Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,36 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ




Кафедра экономики и управления



Контрольная работа

по учебному курсу

«Теория управления»

на тему: Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования


Выполнил: студент группы 611-021

шифр 1161034

КИСИЛЬ Наталия Юрьевна

Проверил преподаватель:

Мельников Л.П.

Псков, 2012

ВВЕДЕНИЕ

Одним из современных требований к российскому образованию, изложенных в Концепции модернизации российского образования является достижение нового качества образования, которое определяется, прежде всего, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в управленческой деятельности.

Очевидно, что государственная политика в области образования направлена на качественные изменения деятельности общеобразовательных учреждений, поэтому сегодня руководитель ДОУ должен суметь обеспечить переход своего учреждения на новый уровень развития.

Современный руководитель образовательного учреждения должен обладать множеством управленческих знаний и умений, но на мой взгляд самым главным является его умение видеть своё учреждение в будущем и знать, как это будущее сделать наиболее успешным для всех участников образовательного процесса.

В современных условиях реформирования системы образования особую значимость приобретает проблема планирования деятельности образовательного учреждения. Сегодня растет востребованность технологий проектирования, планирования, аналитического прогнозирования, т.е. все, что включает понятие «стратегическое планирование».

Для эффективной управленческой деятельности в системе дошкольного образования руководителю крайне необходимы знания особенностей управления дошкольным образовательным учреждением. В работах Л.М.Денякиной, Т.Н.Дороновой, Т.С. Комаровой, Е.П.Милашевич, М.Д.Маханевой и др., отражен комплекс общих основ управления и особенностей управленческой деятельности ДОУ, что является основой содержания учебно-методического обеспечения управленческого образования руководителей.

На сегодняшний день существует ряд противоречий в области стратегического планирования образовательных учреждений:

между достаточными теоретическими знаниями о планировании деятельности ДОУ и неумением многих руководителей выстраивать долгосрочные прогнозы, стратегически мыслить и разрабатывать стратегические программы

программно-целевой метод управления внедрен в деятельность организаций и бизнес-структур, но руководители общеобразовательных учреждений ещё слабо используют его в своей практике.

Из всего вышесказанного можно выделить объект и предмет, задачи исследования.

Объект - процесс управления дошкольным образовательным учреждением

Предмет - стратегическое планирование деятельности дошкольного образовательного учреждения

Задачи:

. Изучить научно-педагогическую и методическую литературу, по вопросам стратегического планирования деятельности дошкольного образовательного учреждения

. Провести системный анализ исходного состояния деятельности ДОУ

. Разработать программу развития ДОУ.

Цель контрольной работы - разработка практико - ориентированной программы развития ДОУ, которая позволит образовательному учреждению выйти на качественно новый уровень развития, стать конкурентоспособным среди ДОУ города. Принципы и подходы при разработке программы развития могут быть использованы заведующими ДОУ или старшими воспитателями для разработки подобных программ в своих образовательных учреждениях.

ГЛАВА I. Теоретические аспекты стратегического планирования дошкольного образовательного учреждения

.1 Место и значение планирования

стратегический планирование управление образовательный

Обратимся к науке управления. Управлять - значит анализировать, планировать, организовывать, корректировать, контролировать, отслеживать результаты деятельности учреждения - всё это функции управления. Все функции управления нацелены на достижение определенного результата. Анализируя исследования М.И.Кондакова, Ю.А.Конаржевского, можно сказать, что функции управления определяются как «элемент содержания работы руководителя, которые соответствуют последовательно меняющимся стадиям управленческого цикла».

Разрабатывая научные основы управления дошкольным образовательным учреждением, Т.С.Комарова определила содержание управленческого цикла детского сада как совокупность взаимосвязанных функций: планирование, организация, контроль, руководство, педагогический анализ. (10, с.78)

Управленческий цикл, соответствует последовательно меняющимся стадиям управления, представленным следующими функциями: анализ, планирование, организация, управление, руководство, координация, принятие решения и контроль.

Важной функцией управления дошкольным учреждением является планирование, которое обеспечивает систематическую, эффективную работу учреждения.

Планирование деятельности ДОУ должно основываться на всестороннем комплексном анализе работы учреждения по следующим направлениям:

знания, умения и навыки, усвоенные детьми;

методы и приемы работы с ними;

соответствие содержания и методов возрастным и психофизиологическим особенностям детей;

эффективность планов воспитательно-образовательной работы с детьми;

уровень работы с родителями, коллективом;

уровень педагогической квалификации педагогов;

эффективность форм повышения квалификации (36, с.18).

Но для того, чтобы планирование было эффективным, необходимо также анализировать материально-техническую базу учреждения, обеспеченность образовательного процесса необходимыми методическими, дидактическими пособиями, литературой.

Составить план дошкольного учреждения - значит спроектировать его работу, создать определенную модель действий. План обеспечивает систематическую, рациональную и эффективную работу. В составлении плана работы учреждения участвует весь коллектив. Такое участие дает возможность работникам вырабатывать управленческие решения в качестве субъекта управления. Но основную работу по планированию деятельности проводит руководитель, от которого требуется огромная умственная отдача, научно обоснованная ориентация, использование педагогического мастерства, умение выбрать способы работы и предвидеть результат.

Важной задачей руководителя дошкольного образовательного учреждения является организация деятельности управляемого коллектива. Суть организации заключается в том, что каждый член коллектива выполняет свою часть работы, имея при этом определенные права и отвечая за свой участок работы.

Успешное управление возможно, когда управляющий владеет оперативной информацией о текущем состоянии дел, о достигаемых результатах, о затруднениях, проблемах. Поэтому не менее значимой функцией управления является контроль. В исследованиях Афанасьева сказано: «контроль - это система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям» (23, с.24)

Планирование - это функция, которая помогает определить цели деятельности организации и пути достижения результата, она отвечает на 2 важных вопроса в деятельности любой организации: что мы хотим получить и как это сделать?

.2 Стратегическое планирование в образовательном учреждении

В современной литературе по стратегическому менеджменту дано много определений стратегического планирования, но наиболее точным и полным я считаю следующее: «Стратегическое планирование - это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей организации, анализа проблем развития, выбора базовых стратегий и прогнозирования социально-экономического развития с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем» (19, с.195)

Вообще, сущность стратегического планирования можно свести к поиску ответов на следующие вопросы:

. Каково настоящее положение образовательного учреждения?

. Какова стратегическая ситуация, в которой оно находится?

. В каком положении руководство образовательного учреждения хочет видеть его в будущем?

Условно, процесс стратегического планирования можно изобразить в виде логической цепочки вопросов:

. Чем наше ДОУ отличается от других? В чем его особенность, предназначение в социуме? (ответ на эти вопросы помогают сформулировать видение, миссию, ценности образовательного учреждения)

. С какими проблемами ДОУ сталкивается на этом пути? (ответом на этот вопрос является анализ среды ДОУ)

. К достижению каких целей стремится? Какими ресурсами для этого располагает? (составляется стратегический план)

. Как добиться реализации стратегических целей? (создаются целевые программы, проекты, оперативные планы)

. Как организовать педагогический коллектив для реализации намеченного? (формируются эффективные педагогические команды)

Представленная логика достаточно полно отражает сущность, алгоритмичность стратегического планирования образовательного учреждения.

Видение и миссия образовательного учреждения.

Миссию называют «визитной карточкой» учреждения, она должны быть четкой, понятной для всех участников образовательного процесса и тех, кто может воспользоваться образовательными услугами учреждения. Миссия должна определяться с учетом интересов воспитанников, их родителей, сотрудников, заказчиков, социальных партнеров. Миссия отражает смысл существования образовательного учреждения, она уникальна, альтруистична, неординарна.

Наличие яркого, обоснованного, стимулирующего к действиям видения, рассматривается, как основа и условие успеха выработки стратегических планов деятельности образовательного учреждения. «Видение - это сложившийся в нашем сознании идеальный образ желаемого будущего, достижение которого возможно только при самых благоприятных внешних и внутренних условий; образ наилучшего, наиболее совершенного состояния школы» (33, с.11).

Миссия не формулируется в один момент, руководитель не может и не должен один обдумывать эти идеи, в разработку миссии должны быть вовлечены представители всех групп участников образовательного процесса: педагоги, родители, социальные партнеры, вышестоящие организации. В процессе формулирования миссии выделяют три этапа: подготовка, формулирование и развитие (33, с.12). Содержание деятельности каждого этапа представлены во многих исследованиях по стратегическому менеджменту.

Аналитический этап разработки стратегического планирования

Для осуществления успешной деятельности на рынке образования образовательному учреждению необходимо научиться отслеживать и прогнозировать все изменения внешних и внутренних условий. Своевременно принятые меры помогут образовательному учреждению, избежать некоторые проблемы или выгодно использовать сложившуюся ситуацию. Анализ среды является сегодня важнейшей составляющей стратегического управления.

Формирование стратегического плана образовательного учреждения.

Но прежде, чем приступать к разработке плана стратегических мероприятий коллектив и руководитель должны очень четко представлять, что планируется достичь, т.е. должны быть определены стратегические цели. Определение цели - важный этап планирования, т.к. достижению целей будет подчинена вся деятельность образовательного учреждения.

Определение цели является решающим моментом стратегического управления. «Цель - это желаемый и заранее определяемый результат, который формулируется после миссии. Миссия, с одной стороны, дает возможность установить, какие цели необходимо поставить, чтобы деятельность соответствовала его миссии, а с другой - отсекает» второстепенные цели» (33, с.35)

В зависимости от характера и содержания миссии, результатов анализа среды образовательное учреждение устанавливает свои цели.

Далее наступает самый ответственный период работы по стратегическому планированию - продумывание того, как реализовать стратегию. Если стратегия образовательного учреждения носит системный и глубокий характер, то её реализация предполагает серьезную перестройку всего ОУ, введение новых подходов к её функционированию, изменение качества образовательной системы, её ресурсного обеспечения и т.п.

Оперативное планирование нацелено на решение конкретных проблем, а это возможно только в том случае, когда существуют определенные механизмы. В качестве таких механизмов могут быть использованы проекты и целевые программы. Работа по целевым программам предполагает участие в их реализации всего коллектива, при этом общий результат зависит от качества и точности выполнения работ на каждом конкретном уровне.

Таким образом, особенностью программ является результативность: конкретный планируемый продукт должен быть не только получен, но и «измерен» на степень соответствия целевым установкам. Разработка показателей и индикаторов результативности - обязательный элемент планирования и прогнозирования в рамках оперативного плана.

«Планирование (стратегическое) как процесс непрерывного переформулирования целей учитывает постоянно меняющиеся обстоятельства и состояние ресурсов (финансовых, человеческих и пр.) Организация такого процесса и есть одна из главных задач руководителя в рамках стратегического планирования» (39, с.115).

Создание эффективной команды в процессе разработки и реализации стратегического плана.

Итак, составлена миссия, определено видение образовательного учреждения, сформулированы цели, проанализировано исходное состояние дел, разработана стратегия, план её реализации, но не хватает самого главного для достижения успеха - круга единомышленников, которые разделяют ценности и цели, которые профессионально компетентны в реализации поставленных задач, тех, кто в согласованной работе, сможет обеспечить осуществление планов и программ. Любой руководитель стремится создать свою команду, управлять дееспособным коллективом.

.3 Программно-целевой метод решения проблем в организации деятельности дошкольного образовательного учреждения

Программно-целевой метод в теории управления образованием стал разрабатываться значительно позднее, чем в теории социального управления. Феномен состоит в том, что только в недавние годы значительное число людей, отвечающих за управление предприятием, осознало ту простую истину, что для того, чтобы цели могли стать источником действия, они должны быть ясными и понятными для тех, кто их осуществляет» (44, с.19)

Актуальными стали программы развития образовательных учреждений. Осуществление программно-целевого управления закономерно обусловило позитивные изменения в практике образовательной системы.

Программы развития образовательных систем, определяют:

исходное состояние развиваемой системы, основные предпосылки её развития;

образ желаемого будущего состояния этой системы, выраженного в виде генеральной цели программы, и системы целей, основных задач управления;

состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему; целевые показатели, раскрывающие конечные результаты программы;

данные о ресурсах, необходимых для выполнения мероприятий и о сроках их осуществления;

оценку результативности мероприятий и их эффективности (15, с.45).

Программы развития образовательных учреждений ориентированы на стратегию системных изменений, т. е. предполагают полную реконструкцию образовательного учреждения, затрагивающую все компоненты деятельности (цели, содержание, организацию, технологию и т.д.), все структуры.

Программы развития существенно отличаются от других видов программ. Эти отличия связаны со стратегическим характером программы:

с их ярко выраженной ориентацией на учёт состояния и прогнозирования тенденций изменения внешней среды образовательного учреждения, адресуемого ему образовательного заказа;

с ярко выраженной инновационной направленностью программы развития (другие программы основное внимание уделяют вопросам обеспечения стабильности текущего функционирования учреждения);

с прогностичностью, направленностью на будущее;

с опорой на идеологию системного, программно-целевого подхода в управлении;

с использованием при разработке этого документа специальной структурированной технологии.

Под программой развития образовательного учреждения понимается важнейший стратегический документ образовательного учреждения, переходящего в инновационный режим жизнедеятельности принявшего за основу программно-целевую идеологию развития (16, с.34).

Основное предназначение программы развития - быть средством интеграции и мобилизации всего коллектива образовательного учреждения на достижение целей его развития.

Глава II. Концепция программы развития МБДОУ «Детский сад № 10»

.1 Системный анализ исходного состояния управления деятельностью в ДОУ

Краткая характеристика социального окружения ДОУ.

Наше дошкольное учреждение находится в жилом микрорайоне. Население микрорайона представлено служащими, рабочими, интеллигенцией, пенсионерами. Нас окружают СОШ № 11, 18; еще несколько дошкольных образовательных учреждений. Численность детей - 265 человек. В нашем детском саду функционирует 12 групп: 1 группа раннего возраста (с 2 до 3 лет), 11 групп дошкольного возраста (с 3 до 7 лет).

Характеристика материально-технической базы ДОУ свидетельствует о соответствии ее современным требованиям. За последнее время уделено внимание оснащению посудой, игрушками, мягким и жестким инвентарем. В группах имеется обновленная мебель. Развивающая среда пополняется игрушками и пособиями фабричного изготовления и сделанными руками взрослых: педагогами и родителями. При создании развивающей среды возрастных групп учитываются дидактические принципы и целесообразность размещения всех ее компонентов. Во всех дошкольных возрастных группах созданы условия для организации разных видо детской деятельности.

Развитие воспитанников осуществляется на базе функционирующих кабинетов: изокабинет; музыкальный зал; театральная студия, в которых имеется базовое дидактическое оборудование и нормативные технические средства обучения. Музыкальный зал имеет богатую аудиотеку, современную музыкальную аппаратуру и коллекцию детских и взрослых музыкальных инструментов. Физическое воспитание проводится в специально оборудованном спортивном зале с достаточным количеством современного спортивного и физкультурного оборудования.

Методический кабинет оснащен необходимой учебно-методической базой, как для организации образовательной деятельности детей, так и для методического сопровождения педагогического труда. Кабинет постоянно пополняется научно-методической литературой, наглядным материалом, пособиями для образовательной деятельности.

Медицинский и процедурный кабинеты функционируют для медицинского сопровождения детей, в которых достаточно оборудования для осмотра детей, проведения профилактических прививок и оказания медицинской помощи. В последнее время приобретена литература по профилактике заболеваний лечебными травами и нетрадиционной медициной.

Однако для работы по приоритетному направлению деятельности ДОУ испытывает необходимость в оснащении педагогического процесса современной аппаратурой для развития детей. Кроме этого нужно обустраивать игровые площадки современными модулями из пластика и цветной фанеры для всестороннего развития детей на прогулках.

Таким образом, перед учреждением ежедневно встают вопросы о постоянном пополнении материально-технической базы, о соответствии ее современным требованиям по всем направлениям жизнедеятельности, которые требуют государственного бюджетного финансирования и привлечения дополнительных финансовых вливаний.

Характеристика образовательного процесса

Механизмом образовательной системы в ДОУ является организация воспитательно-образовательного процесса, которая строится на утвержденной основной образовательной программе, сетке НОД, перспективном и календарном планировании. Все указанные документы составлены в строгом соответствии требованиям СанПиН. Содержание воспитательно-образовательного процесса осуществляется на основе трехуровнего образовательного пространства: федеральный, региональный и компонент ДОУ.

Ведущие цели обновленной программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Для решения одной из главных задач дошкольного образования - охраны и укрепления здоровья детей, и физического развития, в ДОУ разработаны:

комплексно-целевая программа «Здоровье»;

стратегический план оздоровления детей;

методические рекомендации по разным формам и видам оздоровления детей в режиме дня.

Результат того, насколько качественно организован образовательный процесс, можно проследить в данных об усвоении реализуемой программы воспитанниками ДОУ.

Цель работы любого педагогического коллектива ДОУ - обеспечение одинаковых стартовых возможностей детей для поступления в школу. Вот что показала психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения по итогам 2011-2012 учебного года:

% (35 детей) - готовы к обучению в школе;

% (4 ребенка) - условно готовы к обучению в школе

% (2 ребенка) - условно не готовы к обучению в школе

% (1 ребенок) - не готов к обучению в школе

Предметом особого внимания в нашем детском саду является создание психолого-педагогических условий для развития детей всех возрастных групп, которые предусматривают использование в педагогическом процессе самые разнообразные и современные игры и игрушки, игровые модули и пособия такие как: дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные, музыкальные. Обогащение жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями проходит через создание единого социокультурного пространства и через разные источники информации: энциклопедические знания, чтения детской периодической печати, экскурсии, посещение музеев, встречи с интересными людьми, целевые прогулки, наблюдения, художественное слово, художественно-творческую деятельность, обсуждение ярких событий, связанные с жизнью семьи, группы, детского сада.

Однако следует отметить, что в группах недостаточное разнообразие современных развивающих игр; игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста, игр на развитие психических процессов, и не все возрастные группы обеспечены современными игровыми комплексами по развертыванию сюжетно-ролевых игр.

Вместе с тем в ДОУ существуют проблемы по содержанию и организации воспитательно-образовательного процесса, выражающиеся в том, что педагоги составляют содержание на основе традиционных подходов, в которых не предусматривается работа по усвоению детьми новых форм организации образовательного процесса такие как: проектная деятельность, поисково-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность детей. Воспитатели испытывают затруднения в разных формах организации сотрудничества детей в совместной и самостоятельной деятельности, в обучении детей приемам самоконтроля и рефлексии.

Таким образом, выявленные проблемы указывают на то, что содержание и организация образовательного процесса не имеет систематической и качественной работы по реализации личностно-ориентированного подхода, активного внедрения методов развивающего обучения. Несмотря на достигнутые результаты в образовательном процессе, в реальной практике ДОУ не предусмотрена работа по осуществлению педагогической деятельности, направленной на развитие индивидуальных способностей ребенка, по своевременному выявлению и сопровождению творчески одаренных детей.

Характеристика кадрового состава

Педагогический коллектив, состоящий из 26 человек, представляет собой мобильных, творческих, сплоченных единомышленников, имеющие равные возможности для самовыражения, находящиеся в творческом поиске, повышающие свой профессиональный уровень самообразованием.

Процент педагогов с высшим образованием составляет треть коллектива, что позволяет осуществлять образовательный процесс на высоком профессиональным уровне, при условии активной работы по самообразованию, и грамотно проводимой методической работе.

Стаж работы педагогов.

В коллективе работают педагоги с большим стажем работы, что, с одной стороны обеспечивает стабильность в деятельности ДОУ, а с другой вызывает тревогу по поводу внедрения в образовательный процесс современных развивающих технологий.

Квалификация педагогов

Анализ профессионализма коллег показывает, что их квалификация растет из года в год. Процент педагогов второй категории неуклонно растет. В 2011-2012г. подали заявления на первую категорию 2 педагога и на следующий год мы ждем прироста по этому показателю.

Также наши педагоги регулярно повышают свою квалификацию на курсах повышения в ПОИПКРО г. Пскова. Различные формы повышения квалификации педагогов, безусловно, способствуют повышению качества образовательного процесса.

Данная характеристика кадрового состава свидетельствует о большом потенциале и резервных возможностях каждого члена педагогического коллектива, что позволяет им работать в режиме саморазвития для обеспечения высокого личностного и профессионального уровня развития.

В 2011 году было проведено анкетирование с целью выяснения личностно-профессионального развития педагогов. Анализ анкетирования позволил сделать выводы о достаточно высоком уровне знаний педагогов о сущности воспитания, содержания работы с семьей, основ преемственности ДОУ со школой. Вместе с тем были выявлены проблемы в знаниях педагогов в области психологии детей, современных концепций воспитания, современных педагогических технологий. Наиболее слабо развита способность к исследовательской деятельности, воспитатели испытывают затруднения в построении программы своего профессионального совершенствования. Недостаточно развита рефлексивная культура педагогов.

Характеристика методического обеспечения образовательного процесса

Одним из приоритетных направлений методической работы является научно-методическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, которое в первую очередь призвано повышать качество образования в целом.

Одной из главных задач методической работы в ДОУ является повышение квалификации педагогов и оказание методической помощи в выявлении, изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в организации и подборе грамотного и качественного содержания образовательного процесса.

В ДОУ ведется планомерная методическая работа с педагогами. В практику работы вошли и успешно используются следующие формы работы:

научно - методические семинары, педагогические советы, творческие группы, институт наставничества, фестиваль педагогического мастерства, педагогические мастерские и др.

Результатами эффективной методической работы с кадрами является наработка педагогического опыта по различным направлениям образовательно-воспитательной работы, которые имеют положительную оценку и находят распространение среди педагогов дошкольных образовательных учреждений города Пскова.

Накопленным опытом работы, наработанными методическими материалами педагоги делятся со своими коллегами из МБДОУ города в ходе открытых просмотров НОД, конференций и семинаров.

Выявленные проблемы характеризуют, что воспитатели слабо владеют личностно-ориентированным подходом развития детей, которое можно успешно усвоить и реализовать в педагогической практике на основе развивающего обучения и введения новых педагогических технологий.

Таким образом, в ДОУ создана система методической службы, которая имеет свой положительный опыт в работе с педагогами. Однако в ДОУ существуют проблемы:

.Отсутствие психолого-педагогических основ реализации личностно-ориентированного подхода к развитию детей.

.Отсутствие систематизации методических материалов в соответствии с требованиями ФГТ

. Недостаточность в оснащении современной методической литературы.

Характеристика управленческой системы.

Управление ДОУ строится на принципах единоначалия и самоуправления, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса за жизнь и здоровье детей, открытости, коллегиальности и демократизации, ценностно-личностного подхода к субъектам системы управления и осуществляется в соответствии с законодательством РФ в области образования и Уставом ДОУ.

Структура управления.

В учреждении утверждена система участников управления, как структура управления, так и их должностной функционал. Согласно Уставу в детском саду функционируют коллегиальные формы управления такие как: Общее собрание трудового коллектива, Педагогический совет, Родительский комитет, Общее родительское собрание. Все коллегиальные органы управления работают согласно разработанных и утвержденных Положений и планов. Постоянно действующим руководящим органом для обсуждения основных направлений образовательно-воспитательного процесса является Педагогический совет, который проходит 3 раз в год. Из них 2 заседания Педагогического совета традиционно посвящаются совершенствованию образовательного процесса в нашем учреждении.

Кроме коллегиальных органов управления, в учреждении работают комиссии: по аттестации работников, экспертный совет, комиссия по предупреждению травматизма, по списанию материальных ценностей, по охране труда, работа которых регламентируются соответствующими локальными актами.

Таким образом, в детском саду создана традиционная система управления коллективом с преобладанием рефлексивного управления и административных методов, которые способствуют стабильному функционированию учреждения. Следовательно, для модернизации существующей системы управления при переходе учреждения из режима функционирования в режим развития существует необходимость обновления модели управления ДОУ.

Подводя итоги анализа состояния образовательной системы ДОУ можно выделить ряд конкурентных преимуществ перед другими образовательными учреждениями.

ДОУ имеет значительный авторитет в окружающем социуме и реализует приоритетное направление в области художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

В ДОУ работает квалифицированный педагогический коллектив, стремящийся к саморазвитию и самосовершенствованию, мотивированный на работу с детьми дошкольного возраста

В ДОУ образовательный процесс начинает строится на основе индивидуализации обучения, что повышает качество образования и конкурентоспособность ребенка-выпускника ДОУ

Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ развивающих педагогических технологий позволяет выстроить субъект - субъектные отношения между ребенком и педагогом.

Образовательная среда ДОУ

Образовательная среда должна быть мобильна, т.е. активно реагировать на внешние (социальный заказ изменение социума) и внутренние (запросы, потребности самого ребенка, родителей) факторы. Образовательная среда должна активно внедрять информационные системы и инновационные педагогические технологии, что повлечет за собой переход на компетентностный уровень образования (повышение уровня компетентности, как педагога, так и родителей). Образовательная среда будет способствовать непрерывному профессиональному самообразованию, со стороны педагога. Образовательная среда должна обеспечить расширение возможностей для самоопределения детей, через индивидуальные образовательные траектории развития (с учетом запросов детей и родителей).

.2 Проблемно-ориентированный анализ программы развития на наличие стратегической составляющей

Основными чертами стратегического планирования являются включение в его содержание основных проблем деятельности учреждения, создание ориентиров и рамок для детального планирования и принятие текущих решений.

Стратегия развития образовательного учреждения

Преимущества.

Учебная деятельность: Достаточно высокий потенциал педагогических кадров.

Научная деятельность: Связь с КРИРО и ПК - возможность повышать квалификацию, внедрять современные технологии.

Хозяйственная деятельность: Неплохое материально-техническое обеспечение в сравнении с некоторыми ДОУ города.

Управленческая деятельность: Совершенствование нормативно-правовой базы с учетом современных требований.

Экономическая деятельность: Увеличение доли финансовой самостоятельности в пределах бюджета (сметы). Привлечение родителей - спонсоров.

Маркетинговая деятельность: Мониторинг запросов, удовлетворенности родителей качеством воспитания и образования детей в ДОУ. Формирование положительного имиджа ДОУ, повышение рейтинга.

Проблемы.

отсутствие стратегического планирования развития ДОУ;

отсутствие заинтересованности коллектива и опыта разработки Программы развития;

отсутствие дополнительных финансовых средств;

много ДОУ - конкурентов.

.3 Концептуальное обоснование программы развития

Основные направления программы развития

Среди основных направлений можно выделить направления, обеспечивающие переход к новому уровню качества образования и развитию единой образовательной среды:

.Переход к новой, модернизированной образовательной среде в работе с детьми дошкольного возраста, направленной на повышение качества образования.

.Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса на основе использования интеграции современных развивающих педагогических технологий.

.Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс ДОУ.

.Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий (сохранение, формирование, укрепление здоровья детей).

.Совершенствование научно - методической, инновационной деятельности педагогов и сотрудников ДОУ.

.Формирование эффективных экономических механизмов развития образования в качественно новой образовательной среде ДОУ.

.Создание и развитие новых механизмов управления ДОУ на основе общественно - государственного управления.

Основные принципы реализации программы развития.

Природосообразность, т. е. развитие личности дошкольников в соответствии с её природой, здоровьем, его психической конституцией, его способностями, склонностями, интересами, его биоритмами, индивидуальными особенностями восприятия и т.п.

Целостность, т. е. единство компонентов образовательной среды, призванной обеспечить достижение как определяющей цели, так целей и задач по каждому направлению.

Гибкость и вариативность, т.е. содержание и технологии образовательного процесса в ДОУ должны помочь ребенку дошкольного возраста расширить возможности личностного и творческого развития.

Интеграция, т.е. образовательные программы на разных ступенях воспитательно-образовательного процесса должны быть сквозными по вертикали, обеспечивая поступательное развитие личности, а координация структуры по горизонтали создает новые качественные условия по взаимодействию с другими учебными заведениями, учреждениями культуры и т.д.

Преемственность, т.е. взаимосвязь и взаимодополняемость образовательных программ, позволяющих обеспечить развитие личности ребенка и единую стартовую площадку для перехода к обучению в начальной школе.

Предвидение, т.е. внесение в образовательную среду, изменений, связанных с меняющимися социально-экономическими условиями, рынком образовательных услуг и зависимостью от информационного, гражданского общества.

Таким образом, определив ключевые направления деятельности ДОУ, обосновав концепцию развития нашего образовательного учреждения, мы ставим перед собой стратегическую цель.

Цель: Создание в МБДОУ единого образовательного пространства, обеспечивающего формирование условий для поэтапного перехода к новому уровню качества образования (на основе современных педагогических и информационно-коммуникативных технологий), с эффективным использованием педагогического потенциала.

Основные задачи программы развития МБДОУ

.Модернизация содержания дошкольного образования при формировании единой образовательной среды в работе с детьми дошкольного возраста.

.Использование современных информационно-коммуникационных и развивающих педагогических технологий, обеспечивающих единое образовательное пространство и системные изменения в образовательном пространстве ДОУ.

.Обеспечение роста уровня профессиональной компетентности педагогических работников путем непрерывного повышения квалификации.

.Совершенствование системы общественно-государственного управления ДОУ для повышения открытости образовательного учреждения.

Миссия ДОУ

Сохранение и развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Этапы реализации программы развития

Проблемно - аналитический этап - включает диагностическую, прогностическую деятельность. Выявление проблемного поля образовательной системы ДОУ, перспективных направлений развития ДОУ и моделирование его нового качественного состояния в условиях модернизации образования. Обобщение и анализ существующего опыта работы на основании диагностики для выделения дифференцированных групп детей, через индивидуализацию образовательного процесса. Апробация новых модульных механизмов образовательно-педагогической среды и управление ими. Разработка перспективного направления развития, сохранение инновационного направления деятельности и образовательной среды ДОУ. Анализ социальной среды ДОУ для выявления имиджевого статуса ДОУ.

Проектировочный этап - включает разработку, реализацию, анализ, обобщение результатов поэтапной работы по систематизации изменений образовательной среды в ДОУ. Работа над концепцией изучения теоретических аспектов проблемы личностного творческого развития ребенка, планирование и прогнозирование необходимой исследовательской и педагогической деятельности. Разработка механизмов совершенствования кадрового, научно-методического, материально - технического обеспечения, работа с документацией. Разработка стратегии изменения «имиджа» ДОУ (ДОУ как центр художественно-эстетического образования).

Внедренческий этап - включает реализацию модернизированных механизмов функционирования образовательно-педагогической среды ДОУ. Переход образовательной системы ДОУ в качественно новое состояние. Совершенствование системы психолого-педагогических мероприятий по выявлению и актуализации ресурсов личностного творческого развития детей дошкольного возраста. Расширения социального партнерства. Активизация структур общественно - государственного управления через включение педагогических работников и родителей в широкий спектр общественных структур управления.

Контрольно - аналитический этап - включающий в себя реализацию, анализ, обобщение результатов деятельности, прогнозирование и конструирование дальнейших путей развития ДОУ. Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития образовательной системы ДОУ. Фиксацию созданных прецедентов образовательной практики и их закрепления в локальных нормативных актах и методических комплексах по деятельности ДОУ. Анализ результативности развития ДОУ, определение новых задач, выводящих ДОУ на новый этап развития.Коррекция, оценка качества новой образовательной модели ДОУ. Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Критерии эффективности программы развития и возможные риски её реализации.

Среди критериев эффективности реализации программы развития и как результат формирование единой образовательной среды можно выделить:

Образовательный (охват детей, динамика уровня образования, количество продуктов образовательной деятельности и т.д.);

Социальный (рост уровня социальной защищенности детей и педагогов, показатели социальной адаптации);

Управленческий (уровень сформированности систем общественно - государственного управления, аналитическая культура управления, рациональность организации УВП и т.д.);

Возможные риски процесса реализации программы

Несовпадение традиционных педагогических представлений о возможностях детей и их реального психофизического состояния.

Проблематичность финансирования материально-технической базы, а интенсификация образовательного процесса невозможна без модернизации технических средств обучения, которые призваны повышать эффективность обучения, воспитания и развития, усиливать их здоровьесберегающий аспект.

«Старение» педагогических кадров и недостаточность притока молодых кадров приводят к угрозе психоэмоционального «выгорания».

Изменение потребностей общества, отображение образования как социальной ценности.

Заключение

Современное дошкольное образовательное учреждение - сложная динамически развивающаяся система, которая требует грамотного управления. Социально-экономические и политические процессы, происходящие в нашей стране, кардинально изменили содержание управленческой деятельности в ДОУ: возросла самостоятельность и ответственность руководителей за результаты деятельности своего образовательного учреждения.

Сегодня большинство дошкольных образовательных учреждений работают в режиме поиска, являющемся переходным этапом на пути к режиму развития. Перевод ДОУ в режим развития зависит от реализации основных функций управления: анализа, планирования, организации, контроля и коррекции.

В настоящее время важность управления деятельностью образовательного учреждения на основе программно-целевого подхода доказана жизненной практикой. Составление бизнес-планов, разработка долгосрочной стратегии развития является важным направлением деятельности образовательного учреждения.

На основании результатов системного и проблемно-ориентированного анализа была разработана концепция программы развития нашего ДОУ, , выделены принципы построения и реализации программы развития, сформулированы стратегическую цель, миссию нашего учреждения и составлен системный план реализации программы развития ДОУ по направлениям деятельности.

В результате реализации программы развития нашего образовательного учреждения предполагается получить обновленную образовательную и информационную среду, повышение качества педагогической и правовой компетентности педагогов и родителей, совершенствование механизмов организационных структур управления через новые формы общественно-государственного управления.

Таким образом, внедрение в практику деятельности дошкольного образовательного учреждения программно-целевого метода позволяет разрабатывать программы развития учреждений на основе стратегического планирования, что позволит учреждению перейти на качественно новый уровень развития с учетом современных требований.

ЛИТЕРАТУРА

1.а) официальные документы и материалы:

.Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2012-2015 годы»

.Закон Российской Федерации «Об образовании»

.б) книги и брошюры

.Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. - М.:ТЦ «Сфера», 2004. - 96с.

.Воробьева Т.К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения: Методическое пособие. - М.:Ансел, 1997. - 94с.

.Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольных учреждениях. - М.: Новая школа, 1997. - 48с.

.Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. - СПб, 1997. - 47с.

.Карстанье П. Миссия школы: концепция, функции, разработка/Управление в образовании. - Спб, 1996. - 76с.

.Комарова Т.С. Основы управления дошкольным учреждением: Социально-педагогические проблемы организации и управления в системе дошкольного воспитания: Сборник научных трудов. - М.: 1981. - с.12-27

.Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Ч.1. - М.:ЦГЛ, 2004.- 160с.

.Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Ч.2. - М.:ЦГЛ, 2004.- 192с.

.Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. - М.: Центр «Педагогический поиск, 2000. - 224с.

.Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. - М.: Новая школа, 1993. - 48с.

.Лазарев В.С. Системное развитие школы. - М.: Педагогическое общество, 2002. - 304с.

.Майер А.Д. Программа развития ДОУ. Построение и реализация. - М.: Творческий центр, 2004.- 128с.

.Маневцова Л.М., Лебедева С.С. Самоанализ деятельности руководителя как фактор повышения качества управления ДОУ: Методическое пособие. - СПб, 2003. - 58с.

.Маханева М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ. Организационно-методический аспект. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 57с.

.Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие/под ред. Егоршина А.П. - Н.Новгород, 2001. - 624с.

.Моисеев А.М. Стратегическое планирование системных изменений в образовании. М.: 2003г.

.Моисеев А.М. Качество управления школой, каким оно должно быть. Библиотека журнала директора школы №4 2001г. - М.:Сентябрь, - 160с.

.Навазова Т.Г. Продуктивная деятельность директора по эффективному управлению образованием учреждения. - Сыктывкар: КРИРОиПК, 1998. - 170с.

.Навазова Т.Г., Герасимова М.П. Основы управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения: Курс лекций. - Сыктывкар: КРИРОиПК, 2005. - 62с.

.Основы менеджмента: Опорный конспект по учебнику М.Мексона, М.Альберта, Ф.Хедоури /Сост. Т.Г.Навазова. - Сыктывкар: ГОУДПО КРИРОиПК, 2005, переизд.2007 - 92с.

.Планирование деятельности профессионального образовательного учреждения/Под ред. Е.В.Васиной. - СПб, 2003.

.Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. - М.: Академия, 1999. - 432с.

.Попов С.А. Стратегический менеджмент: Видение - важнее, чем знание: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2003. - 352с.

.Поташник М.М. Управление современной школой. М., 1992. - 201с.

.Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы: Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем /Под ред. А.М.Моисеева. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 191с.

.Репин С.А. Программно-целевой принцип управления образованием: Монография /Под ред. Г.Н.Серикова - Челябинск; Изд-во ЧГПУ, 1999. - 221с.

.Русия Л.Г. Организация коллективного планирования в детском саду: Автореферат диссертации. - Тбилиси, 1985. - 25с.

.Солодянкина О.В. система планирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. - М.: Аркти,2005.- 92с.

.Стратегический менеджмент в образовании: учебно-методический комплект материалов для подготовки тьютеров /Т.В.Светенко, И.В.Галковская, Е.Н.Яковлева. - М.:АПКиПРО, 2007. - 76с.

.Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М.: ЮНИТИ, 1998г. - 576с.

.Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление образованием по результатам. М.: Новая школа, 2001. - 304с.

.Троян А.Н. Функции педагогического анализа в управлении работы дошкольным учреждением: Автореферат диссертации. - М., 1984. - 23с.

.Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и методическое пособие. /Под ред. Поташник М.М. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 448с.

.Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под. ред. Поташник М.М., Лазарев В.С. - М.: Новая школа, 1995.- 464с.

.Ушаков К.М. Ресурсы управления школьной организацией/М: Сентябрь, 2000. - 89с.

.Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. - М.: Аркти, 2003 - 263с.

.Фалюшина Л.И. Технологии менеджмента и маркетинга в системе дошкольного образования: Учебно-методическое пособие. - М.: Аркти, 2005. - 144с.

.в) периодические издания:

.Дмитриева Л.В. делегирование, мотивирование, стимулирование в управлении ДОУ//Управление дошкольным образовательным учреждением. - № 4, 2005. - С.24-31

.Купецкова Е.Ф. Организация работы дошкольного учреждения в режиме развития//Управление дошкольным образовательным учреждением. - № 4, 2003. - С.18-24

.Моисеев А.И. Программа развития образовательного учреждения (целевая, комплексная программа развития образовательного учреждения) // Практика административной работы в школе. - №7, 2003. - С.14-20.

.Пайгусов А.И. Как использовать SWOT-анализ в процессе изучения внешней среды образовательного учреждения// Практика административной работы в школе. - №2, 2004. - С.14-17.

.Поздняк Л.В. Теоретические основы управления современным дошкольным образовательным учреждением//Управление дошкольным образовательным учреждением. - № 3, 2006. - С.8-18

.Рыбалова И.А. Менеджмент качества в ДОУ //Управление дошкольным образовательным учреждением. - № 1, 2005. - С.15-22

.Сафонова О.А. Системный подход в управлении ДОУ//Управление дошкольным образовательным учреждением. - № 1, 2003. - С.4-15

.Строкова Т.А. Индивидуальные стратегии обучения: проектирование и реализация//Директор школы. - №1,2006. - С.43-47.

Похожие работы на - Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!