Правовое регулирование государственной службы в Республике Казахстан

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,33 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое регулирование государственной службы в Республике Казахстан

Каспийский общественный университет

Кафедра публично-правовых дисциплин











Самостоятельная работа студента

по дисциплине

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В РК

Правовое регулирование государственной службы в Республике Казахстан


Выполнил (а) Мерзияшева Айнура Ерлановна

гр. ЗПВ3,6-12-ДТО (юрист) (неизвестна группа)

ЗПВ2,6-12-ДТО (юрист)



Алматы, 2012

Введение

Каждый государственный или общественный орган, каждое предприятие или учреждение представляет собой коллектив людей, определенным образом организованных для осуществления той или иной общественно полезной деятельности. Каждый работающий в государственном или общественном органе, предприятии или учреждении, входит в его коллектив, занимает в нем определенное место, играет определенную роль в его деятельности.

Находясь на государственной службе, служащие государственного аппарата, а также другие категории государственных служащих становятся участниками разнообразных правоотношений: административных, трудовых, финансовых, гражданских и др.

В административно-правовых отношениях они могут либо осуществлять государственно-властные полномочия, либо быть участниками этих правоотношений, не имея государственно-властных полномочий. Для правильного понимания роли государственных служащих в качестве субъектов административно-правовых отношений необходимо знать: сущность государственной службы; категории государственных служащих, которые наделены государственно-властными полномочиями, условия и порядок возникновения, изменения и прекращения государственно-служебных отношений.

Таким образом, государственная служба представляет собой самостоятельный вид трудовой деятельности людей в рамках государства, урегулирована нормами права, осуществляется на профессиональной основе, за вознаграждение, работниками государственных органов (государственными служащими) в целях реализации задач и функций государства. В связи с этим государственная служба тесно связана с государством и начинается там, где устанавливается должность.

Правовое регулирование государственной службы в Республике Казахстан

государственная служба казахстан

Согласно закону РК «О государственной службе» от 23 июля 1999 года государственная служба - деятельность государственных служащих по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти.

Государственная служба является видом социальной деятельности людей, органически связана с государством, оказывает важную роль в жизни нашего общества. Следовательно, служба - понятие социальное и в этом качестве применяется для определения характера и рода деятельности людей, тем самым отражая факт общественного разделения труда.

Существующая учебная литература по административному праву, которая рассматривает понятие государственной службы как в широком, так и в узком смысле слова.

В широком смысле толкования под государственной службой понимается любая работа в государственных органах, предприятиях, учреждениях, организациях, отличная от труда рабочих и крестьян. В узком (собственном) смысле слова - это повседневная трудовая деятельность служащих государственных органов (госаппарата).

Детальное рассмотрение понятия государственной службы в собственном смысле слова позволяет точнее уяснить ее характер как деятельности непроизводительной и отграничить от других форм деятельности людей (например, деятельность по созданию материальных благ в процессе промышленного или сельскохозяйственного производства).

Надежность, результативность деятельности любого государственного органа во многом зависит от работающих в нем людей - государственных служащих. Практически компетенция каждого органа государства реализуется в действиях его работников (главным образом руководителей, заместителей руководителя органа и его структурных подразделений). Поэтому люди, работающие в органах государственного управления являются государственными служащими, а выполняемая ими работа есть государственная служба. И соответственно, лица работающие в общественных организациях и объединениях, являются служащими данных общественных формирований.

Государственная должность - структурная единица государственного органа, на которую возложен установленный нормативными правовыми актами круг должностных полномочий и должностных обязанностей.

Понятие государственной службы включает в себя следующие основные признаки (элементы):

-является одной из сторон (или частей) организационной деятельности государства;

-урегулирована нормами административного, гражданского, трудового, финансового и других отраслей права;

-осуществляется на профессиональной основе за вознаграждение, специально подготовленными работниками - государственными служащими;

-содержанием и целью их деятельности является практическая реализация задач и функций государства.

Государственная служба базируется как на общих принципах организации деятельности государства, так и специальных принципах, определяющих ее содержание.

Ст. 3 Закона закрепляет следующие принципы государственной службы:

. Законности.

. Казахстанского патриотизма.

. Единства системы государственной службы, независимо от разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви.

. Приоритета прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства.

. Общедоступности, то есть равного права граждан республики на доступ к государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.

. Добровольности поступления граждан на государственную службу.

. Профессионализма и компетентности государственных служащих.

. Равной оплаты труда за выполнение равнозначной работы.

. Обязательности исполнения решений, принятых вышестоящими государственными органами и должностными лицами в пределах их полномочий, для подчиненных государственных служащих и служащих нижестоящих государственных органов.

. Подконтрольности и подотчетности государственных служащих.

. Учета общественного мнения и гласности, за исключением деятельности, составляющей государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.

. Правовой и социальной защищенности государственных служащих.

. Поощрения государственных служащих за добросовестное, инициативное исполнение должностных обязанностей, выполнение заданий особой важности и сложности.

. Личной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственным служащим должностных обязанностей и превышение им своих полномочий.

. Непрерывности повышения квалификации государственных служащих.

Повседневная деятельность государственных служащих представляет собой особую разновидность трудовой деятельности человека. Исходя из смысла общественного разделения труда на физический и умственный, производительный и духовный (непроизводительный) с вытекающими отсюда организационными и правовыми последствиями, оно хотя и разграничивает одну категорию трудящихся от другой, но не способно объяснить содержание и сущность понятий «рабочий» и «служащий».

Чтобы решить вопрос о разграничении труда рабочих от труда служащих, необходимо прежде всего исходить из первоначальных элементов трудовой деятельности тех и других. Если труд рабочих преимущественно направлен на создание материальных благ в процессе производства и связан с такими объектами, как сырье, материалы, инструмент - для промышленных рабочих, объекты природы - для сельскохозяйственных рабочих, то, анализируя в этом плане труд государственного служащего, можно утверждать, что труд служащего носит иной характер. В процессе своего труда служащий воздействует не на объекты материального мира, не на объекты природы, а на человека, его поведение. Другими словами в этом выражается суть его деятельности, цель которой - практическое осуществление задач и функций государства.

Труд служащего имеет ряд особенностей, которые также позволяют выявить различия его труда от труда рабочего:

-действия государственного служащего в процессе труда вызывают определенные правовые последствия, в силу чего деятельность служащих в основных ее вопросах регулируется правовыми нормами. Деятельность же рабочего в процессе труда не создает никаких юридических последствий;

-характер труда служащего определяется занимаемой Должностью в аппарате государственного управления, имеет определенный правовой статус, в то время как труд рабочего, работающего по специальности, требует только тех знаний, которые необходимы для правильного использования орудий и средств производства;

-труд государственного служащего, как правило, не нормирован, а оплата труда - повременная, а труд рабочего строго нормирован, и оплата труда дифференцирована в зависимости от количества и качества работы;

-каждый государственный служащий занимает должность в государственном аппарате посредством строго определенного организационно-правового способа (назначение, выборы или курс), а рабочий - только на основании договора найма.

Из сказанного можно сделать вывод:

Государственный служащий - гражданин Республики Казахстан, занимающий в установленном законодательством порядке оплачиваемую из республиканского или местных бюджетов либо из средств Национального банка Республики Казахстан должность в государственном органе и осуществляющий должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства.

Закон РК «О государственной службе» дает также понятия:

Административный государственный служащий - государственный служащий, не входящий в состав политических государственных служащих, осуществляющий должностные полномочия на постоянной профессиональной основе в государственном органе.

Политический государственный служащий - государственный служащий, назначение (избрание), освобождение деятельность которого носит политико-определяющий характер и который несет ответственность за реализацию политических целей и задач.

Статья 7 Закона определяет их правовой статус, согласно которому политические государственные служащие занимают политические должности.

К политическим должностям относятся должности, занимаемые политическими государственными служащими:

. Назначаемыми Президентом Республики Казахстан, их заместители;

. Назначаемыми и избираемыми палатами Парламент Республики Казахстан и Председателями палат Парламента, их заместители;

. Являющимися представителями Президента и Правительства в соответствии с Конституцией;

. Возглавляющими (руководители) центральные исполнительные органы и ведомства, их заместители.

Для административных государственных служащих устанавливаются категории. Категории должностей и порядок отнесения административных должностей по категориям утверждается Президентом республики по представлению уполномоченного органа.

Высшая категория - должности: Премьер-министра; Государственного секретаря; Руководителя администрации Президента; заместителей Премьер-министра.

Первая категория - должности: Руководителя Аппарата Правительства; руководителя государственного органа, непосредственно подчиненного и подотчетного Президенту Республики Казахстан; министров, председателей государственных комитетов; акимов областей; городов республиканского значения и столицы республики; Председателя Центральной избирательной комиссии; заместителей руководителей Администрации Президента и Аппарата Правительства; помощников и советников Президента Республики; представителей Президента; руководителей аппаратов Палат Парламента; руководителей структурных подразделений Администрации Президента; руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства.

Вторая категория - должности: заместителей руководителей государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту республики; заместителей министров; заместителей председателей государственных комитетов; заместителей акимов областей, городов республиканского значения и столицы Республики; заместителей руководителей аппаратов Палат Парламента; заместителя Председателя, секретаря и членов Центральной избирательной комиссии; заместителей руководителей структурных подразделений, государственных инспекторов Администрации Президента; представителей Правительства; руководителей структурных подразделений аппаратов Правительства и Палат Парламента; помощников и советников Председателя Сената и Председателя Мажилиса Парламента; Премьер-министра и их заместителей; заведующих секторами Администрации Президента; заместителей руководителей иных центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства; акимов районов и городов областного подчинения.

Третья категория - должности: руководителей департаментов, агентств, комитетов; начальников управлений и самостоятельных отделов; помощников и советников первых руководителей государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики, министров, председателей государственных комитетов, а также первых руководителей иных центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства и Палат Парламента;

Четвертая категория - должности: заместителей начальников департамента, агентств, комитетов, управлений самостоятельных отделов и начальников отделов государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики, министров, государственных комитетов, а также иных центральных исполнительных, не входящих в состав Правительства; руководителей управлений, отделов, служб местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы.

Шестая категория - должности: руководителей управлений, отделов, служб районных и городских областного значения, районных в городах местных исполнительных органов; руководителей структурных подразделений аппаратов маслихатов районов, городов областного значения; специалистов управлений, отделов, служб областных городов республиканского значения и столицы местных исполнительных органов, сельских, поселковых, городских районного подчинения местных исполнительных органов, аппаратов маслихатов областей, городов республиканского значения и столицы.

Седьмая категория - должности: специалистов районных, городских областного подчинения, районных в городах местных исполнительных органов, сельских, поселковых, городских районного подчинения местных исполнительных органов, их отделов, аппаратов маслихатов районов, городов областного значения.

Исходя из уровня профессиональной подготовки и квалификационных требований к должностям, государственным служащим присваиваются классы. (Положение о квалификационных классах государственных служащих утверждено указом Президента РК от 12.07.97 г.).

Квалификационные классы государственным служащим высшей, первой и второй категории присваиваются в соответствии с занимаемой должностью, уровнем профессиональной квалификации и результатами работы.

Очередные квалификационные классы государственным служащим третьей - седьмой категории устанавливаются по результатам аттестации.

. Государственный служащий не вправе:

) Быть депутатом представительных органов и членом органов местного самоуправления;

) Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

) Заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе участвовать в управлении коммерческой организацией, независимо от ее организационно-правовой формы, если непосредственное участие в управлении коммерческой организацией не входит в его должностные обязанности в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

) Быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе, либо непосредственно ему подчиненном или подконтрольном;

) Использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения его служебной деятельности, другое государственное имущество и служебную информацию;

) Участвовать в действиях, препятствующих нормальному функционированию государственных органов и выполнению служебных обязанностей, включая забастовки;

) В связи с исполнением должностных полномочий пользоваться в личных целях услугами граждан и юридических лиц.

. Государственный служащий в порядке, установленном законодательством, в течение месяца после вступления в должность обязан на время прохождения государственной службы передать в доверительное управление находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капиталя коммерческих организаций и иное имущество, использования которого влечет получение доходов, за исключением денег законно принадлежащих этим лицам, а также иного имущества переданного в имущественный наем.

Государственный служащий имеет право получать доход от переданного в доверительное управление имущества, в том числе в форме вознаграждения, дивидендов, выигрышей, доходов от сдачи в аренду имущества и других законных источников.

. Государственный служащий не может занимать должность, находящуюся в непосредственной подчиненности должности, занимаемой его близкими родственниками (родителями, супругами, братьями, сестрами, детьми) или свойственниками (братьями, сестрами, родителями и детьми супругов), за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

. На государственную службу не может быть принято лицо:

) Признанное в установленном порядке недееспособным или ограничено дееспособным;

) Лишенное судом права занимать государственные должности в течение определенного срока;

) В соответствии с заключением медицинского учреждения имеющее заболевание, препятствующее выполнению должностных полномочий, в случаях, когда специальные требования к состоянию здоровья для занятия соответствующих должностей установлены в квалификационных требованиях;

) Отказавшееся принять на себя ограничения, установленные законом, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию их статуса и основанного на нем авторитета в личных, групповых и других неслужебных интересах;

) Которое в течение года перед поступлением на государственную службу привлекалось к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения;

) На которое в течение года перед поступлением на государственную службу налагалось в судебном порядке административное взыскание за умышленное правонарушение;

) Имеющее судимость, которая ко времени поступления на государственную службу не погашена или не снята в установленном законом порядке.

. Непредставление или искажение указанных сведений является основанием для отказа в приеме на государственную службу.

Лица, поступающие на государственную службу, должны отвечать следующим требованиям:

. Обладать гражданством Республики Казахстан.

. Быть не моложе восемнадцати лет, если иное в отношении соответствующих должностей не установлено законодательством республики.

. Обладать необходимым образованием, уровнем профессиональной подготовки и соответствовать установленным квалификационным требованиям.

При поступлении на государственную службу гражданин обязан представить в органы налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.

Занятие административной государственной должности осуществляется после прохождения гражданами обязательной специальной проверки.

Дополнительные требования, предъявляемые для поступления на политическую государственную службу, определяются Президентом Республики Казахстан.

За неисполнение и ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение государственной и трудовой дисциплины, а равно за несоблюдение установленных Законом ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе, на государственного служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания:

a)замечание;

b)выговор;

c)строгий выговор;

d)предупреждение о неполном служебном соответствии;

e)увольнение с занимаемой должности.

Дисциплинарное взыскание:

. Налагается лицами, имеющими такое право в соответствии с должностными полномочиями;

. Не может быть наложено за деяние, совершение которого влечет предусмотренную законом иную ответственность;

. Налагается в порядке, определяемом нормативными а правовыми актами Республики Казахстан.

Административный государственный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей руководителем, назначившим его, до решения вопроса об ответственности в установленном порядке.

Государственный служащий несет ответственность за неправомерность своих действий. При сомнениях в правомерности полученного для исполнения распоряжения он должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю и руководителю, давшему распоряжение. В случае, если вышестоящий по должности руководитель письменно подтверждает данное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, если выполнение его не влечет действий, которые относятся к уголовно наказуемым деяниям. Ответственность за последствия исполнения государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

Государственные служащие в случае совершения ими преступлений и иных правонарушений несут соответственно уголовную, административную, материальную ответственность на основаниях и в порядке, установленных законодательством.

Заключение

Государственная служба есть неотъемлемая часть управления, в том числе и административного (государственного) управления. И поэтому для того, чтобы в полной мере раскрыть эту сущность, я хотела бы обратно вернуться к сути его происхождения.

Административное право в основном регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. Следовательно и предметом этого регулирования является государственное управление.

Управление объективно присутствует в любом человеческом обществе. Управление имело место в первобытнообщинном, рабовладельческом, феодальном обществе. Меняются на различных этапах человечества тип, методы и формы управления, его цели, но неизменным остается его необходимость в руководящем воздействии на все стороны жизни.

По своему содержанию управление сводится к упорядочению общественных отношений, к регулированию различных сторон и проявлений общественной жизни, объединению усилий людей в единое целое, к налаживанию совместной жизни.

Управление обществом есть управление людьми, социальными отношениями людей. Оно является условием нормальной жизни общества.

Надобность в нем возникает всегда, когда налицо совместная деятельность людей, требующая согласования и руководства. Управлять - значит организовывать совместную деятельность людей. Но чтобы управлять поведением людей, надо иметь определенные властные полномочия.

Список использованных источников:

1.Закон Республики Казахстан «О государственной службе» - от 23 июля 1999 года № 453-1

2.Государственная служба в Республике Казахстан: Сборник нормативных правовых актов. - Астана: «Фолиант», 2000. - С. 186.

3.Уваров В.Н. Государственная служба. - Алматы: КазГЮИ, 1996.

4.Ибрагимов Х.Ю. Административное право Республики Казахстан. Учебное пособие (общая часть). - Алматы: Данекер, 2000. - 256 с.

5.Под ред. к.ю.н. Таранова А.А. Административное право РК (общая часть). Учебник: издание 2-е с изменениями. - Алматы: Жеті жарғы, 1997. - 240 с.

6.Бахрах Д.Н. Учебник «Административное право». - Москва: Издательство «Бек», 1993 год.

Похожие работы на - Правовое регулирование государственной службы в Республике Казахстан

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!