Реализация федеральной целевой программы 'Жилище' на территории города Томска

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,99 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Реализация федеральной целевой программы 'Жилище' на территории города Томска

Федеральное агентство по образованию












КУРСОВАЯ РАБОТА

РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ТОМСКА

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Содержание федеральной целевой программы «Жилище»

.1 Причины принятия программы

.2 Основные цели и задачи Программы, этапы её реализации

.3 Механизм реализации Программы

Глава 2. Специфика реализации ФЦП «Жилище» в г. Томске

.1 Особенности реализации программы

.2 Обеспечение жильём молодых семей в г. Томске

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В ходе реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 595, Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. № 431, и первого этапа федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - Программа) были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены её приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.

За этот период была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.

Наиболее существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004 году в результате принятия 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Новые правовые условия создают основу для реализации на практике поставленных целей и требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления и осуществления мер нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера.

Острота проблем в жилищной сфере и важность их решения для социально-экономического развития Российской Федерации требуют реализации комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Всё это и определяет актуальность курсовой работы.

Целью работы является рассмотрение реализации федеральной целевой программы "Жилище" на территории города Томска. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи исследования:

)рассмотреть цели и задачи Программы;

)показать механизмы её реализации в целом по стране;

)проанализировать особенности реализации программы на территории Томской области;

)дать характеристику подпрограммы

Объектом курсовой работы является ФЦП «Жильё», предметом - реализация ФЦП «Жильё» на территории города Томска.

В ходе работы были проанализированы различные законодательные акты и постановления, относящиеся к данной программе.

Глава 1. Содержание федеральной целевой программы «Жилище»

.1 Причины принятия программы

Проведенные в 1991 - 2005 годах реформы в жилищной сфере обеспечили коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущим гражданам и иным категориям населения, установленным законодательством Российской Федерации. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере.

Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда Российской Федерации по формам собственности, сформирован новый слой собственников жилья как социальная база жилищной реформы. Доля частного жилищного фонда за 1990 - 2004 годы увеличилась с 33 до 73,5 процента, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67 до 25,6 процента, из них 20,1 процента составляет муниципальный жилищный фонд.

По оценке, основанной на данных государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно осуществляются сделки, в которые вовлечено более 4,5 процента жилых домов и квартир, находящихся в частной собственности, что является существенным показателем в период становления рынка жилья.

Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве. Основную роль здесь стали играть частные и индивидуальные застройщики. Доля жилья, введенного частичными и индивидуальными застройщиками, в общем объеме жилищного строительства в 2003 году составила более 71,3 процента, из них индивидуальными застройщиками - 39,2 процента.

В последние годы началось активное развитие ипотечного жилищного кредитования. Общий объем задолженности по выданным ипотечным кредитам и займам увеличился за 2002 - 2004 годы с 3,6 млрд. рублей до 25 - 30 млрд. рублей, то есть более чем в 7 раз. При этом общая задолженность по всем видам кредитов на покупку жилья, предоставленных кредитными организациями, на 1 января 2005 г. составила 54,4 млрд. рублей.

В 2002 - 2005 годах Агентство рефинансировало свыше 24000 ипотечных кредитов и займов в 80 субъектах Российской Федерации на сумму 10,55 млрд. рублей.

Осуществлялось реформирование жилищно-коммунального комплекса, направленное на создание эффективного механизма управления и снижение издержек по предоставлению услуг. Повышение эффективности работы жилищно-коммунального комплекса в первую очередь было связано с постепенным переводом этого сектора экономики на режим безубыточного функционирования с переориентацией бюджетных субсидий от дотирования производителей жилищно-коммунальных услуг к адресному субсидированию малоимущих семей. Доля получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в 2004 году составила более 13 процентов семей, общая сумма начисленных субсидий - 35 млрд. рублей.

Вместе с тем наряду с указанными положительными результатами преобразований пока не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания.

Данные социологических обследований показывают, что жилищная проблема стоит перед 61 процентом российских семей, в той или иной степени не удовлетворённых жилищными условиями. При этом каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии. Общая потребность населения России в жилье составляет 1570 млн. кв. м, для удовлетворения этой потребности необходимо увеличить жилищный фонд на 46 процентов.

Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья c использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей - семьям с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.

В целях повышения доступности жилья для населения необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг, рыночной и административной государственной инфраструктуры, а также оказать бюджетную поддержку в приобретении жилья, в том числе с помощью ипотечных кредитов и займов, молодым семьям.

Однако даже ограниченный платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение жилья на рынке, что приводит к постоянному росту цен на жилье. В этой ситуации большая часть жилищного строительства финансируется непосредственно за счет средств населения, слабо развито кредитование застройщиков на цели жилищного строительства. Недостаточные объемы жилищного строительства отражают низкую эффективность этого сектора экономики, высокие административные барьеры на рынке и высокую степень его монополизации.

Существенным препятствием развития жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой. Необходимо обеспечить условия для существенного роста объемов жилищного строительства с целью увеличения предложения жилья на конкурентном рынке в соответствии с ростом платежеспособного спроса населения.

Качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг находится на неудовлетворительном уровне и не соответствует не только потребностям и ожиданиям населения, но и общему объему финансовых ресурсов, направляемых в этот сектор экономики. Основная причина неэффективности жилищно-коммунального хозяйства - сохранение нерыночных принципов функционирования в секторе, где могут и должны нормально развиваться рыночные отношения. В результате практически отсутствуют стимулы для рационального ведения хозяйства, роста производительности труда, ослаблены мотивации энергосбережения, внедрения новых технологий в производство, инвестиций в его модернизацию.

Жилищно-коммунальное хозяйство в сегодняшнем его состоянии характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью и требует привлечения больших инвестиций для модернизации и развития. Проблема усугубляется наличием большой задолженности в отрасли, образовавшейся в первую очередь в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Объем дебиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства составил на конец 2004 года 268,1 млрд. рублей, в то же время объем их кредиторской задолженности превысил 307,5 млрд. рублей.

Завершение реформы жилищно-коммунального хозяйства должно обеспечить проведение его технологической и управленческой модернизации с привлечением частного бизнеса и частных инвестиций, формированием реальных собственников квартир в многоквартирных домах с передачей им функций принятия решений по управлению общим имуществом многоквартирного дома.

Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, принятых на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В очереди на улучшение жилищных условий стоят около 4,5 млн. семей. Среднее время ожидания предоставления жилых помещений социального использования составляет 15 - 20 лет. В настоящее время решение этого вопроса отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. При этом Российская Федерация в соответствии с федеральным законодательством на начало 2005 года имеет государственные обязательства по обеспечению жильем перед 1014 тыс. граждан (из них ветераны и инвалиды - 306 тыс. человек, граждане, относящиеся к иным категориям, - 708 тыс. человек), значительная часть которых также признана органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Необходимо уточнить действующие обязательства Российской Федерации по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, и сформировать единые принципы и механизмы оказания им поддержки за счет средств федерального бюджета.

Существующая практика подтвердила, что наиболее эффективной формой исполнения государством обязательств по обеспечению граждан жильем за счет средств федерального бюджета является предоставление субсидий на приобретение жилья с использованием механизма государственных жилищных сертификатов. Наиболее последовательно этот подход был реализован в рамках федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. № 71, а в дальнейшем - в подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 г. № 700, которая входила с состав Программы на первом этапе ее реализации.

В долгосрочной перспективе (после 2010 года) необходимо обеспечить устойчивое функционирование жилищной сферы, которое позволит удовлетворять жилищные потребности населения без существенного участия федерального центра и привлечения значительных объемов бюджетных средств. В этих условиях роль государства будет ограничена в основном регулированием жилищных отношений, обеспечением прав на недвижимость в жилищной сфере, установлением технических регламентов в жилищном строительстве, жилищно-коммунальном комплексе и основных принципов градорегулирования. При этом средства федерального бюджета могут использоваться исключительно для обеспечения жильем отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, поддержки граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Содержание жилищного фонда социального использования, развитие коммунального хозяйства, обеспечение условий для жилищного строительства должны стать основными функциями органов местного самоуправления.

Проблемы переходного периода требуют от федерального центра совершенствования законодательной и нормативной правовой базы в жилищном и жилищно-коммунальном секторах и стимулирования проведения преобразований на местах, а также непосредственного использования средств федерального бюджета в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:

·входят в число приоритетов для формирования федеральных целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможность для улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, создать условия для устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства, эффективного функционирования рынка жилья;

·носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия федерального центра;

·не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов в течение 5 лет;

·носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства.

1.2 Основные цели и задачи Программы, этапы её реализации

федеральный программа целевой жилье

Цели и задачи Программы определяются целями и задачами приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", поскольку Программа является основным инструментом его реализации.

Целью приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам России.

Основной целью Программы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.

Основными задачами Программы являются:

создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;

создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;

обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями (33 кв. м общей площади жилого помещения - для одиноких граждан, 42 кв. м - на семью из 2 человек, по 18 кв. м - на каждого члена семьи при семье из 3 человек и более, далее - стандарты обеспечения жилыми помещениями).

Решение этих задач будет обеспечено путем реализации комплекса нормативных правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий по 4 основным направлениям:

развитие жилищного строительства;

совершенствование жилищно-коммунального комплекса;

развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья;

исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, и нормативное правовое обеспечение организации предоставления гражданам жилых помещений социального использования.

формирование системы территориального планирования, создание условий для разработки правил землепользования и застройки, градостроительной документации для жилищного строительства;

развитие конкуренции и снижение административных барьеров на рынке жилищного строительства, создание эффективных механизмов борьбы с высоким уровнем монополизации и административного протекционизма на рынке, внедрение прозрачных конкурентных процедур предоставления земельных участков для жилищного строительства;

развитие кредитования застройщиков на цели жилищного строительства;

обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций для этих целей;

модернизацию и обновление оборудования, повышение эффективности технологий строительства и производства строительных материалов;

комплексную застройку территорий, реконструкцию и обновление кварталов застройки;

создание единой системы государственного учета объектов недвижимости.

Для совершенствования жилищно-коммунального комплекса необходимо обеспечить:

создание условий для развития конкурентного бизнеса в сфере управления жилищным фондом и коммунальном комплексе;

разработку механизма взаимодействия собственников жилья и их объединений, органов местного самоуправления, государства по вопросам управления многоквартирными домами;

развитие финансовых инструментов и институтов в целях привлечения инвестиций для модернизации жилищно-коммунального комплекса;

совершенствование процедур тарифного регулирования в коммунальном комплексе;

финансовое оздоровление организаций коммунального комплекса;

создание условий для привлечения средств частных инвесторов для модернизации и развития объектов коммунальной инфраструктуры, государственную финансовую поддержку процессов модернизации и развития коммунальной инфраструктуры, в том числе с целью минимизации рисков частных инвесторов;

развитие приборного учета в сфере предоставления коммунальных услуг и оплаты услуг по показаниям приборов учета;

прекращение дотирования предприятий жилищно-коммунального комплекса и перекрестного субсидирования различных потребителей коммунальных услуг;

совершенствование системы предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, перечисление бюджетных средств на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам - получателям указанных субсидий.

Для развития ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья необходимо:

обеспечить правовые условия для развития ипотечного жилищного кредитования и других институтов жилищного финансирования населения;

создать унифицированную систему рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и обеспечить развитие рынка ипотечных ценных бумаг;

совершенствовать систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

оказывать бюджетное содействие повышению уровня доступности жилья и ипотечных жилищных кредитов для населения;

развивать новые рыночные институты и механизмы, формирующие инфраструктуру ипотечного жилищного кредитования и рынка жилья (страхование ипотечных жилищных кредитов, бюро кредитных историй, небанковские кредитные организации, осуществляющие кредитные операции по предоставлению ипотечных кредитов на приобретение жилья, и другие);

совершенствовать систему защиты прав граждан - приобретателей жилья и граждан, участвующих в финансировании жилищного строительства.

В области исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, и нормативного правового обеспечения организации предоставления гражданам жилых помещений социального использования необходимо:

конкретизировать государственные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем и улучшению жилищных условий установленных законодательством категорий граждан и ускорить темпы их исполнения;

повысить эффективность механизмов, используемых при реализации государственных обязательств;

оказать содействие в нормативном обеспечении реформирования на региональном и муниципальном уровнях системы предоставления жилых помещений социального использования и специализированных жилых помещений в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации;

обеспечить сокращение сроков предоставления жилых помещений социального использования.

Мероприятия второго этапа реализации Программы (в 2006 - 2010 годах) будут выполняться в две стадии:

- 2007 годы - первая стадия;

- 2010 годы - вторая стадия.

На первой стадии мероприятия Программы и её подпрограмм были сконцентрированы на реализации мер приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

В соответствии с указанным национальным проектом были выделены 4 приоритетных направления:

увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;

повышение доступности жилья;

увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры;

выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

По каждому из этих приоритетных направлений была предусмотрена реализация конкретных мер, на проведении которых должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия. Эти меры в основном были реализованы в рамках соответствующих подпрограмм, входящих в состав Программы. Меры общего нормативного правового и организационного характера были реализованы в рамках Программы в целом.

Обеспечение государственной поддержки системы рефинансирования ипотечных кредитов будет осуществляться в соответствии с Концепцией развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в России, одобренной на заседании Правительства Российской Федерации 30 июня 2005 г.

На протяжении всего периода реализации второго этапа Программы осуществляются:

совершенствование и развитие нормативной правовой базы с учетом мониторинга реализации Программы на практике в субъектах Российской Федерации;

широкомасштабное внедрение организационных, финансовых и экономических механизмов реализации программных мероприятий;

реализация подпрограмм и отдельных мероприятий.

Основные приоритеты реализации Программы и ее подпрограмм на второй стадии могут быть уточнены по итогам реализации мероприятий приоритетного национального проекта в 2006 - 2007 годах.

Целевые индикаторы реализации второго этапа Программы представлены в разделе VII "Оценка социально-экономической эффективности Программы".

Условиями досрочного прекращения реализации Программы могут быть достижение целей и выполнение задач Программы, изменение направлений и приоритетов государственной жилищной политики.

1.3 Механизм реализации Программы

Общая координация хода реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм осуществляется создаваемой Советом при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов межведомственной рабочей группой по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Текущее управление Программой и оперативный контроль за ходом ее реализации обеспечиваются государственным заказчиком Программы и входящих в ее состав подпрограмм.

Для управления реализацией Программы и входящих в ее состав подпрограмм государственный заказчик возлагает на федеральное государственное учреждение "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" следующие функции:

сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий;

мониторинг результатов реализации программных мероприятий;

организация независимой оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым индикаторам и показателям;

внедрение информационных технологий управления реализацией Программы и входящих в ее состав подпрограмм, а также осуществление контроля за ходом программных мероприятий, создание в сети Интернет специализированного сайта по Программе и входящим в ее состав подпрограммам;

организация в установленном порядке отбора исполнителей Программы и входящих в ее состав подпрограмм;

обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также юридических лиц, участвующих в реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм;

подготовка предложений по распределению средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Программы и входящих в ее состав подпрограмм;

предоставление в установленные сроки государственному заказчику отчета о ходе реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм и об использовании бюджетных средств.

Финансирование федерального государственного учреждения "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование Программы.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, участвующие в реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм, представляют ежеквартально государственному заказчику отчеты о ходе реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм. Ход выполнения мероприятий Программы и входящих в ее состав подпрограмм анализируется государственным заказчиком с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Государственный заказчик ежеквартально обобщает указанные отчеты, подготавливает и представляет сводный отчет о выполнении мероприятий Программы государственному заказчику-координатору.

Государственный заказчик-координатор представляет по итогам года в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм и предложения по совершенствованию их реализации и необходимой корректировке намеченных мероприятий.

Реализация Программы и входящих в ее состав подпрограмм предусматривает участие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

На федеральном уровне осуществляется:

формирование нормативной правовой и методологической базы;

реализация совместно с субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления входящих в состав Программы подпрограмм;

предоставление за счет средств федерального бюджета субсидий для обеспечения жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством;

содействие осуществлению демонстрационных проектов выполнения мероприятий Программы;

организация и проведение информационной работы среди населения;

координация деятельности исполнителей мероприятий Программы и входящих в ее состав подпрограмм.

На уровне субъектов Российской Федерации осуществляется:

развитие нормативной правовой базы, связанной с реализацией федерального законодательства на соответствующей территории;

разработка и реализация региональных программ;

проведение предусмотренных Программой мероприятий с учетом региональных особенностей и передового опыта.

На уровне органов местного самоуправления осуществляется:

разработка и реализация муниципальных программ;

проведение предусмотренных Программой мероприятий с учетом местных особенностей и передового опыта.

Основным критерием участия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм наряду с соблюдением требований по финансированию программных мероприятий (в случае наличия таких требований) является проведение необходимых преобразований на их территориях, включая развитие нормативной правовой базы.

Кроме того, по отдельным входящим в состав Программы подпрограммам предусмотрены дополнительные критерии участия застройщиков, банков, страховых компаний, коммунальных и других предприятий в реализации отдельных мероприятий.

В рамках подпрограмм "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства", "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры", "Обеспечение жильем молодых семей" средства федерального бюджета будут распределяться по субъектам Российской Федерации, определенным в соответствии с установленными этими подпрограммами процедурами отбора.

Государственный заказчик определяет сроки и порядок проведения отбора, утверждает формы заявок на участие в отборе и методические рекомендации по их составлению, методики оценки заявок на участие в отборе, ведет учет хода выполнения указанных подпрограмм и использования средств федерального бюджета.

Условия отбора, установленные указанными подпрограммами, в том числе включают:

требования к соответствующим региональным и муниципальным программам;

критерии дисквалификации (за исключением подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей").

Оценке подлежат заявки субъектов Российской Федерации, представленные в соответствующий срок по установленной форме и не отвечающие критериям дисквалификации. Обязательным требованием для каждой из указанных подпрограмм является отсутствие нецелевого использования субвенций и субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета.

По результатам отбора определяются субъекты Российской Федерации, имеющие наилучшие показатели по оценочным критериям.

Средства федерального бюджета предоставляются отобранным субъектам Российской Федерации при соблюдении ими следующих основных условий:

представление в установленный государственным заказчиком срок и по установленной им форме отчета о ходе выполнения программных мероприятий, включая отчет об использовании средств;

выполнение программных мероприятий за отчетный период;

целевое использование средств федерального бюджета;

отсутствие оснований для применения критериев дисквалификации, возникших после отбора субъектов Российской Федерации (в случае наличия таких критериев).

Конкретные условия предоставления средств федерального бюджета устанавливаются отдельно для каждой из указанных подпрограмм в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

В рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" к субъектам Российской Федерации предъявляются требования по предоставлению соответствующих заявок в установленном порядке, а также по целевому использованию субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета.

Успех реализации Программы во многом зависит от поддержки ее мероприятий населением - основным потребителем услуг в жилищной сфере. Соответствующая информационно-разъяснительная работа организуется государственным заказчиком с использованием печатных и электронных средств массовой информации, а также путем проведения выставок, конференций и семинаров.

Глава 2. Специфика реализации ФЦП «Жилище» в г. Томске

.1 Особенности реализации программы

Департамент по делам молодежи, физкультуре и спорту Администрации Томской области подвел итоги реализации в 2008 г. областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002-2010 гг." и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище".

Бюджет программы на 2008 г. составил 20 млн руб. из федерального бюджета и 28 млн руб. из областного бюджета, еще 11,52 млн руб. выделили 18 муниципальных образований.

В течение I полугодия 2008 г. получили субсидии на жилье 60 молодых семей - они вошли в целевую программу 2007 г., но, ввиду ограниченности средств, не смогли стать ее участниками. В IV квартале, после поступления средств федерального бюджета, статус участника программы получили 258 семей (в том числе 10 молодых пар, у которых родилась двойня).

Таким образом, в течение 2008 г. 318 молодых семей решили свою жилищную проблему. Приобретено свыше 14 тысяч квадратных метров жилья, 135 семей вступили в долевое строительство (это еще 6249 квадратных метров), 11 семей решили построить дом своими руками, остальные приобрели жилье на вторичном рынке.

семьи - жители города Томска, 17 - из ЗАТО "Северск", 178 проживают в районах Томской области. Самое большое число участников программы, после областного центра, в Колпашевском (30 семей) и в Томском (25 семей) районах.

Организаторы программы отмечают хорошую работу администраций Асиновского, Парабельского, Каргасокского, Первомайского, Молчановского, Шегарского районов, которые, своевременно приняв муниципальные программы, выделили свыше 200 тыс. руб. из местного бюджета и, имея небольшую квоту на федеральные деньги, смогли улучшить жилищные условия значительному количеству молодых семей.

В областном бюджете 2010 г. предусмотрено 10 млн. рублей на реализацию областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области". Предусмотрены средства на софинансирование и в бюджетах муниципальных образований. Размер средств из федерального бюджета будет известен после завершения конкурса среди субъектов РФ, который ежегодно в марте проводит Минобразования России. Сейчас идет работа по участию Томской области в федеральном конкурсе.

При этом необходимо указать и на имеющиеся недостатки в процессе реализации Программы в Томской области. Так, органы прокуратуры Томской области выявили множество нарушений при реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. Департамент строительства и архитектуры Томской области не исполнял установленную обязанность по осуществлению проверки полноты и правильности оформления документов, предоставленных заемщиками в целях возмещения затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой.

Установлено, что в г. Томске при реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" органы местного самоуправления не исполняют обязанность по проверке достоверности представленных документов и осуществлению расчета доходов молодых семей для участия в подпрограмме, а также не принимают своевременные решения о признании их участниками подпрограммы.

Распространенный характер носят нарушения при реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Так, в Асиновском районе участниками подпрограммы признаны граждане, не представившие необходимый пакет документов, в ряде случаев в учетных делах вообще отсутствовали заявления граждан об участии в подпрограмме. Администрацией г. Томска при формировании списка граждан - участников подпрограммы был нарушен порядок хронологической последовательности.

По фактам неправомерных действий граждан-участников подпрограммы по категории "Выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" возбуждено два уголовных дела, которые в настоящее время рассматриваются в суде.

В ходе проверок установлены факты нарушения органами местного самоуправления отдельных требований законодательства при признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Например, администрация Моряковского сельского поселения Томского района незаконно отказала в постановке гражданина на учет по причине его проживания на территории названного муниципального образования менее пяти лет.

В г. Томске, в Кожевниковском и Шегарском районах органами местного самоуправления нарушались требования федерального законодательства при признании жилых помещений непригодными для проживания. Заявления граждан рассматривались в отсутствие необходимых документов, заключения о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания принимались с нарушением установленного срока, в них не указывался конкретный срок отселения граждан, проживающих в домах, требующих проведения капитального ремонта, заявители о принятых решениях не уведомлялись либо уведомлялись несвоевременно.

Всего по результатам проведенной проверки горрайпрокурорами выявлено 205 нарушений закона, в целях устранения которых внесено 64 представления, принесено 5 протестов, в суд направлено 3 заявления.

По результатам рассмотрения внесенных представлений горрайпрокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 6 должностных лиц органов местного самоуправления.

2.2 Обеспечение жильём молодых семей в г. Томске

На территории Томской области реализуется подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. В рамках данной подпрограммы действует областная целевая программа «Предоставление молодым семьям государственной поддержки на приобретение (строительство) жилья на территории Томской области на 2006-2010 годы». Кроме того, в муниципальных образованиях Томской области приняты муниципальные программы по обеспечению жильем молодых семей.

Указанные программы предусматривают единый механизм предоставления молодым семьям государственной поддержки в виде социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Размер социальной выплаты на приобретение жилья в рамках указанной подпрограммы составляет:

для молодых семей, не имеющих детей - 35% расчетной (средней) стоимости жилья;

для молодых семей, имеющих 1 и более ребенка, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более - 40% расчетной (средней) стоимости жилья.

Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285 (далее - Правила). Согласно данным Правилам участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям:

возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье не превышает 35 лет (на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальных выплат в планируемом году);

признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;

наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии.

Признание молодых семей участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» осуществляется органом местного самоуправления по месту постоянного жительства.

Нуждаемость в улучшении жилищных условий устанавливается органом местного самоуправления в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, согласно которой следующие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (в г.Томске учетная норма установлена в размере 10 кв.м общей площади жилья на одного члена семьи);

проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 16.08.2006 № 102а.

Механизм предоставления социальной выплаты предусматривает выдачу молодой семье свидетельства с указанием размера социальной выплаты, срок реализации которого составляет 9 месяцев.

В ходе объявленного среди субъектов России конкурса Томская область попала в список победителей. "Обеспечение жильем молодых семей" является частью федеральной программы "Жилище", рассчитанной на 2002-2010 гг.

Отдел по молодежной политике и спорту Администрации Томского района координирует на территории района исполнение областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области".

Подпрограмма предусматривает выделение молодым семьям субсидии на приобретение (строительство) жилья. Субсидия рассчитана на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц жилых помещений. Программой предусмотрена оплата первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита, а также погашение основной суммы долга и уплата процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по кредитам или займам. Право использовать субсидию на погашение основной суммы долга и уплату процентов предоставляется молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора.

Участницей подпрограммы может стать молодая семья, в том числе неполная семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии Жилищным Кодексом Российской Федерации;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии.

г) постоянная регистрация на территории муниципального образования «Томский район» у обоих молодых супругов, либо одного родителя в неполной семье.

Под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением от 16.08.2006 г. №102 а «О реализации на территории Томской области подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» признание молодой семьи имеющей достаточные доходы осуществляется органом местного самоуправления муниципального района или городского округа по месту жительства молодой семьи. Для признания молодой семьи имеющей достаточные доходы молодая семья подает в отдел по молодежной политике и спорту Администрации Томского района документы, указанные в перечне. На основании представленных документов в 10-ти дневный срок составляется заключение о признании (не признании) молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилых помещений в части, превышающей размер предоставляемой субсидии на приобретение жилья.

Необходимым условием участия в подпрограмме является представление молодой семьей документов на включение в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В случае признания молодой семьи участником подпрограммы, она включается в список участников на планируемый год. Формирование списка молодых семей - участников подпрограммы по муниципальному образованию «Томский район» осуществляется комиссией по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы на территории муниципального образования «Томский район». Списки формируются по дате постановки молодых семей на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи, поставленные на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года. Молодые семьи, поставленные на учет в один и тот же день, включаются в данный список в алфавитном порядке. Размер субсидии составляет 35-40% от расчетной (средней) стоимости жилья за счет средств федерального, областного и местного бюджетов. При рождении (усыновлении) 1 ребенка молодой семье - участнице подпрограммы предоставляется дополнительная субсидия за счет средств местного (районного) бюджета в размере не менее 5 % расчетной (средней) стоимости жилья.

Расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера субсидии, определяется по формуле:

СтЖ=Н*РЖ,

где:

СтЖ - расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера субсидии;

Н - норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию «Томский район»;

РЖ - размер общей площади жилого помещения, установленный для семей разной численности.

Размер общей площади жилого помещения, исходя из которого определяется расчетная (средняя) стоимость жилья, составляет:

для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок)-42 кв. м,

для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов 1 и более детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя и 2 и более детей)- по 18 кв. м на 1 человека.

Таким образом, можно отметить успешный процесс реализации ФЦП «Жилище» в городе Томске.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части населения страны.

В результате реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" должна быть сформирована модель обеспечения жильем основных групп населения, достигнуты существенные результаты по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации.

Второй этап реализации Программы (2006 - 2010 годы) предусматривает продолжение преобразований в жилищной сфере, а также реализацию комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Успешная реализация Программы к 2010 году позволит обеспечить:

улучшение жилищных условий населения;

повышение доступности приобретения жилья. При этом средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. м будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за 3 года;

увеличение объемов предоставления ипотечных жилищных кредитов и займов до 415 млрд. рублей в год;

возможность приобретения жилья, в том числе с помощью собственных средств, ипотечных кредитов и займов, для 30 процентов семей;

сокращение среднего времени ожидания предоставления жилых помещений социального использования с 15 - 20 до 5 - 7 лет;

рост годового объема ввода жилья до 80 млн. кв.м общей площади;

улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в 2006 - 2010 годах более 132,3 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством;

адресность поддержки населения, связанной с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг;

повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания (снижение уровня износа основных фондов коммунального хозяйства с 60 до 50 процентов);

совершенствование нормативной правовой базы, связанной с формированием рынка доступного жилья для населения;

создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе, а также устойчивого и самостоятельного развития всех муниципальных образований.

Благополучная ситуация, сложившаяся с реализацией программы в городе Томске, позволяет надеяться на успешность выполнения всех пунктов этой программы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы» (ред. от 23.12.2009) // СЗ РФ. - 2001. - № 39. - Ст. 3770.

2.Постановление Администрации Томской области от 16.08.2006 г. № 102а «О реализации на территории Томской области подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы» (ред. от 25.07.2008) // Томские новости. - 2006. - № 34.

.Постановление Администрации г. Томска от 01.10.2009 г. № 948 «О внесении изменений в постановление Мэра города Томска от 15.11.2007 № 710 "О комиссии по реализации на территории муниципального образования "Город Томск" подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы» // Томские новости. - 2009. - № 65.

.Постановление Мэра города Томска от 15.11.2007 г. № 710 «О комиссии по реализации на территории муниципального образования "Город Томск" подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы» (ред. от 01.10.2009) // Томские новости. - 2007. - № 90.

.Постановление Мэра города Томска от 08.02.2008 г. № 35 «О внесении изменений в постановление Мэра г. Томска от 15.11.2007 г. № 710 "О комиссии по реализации на территории муниципального образования "Город Томск" подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы» // Томские новости. - 2008. - № 20.

.Распоряжение Губернатора Томской области от 02.09.2009 г. № 263-р «О распределении муниципальным районам и городским округам Томской области денежных средств на реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей» // Томские новости. - 2009. - № 81.

.Распоряжение Администрации Томской области от 06.09.2006 г № 263-ра «О проведении отбора банков для участия в реализации на территории Томской области подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы» (ред. от 06.10.2006) // Томские новости. - 2006. - № 86.

.Белых Л.П. Формирование портфеля недвижимости. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 412 с.

.Березин М. Оценка рыночной стоимости недвижимости в целях налогообложения. - М.: Финансы, 2007. - 289 с.

.Гитман Лоренс Дж., Джонк Майкл Д. Основы инвестирования. - М.: Дело, ЛТД, 2008. - 256 с.

.Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р. Экономика недвижимости. - М.: Филин, 2008. - 372 с.

.Гусева Л.Л. Особенности субъектного состава при ипотечном жилищном кредитовании // Бюллетень нотариальной практики. - 2009. - № 4. - С. 15 - 21.

.Ершов О.Г. О содействии развитию жилищного строительства // Правовые вопросы строительства. - 2009. - № 1. - С. 10 - 17.

.Жилищная экономика / Под ред. Г. Поляковского. - М.: Дело, 2007. - 352 с.

.Жилищное законодательство России. Сборник нормативных документов с комментариями. - М.: Бизнес-Информ, 2009. - 263 с.

.Жилищное законодательство. - М.: Бизнес-школа. «Интел-синтез», 2009. - 364 с.

.Максимчук И.В., Мальцев Р.Н. Обеспечение жильём молодых семей: условия, механизм и вопросы // Налоги. - 2009. - № 35. - С. 7.

18.Официальный сайт Администрации Томской области. - Режим доступа: <http://tomsk.gov.ru>, свободный.

.Прокуратура Томской области выявила множество нарушений при реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы // Томский обзор. - 2009. - 14 июля. - Режим доступа: http://obzor.westsib.ru/news/299605, свободный.

.Развитие жилищного кредитования в России. - М.: Институт экономики города (США), 1994. - 253 с.

.Строительство в России. Статистический сборник (официальное Издание). - М.: Госкомстат России, 2008. - 372 с.

.Терновская Е. Ипотека: проблемы, перспективы (желаемое и действительность // Хозяйство и право. - 2007. - № 9. - С. 23 - 30.

.Федотова М.А. Оценка недвижимости и др. - М.: Экмос, 2009. - 382 с.

.Фридман Дж., Ордуэй Н. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости. - М.: Дело, 2008. - 207 с.

.Черных Е.В. История и перспективы развития ипотечного кредитования в России. - М.: Российская академия наук, 2008. - 372 с.

.Шипунова Е. Нуждающийся с женой // ЭЖ-Юрист. - 2009. - № 32. - С. 10 - 14.

.Экономика недвижимости / Под ред. В.И. Ресина. - М.: Дело, 2009. - 396 с.

Похожие работы на - Реализация федеральной целевой программы 'Жилище' на территории города Томска

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!