Таблица 1. Характеристики
мобильных установок одинаковой (≈ 80 тонн) грузоподъемности
|
Параметр
|
«Спецмаш» К-703МТУ-80ВГР
|
«Купер» LTО250
|
«Вильсон» «Могул» 42В-300
|
FRANKS 300
|
IDECO BIR 3000
|
Страна - производитель
|
Россия
|
США
|
США (Канада)
|
Номинальная грузоподъемность на
крюке, тс
|
80
|
80
|
81,9
|
86
|
82
|
Глубина работы, м
БТ, d=114мм
НКТ, d=87мм
|
|
|
|
|
|
1950
2800
|
1950
2800
|
2000
2900
|
2100
3100
|
2000
2450
|
Мощность привода, л.с.
|
350
|
270
|
450
|
360
|
304
|
|
(двигатель шасси К-703М)
|
(один двигатель-палубный)
|
(один двигатель-палубный)
|
(один двигатель-палубный)
|
(один двигатель-палубный)
|
Высота от земли до оси кронблока,
м
|
29,5
|
29,3
|
29,2
|
29,2
|
29
|
Система раздвижения мачты
|
Гидравлическая
|
Гидравлическая
|
-
|
Гидравлическая
|
Число струн оснастки талевой
системы, шт
|
8
|
6
|
6
|
4
|
4
|
Тип оттяжек
|
Внутренний + внешний
|
–
|
–
|
Внутренний
|
Внешний
|
Натяжение каната при номинальной
нагрузке, тс
|
14,5
|
17
|
–
|
–
|
15,4
|
Тип лебедки
|
Гидравлическая
|
Механическая
|
Механическая
|
Механическая
|
Механическая
|
Число скоростей подъема крюка
|
Бесступенчатое
|
5 вперед, 1назад
|
5 вперед,1 назад
|
5 вперед,1 назад
|
5 вперед,1 назад
|
Скорость подъема крюка, м/с
- при ном. нагрузке
- без нагрузки
|
|
|
|
|
|
0,0-0,18
0,0-1,2
|
–
–
|
–
–
|
0,3
1,64
|
0,17
1,67
|
Высота пола СРП, м
|
4,5
|
–
|
–
|
–
|
–
|
Высота балкона, м
|
19,4; 21,7
|
–
|
16,76
|
16,7
|
17,3
|
Тормозная система
|
4 секции дисковых тормозов
|
2 тормозные шайбы
|
1 тормозная шайба + всп. тормоз
|
Тормоз + вспом. тормоз
|
Тормоз + вспом. тормоз
|
Масса установки, т
|
53
|
56
|
-
|
42
|
Пост управления
|
Обогреваемая кабина
|
открытый
|
открытый
|
открытый
|
открытый
|
Колесная формула
|
6х6
|
8х8
|
12х4
|
8х4
|
8х4
|
Длина в трансп. положении, м
|
18,4
|
17,88
|
18,79
|
17,4
|
16,8
|
Привод ротора
|
Гидравлический
|
Механический
|
Механический
|
Механический
|
Механический
|
Состав типоразмерного ряда
В
состав типоразмерного ряда самоходных установок входят четыре установки: две
установки с гидравлическим приводом основной лебедки грузоподъемностью 80 и 127
тонн (соответственно К-703МТУ-80ВГ и К-703МТП-127Г) и две установки с
механическим приводом основной лебедки грузоподъемностью 80 и 100 тонн
(соответственно К-703МТУ-80ВМ и К-703МТУ-100).
Установки
К-703МТУ-80ВМ и К-703МТУ-80ВГ имеют высоту вышки 29,5 метров и обеспечивают
ремонт скважин глубиной до 3500 метров. Установки состоят из
транспортно-технологического шасси К-703МТУ, платформы и смонтированного на ней
нефтепромыслового оборудования. Они комплектуются возимой рабочей площадкой и
опорными фундаментами, позволяющими выставить установку на скважине с
минимальным объемом подготовительных работ и без сооружения дорогостоящего
основания. При перевозке железнодорожным транспортом платформа с оборудованием
легко демонтируется и транспортируется отдельно от шасси. Сборка шасси с
платформой после транспортировки занимает около 2-х часов.
Фундаменты
фиксируются на гидродомкратах и перевозятся в составе установки. Для облегчения
монтажа вышки в комплект поставки всех установок включена ручная лебедка, с
помощью которой ветровые оттяжки могут быть установлены одним человеком. Все
это позволяет при проведении несложных ремонтов произвести монтаж установки на
скважине в течение 4-5 часов без привлечения грузоподъемных средств.
На
установке К-703МТУ-80ВМ применена механическая лебедка оригинальной
конструкции. Установка К-703МТУ-80ВГ комплектуется лебедкой с гидравлическим
приводом, изготавливаемой совместно ОАО «Спецмаш» и фирмой «Лидан Ойл Энд Газ
АБ» (Швеция).
В
связи с применением лебедок разного типа установки имеют разные системы гидро-
и электрооборудования.
Установка
К-703МТУ-100 (фото 1) имеет высоту вышки 29,5 метров и обеспечивает ремонт
скважин глубиной до 4200 метров. Она состоит из транспортно-технологического
шасси К-703МТУ-01, платформы и установленного на ней нефтепромыслового
оборудования. Установка комплектуется механической лебедкой. На ней применен
дизельный двигатель большей мощности. В остальном она полностью унифицирована
по составу и по конструкции с установкой К-703МТУ-80ВМ.
Нефтепромысловое
оборудование самоходных установок включает в себя:
телескопическую
двухсекционную вышку
механическую
или гидравлическую лебедку
гидрооборудование
электрооборудование
пневмосистему
пневмокомпрессор
(в случае применения механической лебедки)
вспомогательную
гидроприводную лебедку г/п 2 тонны
кабину
оператора с пультом управления лебедкой
опорные
гидродомкраты
гидроцилиндры
подъема вышки
аварийный
привод (предназначен для перевода установки в рабочее положение при выходе из
строя основного двигателя).
Установки
комплектуются двумя лестницами для подъема на платформу и откидными площадками
для обеспечения прохода по бортам. Платформа, рабочие площадки и балкон вышки
закрываются ветровым ограждением. По дополнительному заказу может быть
поставлена система обогрева платформы и рабочей площадки.
Основные системы, агрегаты и оборудование установок
К
сожалению, формат журнальной статьи не позволяет представить технические
решения, реализованные при создании систем, агрегатов и оборудования всего
типоразмерного ряда мобильных установок для ремонта скважин. Поэтому основное
внимание будет уделено описанию систем и агрегатов установок для ремонта
скважин грузоподъемностью 100 и 127 тонн.
Шасси подъемных установок
Шасси
К-703МТУ представляет собой трехосную модификацию промышленного трактора
К-703М, оснащенную дизельным двигателем Тутаевского моторного завода мощностью
350 л.с., тремя ведущими мостами с шинами низкого давления и грузовой
полурамой. На шасси К-703МТУ-01 устанавливается двигатель мощностью 420 л.с.
Двигатели
комплектуются современным воздухоочистителем, высокоэффективной системой
охлаждения и снабжены системой отвода выхлопа отработанных газов в безопасную
зону.
Благодаря
балансирной подвеске, шинам низкого давления и приводу всех мостов шасси
обладает высокой проходимостью на местности. Проходимость также обеспечивается
наличием в трансмиссии гидротрансформатора, устанавливаемого на двигатель.
Шарнирно-сочлененная рама и система рулевого управления позволяют легко
выставить шасси с оборудованием относительно центра устья скважины.
Для
работы в условиях Крайнего Севера двигатели всех установок комплектуются
электроподогревом масла и охлаждающей жидкости.
Топливная
система шасси имеет три бака, обеспечивающих безостановочную работу двигателя в
среднем в течение суток.
Шасси
установки К-703МТУ-80ВГ отличается от шасси установки К-703МТУ-80ВМ
незначительными изменениями в пневмосистеме.
Шасси
К-703МТП (фото 3) представляет собой четырехосную модификацию шасси К-703МТУ.
На нем установлен дизельный двигатель Тутаевского моторного завода мощностью
420 л.с. Колесная формула шасси 8х6. Три передних моста являются ведущими. Для
улучшения поворачиваемости передний и средний мосты снабжены коническими
дифференциалами. Четвертый мост установлен с целью увеличения несущей
способности шасси и не является ведущим. Подвеска передних трех мостов
балансирная, ведомый мост установлен на рессоре.
Для
снижения габаритной высоты установки и размещения более мощной вышки кабина
водителя установлена перед двигателем. Управление коробкой передач
осуществляется дистанционно, поэтому на КП установлен оригинальный
электрогидравлический привод переключения передач.
Благодаря
балансирной подвеске, шинам низкого давления и коническим дифференциалам в
первом и третьем мостах шасси обладает высокой проходимостью на местности.
Увеличению проходимости способствует гидротрансформатор, установленный на
двигателе. Шарнирно-сочлененная рама и система рулевого управления с узлами
фирмы «Данфос» позволяют легко выставить установку относительно центра устья
скважины.
Отличительной
особенностью всех шасси ряда самоходных установок является шарнирно-сочлененная
рама, и в, частности, вертикальный шарнир, соединяющий полурамы и позволяющий
осуществлять поворот передней полурамы относительно задней. Такое техническое
решение позволяет реализовать поворот установки в движении до 320 вправо или
влево. Поворот полурам осуществляется при помощи двух гидравлических цилиндров
рулевого управления.
Лебедки подъемных установок
Характер
работ при ремонте скважин предъявляет высокие требования к тяговым и скоростным
характеристикам основных лебёдок, осуществляющих передачу и преобразование
крутящего момента от двигателя базового шасси в тяговое усилие на канат талевой
системы.
Наряду
с установками высокой грузоподъёмности, оснащёнными традиционными для
зарубежной практики механическими лебёдками для нового типоразмерного ряда,
разработаны и первые в мире установки с гидравлическими лебёдками.
Гидравлическая
лебедка установки К-703МТП-127Г.
На
установках К-703МТП-127Г применяется гидроприводная лебедка фирмы «Лидан Марин
АБ» (Швеция). Основой лебедки является гидравлический привод барабана от
высокомоментных гидромоторов «Викинг», соединенных непосредственно с барабаном.
Лебедочный
блок состоит из двух основных частей – непосредственно лебедки с насосной
станцией (фото 4) и кабины оператора.
Рама
лебедки – сварной конструкции. На ней размещены раздаточная коробка
гидронасосов, сборка барабана с дисковыми тормозами, гидробак, гидро- и
электрооборудование системы управления.
Привод
раздаточной коробки, на которой установлены 4 насоса, осуществляется карданным
валом от двигателя шасси через отключаемую зубчатую муфту. Поток рабочей
жидкости от насосов направляется к двум гидромоторам, приводящим барабан
лебедки, и разделяется через клапаны для привода и управления тормозами,
гидроцилиндрами, вспомогательной лебедкой и другим вспомогательным
оборудованием.
Масляный
бак объемом 750 литров снабжен тремя встроенными маслонагревателями и двумя
радиаторами воздушного охлаждения.
Тормозная
система состоит из 4-х комплектов дисковых тормозов постоянно замкнутого типа,
управляемых гидравлически. Тормозные диски с помощью болтового соединения
закреплены на барабане лебедки.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.oilcapital.ru/