Российский рынок пива: современное состояние и перспективы развития

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    727,06 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Российский рынок пива: современное состояние и перспективы развития

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В г. НОЯБРЬСКЕ ЯНАО




Курсовая работа

Российский рынок пива: современное состояние и перспективы развития

Выполнила студентка 1 курса

Специальность: ТД

Урчева Валентина

Проверил: Черкашов Е.М.




Г. Ноябрьск 2012

Оглавление

Введение

Глава 1. Характеристика рынка пивной продукции

.1 Спектр пивных брендов на рынке

.2 Представленность отечественной пивоваренной отрасли в географическом аспекте

Глава 2. Динамическое развитие рынка пива в России

.1. Ограничительные меры по развитию сегмента дистрибьюции

.2. Структура потребления пива

Глава 3. Маркетинговое исследование рынка пивной продукции

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Рынок пива способен удовлетворить самый изощренный потребительский спрос. Невозможно перечислить всех сортов пива, а его производителей и подавно. На российском рынке присутствуют как отечественные, так и зарубежные производители различных пивных марок. К наиболее известным российским брендам можно отнести Очаковское, Клинское, Балтику, Невское и многие другие. Что касается потребления пива на душу населения в год, то за границей этот показатель выше практически в два раза. Например, среднестатистический россиянин выпивает 67 литров пива за год (в Москве этот показатель составляет 90, а в Санкт-Петербурге 100 литров), а вот европейцы в среднем выпивают около 110 литров. Однако признанными любителями данного напитка считаются чехи, потребляющие более 170 литров пива за год. При этом, необходимо сочетать интересы производителей и потребителей, а также требования к предоставлению определенного количества сведения касательно негативного влияния пива, что и определяет актуальность проводимого исследования. Объектом исследования является рынок пива в России. Предметом исследования выступают формы и методы реализации пивной продукции. Целью исследования является определение путей развития рынка продукции.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

-       охарактеризовать современное пространственное распределение рынка пивной продукции;

-       проанализировать основные пути развития исследуемого вопроса;

-       провести маркетинговое исследование, характеризующее правильность представленных выводов.

Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованной литературы.

Глава 1. Характеристика рынка пивной продукции

.1 Спектр пивных брендов на рынке

пивной бренд дистрибьюция маркетинговый

Рынок продовольственных товаров в современной России - это один из самых динамичных секторов национальной экономики. Можно утверждать, что в нашей стране постепенно формируется новая культура потребления.

Данное утверждение полностью относится и к рынку пива. Рассмотрим процесс развития рынка пива в нашей стране. Объем производства пива на территории России в 1985 г. составлял 349,9 млн. дал. При этом основной объем пива был выпущен небольшими региональными заводами, чьи производственные мощности к тому времени были сильно изношены. Поэтому качество выпускаемой продукции находилось на весьма низком уровне и не соответствовало мировым стандартам. Начиная с 1990 г., объемы отечественного производства начали сокращаться и к 1996 г. упали до 208,3 млн. дал. Именно в этот период существенно возросло присутствие иностранных производителей на отечественном рынке. В результате постепенно была сформирована новая категория отечественных потребителей пива, для которой именно качество стало главным критерием предпочтения той или иной марки. Для многих российских производителей стала очевидной необходимость переоборудования своих пивоваренных предприятий.

К началу 90-х гг. относится рост иностранных инвестиций в отечественную пивную отрасль, что привело к переходу контроля над большинством крупнейших заводов к иностранным холдингам. Так, самая большая отечественная пивоваренная компания ОАО «Балтика», в состав которой входит три завода, перешла под управление скандинавского концерна Baltic Beverages Holding. Этот же концерн приобрел еще пять заводов, в результате его современные производственные мощности составляют 140 млн. декалитров пива в год, что обеспечивает пятую часть емкости рынка.

Компания «Interbrew» приобрела завод «РОСАР» - крупнейший производитель пива в восточной части России, South African Breweries купила завод в Калуге. В 1999 г. начала функционировать «Пивоварня Москва-Эфес», принадлежащая голландскому холдингу «Efes Breweries International». В этом же году пивной комбинат в г. Клине перешел в собственность «Interbrew» (последняя разработала для него инвестиционную программу, по плану которой только в 2010 г. в развитие завода было вложено 27 млн. долларов США). В 2011 г. голландский концерн «Heineken» приобрел завод слабоалкогольных напитков «Bravo International». [1. С. 18]

Таким образом, можно констатировать, что доминирующая часть производственных мощностей отечественной пивоваренной отрасли в настоящее время принадлежит иностранным компаниям. Тем не менее, пример допуска иностранных игроков в данную отрасль является на редкость удачным в отечественной практике, о чем свидетельствуют следующие факты. За годы реформ четыре крупнейших холдинга - SAB, BBH, Efes, Interbrew, а также комбинат «Очаково» вложили в российское пивоварение суммарно более 2 млрд. долл. Инвесторы купили и построили в России в общей сложности более двадцати предприятий, установив на них самое современное оборудование.

Один из руководителей ЕБРР Ханс-Кристиан Якобсен заявил, что: «Россия была огромным незаполненным рынком, а местные пивзаводы - отсталыми производствами, но в результате активного инвестирования все очень быстро изменилось». [2. С. 43].

В настоящее время увеличение иностранного «присутствия» не предвидится, так как все наиболее привлекательные заводы уже куплены. По этой причине в качестве приоритетных способов размещения инвестиций в настоящее время выделяется строительство новых заводов, а также увеличение мощностей по производству основного сырья отрасли - солода. С учетом данных тенденций аналитики ожидают лишь несущественное сокращение инвестиционных потоков в абсолютном выражении. В результате динамика производственных мощностей отечественной пивоваренной отрасли выглядит следующим образом (см. рис. 1).

Рисунок 1 - Динамика объемов производства отечественной пивоваренной отрасли

(Источник: Союз российских пивоваров, сайт #"584602.files/image002.gif">

Рисунок 2 - Зависимость потребления пива от ВНП на душу населения

(Источник: Институт демографии Государственный университет Высшая школа экономики электронная версия бюллетеня “население и общество” #"584602.files/image003.gif">

Рисунок 3 - Изменение численности потребителей пива, совершающих покупку раз в неделю и чаще

(Источник: Институт демографии Государственный университет Высшая школа экономики электронная версия бюллетеня “население и общество” #"584602.files/image004.gif">

Рисунок 4 - Возрастная структура потребления пива в России

(Источник: Институт демографии Государственный университет Высшая школа экономики электронная версия бюллетеня “население и общество” #"584602.files/image005.gif">

Рисунок 5 - Известность марок пива

(Источник: журнал«Практический маркетинг», эл.версия,#"584602.files/image006.gif">

Рисунок 6 - Частота употребления пива

(Источник: журнал«Практический маркетинг», эл.версия,#"584602.files/image007.gif">

Рисунок 7 - Места употребления пива

(Источник: журнал«Практический маркетинг», эл.версия,#"584602.files/image008.gif">

Рисунок 8 - Предпочтение вида пива

(Источник: журнал«Практический маркетинг», эл.версия,#"584602.files/image009.gif">

Рисунок 9 - Предпочтение крепости пива

(Источник: журнал«Практический маркетинг», эл.версия,#"584602.files/image010.gif">

Рисунок 10 - Частота потребления пива за один раз

(Источник: журнал«Практический маркетинг», эл.версия,#"584602.files/image011.gif">

Рисунок 11 - Предпочтительная упаковка

(Источник: журнал«Практический маркетинг», эл.версия,#"584602.files/image012.gif">

Рисунок 12 - Факторы, влияющие на выборы пива

(Источник: журнал«Практический маркетинг», эл.версия,#"584602.files/image013.gif">

Рисунок 13 - Предпочтительная ценовая политика

(Источник: журнал«Практический маркетинг», эл.версия,#"584602.files/image014.gif">

Рисунок 14 - Предпочтение производителя пива

(Источник: журнал«Практический маркетинг», эл.версия,http://www.cfin.ru/press/practical/index.shtml)

В ходе проведенного исследовании компании «Рестко Холдинг», возможно, сделать следующие выводы:

-       светлого пива покупается потребителями примерно в 2-3 раза больше (по разным социально-демографическим группам), чем темного;

-       подавляющее большинство опрошенных обращают внимание при покупке на марку пива;

-       21 респондент предпочитают покупать некрепкие сорта пива (крепостью до 4,5%);

-       при покупке пива 38 респондентов ориентируются на отечественного производителя, 12 опрошенных предпочитают покупать пиво импортных производителей;

-       большинство респондентов предпочитают пиво в стеклянной таре;

-       большинство опрошенных предпочитают покупать не самое дорогое, но и не самое дешевое пиво - по цене от 20 до 50 рублей за бутылку объемом 0,5 литра.

В заключение хотелось бы отметить, что рынок пива в России имеет большой потенциал. Это связано, в первую очередь, с низким объемом среднедушевого потребления пива в России по сравнению с европейскими странами.

Подводя итог, хотелось бы еще раз заострить внимание на динамичности развития рынка пива, скорости происходящих на нем структурных изменений, что влечет за собой потребность в постоянном отслеживании происходящих на нем процессов.

Заключение

Таким образом, в данной курсовой решены все поставленные задачи: охарактеризованы современное пространственное распределение рынка пивной продукции, проанализированы основные пути развития исследуемого вопроса, провели маркетинговое исследование от данных компании «Рестко Холдинг», характеризующее правильность представленных выводов.

Удержание внимания молодежной аудитории и проведение промо-мероприятий. Исторически сложилось, что спонсорами большинства заметных молодежных концертов, фестивалей и прочих молодежных мероприятий выступают производители пивной отрасли. Также, с заметной регулярностью проводятся исключительно пивные мероприятия (выставки и фестивали пива).

)        Позиционирование отдельных сортов, нацеленных на более узкую аудиторию. Выделение суббрендов в отдельную коммуникацию. В линейке почти каждого производителя в настоящий момент присутствует бренд нацеленный на молодежную аудиторию. Для этих брендов выстраиваются специфические рекламные кампании и целые отдельные системы маркетинговых коммуникаций.

Другим примером может послужить пиво, нацеленное на женскую аудиторию. Такое пиво, как правило, характеризуется низким содержанием алкоголя, сладкими или фруктовыми вкусами.

)        Интернет-продвижение. Важное место в промо-мероприятиях, которые проводят ведущие пивоваренные компании, стал занимать Интернет. Появилось большое количество высококачественных интернет-ресурсов, посвященных определенным торговым маркам пива и содержащих как информационную, так и развлекательную составляющие. В ход идет и продвижение с помощью вирусных и партизанских маркетинговых акций.

Список использованной литературы

1.       Информационные проблемы транспортной логистики / Сб. материалов междунар. семинара по транспортной логистике. СПб.; Хельсинки: Ассоциация «Северо-Запад», 2012.

.        Болт Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом / Пер. с англ. М.: Экономика, 2011.

.        Пивовары страдают из-за низкой платежеспособности населения // Финансовые известия. 2011. 13 окт. Электронная версия.

.        Пивной рынок пересох // Эксперт. 2011. №23.

.        Пивоваренная отрасль: состояние и перспективы / Аналитические материалы Союза Российских Пивоваров. Электронная версия.

.        Рынок пива: однозначный рост// Финансовые известия. 2011. 13 окт. Электронная версия.

.        Абрютина А.В. Экономический анализ торговой деятельности. М.: Финансы и статистика, 2012.

.        Журнал «Практический маркетинг», эл. версия,http://www.cfin.ru/press/practical/index.shtml)

8.       Союз российских пивоваров, сайт <http://beerunion.ru/current_news/analytics/13895/>

.        ГОСТ 3473-78. Пиво. Общие технические условия.

.        Грибанова И.Б. Товароведение непродовольственных товаров, М., 2007 г., 191 с.

.        Денисова А. Л., Зайцев Е. В., Теория и практика экспертной оценки товаров и услуг, М, 2002 - 72 с.

.        Коротков А.В., Управление маркетингом, учебное пособие, 2005 2-е изд -463с

.        Отосина В.Н., Практические работы по товароведению продовольственных товаров /Серия «Учебники и учебные пособия», Феникс, 288 с.

.        Федорцова Р.П., Березовская Р.К., Кудрявцева Е.В., Товароведение непродовольственных товаров, М., 2005, 111 с.

.        Ресурсы Интернет

.        www.rbc.ru <http://www.rbc.ru>

.        www.74.ru <http://www.74.ru>

Похожие работы на - Российский рынок пива: современное состояние и перспективы развития

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!