Психологические аспекты восприятия, запоминания и воспроизведения информации о признаках внешности человека

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,39 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психологические аспекты восприятия, запоминания и воспроизведения информации о признаках внешности человека

Введение

Существенные социально-экономические, политические преобразования в нашей стране, произошедшие в последние годы, оказали значительное влияние на динамику и структуру преступности. Несмотря на некоторую стабилизацию криминальной обстановки в стране по количеству ежегодно совершаемых преступлений, ситуация продолжает оставаться сложной. Изменяется характер преступности, возрастает степень общественной опасности криминальных деяний. Для активизации деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, установлению и розыску лиц большое значение имеет умение использовать криминалистические средства и методы собирания, исследования и использования доказательств, а также уровень взаимодействия следственных, оперативно-розыскных и экспертно-криминалистических подразделений правоохранительных органов. Наиболее эффективными криминалистическими средствами и методами, применяемыми при розыске скрывшихся преступников, для установления личности являются средства и методы, основанные на исследовании признаков внешнего облика человека, а именно применение метода «словесного портрета», а также проведение портретных экспертиз.

Эффективность использования метода словесного портрета во многом зависит от уровня его разработанности, степени владения этим методом практических работников.

Исследования ведущих советских криминалистов Т.В. Аверьяновой, Р.С. Белкиным, Н.В. Терзиева, A.A. Гусева, З.Г. Самошиной, В.А. Снеткова, A.M. Зинина, З.И. Кирсанова, А.Ю. Пересункина, М.Н.А.Ф. Волынского. В.А. Жбанкова, А.И. Каледина, В.Я. Колдина, Ю.Г. Корухова, В.П. Лаврова, И.М. Лузгина, A.A. Леви, Н.П. Майлис, В.Ф. Орловой, Ю.К. Орлова, Н.Ф. Пантелеева, А.К. Педенчука, H.A. Селиванова, Л.Г. Эджубова и других

внесли существенный вклад в развитие метода словесного портрета. При дальнейшей разработке данного метода логично было бы ожидать его повсеместного использования по всем соответствующим направлениям: для целей установления личности, розыска, регистрации и т.д. однако этого, к сожалению, не произошло. Метод словесного портрета еще недостаточно эффективно применяется в следственной и оперативной деятельности.

Актуальность выбранной темы. Социальные и экономические преобразования в Украине сопровождаются таким отрицательным явлением, как преступности, в том числе организованной. Борьба с преступностью требует активизации всех мер: политических, экономических, социальных, правовых. Наряду с совершенствованием правовой базы важное значение в этой борьбе придается деятельности правоохранительных органов и в первую очередь органов внутренних дел, как самых многочисленных и действующих на различных направлениях в борьбе с преступностью. Актуальность рассмотрения данных вопросов заключается в необходимости использования словесного портрета для эффективного раскрытия преступления и розыска лиц в следственной и оперативно - розыскной деятельности.

Цель и задачи исследования. Основной целью курсовой работы являлась теоретическая разработка комплекса вопросов, касающихся методологических и психологических аспектов проблемы метода словесного портрета, изучение которых позволило бы выявить причины недостаточного его использования в борьбе с преступностью. Для достижения этой главной цели были поставлены и решены следующие задачи:

·Рассмотреть историческое возникновение словесного портрета, понятие и теоретические основы, методику описания признаков внешности человека, Правила описания по методу словесного портрета. Провести их анализ;

·Обратить особое внимание на онтологию его характеристик с целью определения того, насколько единообразно трактуется система словесного портрета в современной учебной, методической и справочной литературе, так как это имеет решающее значение в деле подготовки практических работников к применению этого метода в повседневной работе;

·Рассмотреть современное положение по использованию метода словесного портрета при проведении, таких следственных действий, как допрос, освидетельствование, предъявление для опознания;

·Раскрыть возможности применения метода словесного портреты в оперативно-розыскной деятельности, обратив особое внимание на некоторые спорные положения его использования;

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являлись психологические аспекты восприятия, запоминания и воспроизведения информации о признаках внешности человека, возможности извлечения такой информации из памяти субъекта, носителя образа лица, её достоверность, влияние указанных факторов на полноту и системность изложения признаков внешности человека, воспринимаемых другим лицом и использования полученных данных в различных формах отождествления личности; современное состояние терминологической части словесного портрета, возможности ее активизации.

В качестве предмета исследования выступала практика использования метода словесного портрета в следственной и оперативной деятельности, а также при производстве судебно-портретных экспертиз.

Методология и методика данной работы.

Методическую основу исследования в курсовой работе составляет диалектическая теория познания и общенаучные методы, а именно такие как: логико - юридический, формально - логический, метод системно-структурного анализа, статистический метод, фундаментальные положения уголовно - процессуальной науки и науки криминалистики которые были выбраны в соответствии с поставленными целями и задачами курсовой работы. Логико - юридический метод использовался в ходе написания всей работы потому, что материал должен быть логически последовательно и юридически грамотно изложен, формально - логический метод применялся при классификации полученной информации о внешних признаках человека, способах получения данной информации, метод системно структурного анализа был использован при определении структуры курсовой работы, ее разделов, а также структуры содержания словесного портрета и его основных элементов, статистический метод был использован при анализе количества лиц совершивших преступления и скрывшихся от следствия и суда, лиц поданных в розыск, а также лиц которые сбежали из заключения и до настоящего времени не были найдены на которых был составлен словесный портрет.

Теоретической базой курсовой является исследования ученых, учебные пособия, сборники научных статей, научные работы, материалы прессы которые относятся к науке криминалистике и уголовному процессу.

Научная новизна курсовой работы определяется как самой постановкой проблемы так и результатами исследования данного вопроса. Проведено комплексное рассмотрение вопросов связанных с исследованием метода словесного портрета и применение его в следственной и оперативно - розыскной деятельности.

Структура курсовой работы соответствует логике выбранного направления научного поиска и содержит в себе введение, четыре раздела, вывод и список использованной литературы.

1. История создания «Словесного портрета» как метода криминалистики

словесный портрет внешность криминалистика

Система словесного портрета была впервые разработана для целей розыска и отождествления в 1885 году директором Института идентификации парижской полицейской префектуры, известным французским криминалистом Альфонсом Бертильоном. [5, с 109] Этот период был отмечен ростом преступности во всех странах мира, что и предопределило совершенствование системы регистрации и поиска преступников. В дальнейшем эта система была доработана швейцарским криминалистом Рейсом, к которому, между прочим, в 1912 году царское министерство юстиции направило на стажировку группу русских судебных следователей и криминалистов.

Сразу после смерти Альфонса Бертильона во Франции была введена новая система идентификации - дактилоскопия. «Бертильонаж» теперь существует лишь в учебниках по истории мировой криминалистики. [14] Остальные изобретения Бертильона живут и теперь, правда, отдельно от его имени. Но бертильонаж не исчерпал себя, поскольку в эту систему регистрации было заложено наряду с антропометрией, сигналетической съемкой и описание внешнего облика регистрируемого, выполняемое по определенным правилам. Оно получило название словесного портрета - точного описания, при помощи специального словаря, форм внешних органов человеческого тела, черт и наружности.

При задержании человека полицией, составлялось его описание, которое затем сравнивалось со словесными портретами ранее зарегистрированных преступников. Если одноименные признаки совпадали, проводилась дополнительная идентификация посредством антропометрии. А. Бертильон, разрабатывая свою систему уголовной регистрации, вряд ли предполагал, что ее вспомогательному методу - словесному портрету - суждена гораздо более долгая судьба, чем ее стержневой части - антропометрической идентификации, от которой стали отказываться в пользу дактилоскопии еще при жизни самого Бертильона, завершившего свою карьеру директором Института идентификации при полицейской префектуре в Париже. Чтобы описание, сделанное одним полицейским, было правильно «прочитано» другим, использовались одни и те же термины. Описание одного и того же человека, сделанное разными людьми, должно было быть одинаково. По словесному портрету лучше всего удавалось выявить разыскиваемого тогда, когда в описании имелось указание на особые приметы или крайние степени выраженности признаков внешности. Для того чтобы сделать словесный портрет более значимым для целей розыска, к описанию элементов лица стали добавлять: особенности осанки - положение головы, изгиб шеи, изгиб спины; характеристику походки, жестикуляции; особенности взгляда («бегающий», «угрюмый», «открытый»), мимики, бытовые привычки; особенности голоса и речи; покрой, фасон одежды и ее состояние.

Профессор научной полиции Лозаннского университета Р.А. Рейсе, ученик и последователь А. Бертильона, пропагандист его системы, издал в 1904 г. учебное пособие «Словесный портрет [14]. Опознание и отождествление личности по методу Альфонса Бертильона, в котором фотографические фрагменты изображений частей лица сопроводил схематическими рисунками отдельных его элементов. Эти рисунки должны были, по мнению Р.А. Рейсса, обращать внимание читателя на ту или иную особенность лица человека и помогать ее запомнить. Известно, что карикатуры и шаржи подчеркивают в лице человека ту или иную черту, характерную для него. Этот принцип решил использовать профессор Н. Бокариус. В 1924 г. в Харькове был издал «Справочный подручный альбом для работников уголовного розыска и милиции при составлении словесного портрета» [14]. В нем Н. Бокариус не только дал систему описания элементов головы и лица, но и привел собственноручно выполненные рисунки. В них он в утрированной форме, используя вспомогательные геометрические фигуры и линии, попытался представить изображения отдельных частей лица и общие формы головы сбоку (в профиль) и спереди (анфас). Рисунки были весьма условны и требовали изрядной тренировки и фантазии, чтобы сопоставлять с ними элементы конкретных, реальных лиц. Учитывая это обстоятельство, начальник научно-технического отделения Уголовного розыска Украины А. Елисеев в своем предисловии к «альбомчику» Н. Бокариуса отметил, что «искусство составления словесного портрета требует некоторого теоретического изучения, большой наблюдательности, должного внимания и определенного практического опыта, при наличии каковых работа даст в этом отношении желанные в деле положительные результаты» [14].

К началу 30-х годов словесный портрет становится незаменимым средством регистрации преступников. С.М. Потапов свою статью в журнале «Административный вестник», опубликованную в 1928 г., назвал «Введение словесного портрета как обязательного метода уголовно-регистрационной работы». [15]. Начинает использоваться система словесного портрета и в экспертной идентификации человека по его фотоснимкам. Именно эти две стороны использования словесного портрета подробно разрабатываются с тех пор в многочисленных публикациях и ряде диссертаций. Они обязательно включаются в виде соответствующего параграфа или главы в раздел «Криминалистическая техника» учебников по криминалистике.

Однако успешно словесный портрет может применяться лишь тогда, когда преступник, которого разыскивают, уже прошел регистрацию с использованием этого метода. Если человек, как говорят, «не проходил по уголовным учетам» и признаки внешности его не фиксировались в виде словесного портрета, розыск его будет крайне затруднен, поскольку в памяти потерпевшего, который заявил о совершенном в отношении его преступлении, в основном остались подробности действий злоумышленника, а не особенности строения его лица и фигуры. Но в то же время память человека уникальна. Лишь однажды увидев незнакомца, мы при повторной встрече припоминаем, узнаем его. На этом свойстве памяти человека основано такое следственное действие, как опознание. Человек не может описать внешний облик другого человека, однако может узнать его. Но чтобы подозреваемого предъявить для опознания, необходимо его прежде разыскать. На помощь работникам уголовного розыска снова пришли рисунки, подобные тем, которые в свое время помещали в своих пособиях и альбомах Р.А. Рейсе и Н. Бокариус: изображения вариантов лица человека и частей этого лица. Если словесный портрет можно представить графически, то почему не попробовать это сделать по памяти потерпевшего, свидетеля, почему не попытаться изобразить скрывшегося грабителя, тем более что в истории известны случаи розыска человека по его примерному изображению.

Способность достоверно изобразить в портрете человека, к сожалению, весьма редко встречается у людей. Криминалистическая практика знает лишь эпизодические случаи, когда потерпевший мог нарисовать портрет разыскиваемого. Поэтому первые удачные попытки изобразить скрывшегося преступника со слов потерпевшего или свидетеля были реализованы профессиональными художниками, которые таким образом помогали милиции в раскрытии особо опасных преступлений. Однако потребность в таких портретах, получивших название синтетических, композиционных, субъективных, все время возрастала. После первых удачных случаев применения портретов, изготовленных художниками, стало ясно, что в дополнение к бедному безликому словесному описанию может прийти графический портрет. Во многих подразделениях милиции появились в качестве добровольных помощников художники. Пытались рисовать и сами работники уголовного розыска, эксперты-криминалисты. Чаще всего их изобразительные способности и уровень подготовки были весьма далеки от высоких требований портретного искусства, а качество получавшихся рисунков не удовлетворяло. Тогда вновь было использовано одно из преимуществ бертильонажа - четкая систематизация признаков внешности и возможности представить эти признаки в виде образцов (рисунков или фрагментов фотоснимков).

В 1952 г. французский криминалист П. Шабо предложил использовать наборы фрагментов фотоснимков лиц в качестве основы для портретной композиции [14]. Наборы просматривались очевидцами, и по отобранным фотофрагментам художник создавал предполагаемый портрет разыскиваемого человека. Такие портреты П. Шабо назвал фотороботами. Это название оказалось настолько удачным, что все синтетические, субъективные портреты, независимо от техники их создания, с тех пор стали называть фотороботами. Но прежде чем показывать фрагменты фотоснимков потерпевшим и свидетелям, необходимо было подобрать такое их количество, которое позволяло бы находить среди них изображения признаков, подобные тем, какие отличали разыскиваемых. Для отбора фотофрагментов была использована система А. Бертильона.

В конце 50-х годов Хью К. Макдональд из Лос-Анджелеса предложил систему «Айденти-кит», основу которой составляли более 500 штриховых рисунков элементов мужских лиц анфас [16].

Похожие работы на - Психологические аспекты восприятия, запоминания и воспроизведения информации о признаках внешности человека

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!