Природные ресурсы и экологическая деятельность МСУ г. Таганрога

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,6 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Природные ресурсы и экологическая деятельность МСУ г. Таганрога

Содержание

Введение

Глава I. Природные ресурсы и экологические проблемы Таганрога

.1 География Таганрога

.2 Промышленность Таганрога

.3 Экологическая обстановка

Глава II. Правовое регулирование экологических вопросов в Российской Федерации

.1 Сущность государственного управления в экологическом праве

.2 Государственная экологическая политика как задача государственного управления

Глава III. Деятельность органов МСУ Таганрога по решению экологических проблем

.1 Полномочия органов МСУ в сфере экологии и природоохранной деятельности

.2 Общая характеристика организации экологической деятельности МСУ Таганрога

.2.1 Мероприятия по охране зелёных насаждений

.2.2 Мероприятия по охране водных объектов

.2.3 Мероприятия по охране атмосферного воздуха

.2.4 Охрана почв

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В последнее время значительно усилилась деградация природных экосистем, сократилось биоразнообразие, окружающая среда все больше и больше меняется, промышленно-хозяйственные объекты угрожают здоровью человека, загрязнение природы достигает таких масштабов, что и сами природные объекты (озера, реки, почва) могут нанести непоправимый вред человеку - все это говорит о том, что на уровне Российской Федерации техногенная и экологическая безопасность обеспечены не в должном масштабе, а это значит, что экологические права граждан грубо нарушены. Такая ситуация не может не вызывать беспокойства.

Особенно остро эти проблемы стоят в условиях крупных городов и промышленных центров, таких как Таганрог. Важно понимать, что город - это не просто многонаселенный промышленный центр, но и территория, на которой должен быть установлен баланс между социально-экономическими целями развития и экологическими требованиями, это территория, которая должна быть пригодной для жизни большого количества людей, в первую очередь, экологически пригодной.

Но не только обширная техногенная деятельность различных предприятий Таганрога, но и факторы техногенного, эколого-экономического и организационно-правового характера оказывают негативное воздействие на окружающую среду и население города. Так, рост антропогенных нагрузок, деградация городских природных объектов, высокая вероятность техногенных аварий и катастроф (причиной которым могут служить износ оборудования большинства препдриятий, отток квалифицированных специалистов из производственно-хазяйственной сферы характеризуют глубокий экономический и экологический кризис. Особо важно отметить далеко не совершенную правовую базу в области охраны окружающей среды и защиты экологических прав граждан а также незавершенность формирования органов местного самоуправления.

Для того, чтобы более явно поставить проблему несовершенства правового регулирования деятельности органов МСУ по защите экологических прав граждан Таганрога мы проанализируем федеральное законодательство и заканодательство г. Таганрога, касающееся техногенной безопасности, охраны окружающей среды и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о гражданской обороне.

В силу вышеуказанных причин, можно сделать вывод о том, что на данный момент тема нашего исследования чрезвычайно актуальна. Мы подчеркиваем, что необходимо обратить самое пристальное внимание на деятельность органов МСУ по обеспечению экологических прав граждан, а значит и экологически безопасного устойчивого развития России. Мы рассмотрим указанную проблему на примере города Таганрога, экологическая ситуация в котором может быть охарактеризована как неблагоприятная, и надеемся, что выводы, сделанные по окончанию исследования будут полезны не только для этого конкретного региона, но и для государства в целом.

Цель нашего исследования разумно обозначить следующим образом: проведение научно обоснованных правовых, эколого-экономических, системных разработок, направленных на совершенствование правового регулирования деятельности МСУ по обеспечению экологических прав граждан, и способствующих решению этой важной общественно и социально значимой прикладной задачи.

Для того, чтобы достичь поставленной цели, нами будет проведена следующая работа: в первой главе курсовой работы мы расскажем об общей экологической обстановке в Таганроге, рассмотрим факторы, с которыми связаны основные техногенные риски и причины нелицеприятной экологической обстановки в городе. Подобные факты помогут направить исследование в нужное русло и более подробно оценить серьезность поставленной задачи, а также введут нас в курс дела.

Вторая глава работы посвящена подробной разработке федерального и местного законодательства в отношении экологии и защиты прав граждан от техногенных катастроф. Мы рассмотрим международные, российские федерального и местного значения законодательные акты, на основе которых совершается правовое урегулирование экологических вопросов современности, а также защита населения от экологически неприемлимых условий жизни.

Третья глава посвящена деятельности органов МСУ Таганрога по преодолению экологических проблем региона, их работе с законодательными актами, а также с населением. В этой главе в полной мере раскрываются проблемы Таганрога, причем становится очевидно, что пути их решения недостаточны и несовершенны. Мы постарались выявить основные проблемы работы МСУ Таганрога в этой области, указать на них и предложить пути выхода из тупика, который сформировался за последние 10-летия. Мы выражаем надежду на то, что наши предложения окажутся полезными для усовершенствования работы МСУ в регионе и смогут стать прикладными.

Объектом нашего исследования явились правовые отношения, которые складываются по поводу деятельности органов МСУ в целях обеспечения экологических прав граждан на территории Таганрога путем обеспечения техногенной и экологической безопасности населения и территории города, организации защиты от ЧС, гражданской обороны.

Эмпирическую базу исследования составили: действующее законодательство о местном самоуправлении, безопасности, защите от ЧС, охране окружающей среды, гражданской обороне; результаты анализа промышленно-хозяйственной деятельности на территории Таганрога; результаты анализа опыта создания федеральных и местных систем экобезопасности и защиты от ЧС.

Глава I. Природные ресурсы и экологические проблемы Таганрога

1.1 География Таганрога

Город Таганрог расположен в Ростовской области, на южной ее окраине. Он протянулся через территорию полуострова шириной 510 километров и окружен водами Таганрогского залива. В свою очередь залив расположен на северо-востоке Азовского моря, в него впадает река Дон. В длину залив протянулся на 140 км, в ширину на 52, его глубина - 5 км.

На западе от Таганрога находится Миусский лиман, который является устьем реки Миус, а она, в свою очередь впадает в Азовское море. Вода в Миусе очень сильно минерализирована, поэтому ее воды подвергаются очистке, чтобы предотвратить минерализацию Азовского моря. На территории города расположено множество источников подземных вод.

Азовское море, на берегу которого стоит город, смягчает умеренный континентальный климат, в зоне которого расположен Таганрог. Количество осадков, выпадающих за год, как правило, недостаточно, в среднем в год выпадает 476,5 мм. Осадков, а среднегодовые температуры воздуха относительно высоки: +8,7oC. Средняя температура в январе -5,9oC, средняя температура в июле +23,3oC. Холодный период года характеризуется воздействием холодного континентального воздуха и теплых потоков черноморских циклонов.

Теплый период года определяется доминирующими сухими восточными ветрами. Устойчивые морозы наступают в Таганроге во второй декаде декабря, а прекращаются во второй декаде февраля, при этом в Таганроге отмечается наибольшая продолжительность безморозного периода 205 дней.

Регион характеризуется придонской и причерноморской степной растительностью. Природные условия обеспечивают активное развитие сельского хозяйства.

На протяжение года доминирующими являются ветры с восточной составляющей (53%), из них чисто восточное направление - 31%. На ветры с западной составляющей приходится 35%, при этом чисто западные 17%. Такая ситуация характерна для всего года, однако в летний период повторяемость ветров с западной составляющей незначительно увеличивается. Среднегодовая скорость ветра находится в районе 4,5м/сек, при этом в зимний период года она повышается до 6-7м/сек, а в летний период уменьшается до 2,5-4м/сек.

1.2 Промышленность Таганрога

Таганрогский регион - один из ведущих промышленных и сельскохозяйственных центров юга России. Здесь присутствуют многие отрасли современного промышленного сектора, такие как черная металлургия (стальные, водогазопроводные, нефтепроводные трубы), машиностроение и металлообработка (энергетическое оборудование, производство электроаппаратуры, ультразвуковое оборудование, кузнечно-прессовые машины), легкая и пищевая промышленность, предприятия оборонного комплекса (самолеты, авиационная техника гидроакустическая и рыбопоисковая аппаратура, перерабатывающее оборудование для сельхозпродукции). Всего в Таганроге более 4000 предприятий, каждое из которых наносит ущерб экологическому состоянии города.

Таганрог наряду с Ростовом-на-Дону - промышленный центр Ростовской области, при этом именно крупные предприятия Таганрога составляют основу экспортного потенциала области - это крупные предприятия черной металлургии АО «Металлургический завод» и АО «Красный котельщик», а именно такие предприятия наносят наибольший ущерб экологии. Помимо АО «Красный котельщик» и АО «Металлургический завод» наибольшее количество вредных выбросов в атмосферу обеспечивают АО «Таганрогский комбайновый завод» и Таганрогское авиационное объединение.

Стоит однако отметить, что даже при том условии, что Таганрог - промышленный город, на долю ущерба атмосфере от предприятий приходится только 10,474 тыс.т в год, что составляет примерно треть от общего количества - остальные две трети или 26,595 тыс.т приходится на транспорт.

1.3 Экологическая обстановка

В целом, экологическую обстановку в городе можно охарактеризовать как кризисную. Помимо масштабных загрязнений от черной металлургии и транспорта, негативно на состояние городской экологии влияют серьезные загрязнения Таганрогского залива, в которой впадает пятая по величине река Европейской части России - Дон. Со временем поступление в залив пестицидов, железа и марганца уменьшилось, однако, увеличилось поступление нефтепродуктов. Именно реки бассейна Азовского моря приносят в залив наибольшее количество вредных соединений - промышленные предприятия, расположенные на их берегах сбрасывают в воду недостаточно очищенные промышленные и хозяйственно-бытовые стоки и возвратные воды с полей орошения. В силу того, что процессы естественного очищения вод идут недостаточно быстро и не справляются с объемом загрязнений. Особо загрязнены прибрежные воды таганрогского залива, так как в них поступают не только уже загрязненные воды впадающих в море рек, но и непосредственно сливаются отходы заводов, находящихся в Тагнроге. Поэтому прибрежные воды отличаются наибольшей концентрацией вредных веществ по отношению к открытой части моря, однако соотношение этих концентраций меняется в зависимости от сезона года под влиянием течений, которые изменяются со временем. Наиболее распространено загрязнение нефтепродуктами, фенольными соединениями, пестицидами и детергентами. Самыми опасными загрязнителями являются промышленные предприятия, сточные воды которых содержат примеси фенола и его производных, очень токсичных в биологическом отношении веществ. В свою очередь выбросы с высоким содержание детергентов (это, как правило, стоки предприятий химической промышленности) замедляют процессы самоочищения водного пространства, нарушают гидрохимический режим, однако, наличие детергентов в водах азовского можно характеризовать как не превышающее норму.

В целом, можно говорить о том, что загрязнение Азовского моря в целом и Таганрогского залива в частности на данный момент не достигло угрожающе высокого уровня даже несмотря на большое количество ядовитых стоков, поступающих в море. Причиной тому - мощный механизм самоочищения моря, который основан на его мелководности и, соответственно хорошей прогреваемости и высокой степени прогревания водных масс, а также с высокой биотической продуктивностью.

Отметим, что экономический упадок и кризис 90-х годов затронули промышленность Таганрога и, несмотря на то, что он по-прежнему остается вторым по масштабам индустриальным центром Ростовской области, его значение на индустриальной карте России значительно изменилось, причем не в лучшую сторону. В связи с этими изменениями в конце 90-х, начале 2000-х руководство города думало о переквалификации Таганрога из промышленного центра в центр туризма, приморский город, подобный Сочи, в который будут съезжаться туристы со всей страны. Однако за последние 10 лет этот поворот от промышленности к туризму так и не был сделан. Одна из причин, причем очень важная, которая не позволила сделать этот поворот - именно экология. Море, которое должно привлекать туристов из континентальной части страны малопригодно для купания, так как экологическая характеристика воды далека от идеальной.

По заверениям АО «Азовморинфоцентр» в последние несколько лет экологическое состояние воды Азовского моря остается стабильным и колеблется около отметки «умеренно загрязненного», однако коренные таганрожцы не спешат купаться в родном заливе, так как каждое лето тот же «Азовмоинфоцентр» сообщает информацию о том, что именно присутствует в воде залива. В последние годы самым популярным микробом, приходящим в воды залива из низовьев Дона был холероподобный вибрион, который не вызывает холеру, но может спровоцировать расстройство желудка, что тоже неприятно. Очевидно, что ничего подобного не должно быть найдено в воде курортной зоны.

Интересно, что руководство города, так и не решив до конца, на курортные или промышленные рельсы встанет Таганрог, продолжает развивать оба направления - наращивать мощь промышленного флагмана - завода «Тагмет» и в то же время очищать городские пляжи и строить новые гостиницы. Таким образом, городские власти загоняют развитие города в тупик, так как неподобающая экологическая обстановка, напрямую связанная с развитием промышленности не позволяет развиваться туризму и деньги, затраченные на развитие туриндустрии тратятся впустую.

Отвернуться от промышленности для Таганрога означает полностью потерять свое значение в масштабах Ростовской области и всего юга страны, так как даже в период упадка индустрии в России, Таганрогу удавалось удерживаться на плаву даже не благодаря металлургии, но благодаря своему порту, который связывает Ростовскую область с другими странами мира, это единственный международный порт в области и один из центральных на юге России. Через порт проходят многие торговые пути, в городскую казну поступают значительные средства, которые идут на развитие города, но порт наносит также и колоссальный ущерб экологии города, так как неизбежные работы по углублению довольно мелкого Азовского моря приводят к повторному его загрязнению из почв, а портовые сооружения, а также грузовые и пассажирские танкеры завершают дело, начатое заводами, построенными на берегу. Кроме того, к повторному загрязнению залива приводит также частое обрушение береговой линии.

Суммируя все вышесказанное по поводу экологического состояния Таганрога и Таганрогского залива отметим, что город находится в довольно плачевном состоянии - сказываются его промышленное прошлое и настоящие, а также наличие крупного порта. Несмотря на то, что внешне город производит довольно приятное впечатление, на улицах чисто, а фасады городских построек, особенно исторических, чисты и отреставрированы, воздушные массы и воды залива довольно серьезно загрязнены. Зависит это не только от индустрии самого Таганрога и обилия автотранспорта на улицах города, но и от расположенных выше по течению Дона производств, сливающих свои отходы в воды реки, которая приносит их в Таганрог. Платить за индустриализацию региона жителям города приходится своим здоровьем - экологи и медицинские специалисты отмечают, что Таганрог и расположенный чуть выше по течению Дона Азов лидируют по количеству онкологических заболеваний в регионе.

Глава II. Правовое регулирование экологических вопросов в Российской Федерации

2.1 Сущность государственного управления в экологическом праве

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется органами исполнительной власти. Сущность государственного управления сводится к исполнению норм права. С учетом этого можно определить понятие государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды как совокупность осуществляемых уполномоченными государственными органами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.

Таким образом, главное предназначение управления в исследуемой сфере и его сущность заключаются в обеспечении исполнения экологического законодательства.

В процессе исполнения требований экологического законодательства достигаются многие важнейшие цели в сфере взаимодействия общества и природы. Обратим особое внимание, в частности, на следующее. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды играет важнейшую роль в формировании экологического права. Именно в процессе исполнения законодательства идет интенсивный процесс формирования реальных экологических правовых отношений. То есть идет интенсивный процесс формирования самого экологического права. Статичной норме закона государственное управление придает динамику, заставляет ее «работать». Следовательно, эффективность управления природопользованием и охраной окружающей среды, особенно государственного управления, предопределяет эффективность всего экологического права. Чем полнее будет исполнено то или иное экологическое требование законодательства, тем эффективнее будет экологическое право.

На эффективное осуществление государственного управления в рассматриваемой сфере ориентирует и Конституция РФ. Причем чрезвычайно важно, что это требуется в контексте конституционных экологических прав, прежде всего права каждого на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Норма этой статьи определяет задачи управления. Они касаются того, что конституционные экологические права, в том числе право на благоприятную окружающую среду, «связывают» субъектов управления в их деятельности. Эти права «определяют... применение законов... деятельность... исполнительной власти...». Из данной конституционной нормы для всех субъектов экологического права вытекает обязанность исполнения требований экологического законодательства, прежде всего с целью обеспечения соблюдения права на благоприятную окружающую среду. В этом - их обязанность. На органы исполнительной власти возложена обязанность не только исполнять самим, но и требовать от всех других субъектов экологического права - предприятий, граждан - наиболее эффективно исполнять требования экологического законодательства, используя для этого все имеющиеся в государстве ресурсы. Эффективность управления природопользованием и охраной окружающей среды, т.е. исполнения экологических требований законодательства, в контексте ст. 18 Конституции определяется соблюдением права на благоприятную окружающую среду.

Эффективное управление в данной сфере применительно к ст. 18 осуществляется посредством последовательной и эффективной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, о сохранении и восстановлении благоприятного состояния природы.

Содержание государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды определяется совокупностью функций, осуществляемых уполномоченными органами в данной сфере. Под функцией управления понимается постоянное или относительно постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования, необходимость осуществления которой вытекает прежде всего из законодательства. Так как государственное управление направлено на исполнение экологического законодательства, осуществление функций связано с осуществлением уполномоченными органами предусмотренных законодательством отдельных мер по природопользованию и охране окружающей среды.

К таким функциям относятся:

подзаконное нормотворчество;

создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;

координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;

экологическое планирование;

экологическое нормирование;

экотехническая регламентация;

экологическая стандартизация;

оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;

экологическая экспертиза;

экологическое лицензирование;

экологическая сертификация;

экологический мониторинг (наблюдение за состоянием окружающей среды);

учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий на природу;

экологическое воспитание и образование;

экологический контроль;

разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.

Функция нормотворчества органов исполнительной власти по вопросам окружающей среды не ограничивается лишь исполнением многочисленных норм, предусмотренных экологическим законодательством. В соответствии со ст. 104 Конституции РФ Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы. Правительство достаточно активно реализует это право.

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов:

Законности - означает, что функции управления могут и должны осуществляться в соответствии с требованиями экологического законодательства в пределах компетенции того или иного государственного органа.

Комплексного (всестороннего) подхода в процессе государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды, обусловленного объективным законом единства природы, всеобщей взаимосвязью происходящих в природе явлений. Он проявляется в том, что в рамках государственного управления реализуются все вытекающие из законодательства функции, в сфере государственного управления оказываются все природопользователи, призванные выполнять экологические требования, при принятии административных решений принимаются во внимание все виды вредных воздействий на состояние природы, ведется их учет.

Сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления в рассматриваемой сфере - проявляется в разных формах. В области водопользования он заключается в том, что государственное управление использованием и охраной вод осуществляется не только федеральными органами и органами субъектов Федерации в области управления водным фондом, но и инспекциями по регулированию использования и охране вод, образованными применительно к бассейнам основных внутренних морей, рек, озер.

Бассейновый принцип применяется также в организации государственного управления использованием и охраной рыбных запасов страны. Управления и инспекции рыбоохраны образованы применительно к бассейнам основных рыбохозяйственных водоемов.

Управление использованием и охраной недр также осуществляется с учетом существующих геологических особенностей формирования месторождений полезных ископаемых.

Разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций в организации государственного управления. Проявляется в том, что органы, наделенные контрольно-надзорными функциями управления использованием и охраной природных ресурсов, не могут выполнять функции по хозяйственному использованию соответствующих ресурсов. Этот принцип должен быть применим к специально уполномоченным государственным органам в области природопользования и охраны окружающей среды. Посредством данного принципа обеспечивается объективность экологического контроля и надзора и эффективность действия экологического права в целом.

Важность данного принципа осознана даже законодателем. Статья 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещает совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) и функций хозяйственного использования природных ресурсов.

Наиболее эффективного исполнения требований законодательства об окружающей среде в рамках реально существующих экономических и иных возможностей. Этот принцип вытекает из положений Конституции РФ: из нормы ст. 18, в соответствии с которой права являются непосредственно действующими. Права (применительно к данному исследованию прежде всего право на благоприятную окружающую среду) определяют «применение законов», «деятельность исполнительной власти» из нормы о том, что бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц может быть обжаловано в суд (ст. 46). С этим принципом связано также установленное в ст. 53 Конституции право каждого на возмещение государством вреда, причиненного бездействием органов государственной власти или их должностных лиц.

2.2 Государственная экологическая политика как задача государственного управления

В качестве правового приоритета национальной экологической политики должно рассматриваться предупреждение и возмещение экологического вреда. Отраслевой приоритет в таком звучании не противоречит ни целям экологического законодательства, которые обозначены в Законе об охране окружающей среды, ни принципам экологического права - это категория иного порядка, своего рода точка концентрации нормативного регулирования. Исторически природоохранное законодательство создавалось с целью минимизации и предотвращения вреда окружающей среде и человеку, на это так или иначе направлены все нормы, относимые к экологическому праву.

Актуальной задачей современного экологического законодательства является правовое обеспечение соблюдения природоохранных требований на стратегически важных направлениях развития страны.

Требуется эколого-правовое сопровождение приоритетных национальных проектов. Актуальность данного направления подтверждается приведенным выше примером негативных экологических последствий принятия поправок к законодательству в целях реализации национального проекта по обеспечению доступности жилья.

Существует острая необходимость в создании действенных механизмов экономического стимулирования субъектов хозяйственной деятельности к сокращению их негативного воздействия на окружающую среду и рациональному ресурсо- и энергопотреблению. В числе таких механизмов - платность негативного воздействия на окружающую среду, льготное налогообложение, введение залоговой стоимости упаковки, стимулирование применения альтернативных видов автомобильного топлива, создание конкурсных преимуществ соответствующим инвесторам и другие меры.

На состояние экологического законодательства существенно влияет государственная политика в сфере федеративных отношений. На первый взгляд региональные органы государственной власти активно используют свои полномочия в сфере охраны окружающей среды, динамично развивается региональный уровень экологического законодательства как сферы совместного ведения - практически повсеместно в пределах ведения субъектов РФ приняты и действуют нормативные акты, регулирующие различные вопросы владения, пользования, распоряжения природными ресурсами и охраны окружающей среды на соответствующих территориях. В то же время региональное законодательство еще не может считаться полностью отвечающим принципам федерализма - как в части встречающихся несоответствий федеральному законодательству или, напротив, дублирования федеральных норм, так и по причине его инертности (непринятие действительно необходимого регионам собственного правового регулирования в отсутствие федерального).

Важнейшим организационным условием эффективной реализации норм экологического законодательства является стабильность системы государственного управления охраной окружающей среды, что предполагает не только стабильность соответствующего законодательства, но и надлежащее кадровое и материально-техническое обеспечение деятельности органов управления на всех уровнях - федеральном, региональном, муниципальном.

Правовое регулирование организации экологического управления, а именно системы и компетенции федеральных органов, разграничения полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, объема компетенции органов местного самоуправления должно исходить не только из задач административной реформы, но и обязательно из приоритетов государственной экологической политики. Актуальной является задача определения единого федерального органа исполнительной власти в области экологического контроля и экологической экспертизы (варианты: образование нового органа или перераспределение компетенции действующих).

Эффективность реализации правовых норм прямо зависит от уровня правосознания, а в данном случае также и от экологической культуры.

Возможно, низкий уровень экологической культуры является основной причиной нарушения законодательства об охране окружающей среды. Однако здесь важно иметь в виду, что экологическая культура вряд ли может быть сформирована посредством каких-либо специальных кампаний, изолированно, поскольку представляет собой часть культуры вообще и, следовательно, принципиально зависит от повышения общего культурного уровня граждан и общества в целом. Правовые средства не являются приоритетными в этой сфере, где традиционно действенны моральные, этические, религиозные, психологические, художественные средства воздействия.

Принципиально важным инструментом обеспечения соблюдения природоохранных требований является экологический контроль. Есть потребность в дополнительном правовом урегулировании всех видов экологического контроля - государственного, производственного и общественного. Применительно к государственному контролю можно говорить о совершенствовании порядка его осуществления и порядка выдачи разрешительных документов. Применительно к производственному - например, о включении основных требований к его организации и проведению в общий технический регламент по экологической безопасности. Наименее урегулированным является общественный экологический контроль, в сфере осуществления которого ряд наиболее важных положений может быть определен только на уровне федерального закона.

Принципиальное значение для состояния и перспектив развития всего экологического законодательства имеют вопросы реализации и защиты права граждан на благоприятную окружающую среду и связанных с ним прав, в первую очередь - права на своевременное получение полной и достоверной экологической информации и права на возмещение вреда здоровью, причиняемого экологическими правонарушениями, а также возникающего в результате природных и техногенных чрезвычайных ситуаций или связанного с проживанием на экологически неблагополучных территориях.

В целом, основной задачей развития системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием является обеспечение эффективного государственного управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов, соответствующего демократическому устройству и рыночной экономике.

Для этого необходимы:

развитие государственного регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов с учетом различных форм их освоения;

четкое разграничение полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в области контроля за использованием ресурсов и состоянием окружающей природной среды;

учет экологических проблем при регулировании отношений собственности на природные ресурсы;

обеспечение государственного, ведомственного, производственного, муниципального и общественного экологического контроля, а также совершенствование системы лицензирования, сертификации и паспортизации;

развитие государственного нормирования и контроля качества окружающей среды и установление единых требований к хозяйствующим субъектам;

совершенствование механизма и усиление роли государственной и общественной экологической экспертизы, включая экспертизу проектов, технологий и государственных программ;

внедрение стратегической оценки воздействия на окружающую среду и анализа ее состояния в масштабах страны и регионов;

поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств реагирования на возникающие экологические угрозы и чрезвычайные ситуации;

создание в секторах промышленности, в которых осуществляется потенциально опасная деятельность, специализированных подразделений, предназначенных для предотвращения и ликвидации негативных последствий такой деятельности;

наделение должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, необходимыми полномочиями, обеспечение им государственной защиты и предоставление социальных гарантий.

Глава III.Деятельность органов МСУ Таганрога по решению экологических проблем

экология природоохранный право

3.1 Полномочия органов МСУ в сфере экологии и природоохранной деятельности

Общие положения о полномочиях органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды как комплексного объекта закреплены в Федеральном законе от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», Федеральном законе от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральном законе от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в соответствующих законах субъектов РФ.

С 1 января 2009 г. в полном объеме вступил в силу Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В декабре 2005 г. в указанный федеральный закон были внесены изменения, которые не предусматривают организацию и осуществление муниципального экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального района, а также в Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», направленные на совершенствование разграничения полномочий. В частности, упразднены положения определяющие: статус субъекта муниципального экологического контроля, осуществляемого на территории муниципального образования; деятельность органов местного самоуправления по проверке соблюдения нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды на местном уровне.

В результате этого деятельность органа муниципального экологического контроля была сужена и в настоящее время носит в значительной степени декларативный характер. При этом муниципальные образования в большей степени были лишены самостоятельности при организации и осуществлении муниципального экологического контроля на соответствующей территории.

В связи с этим, реализация муниципального экологического контроля сталкивается с существенными затруднениями. Представляется необходимым восполнить этот пробел. Диссертант полагает, что законодателю целесообразно вернуться в ближайшей перспективе к рассмотрению вопроса об отмене указанных изменений законодательства. Такая корректировка действующего законодательства пополнит практику позитивной деятельности законодателя в отношении расширения полномочий органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды, предусмотренных в ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды».

3.2 Общая характеристика организации экологической деятельности МСУ Таганрога

год явился первым этапом реализации Целевой программы мероприятий по оздоровлению окружающей среды в городе Таганроге.

Годовые итоги свидетельствуют о значительном увеличении объемов финансирования природоохранных мероприятий по сравнению с предыдущим периодом, а также о некоторых улучшениях в основных природных средах, таких как атмосферный воздух, водные объекты.

При этом в основном увеличение объемов финансирования произошло за счет выполнения природоохранных мероприятий промышленными предприятиями. Так в 2006 году на выполнение мероприятий в рамках Целевой программы всего затрачено 176 862,506 тыс. рублей, из них 160277,576 тыс. руб. - затраты на выполнение природоохранных мероприятий промышленных предприятий (более 90%).

В целом по восьми разделам Программы из 52-х запланированных на 2006 год выполнены 44 мероприятия, процент исполнения высокий и составляет 84,6 %. Невыполнение ряда мероприятий носит вынужденный характер и связано с изменениями в законодательстве, перераспределением функций и полномочий либо с отсутствием необходимого финансирования. Так, вопросы берегоукрепления исключены из компетенции Агентства водных ресурсов РФ. В связи с принятием в 2006 году Водного кодекса РФ, упразднена необходимость проектирования водоохранных зон для водных объектов (их размеры определены кодексом).

Реализация мероприятий, предусмотренных Целевой программой, позволяет на муниципальном уровне достичь снижения негативного воздействия на окружающую природную среду, а также объединить усилия всех уровней власти, общественности для стабилизации экологической обстановки в городе Таганроге.

3.2.1 Мероприятия по охране зелёных насаждений

В рамках Целевой программы мероприятий по оздоровлению окружающей среды г. Таганрога в 2006 году из местного бюджета на замену старых деревьев, развитие городских парков, скверов было выделено и освоено 4 181 тыс. руб. Были проведены работы по реконструкции городских зеленых насаждений, произрастающих вдоль автодорог центральной исторической части города, в рамках городского муниципального заказа подрядной организацией на территории города проведена обрезка 1400 зеленых насаждений, вырублено 1119 зеленых насаждений. Высажено 1601 зеленых насаждений лиственных и хвойных пород. Выполнены работы по засеву газонной травой газонов на общей площади 2 990 кв. м, преимущественно в центральной исторической части города

В рамках постановления Администрации № 1827 от 27.04.2005 г. «О порядке проведения работ по оздоровлению и реконструкции городских зеленых насаждений в 2005-2006 гг.» совместно с городскими службами выполнена инвентаризация зеленых насаждений и согласованы планы их реконструкции на ряде улиц центральной части города (ул. Греческая, Чехова, Шевченко, Октябрьская, пер. Тургеневский и др.).

В озеленении города принимают участие и промышленные предприятия. Так, только в рамках Целевой программы крупными предприятиями города на озеленение санитарно-защитных зон и прилегающих территорий было затрачено 734,299 тыс. руб., произведены посадки деревьев и древесно-кустар-никовой растительности, засев газонов, цветников, замена старых деревьев, обрезка пухообразующих тополей и др.

3.2.2 Мероприятия по охране водных объектов

Анализ использования морской воды промышленностью показывает, что на долю черной металлургии приходится 75%, машиностроения и котлостроения по 11%. Общий объем забора воды из залива в 2008 году составил 5,58 млн м3. За счет внедрения новых технологий и вовлечения воды в оборотные циклы сократили объем водопотребления предприятия ОАО «Таганрогский кожевенный завод», ОАО «Тагмет». С увеличением объема производства на ООО «ТагАЗ» наоборот увеличился забор морской воды на 20 тыс. м3 в год и объем его составляет 724 тыс. м3 в год. По сравнению с 2007 годом объем потребления воды на производственные нужды из залива снизился на 137 тыс. м3 (в основном за счет мероприятий ОАО «Тагмет»).

Практически все крупные предприятия имеют замкнутые циклы технического водоснабжения. Использование воды в системах оборотного и повторного водоснабжения постоянно растет и на сегодняшний день составляет 76,4 тыс. м3, из них на долю ОАО «Тагмет» приходится 70,8 тыс. м3 (в 2008 году - уже 71,049 тыс. м3.) Это очень высокий показатель, способствующий снижению забора технической и питьевой воды на производственные нужды.

МУП «Управление «Водоканал» проводит большую работу по реконструкции и модернизации ГОСК в п. Дмитриадовка, доводя очистку всех городских стоков до норматива. Затраты в 2008 г. составили 202,156 млн руб., разработана проектно-сметная документация на строительство цеха механического обезвоживания осадка на ГОСК в п. Дмитриадовка, выполнены капитальные ремонтные работы иловой насосной станции (цех мех. обезвоживания), иловых площадок, первичного отстойника и др. Одним из результатов стало снижение сбросов сточных вод в залив на 0,315 млн м3 по сравнению с 2007 годом.

3.2.3 Мероприятия по охране атмосферного воздуха

Информация о выполнении природоохранных мероприятий, расходовании средств на охрану окружающей среды представляется предприятиями в администрацию города при взаимодействии в рамках соглашений, программ и др. Экологический эффект выполнения мероприятий по охране воздушного бассейна заключается в снижении валовых выбросов загрязняющих веществ, а также индекса загрязнения атмосферы.

При анализе качественного состава годовых выбросов отмечается рост выбросов по пыли, саже и окислам азота, снижение - по углеводородам, диоксиду серы, окиси углерода. Источниками выбросов данных загрязняющих атмосферный воздух веществ является автотранспорт.

Сокращение выбросов от автотранспорта представляет собой очень серьезную проблему в мире, в том числе и в России. Количество транспортных средств растет за счет увеличения благосостояния населения. Однако, техническое состояние большой части автотранспорта оставляет желать лучшего. Положительно влияют на состав выбросов перевод машин на газовое топливо, запрет на применение этилированного бензина на государственном уровне. Большое значение имеет состояние дорог, качества топлива. В 2008 году в г. Таганроге капитально отремонтировано 222,3 тыс. м2 основных городских дорог, освоено 105 млн. рублей, на 2009 г, запланировано освоить 130 млн. руб. Планируется уделять больше внимания реконструкции газонов, засеву их травой, которая способна поглощать большое количество пыли, озеленению их древесно-кустарниковой растительностью, что также ведет к поглощению вредных газов.

3.2.4 Охрана почв

В целях исследования и дальнейшего планирования мероприятий по охране почв в 2007-2008 гг. по заказу Администрации г. Таганрога ОАО «Кольцов-геология» (г. Ессентуки) выполнялся радиационно-экологический мониторинг с пешеходной гамма-съемкой территории города, дозиметрическими исследованиями внешнего гамма-излучения, с выявлением участков радиоактивного загрязнения (УРЗ).

Уровень внешнего гамма-излучения находится в пределах допустимых фоновых концентраций - в среднем 12 мкР/час. При обследовании выявлено пять участков радиационного загрязнения и один участок выявлен при обращении жителя частного домовладения, при этом выявленные очаги загрязнения носят локальный характер (загрязненные строительные материалы небольших объемов), превышения незначительны. Решается вопрос об изъятии, вывозе и захоронении отходов Управлением Роспотребнадзора по РО, спецпредприятием «Радон».

Информация о ходе выполнения работ, получаемых результатах, направлялась в СМИ на протяжении всего периода исследований.

Так как охвачена не вся территория города, работы будут продолжены.

По данным Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РО, в Таганроге по-прежнему не соответствует гигиеническим нормативам состояние почв города по микробиологическим показателям (94,9% нестандартных проб). Значительно лучше картина по санитарно-химическим показателям (6,9% нестандартных проб).

Отобраны 62 пробы почв и выполнено 182 анализа с использованием современного лабораторного оборудования. Подготовлен технический отчет по проведенным исследованиям.

Заключение

В качестве выводов и предложений по работе можно выдвинуть следующие направления экологической деятельности местного самоуправления Таганрога:

. С целью улучшения качества питьевой воды Управление Водоканал ведет строительство 3-й нитки Донского водовода. В 2007 г, запущено 16,4 км водовода, в 2008 г. - 22,87 км. Увеличение объема забора воды из р. Дон и, в последующем, сокращение и исключение миусского и грунтового водозаборов, ремонт и замена водопроводных сетей позволят существенно повысить качество питьевой воды. Также Водоканалом приобретено оборудование для хлораторных, что позволит добиться безаварийной работы на химически опасных объектах.

. В 2009 году мониторинг будет продолжен, ареалы загрязнений будут уточняться и подвергаться тщательному анализу и изучению и использоваться при планировании природоохранных мероприятий как муниципальными службами, так и промышленными предприятиями. Планируется также выполнение моноэлементных карт распределения тяжелых металлов в почвогрунтах города.

. Необходима также разработка законодательной базы, ограничивающей вырубку древесно-кустарниковой растительности городов, а также позволяющей правильно исчислять ущербы за вырубку и использовать эти средства по целевому назначению.

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации //СПС Гарант

.Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ //СПС Гарант

3.Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ //СПС Гарант

.Земельный кодекс Российской Федерации 25.10.2001 N 136-ФЗ //СПС Гарант

5.Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 19 июня 2004 г.) //СПС Гарант

.Целевая программа мероприятий по оздоровлению окружающей среды Таганрога на 2006-2008 гг. // Разработана и утверждена Решением Городской Думы № 229 от 27.04.2006 г.

7.Постановление Администрации г.Таганрога № 1827 от 27.04.2005 г. «О порядке проведения работ по оздоровлению и реконструкции городских зеленых насаждений в 2005-2006 гг.»

.Бринчук М.М. Государственное управление как эколого-правовая категория. // Экологическое право России: Сборник материалов научно-практических конференций. Вып. 5 / Составители А.К. Голиченков, И.А. Игнатьева, А.О. Миняев / Под ред. профессора А.К. Голиченкова М.: Тиссо, 2004. - 198 с.

9.Бринчук М.М. Экологическая функция российского государства: проблемы реализации // Экологическое право России: Сборник материалов научно-практических конференций. Вып. 3 / Составители А.К. Голиченков, И.А. Игнатьева, А.О. Миняев / Под ред. профессора А.К. Голиченкова М.: Тиссо, 2002. -200 с.

.Дубовик О.Л. Экологическое право. М., 2008.- 293 с..

11.Исполнительная власть России. История и современность, проблемы и перспективы развития. М., 2006.- 160 С.

.Колдашева Е.В. Информационные проблемы управления и права в сфере природопользования // Современные проблемы права и управления в сфере природопользования. Научные труды МНЭПУ. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. - 218 с.

13.Кушнаренко И.А. Перспективы усиления экологической функции государства и права / Рукопись депонирована в ИНИОН РАН. М., 2000.

14.Мышко Ф.Г. Обеспечение экологической безопасности России: теоретические, правовые и организационные проблемы. М.: Изд-во Московского университета, 2006 - 243 с.

15.Семьянова А.Ю. Экологическое право. М.: ЗАО Юстицинформ, 2005 - 307 с.

Похожие работы на - Природные ресурсы и экологическая деятельность МСУ г. Таганрога

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!