Рельсовые сети электрифицированного транспорта
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
.
Задание и исходные данные
.
Определение переходного электрического сопротивления «рельс - накладка» и
рельсового стыка
.
Определение потерь электрической энергии в рельсовом токопроводящем стыке
.
Расчет тарельчатых пружин для рельсовых стыков
.
Присоединение дроссель - трансформаторов к рельсовой сети
Список
использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе
строительства электрифицированных железных дорог и эксплуатации существующих
остро стоит проблема ресурсо- и энергосбережения. К важнейшей составляющей
этого вопроса можно отнести мероприятия (и в частности в рельсовой сети) по
снижению расхода цветных металлов, потерь и расхода электрической энергии, а
также её рационального использования в системах тягового электроснабжения.
Основной особенностью энергетической политики железнодорожного транспорта всех
видов является всемерное энергосбережение и сбережение цветных металлов с
одновременным повышением эффективности потребления этих ресурсов. В этом
направлении проводятся следующие мероприятия:
1. продолжение работ по
стабилизации уровня сопротивления движению поезда. С этой целью необходимо
разработать конструкции рельсовых токопроводящих стыков с меньшими просадками
при следовании подвижного состава в этой зоне;
2. разработка ресурсо и
энергосберегающий рельсовой сети электрифицированного рельсового транспорта.
Сопротивление рельсовой сети
состоит из сопротивления собственно рельсов и рельсовых стыков. Сопротивление
рельсовых стыков в эксплуатационных условиях изменяются в широких пределах в
зависимости от различных факторов, основными из которых являются:
1. состояние
контактирующих поверхностей рельсов и накладок;
2. величина натяжения
стыковых болтов и других факторов, зависящих от состояния окружающей среды
(температура, влажность).
Вследствие ударного
взаимодействия пути и подвижного состава в зоне стыка, происходит быстрое
снижение давления накладок к рельсам и резкому возрастанию переходного
сопротивления стыка.
От состояния стыка зависят:
1. потери электрической
энергии в рельсовой сети;
2. расход энергии на тягу
поездов;
. работа рельсовых цепей
автоблокировки;
. расходы на содержание
стыков;
. безопасность движения
поездов;
. величины блуждающих
токов и, как следствие, электрокоррозия подземных металлических сооружений,
оболочек различных кабелей.
В рамках курсовой работы
ставится задача изучения работы рельсовых токопроводящих стыков и методы их
совершенствования.
1.
ЗАДАНИЕ И ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Тип рельсов: Р38.
Площадь поперечного сечения: 4900/408 мм2.
Значение тока в рельсовой сети: 100 А.
Сопротивление приварного медного стыкового
соединителя: 430.10-6 Ом.
Тип путевого дроссель-трансформатора: 2ДТ-1-150.
Осевое усилие натяжения стыковых
болтов: 10 70 кН.
Осевое перемещение пружин: 0 2,5 мм.
ЗАДАНИЕ
В соответствии с заданием необходимо выполнить
следующие расчеты:
.Определить переходное электрическое
сопротивление «рельс - накладка» RРН
при незащищенных поверхностях контактирования накладок и рельсов при различных
осевых усилиях натяжения стыковых болтов.
.Определить сопротивление токопроводящего стыка RСТ
со стыковым соединителем при осевых натяжениях и сопротивлениях п. 1.
.Определить переходное электрическое
сопротивление «рельс - накладка» RРН
при зачистке поверхностей контактирования накладок и рельсов, согласно
требованиям, при различных усилиях натяжения стыковых болтов (QЗ).
.Определить сопротивление токопроводящего стыка RСТ
со стыковым соединителем при осевых натяжениях и сопротивлениях по п. 3.
.По п.п. 1 и 2 построить зависимости RРН=f(QЗ)
и RСТ=f(QЗ)
на одном рисунке.
.По п.п. 3 и 4 построить зависимости RРН=f(QЗ)
и RСТ=f(QЗ)
на одном рисунке.
.Определить годовые потери электрической энергии
в токопроводящем стыке в зависимости от сопротивлений стыка, значения которых
получены в п.п. 2 и 4. Построить зависимость А=f(RСТ).
.Рассчитать типоразмер тарельчатой пружины для
рельсового стыка и напряжения в её кромках.
.Построить нагрузочную характеристику
тарельчатой пружины Р=f(f).
.Привести назначение путевых дроссель -
трансформаторов и схемы их присоединение к рельсовой сети.
.Привести рисунок рельсового стыка с
тарельчатыми пружинами
Примечание. Удельное сопротивление рельсовой
стали, ρ=210
Ом.мм2/м.
В знаменателе площадь поперечного сечения в
медном эквиваленте.
. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕХОДНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО
СОПРОТИВЛЕНИЯ «РЕЛЬС - НАКЛАДКА» И РЕЛЬСОВОГО СТЫКА
Переходное сопротивление «рельс -
накладка» при не
зачищенных поверхностях контактирования:
электрический
сопротивление рельсовый стык
где - осевое усилие натяжения стыковых
болтов, кН;
- номинальная площадь
контактирования между накладкой и рельсом. В расчетах может быть принята
Переходное сопротивление «рельс -
накладка» при
зачищенных поверхностях контактирования:
Результаты расчета занесены в таблицу 1.
Зависимость переходного сопротивления «рельс -
накладка» от усилия натяжения стыковых болтов
Усилие
натяжения стыковых болтов, кН
|
Переходное
сопротивление «рельс-накладка», мкОм
|
|
Не
зачищенная поверхность контактирования
|
Зачищенная
поверхность контактирования
|
10
|
530,568
|
35,315
|
20
|
402,095
|
26,764
|
30
|
341,895
|
22,757
|
40
|
304,731
|
20,283
|
50
|
278,71
|
18,551
|
60
|
259,108
|
17,246
|
70
|
243,614
|
16,215
|
По полученным данным строим график зависимости
переходного сопротивления «рельс - накладка» при незачищенных и зачищенных
поверхностей контактирования накладки и рельсов от усилия натяжения стыковых
болтов, рисунок 1.
Рис. 1. График зависимости
переходного сопротивления «рельс - накладка» от усилия натяжения стыковых
болтов
Вывод: Из графика видно что, при не
зачищенных поверхностях контактирования «рельс - накладка» и при малом осевом
усилие натяжения стыковых болтов переходное сопротивление очень большое: при
При наибольшем натяжении стыковых
болтов переходное сопротивление заметно уменьшается при:
При зачищенной поверхности
контактирования накладки и рельсов, переходное сопротивление гораздо меньше и
составляет при а при
Из этого следует что
предпочтительнее зачищенная поверхность контактирования накладки и рельсов, в
связи с наименьшими потерями.
Сопротивление стыка:
где - переходное сопротивление «рельс -
накладка» при не зачищенных и зачищенных поверхностей контактирования накладки
и рельсов.
При не зачищенной поверхности контактирования
накладки и рельсов.
При зачищенной поверхности контактирования
накладки и рельсов.
Результаты расчета занесены в
таблицу 2.
Таблица 2
Зависимость сопротивление стыка от
усилия натяжения стыковых болтов
Усилие
натяжения стыковых болтов, кН
|
Сопротивление
стыка, мкОм
|
|
Не
зачищенная поверхность контактирования
|
Зачищенная
поверхность контактирования
|
10
|
265,284
|
17,657
|
20
|
201,048
|
13,382
|
30
|
170,947
|
11,378
|
152,366
|
10,142
|
50
|
139,355
|
9,276
|
60
|
129,554
|
8,623
|
70
|
121,807
|
8,108
|
По полученным данным строим график зависимости
сопротивления стыка при незачищенных и зачищенных поверхностей контактирования
накладки и рельсов от усилия натяжения стыковых болтов, рисунок 2.
Рис. 2. График зависимости
сопротивления стыка от усилия натяжения стыковых болтов
Вывод: Из рисунка 2 видно, что сопротивление
стыка при малом осевом усилие натяжения стыковых болтов и незачищенной
поверхности контактирования накладки и рельсов очень велико, и постепенно
уменьшается при большем натяжении стыковых болтов.
При зачищенной поверхности контактирования
накладки и рельсов сопротивление стыка практически не изменяется, не зависимо
от натяжения стыковых болтов.
. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТЕРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В
РЕЛЬСОВОМ ТОКОПРОВОДЯЩЕМ СТЫКЕ
Определение потерь электрической энергии в
стыках:
где - ток в рельсах, А;
- число часов году;
- сопротивление соединителя, Ом;
- переходное сопротивление «рельс -
накладка» при незачищенных и зачищенных поверхностях контактирования накладки и
рельсов.
При не зачищенной поверхности контактирования
накладки и рельсов.
При зачищенной поверхности
контактирования накладки и рельсов.
Результаты расчета занесены в таблицу 3.
Таблица 3
Зависимость потерь электрической энергии от
усилия натяжения стыковых болтов
Усилие
натяжения стыковых болтов, кН
|
Потери
электрической энергии в стыках, кВт.ч
|
|
Не
зачищенная поверхность контактирования
|
Зачищенная
поверхность контактирования
|
10
|
20,806
|
2,859
|
20
|
18,202
|
2,207
|
30
|
16,684
|
1,893
|
40
|
15,623
|
1,697
|
50
|
14,813
|
1,558
|
60
|
14,163
|
1,453
|
70
|
13,623
|
1,369
|
По полученным данным строим график зависимости
потерь электрической энергии в рельсовом токопроводящем стыке при незачищенных
и зачищенных поверхностей контактирования накладки и рельсов от усилия
натяжения стыковых болтов, рисунок 3.
Рис. 3. График зависимости потерь
электрической энергии в рельсовом токопроводящем стыке от усилия натяжения
стыковых болтов
. РАСЧЕТ ТАРЕЛЬЧАТЫХ ПРУЖИН ДЛЯ РЕЛЬСОВЫХ СТЫКОВ
Тарельчатая пружина (рис. 4)
представляет собой малоподъемную коническую обмотку, которая в процессе
деформации получает значительные перемещения. При расчете тарельчатых пружин определяют
величину сжимающей силы при
заданной осадке и
геометрических размерах и Затем
определяют напряжения в кромках пружины и
Рис. 4. Тарельчатая пружина
Рис. 5. Рельсовые стыки с одной (а) или двумя
(б) тарельчатыми пружинами
Зависимость между и
перемещением пружины в любой
точке характеристики:
где
=1,8 - отношение наружного диаметра
тарельчатой пружины к внутреннему диаметру;
=75000 Н - усилие, воспринимаемое
пружиной;
E =2100 Н/мм2 -
модуль нормальной упругости;
S - толщина пружины,
мм;
f - осевое
перемещение пружин, мм;
h - высота
нагружаемой пружины, мм;
=0,3 - коэффициент Пуассона;
D - наружный
диаметр тарельчатой пружины, см.
При осевом перемещении пружин f=0:
При осевом перемещении пружин f=0,5:
При осевом перемещении пружин f=1:
При осевом перемещении пружин f=1,5:
При осевом перемещении пружин f=2:
При осевом перемещении пружин f=2,5:
По полученным данным строим график
зависимости, усилия воспринимаемой пружины и перемещением пружины f, рисунок 6.
Рис. 6. График зависимости, усилия
воспринимаемой пружины и
перемещением пружины f.
Вывод: Из рисунка 6 видно, что чем
больше усилие на тарельчатую пружину, тем больше она перемещается.
Толщина пружины:
где =1,8 мм - наибольший изгиб;
- усилие, воспринимаемое пружиной,
Н;
- допустимое напряжение.
Наружный диаметр пружины:
где - наибольший изгиб, мм;
E =2100 Н/мм2 -
модуль нормальной упругости;
S - толщина пружины,
мм;
- допустимое напряжение.
Высота нагруженной пружины:
где - наибольший изгиб, мм;
S - толщина
пружины, мм.
Объем металла в тарельчатой пружине:
где S - толщина стенки
пружинs, мм;
D - наружный
диаметр тарельчатой пружины, см;
d - внутренний
диаметр тарельчатой пружины, см.
Масса тарельчатой пружины:
,
где r = 7,85 г/см3 - плотность стали;
S - толщина
пружины, мм;
D - наружный
диаметр тарельчатой пружины, см;
d - внутренний
диаметр тарельчатой пружины, см.
При нагружении в кромках тарельчатой пружины
возникают напряжения растяжения и сжатия, которые определяются по следующим
уравнениям.
При уменьшении осадки пружины (сплющивании) в её
четырех кромках возникают напряжения, от правильного выбора которых зависит
долговечность пружин. Эти напряжения определяются по следующим формулам:
I - верхняя кромка
отверстия:
,
где S
- толщина стенки пружины, мм;
m = 0,3 - коэффициент Пуассона;
f - осевое
перемещение пружины, мм.
Значения коэффициентов b
и g,
зависящие от отношения D/d,
определяются графиком (рис. 2.2 [3]), b =1,13, g
=1,26.
При осевом перемещении пружин f=0:
При осевом перемещении пружин f=0,5:
При осевом перемещении пружин f=1:
При осевом перемещении пружин f=1,5:
При осевом перемещении пружин f=2:
При осевом перемещении пружин f=2,5:
II - нижняя
кромка отверстия:
;
При осевом перемещении пружин f=0:
При осевом перемещении пружин f=0,5:
При осевом перемещении пружин f=1:
При осевом перемещении пружин f=1,5:
При осевом перемещении пружин f=2:
При осевом перемещении пружин f=2,5:
III - нижняя
кромка наружного диаметра
,
где - внутренний диаметр тарельчатой
пружины.
При осевом перемещении пружин f=0:
При осевом перемещении пружин f=0,5:
При осевом перемещении пружин f=1:
При осевом перемещении пружин f=1,5:
При осевом перемещении пружин f=2:
При осевом перемещении пружин f=2,5:
IV - верхняя
кромка наружного диаметра
,
При осевом перемещении пружин f=0:
При осевом перемещении пружин f=0,5:
При осевом перемещении пружин f=1:
При осевом перемещении пружин f=1,5:
При осевом перемещении пружин f=2:
При осевом перемещении пружин f=2,5:
По полученным данным строим график
зависимости, напряжения растяжения и сжатия , от перемещением пружины f, рисунок 7.
Рис. 7. График зависимости,
напряжения растяжения и сжатия , от перемещением пружины f.
Вывод: Из рисунка 7 видно, что кромки пружины
работают по парно. Верхняя кромка отверстия - I,
и верхняя кромка наружного диаметра - IV
тарельчатой пружины работают на сжатие, а нижняя кромка отверстия - II,
и нижняя кромка наружного диаметра - III
работают на растяжение.
5. Присоединение
дроссель-трансформаторов к рельсовой сети
На участках, оборудованных автоблокировкой, для
сохранения непрерывности цепи тягового постоянного тока с каждой стороны
изолирующего стыка 1 (рис. 8) устанавливают дроссель-трансформаторы (ДТ), концы
обмоток которых присоединяют к обеим рельсовым нитям. Для прохождения тягового
тока в обход изолирующего стыка 1 средние точки обмоток ДТ соединяют между
собой проводом 2. Междупутные соединители 3 устанавливают, соединяя между собой
средние точки обмоток ДТ соседних изолирующих стыков.
Рис. 8. Схема прохождения тягового в обмотках
дроссель-трансформаторов:
- изолирующий стык; 2 - провод; 3 - междупутный
соединитель; I и II
- пути
Общий вид дроссель-трансформатора и схемы
соединения его обмоток приведены на рис. 9 и 10. Сопротивление изоляции обмоток
дроссель-трансформатора относительно корпуса и между собой при температуре
окружающего воздуха +15 0С - +25 0С и относительной влажности 75% должно быть
не менее 25 МОм.
- чугунный корпус; 2 - крышка; 3 - основная
обмотка; 4 - ярмо;
- сердечник; 6 - дополнительная обмотка; 7 -
муфта для разделки кабеля
Рис. 10. Схема соединения обмоток
дроссель-трансформаторов:
А1-А2 - выводы основной обмотки для подключения
к рельсам;
К - средний вывод для подключения отсасывающего
фидера, заземляемой конструкции; I
- основная (первичная) обмотка; II
- дополнительная вторичная обмотка; 0-1-2-3-4 - выводы вторичной обмотки
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григорьев
В.Л., Лабунский Л.С., Щукин Б.Д., Гаранина Н.Л. Методические указания по оформлению
дипломных проектов. - Самара: СамИИТ, 2001. - 27 с.
. Григорьев
В.Л. Рельсовая сеть в системе тягового электроснабжения электрических железных
дорог. - М.: ВЗИИТ, 1988. - 68 с.
. Григорьев
В.Л. Рельсовые стыки с тарельчатыми пружинами. - Куйбышев: СамИИТ, 1990. - 72
с.
4. Михеев В.П. Контактные сети и линии
электропередачи: Учебник для вузов ж.-д. транспорта. - М.: Маршрут, 2003. - 416
с.
5. В.В.
Мунькин, А.М. Василянский и др. Контактная сеть и воздушные линии.
Нормативно-методическая документация по эксплуатации контактной сети и
высоковольтным воздушным линиям: Справочник: Департамент электрификации и
электроснабжения Министерства путей сообщения РФ. - М.: ТРАНСИЗДАТ, 2001. - 512
с.