Совершенствование системы управления персоналом ООО 'Сапфир'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    213,86 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Совершенствование системы управления персоналом ООО 'Сапфир'

Введение

управление персонал производственный менеджмент

В последнее время весьма существенное внимание уделяется проблеме управления человеческим капиталом, поскольку в условиях глобальной информационной экономики именно эта часть ресурсов может стать решающим аспектом для достижения необходимых конкурентных преимуществ.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что, пройдя некоторый путь развития после создания и начального этапа деятельности, организации начинают искать пути интенсификации своей работы на рынке, способы повышения эффективности. Одной из важнейших составляющих этого процесса является улучшение использования человеческого капитала за счет эффективного управления персоналом предприятия, обучения и других компонент развития, а также за счет реструктуризации и обновления персонала.

Однако подавляющее большинство организаций начинают в этом случае с поиска дополнительных материальных ресурсов.

Современным кадровым службам не достаточно только оформлять приказы и распоряжения, хранить кадровую информацию. Они постепенно должны превращаться в центры по разработке и реализации стратегии организации труда, цель которой повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала, разработка и реализация программ развития кадров, обеспечение справедливой оплаты труда и т.д.

На современном этапе развития науки и практики, деятельность в области управления персоналом, рассматривается как стратегическая составляющая эффективности деятельности предприятия.

Основное развитие идет по следующим направлениям:

управление «эффективностью» (управление по целям, оценка и аттестации, управление системами вознаграждений);

управление «талантами» (внешний/внутренний набор персонала, управление данными кандидатов, планирование карьеры/преемственности, ведение квалификационных профилей сотрудников);

управление «компетенциями и навыками» (электронное обучение, управление процессом обучения, управление квалификацией сотрудников).

Следовательно, формирование эффективной системы управления персоналом является одной из наиболее важных задач современного менеджмента.

Проблемой управления персоналом предприятия в разное время и в различных его аспектах занимались такие ученые как Башкирова М.М., Гуськов С.И., Беляева И.Ф. Зинин В.А. Кураков Л. П., Ляпунов С. И., Мингазов Х. Х., Попов В. М., Переверзин И.И. и многие другие.

Цель исследования: разработка мероприятий эффективного управления персоналом на примере ООО «Сапфир»

Объект: деятельность ООО «Сапфир».

Предмет: процесс управления персоналом ООО «Сапфир»

Методами исследования являются: анализ специализированной литературы по управлению персоналом, сравнение существующих систем управления персоналом.

Задачи:

1.  Изучить теоретико-методологические основы проблемы управления персоналом.

2.       Рассмотреть эволюцию научных подходов и представлений к проблеме управления персоналом.

.        Провести аналитическую работу по описанию процесса управления персоналом на примере ООО «Сапфир».

.        Дать практические рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом ООО «Сапфир».

1. Методические основы формирования системы управления персоналом

.1 Понятие и структура системы управления персоналом

В последние годы все большее число отечественных организаций используют в своей практике международный опыт управления персоналом, который во многом обогащается российской спецификой. Этому способствует также тот факт, что в настоящее время многие отечественные научные, учебные и производственные организации активно занимаются обобщением и совершенствованием методологии и практики управления персоналом. Важным вопросом в этой связи является структуризация функционального разделения труда. Система управления персоналом организации - система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает подсистему линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций При анализе специализированной литературы краткой форме определены важнейшие этапы процесса управления персоналом, сложившиеся в зарубежной и отечественной практике:

1.       Определение потребности в персонале. Планирование качественной потребности в персонале. Выбор методов расчета количественной потребности в персонале. Планирование количественной потребности в персонале.

2.       Обеспечение потребности в персонале. Получение и анализ маркетинговой (в области персонала) информации. Разработка и использование инструментария обеспечения потребности в персонале. Отбор персонала, его деловая оценка.

.        Мотивация результатов труда и поведения персонала. Управление содержанием и процессом мотивации трудового поведения. Управление конфликтами. Использование монетарных побудительных систем: оплата труда, участие персонала в прибылях и в капитале предприятия. Использование немонетарных побудительных систем: групповая организация и социальные коммуникации, стиль и методы руководства, регулирование рабочего времени.

.        Обеспечение процесса управления персоналом. Правовое регулирование трудовых взаимоотношений. Учет и статистика персонала. Информирование коллектива и внешних организаций по кадровым вопросам. Разработка кадровой политики.

.        Использование персонала. Определение содержания и результатов труда на рабочих местах. Производственная социализация. Введение персонала, его адаптация в процессе трудовой деятельности. Упорядочение рабочих мест. Обеспечение безопасности труда. Высвобождение персонала.

.        Развитие персонала. Планирование и реализация карьеры и служебных перемещений. Организация и проведение обучения.

При определении круга задач по управлению персоналом специалисты условно выделяют так называемые основные и дополнительные задачи. К дополнительным следует отнести задачи, которые могут выполняться совместно с основными, но, как правило, управленческое распорядительство по ним осуществляют внешние (по отношению к службе персонала) подразделения. К этим задачам относятся: охрана труда и техника безопасности; расчет и выплата заработной платы; оказание различного рода услуг (например, организация информационной связи, услуги в области социальной инфраструктуры).

1.2 Технологии формирования и оптимизации системы управления персоналом

Менеджмент организации, основанный на маркетинге, стратегии и управлении персоналом - это основа достижения высокой конкурентоспособности инновационного бизнеса. Однако и в этом случае нельзя обойтись только одной составляющей менеджмента - для совершенствования продукта необходимо привлечение сырьевых, финансовых и человеческих ресурсов. От эффективного управления этими ресурсами в значительной степени зависит скорость внедрения инноваций.

Большинство современных авторов определяют стратегический менеджмент как деятельность по экономически эффективному достижению перспективных целей организации на основе удержания конкурентных преимуществ и адекватного реагирования на изменения внешней среды. Таким образом, сущность стратегического менеджмента характеризуется специфическими целями и эффективностью, приоритетным учетом внешней среды, а завоевание и удержание конкурентного преимущества рассматриваются как средство достижения стратегически значимых результатов.

Необходимо отметить, что в настоящее время изменился подход к разработке стратегии организации, включая и стратегический менеджмент персонала. Если раньше считалось, что стратегия должна быть известна лишь узкому кругу высшего руководства и не должна предаваться гласности, то в наши дни отдается предпочтение открыто сформулированной политике. Стратегия должна быть делом не только руководства фирмы, но и всех ее рядовых сотрудников, чтобы быть реальной и эффективной. В связи с этим, на смену подходу, при котором персонал рассматривался как издержки, которые надо сокращать, утверждается подход, в соответствии с которым персонал представляет собой один из ресурсов фирмы, которым надо грамотно управлять, создавать условия для развития персонала, вкладывать средства.

На практике встречаются разные варианты взаимодействия стратегии управления персоналом и стратегии организации:

1.       Наиболее распространенным является представление о стратегии управления персоналом как зависимой производной от стратегии организации в целом. В такой ситуации работники службы управления персоналом должны приспосабливаться к действиям руководителя организации, подчиняясь интересам общей стратегии.

2.       Общая стратегия организации и стратегия управления персоналом разрабатываются и развиваются как единое целое, что означает вовлечение специалистов службы управления персоналом в решение стратегических задач на корпоративном уровне. Этому способствует наличие у них высокой компетентности, а, следовательно, возможности самостоятельно решать задачи, касающиеся персонала, с точки зрения перспектив развития всей организации.

Вопрос о том, как должны взаимодействовать между собой бизнес-стратегия и стратегия управления трудовыми ресурсами очень сложный и спорный. На первый взгляд, очевидно, что второй вариант несравненно более выигрышный и стратегия управления персоналом должна разрабатываться наряду с продуктово-маркетинговой стратегией. С другой стороны, стратегия управления персоналом производна, и те компании, которые ставят ее выше маркетинговой стратегии, загоняют себя в ловушку, чего, может быть, и не осознают. У стратегии управления персоналом должны быть прописаны целевые, промежуточные и какие-то конечные показатели. Можно сверять развитие по каким-то вехам, но при этом легко менять направление, если меняется продуктово-маркетинговая стратегия. Стратегия - это не догма, а руководство к действию, не точный план, а, скорее видение того, к чему мы движемся.

В научных трудах специалисты обычно выделяют три варианта стратегий в отношении персонала: стратегии стимулирования (затратная);

1)      стратегии инвестирования;

2)      стратегии вовлеченности.

Стратегия стимулирования (затратная) наиболее часто применяется фирмами, работающими в высококонкурентной среде. Для таких предприятий характерна тактика четкого фокусирования на текущих издержках, поддержания минимального количества персонала и обеспечения таких условий, чтобы процесс превращения сырья в товар находился в безопасности от различного рода срывов по вине работников.

Данные организации делают упор на максимальный вклад сотрудников в выполняемую работу с целью минимизации издержек по найму, подбору и развитию персонала, узко очерчивая и делая работу рутинной, с тем, чтобы снизить уровень необходимой квалификации и понимания своего места в производственном процессе. Такие фирмы стремятся выстроить ассоциативную связь между прилагаемыми усилиями в работе и уровнем оплаты труда.

Что касается стратегии инвестирования, то ее придерживаются организации, чьи бизнес-стратегия считает приоритетом товарную дифференциацию, а не лидерство по издержкам. Усилия этих предприятий направлены на раскручивание своих торговых марок, повышение качества или функциональности товаров.

Данные организации полагаются на контролируемую гибкость и приспособляемость работников, результатом чего является характерный для подобных фирм широкий разброс квалификации сотрудников. Для данной стратегии типична четкая централизованная система принятия решений и усложненная служебная иерархия. Возлагаемые на работников функции крайне широки и четко не сформулированы.

Практика оплаты труда представляет собой смешение фиксированных и переменных компонентов, направленных на поощрение творчества и преданности делу, фирме, а также на поддержание и сохранение ценных для организации знаний и опыта. В то же время инициативность сотрудников ограничена высоким уровнем директивного контроля и широко распространенной системой отчетности.

Третья стратегия - стратегия вовлеченности - характерна для организаций со смешанной бизнес-стратегией, сфокусированной одновременно на лидерстве по издержкам и инновационности. Типичной для таких фирм является децентрализованная структура управления, направленная на получение максимального эффекта от вложенных ресурсов и в то же время способная быстро реагировать на действия конкурентов и изменение рыночного спроса. Для поддержания инновационности на высоком уровне фирмы, придерживающиеся данной стратегии, уделяют большое внимание структурированию рабочих функций, четкому контролю и системе вознаграждений.

Важными целями при данной стратегии являются повышение преданности делу и компетентности сотрудников, что достигается путем укомплектования штата сотрудников с высоким уровнем подготовки и знанием новейших технологий. Структурирование возлагаемых на работников функций призвано обеспечить наибольшую изобретательность, вовлеченность и автономность, что играет большую роль для мотивации творческих, компетентных сотрудников. Задача, связанная с максимизацией вклада сотрудников в выполняемую работу, достигается путем выстраивания четкой связи между полученными результатами и вознаграждением. Разумеется, важной формой вознаграждения является также постоянное развитие персонала, вовлечение его в управление производством, вплоть до самоуправления и самоконтроля как высших форм доверия со стороны руководства организации.

Существует еще один подход к стратегии, который сейчас стал четко виден на примере крупных компаний, это так называемая маркетинговая стратегия управления организацией - когда персонал сегментируется (есть работники, в которых стоит вкладывать, а есть те, на которых можно экономить).

Если компания придерживается этой стратегии, то примерно 80 % всего бюджета вкладывается в так называемые таланты, а 20 % идет на всех остальных. На эти таланты, естественно, делается большая ставка. Также существует еще один подход, когда стратегия управления персоналом определяется основной компетенцией, которая требуется от работников. Таким образом, может существовать стратегия, построенная на компетенции.

Таким образом, персонал организации может быть ресурсом, в который инвестируются деньги и затем получается отдача, либо это затраты, которые надо сокращать. Если общая бизнес-стратегия выбирается как стратегия экономии издержек, то, соответственно, происходит экономия и на персонале. Если выбирается другая общая бизнес-стратегия, например, стратегия дифференциации, то средства вкладываются в персонал, чтобы он повышал свой профессионализм и от него ждут отдачи в развитии бизнеса.

На основе проведенного анализа определены основные этапы формирования кадровой стратегии в виде следующей последовательности:

1.       Выработка целей работы с персоналом; определение проблемных областей.

2.       Анализ внутренней среды: статистические показатели, SWОТ - анализ.

.        Анализ внешней среды: анализ рынка труда, элементы РЕST - анализа.

.        Прогноз показателей внутренней и внешней среды: статистический анализ сценарное планирование; элементы РЕSТ - анализа.

.        Разработка альтернативных вариантов кадровой стратегии.

.        Выбор варианта кадровой стратегии.

.        Реализация кадровой стратегии. Кадровое планирование.

.        Контроль и оценка.

Означенный подход обладает рядом преимуществ, поскольку он позволяет:

1.       Более эффективно осуществлять процесс формирования кадровой стратегии.

2.       Комплексно подойти к решению кадровых проблем предприятия, оценить в совокупности влияние и внутренней, и внешней среды предприятия.

.        Организовать более эффективную и целенаправленную деятельность предприятия на внешнем рынке труда.

.        Более качественно осуществить распределение необходимого количества трудовых ресурсов в соответствии с перспективами развития предприятия.

.        Повысить мотивацию персонала к более производительному труду и его удовлетворенность работой.

1.3 Критерии эффективности системы управления персоналом

Эффективность кадровой работы в компании определяется, по нашему мнению, качеством работы всех трех уровней управления компании, а именно:

·        высшего звена управления;

·        деятельностью профессиональных кадровых служб;

·        работой с кадрами линейных руководителей при их ведущей роли в этом процессе.

К этому перечню необходимо добавить общий интегральный показатель - индекс удовлетворенности работников сложившейся корпоративной системой организации труда и социальных отношений.

Что может служить критериями эффективности такой работы на всех уровнях управления? Рассмотрим эту проблему применительно к каждому уровню управления.

На высшем уровне управления критерием эффективности кадровой работы могут служить только те показатели (оценочные параметры), которые свидетельствуют о строгом и успешном исполнении присущих именно этому уровню задач и приоритетов ведения данной работы, тех основных кадровых законов и принципов, которые и должны реализовываться этими органами руководства.

Приоритетность человеческого и интеллектуального потенциалов в работе с людьми легко проверяется анализом вложения всех видов средств (включая строительство и материально-техническое обеспечение) в работу с людьми, создание для них комфортных условий работы и возможностей собственного развития - профессионального, материального, духовного, физического. На наш взгляд, годовые суммарные вложения компании в обустройство рабочих мест, обучение сотрудников, в систему социальной и материальной поддержки, мероприятия корпоративной культуры, улучшение жилищных условий, развитие спорта и других форм здорового образа жизни должны обязательно превышать сумму средств, выделяемых на развитие производственных мощностей, организацию сбыта продукции и другие технологические и технические процессы.

Другим важным критерием успешного ведения кадровой работы на этом уровне является степень выполнения кадровой политики компании, использования ресурсов, выделенных под целевые задачи этой политики. Нужен постоянный мониторинг за ходом реализации этих задач и возможность оперативного вмешательства в случае неисполнения заданий или отсутствия средств. Важно понимать и то, что показателем эффективности кадровой работы является рост удельного вложения в людей, в принимаемые кадровые решения: доля средств на обучение сотрудников (в расчете на 1 сотрудника), в их развитие, обучение, поощрение и т. п.

Несомненно, важным критерием качества работы с кадрами этого уровня управления являются и сведения по вниманию к данной проблеме высших органов компании - совета директоров, правления и других, в том числе количество рассмотренных вопросов, принятые решения и их исполнение. На наш взгляд, серьезным фактором внимания высших органов управления компании к проблемам работы с персоналом являются создание и работа специализированных по данной проблеме комитетов и комиссий при этих органах. Речь идет об административном комитете, комиссиях по кадрам, по обучению, по социальной работе и другим.

К важным критериям эффективности работы с кадрами этого уровня управления следует, на наш взгляд, отнести степень информационного обеспечения работы с людьми. Причем важны все составляющие указанного процесса: и надежность учета, обработки аналитической корпоративной кадровой информации, и наличие издаваемых компанией средств информирования сотрудников, и обеспечение служебной, профессиональной, социальной информацией непосредственно сотрудников и их рабочих мест, и поступление информации о практике кадровой работы в фирмах-конкурентах, об опыте других организаций в ведении кадровой работы. Важным моментом такой системы информирования является порядок обсуждения кадровых проблем оперативным совещанием руководителей подразделений, на котором оперативно фиксируются все достижения и проблемы кадров по всем подразделениям компании, определяются насущные меры изменения дел в данной области, позиции высшего руководства и топ-менеджеров.

Несомненно, важным критерием работы этого уровня является принятый стиль работы высших руководителей компании с людьми. Следует приветствовать систему их регулярных встреч с различными категориями сотрудников, установленные порядки рассмотрения жалоб и претензий сотрудников, внимание к знаменательным датам (юбилеи, праздники, дни рождения, награды и пр.) как своих сотрудников и членов своей управленческой команды, так и партнеров, поставщиков, клиентов компании, т. е. важен и внешний кадровый имидж компании. Причем к проявлению такого внешнего кадрового имиджа мы бы рекомендовали отнести не только внимание к человеческой стороне общения с партнерами, клиентами, но и помощь им в развитии бизнеса, в обучении, консультировании, т. е. в выстраивании алгоритма уважительного отношения к своим партнерам, клиентам с желанием содействовать всеми возможными способами их росту и процветанию.

Конечно, критерием эффективности кадровой работы этого уровня управления является также степень сплоченности и квалификация (в вопросах управления персоналом) команды руководителей, в том числе обучение руководителей <#"584639.files/image001.gif">

Рис.2.1. Производственная структура управления.

В структуру входят также предпроизводственные участки: снабженческий и заготовительный, а также производственно- технологический отдел, занимающийся анализом технологии работ и качества.

Производственная структура ООО «Сапфир» является разветвленной, однако контроль за процессом производства осуществляется в централизованном порядке, от директора предприятия к заместителю, от заместителя к начальнику участка, от него к мастеру. Это говорит о высокой степени исполнительности, а следовательно рациональности структуры.

Рис. 2.2 Организационная структура управления.

ООО «Сапфир» имеет линейно-штабную структуру. Она состоит из четырех уровней (см. рис. 2.2):

·        первый уровень - генеральный директор и главный инженер, они являются звеном высшего руководства;

·        второй уровень - заместитель генерального директора в различных сферах деятельности. Каждый заместитель имеет свой штаб, состоящий из линейного и функционального персонала. Всего у генерального директора шесть заместителей, каждый из заместителей возглавляет определенную сферу деятельности фирмы;

·        третий уровень - линейный персонал, состоящий из начальников участков;

·        четвертый уровень - мастера.

         Заместитель по экономике, в штаб включены: служба финансов и бухгалтерия, производственно-экономическая служба и юридическая.

Взаимосвязь между штабами осуществляется через заместителей директора от него к начальникам участков, от них к мастерам, а мастера доводят информацию до рабочих и обратная связь осуществляется в той же иерархической последовательности.

.2 Анализ организационной структуры управления

Важную часть анализа системы управления на предприятии составляет анализ организационной структуры управления.

На организационную структуру накладывает отпечаток специфики производственной структуры, цели и задачи, решаемые фирмой.

Фирма «Сапфир» имеет линейно-штабную структуру (см.рис 2). Она состоит из четырех уровней:

·            первый уровень - генеральный директор и главный инженер, они являются звеном высшего руководства предприятия;

·        второй уровень - заместители генерального директора в разных сферах деятельности, каждый заместитель имеет свой штаб, состоящий из линейного и функционального персонала, всего у генерального директора шесть заместителей, каждый из которых возглавляет определенную сферу деятельности фирмы, такое количество заместителей является нормальной величиной (рекомендуется не более 12);

·        третий уровень - линейный персонал из начальников участков;

·        четвертый уровень - мастера.

Линейно-штабная структура имеет ряд преимуществ, в основном она создается для помощи генеральному директору, т.е. образуется, своего рода, совет из высококвалифицированных в своей области заместителей, которым директор может делегировать часть своих полномочий. А также ограничить свое общение с руководителями и линейным персоналом низшего звена. Однако при этом не нарушается степень, которая отвечает за исполнение задач, поручений, приказов, и т.д.

Аппарат управления включает в себя следующие службы:

1.           служба кадров и управления делами;

2.       служба экономической безопасности;

.        служба маркетинга и АХЧ;

.        финансовая служба и бухгалтерия;

.        планово-экономическая служба;

.        юридическая служба.

Эти службы являются функциональными подразделениями для всего предприятия, т.е. выполняют общие функции. Проанализируем реальность функциональной структуры управления:

 

К р. ф. с. = 1 - 5 = 1 - 0,83 = 0,17

Такое значение К р. ф. с. получил из-за того, что фактически юридическая служба отсутствует, а юристы входят в планово-экономическую службу. Это является нарушением организационной структуры, т.к., во-первых, нарушается рациональность, во-вторых, принцип единоначалия, т.к. юрист подчиняется как главному юристу, так и начальнику планового отдела, что приводит к конфликтам и неудобствам, в то время как количество юристов ( 3 человека) позволяет создать отдельную службу, как это предусмотрено структурой.

Еще одним слабым местом является дефицит экономистов. На низовых подразделениях есть свои экономисты, которые обрабатывают информацию по своим предприятиям, т.е. выполняют частные функции, а экономист ООО «Сапфир» должен составлять объединенные отчеты и обрабатывать информацию как поступающую из подразделений, так и по предприятию в целом, т.к. согласно договору о совместной деятельности вся отчетность возлагается на ООО «Сапфир» и составляется, как каждым предприятием, так и по предприятию в целом.

Важной частью анализа является анализ глубины специализации и выполнения функций. В основном за всеми подразделениями закреплены только профильные, для них функции, кроме планово-экономической службы, в которой два экономиста, один из них выполняет анализ, что соответствует его должностной инструкции, а второй экономист выполняет некоторые функции бухгалтера (начисление заработанной платы), таким образом коэффициент глубины специализации у всех подразделений не отклоняется от норм. Это означает, что количество закрепленных функций и профильных совпадает.

Однако, если проанализировать такое соотношение как закрепленные и фактически выполняемые функции, то наблюдается невыполнение рядя функций, которые являются профильными для подразделений, но не выполнимыми фактически. На 100% выполняются функции закрепленные за службой экономической безопасности, в остальных подразделениях в среднем 30 -40 % функций не выполняются, одновременно другие функции дублируются различными службами, в частности функции канцелярской службы (из-за ее отсутствия).

Таким образом, из-за сложности организационной структуры на предприятии «Сапфир» она имеет как преимущества, так и недостатки:

преимущества:

1.           направленность структуры на ограничение лишних связей;

2.       направленность на усиление контроля за деятельностью;

3.       при данной структуре фирма имеет большую вероятность соблюдения основных принципов построения организации (единоначалие, последовательность, выполнение операций и др.)

недостатки:

1.       наличие узких мест;

.        дублирование функций некоторыми службами.

2.3 Анализ кадрового обеспечения

Основным элементом системы управления являются кадры и руководителей и специалистов, которые возглавляют коллектив людей, определяя направление развития предприятия и его подразделений, ставят конкретные задачи на определенный период времени, обеспечивают необходимые условия для их выполнения.

Объектом анализа кадрового обеспечения систем управления является цикл управления формированием кадрового обеспечения предприятия. Поэтому необходимо, сначала, определить занятость персонала в аппарате управления (см. Приложение 2, таблица 2):

 

К 3 = 1 - 54 = 0,2 100 % = 20%

Таким образом, 20 % от общей численности работников составляют работники аппарата управления. Один этот показатель не является определяющим, по нему трудно судить достаточно этого или нет. Необходимо оценить полноту кадров аппарата управления по уровням управления и отдельным службам (см. таблицу 2.1).

Таблица 2.1 Состав персонала по уровням и службами

Наименование категории

Единица измерения

Численность

В % числен. АУП

В % числен. ППП

1. Линейный персонал

Чел.

30

56

11

2. Руководители

Чел.

8

15

3,1

3.Функциональный персон.

Чел.

24

44

9,0

4. Итого:

Чел.

54

100%

20%


Из данных таблицы 2.2 видно, что доля линейного персонала в численности управленческого персонала составляет 56% - руководители, т.е. линейный персонал среднего звена составляет - 41 %. Функциональный персонал составляет 44 % от численности управленческого персонала, что является нормальным значением для фирмы с линейно-штабной структурой организации управления.


.3. Качественный состав управленческого персонала

Наименование показателя

Руководители

Линейный персонал среднего звена

Функциональный персонал

ИТОГО:


абсолют.

5

абсолют

%

абсолют

%

абсолют

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Образование высшее

3

37,5

2

9

18

75

23

42,6

2. Средне-специальное

5

62,5

14

63, 6

6

25

25

46,3

3. Среднее образование

-

-

6

27,4

-

-

6

11,

 4. Итого:

8

100

22

100

24

100

54

100

5. Стаж менее 1 года

-

-

8

36,4

8

33,3

16

29,6

6 . 1 -2 года

2

25

7

31,8

4

16,7

13

24,1

7. 3 -5 лет

3

37.5

5

22,7

10

41,7

18

33,3

8 более 5 лет

3

37,5

2

9,1

2

8,3

7

13

 Итого:

8

100

22

100

24

100

54

100


Однако для получения полной картины необходимо оценить качественный состав административно - управленческого персонала (см. таблицу 2.2). Из приведенных в таблице данных видно, что основная часть руководителей имеет средне-специальное образование - 62,5 %, а 37,5 % - высшее; 63,6 % линейного персонала среднего звена имеют среднее специальное образование и 27,4 % - среднее; однако те работники которые имеют среднее образование работают на предприятие в среднем от 2 -5 лет, т.е. имеют опыт работы в сфере строительства и сельского хозяйства.

Функциональный персонал составляет основную долю управленческого персонала, в свою очередь 75 % функциональных работников имеют высшее образование и 25% - среднее специальное.

Из анализа таблицы видно, что функциональные службы укомплектованы высококвалифицированным персоналом, имеющим довольно большой стаж работы на данном предприятии (от 2 -5 лет).

Важным показателем устойчивости предприятия является стабильность руководительского состава. На предприятии он стабилен, т.к. 37,5 % руководителей работают на предприятиях в той должности от 2 -5 лет. Нужно отметить, что на предприятии сложилась традиция «восстанавливать» свои кадры, т.е. руководители чаще всего, назначаются из своих работников и служащих.

Итак, можно отметить, что управленческие кадры укомплектованы высококвалифицированными работниками и служащими, а также на предприятии сложился основной «костяк» руководителей, мастеров, начальников участков, функциональных специалистов, которые долгое время работают в ООО «Сапфир». Этот факт с положительной стороны характеризует политику фирмы, а также является гарантом стабильности и сплоченности коллектива административно-управленческого персонала, создает благоприятный социально-психологический климат, обеспечивая стабильность стиля и форм управления.

Необходимо также оценить возрастной состав административно-управленческого персонала. (см. таблицу 2.3).


Таблица 2.3. Возрастной состав управленческого персонала

Наименование показателя

В % Обаз. числ. АУП

Руководители

Линейный персонал среднего звена

Функциональный персонал



Абсолют

%

Абсолют

%

Абсолют

%

Возраст

1

2

3

4

5

6

7

1. 20 -25 лет

12,9

-

-

1

4,5

6

25

2. 26 - 30 лет

20,4

1

12,5

7

31,8

3

12,5

3. 31 -36 лет

44,4

5

62,5

9

40,9

10

41,7

 4. 37 -42 лет

14,8

2

25

3

13,6

3

12,5

5. 43 -48 лет

7,5

-

-

2

9,2

2

8,3

 Итого:

100

8

100

22

100

24

100


Из данных таблицы видно, что основная доля управленческого персонала -44,4 % в возрасте от 31-36 лет, в частности основная часть руководителей (62,5 % от общей численности руководителей), основная часть линейного персонала среднего звена (40,9% от их общей численности), функционального персонала (41, 7 % от общей численности). Если весь возраст разделить на две категории от 20-36 лет и от 37 - 48 лет, то 77,7% персонала попадают в категорию от 20 -36 лет и только 22,3 % в категорию от 37 - 48 лет. Это говорит о том, что на предприятии есть опытные работники, но основная часть управленческого персонала это молодые люди в возрасте от 20 -36 лет.


На предприятии, как уже отмечалось выше, воспитываются свои кадры, развивается приемственнось, одобряется продвижение по службе, как в должности, так и вверх по иерархической лестнице; этот факт благоприятно отражается на климате в коллективе, где молодой специалист понимает, что его будущее в его руках, а руководство фирмы сделало все возможное, чтобы ему дать возможность развиваться в своей области.

Важным показателем является степень загруженности работников функциональных служб. В настоящее время все службы имеют необходимое количество специалистов, для осуществления бесперебойного процесса обработки информации, если до недавнего времени ощущалась нехватка юристов, то сейчас в ООО «Сапфир» три юриста, которые распределили нагрузку между собой пропорционально опыту и стажу. Но осталось еще одно слабое звено - это экономический отдел. На предприятии два экономиста: один занимается только анализом, т.к. на предприятии перерасход по разным статьям затрат, а также существует реальная потребность в аналитической работе; второй экономист - исполняет общее функции экономиста, а также некоторые функции бухгалтера ( начисление заработанной платы), поэтому его нагрузка слишком велика. Недостатком такой ситуации является то, что генеральный директор не вовремя получает текущую экономическую информацию, т.к. у экономиста просто нехватает времени на обработку текущей информации и предоставление внутрихозяйственных отчетов. Это отражается на скорости движения информационных потоков внутри предприятия, а так как информационные потоки чаще всего предшествуют материальным потокам, то предприятию явно угрожает нарушение последовательности движения потоков. А это в свою очередь сказывается на несвоевременных поставках или наоборот на образование ненужных договоров и т.п.

Оценка полноты и качества выполнения работ специалистами и руководителями дополняется анализом условий их работы , к которым прежде всего относятся полнота обеспечения необходимой информацией и вычислительной, организационной к множительной техники.

В распоряжение специалистов и руководителей ООО «Сапфир» находится компьютерная сеть, оснащенная своевременными программами переработки данных и ведения учета, техника для копирования, техника для связи, вычислительной и организационной техники в общей стоимости машины и оборудования составляет 175710 рублей ( 19 %).

Уровень механизма и автоматизации труда управленческого персонала составляет:

К м.а. = 17541 = 3254 рубля

Таким образом, на одного работника приходится оргтехники в стоимостном выражении на 3254 рубля. На сегодняшний день это очень высокий показатель, т.е. стоимость оборудования очень велика и многие предприятия не имеют возможности приобретать современную технику.

Рассчитаем показатель экономичности труда управленческого персонала. Накладные расходы на предприятии в 2010 г. составили 77294,9 рублей.

Э АУП = 77294,9 = 0,156 100 = 15,6 %

Видно, что доля накладных расходов в общей стоимости затрат составила 15,6 %.

Критерием оценки предлагается выбрать следующее соотношение:

Доля управленческого персонала Доля затрат на аппарат в общей численности работников < управления в общей себестоимости. В нашем случае это условие соблюдаемое, т.е 0,2 >15,6 доля накладных расходов в общей себестоимости не превышает долю численности аппарата управления в общей численности работников фирмы.


К Э.АУП = 1466084 = 27149,7 (рублей)

Значение показателя высоко, но степень заслуги управленческого персонала, т.к. добавочный продукт в виде прибыли нарабатывается не только работниками аппарата управления, но и работниками других подразделений.

Одним из важнейших объектов воздействия управленческого персонала является информация. На предприятии «Сапфир» высокий уровень механизации и автоматизации труда управленческого персонала, сейчас осуществился перевод бухгалтерской документации в систему « 1S -бухгалтерия». Однако, не смотря на это должное внимание уделяется информации, как к ресурсу, рациональное использование которого способствует эффективности производственной деятельности, не уделяется. Большая часть информации существует в бумажном виде, но многие функции связанные с составлением, передачей документацией из службы в службу, а с внесением и внутренним движением информации дублируется, в то время как другие функции не выполняются вообще, например:

. оценка правильности составления документов;

. корректировка документации;

. составление последовательности движения информации потоков;

. прослеживание сроков исполнения документов;

. анализ информационного обеспечения работников, специалистов и руководителей.

Таким образом, из - за отсутствия службы по обслуживанию информации, сделать анализ информационного обеспечения управленческого персонала не представляется возможным.

3. Предложения по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии

.1 Общие вопросы совершенствования системы управления персоналом на предприятии

Основными объектами системы управления являются: управленческие кадры, структура производства и управления, информация, используемая в процессе производства, хозяйственная самостоятельность предприятия. Процесс управления производством можно определить как совокупность последовательных действий управленческого персонала по определению целей для объектов управления и их фактического состояния на основе регистрации и обработки соответствующей информации, формирования и утверждения (принятых решений) экономически обоснованных производственных программ и оперативных заданий. Из приведенного определения следует, что управление - это, прежде всего, организаторская работа, а ее результаты оценить очень сложно, сложно найти прямые связи между процессом управления и конечным результатом деятельности, т.к. между этими двумя категориями находится еще одна - это управляемый объект.

Для того чтобы оценить эффективность исполнения какой-либо функции объекта необходимо проследить в какой результат она преломляется проходя через все стадии, участвуя в процессе производства. Для системы управления это сделать трудно.

Из вышеизложенного, а также в силу сложностей описанных в теоретической чти можно сделать вывод, что необходима методика. Которая могла бы использоваться для анализа систем управления на любом предприятии, работающем в российских условиях.

Так как важнейшей задачей анализа является определение цепей и отражение предприятия, то методика так или иначе должна в конечном итоге ответить на вопрос: соответствует система управления целям и стратегии или нет.

В данной работе предполагается методика, с помощью которой можно оценить эффективность и результативность системы управления.

Анализ систем управления предприятия состоит из нескольких самостоятельных анализов:

анализа производственной и организационной структур;

анализа кадрового обеспечения;

анализа финансовой и экономической самостоятельности.

Анализ производственной структуры показал, что на производственно - психологическую структуру оказали влияние три основных фактора:

специфика производственных структур;

структура заказчиков;

ситуация на российском рынке.

В силу этих факторов производственная структура имеет следующие особенности:

оценив степень замкнутости структуры можно заметить, что ее значение 48,6 %, т.е. 51,4 % предпроизводственных работ приобретается на стороне, следовательно степень замкнутости высока, но предприятие стремится еще больше замкнуть воспроизводственную структуру. Т.к. это позволяет уменьшить издержки производства;

устойчивость производства фирмы довольно высока, т.к. структура производства диверсифицирована как по видам услуг, так и по видам рынков. Что видно из самой производственно- технологической структуры;

коэффициент интеграции основных производственных подразделений находится на среднем уровне, т.к. в силу специфики работ подразделения производят работы не только для основного выпускающего подразделения, но и имеют свои объемы заказов, поэтому существует вероятность изменения производственной структуры ее типа.

На организационную структуру оказывает влияние специфика производственной деятельности, тип производственной структуры, цели, задачи решаемые фирмой.

В силу специфики производства. Когда каждое подразделение имеет свою область деятельности, а в некоторые подразделения входят участки, которые занимаются выполнением совершенно разных работ необходимо, чтобы контроль за деятельностью осуществлялся на всех уровнях, а также необходимо. Чтобы руководитель вникал во все аспекты и подробности каждого подразделения и участка. На практике это просто невозможно, поэтому. В силу выше перечисленного, линейно-штабная структура для ООО «Сапфир» оптимальна, т.к. во-первых, усилен контроль в силу иерархии линейных работников, который не приводит к рассеиванию ответственности; во-вторых. Вводится штаб заместителей в каждой области деятельности в помощь руководителю, что значительно упрощает управленческий процесс.

Однако, не смотря на перечисленные преимущества структуры ООО «Сапфир» имеет и «слабые» места. Которые связаны с организационными моментами:

1.       дефицит экономистов;

2.                           нарушение принципа единоначалия, для исправления которого необходимо вывести юристов из состава планово-экономического отдела;

3.       непропорциональность нагрузки специалистов разных служб, т.е. пересмотреть должностные инструкции.

Все перечисленные выше недостатки легко устранимы, а в общем организационная структура накладывается на производственную и соответствует цели фирмы.

Основными целями являются: получение прибыли, увеличение объемов выполняемых услуг, повышение качества работ, стабилизация доходов. Этих целей фирма достигает с помощью диверсификации рынков и расширения перечня услуг. Именно этому и подчинена организационно-производственная структура.

Если проанализировать структуру управления, то можно отметить. Что она не ограничивает самостоятельность подразделений, помимо основного производства каждое подразделение обслуживает еще свой рынок со своей услугой или товаром. Однако и контроль над подразделениями при этом не теряется.

Такая форма взаимодействия оптимальна для российских предприятий и соответствует целям фирмы - ООО «Сапфир».

Анализ кадрового потенциала показал. Что аппарат управления сформирован из высококвалифицированного персонала, большая часть которого имеет высшее (42,6 %) и среднее специальное образование (46,3%) образование. Оценив возрастной состав можно отметить, что 44,4% специалистов и руководителей - кадры в возрасте от31 - 36 лет, т.е. молодые, которые уже имеют опыт работы в своей области, и 33,3 % административно - управленческого персонала имеют стаж работы в ООО «Сапфир» от 2 -5 лет. На предприятии сложился основной «костяк» руководителей, специалистов, мастеров, которые уже долгое время работают в ООО «Сапфир».

Этот факт с положительной стороны характеризует кадровую политику фирмы. Только за счет стабильности управленческого персонала фирма устояла в трудное для нее время, когда руководитель (генеральный директор) вынужден был отойти от дел, когда наблюдалась высокая текучесть рабочих кадров, падение объемов работ и всеобщий экономический процесс.

Не смотря на высокий уровень механизации и автоматизации труда управленческого персонала затраты на управление в общей стоимости затрат не превышают долю управленческого персонала в общей численности работников ( 0,156<0,2).

Анализ финансовой и экономической самостоятельности показал, что несмотря на все трудности предприятие обладает финансовой устойчивостью и экономической независимостью, о чем свидетельствует ее опыт работы, большое количество постоянных партнеров. Стабильность объемов заказов, участия в ярмарках и выставках.

Целью: проведенного анализа:

изучение состояния системы управления фирмы;

изучение глубины влияния воздействия управления на результативность работы управляемого объекта, т.е. эффективность управления;

анализ соответствия системы управления целям и задачам фирмы.

В процессе анализа подробно описано состояние системы управления на 2011 г. Изучение эффективности показало, что аппарат управления не многочислен, но работа его продуктивна и экономична. Именно с этим управленческим персоналом, с таким построением связей внутри предприятия и внутри системы управления фирмы выжила в сложной ситуации на рынке. Смогла удержать необходимые объемы производства, добилась получения прибыли - все это и является показателем эффективности системы управления. Данная система управления способствует достижению целей к дальнейшему развитию фирмы.

.2 Предложения по совершенствованию системы управления персоналом

.2.1 Методика для осуществления анализа системы управления на предприятиях

На основании вышеизложенных выводов предполагается следующая методика анализа систем управления (см. таблицу 3.1).


Таблица 3.1 Методика анализа системы управления, основные показатели и коэффициенты.

ПОКАЗАТЕЛИ

АЛГОРИТМ РАСЧЕТОВ

I. «Чистый» анализ системы управления

1. Анализ производственной структуры

 Ч предпр - численность работников производственной стадии ; Ч - общая численность работников предприятия.

1.1 Коэффициент воспроизводственной структуры.


1.2 Коэффициент замкнутости структуры.

 ВП об. потреб ВП предпр - стоимость работ выполняемых в производственной сере; ВП об. потр. - общая потребность в таких работах на предприятии

1.3 Коэффициент диверсификации производства

 ВП непроф. - объем производства непрофильных товаров и услуг (руб.); ВП - общий объем производства.

1.4 Коэффициент интеграции основного производства

 РП на стор. - стоимость работ, реализуемых подразделением, реализуемых подразделением основного производства, кроме выпускающего, на сторону; ВП подр. - общая стоимость работ подразделения.

2. Анализ организационной структуры производства и управления

 Аф - фактическое количество подразделений; Ан - по основной структуре.

2.1 Рациональность структуры управления


3. Анализ кадрового обеспечения

 Чачп. - численность управленческого персонала

3.1 Коэффициент занятости персонала в аппарате управления


3.2 Полнота кадров управленческого персонала

1. Доля линейного персонала 2. Доля функционального персонала в общей численности аппарата

3.3 Качественный состав аппарата управления

1. Доля управленческого персонала имеющего высшее образование; 2. Доля персонала имеющего средне-специальное образование; 3. имеющих среднее образование.

3.4 Оценка стабильности управленческого персонала.

1.Число работников со стажем более 1 года; 2.Со стажем от 1 -2 лет и т.д.

3.5 Оценка возрастного состава.

1. Возраст от 20 -25 лет в общей численности управленческого персонала; 2. возраст 26 -30 лет и т.д.

3.6 Степень загруженности работников функциональных служб.

 К ср. - количество работ, проводимых в службе фактически; К д. - по норм. должностным инструкциям.

3.7 Уровень механизации и автоматизации труда управленческого персонала.

 К м.а. - стоимость управленческой и организационной техники.

 Экономичность труда управленческого персонала. ( К э. < К з. 3.1.)

 С ачп. - накладные расходы; С общ. - общая сумма затрат на производство.

3.9 Экономическая эффективность управленческой деятельности

 П - Балансовая прибыль предприятия

4. Анализ экономической и финансовой самостоятельности

4.1 Коэффициент быстрой ликвидности (д.б. > 1 )


4.2 Коэффициент оборотной ликвидности (д.б. > 0,2 )

4.3 Период оборачиваемости дебиторской задолженности.

4.4 Коэффициент автономии (д.б. > 0,5 )

4.5 Коэффициент финансовой зависимости

4.6 Коэффициент постоянного актива

4.7 Коэффициент состояния собственных заемных средств

4.8 Коэффициент накопления амортизации

4.9 Анализ показателей движения основных средств

1. доля вводимых средств от общей стоимости основных средств; 2. доля выбывших средств в общей стоимости основных средств.

 4.10 Коэффициент соотношения текущих активов недвижимости

4.11 Анализ партнеров и связей

1. количество постоянных партнеров; 2. уровень зависимости от партнеров.

4.12 Уровень качества работ и услуг

проанализировать участие в ярмарках, выставках; имеются ли награды за качество и т.п.

4.13 Степень диверсификации производства

1. анализ инновационной деятельности предприятия; 2. Коэффициент диверсификации производственной деятельности

Анализ соответствия исследуемой системы управления основным целям и задачам предприятия. Анализ можно провести с помощью сопоставления организационной структуры и производ. структуры с основными целями и задачами фирмы, проведения сравнения целей и алгоритмов (структур) их достижения.

Выявление несоответствий и внесение изменений либо в систему управления, либо в цели и задачи фирмы.


Предложенная система показателей и шагов расчета легко накладывается на любое предприятие, а также проста в применении, т.к. включает в себя информацию, которая собирается любым предприятием. Еще одно преимущество предложенной методики - всесторонний анализ системы управления предприятием, анализ подвергаются все стороны и составные части управления, в то время как остальные методики направлены на анализ конкретных областей и не дают полной и достоверной картины. Данная методика интегрирует в себя как количественные, так и качественные характеристики, позволяющие более полно раскрыть состояние объекта.

Деятельность по управлению обладает рядом специфических особенностей, в силу которых она тесно переплетается с остальными видами деятельности и выявить или вычислить результаты из общего результата очень трудно, а иногда невозможно. Поэтому часть показателей оказывает лишь косвенное влияние на систему управления, поэтому основная роль отводится специалисту, проводившему анализ.

3.2.2 Организация юридического отдела

Как уже отмечалось основное нарушение организационной структуры - это фактическое объединение планово-финансовой структуры и юридических служб в одном кабинете.

Хотя число юристов (3 человека) позволяют создать отдельную службу. Площадь офиса позволяет изыскать свободное помещение для юридического отдела, как это оговорено в организационной структуре. Таким образом, не будет нарушаться принцип единоначалия потоков ( где это не нужно) и будет соблюдена организационная структура управления.

3.2.3 Изменение должностной инструкции экономиста планового отдела

В силу высокой нагрузки экономиста необходимо внести изменения в его должностную инструкцию, т.к. сейчас он выполняет ряд функций не входящих в его обязанности - начисление заработанной платы, которая должна осуществляться бухгалтером, но раз на предприятии установилась такая тенденция, то ее необходимо закрепить с помощь. Внесения дополнительной записи в должностную инструкцию экономиста планового отдела.

3.2.4 Введение должности секретаря - делопроизводителя

Многие сложности не предприятиях ООО «Сапфир» возникают в силу отсутствия канцелярской службы или секретаря-делопроизводителя. Отсутствие этой службы ведет за собой следующие недостатки:

дублирование функций по обслуживанию информации;

замедление скорости движения информации, которое сопровождается несвоевременным предоставлением документации к подписи, к исполнению и т.д;

. не осуществляются работы по оценке информационного обеспечения персонала.

Отсутствие должного обслуживания документации нарушает движение информационных потоков, которое ведет за собой нарушение движения материальных потоков.

В силу исправления вышеуказанных недостатков ввести должность секрктаря-делопроизводителя в подчинение заместителя генерального директора по общим вопросам ( т.к. открытие канцелярской службы будет не рациональным для предприятия с такими масштабами деятельности, как ООО «Сапфир»).

Так как часть функций на данный момент выполняется секретарем-референтом, то добавление должности секретаря - делопроизводителя будет достаточным, чтобы осуществлять все необходимые функции по обслуживанию информации и анализу информационного обеспечения.

Заключение

В работе были рассмотрены научные подходы и разработки по управлению персоналом предприятия, а также их эволюция. Были освещены теоретические аспекты кадровой работы в сфере спорта.

Проведено практическое исследование системы управления персоналом на примере ООО «Сапфир».

На основе проведенного исследования был разработан проект предложений по модернизации системы кадровой работы в организации «Сапфир».

В ходе анализа выявлены следующие проблемы в области управления персоналом организации:

·        заработная плата не соответствует ожиданиям работника;

·        предприятие практически не уделяет внимания мерам нематериального стимулирования;

·        психологический климат в коллективе негативно сказывается на уровне мотивации;

·        не разрабатываются программы обучения персонала, повышения квалификации.

По результатам проведенного анализа составлен ряд рекомендаций для достижения более высокого уровня мотивации на предприятии:

. разработать систему премирования сотрудников;

. обеспечить на предприятии климат взаимного доверия, уважения и поддержки;

. стремление дать каждому интересную работу, побуждающую его развивать свои знания и умения;

. установление чётких целей и задач, а также справедливые нормы выработки;

. давать возможности для роста сотрудников и раскрытия их потенциала;

. предоставление всем равных возможностей при найме и продвижении по службе, обусловливаемых только способностями сотрудников, их результативностью и накопленным опытом;

. компенсировать затраты усилий сотрудников на базе оценки их вклада в результаты, достигнутые предприятием, посредством повышения заработной платы и премий по результатам года;

. выражать публичное и ощутимое признание тем людям, чьи усилия и полученные результаты превосходят средние показатели для работников данной категории;

. демонстрировать работникам, что им нужно делать, чтобы продвигать свою карьеру.

Список использованной литературы

.Алехина О. Стимулирование развития работников организации// Управление персоналом, 2004 - №1

.Аплатов А. Право на справедливое вознаграждение за труд: совершенствование механизма реализации// Человек и труд. - 2004. - №2

.Беляева, И.Ф. Материальное стимулирование в новом хозяйственном механизме // Социологический исследования. 2003. № 3.

.Волгин Н.Я. Оплата труда: японский опыт и российская практика: учебное пособие. - М.: «Дашков и К», 2010

.Горбенко О.И. Роль консультантов при реорганизации систем материального стимулирования // Управление персоналом. - 2004. - №13

.Дудашова В. Каждому по сложности и напряженности труда// Человек и труд. - 2004. - №1

.Журавлев, П.В., Карташов, С.А., Маусов, Н.К., Одегов, Ю.Г. Персонал. Словарь понятий и определений. М.: Экзамен, 2010.

.Зинин, В.А. Мотивация труда: содержание и формы осуществления в рыночных условиях: Автореф. М.: Наука, 2003.

.Комаров Е. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом// Управление персоналом, 2006 - №1

.Кураков Л. П., Ляпунов С. И., Мингазов Х. Х., Попов В. М. Практикум по предпринимательству. Чебоксары: ЧГУ, 2010.

.Рачкова С.Б. Оценка результатов мотивационных исследований. Выбор системы мотивации, адекватной стратегии компании, как внедрить изменения в систему мотивации.//Фармацевтическое обозрение. М.: Юнико Информ, апрель 2006. - 64 с.

.Рачкова С.Б., Григорьева О.Н. Особенности трудовой мотивации сотрудников организации//Фармацевтическое обозрение. М.: Юнико Информ, февраль 2006. - С. 48-51.

.Рофе, А.И., Жуков, А.Л. Теоретические основы экономики и социологии труда. М.: МИК, 2011.

.Соломанидина, Т.О. Управление мотивацией персонала: Учеб. пособие. М.: Рос. экон. акад., 2011.

.Сурков С. Социально-психологические модели в анализе трудовой мотивации работников// Вопросы экономики, 2004 - №8

.Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б. Мотивационный менеджемент: Модуль III: Учебно-практическое пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Дело, 2005. - 96 с. - (Модульная программа «Руководитель XXI века»).

.Трубкин А. Оплата труда руководящего состава предприятия// человек и труд. - 2008. - 310 с.

.Шекшня С.В., Ермошкин Н.Н. Стратегическое управление персоналом в эпоху интернета. (Серия «Библиотека журнала «Управление персоналом») - М.: ЗАО «Бизнес-Школа «Интел-Синтез», 2011. - 336 с.

.Шеремет Н. Мотивация персонала: некоторые приложения к теории ожидания// Человек и труд. - 2004. - №10

Похожие работы на - Совершенствование системы управления персоналом ООО 'Сапфир'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!