Использование устного народного творчества на уроках чтения с целью воспитания нравственных чувств у школьников

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,24 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование устного народного творчества на уроках чтения с целью воспитания нравственных чувств у школьников

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ СПО Шарьинский педагогический колледж Костромской области







Курсовая работа

Использование устного народного творчества на уроках чтения с целью воспитания нравственных чувств у школьников

Введение

Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание школьников в формировании учебной деятельности.

Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование; эффективность процесса воспитания зависит от знания каждым преподавателем того живого материала, с которым он имеет дело.

Проблема нравственного воспитания школьников постоянно находится в центре внимания общества. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества.

Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности в принятии решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

Нравственное воспитание личности - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Благодаря широте влияния на личность является стержнем воспитания, носит всеобщий характер, так как объектом морального регулирования является область отношений личности и общества. Для осуществления любой общественно-полезной деятельности субъект должен обладать совокупностью нравственных качеств. Поэтому нравственное воспитание в школе в первую очередь направлено на формирование такой совокупности моральных качеств, которая необходима для выполнения любой социальной деятельности, и, прежде всего, учебной и трудовой.

Воспитывая ум и волю ребенка, учитель все время должен иметь в виду и нравственный результат своих усилий. Формируя нравственность, представления и мотивы поведения, систему моральных ценностей, духовные потребности, педагог вместе с тем влияет на все стороны личности и решает задачи умственного, трудового, эстетического воспитания.

В процессе обсуждения положения в современной школе, проблемы становления программ обучения, все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе - это, прежде всего формирование нравственной личности, которое происходит на всех уроках и в этом отношении нет главных и неглавных предметов.

В настоящее время все большее внимание уделяется использованию устного народного творчества в обучении и воспитании младших школьников. Фольклорные произведения способствуют активизации процесса обучения. Не случайно фольклор широко применяли в обучении детей младшего школьного возраста великие отечественные педагоги К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой. Создавая свои учебники для детей, Ушинский и Толстой включали в них как необходимый компонент произведения устного - народного творчества.

Воспитательный потенциал русского фольклора связан с особой возможностью формировать систему нравственных ценностей, содействовать закреплению национальных традиций.

Научить ребенка говорить - значит научить его мыслить. Использование элементов устного народного творчества помогает открыть учащимся «глаза на мир», активизирует их мыслительную деятельность, развивает их души, формирует потребность к самосовершенствованию, самообретению, саморазвитию. Содержанием нравственного воспитания является - патриотизм, гуманизм, честность, скромность, справедливость, ответственность. Правильно организованная работа на уроке литературного чтения может дать прекрасную возможность для развития личности младшего школьника. От того, какие основы заложены для обеспечения всестороннего развития формирующейся личности, напрямую зависят перспективы и судьбы нашего общества и государства. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Образование только тогда имеет ценность, когда благотворно воздействует на учеников.

Важность этой проблемы и определила выбор темы курсовой работы:

«Использование устного народного творчества на уроках чтения с целью воспитания нравственных чувств у школьников».

ЦЕЛЬ: изучить теоретические подходы к использованию устного народного творчества на уроках чтения с целью воспитания нравственных чувств у младших школьников.

Проблема: как влияет использование устного народного творчества на воспитание нравственных чувств младших школьников.

Объект: процесс использования устного народного творчества на уроках чтения.

Предмет: методы использования устного народного творчества на уроках чтения с целью воспитания нравственных чувств младших школьников.

Задачи.

1. Дать теоретический анализ подходов к проблеме использования устного народного творчества на воспитание нравственных чувств школьников.

. Раскрыть методы использования устного народного творчества на уроках чтения.

. Проанализировать опыт передовых учителей, использующих разные жанры устного народного творчества, с целью воспитания нравственных чувств у младших школьников на уроках чтения

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме влияния устного народного творчества на воспитание нравственных чувств у школьников.

§1. Реализация воспитательного потенциала произведений К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого с целью развития нравственных чувств младших школьников

Содержание литературного образования в стандарте значительно обновлено и приведено в соответствие с требованиями времени, при этом лучшие традиции сохранены. Особый акцент сделан на задачи духовно-нравственного и эстетического воспитания учащихся средствами предмета.

Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор в большинстве произведений устного творчества русского народа - всё это открывает путь к сердцу и уму маленького читателя.

«Собирайте наш фольклор, учитесь на нём, обрабатывайте его, - говорил А.М.Горький. Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творимого нами настоящего». Народное творчество во всём своём богатстве бытовало в начале нашего века. Многие произведения устного народного творчества собраны и бережно хранятся.

К. Д. Ушинский, заложивший основы педагогической мысли в России, особо подчеркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы для развития индивидуальности.

Нравственное воспитание - это процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания - понятие нравственного чувства.

Успех нравственного воспитания детей зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят отношение и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями и учителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям.

Нравственное воспитание - это активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Это процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ним.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, в деятельности, в общении. Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание (целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера) и самосовершенствование (процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятие его на ступень более высокого качества).

Целью нравственного воспитания является установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми.

К. Д. Ушинскому принадлежат удивительные по глубине и образности высказывания о связи языка и духовной культуры народа: «Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его Родина; в ней претворяются творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук, небо Отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки - весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос робкой природы, которые высказываются так ясно в робкой песне, в родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа страны, но и вся история духовной жизни народа».

Каждый народ, утверждал Ушинский, отличается от других народов своеобразием исторически сложившихся черт своего характера, языка. Эти исторически сложившиеся у народа особенности, склонности, потребности и составляют суть того, что называлось народностью. Только то воспитание, которое основано на народных началах, говорил Ушинский, является живым органом в историческом процессе народного развития.

Много раз повторял Ушинский мысль о том, что родной язык - это не только лучший выразитель духовных свойств народа, но и «удивительный педагог», лучший народный наставник, учивший ещё тогда, когда не было ни книг, ни школ. Чтение в школьные годы Ушинский рассматривал как способ постижения народной культуры, богатств родного языка. Практическое воплощение идеи педагога получили в созданных им книгах для чтения «Детский мир» и «Родное слово». Большое внимание К.Д. Ушинский уделял разделу, посвященному истории России. Писатель знакомит читателя с бескрайними просторами России, её городами, селами, с жизнью народа, историей. Все части книги объединяет образ Родины. Читая статьи о природе, животном мире своего края, размышления о прошлом, восхищаясь красотой былинного слога, песенных напевов, дети проникаются живым, трепетным чувством к своей Родине, учатся ценить и понимать её материальную и духовную культуру. Краеугольным камнем формирования личности Ушинский признавал нравственное воспитание, развитие «нравственных чувств».

Патриотизм для школьников не будет абстрактным понятием, если сердцем восприняты слова Ушинского:

« Наше отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов... «Наше Отечество»).

К. Д. Ушинский никогда не упускает возможности от конкретных описаний обратиться к более высоким материям, к выводам, направленным на нравственное воспитание; считал, что человек одарен душой - свободной, разумной, желающей добра.

Великий педагог высоко ценил эстетический, поэтический мир народного творчества, нравственный потенциал фольклора. В народно - поэтическом творчестве Ушинского привлекали пословицы, загадки и сказки, народные былины. В каждом произведении, как в зеркале, отразилась русская жизнь. Можно с уверенностью сказать, что эти рассказы и сказки будут читать много новых поколений потому, что всегда у людей будут в почете труд, знание, честность, доброта, желание защищать своих близких, оказать помощь в сложной ситуации, быть полезным для своего Отечества.

Педагогическая деятельность, разработка проблем воспитания и обучения прошли через всю жизнь великого русского писателя - Льва Николаевича Толстого. Ребенок, по убеждению писателя - просветителя, является личностью, требующей индивидуального и творческого воспитания. Цель воспитания и образования, по мнению Л. Н. Толстого, заключается в том, чтобы способствовать гармонии нравственных качеств, с которыми родился человек. Он полагал, что детям от рождения присущи высокие нравственные качества, которые могут получить полное развитие лишь в условиях, исключающих всякое принуждение со стороны учащихся. Л. Н. Толстого всегда интересовали вопросы содержания образования, к решению которых он подходил с позиций своего нравственно - этического учения. Все содержание обучения должно быть подчинено, по его мнению, ведущей идее - гуманизации научного знания и формированию самосознания личности.

Л.Н. Толстой полагал что определяющими принципами культурного образования необходимо считать следующие:

) художественное чувство поэзии;

) патриотизм.

Написание «Азбуки» потребовало от писателя почти двухлетней непрерывной работы. В книге все материалы - слова, отдельные предложения, микрорассказы, тексты для чтения, пословицы, поговорки, сказки - отражали жизнь трудовой деревни. В учебнике рассказывалось о положительных и отрицательных чертах, характерных для «русского мужика». Тексты учат любить природу, подмечать изменения, происходящие в ней, учат любить Родину, человека-труда. Произведения, отобранные Толстым из народного творчества отвечали насущным проблемам воспитания и образования школьника. Писатель-педагог подчёркивает, что человеку всегда присуща вера в силу добра, человечность. Подавляющее большинство рассказов в «Азбуке» моралистичны, но их назидательность не навязчива. В одной из своих статей Л. Н. Толстой писал о том, что дети любят мораль, но только умную, а не глупую. Она естественно вытекает из самого повествования, даже и в тех многочисленных текстах, мораль которых образно выражается пословично - поговорочной или афористической концовкой. В поисках живого образного слова Л. Толстой обращается к устному народному творчеству, увлечен былинами, сказками, пословицами. Художественное совершенство, выразительность, простота и естественность языка, универсальная содержательность и доступность детскому восприятию - отличительные особенности произведений Л. Толстого. Внимание автора «Азбуки» и «Новой азбуки» привело к мысли использовать пословицы в качестве важнейшего учебного материала, ценного в образовательном и в воспитательно - нравственном отношениях. Пословица не только помогала учиться, пословица сама учила. Толстой отбирал пословицы из сборников В. Даля, И. Снегирева, шлифовал, сочинял сам - по образцу народных: «капля мала, а по капле море», «ворон за море летел, а умней не стал».

Особое место в «Азбуке» отведено стихотворным текстам, которые представлены двумя произведениями устного народного творчества - «Дурень» и «Святогор богатырь». Писатель сохранил традиционные приемы былинного стиля с таким мастерством, что каждая былина Толстого легко воспринимается как новый вариант народного произведения. В азбуках Толстого используются почти все виды устного народного творчества. Одних только пословиц, поговорок и загадок в первой книге «Азбуки» более 260.

Из великого множества пословиц и поговорок, которыми располагал писатель, имея под руками сборники И. Снегирева, В. Даля и свои записи, он отбирает материал так, чтобы за каждой из пословиц стояли «лица из народа и их столкновения в смысле пословиц», т. е. вырисовывалась бы определенная житейская коллизия и вытекающий из неё нравственный смысл: «На чужой земле и весна не красна», «Материнская молитва со дня моря поднимает». Толстой считал, что пословицы заключают в себе в высокой степени здравый смысл и нравственно - социальный опыт трудового народа, типические обобщения жизненных явлений. Это привлекло внимание автора азбук и привело к мысли использовать пословицы в качестве важнейшего учебного материала, ценного и в образовательном и в воспитательно - нравственном отношениях. Пословица не только помогала учиться, пословица сама учила. Толстой создал много высокохудожественных картин «на пословицы». В народной пословице, в этом самом распространенном и «ходовом» жанре устного народного творчества, писатель видел идеальное воплощение лучших качеств подлинной художественности: чувства красоты и меры, правды и простоты, общедоступности и заразительности. Тяготение пословиц к сравнению, высокая их метафоричность насыщали каждое слово, составляющее языковую ткань пословиц глубоким содержанием и предельной выразительностью, вызывали «бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений».

Например: «Девочка любила играть на улице, а как придёт в дом -скучает. Мать спрашивает: «отчего ты скучаешь?» - «Дома скучно». Мать сказала: «Глупой птице свой дом не мил».

Включая в произведения различные произведения устного народного творчества, Л. Толстой стремился достичь не только учебно - образовательных, но и нравственно - воспитательных целей. Прежде всего это осознание школьниками святости честного крестьянского труда и воспитание презрения к праздной жизни любого тунеядствующего человека, особенно представителей господствующего класса. Тексты в «Азбуке» учили видеть красоту и поэтичность труда, его преобразующую роль в жизни человека, выражали мировосприятие русского крестьянина, его здравый смысл и трудовую мораль. Писатель любуется силой, выносливостью, находчивостью, природным умом русского крестьянина.

В детских произведениях Л. Н. Толстого глубоко раскрыты нравственные проблемы. его рассказы, басни, сказки формируют в детях стержень, основу зарождения нравственных начал. В его произведениях звучит тема взаимопомощи, отзывчивости: «Котенок», «О муравьях», «Собака Якова», «Два товарища». Тема честности: «Корова», «Косточка». Не обходит писатель тему взаимодействия человека с природой: «Черемуха», «Как ходят деревья». Очень большое значение Л. Н. Толстой придает теме трудолюбия. Рассказ - быль «Филиппок» один из ярчайших примеров, относящихся к теме трудолюбия.

Значительно реже обращается Л. Н. Толстой к жанру сказки. Большинство его сказок носят познавательный характер («Волга и Вазуза», «Шах и Дон»), реже - дидактический («Три подводы») или аллегорический («Царь и рубашка»). Толстой пересказал для детей известную сказку Г. Х. Андерсена «Царское новое платье» (1858 г.) и поместил ее в «Азбуке». В дальнейшем он переработал эту сказку, высоко оценивая ее за острокритическую направленность. Сказки широко представлены в книгах Толстого для детей. Здесь есть сказки и фольклорные, и в авторском пересказе, например «Липунюшка», «Как мужик гусей делил», «Лисица и тетерев», и сказки Толстого написанные строгим языком, без использования традиционной поэтической обрядности (зачинов, повторов, других сказочных формул). Писатель передает в первую очередь глубину мысли, дух народной сказки.

Читателям младшего возраста интересны сказки Толстого, персонажи которых - дети («Девочка и разбойники», «Мальчик с пальчик»). Любимейшая детская сказка - «Три медведя». Она создана на основе французской сказки «Девочка - золотые кудри, или Три медведя».

Магия толстовской сказки в образе главной героини- маленькой девочки. Она храбрая, любознательная и шаловливая, как большинство детей в ее возрасте. Глазами девочки рисует автор жилище медведей. Здесь Толстой не скупиться на подробности, выразительные детали: величина предметов, синенькая Мишуткина чашечка, маленький стульчик с синенькой подушечкой... Героиня медленно обходит медвежий домик, все замечает, трогает, пробует, качается на стуле и наконец засыпает в маленькой кроватке.

Затем этот же путь проделывают возвратившиеся домой медведи. Их возмущение выражено силой голоса: Михайло Иванович «зарычал строгим голосом», Настасья Петровна «зарычала да так громко», а Мишутка «пропищал» и, только увидев девочку, «завизжал так, как будто его режут: Вот она! сохраняй! Держи! Вот она! Вот она! Аи, я-яй! Держи!».

Эта небольшая сказка сродни театральной пьеске. Радостно и празднично воспринимают ее малыши, а чтение вслух, «по ролям» полезно для развития выразительности, гибкости речи.

Излюбленная Толстым разновидность сказок - сказки, приближающиеся к басне, притче. Их жанровое разграничение затруднено, и часто в сборниках сказок Толстого публикуются произведения, имеющие подзаголовок «басня».

В.П.Аникин объясняет это тем, что в фольклоре нет принципиальных разграничений между сказкой и басней: басня - сокращенная сказка. В форме подачи жизненного содержания, морали писатель следовал за народным творчеством. В сказках этого типа часто действуют традиционные персонажи - животные («Еж и заяц», «Ворон и воронята», «Лисица»).

Особую группу составляют сказки, созданные по сюжетам восточных фольклорных источников («Праведный судья», «Визирь Абдул», «Царь и сокол»). Симпатии автора на стороне героев деятельных, активных, отстаивающих справедливость.

Оригинальны познавательные сказки Толстого: «Волга и Вазуза», «Шат и Дон», «Судома». В них речь идет не только о географических понятиях - познавательное начало тесно переплетено с нравственным. Толстому важно было выявить моральную сторону сказки, не отвлекая внимание маленького читателя на другие ее особенности. Значение этой сказки состоит в том, что она помогает юным читателям постичь «запретную» мысль: оказывается,- можно посмеяться над «священной особой» короля (царя), когда она сама себя делает смешной.

В сказках Толстого бедный традиционно превосходит в хитрости богатого («Как мужик гусей делил»).

В сказках Толстой старается внушить детям те понятия, которые будут важны и во взрослой жизни: добро не только лучше, но и «выгоднее» зла; к другому нужно относиться также хорошо, как ты хочешь, чтобы относились к тебе; если поможешь кому-то в беде, то это воздастся сторицей.

Педагогическим и художественным воззрениям Л.Н.Толстого соответствовал жанр басни, классический в детском чтении. Лев Толстой создает свои басни, обратившись к первоисточникам: баням Эзопа, Писатель не просто переводит классические тексты, он их перевоссоздает. При этом басня обретает иногда сходство со сказкой, рассказом. Басни, включенные в детское чтение, воспринимаются как его оригинальные произведения. Таковы наиболее известные из них: «Лев и мышь», «Муравей и голубка», «Обезьяна и горох», «Лгун», «Два товарища». Для басен Толстого характерен динамический сюжет. Многие из них построены в форме диалога («Белка и волк», «Волк и собака», «Ученый сын»). Мораль вытекает из действия как итог поступка («Лгун»). нравственный школьник устный народный

Толстой был уверен: «Дети любят мораль, но только умную, а не глупую». Мораль его произведений особого рода: писатель хочет поднять сознание ребенка до такой нравственной высоты, чтобы он сам мог решать, как вести себя в конкретных обстоятельствах.

Басни Толстого в «Новой азбуке» и в книгах для чтения предлагают маленькому читателю мораль в более открытом виде. В басне «Лев и лягушка» лев испугался кваканья, приняв его за рычание большого зверя, но поняв, что это всего лишь лягушка, лев убил ее, а себе сказал: «Вперед, не рассмотревши, не буду пугаться».

Во многих баснях моральный вывод опирается на живой опыт крестьянского быта, что особенно привлекало Толстого и как педагога, и как писателя. У одного человека была корова, она давала каждый день по горшку молока. Человек ждал к себе гостей и решил десять дней не доить корову, чтобы накопить побольше молока. Но «в корове перегорело все молоко, и она дала меньше молока, чем прежде».

Иногда нравственный вывод произносит один из басенных персонажей. Белка говорит волку: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».

Басенные уроки, обращенные к разуму юного читателя, призывают к доброте, взаимопомощи, терпению. Неразумные поступки осмеиваются; бессердечие, жестокость, глупость бывают заслуженно наказаны («Осел и лошадь», «Голова и хвост змеи»). Басни Толстого воспитывают трудолюбие, честность, смелость.

Басни Толстого заслуживают определений типа: «энциклопедия народной нравственности», «энциклопедия народной мудрости». Значение его книг для маленьких непреходяще.

Произведения Льва Николаевича Толстого для детей открыли и утвердили новую эпоху в детской художественно - реалистической литературе. Произведения писателя для детей, его автобиографические повести стали образцами художественного мастерства.

Л. Н. Толстой в своем учебнике последовательно проводил идею нравственного совершенствования человека, стремления к тому нравственному идеалу народа, который всегда связывается с торжеством добра, справедливости, дружбы, взаимной помощи. Добро понимается Л. Толстым как любовь к ближнему, преодоление личного эгоистического начала, как способность жертвовать собой.

Для Толстого нравственное - это движение непосредственного чувства, влечение к добру и отвращение ко злу. Толстой стремится к тому, чтобы многовековой опыт народа закрепился в сознании читателя - ребенка, подсказывая ему правильное решение в разных случаях жизни. Поэтому ни одна сторона народной жизни не остается без внимания писателя. «...Я знаю, как думает народ и народный ребенок и знаю, как говорить с ним... Я и любовью и трудом приобрел это знание...» -с гордостью признается писатель. Толстой старается внушить детям те понятия, которые будут важны и во взрослой жизни: добро не только лучше, но и «выгоднее» зла; к другому нужно относиться так же хорошо, как ты хочешь, чтобы относились к тебе; если поможешь в беде, то это воздастся сторицей; рассудительность и справедливость одерживают верх в споре с гневом. Нравственное совершенствование человека - главная идея Толстого - писателя, философа, педагога. Она находила воплощение и в его учительской деятельности, и в произведениях, создаваемых им для детей.

Л. Н. Толстой был убежден, что воспитывать следует на примерах справедливости, добра, милосердия, уважения как к старшим, так и к младшим. В традициях народной педагогики Л. Толстой проводит мысль: люби труд, уважай старших, твори добро, люби свой народ. Свою родину. Для него важно, чтобы читатель почувствовал в словах и мудрое течение жизни, и ответственность поколений за свои дела, необходимость передачи традиций. В рассказах писателя - гуманиста звучит призыв к человеку научиться понимать мудрые законы природы, помогать утверждению жизни, красоты, гармонии. Рассказы, основанные на народном творчестве, пробуждают нравственные чувства, взывают к ответственности человека. Такими примерами насыщены его произведения.

Своей «Новой азбукой» Л. Н. Толстой стремился разрешить несколько задач, связанных с образованием и воспитанием учащихся. Во - первых, учебник знакомил с разными сторонами жизни человека, общества и природы и тем самым обеспечивал получение ребенком практического образования. Во - вторых, приобщал детей к народному языку, развивал языковые чувства у школьников, воспитывал любовь к народному творчеству и литературе. В - третьих, оказывал большое эстетическое воздействие на учащихся и развивал вкусы у них. В - четвертых, оказывал сильное нравственное влияние на ученика и тем самым способствовал формированию у них высоких нравственных качеств личности.

Азбуки Л. Н. Толстого имеют непреходящее значение в истории отечественной культуры и просвещения. Многие тексты из азбук Толстого стали неотъемлемой частью современных школьных учебников. Произведения из азбук великого писателя - просветителя стоят в первых рядах мировой детской литературы.

«Толстой никогда не состарится. Он один из тех гениев искусства, слова которых живая вода! Источник бьет неиссякаемо. Мы снова и снова припадаем к нему и нам кажется - мы еще ни разу в жизни не пили такой прозрачной, чистой, свежей воды» - писал К. Федин. Книги Толстого выдержали десятки изданий. И сейчас они имеются в каждом учебном пособии, хрестоматии. Произведения Толстого имеют непреходящее значение в истории отечественной культуры и просвещения. Они стоят в первых рядах мировой детской литературы. Ю. Бондарев писал, что эти книги как солнце согревали «всех своей энергией. Рождая в каждом совесть. Любовь. Добро».

Таким образом, «Нравственные чувства развиваются с раннего детства в процессе усвоения нравственных норм, принятых в обществе. Человек научается (или не научается) не только отличать хорошее от плохого, но в связи с хорошим или плохим он начинает переживать различные чувства, у него постепенно вырабатывается принципы собственного нравственного поведения и нормы нравственного убеждения. Всё, что для нас является нравственным, вызывает у нас положительные чувства, а то, что безнравственно-отрицательные.

К числу нравственных чувств относится: любовь, товарищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, стыд, муки совести, ненависть, трусость, жадность, зависть злорадство, чувства симпатии, антипатии, привязанности, уважения, презрения, признательности и другие

§2. Использование разных жанров устного народного творчества с целью воспитания нравственных чувств у младших школьников на уроках чтения

«В самую раннюю эпоху своего бытия народ уже имеет все главнейшие нравственные основы своей национальности в языке и мифологии, которые состоят в теснейшей связи с поэзией, нравом, обычаями. Начало поэтического творчества теряется в темной, доисторической глубине, когда созидался сам язык», - так писал Ф. И. Буслаев.

Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. С внимания к устной речи, ее идиоматике начинается формирование культурного человека. Сегодняшний всплеск интереса к фольклору, традиционной культуре обнаруживает не просто модное направление в мыслях современников: русская речь, разрушаемая традиционная культура, стремятся к самосохранению. Болезни русской речи сегодня очевидны, пути лечения также: наполнение содержанием, оживление «вытравляемого», замещаемого суррогатами русского образного слова, раскрытие его настоящей внутренней художественной формы, стертой в слове, превращенном в речевой штамп. Лучшими врачевателями русского образного слова в нашей современности оказываются произведения фольклора.

Лучшие произведения народной поэзии близки и понятны детям, имеют отчетливо выраженную педагогическую направленность и отличаются художественным совершенством. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами - словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно. Издавна существует множество фольклорных произведений, специально предназначенных детям. Такой вид народной педагогики на протяжении многих веков и вплоть до наших дней играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения. Коллективная нравственная мудрость и эстетическая интуиция выработали национальный идеал человека. Идеал этот гармонично вписывается в общемировой круг гуманистических воззрений.

Знание устного народного творчества развивает фантазию детей, активизирует их сознательность. Учащиеся усваивают морально - этические нормы поведения людей, эстетические и нравственные идеалы.

Изучая детский фольклор, можно многое понять в психологии того или иного возраста, а также выявить их художественное пристрастие и уровень творческих возможностей. Многие жанры связаны с игрой, в которых воспроизводится жизнь и труд старших, поэтому здесь находят отражение моральные установки народа, его национальные черты, особенности хозяйственной деятельности. В УНТ воплощена в образах историческая память народа. А историческая память народа, по словам Д. С. Лихачева, «формирует нравственный климат, в котором живет народ. Она обогащает человека, она воспитывает эстетически. Культура - это деятельная память человечества, активно введенная в современность». Необходимо, чтобы приобщение к памяти о прошлом было нравственно формирующим, чтобы постижение вчерашнего дня активно входило в день сегодняшний.

Человек говорит не только для того, чтобы передать собеседнику информацию, но он выражает свое отношение к тому, о чем ведет речь: радуется и негодует, убеждает и сомневается. Эмоциональный мир школьников достаточно разнообразен и у каждого носит индивидуальный характер. Один ученик активно реагирует на жизненные явления, отзывчив, другой - равнодушен. Они различно постигают нравственный облик, чувства, переживания героев.

На воспитание нравственных чувств учащихся оказывает влияние использование на уроках чтения, русского языка пословиц и поговорок, песенных жанров. Пословицы - это народная мудрость, свод правил жизни, практическая философия, историческая память. В. И. Даль говорил: «Кто ее сочинил, неведомо никому, но все ее знают, все ей покоряются». Пословицы удивляют глубиной и четкостью мысли, выраженной предельно кратко и просто: «Друзья познаются в беде», «Что посеешь, то и пожнешь». О каких только сферах жизни и ситуациях не говорят они, чему только не учат! Прежде всего, в них закреплен общественно - исторический опыт народа. Пословицы воспитывают в человеке патриотизм, высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни; они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. В них обобщен житейско - бытовой опыт народа, формируется его нравственный кодекс, определяющий взаимоотношения людей в области семейных отношений, любви, дружбы.

Все художественные средства в пословицах и поговорках «работают» на создание их меткого, искрометного поэтического содержания. Они способствуют созданию эмоционального настроя у человека, вызывая смех, иронию или, наоборот, серьезное к тому, о чем говорят. Пословицы и поговорки - прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения: «Век живи, век учись», «Жить - Родине служить», «Не красна жизнь днями, а красна делами». Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, к языку, развивает память. Учитель заостряет внимание учащихся на том, что знать пословицы и поговорки, учить их, вовремя и, кстати, употреблять в речи для точного выражения мысли - большое дело. Только всему этому надо учиться. Основная работа с пословицами - это раскрытие их смысла, прямого и переносного. Нравственные чувства не могут быть сформированы в короткое время, их воспитание требует постоянного внимания. Учитель на уроках литературы может предложить учащимся различные виды работы:

)подобрать пословицы на различные темы;

2)самостоятельные письменные высказывания учащихся по пословице;

)подобрать пословицы к рассказам, сказкам, чтобы выразить идею произведения;

)собственные сочинения сказок, рассказов на заданную пословицу;

)подобрать близкие по значению пословицы разных народов;

)поиск ответа на вопрос: какие качества ценились в народе;

7)оформить книжки - малышки с пословицами;

) иллюстрирование пословиц и поговорок;

) привести примеры из сказок, художественных произведений, которые можно было бы прокомментировать конкретной пословицей и т.д.

В результате изучения пословиц у учащихся расширяются знания о прошлом нашей Родины, о жизни людей. Школьники утверждаются в мысли, что в пословицах всегда выражались преданность и любовь к Родине, народу, умение дружить, трудиться, любить своих мать и отца, быть скромным, добрым. Систематическая работа с пословицами обязательно поможет делу нравственного воспитания школьников.

Таким образом, использование пословиц и поговорок на уроках чтения формирует у школьников чувство патриотизма, привязанности к родному краю, чувство коллективизма, доброжелательности, трудолюбия, милосердия, бережного отношения к природе, к братьям нашим меньшим и др., способствует воспитанию эстетической и этической культуры.

Глава 2. Практическое использование устного народного творчества на уроках чтения с целью воспитания нравственных чувств у младших школьников

§1. Из опыта работы В.И.Изотовой, учителя начальных классов школы-интерната №10, станицы Унеча, Брянской области

Приобщая детей к нашему русскому поэтическому творчеству, учитель начальных классов пытается воспитывать у них любовь к Родине- России, к её бессмертному поэту-русскому народу, любовь к прекрасному, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся. Важную роль в этом процессе играют уроки чтения. Раздел народного творчества в начальной школе начинается с изучения песенного жанра.

В календарных песнях человек обращался с призывом, просьбами, надеждами, задавал ей вопросы. Разговоры эти были ласковыми и приветливыми: крестьянин называл весну красивой веснушкой, лето - тёплым летечком, траву - шёлковой, птиц - пташечками, жавороночками.

Поэтому при изучении песенного жанра дают детям подумать, перед каким важным событием в его жизни крестьянина - землевладельца могли исполняться пасни о весне, когда могли возникнуть эти песни, как они называются. Учитель начальных классов обращает внимание на порядок слов песни: весна красная, лён высокий, корень глубокий, хлеб обильный, которые придают певучесть, напевность. В русских народных песнях употребляются слова с уменьшительно - ласкательными суффиксами: берёзонька, рябинушка, долинушка, солнышко. Отмечают, каким тоном читать слова - обращения, слова - пожелания. Повторы слов в песнях помогают ребятам ощущать их музыкальность и мелодичность звучания, уловить их светлый и радостный тон.

Многие изученные на уроках чтения и пения песни учителя используют на фольклорных праздниках: устраивали проводы зимы (масленица), встречу весны, летний праздник - завивание берёзки (семик), праздник урожая осенью- дожинки (осенины).

В праздничные дни пели песни, рассказывали сказки, былички, загадывали загадки.

В песнях, как и во всех других жанрах фольклора, можно найти остатки седой древности. «Каждый песенный вид имел свои особенности, свои формулы. Но смысл всех календарно - обрядовых песен, как уже сказано, один. Это песни - заклинания, песни - просьбы, пожелания. Изучая произведения этого жанра, учащиеся учатся общаться друг с другом, говорить слова благодарности.

Очень важно влияние пословиц на воспитание и развитие учащихся начальных классов моральных и эстетических чувств. Пословицы, учителя начальных классов используют на уроках чтения, русского языка, природоведения, трудового обучения.

«Пословица - прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Век живи, век учись; жить - родине служить; не красна жизнь днями, а красна делами.

Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, к языку, развивает память. Учитель начальных классов заостряет внимание детей на том, что знать пословицы, поговорки, учить их, вовремя и кстати употреблять в речи для точного выражения мысли - большое дело. И всему этому надо учиться».

«В «родной речи» (1 класс) тексты соотнесены с пословицами и поговорками, отражающими основную мысль произведения: кто родителей почитает, тот вовек не погибает (рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». На языке медок а на устах ледок (сказка «Лиса и тетерев»). К произведениям даны несколько пословиц, поэтому для работы подобраны пословицы в соответствии с возможностями класса.

Основная работа с пословицами - это раскрытие их смысла, прямого и переносного. Учитель вместе с детьми определяют смысл пословицы «труд кормит а, лень портит». Ребята говорят: «тот, кто работает, тот трудится, того уважают. Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить нечестно. За труд ему платят деньги. Лень портит человека». Раскрывают учащиеся смысл пословицы «снегу надует - хлеба прибудет». Дети отвечают: «большой урожай будет, если выпадет много снега. Снег укроет посевы озимых от вымерзания, а весной на поле будет много влаги. Поэтому хлебороб получит хороший урожай».

Некоторые виды работ с пословицами.

. Распределить пословицы по темам. перечитать пословицы и ответить, что можно узнать из пословиц о прошлом. Какие качества ценились в народе? ( пословицы расширяют знание о прошлом нашей родины, о жизни людей, в пословицах всегда выражались преданность и любовь к родине, умение дружить, трудиться, говорилось о том, что надо быть смелым, честным, скромным, добрым, надо любить своих мать, отца. Распределяются между тремя рядами учащихся пословицы. Их нужно самостоятельно прочитать и определить, на какую они тему. Подводится итог).

. Ученик из первого ряда читает начало пословицы, ученик из второго ряда заканчивает её, а ученик из третьего ряда раскрывает смысл этой пословицы. Проводятся учительницей викторины о пословицах.

Затаив дыхание, слушают дети сказки. С первых слов сказка вводит их в свой неповторимый мир, в котором всё удивляет; звери разговаривают, люди понимают язык животных, герои отправляются в путешествие, где их подстерегают опаснейшие испытания - борьба с чудовищами, переходы через огненные реки и другое.

«Удивительное в поэтическом мире сказок уживается с реальным, и это ещё более усиливает их значимость. В.Даль считал, что сказка очень нужна ребёнку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства. Пример работы с русской народной сказкой «Лиса и волк». Учитель рассказывает эту сказку, потом задаёт вопросы:

При работе со сказкой учитель использует выразительное чтение, выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование сказки. Всё это помогает глубже осознать ребёнку сказочный мир, помочь ему почувствовать его неповторимость. Учащиеся учатся различать добро и зло, встают на сторону того, кто нуждается в защите, кому грозит опасность, радуются победам, испытывают чувство гордости за тех, кто победил чудовище, защитил слабого и т.д.

Домашние животные и птицы (петух, курица, утки, гуси, козёл, коза, кот, собака). Даже насекомые (комары, мухи и тараканы), их повадки, внешний вид - всё является предметом внимания. Ко всему живому - уважительное отношение, ласковое слово, доброе прозвище; котишко - мурлышко, курочка - рябушка, гуля - голубок, паучок - тоненькие ножки.

Младшие школьники работают активно, отвечают охотно, дружно. На уроках, посвящённых устному народному творчеству России, ребята любят загадывать друг другу загадки, играют в скороговорки. На переменах и после уроков учитель может разучить с ними русские народные игры «Горелки», «Каравай», «Лапта», «Садовник».

Знакомясь с произведениями устного народного творчества на уроках, дети параллельно отыскивают, собирают загадки, пословицы, поговорки, которые слышали от родителей, бабушек, дедушек. Ребята рисуют на темы сказок, составляют небольшие книжки-самоделки, посвящённые определённому жанру устного - народного творчества. В конце изучения раздела «Устное творчество русского народа» можно провести обобщающие уроки уроки-праздники, чтобы дети лучше запоминали, представляли себе русскую старину, обряды, обычаи, верования, чтоб почувствовали, чем жил народ, что ценил в жизни, чему радовался, чем гордился.

§2. Из опыта работы В.А. Шутовой, кандидата педагогических наук Смоленского государственного педагогического университета

В. А. Шутова главным в проблеме нравственного воспитания школьников считает воспитание милосердия: «Формирование милосердия у учащихся включает в себя актуализацию эмоциональных переживаний, выражение этих ощущений в творчестве, использование игровых ситуаций для развития способности к милосердному взаимодействию с окружающими». Прежде чем перейти к реальному переживанию сострадания и милосердному поведению, ребенок должен научиться распознавать эти переживания на примере персонажей из произведений устного народного творчества. Когда ребенок читает книгу или смотрит фильм, он начинает идентифицировать себя с героями этих историй: сочувствует им, страдает вместе с ними и радуется счастливому концу. Ряд историй ребенок готов слушать и читать снова и снова, этот феномен выполняет важную психическую функцию для ребенка, который знает, что будет дальше, и узнает знакомые ситуации. По мере того как он вспоминает о пережитых чувствах, действиях, он извлекает из хаоса окружающего мира нечто знакомое. Функция узнавания освобождает ученика от страха, психических нагрузок и дает ему уверенность в том, что он способен справиться с проблемами, чувствами, внутренними и внешними конфликтами, как и герои историй, сказок. В них он узнает самого себя, понимает, что ситуации гнева, зависти, эгоизма, беспомощности свойственны не только ему одному, но и другим детям. Это понимание смягчает его страхи. На этих примерах ребенок учится, как себя вести в конкретных жизненных ситуациях. Ценность узнавания заключается в его психоаналитическом толковании, когда желания и беды ребенка становятся символическими, сознательными. Дети из пассивно - переживающих становятся активно - действующими, так как получают веру в собственные силы.

В связи с этим важен подбор произведении устного народного творчества для чтения ребенка. Пусть ребенок попробует ответить на непростые «философские» вопросы. Почему можно назвать красивой и милой ту девушку, которая выглядит замарашкой, но помогает своим бессердечным сестрам надеть башмачок? Как Маша из русской народной сказки «Гуси-лебеди» выразила сочувствие печке, яблоньке, речке? Почему Айога превратилась в птицу, почему мать оставила своих детей ?

При этом родители могут подготовить такой сюрприз для своих детей, как письма от героев прочитанных сказок. Главное - вовремя заметить у ребенка желание быть добрым, проявлять чувства жалости и милосердия. Важно показать ребенку, что он может получить многое, когда научится принимать другого человека и его проблемы. Понимать и принимать другого - это значит «услышать» его переживания, мысли и чувства, «приоткрыть» свое сердце, чтобы дать почувствовать другому, что он услышан и понят. Просто ли это? Конечно, нет. Для этого надо иметь особые душевные свойства и постоянно развивать их как детям, так и взрослым».

Вывод

Таким образом, проблемой использования устного народного творчества на уроках чтения с целью воспитания нравственных чувств у младших школьников занимаются и занимались русские педагоги и занимаются учителя- практики.

Чувства человека отличаются большим разнообразием качеств, свойств и оттенков. Приобщая детей к УНТ, учитель начальных классов пытается воспитывать у них любовь к малой родине, русской природе, трудовому народу, любовь к прекрасному, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Пословица - прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Сказка - укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства.

Всё это помогает глубже осознать ребёнку сказочный мир, помочь ему почувствовать его неповторимость, увидеть смешное в жизни и научиться это смешанное передавать в слове. Фольклорные праздники являются большими и радостными событиями в жизни ребят. Состоится подлинное общение детей с искусством своего народа.

Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного воспитания нравственных чувств; на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Анализируя произведения УНТ, учитель обращает внимание учащихся на богатый душевный мир героев, учит понимать человеческие радости и горести, сопереживать им, видеть и оценивать доброе и злое в характере человека.

Всё это формирует у ребят чувство патриотизма, привязанности к родному краю, способствует воспитанию эстетической и этической культуры.

Заключение

Исследование проблемы «Использование устного народного творчества на уроках чтения с целью воспитания нравственных чувств у младших школьников», убедило нас в том, что в учебных книгах по чтению важное место занимают произведения УНТ, с которыми знакомятся школьники. В ходе работы над теоретической частью поставленная цель выполнена: дан теоретический анализ подходов к проблеме влияния устного народного творчества на воспитание нравственных чувств у школьников. Показано, как реализуется воспитательный потенциал произведений К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого с целью развития нравственных чувств младших школьников. В ходе работы мы познакомились с использованием разных жанров устного народного творчества в работе учителей - практиков.

Устное народное творчество - загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.

Преподавание в младших классах строится так, чтобы оно захватывало не только ум, но и развивало бы нравственные чувства ребёнка. Создание на уроках атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не дополнение или украшение, а необходимое условие получения знаний. Перенятые знания становятся убеждениями.

В процессе исследования, мы пришли к выводу, что произведения устного народного творчества являются благодатным материалом для воспитания нравственных чувств младших школьников.

Среди моральных чувств, активно формирующихся в младшем школьном возрасте, следует отметить чувство любви к Родине, сочувствие обиженным, чувство восхищения героизмом и мужеством людей, чувство коллективизма, товарищества, трудолюбия.

Похожие работы на - Использование устного народного творчества на уроках чтения с целью воспитания нравственных чувств у школьников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!