если рекламный рынок велик, то эфирное время может быть очень дорогим.
Интерес к рекламе на радио.
Почти половина российских радиослушателей не переключает свои приемники во время рекламных пауз в отличие от телезрителей, которые с началом ролика стремятся "уйти на другую программу". Таковы результаты опроса, проведенного специалистами маркетинговой компании КОМКОН-медиа. 46% людей продолжают слушать настроенную радиостанцию во время трансляции рекламного обращения. Вместе с тем, 38% опрошенных отмечают, что "когда начинается реклама по телевизору, они обязательно переключаются на другой канал". На другие дела отвлекаются 25% опрошенных радиослушателей, и 33% телезрителей. "В штыки" принимают рекламу 13% телезрителей и 8% радиослушателей. При этом, как выяснилось в ходе опроса, первые просто выходят из комнаты, а вторые вообще выключают радиоприемники. 16% телезрителей, в основном, пенсионеры и молодежь до 18 лет, остаются смотреть рекламный ролик по телевизору.
радиоролик реклама слушатель
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕКЛАМЫ НА РАДИОВОЛНЕ
2.1 Правила эффективной рекламы на радио
Радиореклама, по данным английских социологов, по запоминаемости ненамного отстает от телевизионной. Эффективность минутного радиоспота составляет примерно 75 процентов эффективности стандартного 30-секундного телеролика. Притом, что цена радиорекламы в 5-6 раз меньше цены на рекламу телевизионную.
Исследования, проведенные в Северо-Западном университете, показывают, что людей легче убедить в достоинствах нового товара, если делать это словами. Он им нравится больше, и они готовы больше покупать его, нежели в случаях, когда словесные обращения сопровождаются картинками. Похоже, что ничем другим не подкрепленное словесное сообщение способно создавать у людей гораздо более сильное положительное чувство к товару. Этот эффект обусловлен физиологическими особенностями восприятия. Ухо реагирует быстрее, чем глаз. Неоднократные проверки показывают, что мозг способен воспринять произнесенное слово за 140 миллисекунд, а на понимание печатного слова требуется 180 миллисекунд. Психологи полагают, что разница в 40 миллисекунд тратится мозгом на то, чтобы перевести зрительное изображение в слуховое, которое мозг может воспринять.
Мы не только слышим быстрее, чем видим; наше слуховое восприятие длится дольше, чем зрительное. Зрительный образ - картина или печатные слова - затухает менее, чем за 1 секунду, если наш мозг не предпринимает специальных усилий для запоминания сути увиденного. Слуховое же восприятие длится в 45 раз дольше.
Во-первых, произнесенное слово дольше хранится в мозгу, позволяя лучше следить за мыслью. Во-вторых, тембр человеческого голоса сообщает словам эмоциональность, недостижимую никаким изображением. К недостаткам радиорекламы можно отнести ограниченность элементов воздействия на слушателя и, самое главное, невозможность показать товар и повторить услышанное.
Виды рекламы на радио. В настоящее время существует несколько основных видов подачи информации на радио:
прямая реклама;
спонсорские пакеты;
игры, конкурсы, розыгрыши, викторины (промоушн-акции);
репортажи, прямые включения, интервью.
Прямая реклама. Самый простой вид прямой рекламы - ведущий в прямом эфире зачитывает текст предоставленного объявления. Это наименее затратный способ рекламы, однако многие радиостанции не очень любят этот вид рекламы и стараются его избегать. Эффективность такой рекламы напрямую зависит от того, КАК ведущий прочитает ваше объявление, а ведь ведущий - обыкновенный человек и у него могут быть различные неприятности или просто плохое настроение…
Поэтому в качестве способа прямой рекламы наибольшее распространение получили радиоролики. Радиоролик - это специально записанная для периодического повторения в радиоэфире звуковая информация. Главным достоинством ролика по сравнению с другими формами подачи информации является частотность воздействия на слушателей. Общепринятый стандарт хронометража радиоролика - 30 секунд, часто для оптимизации рекламного бюджета комбинируют ролики с хронометражом 15 и 30 сек.
Классификация рекламных радиороликов:Информационный - предоставленные клиентом сведения, прочитанные под музыку или в сопровождении аудиоспецэффектов. Стоимость изготовления - $150-250.
Игровой - оригинальный текст, чаще всего диалог, в котором 2 или 3 участника представляют информацию. Музыкальные отбивки, спецэффекты, более сложный звукомонтаж. Стоимость изготовления - $250-400.
Музыкальный (джингл) - оригинальная музыка, оригинальный текст (стихи к рекламной песне или рифмованная фраза с названием продукта/названием компании/слогана/телефона), 1-2 профессиональных актера или певца, спецэффекты, сложный звукомонтаж. Стоимость изготовления - от $400.
Имиджевый - чаще всего музыкальный ролик; отсутствуют телефоны, адреса, реклама направлена только на имя марки, продукта, их запоминаемость и узнаваемость.
Спонсорство. Спонсорство - это нестандартная форма подачи информации в течение определенной программы на радиостанции. За счет позиционирования программы в целевой группе, данный вид рекламы отличается повышенным вниманием и доверием аудитории. На ведущих радиостанциях спонсорские пакеты выкупаются очень хорошо, поэтому, если Вас интересует данный вид рекламы, лучше планировать его заранее.
Стандартный спонсорский пакет, как правило, включает:
Представление спонсора программы или открывающий тэг 10-15 сек.
Трансляция рекламного ролика спонсора (2-3 раза по 30 сек. или 15 сек.)
Представление спонсора программы или закрывающий тэг 10-15 сек.
Без анонсирования программы в эфире радиостанции или без дополнительной поддержки прямой рекламой эффект от спонсорского участия снижается.
Преимущества нестандартных способов подачи информации (PR и Promo) перед прямой рекламой:
Чтобы заставить свою радиорекламу работать, вам как минимум нужно знать ответ на три вопроса: где размещать, когда размещать и каким должен быть идеальный ролик. В данной статье мы попытались на них как можно более полно ответить.
К размещению рекламы на радио следует относиться не менее внимательно, чем к остальным элементам рекламной кампании. Несколько неверных шагов могут свести эффективность донесения вашего сообщения и потраченные средства на нет. Вот несколько советов, как заставить свою рекламу на радио работать.
ГДЕ РАЗМЕЩАТЬ?
Радио - это узкоцелевое СМИ и, соответственно, одно из самых специализированных средств рекламы. Поэтому правильный выбор станции принципиально важен. Прежде чем браться за планирование размещения на радио, необходимо получить точную и исчерпывающую информацию обо всех городских радиостанциях, в Ростове их 11. Основные критерии при выборе радиостанции: пол, возраст и портрет целевой аудитории, мощность и качество сигнала передающего оборудования, рейтинг в ЦА. К сожалению, с рейтингами у нас в городе дела обстоят неважно. Профессиональные радиорейтинги в исполнении таких медиамонстров, как Comcon или Gallup стоят от 10 до 20 тысяч долларов, и покупателей на них нет. Рейтинги "местного производства" чаще всего выполняются под определенного заказчика или же на очень низком уровне. И в том и в другом случае говорить об их объективности не приходится. Так, в одном из рейтингов аудитория радио "Динамит" оценивалась как 39+(от 39 лет и выше), а радиостанция "Серебряный дождь" и вовсе отсутствовала. А вот радиостанция "Донская волна", напротив, однажды заняла одну из верхних строчек рейтинга через полгода после того, как прекратила свое вещание. По словам Марины Атчиковой, генерального директора Радио Ростова, это большая проблема, поскольку рейтинги необходимы при размещении рекламы на радио, а те данные, на которые рекламодатели смотрят сейчас, им только мешают.
Ниже в таблице приведены данные на апрель 2005 года по распределению аудиторных групп между ростовскими радиостанциями. Чем больше совпадение вашей целевой аудитории, тем выше вероятность, что реклама будет работать.(Contemporary Hit Radio) - основная идея: "Играй только те мелодии, которые хорошо продаются в настоящий момент и/или очень популярны". Основная адресная группа - радиослушатели в возрасте от 14 до 24 лет.(Adult Contemporary) - современная музыка для взрослых. Основную группу, к которой обращен этот формат, составляют радиослушатели в возрасте от 25 до 49 лет.
КОГДА РАЗМЕЩАТЬ?
Оптимальная сетка вещания будет индивидуальной для каждой группы товаров или услуг. Однако существуют общие закономерности, которые следует знать. Большинство людей слушают радио в утреннее и дневное время. Поэтому закономерно встает вопрос об обоснованности завышенных расценок в так называемый "вечерний прайм-тайм". Суточная динамика радиослушания выглядит примерно следующим образом. По будням рост начинается с 7 часов утра и достигает максимальных значений около 10 часов. Небольшой пик с 15 до 16 вызван подростками, вернувшимися из школы. Вечерний драйв-тайм обусловлен прослушиванием радио в автомобиле возвращающимися с работы и домашним прослушиванием уже успевших добраться до дома. Интересно, что утренний драйв-тайм (с 8 до 10) выделить на общем графике нельзя, так как его доля скрадывается значительно большим объTмом домашнего и офисного прослушивания. Понятие драйв-тайма поэтому так же довольно условно.
Различные возрастные группы слушают радио в разное время. Лучшее время, когда достижима большая часть аудитории, приходится на утро. Это не касается подростков, которые начинают слушать радио с 15 часов: пик слушания в этой группе приходится на вечер. Именно поэтому рекламодателю, ориентирующемуся на подростков, больше подходит вторая половина дня. Время активного обращения к радио потребительски активной группы в возрасте 30-39 начинается утром и заканчивается к 19 часам. Кстати, группа 20-49 слушает радио, в основном, на рабочем месте с 10 до 17, а самыми активными потребителями радио в автомобиле являются представители группы 30-39. При размещении не следует забывать о тактике своевременного выхода рекламы. Реклама ресторанов, скажем, как правило, звучит в вечернее время, ночные развлекательные комплексы особенно активно оповещают о своих программах в пятничные и субботние вечера.
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ИДЕАЛЬНЫЙ РОЛИК?
Сначала рассмотрим техническую сторону. Профессионалы считают, что оптимальная длина спота должна равняться 30 секундам. Ровно столько требуется, чтобы обратить внимание слушателя на информацию и при этом не перегрузить его восприятие. В целом же, наиболее эффективным считается выход ролика в рекламном блоке длиной 1-1,5 минут с 2-3 спотами. В этом случае не будет проблемы очередности и не придется переплачивать за то, чтобы быть первым, или расплачиваться за то, что вы были последним и у слушателя просто не хватило терпения дослушать до конца.
Кстати, о ценах. Хорошая новость - реклама на ростовских радиостанциях очень дешева. Нашим рекламным расценкам (минуту эфирного времени можно купить за 300-500 рублей) удивляются и местные, и заезжие специалисты. Плохая новость - часто это как раз тот случай, когда количество идет в ущерб качеству. Нетрудно заметить, что большинство рекламных блоков на ростовских радиостанциях слишком продолжительны и откровенно перегружены информацией.
Но вернемся к ролику. Как долго он должен выходить, чтобы запомниться слушателю? Специалисты считают, что не менее 4 недель для имиджевых роликов, и около 2 месяцев для информационных спотов. Минимальное количество выходов в течение дня - 4-5 раз.
Форма и содержание радиорекламы одинаково важны. Существует две основных формы размещения: "живая" реклама и ролики. Одной из самых популярных форм живой рекламы сегодня считается информационное спонсорство различных радиопрограмм: от тематических обозрений до прогноза погоды. Хорошую отдачу приносят и всевозможные викторины и игры в прямом эфире с комментариями ведущих о товаре.
И, наконец, самое интересное - креативная часть. Здесь вас ничего не ограничивает, кроме нескольких общих противопоказаний и, конечно же, рекламного бюджета. Существуют три основных типа роликов и их комбинации. Информационный ролик, сообщающий в основном о конкретных рекламных акциях(например, распродажах), отличает достаточно нейтральная подача. Игровые ролики информируют слушателя с помощью продуманного сюжета, разыгрываемого актерами. Они одинаково хороши и для информационной, и для имиджевой рекламы. Эффективными считаются и музыкальные ролики . Весьма неплохо звучат музыкальные ролики - короткие песенки, которые все мы постоянно напеваем и очень хорошо запоминаем. Один из необходимых компонентов - легко запоминающийся аудиальный логотип (джингл), который впоследствии можно комбинировать как с информационными, так и с игровыми роликами. Кроме музыки, наиболее эффективны в привлечении слушательского внимания повторения и юмор. Юмористический ролик может не только хорошо запомниться, но и полюбиться слушателям. Помните автомойку "Водолей", в чей незатейливый, но очень забавный ролик в свое время влюбилось пол-Ростова? В общем, творите! Конечно же, не забывая учитывать тип своего товара.
советов по созданию рекламного радиоролика
. Используйте свою рекламу вовремя, к месту и для конкретной аудитории.
. Не усложняйте рекламу. Радио - прекрасное средство рекламы, несущее информацию о товаре. Но оно не подходит для передачи длинного перечня фактов и сложных аргументов. Что самое важное в вашем товаре?
. Идентифицируйте звуковые эффекты. Скажите слушателям, что именно они слышат, и они, вероятно, услышат это.
. Основной упор делайте на звук: хрустящий звук в рекламе новых крекеров или гром, как символ мощи надежного банковского счета.
. Используйте запоминающуюся музыку в качестве звукового эффекта.
. Попробуйте вообще не использовать звуковые эффекты. Отчетливая речь диктора или прямое мощное послание иногда могут принести больше пользы, чем шумовое сопровождение.
. Старайтесь избегать комедии. Не все обладают талантом юмориста. С другой стороны, удачный и уместный юмор является мощным рекламным инструментом.
. Если вы твердо решили создать смешную рекламу, то начните с какого-нибудь невероятного заявления.
. Не бойтесь повторов. Чем чаще вы будете повторять название своего товара, тем больше вероятность, что слушатель его запомнит. Среднее количество упоминаний в 30-секундном ролике - 3 и в 60-секундном - 5 может быть уместным, если повторение звучит естественно и не раздражает слушателя.
. Если возможно, дайте клиенту прослушать вашу рекламу. Большинство радиосценариев на бумаге выглядят неинтересными. Игра актеров, звуковые эффекты оживляют рекламу. Тестируйте ролик на своих потенциальных потребителях. Проведение фокус-групп потребует небольших дополнительных расходов, зато впоследствии обернется высокой эффективностью.
2.2 Реклама на радио в Дагестане
Дагестанский радио эфир богат и разнообразен - на данный момент в FM-диапазоне работают более двадцати станций, каждая из которых имеет свое неповторимое лицо и, соответственно, свою преданную аудиторию.
Уникальность рекламы на радио заключается в том, что выбор радиостанции позволяет очень точно направить рекламное сообщение именно на ту аудиторию, которой оно адресовано. Формат вещания - характер музыки и стиль подачи - объединяют у радиоприемников людей, близких по образу жизни, жизненным ценностям, а также по социально-демографическим характеристикам.
Уровень доверия радиорекламе выше, чем рекламе в каких-либо других СМИ. На это работает имидж радиостанции, которая воспринимается в первую очередь как добрый друг, а уже потом как носитель информации.
Еще больше повысить уровень доверия к рекламе позволяют различные спонсорские проекты на радио, когда рекламное сообщение озвучивается устами любимого ди-джея, совместные проекты бренда и радиостанции, когда между ними устанавливается четкая ассоциативная связь в сознании потребителей.
Еще одно важное преимущество радиорекламы - интерактивность. Различные шоу, репортажи, розыгрыши в прямом эфире делают радиослушателя как бы участником происходящего, что значительно повышает его вовлеченность, а значит и эффективность восприятия им рекламной информации.
Все эти особенности радиорекламы делают радио чрезвычайно эффективным носителем рекламной информации.
Организация рекламной деятельности на радио в Дагестане имеет некоторые особенности и отличается от общепринятой. С каждым годом все больше местных предприятий приходят к выводу, что без использования рекламы на радио продвижение выпускаемых ими товаров на рынок затруднительно.
В последнее время реклама отечественных товаров стала чаще появляться в средствах массовой информации. На некоторых телевизионных каналах даже начали появляться специальные блоки рекламы, направленные на поддержку местного товаропроизводителя.
Рекламодатели часто прибегают к рекламе по радио и в периодической прессе. И даже у мелких предприятий есть возможность размещения рекламы таким способом.
Несколько лет назад в Дагестане начали появляться бесплатные газеты рекламного содержания. А для того чтобы люди интересовались такими газетами и просматривали информацию рекламного характера, их снабжают различной полезной и развлекательной информацией. Как показывают исследования, наиболее эффективно размещать рекламу на одной странице с программой телевизионных передач. В таких местах, обычно, реклама самая дорогая.
В Дагестане предприятия имеют возможность рекламировать свою продукцию следующим образом:
- использование рекламы по радио FM диапазона (наиболее эффективны: «Европа +», «Русское радио» и местные радиостанции такие как «Прибой», «Ватан», «Сафинат», «Азамат», «Столица».
- размещение рекламных объявлений в бесплатной газете М2, ДГБО или в еженедельниках «Все для Вас», «Из рук в руки» и «Бизнес-экспресс»;
- наружная реклама ( Big Board, реклама на общественном транспорте ).
- участие в местных специализированных выставках.
- Распространение календарей, ручек, пакетов с символикой фирмы (Фирма «Пресс-маркет»).
Таким образом, организация рекламной деятельности в Дагестане постепенно выходит на более высокий уровень, а рекламу импортных товаров в средствах массовой информации постепенно вытесняет местный товаропроизводитель.
Радио позволяет в отличие от многих других рекламоносителей направить рекламную кампанию на достаточно узкую аудиторию. Формат радиостанции четко очерчивает круг ее слушателей. Для примера приведем портрет радиослушателей радио "Прибой":
Пол - 69% мужчин
Возраст - 53,9% 16-24 года, 40+ - 3,9%
Доход - 68% выше среднего и высокий
,7% радиослушателей этой радиостанции слушают ее каждый день
Столь высокая сегментация аудитории делает рекламу на радио чрезвычайно эффективной, потому что вложенные средства тратятся только на рекламные контакты с людьми, которым они адресованы.
Если елевая аудитория разбивается на несколько узких социально-демографических групп, то можно эффективно спланировать рекламную кампанию, выбрав несколько радиостанций с разным форматом.
Например, если же продается недвижимость, то разместив рекламу на радиостанциях «Прибой», «Ватан», «Сафинат», «Азамат», «Столица», можно одновременно охватить все население.
Если продукт предполагает более широкую аудиторию или же рекламная кампания в первую очередь имиджевая, то рекомендовать можно «Прибой», «Русское радио» и/или «Европе плюс».
В любом случае, все зависит от продукта и целей рекламодателя. Более конкретные рекомендации они могут получить у специалистов.
Выполненная в профессиональном рекламном агентстве города Махачкалы, недорогая реклама на радио, поможет донести каждому слушателю целевой аудитории сведения о ваших товарах и услугах. Выбор волны имеет ключевую роль в доступности рекламы конкретному кругу потребителей. С большой долей уверенности можно утверждать, что столичный житель, жизнь которого проходит в автомобильных пробках, будет слушать Авторадио, и местные радиостанции, такие как «Прибой», «Ватан», «Сафинат», «Азамат», «Столица». В таком случае именно на эих волне следует запускать рекламные ролики, более того, в расчете на часы пик. Если же вы ориентируетесь на молодежь и тинэйджеров, можете смело запускать рекламу на «Русское радио» и «Европа+».
2.3 Способы повышения эффективности рекламы на радио
Для повышения эффективности радиорекламы полезно следовать следующим советам:
сообщение не должно требовать усилий по запоминанию или пониманию текста;
программа должна быть составлена так, чтобы слушатель мог менее, чем за 6-8 секунд понять суть рекламного сообщения;
добивайтесь, чтобы объявление включало воображение слушателей;
сопровождайте рекламу конкретного продукта, услуги запоминающимся звуком;
рекламная идея должна быть лаконичной, ясно выраженной;
необходимо поставить цель сразу заинтересовать слушателя, иначе он может переключить на другую программу;
очень эффективно вводить в радиообъявления известных людей;
результат будет наилучшим, если использовать "прайм-тайм" - время когда число слушателей наибольшее;
если по тому же товару или услуге параллельно ведется рекламная кампания по телевидению, нужно использовать те же позывные, мелодии, тексты, персонажи;
радиорекламу нельзя оценить по написанному тексту, ее надо прослушать;
объявления должны соответствовать контексту передачи, в которую они включаются;
продолжительность спота не должна превышать 60-70 секунд, иначе человек не дослушает его до конца.
Наиболее эффективными для включения рекламы являются программы, содержащие интересную или важную информацию, например, сигналы точного времени, сводка погоды и т.д.
Эпитеты располагаются по определенным стандартным схемам. Одна из них заключается в подборе эпитетов по контрасту. Антонимы позволяют подчеркивать положительные качества товара: "Холодный лимонад в жаркий день". Сильный эффект дают эпитеты в виде триад, дающих трехстороннюю оценку объекта: представление о внешнем виде, утилитарная ценность, социальная значимость: "классический, удобный, престижный пиджак".
Один из методов воздействия на подсознание - это заставить клиента уговорить самого себя. Например, вербальное приглашение диктора зайти в рекламируемый магазин может встретить множество препятствий в мозгу слушателя, как на сознательном, так и на подсознательном уровне. В противовес традиционной в таких случаях фразе: "Заходите, вы будете довольны", можно сказать следующее "Гостем будешь". Механизм действия этого словосочетания прост: всем известно устойчивое словосочетание: "Заходи - гостем будешь". Слово "заходи" будет автоматически сказано клиентом себе самому. А своему "внутреннему голосу" любой человек склонен доверять в большей степени, чем бизнесменам, которые только и думают, как "забрать мои деньги". Подобный прием должен привести к повышению эффективности радиоспота.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реклама является неотъемлемым элементом жизни современного общества. Ежедневно человек сталкивается с огромным количеством рекламных сообщений предаваемыми различным путем. В данной работе будут рассмотрены способы доведения рекламного обращения до аудитории посредством экранной рекламы и рекламы на радио. Именно высокая степень насыщенности жизни современного человека рекламой вообще, а в частности радиорекламой и экранной рекламой, вызвали мой интерес к рассмотрению данной тематики.
Говоря о рекламе, следует заметить, что она играет важнейшую роль в социуме. Реклама в значительной мере определяет образ и стиль жизни современного человека. Посредством рекламы формируются всевозможные стереотипы и ценности. Стоит заметить, что от того, какие ценности будут внедрены в сознание людей, будет зависеть и развитие общества. В связи с этим необходимо поддерживать определенный качественный уровень рекламы.
В повседневной жизни человек наиболее часто сталкивается именно с экранной рекламой и рекламой на радио. Телевидение и радио являются неотъемлемыми составляющими современной жизни. Основную массу информации мы получаем благодаря именно этим техническим устройствам. Соответственно исследование экранной рекламы и рекламы на радио приобретает особую актуальность, так как посредством этих видов рекламы оказывается наиболее мощное воздействие на человека.
Эта реклама сравнительно недорогая, и даже частные лица могут себе ее позволить (вспомните, например, частные объявления по радио). Правда, я сомневаюсь в ее эффективности, так как радио слушают очень немногие. Исключение здесь составляют музыкальные программы, которые слушают и в дороге, и в поле, и на работе.
Впрочем, реклама по радио намного более эффективна за пределами больших городов. Например, в деревне или в маленьком городке радио - это единственная отрада для населения, так как там телевизионное вещание развито слабо, правда, там не очень хорошо развит товарный рынок, так что реклама малоэффективна.
Итак, реклама по радио наиболее эффективна в комплексе с другими рекламными мероприятиями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Араева Л.А. Вяткина М.В. и др. Риторика. УМК для студентов гуманитарных факультетов/Под ред. П.А. Катышева. Кемерово: КемГУ, 2002.
2.Викентьев И.Л. Приёмы рекламы и Public Relations. С.-П., Триз-шанс, 2005.
.Ворошилов В.В. Журналистика - Учебник. 2-е издание - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.
.Гермес. Торговля и реклама. Сборник. СПб.: ТОО "Аллегория", 2004.
.Гребёнкин Ю.Ю. Психотехнологии в рекламе. Новосибирск: Издательский Дом "РИФ-плюс", 2000.
.Дейян А. Реклама. Пер. с франц./Общ. ред. В.С. Загашвили - М., А/О Издательская группа "Прогресс", 2003.
.Картер Г. Эффективная реклама: Путеводитель для малого бизнеса. - М., 2001.
.Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 2007.
.Радиожурналистика: Учебник /Под ред. А.А. Шереля, М.,2000.
.Ромат Е.В. Реклама., - СПб.: Питер, 2001.
.Тихоновский В.Г. Торговля, реклама и основы декорирования: учеб. для сред. ПТУ. - М.:Высш. шк., 2007
.Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность: Учебник 7-е изд., переработ. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Данилов и К", 2004г.
.Ромат Е.В. Реклама - СПб: Питер, 2001г.
.Ермаков В.В. Рекламное дело: Уч. пособие - М.: Издательство Московского психолого - социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2004г.