Разработка рекомендаций для совершенствования работы депутатов Совета депутатов города Мурманска

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    245,18 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка рекомендаций для совершенствования работы депутатов Совета депутатов города Мурманска

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты совершенствования структуры органов местного самоуправления в Российской Федерации

.1 Местное самоуправление: понятие и определение

.2 Основа местного самоуправления

.3 Структура органов местного самоуправления

.4 Повышение квалификации депутатов представительных органов местного самоуправления

Глава 2. анализ структуры органов местного самоуправления на примере Совета депутатов города Мурманска

.1 Организация местного самоуправления в Мурманской области

.2 Структура органов местного самоуправления города Мурманска

.3 История создания и характеристика деятельности Совета депутатов города Мурманска

.4 Компетенция и организационная форма Совета депутатов

.5 Статус и полномочия депутата Совета депутатов города Мурманска

.6 Анализ деятельности и состава Совета депутатов 3 и 4 созывов

Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию структуры органа местного самоуправления совета депутатов города Мурманска

.1 Необходимость повышения квалификации структуры органа местного самоуправления Совета депутатов г. Мурманска

.2 Мероприятия по совершенствованию структуры органов местного самоуправления на примере Совета депутатов

.3 Особенности содержания эффективных образовательных программ для депутатов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПриложениЯ

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что эффективность власти в стране определяется тем, насколько эффективна власть на первичном, низовом уровне - в муниципальном образовании. Население судит о работе всей государственной машины по тому, как работает муниципальная власть. Местное самоуправление в силу своей социальной природы и объективных закономерностей децентрализации управления призвано решать сложнейшие проблемы.

Проблема квалификации кадров актуальна во все времена. В современных условиях развития системы местного самоуправления в Российской Федерации, расширения полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения подготовка и обучение кадров руководителей и специалистов муниципальных служб, которые должны эту систему организовывать и в ней работать, приобретают особую значимость.

Не менее важной в этой связи представляется и проблема обучения депутатов представительных органов муниципальных образований, чья роль с введением Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» значительно возросла.

Сегодня налицо конфликт интересов органов власти и образовательных учреждений, который требует взвешенного, юридически обоснованного, профессионально аргументированного подхода к его разрешению. Нужны кардинально иные подходы к организации повышения квалификации депутатов местного самоуправления, муниципальных служащих как органов исполнительно-распорядительной власти, так и представительных органов (создание синергетического эффекта). Необходимо разработать стратегию повышения квалификации и переподготовки.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы является деятельность Совета депутатов города Мурманска.

Предмет - структура органа местного самоуправления Совета депутатов г. Мурманска.

Цель выпускной квалификационной работы - изучить структуру органа местного самоуправления Совета депутатов г. Мурманска и разработать пути ее совершенствования.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

.        Изучить теоретические аспекты совершенствования структуры органов местного самоуправления в Российской Федерации.

.        Проанализировать структуру органа местного самоуправления Совета депутатов города Мурманска.

.        Провести анализ деятельности и состава Совета депутатов города Мурманска.

.        Разработать мероприятия по совершенствованию работы органов местного самоуправления на примере Совета депутатов города Мурманска.

.        Изучить особенности эффективных программ для депутатов г. Мурманска.

Методологической основой выпускной квалификационной работы являются: статистический метод, методы социологических исследований, метод анализа документационного потока, метод сравнения.

Теоретической основой исследования стали научные труды известных ученых в области государственного и муниципального управления , таких как: Анимица Е. Г. (Анимица Е.Г. опубликовал более 330 работ общим объемом авторского текста 385 п. л., из них 57 монографий, большинство из которых в области региональной и муниципальной экономики, местного самоуправления городской политики), Васильев А. А. (Васильев А.А. является автором более 40 публикаций, в их числе первого издания конспекта лекций по муниципальному управлению и сборника тестов к нему. Им разработаны и читаются курсы «Система государственного управления», «Муниципальное управление» и «Территориальное общественное самоуправление»), Игнатов В. Г. (автор более 400 научных работ, многих монографий и учебников. Эти труды снискали профессору В.Г. Игнатову заслуженную известность как одного из ведущих ученых России, признание со стороны научных сообществ, избравших его действительным членом российских и зарубежных академий) и др., а также научные статьи и разработки, опубликованные в периодической печати, среди которых: «ЧиновникЪ», «Муниципальная власть», «Социология: теория, методы, маркетинг», «Вестник РУДН», «Регион: экономика и социология».

Информационную базу исследования составили: Устав г. Мурманска, Конституция Российской Федерации, Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Европейская хартия местного самоуправления.

Положения выносимые на защиту.

. Система совершенствования структуры органов местного самоуправления представляет собой совокупность целей и задач, правил и норм, форм и методов деятельности, направленной на улучшение деятельности Совета депутатов города Мурманска.

. Внедрение мероприятий по повышению квалификации депутатов Совета депутатов города Мурманска должно оказать положительное влияние на деятельность органов местного самоуправления, а также позволит более эффективно решать вопросы местного значения.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные теоретические положения по созданию программы по повышению квалификации могут в дальнейшем использоваться Советом депутатов.

Глава 1. Теоретические аспекты совершенствования структуры органов местного самоуправления в Российской Федерации


1.1 Местное самоуправление: понятие и определение


Особую роль в демократическом государстве играет местное самоуправление. Это такой способ разграничения власти, при котором ее нижний уровень, наиболее приближенный к населению, обладает значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед ними за свои действия.

Роль местного самоуправления весьма важна в жизни современного общества и представляет как научный, так и практический интерес для ученых, государственных деятелей, представителей местных сообществ.

Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом.

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Корни местного самоуправления уходят далеко в глубь веков, поскольку необходимость объединения людей с целью выживания существует с тех времен как человек появился. Еще в период первобытных общин люди, объединенные суровыми условиями жизни, вынуждены были совместно выполнять ряд функций (охрана жизни, добыча пищи и др.).

Исторический опыт развития местного самоуправления в России свидетельствует о том, что оно всегда было тесно связано с государством, государственным управлением, выступало как его продолжение на местном уровне и одновременно обладало значительными полномочиями, осуществляемыми самостоятельно и зачастую независимо от государственных структур.

В современной России становление институциональных структур местного самоуправления продолжается уже около двух десятков лет, имея достаточно сложную и содержащую множество противоречий и метаморфоз эволюцию. В развитии института местного самоуправления в его современном виде можно выделить два основных этапных момента. Период с 1987 по 1993 год характеризуется попытками центральной власти (сначала союзной, а впоследствии российской) провести децентрализацию низового звена системы Советов. Конец советского этапа развития местного самоуправления наступил в октябре 1993 года, когда система Советов была ликвидирована президентом.

Начало второго этапа - декабрь 1993 года (принятие Конституции, «ознаменовавшей радикальный разрыв с советской традицией и содержавшей в себе абсолютно новую концепцию местного самоуправления»). При этом следует учесть, что необходимость качественно иной системы местных органов самоуправления (всецело ориентированной на западный опыт) не в последнюю очередь объяснялась представителями властвующей политической элиты соображениями скорее идеологического плана, нежели результатами анализа сложившейся ситуации в муниципальной сфере.

Понятие «самоуправление», недавно считавшееся в нашей стране чисто академическим в смысле его оторванности от реальной жизни, за короткий срок приобрело характер общеупотребительного. Однако «самоуправление» во многом остается для нас новым понятием, и российская наука еще не в полной мере взялась за его осмысление.

В прямом смысле слова термин «самоуправление» означает «сам управляю собой, своими делами», что предполагает определенного рода автономность, независимость субъекта при решении своих внутренних проблем.

Вместе с тем, самоуправление, как и многие термины в общественных науках, не имеет законченного и единого научного толкования. В разных странах, в разное время и различными авторами оно понимается по-разному.

Самоуправление трактуется как относительно автономное функционирование какой-либо общественной организации, которое обеспечивается принятием членами данной организации норм и решений, касающихся ее жизнедеятельности, передачей по исторической эстафете традиционных социокультурных ценностей и навыков социального поведения, совместным ведением этими индивидами общих для них дел, отсутствием в организации разрыва между субъектом и объектом управления.

Единицы самоуправления делятся на два больших типа в зависимости от того, какие организации составляют их основу. Если основа - коллективы, объединенные производственно-профессиональной деятельностью, одной политической программой, вероисповеданием или общими заботами и творческими устремлениями, речь идет о корпоративных единицах и системах самоуправления (например, профсоюзах). Если же «естественной» базой организации выступает территориальная общность людей, т.е. исторически сложившаяся и находящаяся в непрерывном развитии устойчивая совокупность людей, объединенных системой связей, отношений и взаимодействий, сформировавшихся в результате постоянного их проживания на одной хозяйственно освоенной территории, то такая единица самоуправления квалифицируется как территориальная (например, город, село). Эти две формы самоуправления тесно взаимосвязаны, но в то же время существенно отличаются друг от друга, как было показано выше.

Речь идет, прежде всего, о территориальной общности населения, где все члены сообщества прямо или косвенно взаимодействуют друг с другом, живут и воспроизводятся в конкретных административно-территориальных образованиях, формах расселения (городских или сельских поселениях и их системах), которые представляют собой определенную целостность с точки зрения жизнедеятельности, саморегулирования и управления. Именно в пределах территориальных общностей берут свое начало, связываются, координируются, переплетаются и нередко заканчиваются все бесконечные потребности человека. Поэтому важной особенностью местного самоуправления является реализация именно местных интересов, нужд, потребностей. В границах территориальных общностей местные интересы населения превалируют над глобальными, ведомственными или узкопрофессиональными.

Интеграция людей в территориальном сообществе с целью что-то произвести, продать или потребить происходит на добровольной, сознательной основе, с учетом представлений, желаний, мотивов, устремлений, бытия каждого человека или, по крайней мере, большинства людей. Признаком территориальной общности являются чувство сопричастности, психологическая идентификация интересов человека с интересами сообщества, едиными морально-этическими ценностями.

Исторически сложилось так, что современное определение понятия «местное самоуправление», его основополагающие идеи в нашей стране нашли отражение только в 1990 г. в общесоюзном законе «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». В законе СССР давалась следующая трактовка этого понятия: «Местное (территориальное) самоуправление - это самоорганизация граждан для решения непосредственно или через избираемые ими органы всех вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей административно-территориальных единиц, на основе законов и соответствующей материальной и финансовой базы».

В этом определении впервые в советской литературе наиболее емко раскрыто содержание местного самоуправления, даны ориентиры в понимании сути самоуправления. Этот закон повлиял на содержание других одноименных законов, принятых в бывших республиках СССР. В Законе РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» (1991 г.) в ст. 1 было записано: «Местное (территориальное) самоуправление - система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции РСФСР и законов РСФСР, конституций и законов республик в составе РСФСР» .

Как самостоятельный уровень публичной власти в России местное самоуправление состоялось 21 апреля 1992 г., когда в Конституцию РФ были внесены соответствующие изменения. В основу российской правовой системы местного самоуправления были положены правовые идеи общественной теории местного самоуправления.

Принятая всенародно Конституция 1993 г., федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. стали правовой основой развития данной институциональной системы. Были приняты и другие соответствующие нормативные акты, в том числе и законы субъектов Федерации, Цель одна - граждане имеют право самостоятельно решать значительное количество вопросов, связанных с их непосредственной средой проживания, проявлять гражданскую инициативу в решении важных социальных вопросов.

С образованием Российской Федерации, демонтажем системы Советов, принятием новой Конституции, переходом страны на демократические формы правления появилась настоятельная необходимость в разработке новых принципиальных подходов к самоуправлению.

В Конституции РФ (1993 г.) были закреплены конституциональные нормы местного самоуправления, обладающие высшей юридической силой в отношении всех других законодательных актов любого уровня.

Так, в Конституции РФ определяется место самоуправления в осуществлении власти народа, гарантируется его деятельность, признается и защищается муниципальная собственность, показывается роль местного самоуправления в осуществлении прав и свобод человека, представляются его функции в обеспечении жизнедеятельности населения и т.п.

Развернутое определение местного самоуправления давалось в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ст. 2 закона гласила: «Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций» .

Данное определение базируется на нормах Конституции РФ, элементы формулировок которых использованы в настоящем определении: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий действует самостоятельно» (ст. 12); местное самоуправление определяется как «самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью» (п. 1. ст. 130), местное самоуправление осуществляется «с учетом исторических и иных местных традиций» (п. 1 ст. 131).

В новой версии Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2006 г. (в дальнейшем - Федеральный закон №131-ФЗ), говорится: «Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций».

Сопоставление приведенных формулировок показывает, что в федеральном законе 1995 г. акцент сделан на местное самоуправление как на деятельность населения, а в федеральном законе 2003 г. - как на форму осуществления народом своей власти. Представляется, что важным является и то, и другое.

Вместе с тем, федеральный закон 2003 г. не только и не столько закон о самостоятельности органов местной власти, сколько о механизмах осуществления народовластия в России.

Для характеристики сущности местного самоуправления как самостоятельного института гражданского общества необходимо выделить четыре основных параметра, в которых оно проявляется.

1. Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя, поскольку оно закрепляется в гл. 1 Конституции РФ, которая регулирует вопросы, относящиеся к основам конституционного строя.

. Право граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления, установленное Конституцией РФ, конкретизируется в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

. Под местным самоуправлением понимается также самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения.

Характерной чертой современного этапа развития России является поиск оптимальных путей сочетания централизации и децентрализации системы управления, разграничения предметов ведения и полномочий Центра, регионов и муниципалитетов. В этой связи фактор самоорганизации территорий становится важнейшим условием дальнейшего осуществления реформ.

Россия пока делает первые шаги на пути внедрения различных правовых установлений, касающихся сути, организации и деятельности местного самоуправления, органы которого все еще не обладают достаточными возможностями для реализации этих правовых установлений, хотя усилия, направленные на то, чтобы право и способность его осуществления слились воедино, предпринимаются как федеральными, так и региональными органами государственной власти и самими органами местного самоуправления. При этом важно учитывать опыт прошлого нашей отечественной истории, накопившего немало ценного в сфере земского и городского самоуправления, советского строительства, что может и должно быть использовано на современном этапе развития местного самоуправления.

1.2 Основа местного самоуправления


Каждая общественная формация характеризуется определенным сочетанием управления и самоуправления. Управление - это внешнее воздействие, «поступающее» в систему извне. Самоуправление - это внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой.

В РФ как демократическом государстве признается самоуправление территориальных единиц разных уровней: субъектов Федерации в рамках федеративного государства, местное самоуправление в муниципальных образованиях, территориальное общественное самоуправление в частях муниципального образования. Местное самоуправление в этой системе есть уровень публичной власти, наиболее приближенный к населению и обладающий значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. Суть местного самоуправления состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия. В современном обществе утвердился взгляд на местное самоуправление как одну из необходимых основ любого демократического строя, как важнейший принцип организации власти в государстве, как непременное условие формирования и развития гражданского общества.

Основные признаки местного самоуправления, отличающие его от государственной власти, наиболее точно указаны Л. Велиховым. К таким признакам он относит:

-       различие в характере власти. Местное самоуправление - власть подзаконная, действующая в порядке и пределах, указанных ей верховной властью;

-       разграничение сфер компетенции... Речь идет об ограниченности круга дел, предоставленных местному самоуправлению;

-       самостоятельные источники средств. Нельзя говорить о местном самоуправлении как об особом субъекте прав, если ему не предоставлены те или иные определенные и отграниченные средства к осуществлению своих задач;

-       территориально-ограниченный выборный принцип.

Как одна из форм власти, ее нижний уровень, местная власть проводит в жизнь политику государства на местах, принимая обязательные для исполнения решения по вопросам местного значения, обеспечивая общественную безопасность и охрану общественного порядка, управляя муниципальной собственностью, выполняя другие властные функции. Местное самоуправление обеспечивает самоорганизацию граждан, их непосредственное участие в управлении местными делами и в этом смысле является одной из структур гражданского общества. Как организатор местного хозяйства местное самоуправление выполняет экономические функции по жизнеобеспечению территории и оказывает жителям ряд важнейших общественных услуг. Таким набором функций не обладает ни одна другая структура общества.

Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления, тем самым взяв на себя обязательства по поддержке и развитию местного самоуправления и обеспечению финансовых гарантий этого развития. Экономической основой местного самоуправления являются местный бюджет и муниципальная собственность.

Согласно Конституции местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами в различных организационных формах. В своей совокупности они образуют единую систему местного самоуправления, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения.

Местное самоуправление образует систему, состоящую из различных форм.

Первая их них включает формы непосредственной демократии, используемые в системе местного самоуправления. Она реализуется посредством различных форм прямого волеизъявления населения или его отдельных групп, проживающих в муниципальном образовании.

Их роль заключается в том, что посредством выборов, собраний населения и референдумов обеспечивается формирование и функционирование важнейших звеньев системы местного самоуправления - его органов. В системе местного самоуправления ведущую роль играет местный референдум.

Кроме того, роль непосредственной демократии в осуществлении местного самоуправления определяется также и тем, что некоторые ее формы (местные референдумы, собрания (сходы) граждан и др.) сами входят в систему местного самоуправления, составляют ее неотъемлемую часть. Можно утверждать, что на данном уровне не происходит управление муниципальным имуществом, не формируется и не исполняется местный бюджет, следовательно, не происходит и муниципального управления.

Следующей формой участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправления (ТОС). Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства, на части территории муниципального образования, для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных интересов в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления (ОТОС).

Являясь частью общей системы местного самоуправления, система ТОС включает в себя общие собрания (сходы), конференции граждан и другие территориальные формы непосредственной демократии, а также советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов, кварталов, улиц, дворов и других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. В систему ТОС также входят союзы и ассоциации ТОС различных уровней.

Территориальное общественное самоуправление объединяет население на основе совместной работы по выполнению определенных задач в области обслуживания общественных потребностей граждан, удовлетворения их культурно - бытовых и иных запросов, охраны их прав и интересов. Органы местного самоуправления, в соответствии с уставом муниципального образования, содействуют органам ТОС в осуществлении их полномочий.

Но, несмотря на то, что многие уставы муниципальных образований предусматривают возможность передачи органами местного самоуправления отдельных вопросов на решение органов ТОС и даже установление сферы совместного ведения органов местного самоуправления и органов ТОС, а также установление перечня вопросов, которые не могут быть решены без согласования с органами ТОС, органы ТОС не осуществляют муниципального управления, т.к. не имеют муниципальной собственности, не формируют и не исполняют собственный бюджет, не имеют в своем составе муниципальных служащих.

Отдельную группу организационных форм местного самоуправления составляют выборные и другие органы местного самоуправления, на которые возлагается основная повседневная работа по осуществлению муниципального управления (и местного самоуправления) на территории муниципальных образований.

Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы; конституции, уставы и законы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления. Кроме того, составной частью правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации является ратифицированная в 1998 г. нашей страной Европейская Хартия местного самоуправления: ее основные принципы и положения нашли отражение в российском законодательстве о местном самоуправлении.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется в различных организационных формах (через институты непосредственной демократии, посредством выборных органов местного самоуправления, через органы территориального общественного самоуправления). В своей совокупности эти организационные формы образуют единую систему местного самоуправления, с помощью которой в рамках всей страны в целом решаются вопросы местного значения, местной жизни.

Дальнейшему развитию единого правового пространства России в области местного самоуправления способствовало также принятие Федеральных законов «О национально-культурной автономии», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании».

1.3 Структура органов местного самоуправления


В решении вопросов местного значения значительная роль отводится органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления. Органы местного самоуправления - это представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением сельских поселений, в которых численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек и полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Представительный орган муниципального образования - это основной орган представительной демократии в системе местного самоуправления, порядок формирования и деятельности которого регулируется ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ. При формировании представительного органа муниципального образования следует исходить из следующих правил:

-             представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах;

-             представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан;

-             представительный орган муниципального района может формироваться двумя способами: во-первых, он может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства. Данный порядок действует в том случае, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района. Соответствующая инициатива оформляется решением представительного органа, расположенного в границах муниципального района поселения. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в ходе муниципальных выборов. Новый порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в его уставе в течение одного месяца со дня начала работы; во-вторых, он может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. Данный порядок может быть изменен не ранее чем через два года со дня начала работы представительного органа муниципального района, избранного в результате муниципальных выборов.

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. К настоящему времени в основном завершен процесс их формирования. В частности, избрано 247 тыс. депутатов представительных органов или 98,2% от установленной уставами муниципальных образований общей их численности.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся вопросы, которые перечислены в ч. 10 ст. 35:

) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Кроме того, к исключительной компетенции данного органа могут быть отнесены также иные полномочия, если они предусмотрены федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска, а также в случаях принятия им решения о самороспуске, вступления в силу решения соответствующего суда о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий либо преобразования муниципального образования.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов. Досрочные прямые выборы проводятся в сроки, установленные федеральным законом, а выборы депутатов представительного органа муниципального района, если они избираются представительными органами поселений, в течение одного месяца.

Для характеристики правового статуса представительного органа муниципального образования важное значение имеет также то, что он обладает правами юридического лица.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с уставом муниципального образования он:

) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;

) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

) в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;

) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации, за исключением сельского поселения, в котором его Уставом может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим также полномочия председателя представительного органа муниципального образования;

) в случае формирования представительного органа муниципального района из глав поселений и депутатов представительных органов указанных поселений, исполняет полномочия его председателя.

Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования. Он подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования, а также издает в пределах своих полномочий правовые акты. Ему предоставлено право требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. В случае досрочного прекращения полномочий его функции временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования.

Местная администрация (от лат. administratio - управление) - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, который наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит ее глава на принципах единоначалия.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. По официальным данным, в 20092 муниципальных образованиях главой местной администрации является глава муниципального образования. В 3826 муниципальных образованиях (16% от общего количества) главы местных администраций назначаются по контракту.

Местная администрация обладает правами юридического лица. Ее структура утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. По мнению специалистов, структура местной администрации должна определяться с учетом определенных принципов, апробированных на практике. Это:

-             ограничение номенклатуры возможных структурных подразделений и должностей;

-             оптимальные с учетом функций размеры структурных подразделений и число заместителей руководителя организации;

-             оптимальное с учетом функций число работников структурных подразделений, при котором вводится должность заместителя начальника;

-             целесообразное соотношение отдельных должностей муниципальных служащих, а также муниципальных служащих и иных работников;

-             достижение главной цели органа управления - наиболее полное удовлетворение интересов населения на основе комплексного развития муниципальных образований;

-             обеспечение рационального разделения и кооперации труда;

-             минимум уровней иерархии;

-             соответствие количества подразделений объёму осуществляемых полномочий;

-             специализация структурных подразделений на выполнение определенного круга функций;

-             централизация выполнения однородных и взаимосвязанных функций;

-             объединение структурных подразделений, деятельность которых направлена на удовлетворение определённых потребностей граждан и государства в целом;

-             недопустимость существования подразделений, не создающих и не перерабатывающих информацию, а лишь транслирующих её сверху вниз, снизу вверх или по горизонтали.

Как правило, к числу наиболее распространенных просчетов при формировании структуры местной администрации относятся слабая проработка вопросов предпроектного обследования и неудовлетворительный анализ функционирующих организационных структур, их недооценка, связанная с некачественным выбором методов анализа, организационного обеспечения всей работы по совершенствованию структур. Это может быть недостаточная точность определения количественных характеристик организационной структуры, особенно их основополагающих значений: численности руководителей, специалистов и других работников, норм управляемости и др.

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию). Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.

К началу 2008 года контрольный орган сформирован в 6511 муниципальном образовании (27,2% муниципальных образований). При этом контрольный орган сформирован во всех муниципальных образованиях таких субъектов РФ как Усть-Ордынский Бурятский АО, Агинский Бурятский АО, Новосибирская область, Саратовская область, Чувашская Республика, Краснодарский край, Республика Калмыкия, Липецкая область. Ни в одном муниципальном образовании контрольный орган на начало 2008 года не был создан в Чукотском АО, Удмуртской республике, Республиках Марий Эл, Мордовия, Карелия, а также Мурманской, Псковской и Владимирской областях.

Наименьший процент муниципальных образований, в которых сформирован контрольный орган, - в Дальневосточном и Северо-Западном федеральных округах - соответственно 7,9% и 8,8%. Больше всего контрольных органов муниципальных образований сформировано в Центральном и Приволжском федеральных округах - 33,2% и 33,6% соответственно <#"584411.files/image001.gif">

Рис.2.1. Структура Совета депутатов города Мурманска третьего созыва

Первое заседание Совета депутатов состоялось 15 декабря 2004года.

Были образованы постоянные комиссии: по социальной политике; по бюджету и финансовому регулированию; по экономической политике и хозяйственной деятельности; по нормативному регулированию и контролю за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

Параметры социальных статей в бюджете 2005года были значительно увеличены и в сумме составили около 80 процентов всех расходов.

При работе над бюджетом 2006 года депутатами впервые проводилось предварительное чтение по проекту главного городского финансового документа, на которое приглашались руководители комитетов и других структурных подразделений городской администрации. А с внесением изменений в Положение о бюджетном процессе с 2007 года такая процедура «нулевого» чтения стала обязательной. Основная его цель - рациональное использование бюджетных ассигнований получателями, оптимизация расходов с целью снижения нагрузки на бюджет.

Поиск дополнительных источников дохода - одна из важнейших задач, которую наряду с экономией бюджетных средств поставили перед собой депутаты.

Ежегодно обсуждается и принимается прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества, рассматриваются вопросы его эффективного использования. Принято решение об акционировании крупнейших муниципальных предприятий, таких как МУП «Электротранспорт». Акционирование дает предприятию возможность привлекать инвестиции, при этом 100% акций остается в собственности города. С согласия депутатов на аукцион выставляется право аренды земельных участков, что позволяет привлекать дополнительные средства в городской бюджет.

Принято решение «Об установлении земельного налога на территории города Мурманска», по которому городские земли облагаются налогом, исходя из кадастровой стоимости.

Депутаты серьезно подходят к рассмотрению предлагаемых инвестиционных проектов, благодаря которым снижается нагрузка на городской бюджет, развивается социальная инфраструктура.

В связи с реформой местного самоуправления Советом депутатов принят новый Устав муниципального образования город Мурманск

Была создана Уставная комиссия, куда вошли депутаты, представители администрации города и мурманской общественности. Сначала Уставная комиссия рассмотрела более 200 поправок в старый Устав, действовавший до вступления в силу нового документа. Параллельно шла работа над проектом нового Устава. Проект два раза публиковался в газете «Вечерний Мурманск». Уставная комиссия предложила в соответствии с ФЗ № 131 избирать главу муниципального образования из числа депутатов Совета, а не прямыми выборами, как прежде. Чтобы узнать мнение горожан по этому вопросу, депутаты провели «горячую» телефонную линию. Выяснилось, что мурманчане - за всенародные выборы главы. Депутаты к этому мнению прислушались.

Все поправки, предложенные общественностью, были рассмотрены, некоторые из них вошли в текст нового Устава.

Очень важным для депутатов при принятии решений является изучение общественного мнения, позиции общественных организаций по вопросам местного значения. В этой связи представители общественности приглашаются на заседания постоянных комиссий Совета депутатов, где высказывают свои предложения и рекомендации.

Проверенным методом изучения общественного мнения стали «горячие» линии по самым наболевшим вопросам и «круглые столы», такие как «Защитим права ребенка вместе», «За чистый город».

Проведенный еще в 2004 году «круглый стол» по проблемам бездомности в Мурманске оказался началом соединения сил власти и общественности в решении этой социальной проблемы. С весны социальная акция «Экстренная помощь бездомным», создана нормативная база для открытия Центра реабилитации для бездомных, силами волонтеров при участии Совета депутатов открыт консультационный пункт для бездомных.

Представительная власть вступила в активный диалог с общественностью.

Разработаны Положение «О муниципальной поддержке общественных объединений в городе Мурманске» и Положение «О муниципальном гранте администрации города Мурманска». В обсуждении проекта Положения участвовали более 50 общественных организаций. Принятие этих документов стало важным событием для мурманской общественности. В октябре 2006 года 12 социальных проектов, подготовленных общественными организациями, получили первые муниципальные гранты.

При поддержке Совета депутатов подготовлен социальный проект, участвовавший в конкурсе, объявленном Общественной Палатой РФ. В результате получен грант на создание Центра поддержки общественных организаций в Мурманске. Депутаты многое делают впервые.

Впервые при работе над бюджетом стали утверждаться направленные на комплексное и эффективное решение социальных, экономических, экологических, культурных проблем города муниципальные целевые программы, такие как «Муниципальная поддержка гражданских и общественных инициатив», «Поддержка одаренных детей», «Поддержка мурманских организаций творческих союзов РФ и областных учреждений культуры, «Положение о муниципальной поддержке молодежных и детских общественных объединений в г. Мурманске», «Комплексная программа социальной поддержки населения г. Мурманска» и др.

За последние 15 лет впервые в Мурманске приступили к расселению аварийных домов с предоставлением квартир, приобретенных на вторичном рынке жилья, в рамках отдельной целевой программы «Переселение граждан города Мурманска из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2005 -2010 гг.».

Утверждена целевая городская программа «Обеспечение-, жильем молодых семей города Мурманска», позволяющая молодым супругам претендовать на ипотечное кредитование при покупке жилья с условием, что первый 15-процентный взнос делается за счет городского бюджета. В 2006 году такая материальная поддержка была оказана 24-м молодым мурманским семьям.

Впервые согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Советом депутатов стали проводиться публичные слушания.

В соответствии с Положением, утвержденным Советом депутатов, состоялись публичные слушания по вопросу «О предоставлении ООО «Доринда-Мурманск» земельного участка в Октябрьском административном округе на период строительства многофункционального комплекса».

Два раза проходили публичные слушания по проекту нового Устава Мурманска.

Состоялись публичные слушания по бюджету города Мурманска.

Эти формы взаимодействия власти с общественностью дали возможность разъяснить свою позицию горожанам, узнать мнение и заручиться поддержкой мурманчан при принятии важных для города решений.

Депутаты активно участвуют в законотворческой деятельности. При подготовке закона Мурманской области «Об образовании» было внесено более 20 предложений, которые учитывали интересы муниципалитетов и защищали их права.

В Мурманскую областную Думу направлены и другие законодательные инициативы: по внесению дополнений и изменений в законы Мурманской области «Об административных правонарушениях», «Об основах организации борьбы с туберкулезом в Мурманской области».

На 1 декабря 2006 г. состоялось 26 заседаний Совета депутатов, принято 255 решений.

Депутаты Совета депутатов работают на общественных началах, без отрыва от основной работы. Точнее, лишь три депутата (председатель Совета и два его заместителя) работают на штатной оплачиваемой основе, остальные никаких денег за «дополнительную нагрузку» не получают. Из всех видов льгот депутаты пользуются лишь правом бесплатного проезда в городском общественном транспорте.

Можно отметить, что за последнее время городской законодательный орган власти заметно изменился и постепенно превратился в реальную силу, которая действительно влияет на все происходящие в городе процессы. Также, за последнее время Совет депутатов стал более открытой структурой. Публичные слушания по самым разным темам (строительство гипермаркета, внесение изменений в Устав города, принятие бюджета города) стали обычным явлением. Еще несколько лет назад никто и не спрашивал мурманчан, согласны ли они, например, на строительство того или иного объекта в их микрорайоне.

Словом, все свидетельствует о том, что Совет депутатов стал живым, открытым и действенным органом власти, а полярность мнений депутатов по решению важных городских проблем обеспечивает и интерес к ним. Отсюда и повышенный «конкурс по приему» в представительный орган власти. Кандидаты, участвующие в нынешних выборах, видимо, рассчитывают, что их опыт и знания по решению городских проблем будут востребованы и полезны.

Анализ состава Совета депутатов 3 и 4 созывов.

) Совет депутатов третьего созыва

Большинство депутатов Совета депутатов третьего созыва - руководители предприятий (25 человек).

Три депутата - работники представительного органа местного самоуправления, 15 человек - работники государственной и бюджетной сферы (из них 5 - работники образования, 4 - работники здравоохранения) 9 - работники коммерческих организаций, 1 - работник общественной организации.

депутатов имеют высшее образование. Два депутата - среднее специальное.

По гендерному признаку состав третьего созыва выглядит следующим образом: 22 человека- мужчины, 8 - женщины.

По возрастному признаку: от 30 до 45 лет - 13 человек, 46 - 55 лет - 13 человек, 56 - 65 лет - 4 человека.

Представленные данные отображены в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Количественный и качественный состав Совета депутатов третьего созыва

показатели

депутатов

%

избрано депутатов

30

100

по полу

женщин

8

27

мужчин

22

73

по возрасту

30 - 45 лет

13

43

46 - 55 лет

13

43

от 55 лет

4

13

по сфере деятельности

3

10

работники государственной и бюджетной сферы

15

50

работники коммерческих организаций

9

30

работники общественных организаций

1

3

по уровню образования

высшее

28

93

среднее специальное

2

7

по занимаемой должности

руководители

25

83

Не руководящая должность

5

17


Существенно изменился социальный состав Совета депутатов: если раньше в нем преобладали исключительно бюджетники (преимущественно учителя и врачи), то ныне здесь немало предпринимателей, которые имеют свои взгляды на экономическую ситуацию в Мурманске. Включение бизнесменов в работу Совета депутатов поможет лучше решать проблемы города в настоящее время. Это обусловливается тем, что городу необходимо зарабатывать средства, наращивать налогооблагаемую базу, чтобы было на что ремонтировать дороги и больницы, облагораживать город, улучшать жизнь горожан. Учителя и врачи хорошо знают социальные проблемы изнутри, и все депутаты к ним прислушиваются. А предприниматели способны правильно подсказать, как дополнительные деньги в бюджет можно заработать.

) Совет депутатов четвертого созыва

В таблице 2.2 представлены количественные и качественные данные состава Совета депутатов города Мурманска четвертого созыва.

Таблица 2.2. Количественный и качественный состав Совета депутатов третьего созыва

показатели

депутатов

%

избрано депутатов

30

100

по полу

женщин

9

30

мужчин

21

70

по возрасту

до 30 лет

1

3

30 - 45 лет

12

40

46 - 55 лет

16

53

от 55 лет

1

3

по сфере деятельности

работник законодательного органа власти

1

3,33

работники органов самоуправления

3

10

работники государственной и бюджетной сферы

8

27

работники коммерческих организаций

17

57

работник общественной организации

1

по уровню образования

высшее

29

97

среднее специальное

1

3

по занимаемой должности

руководители

28

93

Не руководящая должность

2

7


Таким образом, сравнивая состав Совета депутатов третьего и четвертого созывов можно сделать следующие выводы: увеличилось количество женщин в составе Совета депутатов четвертого созыва на 3 %; относительно возрастного состава наблюдается тенденция к омоложению состава по сравнению с предыдущим созывом (старше 55 лет - всего три процента); по сфере основной деятельности депутатов - увеличилось присутствие работников коммерческой сферы; также необходимо отметить , что в составе Совета депутатов четвертого созыва у 29 человек имеется высшее образование. Сравнительный качественный и количественный анализ состава Совета Депутатов третьего и четвертого созывов представлен в виде диаграмм: по полу и возрасту (рис.2.2, Приложение 1), по сфере деятельности (рис.2.3, Приложение 2), по уровню образования (рис. 2.4, Приложение 3).

В четвертом созыве 19 депутатов избирались повторно, 11 человек - ранее не избирались.

По партийной принадлежности депутатов Совета депутатов четвертого созыва: 17 человек - партия «Единая Россия», 6 - «Справедливая Россия», 1 - КПРФ, 1 - ЛДПР, 6 - самовыдвиженцы (рис.2.5.)

Рис.2.5. Партийная принадлежность депутатов четвертого созыва

Необходимость повышения квалификации депутатов обусловлена следующим:

-       во-первых, 37 % депутатов Совета депутатов четвертого созыва не избирались ранее;

-       во-вторых, депутаты должны глубже вникать в тонкости правового регулирования, так как им приходится работать на местах над реализацией масштабных национальных проектов.

Предложения по совершенствованию работы Совета депутатов:

-       необходимость обобщения опыта деятельности депутатов, работающих на общественной основе, изучение их инициативы;

-       проведение для помощников депутатов практикума - семинара по нормотворческой работе с целью активизации деятельности депутатов по разработке нормативных документов, законопроектов;

-       организация «круглых столов» с участием уполномоченного по правам человека, депутатов, помощников депутатов и представителей правоохранительных органов;

-       активное содействие депутатам в освещении их деятельности через средства массовой информации - местные газеты (сегодня все публикации в них платные, хотя депутат работает на общественных началах и выполняет социально значимые задачи в округе).

Таким образом, во второй главе был проведен анализ деятельности Совета депутатов города Мурманска. Совет депутатов состоит из 30 депутатов. Совет депутатов самостоятельно определяет свою структуру, которую возглавляет председатель, избираемый Советом депутатов из своего состава тайным голосованием на весь срок полномочий Совета депутатов. В компетенцию Совета депутатов входит широкий спектр полномочий. Основной организационной формой деятельности Совета депутатов города Мурманска являются заседания Совета депутатов города Мурманска, на которых рассматриваются вопросы, отнесенные к компетенции Совета депутатов города Мурманска. Заседания Совета депутатов города Мурманска проводятся гласно, открыто и освещаются в средствах массовой информации.

Также был проведен качественный и количественный анализ состава Совета депутатов города Мурманска третьего и четвертого созывов в результате которого было выявлено, что наблюдается тенденция к увеличению в составе Совета депутатов присутствия работников коммерческой сферы, практически все депутаты (кроме одного) имеют высшее образование, 37 % депутатов не имеют опыта работы в данной сфере в связи с чем обусловлена необходимость повышения квалификации депутатов Совета депутатов города Мурманска.

Целью повышения квалификации депутатов является рост их компетентности и профессионализма, обогащение и обновление знаний, развитие творческого мышления, формирование у них управленческой культуры, современных подходов к профессиональной деятельности в органах государственного управления и местного самоуправления, ориентации на глубокий анализ и обобщение реализации экономических реформ, поиск путей гражданского согласия, консолидированной ответственности перед обществом и т.п.

В третьей главе будет обусловлена необходимость повышения квалификации депутатов, предложены рекомендации и рассмотрены особенности содержания образовательных программ для депутатов.

Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию структуры органа местного самоуправления совета депутатов города Мурманска

3.1 Необходимость повышения квалификации структуры органа местного самоуправления Совета депутатов г. Мурманска


В условиях реформирования местного самоуправления рельефно обозначилась, как весьма актуальная и острая, проблема профессионального образования депутатов представительных органов местного самоуправления. Какое муниципальное образование ни взять, в большинстве из них дает о себе знать специфика формирования представительного органа местной власти. Это особенно заметно в ходе подготовки и проведения выборов депутатов.

Персональный состав избираемого депутатского корпуса в профессиональном отношении слабо предсказуем. Субъектам муниципальной кадровой политики - председателям советов, главам местных администраций, руководству субъектов Федерации приходится лишь мечтать о качественной профессиональной подготовленности к сложной и ответственной роли депутата в органе местного самоуправления, его высокой профессиональной компетентности.

Тем не менее с учетом российского опыта развития местного самоуправления, включая проведение выборных кампаний, вероятность качественного пополнения депутатского корпуса может быть спрогнозирована при использовании методов научного анализа кадровых процессов на местном уровне.

Учитывая сложившуюся практику избирательных кампаний, можно ожидать, что, как и в прошлые годы, предпочтение в ходе выборов избиратели могут вновь отдать руководителям предприятий и организаций, предпринимателям и бизнесменам, работникам сферы образования, здравоохранения и культуры, а также активистам политических партий и общественных объединений. Нельзя исключать, что в числе депутатов окажется и «народник» - ретивый «борец за правду», «непримиримый» оппонент местной власти.

Поскольку органы муниципального управления заинтересованы в формировании лояльного им представительного органа, то с большой вероятностью они могут сполна использовать имеющийся в их распоряжении административный ресурс. Ведь подобная практика буквально расцвела в период, когда глава местного самоуправления избирался населением, а затем отдавал предпочтение совмещению этой роли с должностью главы администрации. Да и показатели качественного состава депутатского корпуса во многих муниципальных образованиях вполне могли демонстрировать профессионализм избранных депутатов, степень обладания опытом управленческой деятельности.

Формальные показатели квалификации не означают, что, будучи избранными в представительный орган местной власти, все без исключения депутаты с полной самоотдачей, высоким желанием и повышенной ответственностью возьмутся за непосредственное исполнение депутатских полномочий, отдавая этому должностное предпочтение. Обладая общими навыками управления, многие из впервые избранных в состав депутатского корпуса депутатов слабо представляют специфику и задачи органов местного самоуправления. Отдельные народные избранники оказываются не готовыми к этому ответственному виду общественной деятельности.

Поэтому, как и в период советской власти, значительная часть полномочий, задач и функций во властных структурах местного уровня будет реализовываться муниципальными служащими - работниками местных администраций. Как и прежде, именно этим работникам предстоит заниматься в большинстве своем всем диапазоном разнообразных вопросов: от подготовки рабочих материалов, аналитических справок, записок к заседаниям сессий представительного органа и комиссий совета до разработки проектов решений органа местного самоуправления.

Не является редкой и ситуация, при которой отдельные кандидаты в депутаты стремятся быть избранными и попасть в представительный орган, преследуя свои личные цели и интересы. Впоследствии это появляется в конфликте интересов ситуации, при которой личная заинтересованность депутата влияет или может повлиять на объективное исполнение им депутатских обязанностей. При этом может возникнуть противоречие между интересами депутата и законными интересами граждан, общественных организаций, социальных групп населения, конкретного муниципального образования в целом.

Нередко причиной возникновения конфликтных ситуаций в структуре власти становится не только проявление амбиций со стороны отдельных личностей, но и слабая профессиональная компетентность, неосведомленность депутата в содержании депутатской деятельности, отсутствие опыта и навыков в работе представительного органа власти. Здесь становится особенно важной и необходимой роль руководителей органов местного самоуправления. Именно они в первую очередь должны проявлять осмысленный подход к профессионализации депутатского корпуса, стремление к разработке программ профессионального развития кадров аппарата (муниципальных служащих) и депутатского корпуса, реализовать меры по укреплению морально-психологического климата в муниципалитете. Должностные лица местных органов власти должны быть настоящими политическими и духовными лидерами муниципальных сообществ.

Известно, что порой причиной конфронтации между представительным органом и исполнительной властью является стремление депутатов любым путем выполнить свои предвыборные обещания. Первое разочарование приходит во время «битвы за бюджет», поскольку бюджетная обеспеченность нередко явно недостаточна для решения вопросов местного значения, острых проблем жизнедеятельности местного сообщества.

Далеко не на все острые вопросы можно получить ответы как в федеральном, так и в региональном законодательстве, регулирующем сферу местного самоуправления. Поэтому от представительного органа требуется разрешение острых проблем на местах, используя возможности муниципального представительного органа, продуманной профессиональной подготовки депутатского корпуса. И вряд ли здесь могут быть приемлемы административные рычаги. Нужны педагогические методы, проявления такта и заинтересованности в реальной организационно-методической и ресурсной помощи депутатам в вопросах их профессиональной ориентации, повышении компетентности и компетенции. Ведь представительный орган по своему профессионализму не должен уступать исполнительному, а депутаты -муниципальным служащим местной администрации.

Многие проблемы местного самоуправления не решаются именно из-за более слабой компетенции в практических вопросах управления представительного органа по сравнению с исполнительным. А ведь депутаты представительного органа должны выступать не только в роли носителей общественного мнения, но и экспертов предлагаемых нормативно-правовых актов муниципального образования, программ социально-экономического развития, целевых комплексных программ, бюджетного процесса, управления имуществом, что особо выделено в Федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Как известно, на представительные органы муниципалитета в функциональном отношении возложены задачи контроля деятельности местной администрации в вопросах реализации полномочий органов местного самоуправления. Если к тому же глава местного самоуправления - одновременно руководитель представительного органа, то и весь объем, полномочия и роль данной ветви власти существенно возрастают.

Подготовка и профессиональное развитие работников муниципальных органов и депутатского корпуса - необходимое условие развития и повышения эффективности органов местного самоуправления, результативности муниципальной службы. На местах затянулись ожидания правового определения статуса депутата, члена выборного органа и должностного лица местного самоуправления. Все более неоправданной становится абсолютизация самостоятельного регулирования муниципальных отношений субъектами Федерации.

Выработка и правовое закрепление единого подхода и законодательного механизма к решению принципиальных вопросов профессионального развития депутатов и муниципальных служащих, как и задач повышения качества муниципальных услуг могли бы в значительной мере способствовать институциональной организации местного самоуправления, эффективности его представительных и исполнительных органов.

3.2 Мероприятия по совершенствованию структуры органов местного самоуправления на примере Совета депутатов


Основные направления по совершенствованию работы депутатов:

. Определение категорий депутатов представительных органов местного самоуправления и форм организации обучения.

.1. Повышение квалификации депутатов, работающих на освобожденной основе.

.2. Повышение квалификации и организация переподготовки муниципальных служащих:

обеспечивающих исполнение полномочий представительных органов местного самоуправления, лиц, замещающих муниципальные должности;

обеспечивающих исполнение полномочий как представительных, так и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления (совместная подготовка).

.3. Организация обучения депутатов муниципальных образований, поселений, входящих в состав муниципальных районов, работающих на неосвобожденной основе, депутатов муниципальных районов, городских округов, работающих на неосвобожденной основе.

. «Территориальное зонирование» и организационно-правовое закрепление центров повышения квалификации депутатов и муниципальных служащих на базе действующих органов местного самоуправления. При этом должны учитываться такие факторы, как:

географическое расположение;

уровень развития инфраструктуры муниципального образования, в том числе транспортная доступность;

уровень организации работы органов местного самоуправления, чей опыт мог бы стать предметом изучения, обобщения и распространения;

уровень материально-технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления, в том числе выход в Интернет;

потенциальная готовность органов местного самоуправления и высших должностных лиц выступить в качестве Центров квалификации депутатов и муниципальных служащих.

. Определение проблем, формулирование целей и постановка задач в сфере решения вопросов местного значения.

. Создание (формирование) синергетического эффекта в процессе организации повышения квалификации.

.1. Организация «обучения в действии» (иные аналогичные формы) с целью решения конкретных вопросов местного значения с привлечением муниципальных служащих, обеспечивающих исполнение полномочий представительного органа местного самоуправления.

.2. Организация «обучения в действии» с целью решения конкретных вопросов местного значения с привлечением муниципальных служащих, обеспечивающих исполнение полномочий исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.

.3. Определение вида обучения (профессиональная переподготовка, повышение квалификации, проведение целевых семинаров и т.п.) депутатов, муниципальных служащих, обеспечивающих их решение. Определение образовательных технологий «обучение в действии» или иных, обеспечивающих решение конкретных вопросов местного значения, задач, стоящих перед органами местного самоуправления, например:

обучение технологии разработки муниципальных правовых актов как общеобязательных правил на территории муниципального образования, разработка муниципальных правовых актов по конкретным вопросам местного значения (правила подготовки к зиме, порядок содержания мест захоронения, правила содержания дорог, правила организации водо-, теплоснабжения в границах муниципального образования и т.п.);

обучение технологии разработки и оценки перспективных, целевых и иных программ социально-экономического развития муниципального образования, решения конкретных вопросов местного значения, в том числе выносимых на обсуждение представительного органа;

обучение технологии управления муниципальной собственностью в решении вопросов местного значения, оценки эффективности ее использования;

обучение технологии обсуждения бюджета, ориентированного на результат;

обучение «искусству ведения диалога, поиска компромисса, принятия коллективного решения» и т.д.

. Разработка технических заданий, обеспечивающих подготовку конкурсной документации, отвечающей интересам представительных органов местного самоуправления:

формулирование перечня проблем, которые будут положены в основу разработки технических заданий авторских семинаров, целевых программ обучения, повышения квалификации, организации профессиональной подготовки, нацеленных на решение конкретных проблем органов местного самоуправления;

определение перечня проблем, решение которых будет основано на подготовке технологов муниципального управления, в том числе технологов организации деятельности представительных органов местного самоуправления, технологов деятельности исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, технологов решения конкретных вопросов местного значения, технологов решения вопросов местного значения по направлениям деятельности (управление муниципальной собственностью, управление муниципальным хозяйством, управление социальной сферой, управление бюджетными организациями и муниципальными предприятиями, бюджет и бюджетный процесс, бюджет, ориентированный на результат, и т.п.);

формулирование цели, задач, ожидаемых результатов обучения, изменений, которые должны произойти в депутате, муниципальном служащем, форм проверки ожидаемого результата, изменения;

определение требований к формам проведения обучения, которые призваны и будут способствовать получению «нужного результата»: мастер-классы, группы быстрого реагирования, мозговой штурм, тренинги, иные активные формы образовательных технологий. Определение формы контроля усвоения знаний, приобретения первичных умений, навыков, в том числе прохождения тестов, иных форм контроля;

разработка технических заданий организации повышения квалификации, профессиональной подготовки, авторских семинаров и иных форм, которые будут востребованы для получения «нужного результата», в «нужное» для органов местного самоуправления время, достижения ожидаемого результата, исполнение которого будут осуществлять «нужные специалисты» «нужной квалификации» для решения «нужного вопроса местного значения»;

формулирование, с учетом положений ФЗ-94, требований к участникам конкурса, в том числе весовых и иных коэффициентов, рейтинга определения победителей конкурса;

разработка конкурсной документации, объявление и проведение конкурса.

Организация обучения депутатов представительных органов местного самоуправления различных форм муниципальных образований могут быть положены в основу политики субъекта Федерации для определения готовности и способности муниципальных служащих, органов местного самоуправления решать вопросы местного значения в рамках образуемых субъектом Федерации фонда муниципального развития, фонда софинансирования социальных расходов. Это позволит быть уверенными, что выделяемые средства в рамках долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований, субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований будут исполнены надлежащим образом.

3.3 Особенности содержания эффективных образовательных программ для депутатов

Анализ опыта работы представительной власти позволяет конкретизировать постановку задачи в виде заказа на обучение депутатов. Отвечая на вопрос: чему учить депутатов, можно указать на предметность, которая актуальна сегодня. Эта предметность относится к освоению техники, формирующей умение работать с рамочными документами (законами), которое позволяет создавать и нормативно закреплять процедуры их исполнения.

Важным моментом является и то, что представители от народа - депутаты - обязаны в своей деятельности опираться на знание специфики места. Специфику места определяют уклад и традиции, сложившиеся на каждой конкретной территории. Депутатский корпус должен быть обеспечен знанием в области обозначенного предмета ведения (“вопросы местного значения”), то есть его конструктивных возможностей с последующем закреплением их в виде нормативных документов. Использование этих знаний - залог продуктивного диалога между депутатами и населением, который в свою очередь, обеспечивает становление правовой культуры представительной власти.

Обучающие программы для депутатов должны отбираться на конкурсной основе, что будет способствовать повышению их качества. Не должно быть барьеров, ограничивающих доступ участников образовательного рынка к профессиональной подготовке депутатов. В то же время для соблюдения требуемого уровня предоставления образовательных услуг необходимо разработать, апробировать и закрепить в нормативных правовых актах стандарты учебных программ, разработать и внедрить систему контроля их качества. Учебные программы должны быть разработаны с учетом потребностей органа местного самоуправления, условий и отраслевой специфики района.

Достичь цели реального значительного повышения уровня профессиональных знаний депутатского корпуса возможно только через организацию целостной системы обучения, состоящей из нескольких стадий. Предполагаемые контуры этой системы могли бы выглядеть следующим образом.

Первая стадия должна включать общий курс для впервые избранных в представительный орган депутатов и состоять из предметов, абсолютно необходимых всем им. Сюда относятся такие области знаний, как конституционное право, основы экономики, политологии, этики.

Особое внимание должно быть уделено необходимому для всех, с точки зрения совершенствования законодательного процесса, освоению процедур подготовки и принятия правовых актов, методике подготовки и оформления проектов законов и иных нормативных актов, составлению ежегодных и перспективных программ законотворчества, разъяснению и толкованию актов и их норм (легальному, доктринальному).

Серьезное внимание следует уделить и таким вопросам, как определение предмета законодательного регулирования, виды законов, разработка концепции закона, способы изложения норм, юридическая техника, язык закона. Должны знать критерии «приоритетности» законов, хорошо ориентироваться в процессе формирования законодательной системы государства, в том числе в вопросах согласованности и преодоления противоречий федеральных законов и законов субъектов, способах их реализации; изучить нормативно-правовые системы Федерации и ее субъектов, типологию правовых актов, знать проблемы формирования и развития отдельных отраслей законодательства. Полезным представляется также ознакомление с опытом развития законодательства в других странах.

В рамках данной ступени обучения депутаты могли бы получать и познания в области депутатской этики, ораторского искусства.

Помимо личного состава и профессиональных характеристик депутатского корпуса, эффективность деятельности представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и повышение депутатского профессионализма в значительной мере зависит от работы аппарата, особенно его правовых и аналитических подразделений. В них должны быть сосредоточены квалифицированные кадры.

Каждый депутат нуждается в прямом доступе к источнику точной информации и квалифицированного анализа, который был бы независим. Для решения сложных общественных проблем необходимо экспертное знание. Депутаты не всегда могут, да по своему статусу и не обязаны быть такими экспертами. Вместе с тем, наличие постоянной потребности в профессиональных экспертах, законоразработчиках, настоятельно требует организовывать на государственном уровне их специальную подготовку в высших учебных заведениях. Силами профессионального аппарата возможно и необходимо осуществлять систематический учет и анализ законодательства, информационное обеспечение деятельности представительного органа, составление программы законопроектных работ, а также иную работу, обусловленную необходимостью разработки и принятия законов.

Таким образом, в третьей главе были рассмотрены причины по которым возникла необходимость повышения квалификации депутатов, предложены рекомендации по совершенствованию работы депутатов и раскрыты особенности содержания образовательных программ для депутатов. Итак, лишь на основе конструктивной интеграции методологически обучающих мероприятий по профессиональной подготовке депутатского корпуса и последующего оперативного взаимодействия их с квалифицированными экспертами и аналитиками из числа сотрудников структур аппарата представительного органа власти можно говорить о реальном построении целостной системы действенного повышения эффективности деятельности депутатов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Целью работы являлась разработка рекомендаций для совершенствования работы депутатов Совета депутатов города Мурманска.

На основе исследования проблемы совершенствования деятельности Совета депутатов было выявлено следующее.

Местное самоуправление действует в городах, районах, селах или иных территориальных единицах. В его компетенцию входит утверждение местного бюджета, управление муниципальной собственностью, охрана общественного порядка и иные социально-экономический вопросы местного значения, которые не исключены из его введения не переданы государственным органам. Согласно Конституции местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами в различных организационных формах. В решении вопросов местного значения значительная роль отводится органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления. Органы местного самоуправления - это представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Необходимость повышения квалификации депутатов определяется тем, что у депутатов не сложилось понимание кардинально изменившихся требований современного законодательства к решению вопросов местного значения; уровень квалификации депутатов не всегда соответствует требованиям современного управления, облеченного в рамки кардинально изменившегося законодательства, регулирующего решение вопросов местного значения.

Вторая глава работы была посвящена анализу деятельности Совета депутатов города Мурманска. Совет депутатов состоит из 30 депутатов. Совет депутатов самостоятельно определяет свою структуру, которую возглавляет председатель, избираемый Советом депутатов из своего состава тайным голосованием на весь срок полномочий Совета депутатов. В компетенцию Совета депутатов входит широкий спектр полномочий. Основной организационной формой деятельности Совета депутатов города Мурманска являются заседания Совета депутатов города Мурманска, на которых рассматриваются вопросы, отнесенные к компетенции Совета депутатов города Мурманска. Заседания Совета депутатов города Мурманска проводятся гласно, открыто и освещаются в средствах массовой информации.

Также был проведен качественный и количественный анализ состава Совета депутатов города Мурманска третьего и четвертого созывов в результате которого было выявлено, что наблюдается тенденция к увеличению в составе Совета депутатов присутствия работников коммерческой сферы, практически все депутаты имеют высшее образование, 37 % депутатов не имеют опыта работы в данной сфере в связи с чем обусловлена необходимость повышения квалификации депутатов Совета депутатов города Мурманска.

На основе результатов, полученных в ходе исследования, для депутатов Совета депутатов был разработан комплекс рекомендаций по совершенствованию их работы:

-       Определение категорий депутатов представительных органов местного самоуправления и форм организации обучения.

-       «Территориальное зонирование» и организационно-правовое закрепление центров повышения квалификации депутатов и муниципальных служащих на базе действующих органов местного самоуправления.

-       Определение проблем, формулирование целей и постановка задач в сфере решения вопросов местного значения.

-       Создание (формирование) синергетического эффекта в процессе организации повышения квалификации.

-       Разработка технических заданий, обеспечивающих подготовку конкурсной документации, отвечающей интересам представительных органов местного самоуправления.

Целью повышения квалификации депутатов является рост их компетентности и профессионализма, обогащение и обновление знаний, развитие творческого мышления, формирование у них управленческой культуры, современных подходов к профессиональной деятельности в органах государственного управления и местного самоуправления, ориентации на глубокий анализ и обобщение реализации экономических реформ, поиск путей гражданского согласия, консолидированной ответственности перед обществом и т.п.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1. Нормативно - правовые и другие официальные документы

.1.      Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №36.

.2.      Конституция Российской Федерации. - СПб. : Альфа, 2004. - 64 с.

.3.      Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: ФЗ № 138 от 26.11.1996 (ред. 12.07.2006).

.4.      Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: ФЗ № 131 от 06.10.2003.

.        Специальная литература

.1.      Анимица, Е.Г. Основы местного само управления /Е. Г. Анимица, А. Т. Тертышный. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 208 с.

.2.      Бабун, Р.В. Самая близкая к народу власть (о местном самоуправлении). Пособие для населения общественных организаций / Р.В. Бабун, Н.В. Мальковец. - М.: Московский общественный научный фонд, 2001. - 58 с.

.3.      Барциц, К. Н. Актуальные вопросы развития муниципальных образований. / К. Н. Барциц, В. В. Бакушев. - -М.: Изд-во РАГС, 2008. - 300 с.

.4.      Васильев, А.А. Муниципальное управление: Конспект лекций / А. А. Васильев.- Н.Новгород: Издатель: Гладкова О.В., 2002.- 160 с.

2.5.    Велихов, Л. А. Основы городского хозяйства / Л. А. Велихов. - Обнинск, 1995. - 480 с.

.6.      Воронин, А. Г. Основы управления муниципальным хозяйством / А. Г. Воронин, В. А. Лапин, А.Н. Широков. - М.: Дело, 2002. - 128 с.

.7.      Воронин, А.Г. Местное самоуправление в Российской Федерации (региональный аспект). / А. Г. Воронин. - М.: Московский общественный научный фонд, 2003. - 100 с.

.8.      Гладышев, А.Г. Муниципальное управление. / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов. - М.: Муниципальный мир, 2002. - 560 с.

.9.      Глазунова, Н.И. Система государственного управления. / Н. И. Глазунова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 632 с.

.10.    Зотов, В. Б. Система муниципального управления./ В. Б. Зотов.- СПб.: Лидер, 2005. - 493 с.

.11.    Игнатов, В.Г. История государственного управления России. / В. Г. Игнатов. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 608 с.

.12.    Игнатов, В.Г. Местное самоуправление./ В. Г. Игнатов, В. В. Рудой. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 480 с.

.13.    Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления / В. И. Кнорринг. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М), 2003. - 528 с.

.14.    Ковешников, Е. М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия / Е. М. Ковешников. - М.: Издательство НОРМА, 2003. - 272 с.

.15.    Козбаненко, В.А. Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. В 2 т. Т. 2 / В.А. Козбаненко. - Изд. 2-е, с изм. и доп. - М:»Статут», 2002. - 592 с.

.16.    Кузнецова, Г.Ф. Экономика городского хозяйства / Г. Ф. Кузнецова. - СПб.: Государственная инженерно-экономическая академия, 1997. - 59 с.

.17.    Кутафин, О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник / О. Е. Кутафин, В. И. Фадеев. - М.: Юристъ, 2004. - 559 с.

.18.    Оболонский, А. В. Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие. / А. В. Оболонский. - 2-е изд. - М.: Дело, 2002. - 440 с.

.19.    Савранская, О. Л. Становление местного самоуправления в Российской Федерации. / О. Л. Савранская. - М.: Московский общественный научный фонд, 1999. - 377 с.

.20.    Совет депутатов города Мурманска. - Мурманск: «Арт-Пресс», 2006. - 26 с.

.21.    Уткин, Э. А. Государственное и муниципальное управление / Э. А. Уткин. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», 2004. - 304 с.

.22.    Фетисов, Г. Г. Региональная экономика и управление / Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин. - М.: Инфра-М, 2007. - 416 с.

.23.    Цицин, П. Г. Проблемы устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и пути их решения. / П. Г. Цицин. - М.: «Изд. дом «НОВЫЙ ВЕК», 2002. - 364 с.

.24.    Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление / В. Е. Чиркин. - М.:Юристъ,2003. - 320 с.

.        Периодическая печать

.1.      Авраменко, Н. Проблемы повышения качества образования управленческих кадров. / Н. Авраменко// Муниципальная власть. - 2006 - № 6. - С. 61 - 65.

.2.      Беспалова, М. Необходима государственная целевая программа по подготовке муниципальных служащих / М. Беспалова// Муниципальная власть. - 2007. - № 6. - С. 18 - 20.

.3.      Болтушкин, В. Е. Основные тенденции становления экономической основы местного самоуправления в Российской Федерации./ В. Е. Болтушкин. // Вестник МГТУ. - Том 2. - 1999. - №2. - С. 159 - 167.

.4.      Глазычев, В. О состоянии местного самоуправления в Российской Федерации / В. Глазычев// Муниципальная власть. - 2006. - № 5. - С. 12 - 30.

.5.      Клисторин, В.И. Роль института местного самоуправления в развитии федеративных отношений./ В. И. Клисторин, Т. В. Сумская // Регион: экономика и социология. - 2008. - № 1. - С. 58 - 74.

.6.      Окулич, И. П. О внедрении системы профессиональной подготовки парламентского корпуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации./ И. П. Окулич // Аналитик. - 2006. - № 2(3). - С. 5-8.

.8.      Проблемы реализации Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»// Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2004. -№ 24 (244).

.9.      Салморбекова, Р. Местное самоуправление как социальный институт в период трансформации общества./ Р. Салморбекова // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2005. - № 3. - С. 178 - 185.

3.10.  Смолий, С.И. Новая модель самоуправления в России: история становления. / С. И. Смолий // Вестник РУДН <#"584411.files/image004.gif">

Приложение 2

Сравнение состава Совета депутатов третьего и четвертого созывов по сфере деятельности


Приложение 3

Сравнение состава Совета депутатов третьего и четвертого созывов по уровню образования

Похожие работы на - Разработка рекомендаций для совершенствования работы депутатов Совета депутатов города Мурманска

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!