Разработка мероприятий по повышению эффективности управления в ОАО ИПП 'Правда Севера'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,85 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка мероприятий по повышению эффективности управления в ОАО ИПП 'Правда Севера'

Министерство образования и науки Российской Федерации

Северный (Арктический) федеральный университет

Имени М.В. Ломоносова

Кафедра менеджмента







КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

По дисциплине: Основы менеджмента

На тему:

Разработка мероприятий по повышению эффективности управления в ОАО «ИПП Правда Севера»


Алексеева Маргарита Валентиновна

курс II группа IV

Руководитель Е.Д. Исаева




Архангельск 2012

ЗАДАНИЕ

На курсовой проект

по дисциплине Основы менеджмента

студенту II курса, группы IV специальность менеджмент

Алексеевой Маргарите Валентиновне

Тема: Проект мероприятий по повышению эффективности управления в ОАО «ИПП Правда Севера»

Структура курсового проекта должна отражать:

. Общая характеристика предприятия

. Анализ организационной структуры и SWOT-анализ

. Показатели эффективности. Разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия

Исходные данные:

1. Газета Правда Севера: - Архангельск: Изд-во "Правда Севера", 2008

. Вартанов А.С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология [Текст].: - М.: Финансы и статистика

. Веснин В.Р. Менеджмент [Текст]: - М.: ТК Велби, Проспект

Срок проектирования с 15. 10.2011 г. по 15.04.2012 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО ИПП «ПРАВДА СЕВЕРА»

1.1 История предприятия и описание его деятельности

1.2 Внутренняя среда организации

.2.1 Миссия организации

.2. 2 Цели и задачи организации

.2.3 Процессы

.2. 4 Организационная структура

.2.5 Технологии

.2.6 Персонал

.3 Внешняя среда организации

.3.1 Прямого воздействия

.3.2 Косвенного воздействия

2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ И ПРОЦЕССОВ ОАО ИПП «ПРАВДА СЕВЕРА»

.1 Анализ Структуры организации

.2 Анализ внешней и внутренней среды

.3 Анализ методом SWOT

. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОАО ИПП «ПРАВДА СЕВЕРА»

.1 Эффективность и ее показатели

.2 Проект мероприятий по повышению эффективности деятельности ОАО «Правда Севера»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ВВЕДЕНИЕ

Большинство людей планируют свою деятельность, затем организуют ресурсы, необходимые для выполнения этого плана. По мере продвижения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили себе ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций, т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ.

Менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности [1].

Каждая фирма, начиная свою деятельность, должна ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитывать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.

Особенность современного менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рационального ведения хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, необходимость достижения высоких результатов с минимальными затратами, оптимальной адаптацией предприятия к новым рыночным условиям. Система управления, отвечающая такими требованиям, логике и закономерностям социально-экономического развития, должна быть гибкой и эффективной. [2].

Тема данного курсового проекта - «Проект мероприятий по повышению эффективности управления». Для написания данного курсового проекта я выбрала организацию ИПП ОАО «Правда Севера».

Первой задачей курсового проекта является описание предприятия, его конкурентов и потребителей, внутренней и внешней среды. Во второй части я постараюсь сделать анализ структуры, внутренней и внешней среды организации, SWOT-анализ. Третьей, главной, задачей данного курсового проекта является разработка проекта мероприятий по созданию новой, либо целенаправленному изменению существующей организационной структуры или изменение миссии и целей организации.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО ИПП «ПРАВДА СЕВЕРА»

.1 История предприятия и описание его деятельности.

ОАО «Издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера» - одно из старейших полиграфических предприятий Северо-Запада России и самое крупное в Архангельской области. В 2009 году предприятию исполнилось 190 лет. У «Правды Севера» богатое прошлое.

Во исполнение указа императора Александра I 23 июля 1819 года в Архангельской губернии открылась первая типография, отцом-основателем которой стал купец первой гильдии и коммерческий советник Василий Алексеевич Попов. 5 января 1838 года вышла из печати первая губернская газета «Архангельские губернские ведомости». Сменялись поколения печатников, предприятие старалось идти в ногу со временем, обновлялись технологии и оборудование, крепла материально-техническая база. В 1969 году типография имени Склепина, размещавшаяся в тесных помещениях Гостиного двора, встречала свой 150-летний юбилей, будучи современным полиграфическим предприятием. Здесь печатались областные газеты «Правда Севера», «Северный Комсомолец», около двадцати многотиражных газет для предприятий и вузов города. В 1975 году типография имени Склепина сменила название, став издательством Архангельского обкома КПСС. Через год для партийного издательства началось строительство нового здания. Первый газетный корпус был сдан в 1980 году. Тогда впервые в Архангельске стали печататься центральные газеты «Правда», «Труд», «Сельская жизнь», «Комсомольская Правда», «Известия…». В 1981 году из старинного здания Гостиных дворов на набережной в новый типографский корпус «переселились» наборный, печатный, переплетный цеха. Через десятилетие, к 1991 году, годовой тираж центральных газет достиг 249 миллионов, а местных газет - 53 миллионов. К этому же времени годовой тираж книг в твердом переплете превысил 6 миллионов экземпляров. Свое название «Правда Севера» типография обрела в годы демократических реформ. ОАО «ИПП «Правда Севера» было создано путем реорганизации Федерального государственного унитарного предприятия «Правда Севера» на основании распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Архангельской области [3].

ИПП «Правда Севера» - открытое акционерное общество - общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров [4]. Данное предприятие приватизировано. Собственником является ООО «Редакция газеты «Правда Севера». Предприятие работает в соответствии с уставом. 100% акций предприятия находятся в собственности РФ.

Несколько слов о руководстве предприятия. С 2001 года генеральным директором предприятия является Симонова Екатерина Николаевна. В настоящее время Екатерина Николаевна - президент Ассоциации полиграфистов Архангельской области. Она работает в полиграфии достаточно длительный период времени. Ранее работала бухгалтером и директором типографии г. Северодвинска, которая стала одной из лучших на Северо-Западе России. Е.Н. Симонову прекрасно знают не только в Архангельской области, но и в Москве. Именно там ей и предложили возглавить более крупный хозяйственный комплекс ИПП «Правда Севера» [5].

В собственности данного предприятия находятся: - здание административно-хозяйственного корпуса, в котором расположены администрация предприятия, столовая, медпункт, актовый зал, магазин;

здание типографского корпуса;

здание газетного корпуса;

здание производственно-складского корпуса;

В 1968 году газета была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

В 2004 году предприятие стало лауреатом Всероссийской Программы конкурса «Сто лучших товаров России» и на основании Декларации качества издательству предоставлено право использовать на своей продукции золотой логотип программы. [6]

.2 Внутренняя среда организации

Внутренняя среда организации - это среда, которая определяет технические и организационные условия работы организации и является результатом управленческих решений. Организация анализирует внутреннюю среду с целью выявления слабых и сильных сторон ее деятельности. Это необходимо потому, что организация не может воспользоваться внешними возможностями без наличия определенного внутреннего потенциала. При этом ей необходимо знать свои слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.

Внутренняя среда организаций включает в себя следующие основные элементы:- Производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т.д.

Персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников.

Организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия.

Маркетинг охватывает все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, такие как: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование.

Финансы - это показатель, который позволяет увидеть всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне.

Культура и имидж предприятия: факторы, которые создают образ предприятия; высокий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т.п. Каждый вовлеченный в производственный процесс имеет свои собственные интересы.

Таким образом, внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может быть также и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Поэтому взаимодействие организации со средой должно поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. [7]

1.2.1 Миссия организации

Миссия организации - выражение ее философии и смысла существования. Миссия обычно декларирует статус предприятия, принципы его работы, намерения руководства. Она устремлена в будущее и не должна зависеть от текущего состояния организации. Миссия формируется высшим руководством организации, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации. Миссия - это причина существования предприятия. Миссия определяется в процессе стратегического планирования, она и является основной стратегией предприятия, в соответствии с которой строится вся остальная деятельность. Ее принятие позволяет четко определить назначение деятельности данного предприятия и не дает руководителям возможности ориентироваться на личные интересы. [8]

Миссия ОАО «ИПП «Правда Севера» заключается в развитии цивилизованного рынка распространения печатной продукции, предоставлении возможности потребителям реализовать их свободное право выбора необходимой информации. Реализация данной миссии базируется на следующих позициях:

стремление к лидерству на отраслевом рынке;

ответственность перед партнерами;

гарантия высокого качества услуг;

постоянное стремление к профессиональному росту и реализации потенциала сотрудников;

осознание каждым сотрудником своей роли в деятельности организации.

Формулирование целей деятельности организации предполагает охват всех видов деятельности данной организации и подразумевает их непротиворечивость. Целью ИПП «Правда Севера» является предоставление широкого спектра полиграфических услуг по доступным ценам.

В планах предприятия развитие издательского дела параллельно с дальнейшим развитием полиграфической базы, продолжение активного сотрудничества с другими издательствами России, замена переплетного оборудования на более современное, приобретение машины бесшвейного скрепления. Также руководство предприятия разработало план большей ориентации деятельности на запросы потребителей.

Профиль предприятия - полиграфические услуги, издательская деятельность. ИПП «Правда Севера» - одно из самых надежных, профессиональных, устойчивых предприятий Архангельской области, занимающихся выпуском газетной, книжной, бланочной продукции.

Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

допечатная подготовка, где специалисты могут осуществить набор, верстку, сканирование, цветоделение, фотовывод. Клиенты могут посылать свои материалы для изготовления оригинал-макета по электронной почте или через сайт;

послепечатные услуги, такие как высечка, фальцовка, биговка, ламинирование, тиснение фольгой, перфорация, нумерация;

тиражирование газетной продукции, которое осуществляется в газетном цехе на современной офсетной полнокрасочной машине «NEWSLINE S30». Годовой тираж всех газет в прошлом году составил более 50 миллионов экземпляров;

изготовление цветной печатной продукции (все виды бланков, этикеток, буклеты, визитки, афиши, конверты, удостоверения, брошюры, папки) позволяет предприятию успешно конкурировать на рынке книжной, журнальной и бланочной продукции как в Архангельской области, так и на федеральном уровне;

издание журналов и периодических публикаций;

тиражирование книг в твердом переплете и мягкой обложке;

переплет дипломных и курсовых работ;

выпуск сувенирной продукции (грамот, открыток);

розничная торговля книгами. В ассортименте художественная, учебная, детская, специализированная, историческая, зарубежная литература. Не последнее место занимает краеведческая литература;

розничная торговля писчебумажными и канцелярскими товарами;

сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества;

производство гофрированного картона и картонной тары.

На предприятии выпускается 65 наименований цветных и черно-белых газет, в том числе центральных, около 6 миллионов экземпляров книг в твердой и мягкой обложке. Осваивается выпуск цветных журналов и упаковки.

Основным видом продукции предприятия является еженедельная, подписная газета «Правда Севера», которая выходит 5 раз в неделю форматом А3. Объем газеты составляет 8 - 16 страниц. Газета, выходящая по четвергам, содержит 32 страницы. Издатель - ООО «Редакция газеты «Правда Севера». Газета выпускается тиражом от 22 до 40 тысяч экземпляров. Тематика газеты - освещение событий, происходящих в Архангельской области.

.2.2 Цели и задачи организации

Цель - конечное состояние или выраженный в количественных и качественных характеристиках желаемый результат, к которому стремится организационная система. [9]

ОАО «ИПП «Правда Севера» определяет главную цель своей деятельности следующим образом: предоставление широкого спектра полиграфических услуг по доступным ценам, производство и сбыт продукции, выполнение работ и оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребителей и получения прибыли.

Долгосрочные цели предприятия:

сохранение лидирующих позиций на рынке полиграфических услуг Архангельской области в течение длительного периода времени;

усовершенствование организационной структуры предприятия (создание дополнительных отделов);

расширение производства, закупка нового современного оборудования для выпуска печатной продукции;

продолжение обучения рабочих на базе предприятия, проведение краткосрочных курсов.

Кроме того, предприятие определило краткосрочные цели.

По планово-экономическому отделу:

разработка плана реализации продукции на будущий год;

разработка плана по созданию дополнительных магазинов для продажи продукции.

По производственному отделу:

составление программы развития предприятия на ближайшие 5 лет.

По бухгалтерии:

рассмотрение поступивших из подразделений финансовых смет расходов и доходов по предложенным мероприятиям и вынесение решения о возможности или невозможности реализации мероприятий в заданном объеме и динамике.

.2.3 Процессы

Деятельность любого предприятия состоит из множества взаимосвязанных бизнес-процессов, состав которых определяется спецификой его деятельности. Для применения процессно-ориентированного управления организации необходимо понимать: какие именно бизнес-процессы у нее существуют, как они протекают и каким образом оценивать их эффективность. Поэтому на предприятии должны быть формализованы процессы, установлены показатели их эффективности, а также определены процедуры управления процессами. Показатели эффективности (результативности) процесса - это количественные и качественные параметры процесса, характеризующие, как правило, взаимоотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

Деятельность предприятия можно разделить на основные и вспомогательные процессы. Основными называются процессы, которые обеспечивают создание основного продукта или услуги. Вспомогательными процессами на предприятии являются те, которые поддерживают эффективное функционирование основных процессов.

Основными процессами на предприятии ОАО «ИПП «Правда Севера» являются производственные процессы:

процесс допечатной подготовки;

непосредственно печатный процесс;

послепечатный процесс

Также основными процессами на предприятии являются управленческие процессы:

закупки ресурсов;

деятельность бухгалтерии;

деятельность планово - экономического и других отделов.

Допечатная подготовка охватывает этапы работ, начиная от идеи оформления, подготовки текстовой информации, изобразительных оригиналов и графики и заканчивая изготовлением готовых печатных форм, которые используются для печати тиража.

В допечатных процессах произошли значительные изменения, связанные с переходом от традиционных к цифровым технологиям. Тем не менее, в течение пока непродолжительной переходной стадии фотоформа как носитель информации используется еще многими предприятиями, в том числе она используется и на ИПП «Правда Севера».

Печатный процесс осуществляется на предприятии офсетным способом. Различают 3 вида печатных процессов:

печатание с формированием изображения в красочном резервуаре (гектография);

печатание с формированием изображения на промежуточной поверхности - форме (так называемые классические способы печати);

печатание с формированием изображения на воспринимающей поверхности (способы с электростатическим и электромагнитным переносом красочного слоя).

Офсетный способ печати является классическим и практически основным, благодаря экономичности и отличному качеству выпускаемой продукции. Печать офсетным способом способна воссоздать высококлассную полиграфическую продукцию. С ее помощью возможно отличное воспроизведение мелких деталей и хорошая передача полутонов. Сегодня офсетная печать наиболее популярна и часто используется в полиграфическом производстве для печати книг, журналов, газет и другой продукции. Задача печатных процессов - получение множественных печатных оттисков, воспроизводящих оригинал

Отделочный (послепечатный) процесс - это часть технологического процесса полиграфического производства, в котором отпечатанной продукции придаются требуемые формы и свойств. Во время отделочного процесса продукция принимает законченный вид, отличающийся дизайном (формой) и функциональностью, зависящими от объема информации. К отделочным процессам на предприятии относится брошюровочно-переплетный процесс, который будет рассмотрен в дальнейшем.

Вспомогательными процессами являются:

производство гофрированного картона и тары;

процесс розничной торговли канцелярскими и писчебумажными товарами;

процесс сдачи внаем собственного нежилого недвижимого имущества. [10]

.2.4 Организационная структура

Организационная структура предприятия - логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, которое построено в такой форме, что позволяет наиболее эффективно достигать поставленных целей, согласовывая действия всех элементов системы [11].

Решение о выборе организационной структуры принимается высшим руководством организации. Среднее и низшее звенья управления предоставляют исходную информацию, а иногда и предлагают свои варианты структуры подчиненных им подразделений. Наилучшей структурой организации считается такая структура, которая позволяет оптимально взаимодействовать с внешней и внутренней средой, удовлетворять потребности организации и наиболее эффективно достигать поставленных целей. Стратегия организации всегда должна определять организационную структуру, а не наоборот.

Главным управляющим органом ОАО «ИПП «Правда Севера» является Совет Директоров, решениям которого подчиняется генеральный директор предприятия. Нижестоящий уровень структуры представлен главным инженером, главным бухгалтером, начальником планово-экономического отдела, начальником производственного отдела, начальником отдела снабжения, начальником недавно созданного отдела маркетинга, начальником общего отдела, начальником отдела заказов, начальником отдела кадров, юрисконсультом. В свою очередь, производственный отдел имеет подразделение на различные цеха и участки. Руководство ИПП «Правда Севера» пересмотрело стратегическое направление своей деятельности и параллельно с развитием полиграфической базы стало развивать издательское дело. С этой целью и был создан отдел маркетинга, на который была возложена задача работать с авторами.

Организационная структура предприятия представлена в приложении А.

.2.5 Технологии

Технология - способ (совокупность способов) преобразования различных ресурсов, поступающих из внешней среды в результате деятельности организации, в готовую продукцию.

Технологией, которая серьезно изменила полиграфическую отрасль, стал электронный вывод файлов. В прошлом автор отдавал рукопись в ручной набор, немного позднее - в механизированный. Теперь же с развитием издательских систем и Интернет-технологий автор может сам создавать дизайн и отослать заказ в любую типографию. Возможность отправлять файлы по сети и удаленно работать в режиме on-line над редактированием документов и цветопробы снижает значимость географического расположения типографии. С помощью таких понятий как XML и JDF массивы данных можно будет интегрировать в единый автоматизированный рабочий поток. Технология CtF (компьютер-фотовывод) - только верхушка гигантского айсберга называемого «рабочий поток», только один уровень автоматизации, для которой требуется вместо бумажной страницы - электронная. Данная технология применяется в настоящее время на ИПП «Правда Севера». Помимо этой технологии применяется технология ручного монтажа полос (принтер издательства - типография), заключающаяся в следующем:

полученные диапозитивы от издательства подрезают;

согласно макету издания делают разметку на астралоне, специальном материале;

наклеивают диапозитивы на астралон.

При ручном монтаже разместить все готовые формы на рабочем столе очень сложно. Чтобы расширить возможности издательства и сделать прохождение заказа более быстрым и удобным можно использовать фотовыводное устройство с его преимуществами. Фотовывод - это процесс изготовления цветоделенных фотоформ, а также компоновки и монтажа всех элементов полосы печатного листа (электронный спуск полос), используемых для изготовления печатных форм. Фотовыводное устройство (ФВУ) - это записывающий сканер.

Преимущества фотовывода:

вместо отдельной страницы верстается печатный лист;

возможность внедрения электронного спуска полос;

отсутствие ручного монтажа диапозитивов;

эффект не совмещения исключается;

возможность наладить четкое взаимодействие: дизайнер-верстальщик-оператор фотовывода-корректор-печатник.

Несколько лет назад в ОАО «ИПП «Правда Севера» было установлено фотовыводное устройство Fuji Film Luxel 6000. На данный момент загрузка нового оборудования составляет около 50%. В дальнейшем при переходе на эту технологию большей части остальных заказчиков стоимость изготовления заказов при технологии принтер (издательство) - типография будет увеличиваться относительно технологии CtF, так как содержание двух технологий экономически неэффективно.

При работе по двум технологиям, типография вынуждена держать больший штат работников, из них много монтажистов-копировщиков. Косвенно это закладывается в стоимость книги. Качество калек, копировальной бумаги оставляет желать лучшего и не стабильно во времени. Переделка калек - это увеличение времени на исполнение заказа. Ручной монтаж фотоформ - это человеческий фактор. Риск ошибиться при ручном монтаже очень велик, отсюда увеличенные нормы расхода офсетных форм. А повышенный риск увеличивает цену на книгу. Конечно, с переходом на CtF цена сразу не снизится. Но со временем, с полным переходом на новую технологию издержки типографии станут «прозрачными» и тогда уменьшатся цены на готовую продукцию, ведь при соблюдении издательством определенных требований, электронный монтаж полос занимает считанные минуты. Вывод полностью готовых спусков исключает лишние риски, качество увеличивается, сокращаются расходы на офсетные пластины и расходы на приладку при печати тиража. Заказчик может полностью сконцентрировать свое внимание на редакционно-издательской деятельности. Ему остается только подготовить верстку, электронный оригинал-макет. Передача электронных файлов намного быстрее и дешевле, чем перевозка посылки с калькой, ведь получение посылки, проверка кальки тоже длительный процесс и все расходы косвенно накладываются на заказчика. Если налаживается контакт по современным каналам связи между допечаткой типографии и допечаткой заказчика, в случае обнаружения ошибки в файле, типография тут же уведомляет об этом исполнителя заказчика. Практика показывает, что затраты времени составят всего несколько минут. А при работе с калькой заказчика - монтажист уведомляет начальника формного участка, тот инженера-технолога типографии, потом об этом узнает ответственное лицо издательства. Много участников процесса, большой риск сбоя всей цепочки [3].

На предприятие поступило новое оборудование

Впервые в Архангельской области появилась возможность печати полноцветных газет высокого качества с большой производительностью за счет замены старой энергоемкой технологии однокрасочной высокой печати на газетном агрегате ЗГАУ на современную офсетную технологию с использованием 4-красочной печатной машины Newsline S-30. Осуществлен полный переход с горячего набора и ручной верстки на экологически чистый электронный, с использованием персональных компьютеров и фотовыводного устройства FujiFilm Luxel F600, объединенных в локальную сеть с выходом в Интернет. Ввод в эксплуатацию в 2004 году копировальной рамы Duke Royale и автомата для обработки металлических офсетных форм Inter Plater 66Р СЕ завершил полный цикл смены технологии допечатных процессов на стадии изготовления печатных форм. На протяжении 2005-2006 годов значительно улучшено качество книжного производства и увеличен ассортимент основных книжно-журнальных форматов по печати на рулонных машинах за счет перевода печати книжной продукции с высокого способа на офсетный. Этого удалось достичь путем замены книжных ротационных машин высокой печати КР-84 на офсетные книжно-журнальные ротационные машины ПОК-84 и ПОК-75, а также за счет приобретения агрегата бесшвейного (клеевого) скрепления Purlux Planet 5С. В 2005 году расширился выпуск высококачественной цветной печатной продукции за счет установки новой высокопроизводительной 4-х красочной листовой офсетной машины Komori Lithrone 428, основные функции которой выполняются в автоматическом режиме.

Любые совместные действия в отрасли очень помогают в решении стратегических задач. Сейчас основная проблема крупных полиграфических предприятий - небольшие тиражи. Ведь при маленьких тиражах возрастают производственные затраты. Издание книг - это очень затратное производство в плане трудоемкости.

.2.6 Персонал

На предприятии трудится более 300 человек. Все, в основном, специалисты со средним или высшим профессиональным образованием. На рабочих местах много молодежи, которая гордится тем, что работает на таком серьезном и перспективном предприятии. По данным, имеющимся в отделе кадров, 24 человека отработали в типографии от 35 до 40 лет, а семнадцать человек - более тридцати. Средний возраст работника предприятия составляет 38 лет.

Рост заработной платы на предприятии по рабочим составил 23,5% за предыдущий год, а руководителей и специалистов - на 18,9%. Самый большой рост заработной платы по печатному участку, в связи с увеличением сменности работы оборудования на выпуске книжной продукции. В течение последних лет случаев задержек по выплате работникам заработной платы не было. Заработная плата выплачивается стабильно и своевременно.

Персонал предприятия квалифицированный, ответственный. В издательстве работают профессионалы, люди, четко знающие свои обязанности.

Некоторое время назад в штат предприятия вошел юрисконсульт, который ведет претензионную работу, участвует в судах и Арбитражных судах, в судах аппеляционной и кассационной инстанции. Также он ведет работу по снижению дебиторской задолженности предприятия.

.3 Внешняя среда организации

Внешняя среда организации - это совокупность элементов, оказывающих влияние на параметры состояния организации. [12]

.3.1 Прямого воздействия

Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации. К этим факторам следует отнести следующие составляющие элементы:

потребители;

конкуренты;

законы и государственные органы;

профсоюзы;

поставщики.

Потребители и список предоставляемых услуг

Потребители - это субъекты рынка, удовлетворяющие свою потребность в том или ином виде товара (услуги). Ими могут быть как конечные потребители, покупающие товар для удовлетворения собственных потребностей, так и посредники, покупающие товар для перепродажи [13].

Потребность - нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Нашу повседневную жизнь невозможно представить без разнообразной, многокрасочной полиграфической продукции. Полиграфия представляет собой особую отрасль промышленности, предназначенную для удовлетворения потребностей в печатной продукции. Полиграфический рынок изменяется, приспосабливаясь к новым потребностям общества. Инициаторами этих изменений являются социальные группы, организации, отдельные лица, которые создают инновации, пробуждающие у потребителей новые потребности. В этих условиях основным фактором успеха на рынке становится способность компании поддерживать тесную связь с потребителями.

Полиграфия - один из основных технических способов донесения информации до ее массового потребителя. Поэтому именно на полиграфии строится в наши дни почти вся книгоиздательская деятельность, выпуск газет, журналов, каталогов, справочников. В рамках продвижения любых товаров и услуг, полиграфия занимает важное место в стратегии рекламной кампании и оказывает большое влияние на потребителей. Причиной такого влияния является долговременность воздействия полиграфической продукции и возможность более подробно ознакомиться с распространяемой в виде полиграфического изделия информацией. Наряду с этим, полиграфия имеет ещё ряд неоспоримых преимуществ. Вот некоторые из них:

. Визуальное восприятие полиграфической продукции, как правило, связано с положительными эмоциями потребителя.

. Качественная полиграфия - это, как правило, эстетически грамотно и визуально приятная красочная продукция. Такие полиграфические изделия приятно взять в руки и ознакомиться с содержащийся в ней информацией.

. Практически все виды полиграфии предназначены для того, чтобы потенциальный покупатель мог забрать их с собой. Будь-то листовка, буклет, каталог, брошюра или календарь, потребитель может изучить в удобной для себя обстановке. организационный хозяйственный управление

. Качественная полиграфия - надолго сохраняется у потребителя в качестве напоминания о представляемых в полиграфическом изделии товарах и услугах.

Разработка дизайна полиграфической продукции требует творческого, но в высшей степени профессионального подхода с использованием навыков и знаний печатных производств. Дизайн полиграфии является определяющим моментом в эффективности воздействия полиграфической продукции на конечного потребителя [14].

Потребителей полиграфической продукции привлекает относительно небольшая стоимость, а информативность продукции достаточно полезна. Потребителями полиграфической продукции ОАО «ИПП «Правда Севера» являются различные организации города и области, значительная часть населения. В основном это молодежь, люди среднего возраста, в качестве потребителей также выступают дети и пожилые люди. Потребители могут оформить заказ на продукцию в производственном отделе предприятия. С отделом можно связаться по телефону и с помощью электронной почты, что очень удобно. По каждому заказу возможно предоставление скидок постоянным и перспективным заказчикам, рекламным агентствам с готовыми оригинал-макетами, а также скидки предоставляются на комплексные заказы и периодические издания.

Особыми чертами издательской продукции являются ее идеологический характер и неповторимость. Издательская продукция удовлетворяет специфические духовные потребности человека: в получении знаний, в повышении образовательного и культурного уровня, в расширении кругозора. Основной характеристикой издательской продукции является её нематериальная ценность. Книги, газеты, журналы как духовные ценности не обладают свойством воспроизводимости, так как отличаются исключительностью и неповторимостью. Вместе с тем издания имеют материальную форму, являются товарами и обладают стоимостью.

На рынке средств массовой информации г. Архангельска и Архангельской области в настоящее время действует множество газет. Для значительного числа рынков само по себе удовлетворение потребности в информации более не является фактором, определяющим выбор покупателя. Решающим фактором становится то, каким образом информация преподносится.

Руководство ОАО «ИПП «Правда Севера» разработало план большей ориентации деятельности предприятия на запросы потребителей. На одном из этапов разработки данного плана было проведено изучение мнений сотрудников компании и потребителей относительно важности отдельных показателей качества предоставляемых услуг. Сотрудники издательско-полиграфического предприятия в значительной степени ориентировали свою деятельность на достижение высоких значений тех показателей качества услуг, которые представляют высокую ценность для потребителей.

Основным видом продукции ИПП является газета «Правда Севера». Покупатели газеты - это горожане средних лет, пожилые люди, находящиеся на пенсии, молодежь. Газета общедоступна и объективна для всех слоев населения г. Архангельска и области. Ее приобретают как студенты лет 20, так и сотрудники мэрии города. Регулярные покупатели газеты в уличных киосках «Роспечати» - люди, идущие на работу, либо ожидающие на остановках общественный транспорт. Издание «Правда Севера» пользуется огромной популярностью, так как освещает все главные события региона, в газете много статей на актуальные темы, городских и областных новостей.

Многие потребители, приобретающие продукцию в киосках, жалуются, что им не достается газет, необходимо заказывать большее количество экземпляров. Именно по этой причине большинство покупателей стараются приобретать газету по утрам, еще до начала рабочего дня, днем ее уже намного сложнее достать.

По мнению потребителей газеты «Правда Севера», в ней много рекламы, им хотелось бы читать больше о культурных и политических событиях региона. Газету, выходящую по четвергам, состоящую из 32 страниц, покупатели разбирают намного быстрее. Издание «Правда Севера» имеет круг своих постоянных покупателей. Свежих номеров газеты очень часто не хватает всем желающим. Возможно, потребителям не стоит полностью полагаться на розничную продажу, и необходимо оформить подписку на любимую газету. Многие покупатели избрали этот способ, так как это намного удобнее и дешевле.

У жителей города есть возможность приобретать издание «Правда Севера» в издательстве, у редакционных агентов, в киосках «Роспечать», филиалах Сбербанка, Московского Индустриального банка, Севергазбанка [10].

Конкуренты

Конкуренты - соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции необходимо постоянно изучать своих конкурентов, разрабатывать и соблюдать определенную рыночную стратегию и тактику.

За последнее время на предприятии сократилось изготовление бланков, этикеток, упаковки. Причиной является рост конкуренции. Все больше открывается центров оперативной полиграфии, где на малотиражных аппаратах выполняют копирование прямо с оригинала, порой не самого лучшего качества, но за короткий промежуток времени. К тому же следует отметить, что все больше фирм оснащаются оргтехникой, при использовании которой отпадает необходимость в приобретении бланков. Производство газет постепенно снижается, это связано с недостаточной функциональностью газетного оборудования, имеющегося у предприятия.

Ни одно другое издательство в Архангельской области так не инвестирует в книгоиздательство, как ИПП «Правда Севера». Начиная с 2004 года издательство (именно так стало позиционироваться предприятие) выпустило более 85 наименований книг, вложив в них собственные средства. Книги и брошюры выпускают практически все типографии и другие издательства. Но, пожалуй, только ИПП «Правда Севера» так тщательно работает с авторами и рукописями, стараясь не допускать содержательных и грамматических ошибок, что нередко допускают конкуренты этого предприятия. В Архангельской области достаточно полиграфических предприятий, которые удовлетворяют разнообразным запросам клиентов. Конкуренция несомненно существует, без нее невозможно развитие предприятия. В изготовлении книжной продукции ИПП «Правда Севера» можно назвать предприятием-монополистом на территории области. Хотя и другие типографии выпускают очень качественные с точки зрения полиграфии издания. Но в силу нехватки оборудования и мощностей они не всегда могут делать большие тиражи или выполнить весь комплекс работ самостоятельно. Тема контроля качества печатной продукции не теряет своей актуальности. Сегодня очевидна тенденция к повышению качества продукции и усложнению дизайна из-за ужесточающихся требований полиграфического рынка. Типографии находятся в поиске современных методов улучшения качества продукции и автоматизации производства, чтобы повысить свою конкурентоспособность.

Несколько лет назад ОАО «ИПП «Правда Севера» привлекло к сотрудничеству новые издательства: «У-Фактория», «Живой язык», «Практическая медицина», «Экономика», «Наталис», «Русская книга - 21 век» и другие. Плотно и плодотворно продолжает работать с прежними партнерами: «Дом славянской книги», «Юрайт-издат», «Амрита-Русь», «Вентана-Граф» и другие. В результате увеличился пакет заказов, что дает предприятию большое преимущество перед конкурентами. Типография традиционно является лидером в области полиграфических услуг в своем регионе, а за последние годы, значительно расширив географические границы и выйдя на рынок издательских услуг, заняла достойное место, как на общероссийском, так и на зарубежном полиграфическом и издательском рынках. Конкурентами ИПП «Правда Севера» на издательско-полиграфическом рынке Архангельска и области являются издательский центр «Двина принт», издательский дом «Губерния», издательство «Ск - Россия», издательский дом «Ом-медиа», издательский дом «Северная неделя» в Северодвинске, ООО «Архангельский издательский дом», издательский дом «Пресском». [3]

Законы и государственные органы

По всем видам основного производства ОАО «ИПП «Правда Севера» работает по заказам вышеперечисленных предприятий-заказчиков на основании долгосрочных договоров, которые самостоятельно занимаются реализацией произведенной для них полиграфической продукции. Постоянными клиентами-заказчиками являются редакции журналов «Сталкер», «Акцент», «Центе-рум», «Персоны» и другие. Интерес вызван прежде всего качеством изготавливаемой продукции, которое обеспечивает четырехкрасочная печатная машина. В районах области происходит в настоящее время реорганизация - объединяются типографии и редакции, что не лучшим образом сказывается на взаимоотношениях с клиентами, ведь любая реорганизация - это производственный стресс. На данный момент снижается число и тиражи рекламных изданий в виде буклетов, но растет число рекламных газет и журналов, выпускаемых крупными торговыми фирмами. Увеличивается выпуск журналов, так как это востребованный продукт для потребителя. В большей степени клиента интересует полиграфическое качество - это имиджевый продукт. ИПП «Правда Севера» работает по заказам издательств не только из Архангельска, но и из Москвы, Казахстана, Томска, Екатеринбурга, Мурманска, Осетии. По данным производственного отдела предприятия на сегодняшний день заключены договоры с 22 издательствами России и стран СНГ. Три-четыре года назад предприятие работало всего лишь с десятью издательствами.

Деятельность полиграфического предприятия, как и предприятий других отраслей, подлежит государственному регулированию, которое опирается на Конституцию РФ, гражданский, судебный, налоговый кодексы, на документы исполнительной власти. На уровне отрасли предприятия должны вести свою производственную деятельность в соответствии с такими законами, как закон «О средствах массовой информации», «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также в соответствии с Постановлением Совета Министров «О регулировании полиграфической деятельности». Законодательство предусматривает, чтобы продукция полиграфических предприятий своим содержанием не давала преднамеренную дезинформацию, не пропагандировала вражду и насилие, не способствовала нравственному разложению [15].

На основании распоряжения Регионального отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг в Северо-Западном федеральном округе от 22.06.2004 №1809 осуществлена государственная регистрация выпуска ценных бумаг - акций. Приобретателем всех акций является собственник имущества - Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. Предприятие расположено на двух земельных участках, предоставленных Территориальным управлением Росимущества по Архангельской области.

Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов [16]. ОАО «ИПП «Правда Севера» состоит в Ассоциации полиграфистов Архангельской области, руководителем которой является генеральный директор предприятия Симонова Екатерина Николаевна, а также в Международной Ассоциации полиграфистов. В данных общественных объединениях представляются и защищаются права и интересы трудящихся в полиграфической отрасли. Полиграфические союзы и ассоциации необходимы прежде всего для обмена опытом и взаимодействия в решении вопросов с властями.

Поставщики

Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг. Основными клиентами предприятий являются потребители продукции (услуг) на разных клиентурных рынках:

потребительском (население, приобретающее товары и услуги для личного потребления);

производителей (организации, приобретающие продукцию производственно-технического назначения);

промежуточных продавцов, приобретающих товары и услуги для последующей их перепродажи с прибылью для себя;

государственных учреждений (оптовые покупатели продукции для государственных нужд);

международном (зарубежные покупатели на ранее перечисленных типах клиентурных рынков) [17].

На протяжении ряда лет издательско-полиграфическое предприятие сотрудничает с постоянными поставщиками полиграфических материалов. При выборе партнера помимо цены на поставляемые материалы принимаются в расчет такие критерии, как условия оплаты, сроки поставки, оплата дополнительных услуг, логистические факторы, надежность поставщика, а также опыт и традиции. В связи с постоянным повышением стоимости приобретаемых материалов, стопроцентной предоплатой и удаленностью региона от поставщиков, запасы оборотных средств создавались на 4-6 недель работы предприятия. В основном предприятие работает на собственных материалах, поэтому для стабильной работы производства необходимо иметь достаточный запас материальных ресурсов. Новейшее оборудование на предприятие поставляется из Японии. Основным близлежащим к издательству поставщиком сырья является Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат. Он позволяет предприятию поддерживать в отношении заказчиков умеренную политику. Поставщиками трудовых ресурсов в основном являются профессиональные училища и средние специальные учебные заведения. Профтехучилище №31 города Архангельска выпускало соответствующих специалистов, но сейчас из-за устаревшей материальной базы и невысокого теоретического уровня преподавательского состава не может готовить специалистов, которые нужны предприятию. Технологии постоянно обновляются, поэтому специалисты обучаются на собственной базе издательства, организуются краткосрочные курсы.

.3.2 Косвенного воздействия

Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но тем не менее сказываются на них.

Среда косвенного воздействия включает в себя следующие элементы:

состояние экономики;

социо-культурные факторы;

политические факторы;

научно-технический прогресс;

международные события.

Состояние экономики

Руководство предприятия должно уметь оценивать, как скажутся на операциях производства общие изменения состояния экономики. Состояние экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определённые товары и услуги, на возможности получения организацией капитала для своих нужд.

Социокультурные факторы

Полиграфия взаимосвязана с другими отраслями промышленности. В какой то мере ее можно считать индикатором развития экономики. Об этом свидетельствует тот факт, что динамика изменения продаж печатной бумаги в целом совпадает с динамикой роста внутреннего валового продукта (ВВП). Кризисные явления в экономике ведущих промышленных стран коснулись и полиграфических предприятий. Нижняя точка спада производства в издательстве была пройдена в 2003-2004 годах. Оценить это удалось с помощью коэффициента использования производственных мощностей. Полиграфия столкнулась с многими проблемами: постоянно растут тарифы на электроэнергию, коммунальные услуги, бумагу и материалы, требуется обновление полиграфической техники, не хватает квалифицированных рабочих [18].

Деятельность предприятия проходит в обществе. В процессе этой деятельности предприятие устанавливает взаимоотношения с различными элементами структуры общества, что обуславливает влияние на предприятие факторов социальной и культурной среды. К социо-культурным факторам внешней среды относят демографические характеристики, нормы, обычаи и жизненные ценности страны, в которой организация оперирует. Социо-культурные факторы влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы, на условия труда. Полиграфический рынок изменяется, приспосабливаясь к новым потребностям общества. Инициаторами этих изменений являются социальные группы, организации, отдельные лица, которые создают инновации, пробуждающие у потребителей новые потребности.

Издательство «Правда Севера» регулярно проводит встречи с авторами, ежегодно отмечается профессиональный праздник - день полиграфиста. В помещении издательства находится собственный литературный салон, где проходят заседания литературного клуба редакции под названием «Книгочей». Издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера» стало лауреатом первого Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы «Малая Родина» и лауреатом премии имени М.В. Ломоносова за разработку и внедрение новых технологий в полиграфическое производство. Заработная плата работников цехов предприятия не велика, но выплачивается регулярно. Появление в цехах нового оборудования вселяет в работников уверенность в завтрашнем дне.

Политические факторы

На предприятие оказывают влияние политические факторы, изменения в законодательстве РФ. ОАО «ИПП «Правда Севера» должно осуществлять свою производственную деятельность в соответствии с законами «О средствах массовой информации», «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Совета Министров «О регулировании полиграфической деятельности» [15]. Предприятие является открытым акционерным обществом, следовательно, осуществляется государственная регистрация выпуска ценных бумаг - акций. Приобретателем всех акций является собственник имущества - Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. Для поддержки отечественных производителей полиграфической продукции Правительство РФ предложило снизить пошлины на ввоз необходимого и практически не производимого внутри страны расходного материала. Кроме того, Государственной Думой была принята и утверждена Правительством РФ Федеральная программа поддержки государственной полиграфии и книгоиздания в России, которая призвана стабилизировать положение отечественной полиграфии.

Научно-технический прогресс

На деятельности издательско-полиграфического предприятия в значительной степени сказываются темпы научно-технического развития. Научно-техническая революция в издательстве началась около десяти лет назад и продолжается до настоящего времени, причем весьма интенсивно. Начав с газетной машины, было заменено практически все оборудование газетного цеха. В данный момент идет второй этап модернизации - переоснащается книжное производство. Пару лет назад руководство предприятия приняло решение отказаться от технологии высокой печати. Эта технология может давать неплохое качество, но главный ее недостаток заключается в затратности. По лизингу было приобретено две книжные ротации, куплена подержанная пятикрасочная машина "Доминант-755". Но, что самое главное, произошла революция в умах. Взглянув на типографию несколько лет назад, можно было заметить уныние персонала. Несколько лет назад рабочим на предприятии работать было довольно трудно, заработная плата была на низком уровне, не наблюдалось перспективы развития. Среди рабочего персонала бытовало мнение, что бумажное производство уходит в прошлое, наступает время электронной книги. Однако сегодня у работников наблюдается воодушевление, желание работать. На это повлияло переоснащение оборудования, проведено глобальное техническое перевооружение и внедрение новых передовых технологий. Несколько лет назад впервые в Архангельской области появилась возможность печати полноцветных газет высокого качества с большой производительностью за счет замены старой энергоемкой технологии однокрасочной высокой печати на газетном агрегате ЗГАУ на современную офсетную технологию с использованием четырехкрасочной машины. Новая техника работает в несколько смен для обеспечения непрерывного производства.

Международные события

ИПП «Правда Севера» активно принимает участие в международных книжных ярмарках, представители предприятия также участвовали в презентации Северо-Западного округа РФ на конференции в Италии. Издательско-полиграфическое предприятие сотрудничает со многими издательствами стран ближнего и дальнего зарубежья, заключены договоры с иностранными заказчиками и поставщиками. ОАО «ИПП «Правда Севера» неоднократно получало призы и награды на многих региональных, федеральных, международных книжных ярмарках.

Несомненно, международная обстановка играет очень большую роль. Необходимо учитывать изменения валютных курсов, политическую обстановку в странах, специфику международных заказчиков и поставщиков оборудования.

2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ И ПРОЦЕССОВ ОАО «ИПП «ПРАВДА СЕВЕРА»

.1 Структура организации

Издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера» имеет функциональную организационную структуру.

Функциональная организационная структура предназначена для организаций, которые специализируются на выпуске продукции на конкретном рынке. Как правило, она характерна для крупных предприятий.

У функциональной структуры есть свои преимущества:

реализация конкурентных преимуществ, возможность работы с товаром;

активизация деловой и профессиональной специализации;

отсутствие дублирования в функциональных областях;

более эффективное использование ресурсов;

координация между функциональными областями.

К недостаткам функциональной структуры относятся:

большая возможность конфликтов между подразделениями;

довольно длительная процедура принятия решений.

В ОАО «Правда Севера» присутствует эффективная структура управления, в которой каждый сотрудник предприятия имеет свой участок работы и персонально отвечает за результат, и изменение психологии сотрудников, их отношения к общему делу.

.2 Анализ внешней и внутренней среды

Анализ (от греческого analysis - разложение) - метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы [19].

Главная цель предприятия, по мнению директора, занятие лидирующего положения среди салонов оперативной полиграфии и получение максимальной прибыли. Для осуществления это цели предприятие стремится обеспечивать физических и юридических лиц высококачественной полиграфической и рекламно-сувенирной продукцией. Долгосрочной целью предприятия является расширение производства. Это позволит организации выйти на новый уровень обслуживания заказчиков, выпуская продукцию большим тиражом.

Благодаря тому, что с поставщиками материалов установлены благоприятные и долгосрочные связи предприятие приобретает сырье по доступным ценам. На большинство материалов организации предоставляются скидки от 15 до 30%. Начальник планово-экономического отдела постоянно отслеживает наличие материалов на складе и в случае приближения к установленному резерву, формирует заявки поставщикам для пополнения запасов.

Руководство «ИПП «Правда Севера» постоянно отслеживает появление новых технологий в изготовлении полиграфической продукции, с этой целью директор постоянно выписывает специализированные журналы и посещает тематические выставки и семинары. На сегодняшний день можно сказать, что организация «идет в ногу» с теми разработками, от которых зависит ее успешная деятельность.

«ИПП «Правда Севера» проводит умеренную рекламную компанию, а именно: размещает рекламные объявления в газетах, на радио, производит рассылку рекламных буклетов потенциальным и постоянным клиентам.

Рынок полиграфических услуг с каждым годов растет, свою деятельность на нем осуществляют как крупные типографии и полиграфические предприятия, так и мелкие, организованные в основном, индивидуальными предпринимателями оперативные мини-типографии. Крупные предприятия имеют огромный парк офсетной техники, и т.о. оказывают свои услуги клиентам, размещающим тысячные тиражи, а также выступают подрядчиками мелких полиграфических салонов, не желающих терять своих клиентов ввиду отсутствия офсетного оборудования. Мелкие мини-типографии обладают небольшим количеством оборудования, оказывают неполный спектр услуг, их услуги, как правило, дороги. Среди относительно большого числа существующих фирм, занимающихся подобной деятельностью, можно выделить несколько основных конкурентов: издательский центр «Двина принт», издательский дом «Губерния», издательство «Ск-Россия», издательский дом «Ом-медиа», издательский дом «Северная неделя» в Северодвинске, ООО «Архангельский издательский дом», издательский дом «Пресском».

ИПП «Правда Севера» установила долгосрочные и дружеские связи с основными поставщиками сырья и расходных материалов для изготовления полиграфической и сувенирной продукции.

ИПП «Правда Севера» имеет постоянных поставщиков, пользуется значительными скидками, соответственно сотрудничество происходит на очень выгодных условиях для «Правды Севера» За время существования компания ни разу не прибегала к услугам других поставщиков, своевременно и в полном объеме производила оплату за продукцию. В свою очередь со стороны поставщиков выполняют заказы вовремя, без проволочек. [3]

.3 Анализ методом SWOT

Применяемый для анализа среды метод SWOT (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы), является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее - установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации. Метод SWOT является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями.

Метод SWOT является методом стратегического развития компании в целом.

Основными задачами проведения анализа в курсовом проекте являются:

. Определение слабых, но важных сторон компании.

. Определение сильных сторон, которыми можно укрепить слабые. Сильные и слабые стороны поддаются изменению.

. Разработка проекта мероприятий, позволяющих укрепить слабые стороны и защитить их от угроз при помощи привлечения возможностей. [20]

Таблица SWOT-анализа ИПП ОАО «Правда Севера» приведена в приложении Б.

Проанализировав данные, можно сделать вывод, что предприятие имеет достаточно сильные позиции по наличию клиентской базы, финансовой устойчивости, уровню квалифицированности персонала, качеству выпускаемой продукции. Но есть и слабые стороны такие как, например, недостаточная рекламная деятельность, отсутствие гибкой реакции на изменения рынка. Данные показатели представляют высокую важность в целом не только для предприятия, но и для клиентов.

3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ИПП «ПРАВДА СЕВЕРА»

.1 Эффективность и ее показатели

Оценка эффективности работы предприятия, как правило, основывается на анализе различных финансовых показателей, таких как чистая прибыль, рентабельность инвестиций, рыночная стоимость предприятия. Однако, составляя список финансовых коэффициентов, на основании которых будут приниматься стратегические решения, необходимо учитывать преимущества и недостатки использования этих показателей на практике.

Экономическая эффективность - важнейшая социально-экономическая категория, для которой характерны свойства динамичности и историчности. Эффективность производственной деятельности присуща различному уровню развития производительных сил каждой общественной формации. На всех этапах исторического развития общество всегда интересовал вопрос: ценой каких затрат и ресурсов достигается конечный производственный результат. Следовательно, исходная модель количественной оценки эффективности представляет собой соотношение между экономическими результатами и затратами, ресурсами. Максимизация конечных результатов с единицы затрат и ресурсов или минимизация затрат и ресурсов на единицу конечного результата - такова первичная цель общества, трудового коллектива, отдельной личности (работника). Эта цель, метод ее достижения, пути и резервы повышения экономической эффективности (их классификация и количественная оценка) являются содержанием экономической науки и экономических дисциплин (отраслевых и функциональных).

Исходные принципы измерения эффективности производства для всех общественных формаций аналогичны. Безусловно, имеются и различия, обусловленные местом, временем и практическим назначением конкретного метода измерения, в конечном итоге - характером экономических отношений, в том числе организацией управления экономикой. [21]

Различают общую (абсолютную) и сравнительную (относительную) эффективность. Общая эффективность необходима для оценки и анализа общеэкономических результатов и эффективности на различных уровнях экономики (макро- и микроуровнях) за определенный период времени и в динамике для сопоставления уровня эффективности по предприятиям и регионам.

Сравнительная эффективность рассчитывается и анализируется при обосновании принимаемых производственно-хозяйственных, технических и организационных решений, для отбора из альтернативных вариантов наилучшего (оптимального). Такой отбор осуществляется на основе сопоставления (сравнения) по вариантам системы технико-экономических показателей, расчета срока окупаемости или коэффициента эффективности дополнительных капитальных вложений, величины экономического эффекта. Сравнительная эффективность рассчитывается и анализируется при обосновании принимаемых производственно-хозяйственных, технических и организационных решений, для отбора из альтернативных вариантов наилучшего (оптимального). Такой отбор осуществляется на основе сопоставления (сравнения) по вариантам системы технико-экономических показателей, расчета срока окупаемости или коэффициента эффективности дополнительных капитальных вложений, величины экономического эффекта.

Сущность экономической эффективности наряду с ее критериями конкретизируется на основе классификации экономического эффекта (результата), а также затрат и ресурсов.

Объемные показатели экономического эффекта являются исходными и включают в себя натуральные и стоимостные показатели объема произведенной продукции и услуг: объем производства продукции в натуральных измерителях, валовую, товарную продукцию, объем строительно-монтажных работ, нормативную стоимость обработки и др.

Следующая группа показателей эффекта отражает конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности на различных уровнях управления, удовлетворение потребностей рынка, качественную структуру производства. К ним относятся: национальный доход, чистая продукция, валовой национальный продукт, прибыль, экономия от снижения себестоимости, объем продаж в соответствующих ценах, ввод в действие производственных мощностей и фондов, качество продукции и услуг.

Объемные результаты учитываются при расчете дифференцированных показателей эффективности, а конечные экономические результаты- при расчете обобщающих (комплексных) показателей эффективности.

Необходимо отметить, что эффективность работы представляет собой комплексное отражение конечных результатов использования всех ресурсов производства за определенный промежуток времени.

Эффективность работы характеризует повышение производительности труда, наиболее полное использование производственных мощностей, сырьевых и материальных ресурсов, достижение наибольших результатов при наименьших затратах.

Для большинства компаний анализ и планирование чистой прибыли, а также генерируемых компанией денежных потоков давно стали стандартной практикой оценки эффективности работы предприятия, но остальные показатели, предложенные стандартом, используются далеко не на всех предприятиях. [22]

3.2 Проект мероприятий по повышению эффективности деятельности ОАО «Правда Севера»

Предмет исследования - эффективность деятельности предприятия и методы ее повышения.

В условиях рыночной экономики рост эффективности промышленного предприятия неразрывно связан с усилением интенсификации, что позволяет исключить возможность декларативного подхода и ориентироваться на реальные механизмы организации производства.

В промышленности при плановом регулировании производства учитываются следующие факторы:

снижение материалоемкости продукции;

улучшение использования капитальных вложений, основных производственных запасов и оборотных средств;

рост производительности труда;

совершенствование управления производством.

Помимо перечисленных факторов, еще можно выделить и такие, как:

уровень конкурентоспособности производства и продукции;

технико-экономические параметры хозяйственной деятельности предприятия, соответствующие требованиям спроса на рынке сбыта.

Поэтому при разработке плана организационно-технических мероприятий по совершенствованию финансово- хозяйственной деятельности предприятия в первую очередь следует реализовывать внутрипроизводственные резервы и только после этого переходить к мероприятиям, связанным с техническим перевооружением и расширением производства на основе создания прогрессивной структуры парка оборудования и гибкой технологии, позволяющей без значительных потерь перестраивать производство в целях повышения его эффективности.

Для снижения себестоимости продукции производимой на предприятии, а, следовательно, повышение уровня прибыли и эффективности деятельности, необходимо провести ряд мероприятий.

В первую очередь это повышение технического уровня:

совершенствование средств труда (внедрение прогрессивной техники, повышение доли усовершенствованного оборудования), предметов труда (применение прогрессивных видов сырья, материалов);

рационального использования сырья, материалов;

механизация и автоматизация производственных процессов;

использование более производительного оборудования.

Во вторую очередь, это совершенствование организации производства и труда. Эти мероприятия влияют на снижение себестоимости в результате совершенствования организации труда и управления производством, специализации производства, улучшения материально-технического снабжения, сокращения излишних затрат. В результате снижения трудоемкости получится экономия за счет уменьшения затрат на оплату труда с учетом дополнительной заработной платы и различных отчислений.

К мероприятиям по улучшению финансового состояния можно отнести использование известности предприятия для поиска новых рынков сбыта и поиск новых поставщиков материальных ресурсов высокого качества.. Также я бы выделила средства на улучшение деятельности планово-экономического отдела, упростила систему финансового учета, направила деятельность квалифицированных специалистов на изучение состояния рынка и постоянное наблюдение за изменениями внешней среды,

Увеличение объема выпуска продукции и ее реализации возможно за счет четкой и слаженной работы производства, снабжения, а также обслуживающих служб, т.к. производственное и прочее оборудование на котором, и с помощью которого изготавливается продукция уже далеко не новое, и стабильно работать может только в условиях постоянного профилактического наблюдения со стороны обслуживающего персонала (ремонтников).

Одним из мероприятий в данном случае является обновление оборудование предприятия. Также необходимо обратить внимание на качество продукции. Важно начать планомерно внедрять систему менеджмента качества на соответствие требованиям стандартов, применять и проводить внутренний аудит качества и процесса производства. В обязательном порядке проводить обучение производственного и обслуживающего персонала. Каждый работник должен быть заинтересован в выпуске качественного и конкурентоспособного товара, т.к. от этого будет зависеть конечный итог деятельности предприятия.

Обеспечение покупателей продукцией хорошего качества, а так же ее продажа по ценам ниже, чем у конкурентов, даст возможность заинтересовать новых потребителей, что в свою очередь приведет к повышению объема продаж.

Таким образом, изменение в организационной структуре способно повысить качество обслуживания и уровня услуг, что может сыграть положительную роль на рынке сбыта, а так же оказать помощь борьбе с конкурентами.

Кроме того произойдет реорганизация структуры.

Новая организационная структура будет иметь вид, представленный в приложении В.

В результате реорганизации в организационной структуре образовался новый отдел безопасности.

Отдел безопасности будет вести контроль над соблюдением правил и норм безопасности, контроль информационных потоков, охранные мероприятия.

Отдел будет взаимодействовать со всеми подразделениями организации касательно соблюдения норм и правил безопасности.

Расходы увеличатся, но, благодаря введенному отделу, на предприятии сократится количество несчастных случаев, что уменьшит расходы на компенсации за производственные травмы. Все это создаст благоприятное развитие для Открытого Акционерного Общества «Правда Севера».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как известно, печать существует уже не одно тысячелетие. С каждым годом и каждым столетием она становилась все более и более усовершенствованной. Разнообразие печатной продукции в нынешнее время приятно удивляет клиентов. На сегодняшний день полиграфия заняла важное место в бизнесе, так как печатная продукция теперь стала также прекрасным распространителем рекламы. От используемого типографского оборудования, способа печати, а также от срока и цены предоставляемых услуг значительно зависит выбор типографии для печати продукции. Из всех существующих видов печати, наиболее распространенными являются два из них: офсетная печать и цифровая печать.

В результате проведенной работы мне удалось детально рассмотреть деятельность предприятия ОАО «ИПП «Правда Севера», исследовать потребителей и их потребности, внешнюю и внутреннюю среду предприятия.

Одним из важнейших результатов работы оказалось выявление сильных и слабых сторон данного предприятия, а также угроз и возможностей.

В работе была проведена разработка мероприятий по улучшению эффективности предприятия.

В данном курсовом проекте была выявлена необходимость совершенствования структуры организации, а также предложен один из вариантов изменения: добавление отдела безопасности.

Такое изменение организационной структуры ИПП ОАО «Правда Севера» предполагает сокращение количества производственных травм на предприятии, что играет существенную роль в репутации организации.

Все это может составить силу ИПП ОАО «Правда Севера» перед ее конкурентами, которая так необходима в связи с тем, что у нее достаточно много перспективных конкурентов в сфере полиграфии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие.-2-е издание, перераб. И до. - М.: Инфра - М, 2003.-283с.- (Серия "Высшее образование").

. Менеджмент: теория и практика в России: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу.- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003.-528с.

. www.ippps.ru [Электронный ресурс].

. Гражданский кодекс Российской Федерации: части первая, вторая, третья и четвертая: по состоянию на 10 апреля 2011 г. - М.: Проспект, 2012. - 544с.

. Газета Правда Севера: - Архангельск: Изд-во "Правда Севера", 2012 - Выходит 5 раз в неделю.

6. www.pravdasevera.ru <#"justify">7. Менеджмент: Учебник [Текст] / Г.Б. Казначевская -Издание 6-е - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 352 с.

. Зорин И.В и др., Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности:

Учебник. [Текст] - М.: Финансы и статистика, 2005 - 288 с.

9. www://slovari.yandex.ru <#"justify">11. Кабушкин Н.М., Менеджмент туризма. [Текст]/3-е изд., испр. - Минск.:

ООО «Новое издание», 2002 - 409с.

. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. - Основы менеджмента [Текст]: 2-е изд. - М.: Издательство «Мир науки», 2002. - 676с.

. Курс менеджмента: учеб. пособие/ С. В. Загородников. - 2-е изд. стер.

М.: Издательство «Окей-книга», 2008. - 360 с.

14. www.offsetprint.ru <#"justify">18. КомпьюАрт / М.: Наука и техника, 2009 - . - Выходит 6 раз в год:- С 2003 года.

. Экономический словарь - 3-е изд. - М.: Госполитиздат, 2006.

20. Основы менеджмента [Электронный ресурс]: Режим доступа: <#"justify">ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица 1

Общая характеристика сильных и слабых сторон, возможностей и угроз предприятия

Возможности: 1. Наличие достаточного количества поставщиков 2. Наличие постоянных клиентов 3. Высокий спрос на продукциюУгрозы: 1. Зависимость от поставщиков 2.Воздействие окружающей среды 3. Неопределенность внешней среды предприятия 4. Обострение конкуренции 5. Рост налогов 6. Потеря постоянных клиентов 7. Ухудшение экономической ситуации 8. Снижение платежеспособности потенциальных клиентов 9. Зависимость от посредников 10. Изменение потребностей и требований покупателей на рынкеСильные стороны: 1. Широкая известность и деловая репутация предприятия 2. Удачное месторасположение предприятия 3.Высокий уровень квалификации персонала 4. Широкий ассортимент услуг 5. Высокое качество предоставляемых услуг 6. Наличие клиентской базы предприятия 7. Система скидок для постоянных заказчиков 8. Финансовая устойчивость 9. Высокая конкурентоспособность предприятия«Сила и возможности» 1. Наличие устойчивых связей с зарубежными предприятиями 2. Привлечение новых поставщиков ресурсов 3. Удобный для клиентов способ оформления заказа«Сила и угрозы» 1. Сосредоточиться на новых сегментах рынка, географически близких рынках (СНГ, Восточная, Северная и Центральная Европа), отказавшись от мелких рынков, на которые предприятие выходило с целью компенсировать падение продаж в традиционных центрах потребления. 2. Следуя изменениям конкурентных условий, проведение активной маркетинговой политики.Слабые стороны: 1. Наличие устаревшего оборудования 2. Нехватка квалифицированных рабочих 3. Отсутствие активной рекламы 4. Отсутствие программы стимулирования 5. Небольшой тираж газетной продукции 6. Большая степень износа оборудования 7. Высокие цены на ресурсы 8. Высокая себестоимость услуг 9.Недостаточная осведомленность о деятельности конкурентов 10. Длительный срок изготовления продукции на заказ«Слабость и возможность» 1. Проведение оценки и тщательный отбор организаций, предоставляющих ресурсы 2. Активное наблюдение за деятельностью конкурентов, тщательное изучение рынка, повышение качества своей деятельности 3. Поддержание высокого качества обслуживания, удовлетворения потребностей клиентов 4. Возможность продажи продукции по ценам, соответствующим уровню доходов 5. Отслеживание изменений факторов внешней среды предприятия 6. Рассмотреть возможности привлечения налоговых льгот, отслеживание изменений в налоговом законодательстве 7. Проведение оценки и тщательный отбор организаций, предоставляющих посреднические услуги«Слабость и угрозы» 1. Участие в проектах по охране окружающей среды создаст хороший имидж для предприятия. 2. Сокращение расходов 3. Обновление ассортимента

Похожие работы на - Разработка мероприятий по повышению эффективности управления в ОАО ИПП 'Правда Севера'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!