетический, метод анализа и синтеза, метод исторической ретроспективы, метод сравнительного правоведения и др.

Глава 1. Гражданство как особый правовой статус

.1 Понятие гражданства Российской Федерации

Институт гражданства является одним из наиболее значимых государственно-правовых институтов, так как определяет правовой статус гражданина, подчеркивает правовую связь между гражданином и государством и влияет на объем прав и обязанностей. Конституция РФ перечисляет большой объем прав человека, но к этому объему дополняются и права гражданина, которые лицо, не обладающее статусом гражданина Российской Федерации, реализовать не может.

Конвенция ООН, регулирующая вопросы коллизий правовых норм, регулирующих гражданство, установила, что государства вправе самостоятельно определять на основании внутригосударственного законодательства критерии и требования относительно данного правового статуса.

Объем и содержание термина «гражданство» - явление динамическое. В частности, термину «гражданство» предшествовал термин «подданство», на сегодняшний день применимое в монархических государствах в соответствии с государственно-правовой традицией. Исследователи, в попытках разделить эти два понятия, аргументируют, что «гражданство» осуществляется по отношению к государству, а «подданство» - по отношению к монарху. В современном мире фактическая разница между содержанием этих двух терминов отсутствует.

В связи с тем, что гражданство непосредственно влияет на осуществление политических прав граждан в государстве, а, следовательно, оказывает влияние на участие гражданина в управлении государством, правовые нормы, регулирующие вопросы гражданства, всегда непосредственно связаны с основными направлениями внутренней и внешней политики государства. Политизированность правовых норм можно проследить и на примере отечественного законодательства: в Российской империи подданные разделялись на категории, обладающие различным правовым статусом, что в целом соответствовало сословной стратификации общества; в советском государстве лишение гражданства выступало в качестве меры наказания за деяния, несоответствующие званию «советского гражданина».

Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. определила гражданство как устойчивую правовую связь лица и государства без указания на этническое происхождение данного лица. Эта норма связана со все повышающейся степень полинациональности состава современных государств, а не только традиционно политэтнических.

В юридической науке существует плюрализм мнений относительно содержания понятия «гражданства». В общем их можно свести к следующему:

-гражданство определяется как принадлежность физического лица к государству;

-гражданство рассматривается в виде правовой или политико-правовой связи физического лица с государством;

-третье направление объединяет предыдущие, т.е. гражданство трактуется как юридическая связь физического лица с государством с признаком принадлежности лица к государству;

-гражданство также определяется как состояние физического лица в государстве.

Таким образом, гражданство - многостороннее явление. Это одновременно и объективное право как институт конституционного права в виде совокупности правовых норм, регулирующих вопросы гражданства. При этом гражданство - это и субъективное право человека находится в правовой связи с конкретным государством, а также право изменить или прекратить данную правовую связь. Именно институт гражданства отражает весь объем связей, существующих в социуме между гражданином и государство: политических, экономических, социальных, психологических и др.

Некоторые исследователи рассматривают гражданство как особое правоотношение. В результате дедуктивного анализа структуры данного правоотношения, выделяют в качестве субъектов данного правоотношения гражданина и государство, объектом выступают интегрирующий фактор, содержание составляют их взаимные права и обязанности, а юридическим фактом для возникновения данного правоотношения выступает юридическое оформление данной правовой связи. Т.е. российское гражданство, в отличие от других правовых связей, нуждается в юридическом оформлении и это оформление должно соответствовать правилам, установленным государством. Перечень документов, определяющих правовую связь лица с Российской Федерацией, установлен в ст. 10 Федерального закона «О гражданстве РФ»: документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются паспорт гражданина Российской Федерации; свидетельство о рождении; иной документ, содержащий указания на гражданство.

Особе внимание современное российское законодательство обращает на зависимость правового статуса лица от территории проживания. К данной проблеме относится правовой статус граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории РФ, и правовой статус иностранных граждан и апатридов, проживающих на территории РФ. В качестве базового принципа гражданства РФ установлено, что проживание лица вне территории РФ не влечет за собой прекращение его гражданства. Статус иностранных граждан и апатридов урегулирован не только с точки зрения надлежащего объема их прав и обязанностей по отношению к Российской Федерации, но и относительно права лиц данной категории на приобретение гражданства РФ.

Федеральное законодательство устанавливает критерий устойчивости по отношению к статусу гражданства. Это означает, что объем прав и обязанностей не только не зависит от конкретного временного и территориального нахождения гражданина, но и длительность действия данного статуса: гражданство - преимущественно длящееся правоотношение, несмотря на право гражданина его изменить. Подавляющее большинство граждан не меняют гражданство и не выходят из него, даже если действия конкретных политических сил в государстве вызывают у них неодобрение.

Таким образом, гражданство - это отношения не с конкретными лицами, осуществляющими государственную власть, а с государством как непосредственным участником данного правоотношения. При этом гражданство относится к институту публично-правовых норм и изменение объема прав и обязанностей зависит от решения государства как властвующего субъекта государственного управления. В целом, отношения гражданства строятся по принципу «власти-подчинения», что является вполне оправданным с точки зрения значимости данного института для общества в целом. Но ограничительным принципом выступает запрет односторонних решений не только со стороны гражданина, а и со стороны государства - на основании ч. 3 ст. 6 Конституции РФ гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Таким образом, закрепленные в действующем законодательстве принципы гражданства выражают иную, нежели советскую, концепцию гражданства.

Гражданство представляет собой не просто институт конституционного права, но и носит межотраслевой характер: объем прав и обязанностей зависит от наличия или отсутствия российского гражданства по отношению к любым правам, урегулированным законодательством РФ. Например, в отношении иностранных граждан действуют повышенные налоговые ставки при осуществлении деятельности на территории РФ.

Гражданство влияет не только на объем прав и свобод гражданина, но и на объем обязанностей государства, т.к. правоотношению свойственен корреспондирующий порядок осуществления прав и обязанностей субъектов. В качестве обязанностей Российской Федерации на первое место выступает обязанность предоставления защиты граждан РФ как на территории РФ, так и за ее пределами. На осуществление данного правила и направлен принцип запрета экстрадиции.

Таким образом, можно принять за основу в рамках настоящего исследования терминология действующего законодательства Российской Федерации и согласиться с легальным вариантом содержания данного термина, определяющим гражданство РФ как устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей2. В данном случае в качестве дополнения термина можно предложить включить в определение необходимости взаимной ответственности, что будет соответствовать принципам правовой государственности.

Гражданами РФ признаются:

а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу Федерального «О гражданстве РФ»;

б) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с этим Законом.

Гражданство РФ является равным независимо от оснований его приобретений, граждане РФ имеют равные гражданские права и несут равные гражданские обязанности.

Гражданин РФ, имеющий иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ. Исключения составляют случаи, предусмотренные международным договором РФ или федеральным законом. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства РФ. Таким образом, федеральный закон разделяет понятие «иного» («множественного») и двойного гражданства: под двойным гражданством понимает только такой вариант, когда заключен международный договор или соглашение с государством иного гражданства гражданина. В этом случае обязанности, выполненные перед одним из государств-участников такого соглашения, второе государство-участник засчитывает как выполненное и перед ним. Статус двойного гражданства в целом неудобен для государств, поэтому в настоящее время идет постепенное сокращение таких договоров и соглашений.

Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменения гражданства, а также автоматического изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных супругами детей. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой автоматического изменения гражданства другого супруга. Таким образом, реализация субъективных прав граждан, иностранных граждан или лиц без гражданства на заключение брака окончательно отнесена к сфере частной жизни и не влияет на публично-правовой статус гражданства.

1.2 Правовое регулирование гражданства Российской Федерации

Конституция РФ закрепила в Главе 1 основные принципы конституционного строя, провозгласив государство демократическим, и установив приоритет прав человека и гражданина. Ст.ст. 6, 61, 62 Конституции РФ устанавливают основные принципы регулирования статуса гражданства в современной Российской Федерации, в том числе статус иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Конституции РФ действует Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», регулирующий основные вопросы, возникающие в сфере осуществления прав и обязанностей, связанных с гражданством, его приобретением или выходом из него. В соответствии с данным Федеральным законом гражданство Российской Федерации приобретается по следующим основаниям:

-по рождению (действует и «принцип крови», и «принцип почвы);

-в порядке приема в гражданство (в общем или упрощенном порядке);

-в порядке восстановления в гражданстве.

Статус иностранных граждан в РФ регулируется Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и другие.

Основным подзаконным актом, регулирующим вопросы гражданства, является принятый во исполнение Федерального закона «О гражданстве РФ» Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», в котором содержатся, помимо процессуальных норм по вопросам гражданства, бланки заявлений о приеме в гражданство РФ и о выходе из гражданства РФ.

В рамках подзаконно-правового регулирования статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, регулирующих их право на приобретение гражданства РФ, являются такие акты, как постановления Правительства Российской Федерации, приказы Федеральной Миграционной Службы РФ.

При этом внутригосударственные правовые нормы, на основании ч. 4 ст. 15 Конституции РФ не должны противоречить международно-правовым актам, действующим в сфере вопросов гражданства. К таким актам, прежде всего, относится Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г., устанавливающей основные правила взаимоотношений ратифицировавших данную конвенцию государств в сфере взаимоотношений с иностранными гражданами.

Таким образом, объем правового регулирования вопросов приобретения гражданства РФ достаточно большой, при этом значительную часть вопросов приобретения гражданства регулируют подзаконные акты, содержащие процессуальные нормы во исполнение материальных, закрепленных в Конституции и федеральных закона. Законы субъектов РФ не могут устанавливать дополнительные правила в сфере гражданства, т.к. вопросы гражданства РФ отнесены к предметам исключительного ведения Российской Федерации.

Институт гражданства - не статичный правовой институт, правовые нормы постоянно изменяются в связи с неизолированностью Российской Федерации в международно-правовом пространстве. Эффективность существующих правовых норм зависит не только от их технической составляющей, но и от уровня дипломатических взаимоотношений с иностранными государствами.

Современное состояние общества как находящееся внутри глобализационного процесса отражается не только на формировании международно-правовых норм, которые ратифицируют государства. Приоритет международных норм и правил регулирования отношений приводит к унификации внутригосударственного законодательства. Тем не менее, единых «мировых» правил приобретения гражданства, скорее всего, в ближайшем будущем ожидать не стоит, т.к. каждое государство действует в рамках собственных исторических и культурных традиций, складывающихся на протяжении длительного времени. Уничтожение таких традиций приведет к гораздо более негативным последствиям, чем существующие коллизии правовых норм, регулирующих статус гражданства.

гражданство правовой обязанность государство

Глава 2. Способы приобретения гражданства Российской Федерации

.1 Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению

Вопросы приобретения гражданства Российской Федерации по рождению регламентированы ст. 12 указанного Закона. Частью 1 данной нормы установлено, что приобретение гражданства РФ ребенком возможно при условии, если в момент его рождения:

-по «принципу почвы» - если ребенок родился на территории РФ и его родителя являются гражданами государства, которое не предоставляет этому ребенку своего гражданства, или если родители являются апатридами.

При этом необходимо отметить, что в отличие то ранее действовавшего законодательства о гражданстве в данной норме Федерального закона отражены все возможные случаи приобретения детьми гражданства Российской Федерации, как по «принципу крови», так и по «принципу почвы». В том числе, Федеральный закон устанавливает возможность приобретения гражданства в случае нахождения ребенка на территории РФ и отсутствии сведений о его родителях, ребенок считается рожденным на территории Российской Федерации и приобретает гражданство РФ по «принципу почвы». Данное положение направлено на практическую реализацию принципа сокращения числа апатридов. При этом необходимо учитывать, что ребенком, в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О гражданстве», является лицо до восемнадцатилетнего возраста.

2.2 Прием в гражданство Российской Федерации

Принципиально новым является введение Федеральным законом понятий «общий порядок» (ст.3) и «упрощенный порядок» (ч.1 ст. 14) рассмотрения вопросов гражданства.

При этом общим порядком приобретения гражданства РФ является рассмотрение вопросов гражданства и принятия по ним решений Президентом РФ в тех случаях, когда обращающиеся с ходатайством о принятии в гражданство лица должны выполнить все условия, предусмотренные законом. В случае, когда предоставляются «льготные» условия, т.е. если некоторые общие условия сняты, такой порядок именует упрощенным. Круг лиц, которые имеют право обращаться в упрощенном порядке, является четко ограниченным и не подлежит расширению. К таким лицам, например, относятся дееспособные совершеннолетние иностранцы и апатриды, при наличии у них на территории РФ нуждающихся в их опеке родителей или детей-граждан РФ.

Требование выполнения условия об определенном сроке постоянного проживания ограничивается условием исчисления такого срока: с момента получения вида на жительство и если в течение одного календарного года лицо не покидало территорию РФ более, чем на три месяца суммарно.

Одной из главных причин неправильного толкования Федерального закона, якобы регулирующего вопросы иммиграции, является непонимание его сути как института, устанавливающего нормы и правила получения российского гражданства иностранными гражданами и лицами без гражданства (натурализации), постоянно проживающими в России и имеющими с ней реально устойчивые правовые связи, предполагающие верность и лояльность государству.

В связи с этим с учетом интересов государства и общепринятой практики условия приобретения гражданства дополнены обязательствами: соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации (п. «б» ст. 13), иметь законный источник средств к существованию (п. «в» ст. 13), соблюдать порядок отказа от имеющегося иного гражданства (п. «г» ст. 13). Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин.

Отказ от иного гражданства отвечает принципу устойчивой правовой в связи с государством и согласуется с широко распространенной законодательной и правоприменительной практикой других государств. Это требование не исключает возможности приобретения гражданином Российской Федерации в дальнейшем иного гражданства согласно ст. 62 Конституции РФ.

Требование о владении русским языком, установленное Федеральным законом (п. «д» ст.13) прежде всего, необходимо для будущего гражданина в целях адаптации и интеграции в общество.

Частью 2 ст. 13 определено, что срок проживания на территории РФ сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований а) рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства бывшего СССР (ранее данная категория лиц приобретала гражданство РФ в порядке регистрации); б) состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет (ранее действовавший закон этого требования не содержал, что в отдельных случаях явилось почвой для злоупотреблений в форме заключения фиктивных браков в целях приобретения российского гражданства без всяких условий); в) наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами РФ (новая норма, не имевшая аналогов); г) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; д) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации; е) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

В статье 14 Федерального закона, устанавливающей порядок приема в гражданство РФ в упрощенном порядке, излагаются льготные условия, основанные на практике применения ранее действующего Закона в специфическом постсоветском правовом поле.

Без соблюдения условий, предусмотренных п. «а» ч.1 ст. 13 (о соблюдении необходимого срока проживания на территории Российской Федерации), с заявлениями о приеме в гражданство РФ в праве обратиться иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, если они: а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации; б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

Содержание ст.13 (ч. 2, п. «а», «б» и «в» ч. 3) и ст. 14 Федерального закона отвечает интересам россиян, оказавшихся после распада СССР за пределами России, и в рамках международного договора отражает положения ст. 11 Закона РФ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».

2.3 Восстановление в гражданстве Российской Федерации

С учетом практики реализации ранее действующего Закона и международного опыта процедура восстановления в гражданстве приравнена к приобретению гражданства (ст. 15). При этом соблюдаются все условия, предусмотренные ч.1 ст.13 Федерального закона, кроме срока их проживания на территории Российской Федерации, который сокращен до трех лет.

Статьей 16 Федерального закона конкретизирован и значительно расширен перечень оснований для отклонения заявлений о приобретении гражданства.

В первую очередь это связано с недопущением приобретения российского гражданства нежелательными элементами, в том числе и криминальными, защитой государственных интересов Российской Федерации.

Данной нормой Федерального закона установлено, что отклоняются заявления о приеме в гражданство РФ и в восстановлении в гражданстве РФ, поданные лицами, прием в гражданство которых повлечет за собой неблагоприятные последствия для самой РФ или иных лиц. Например, такими основаниями является нарушение основных принципов устройства государства (например, призывы к свержению власти); наличие административных санкций в виде выдворения за пределы РФ в течение пятилетнего срока, предшествующего обращению лица; привлечены в уголовной ответственности и т.п.

2.4 Приобретение гражданства Российской Федерации по иным основаниям

К иным основаниям приобретения гражданства Российской Федерации, установленным Федеральным законом, можно отнести выбор гражданства в порядке оптации: т.е. в случае, если изменена граница РФ. При таком условии проживающие на территории с измененным статусом, имеют право выбрать гражданство: оставить прежнее гражданство, приобрести гражданство государства, к которому отошла территория, или остаться лицами без гражданства. По сути, именно оптация послужила для большинства граждан СССР основанием приобретения гражданства РФ.

Механизм оптации (условия, сроки, порядок) устанавливается международным договором в каждом конкретном случае.

Закон РФ, хотя и не предусматривает автоматического приобретения гражданства лицами, состоявшими в гражданстве бывшего СССР, не содержит строгих ограничений для его приобретения в порядке приема. По закону 1991 года приобретения гражданства такими лицами допускалось в порядке регистрации, поскольку оптация подразумевает изменение территории государства, а при распаде СССР произошло формирование 15 новых независимых государств.

Основания приобретения гражданства Российской Федерации также закреплены в главе V Федерального закона «О гражданстве РФ».

Частью 1 ст. 24 этого Закона установлено, что ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство Российской Федерации.

При этом установлен следующий порядок приобретения гражданства РФ ребенком при приобретении гражданства РФ одним из его родителей.

Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий на территории Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации (ч. 1 ст. 25).

Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий за пределами Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей (ч. 2 ст. 25).

Если один из родителей, имеющий иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации (ч. 3 ст. 25).

Если один из родителей, приобретающий гражданство Российской Федерации, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей (ч. 4 ст. 25).

Такое полное и четкое разграничение оснований приобретения гражданства Российской Федерации ребенком при приобретении российского гражданства одним из родителей напрямую связано с гражданством его обоих родителей (наличием или отсутствием такового), согласием родителей на изменение гражданства ребенка, местом проживания ребенка.

Статьей 26 Федерального закона установлены основания приобретения гражданства Российской Федерации детьми при усыновлении (удочерении).

Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином Российской Федерации, или супругами, являющимися гражданами Российской Федерации, или супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой - лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином Российской Федерации (ч.2 ст. 26).

Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, может приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка (ч.3 ст. 26). В данном случае при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает гражданство Российской Федерации со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории Российской Федерации (ч.4 ст.26).

В связи с несовершенством ранее действовавшего законодательства о гражданстве большую проблему вызывало определение порядка приобретения гражданства Российской Федерации детьми и недееспособными лицами, над которыми установлены опека или попечительство. Данный пробел устранен ст. 27 указанного выше Федерального закона. В нем установлены следующие положения.

Дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, приобретают гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя (ч.1 ст.27).

Ребенок или недееспособное лицо, находящиеся на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении Российской Федерации, приобретает гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению руководителя учреждения, в котором содержится ребенок или недееспособное лицо (ч.2 ст.27).

Ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего гражданство Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации одновременно с указанным гражданином по его заявлению (ч.3 ст.27).

Глава 3. Прекращение гражданства Российской Федерации

На основании ФЗ «О гражданстве РФ» гражданство РФ может быть прекращено в результате выхода гражданина из гражданства или иных оснований, предусмотренных ФЗ «О гражданстве РФ» или международными договорами РФ.

Основанием для выхода из гражданства является добровольное волеизъявление гражданина РФ.

В целях защиты интересов Российской Федерации и иных лиц, в том числе, самого гражданина РФ, установлено правило отказа в удовлетворении заявления гражданина при наличии хотя бы одного из фактов, ограничивающих, таким образом право гражданина на свободу распоряжения своим гражданство. К таким основаниям относится:

-привлечение гражданина в качестве обвиняемого по уголовному делу;

-наличие в отношении гражданина подлежащего исполнению обвинительного приговора суда;

-наличие у гражданина невыполненных обязательств на территории РФ (неуплаченные налоги и штрафы, невыплаченные кредиты и т.д.);

-отсутствие у гражданина гражданства иностранного государства или достаточно веских оснований для приобретения гражданства иностранного государства (данное ограничение направлено на исполнение принципа по сокращению числа лиц без гражданства, который заявлен в ФЗ «О гражданстве РФ»).

В качестве иных оснований, которые могут быть рассмотрены для прекращения гражданства РФ, например, можно использовать оптацию как независящий от воли гражданина юридический факт, но предоставляющий ему право выбора гражданства.

В случае, если гражданство РФ было приобретено лицом на основании подложных документов и/или были предоставлены ложные сведения, например, при обращении гражданина с ходатайством о приеме в гражданство, Российская Федерация в лице своих органов государственной власти имеет право отменить решение о предоставлении гражданства РФ, и, таким образом, прекратить неправомерно возникшую правовую связь с данным лицом.

В последнем случае приходится говорить о лишении гражданства РФ (хотя прямо Закон 2002 г. не дает такого понятия, но по содержанию оно подразумевается).

В соответствии с п. 1 ст. 36 Закона 2002 г. лицо, в отношении которого принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации, вправе вновь обратиться с заявлением по вопросам гражданства Российской Федерации не ранее чем по истечении одного года после принятия предыдущего решения. В то же время п. 2 этой же статьи указывает, что при наличии обстоятельств, которые не были или не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть принято к рассмотрению без соблюдения вышеназванного срока.

Заключение

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать определенные выводы.

Гражданство представляет собой существенный элемент правового статуса человека, и обладает взаимным характером по отношению к государству. В связи с этим принципы регулирования данного статуса закреплены в Конституции РФ как основном законе, имеющем высшую юридическую силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Конституции РФ принят Федеральный закон «О гражданстве РФ», закрепляющий правила регулирования данного статуса. Принципы регулирования, закрепленные конституционно, раскрыты в своем содержании на уровне федерального законодательного регулирования.

Гражданство можно определить как политико-правовую связь лица с государством, выражающуюся в совокупности их прав, обязанностей и взаимной ответственности, т.к. совокупность взаимных прав и обязанностей всегда порождает взаимную ответственность. Следовательно, определение ст. 3 ФЗ «О гражданстве РФ» нуждается в дополнении.

На основании принципов регулирования правового статуса гражданства необходимо особо выделить принцип единства и равенства гражданства, т.к. приобретение гражданства по различным основаниям во многих государствах негативно влияет на объем прав и обязанностей (например, до недавнего времени в некоторых государствах (Германия, Израиль) отсутствовал «принцип почвы», в настоящее время кандидат на президентские выборы в США и Франции должен быть гражданином по рождению, а не натурализованным, и т.п.).

Непосредственное значение статус гражданства имеет в сфере политических и социальных прав: правом на участие в управлении государством обладают только граждане этого государства, а обязанность поддерживать государство несет только перед своими гражданами. Таким образом приобретение статуса гражданства влияет на осуществляемый объем прав. При этом по принципу корреспондеции содержания правоотношения граждане не только обладают большим по сравнению с неграждананми государства объемом прав и свобод, но и несут дополнительные, гражданские обязанности. Таким образом, необходимым условием приобретения гражданства РФ должно стать оказание юридической консультации перед подачей ходатайства о натурализации. Например, на решение данной проблемы частично направлен Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи».

Основная проблема в настоящее время в отношении реализации правовых норм в сфере упрощенного приема в гражданство находится в рамках реализации данного права бывших граждан СССР, оставшихся на территориях, получивших суверенитет. Законодательство этих в настоящее время независимых государств имеет в целом такие же проблемы, как и российское. При этом конечной проблемой выступает объем прав лиц, попадающих под коллизионность правовых норм, регулирующих их статус. Нередко такие лица остаются апатридами, не имеющими правовой связи ни с одним из государств. А в связи с процессами все усиливающейся миграции часть таких лиц без гражданства находится, в том числе, на территории РФ и не всегда легально. Такое положение вызывает состояние постоянного конфликта как между Российской Федерацией и апатридами, находящимися на ее территории, так и между государствами, чьи нормы вступают в коллизию. Заключение соглашений об урегулированности таких споров способствует мирному и эффективному разрешению конфликтов, что в конечном итоге благоприятно влияет на положение конкретных физических лиц.

В этой сфере политика Российской Федерации в отношении сокращения числа лиц без гражданства путем предоставления им на льготных условиях (например, сокращение ценза оседлости) выглядит вполне соответствующей мировой практике. Опасения вызывает только состояние европейских государств. Слишком далеко зашедших в вопросах либерализации законодательства о гражданстве и вынужденных ужесточать правовые нормы с целью самосохранения.

Право граждан на восстановление в гражданстве направлено на защиту прав и законных интересов лиц, которые утратили необходимость (или возможность) приобретения гражданства иностранного государства, на которое рассчитывали при выходе из гражданства Российской Федерации.

Список использованных источников и литературы

1.Правовые документы

.1.Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 05.04.1995.

.2.Европейская социальная хартия / ФЗ от 03.06.2099 № 101-ФЗ О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 03 мая 1996г. // РГ. № 102. 05.06.2009.

.3.Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // РГ. № 237. 25.12.1993.

.4.Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ - 09.11.2009.

.5.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 23.12.2010) // Российская газета - 27.12.2010.

.6.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 16.11.2011) // Российская газета. N 256. 31.12.2001.

.7.Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации #"justify">.8.Федеральный закон от 03.06.2099 № 101-ФЗ О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 03 мая 1996г. // РГ. № 102. 05.06.2009.

.9.Федеральный закон от 25.07.2002 №115-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // Парламентская газета, №144, 31.07.2002.

.11..Указ Президента РФ от 14.11.2002 №1318 (ред. от 19.10.20011) "Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава" // Российская газета, №219, 19.11.2002.

.12.Указ Президента РФ от 19.07.2004 №928 (ред. от 03.12.2011) "Вопросы Федеральной миграционной службы" // Собрание законодательства РФ", 26.07.2004, №30, ст. 3150.

.13.Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 №828 (ред. от 27.05.2011) "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 16.08.2010.

.14.Конституция (Основного Закона) Российской Федерации 1978 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1978. N 15. ст. 407.

. Специальная литература

.1.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / М. В. Баглай. 6-е изд., изм. и доп. М.: НОРМА, 2007.

.2.Бархатова Е.Ю. Гражданство и регистрация: Москва, Россия, СНГ / 3-е издание, переработанное и дополненное. М.: Проспект, 2009.

.3.Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: ПРОСПЕКТ, 2010.

2.4.Блинов А.Б., Чаплин Н.Ю. Гражданство России: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2002. №4.

.5.Варлен М.В. Новые аспекты института российского гражданства // Законность. 2002. №12.

.6.Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008.

.7.Выстропова А.В., Боков Ю.А. Практикум по конституционному праву России. Волгоград: ВолГУ, 2007.

.8.Головистикова А.Н. Конституционно-правовая охрана жизни человека в Российской Федерации. М: МГУ, 2008.

.9.Головко С.Н. Конституционное право России. Н.Новгород: Нижегород. гос. архит. - строит. ун-т, 2008.

.10.Голубок С.А. Конституционное право России. Учеб. пособие. 5-е изд. М.: ПРИОР, 2008.

.11.Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. М., 2006.

.12.Горылев А.И. Конституционное право России. Н.Новгород: ННГУ, 2009.

.13.Дальдинова И.С. Конституционно-правовое регулирование приобретения и прекращения гражданства в Российской Федерации. / Дис… к.ю.н.: 12.00.02. Ставрополь, 2005.

.14.Дмитриев Ю.А. (ред). Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный). Деловой двор, 2009.

.15.Калачева С.А. Вопросы гражданства, въезда, выезда, регистрации в России и странах СНГ. М., 2003.

.16.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. 4-е изд., перераб. и доп. М: ТК Велби, Проспект, 2008.

.17.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮРИСТЪ, 2009.

.18.Козлова Н.В. Многонациональные основы российского гражданства // Право и государство: приоритеты XXI века. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Барнаул, 29-30 сентября 2006 г. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007.

.19.Конституционное право зарубежных стран. / Под общей ред. М. В. Баглая, Ю.И. Лейбо и Л. М. Энтина. М.: Норма, 2004.

.20.Коряковцев В.В. Гражданство РФ: приобретение и оформление. СПб., 2005.

.21.Кочуков Т.В. Конституционно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации. Дис… к.ю.н. Спец. 12.00.02 - конст. право, муниципальное право. М., 2009.

.22.Кутафин О.Е. Российское гражданство. М.: ЮРИСТЪ, 2003.

.23.Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение. М.: Норма, 2009.

.24.Миронов В.Ф., Миронов А.В. Гражданство в Российской Федерации Российские и международные акты. Комментарий законодательства. М.: Норма, 2010.

.25.Михайлова Е.В. Право на гражданство в российской федерации: конституционно-правовые аспекты. / Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2008.

.26.Мосин О.В. Правовой статус человека и гражданина. М.: Юстицинформ, 2009.

.27.Мосин С.А. Презумпции и принципы в конституционном праве Российской Федерации. М.: Юстицинформ, 2009.

.28.Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций. М.: Высшее образование, 2011.

.29.Саидов А.Х. Общепризнанные права человека. М., 2004.

.30.Сим А.В. Функция охраны прав и свобод личности в современном Российском государстве. Дис… к.ю.н.: 12.00.01. Н. Новгород, 2009.

.31.Смородин Н.М. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации // Закон и право. 2003. № 5. С. 59-61.

.32.Яковлева М.Ю., Рождествина А.А. Гражданство. Регистрация. М.: Юрайт-Издат, 2009.

Похожие работы на - Приобретение гражданства Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!