Правовое сознание

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,13 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое сознание

Содержание

 

Введение

1. Понятие и содержание правового сознания

2. Классификация правового сознания

3. Аномалия правового сознания

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Еще в глубокой древности Римское Право рассматривало справедливость, выводимую из равноправия, как основной принцип правореализации.

Но даже сегодня изучение правосознания является актуальным. Из этого следует, что тема курсовой работы: "Правосознание: понятие и структура" является насущной проблемой для современного изучения.

Из данной темы следует, что данная курсовая работа будет полностью опираться на теорию, а именно на российское законодательство, нормативно-правовые акты, международные пакты и т.д.

Целями курсовой работы являются:

Рассмотрение понятия и содержания правового сознания;

Изучение классификации правового сознания;

Исследование общественного мнения как особой формы правового сознания;

Выделение аномалии правового сознания.

Предметом изучения правосознания будут являться общественные отношения.

Объектом изучения правосознания будут являться нормативно-правовые акты и процесс их создания, реализация правовых норм в правоотношениях.

Субъектом правосознания будут выступать отдельные люди, социальные группы и общество в целом.

В ходе работы мы изучим:

Трактовки термина "Правосознание" в представлении российской и зарубежной юриспруденции;

Формы общественного сознания;

Структуру правосознания;

Классификацию правосознания;

Виды аномалий правосознания.

Кроме теоретических аспектов, мы проведем социологических опрос, в котором выявим уровень правосознания населения Российской Федерации, студентов в частности. Из этого мы сделаем обобщенный вывод, тем самым, проведем анализ.

Так же, затронем положение конституции в нашей стране и также сделаем вывод о ее статусе в обществе и в государстве в целом.

Курсовая работа состоит из четырех глав, ____ страниц, имеет графики и рисунки.

1. Понятие и содержание правового сознания


Еще в глубокой древности Римское правосознание рассматривало справедливость, выводимую из равноправия, как основной принцип правореализации.

"Ius est ars (scientiae) bonum et aequum", переводимое как "Право есть искусство (наука) доброго и равного". Так гласит изречение древнеримского юриста и правового деятеля I-II веков н.э. Цельса-младшего.

В современном обществе термин "Правосознание" трактуется и воспринимается людьми совершенно по-разному, так как российская юриспруденция имеет свою специфику и характерные особенности в отличие от других развитых стран.

Нетрудно догадаться, что из термина "правосознание" вытекает концепция, которая заключается в "сознании" и "осознании прав" индивида.

Прежде чем дать полное определение термину "правосознание", рассмотрим несколько предложенных формулировок сознания и правосознания.

Спиркин А.Г. (советский и российский философ) дает такое определение: "Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека".

В.А. Лекторский (доктор философских наук, профессор) определяет сознание как "состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях".

Переходя от философского термина "сознание", рассмотрим теперь "правосознание".

А.В. Мелехин (д. ю. н., доцент, заведующий кафедрой "Административное и финансовое право" Московской финансово-промышленной академии) дал следующее определение. "Правосознание - это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (законам, законности, правомерному и неправомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию)".

Четвертое определение приводится доктором юридических наук, профессором В.С. Афанасьевым. "Правосознание" - представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.

Переходя к научной литературе, стоит отметить, что, например, в методическом пособии Российского Госуниверситета нефти и газа им. И.М. Губкина "правосознание" трактуется как - система взглядов, представлений, чувств, установок, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву, к иным правовым явлениям, к поведению людей как правомерному или противоправному.

Из всего вышеперечисленного можно сформулировать, что правосознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.

Правосознание оказывает серьезное мотивационное воздействие на поведение людей, то есть это некое субъективное восприятие правовых явлений людьми. При этом правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей, действуя согласно с установленными законодательством нормами права, то есть, соблюдая или нарушая данные предписания.

Нормы права, содержащиеся в различных источниках права, а также правоотношения, которые складываются на основе норм, призваны вызвать угодные законодателю варианты поведения людей. Для этого соответствующие предписания, зафиксированные права и обязанности должны пройти через волю и сознание людей.

Правосознание отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.

На основе правовых установок и ценностных ориентаций, сопоставления своего поведения с правовыми установками осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.

Ни одно правовое отношение, ни один правовой акт не реализуется вне опосредующей их правовой психологии и правовой идеологии.

Правовое сознание является разновидностью социального сознания, и, следовательно, к нему относятся постоянные споры материалистов и идеалистов о первичности и вторичности (производности) материи и сознания вообще.

Не вдаваясь в подробности, отметим здесь главное: сознание несомненно находится под определяющим воздействием бытия, но, с другой стороны, само бытие является результатом воплощения мыслей и чувств людей.

Как особая форма общественного сознания правовое сознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств индивидов, их объединений или всего общества относительно права и его роли. Из этого логично отобразить рисунок 1.

Рисунок 1. "Критерии правового сознания".

Правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей вместе с нормами права. Но все зависит оттого, насколько существующая норма одобряется правосознанием и в какой степени регулирует общественные отношения.

Можно утверждать, что для большого числа людей нормативом поведения служит именно правосознание, поскольку они не знают конкретных нормативно-правовых предписаний, никогда не сталкивались с правовыми актами. Однако здесь можно недооценить роль законодательства в формировании правосознания. Чаще всего это происходит через правоприменительную практику (решение юридических дел в судах и управленческих учреждениях).

По своей структуре правосознание разделяется на правовую психологию и правовую идеологию. Данные составляющие характеризуют на уровне индивида (индивидуальное правосознание), группы (групповое) или общества в целом (общественное).

Правовая психология отражает преимущественно созерцательный момент познания. Это, прежде всего область чувств, настроений, эмоций, представлений, иллюзий. Они навеяны знакомством с жизненными реалиями, и, в особенности, с явлениями государственно-правовой жизни.

Правовая идеология отражает преимущественно результаты абстрактного мышления. Она включает в себя концептуально оформленные идеи и понятия о необходимости и роли права, о его обеспечении, совершенствовании, методах и формах проведения в жизнь. Ведущими в правовой идеологии являются идеи:

) Неотъемлемых прав и свобод человека;

) Закона как акта высшей юридической силы;

) Законности;

) Охраны права государством и связанности самого государства правом.

Ссылаясь на современные российские и зарубежные источники, можно рассмотреть основные тезисы, которые цитируются известными юристами.

Так, например, Мамитова Н.В. (к. ю. н., доцент, докторант кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации) говорит о том, что: "конституционализм как правовое мировоззрение и как научная теория имеют свои собственные законы, внутреннюю логику развития. Степень развития правового мировоззрения в немалой мере определяет степень цивилизационной зрелости личности, социальных общностей, общества в целом".

Лукашева Е.А. (Заведующая сектором прав человека, д. ю. н., член-корреспондент РАН) писала о том, что: "В настоящее время появились научные исследования, в которых правосознание рассматривается как специфическое проявление общественного и правового сознания; как социальный фактор, позволяющий выявить отношение к юридическим нормам - признание объективной необходимости Конституции РФ и ее приоритета в правовой системе государства. Оно является необходимой формой жизнедеятельности человека, служит внутренним регулятором юридически значимого поведения и источником правовой активности в конституционно-правовой сфере, претворения юридических норм в фактической деятельности граждан и должностных лиц".

Матузов Н.И. (специалист в области, общей теории государства и права, ученый-правовед) обращает внимание на то, что: "В отечественной литературе правосознание определяется как совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву и другим правовым явлениям".

 

. Классификация правового сознания


Классификация правового сознания разниться в пределах массовости человеческих взаимоотношений. Не стоит забывать о том, что правовое сознание - это совокупность знаний, идей и чувств, которая характеризует восприятие, оценку отношение людей к правовым явлениями в реальной действительности.

Различают отдельные виды правосознания. Классификация обычно проводится по двум основаниям:

) по субъектам правосознания;

) по уровням правосознания.

В зависимости от субъектов (носителей) правосознания выделяют индивидуальное, групповое, корпоративное, массовое, общественное правосознание.

Носителями правосознания являются разные субъекты права:

) общественные объединения;

) политические партии;

) государственные органы и их должностные лица;

) юристы-ученые, юристы-практики и общество в целом.

Индивидуальное правосознание - это личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида), которое объективно представляет, взгляды, эмоции отдельного человека, индивида.

Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида. Оно неповторимо, однако можно говорить о том, что у определенных категорий граждан (молодежи, студентов, пенсионеров, педагогов, судей и т.д.) есть сходные черты правового сознания.

Стоит отметить, что в данной курсовой работе произведен анализ в главе №3, где будет использоваться именно индивидуальное правосознание, как основной аспект представления правовой реальности в Российской Федерации.

правовое сознание общественное мнение

Групповое правосознание - это отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.

Корпоративное правосознание - это правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоев, партийное правосознание.

Массовое правосознание - это правосознание обширных масс людей.

Общественное правосознание - это отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

Рисунок 2. Классификация правосознания

В зависимости от уровня, от глубины знания правовых норм различают так же обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное правосознание.

Обыденное (или эмпирическое) правосознание складывается под влиянием непосредственных жизненных обстоятельств, стихийно, на основе конкретных условий жизни человека, его жизненного опыта, повседневных факторов. Наибольшую роль в обыденном правосознании играют психологические элементы, т.е. чувства, эмоции, переживания.

Обыденное правосознание является более распространенным, поскольку основная масса населения не имеет специальной юридической подготовки.

Научное (теоретическое) правосознание в отличие от обыденного формируется на основе глубоких исследований правовой действительности, широких обобщений. Оно представляет собой теоретическое осмысление права и правовых явлений. Именно научное правосознание является непосредственным источником правотворчества, служит совершенствованию юридической практики. Содержание научного правосознания составляют в основном правовая идеология, система теоретических правовых знаний.

Профессиональное правосознание представляет собой специализированное правосознание юристов (судей, прокурор, адвокатов, юрисконсультов и т.д.). Его особенность состоит в доскональном знании правовых норм, регулирующих тот или иной вид юридической деятельности, определенных юридических процедур.

Рисунок 3. Классификация правосознания в зависимости от уровня знания правовых норм

Структуру правосознания классифицируют по-разному.

С одной стороны в структуру правосознания входят правовая психология и правовая идеология.

) правовая психология - переживания, чувства, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с правовыми нормами и практикой их реализации. Она представляет собой стихийный пласт правового сознания (чувство справедливости, уважение к правам и свободам человека, нетерпимость или, наоборот, равнодушие к беззаконию, страх перед ответственностью, эмоциональная реакция на правовые явления); Правовая психология представляет собой необходимый фон, на котором складываются правовые взгляды, идеи, теории. Правовое сознание выполняет ряд основных функций, а именно:

гносеологическая (познавательная) функция, которая предусматривает накопление знаний о праве и осмысление правовых явлений;

регулятивная функция, которая реализуется через систему мотивов, ценностных ориентации, правовых установок, выступающих специфическим регулятором (внутренним регулятором) поведения людей; оценочная функция, которая предусматривает оценку правовых явлений: правового поведения людей (в том числе - собственного поведения), правовых норм, правоприменительных органов и их деятельности.

) правовая идеология - идеи, теории, взгляды, которые отражают и оценивают правовую реальность. Это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее более рациональный уровень правовых оценок.

Правовая идеология - главный элемент в структуре правосознания.

Отличие правовой идеологии от правовой психологии состоит в следующем: правовая психология носит эмоциональный характер, складывается стихийно, преимущественно на основе повседневного опыта людей.

Правовая идеология представляет собой, прежде всего, знание о праве, складывается на основе исследований нормативно-правового материала, научной и учебной литературы. Правовая идеология стремится, выявив сущность и закономерности в бытии права, представить эти знания в виде определенной догмы. Вместе с тем правовая психология и правовая идеология тесно взаимосвязаны между собой.

С другой стороны структуру правосознания классифицируют по элементам.

информационный элемент. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе.

оценочный элемент. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями.

волевой элемент. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон или нет.

Рисунок 4. Структура правосознания

Правовое сознание формируется:

) Посредством воспитания человека в семье и обучения в учреждениях дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

) Посредством обучения в средних и высших учреждениях профессионального образования по направлениям подготовки "правоведение” и "юриспруденция";

) Посредством деятельности организаций различных правовых форм;

) Посредством самообразования.

.        Общественное мнение как особая форма правового сознания.

Правосознание служит саморегулятором поведения людей и придает ему целенаправленный характер. Оно ориентирует субъектов права в разных правовых ситуациях, позволяет сделать правильный выбор, принять юридически значимое решение.

Правосознание проявляется на всех стадиях механизма правового регулирования, влияет на функционирование практически каждого элемента правовой системы.

В современном обществе каждый человек обладает самосознанием. Это формирует общественное сознание.

Общественное сознание - это отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.

Выделяется еще один термин: "общественное мнение". Общественное мнение - это усредненная и поддерживаемая большинством точка зрения в различных социальных группах на какую-либо проблему с учетом развития массового сознания и ролевых представлений социальной группы о поведении и мышлении внутри социума.

Общественное мнение складывается из широко распространённой информации, как то: мнений, суждений, убеждений, идеологий, равно как и из слухов, сплетен, заблуждений. В формировании общественного мнения большую роль играют средства массовой информации (СМИ), в частности: телевидение, радиовещание, печатные издания (пресса). На общественное мнение влияют мнения людей, признаваемых обществом авторитетными и компетентными, личный опыт людей. Инструментами воздействия на общественное мнение со стороны государства являются пропаганда и цензура.

В качестве примера правосознания общества в современной России достаточно представить дело группы "Pussy Riot". Нашумевший скандал поднял споры не только в Российской Федерации, но и за рубежом.

Напомним, что участницы панк-группы "Pussy Riot" 21 февраля 2012 в Храме Христа Спасителя провели "панк-молебен" в присутствии прихожан.

Впоследствии их осудили на два года.

Проблема возникновения таких ситуаций в том, что в нашей стране за два последних десятилетия неоднократно менялись морально-этические и идеологические установки. Сначала была советская идеология, потом появилась новая российская идеология. Казалось бы, что возможно участницы панк-группы выросли и воспитывались в атеистической семье, а так же изначально воспринимали советскую идеологическую доктрину, то разве в этом состоит их вина? Или более того, сегодня бурный толчок развития демократии автоматически подталкивает молодежь на совершение таких поступков. Молодежи не так просто сориентироваться в быстро меняющемся мире и "панк-молебен" - всего лишь отражение этих изменений.

Но, с другой стороны, в современной России сформировались определенные устои и нормы не только в обыденной жизни, но и в законодательстве. Таким образом, участницы группы нарушили права прихожан, совершили административное правонарушение и совершили грехдеяние.

В своем интернет-блоге Дмитрий Анатольевич Медведев пишет, что". На мой взгляд, достаточно условного наказания с учетом сложных условий пребывания в тюрьме".

Чтобы разобраться в этом непростом деле, который, безусловно, является прецедентом в российском правотворчестве, мы провели социологический вопрос в социальной группе "ВКонтакте" среди граждан Российской Федерации, преимущественно студентов, а так же рассмотрели все возможные пакты, которые касаются данного дела.

Возраст опрошенных от 18 до 30 лет. Каждому был задан один вопрос: "Как вы относитесь к поведению группы Pussy Riot?"

Варианты ответа:

"а) полностью поддерживаю их гражданскую позицию; "

"б) полностью осуждаю, они нарушают мои гражданские права; "

"в) мне все равно! меня это не касается. "

В результате опроса мы получили следующие результаты, которые отображены на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Как вы относитесь к поведению группы Pussy Riot?


В данном деле важно учитывать как минимум четыре нормативных акта из сферы международного права.

)"Всеобщая декларация о правах человека" (1948 г). Статья 11: "Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты".

Статья 11 закрепляет известный принцип презумпции невиновности. Данный принцип презумпции невиновности, по мнению некоторых граждан нашей страны (8% опрошенных), относится к участницам группы Pussy Riot.

Адвокаты скандальной группы так же ссылались на статью 49 Конституции РФ.

Презумпция невиновности - это один из основополагающих принципов уголовного судопроизводства, считается достижением демократии в области права.

Любой обвинительный приговор не может быть основан на фактах предполагаемых (пусть даже авторы этих предположений очень авторитетные лица или инстанции), не может быть основан на догадках (допущениях) следствия и суда, не имеющих надлежащих доказательств, не может быть основан на голословных утверждениях.

Российское уголовное законодательство содержит статью именуемую "Презумпция невиновности" - ст.14 действующего УПК РФ, которая является обязательной для соблюдения всеми правоохранительными, судебными и иными органами государства, на всей территории РФ.

Скандальной является Статья 18: "Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов. "

Девушки из группы Pussy Riot 21 февраля 2012 года совершали панк-молебен. То есть, они воспользовались своим правом на свободу мысли, совести но они нарушили права, согласно все той же статье 18, других людей.

Статья 19: Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Статья 20: "Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций". Возможно предположить, что панк-молебен - мирное собрание феминистской направленности.

Можно опереться на Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Статья 6 гласит: "Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет как минимум следующие права":

b) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты;

d) допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, что и для свидетелей, показывающих против него;

Статья 9 Европейской конвенции говорит также о "Свободе мысли, совести и религии".

Статья 10. Свобода выражения мнения. "Каждый имеет право свободно выражать свое мнение". Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

Как известно, панки не многочисленны. Их культура имеет право на существование. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и т.д. наделяет панк-культуру и феминистскую культуру, как равно и все другие молодежные субкультуры определенными правами.

Статья 3: "Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными и культурными правами, предусмотренными в настоящем Пакте".

Девушек из панк-группы возможно "защищает" статья 3 международного пакта.

Статья 15: "Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на участие в культурной жизни".

Панк-молебен в Храме Христа Спасителя 21 февраля возможно рассматривать как часть культурной жизни. Как известно культура - это все, что сделано руками человека, его сознанием и волей. Поэтому панк-молебен - это возможное проявление молодежной субкультуры.

Акционизм, феминизм, скоморошество и панк-рок музыка - это части культуры.

Участвующие в Пакте государства обязуются уважать свободу, безусловно, необходимую для научных исследований и творческой деятельности.

Стоит отметить, что все адвокаты панк-группы - это отличные профессионалы, безусловно знающие о многом. Не удивительно, что услуги таких "спецов" стоили в сравнении как хорошие автомобили. Возникает вопрос о том, откуда у простых девушек появились такие огромные денежные средства?

Стоит отметить, что достаточно большое количество активистов, в том числе и западные, все чаще упоминают о нарушениях международных конвенций. Ведь международное право по юридической силе выше, чем внутригосударственное, тем более участницы панк группы отстаивали свои культурные и политические права. А именно право молодежной субкультуры на свое существование и взаимодействие с другими культурами.

Так же, настораживает тот факт, что после вынесения приговора суда, одна из Российских компаний запатентовала "бренд" группы более чем на 100 предметов потребления. Коммерческой деятельностью данного бренда начали заниматься и западные активисты, такие как певица Мадонна и другие.

Возвращаясь к общественному опросу, стоит отметить, что 40 процентам совершенно не интересно данное разбирательство. Из этого стоит сделать вывод о том, что в нашем обществе существует проблема правового нигилизма.

Более половины опрошенных (53 %) категорически против выступлений группы Pussy Riot. Это говорит о том, что люди осуждают поведение в Храме Христа Спасителя, и не согласны с тем, что такими методами девушки нарушили их права.

Только 8% поддерживают панк-группу полностью.

В результате, Российская Федерация развивается более чем стабильно, опираясь на нормы поведения в российском обществе. К сожалению, почти половине опрошенных все равно, что происходит в нашем обществе. Это говорит о низком уровне правосознания нашего населения, которые происходят под давлением имеющегося политического режима.

3. Аномалия правового сознания


Аномалия правового сознания в Российской Федерации чаще всего проявляется и ярко выражена в правовом нигилизме, то есть граждане нередко выражают отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.

Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях:

1)      теоретической (идеологической);

2)      практической.

В первом случае имеет место теоретическое обоснование правового нигилизма, которое также называется концептуальным.

Здесь говориться о том, что ученые, философы, политологи доказывают то, что есть гораздо более важные ценности, чем право вообще, и тем более право отдельного человека.

Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в "террор" государства против своего народа, в превращении правящей элиты, в конечном счете, в авторитарную организацию.

Абсолютно точно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву, которое устанавливается законами и ведомственными нормативными актами.

Выделяется правовой идеализм или (правовой романтизм) - это преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы.

Данное явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства "идеального государства" будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным уничтожить старые законы и принять новые для того, чтобы достичь правосознания и самого себя как чего-то трансцендентного.

Правовой идеализм породил у значительной части людей кризис веры в законодательные, а в более широком плане - в парламентско-конституционные пути решения назревших проблем, в новые прогрессивные институты.

Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм - его переоценку.

Играет свою негативную роль и простое незнание права. Актуально звучат слова И.А. Ильина о том, что "народ, не знающий законов своей страны, ведет внеправовую жизнь или довольствуется неустойчивыми зачатками права".

Правовой нигилизм имеет в нашей стране достаточно широкий масштаб. Как раньше, живем в море беззакония, которое подчас принимает характер национального бедствия и наносит обществу огромный и невосполнимый ущерб.

Представления о праве как указаниях "начальства" настойчиво культивировались в народе - то, что исходит сверху, от властей, то и есть право. Но еще Л. Фейербах заметил: "В государстве, где все зависит от милости самодержца, каждое правило становится шатким".

Даже такой ценитель и пропагандист права, как В.А. Кистяковский, в своей статье в защиту права пишет: "Право не может быть поставлено рядом с такими духовными ценностями, как научная истина, нравственное совершенство, религиозная святыня. Значение его более относительно".

Расхожими стали слова Герцена о том, что жить в России и не нарушать законов нельзя. "Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; совершенно так же поступает и правительство".

С этим созвучна и мысль Салтыкова-Щедрина о том, что суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.

Известны крайне отрицательные суждения Л.Н. Толстого о праве, который называл его "гадким обманом властей". Так что несоблюдение законов - устойчивая российская традиция.

Сегодня главный источник рассматриваемого зла - кризисное состояние российского общества. Социальная напряженность, экономические неурядицы, распад некогда единого жизненного пространства, региональный сепаратизм, дезинтеграция, морально-психологическая неустойчивость общества и многое другое не только не способствуют преодолению правового нигилизма, но постоянно воспроизводят и приумножают его.

Сложились идеальные условия для тех, кто не в ладах с законом, у кого на первом плане эгоистический интерес. Все это является последствием деформацией правового сознания.

Деформация правового сознания - это неверные, неадекватные, неправильные, ошибочные, искаженные, ложные представления и чувства,

которые отражают отношение человека к юридическим нормам, источникам права, юридической практике.

Выделяют виды деформации правового сознания:

) правовой инфантилизм - несформированность, недостаточность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке;

) правовой нигилизм - отрицание социальной ценности права, осознанное игнорирование требований закона;

) правовой дилетантизм - реализация норм права без достаточных профессиональных знаний о них и отсутствие навыков и опыта их реализации на практике;

) правовой фетишизм (от франц. fetiche - идол - талисман), культ неодушевленных предметов - фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами) - это неверные, неточные, абстрактные представления о роли и значении юридических средств (норм, нормативных правовых актов) в решении практических юридических задач.

) правовой догматизм - одно из течений в буржуазной юриспруденции, отрицающее необходимость исследования вопроса о сущности и происхождении права, закономерностях его развития, взаимоотношении права с другими явлениями общественной жизни.

Это течение ограничивает задачи науки права описанием и обобщением материала, содержащегося в положительном (действующем) праве, юридическими определениями, формальным анализом юридических понятий и классификацией юридических норм. Название своё это направление получило потому, что его представители (Остин - в Англии, Меркель, Бирлинг, Зомло - в Германии и др.) единственным объектом изучения объявляют "догму права", т.е. сами по себе правовые нормы, взятые изолированно и рассматриваемые как нечто, не подлежащее критике.

Порочность методологии состоит, прежде всего, в том, что это направление (так же, как и другие течения в буржуазной юриспруденции) маскирует классовую сущность права, чтобы оправдать существующий буржуазный правопорядок. Кроме того, особенно резко обнаруживается стремление совершенно изолировать правовую часть надстройки от всей системы общественных отношений и рассматривать право как нечто самодовлеющее и не зависящее от соответствующего экономического базиса и от обусловленной им политики господствующего класса. Реакционная сущность обнаруживается, в частности, в том, что представители этого течения особенно ревностно пропагандируют идею "незаконности" пролетарской революции, поскольку последняя "противоречит" буржуазному праву.

Догматическое направление в праве широко используется в настоящее время идеологами буржуазии крупных капиталистических держав для узаконения их вмешательства во внутренние дела других капиталистических стран, а также против трудящихся масс, стремящихся освободиться от империалистического ига.

Советско-Российская юриспруденция возникла, развивалась, и развивается в непримиримой борьбе против всех буржуазных направлений в праве. Так, в свое время были разоблачены и обезврежены попытки отдельных юристов, являвшихся рупором враждебных классов, использовать характерную аргументацию (догматический метод) для защиты интересов эксплуататорских элементов для борьбы сначала против политики ограничения и вытеснения эксплуататорских классов, а затем против политики их ликвидации.

Говоря о Конституции Российской Федерации, то основополагающим является тот факт, что ее в большей степени не чтят не только граждане Российской Федерации, но и уполномоченные органы. Если она мешает - ее игнорируют. Так, например, срок пребывания Президента РФ на своем сроке по инициативе президента сменился с четырех лет до шести лет. Это доказывает малую значимость и вес Конституции РФ, если ее так просто можно переписать.

Соответственно нет и конституционной законности, а есть конституционный нигилизм, неуважение к главному Закону государства.

Существует мнение, что самый законопослушный народ - англичане. Их склонность к скрупулезному соблюдению установленных правил граничит с педантизмом. Мы же, к сожалению, прослыли как самая незаконопослушная нация. Для многих из наших соотечественников ничего не стоит обойти закон, схитрить, словчить, нарушить запрет, не подчиниться предписанию, сплутовать. Этого почти не стесняются, этим нередко даже бравируют.

Не выработано исторически благоговейного, почтительного отношения к закону, его святости и незыблемости, в том числе к высшему правовому акту - Конституции.

Правовой нигилизм - продукт социальных отношений, он обусловлен множеством причин и следствий. В частности, он подпитывается и такими реалиями наших дней, как политиканство и циничный популизм лидеров всех рангов, борьба позиций и амбиций, самолюбий и тщеславий. Дают о себе знать эгоизм и властолюбие старой и новой бюрократии, некомпетентность и бестолковость чиновников.

Последнее - традиционно больное место нашей государственности. Пушкинское "он чином от ума избавлен" подтверждается на каждом шагу. Полузнайство, невежество, дилетантство разрушают всякую правовую ткань, любые разумные юридические установления.

О "гнете бездушной государственной машины" говорится во втором президентском Послании Федеральному Собранию. В нем подчеркивается, что в последние годы "бюрократический аппарат почувствовал свою бесконтрольность, пытается подчинить своим корыстным интересам государственные институты. По-прежнему сильна старая технология власти, основанная на политическом и идеологическом принуждении, по-прежнему велика роль случая и субъективизма при принятии государственных решений.

Как и раньше, преобладает директивное управление, а не управление посредством закона".

На личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух качествах: как состояние умов, чувств, настроений и как образ действий, линия поведения.

Линяя поведения - это индикатор вредности и опасности явления.

Поступки - плоды помыслов, поэтому именно по поступкам можно судить о реальном наличии и последствиях правового нигилизма. Он может быть активным и пассивным, стойким и спонтанным, постоянным и ситуативным, проявляться в виде простого фрондерства, иметь личные причины, когда, скажем, гражданин недоволен судом только потому, что его осудили, а закон плох потому, что предусмотрел наказание за совершенное им деяние. Нигилизм возникает и как результат неудовлетворенности субъекта своим социально-правовым статусом, неадекватным, по его мнению, собственным потенциальным возможностям.

Не последними причинами правового и нравственного нигилизма, деформации правосознания являются изъяны в следственно-прокурорской и судебной практике. Еще классики утверждали: есть два способа разложить нацию - наказывать невиновных и не наказывать виновных. У нас допускается и то и другое.

Устранение этих уклонов - один из путей формирования высокой правовой культуры общества, чувства законности и справедливости.

В названном выше президентском документе отмечается: "Большую обеспокоенность вызывает судебная практика вынесения необоснованно мягких, а то и оправдательных приговоров в отношении лиц, совершивших тяжкие преступления.

От одной крайности, когда господствовал обвинительный уклон, бросились в противоположную. Этим наносится двойной ущерб: преступники отделываются легким испугом, а у сотрудников правоохранительных структур просто опускаются руки".

Заключение


Еще в глубокой древности Римское Право рассматривало справедливость, выводимую из равноправия, как основной принцип правореализации.

Но даже сегодня изучение правосознания является актуальным. Из этого следовало название темы курсовой работы: "Правосознание: понятие и структура" является насущной проблемой для современного изучения.

Исходя из введения, данная курсовая работа полностью опирается на теорию, а именно на российское законодательство, нормативно-правовые акты, международные пакты и т.д.

Целями курсовой работы являлись:

Рассмотрение понятия и содержания правового сознания;

Изучение классификации правового сознания;

Исследование общественного мнения как особой формы правового сознания;

Выделение аномалии правового сознания.

Предметом изучения правосознания являлись общественные отношения.

Объектом изучения правосознания являлись нормативно-правовые акты и процесс их создания, реализация правовых норм в правоотношениях.

Правосознание оказывает серьезное мотивационное воздействие на поведение людей, то есть это некое субъективное восприятие правовых явлений людьми. При этом правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей, действуя согласно с установленными законодательством нормами права, то есть, соблюдая или нарушая данные предписания.

Субъектом правосознания выступали отдельные люди, социальные группы и общество в целом.

В ходе работы мы изучили:

Трактовки термина "Правосознание" в представлении российской и зарубежной юриспруденции;

Формы общественного сознания;

Структуру правосознания;

Классификацию правосознания;

Виды аномалий правосознания.

Кроме теоретических аспектов, мы провели социологический опрос, в котором выявили уровень правосознания населения Российской Федерации, студентов в частности.

Изучив критерии правосознания, мы можем сделать выводы о том, что правосознание отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.

Как особая форма общественного сознания правовое сознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств индивидов, их объединений или всего общества относительно права и его роли.

По своей структуре правосознание разделяется на правовую психологию и правовую идеологию.

Классификация правового сознания разниться в пределах массовости человеческих взаимоотношений.

Правосознание служит саморегулятором поведения людей и придает ему целенаправленный характер. Оно ориентирует субъектов права в разных правовых ситуациях, позволяет сделать правильный выбор, принять юридически значимое решение.

Правосознание проявляется на всех стадиях механизма правового регулирования, влияет на функционирование практически каждого элемента правовой системы.

Российская Федерация развивается более чем стабильно, опираясь на нормы поведения в российском обществе. Но многим гражданам все равно, что происходит в нашем обществе. Это говорит о низком уровне правосознания нашего населения, которые происходят под давлением имеющегося политического режима.

Аномалия правового сознания в Российской Федерации чаще всего проявляется и ярко выражена в правовом нигилизме, то есть граждане нередко выражают отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.

Список используемой литературы


Нормативно-правовые акты:

1.       Конституция Российской Федерации, ст.49

2.       "Всеобщая декларация о правах человека" (1948 г). Ст.11, 18, 19, 20.

.        "Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод" (1950 г.). Ст.6 (b, d), 9,10.

.        "Международный пакт о гражданских и политических правах" (1966 г.) Ст.2, 14, 18, 19.

.        "Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах" 1966 г. Ст.3, 15.

.        Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, ст.14

Литературные и электронные ресурсы:

7.       Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006. - 736 с. - с.350.

8.       Новая философская энциклопедия: в 4-х т. / Предс. научно-ред. совета В.С. Степин; Институт философии РАН, Национальный общественно-научный фонд. - М.: Мысль, 2010 - Т.3: Н-С. - 696 с. - с.589-591.

.        Мелехин А.В. Теория государства и права: учеб. / А.В. Мелехин. - М.: Маркет ДС, 2007. - 640 с.

.        Общая теория права и государства: Учебник / Под ред.0-28 В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 520с. - с.38.

.        Популярный юридический энциклопедический словарь/ Редкол.: О.Е. Кутафин, Н.Л. Туманова, И.В. Шмаров. - М.: РИПОЛ классик, 2002. - 796 с. - с.565.

.        Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2004. - 512 с. - с.243.

13.     Электронная библиотека правоведа Студилова // электронный ресурс // http://www.studylaw. narod.ru/ lazarev/lazarev_1_1_12. htm <http://www.studylaw.narod.ru/ lazarev/lazarev_1_1_12.htm>

.        Реализация конституционных идей России // электронный ресурс // <http://www>. zonazakona.ru/law/ comments/463/

.        Теория государства и права в 2 частях. Т.2. Теория права. М.: Изд. "Зерцало", 2000. С.378., Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М.: Изд. "Юридическая литература", 1973. С.65.

.        Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2004. - 512 с. - с.243.

.        Перевалов В.Д. Теория государства и права.М. 2005. С.189.

.        Виды правосознания // электронный ресурс // <http://unformal.net/teoryapravat15r2part1.html>

.        Академия Управления При Президенте Республики // электронный ресурс // http://www.zko-ural.ru/akademiya_upravleniya_pri_prezidente_respubliki-otp_lektsii/79/

.        Литвякова А.Б. Теория государства и права, 2007 // электронный ресурс // <http://www.bibliotekar.ru> /teoria-gosudarstva-i-prava-7/151. htm

.        Правовое сознание и правовая культура // электронный ресурс // <http://potapovrod.ru/teoria-prava-i-gosudarstva/pravovoe-soznanie-i-pravovaya-kultura>

.        Политическое и правовое сознание // электронный ресурс // http://shporiforall.ru/shpory/fil-v-asp/49-politicheskoe-i-pravovoe-soznanie.html

.        Общественное сознание и его формы // электронный ресурс // http://ивтб. рф/wiki/doku. php? id <http://ивтб.рф/wiki/doku.php?id>= examination: philosophy: question48

.        Дело Pussy Riot и международно-правовые акты, подписанные Россией. Версии, дискуссии, мнения http://echo. msk.ru/pda/blog/esquire_755/940894-echo/ <http://echo.msk.ru/pda/blog/esquire_755/940894-echo/>

.        ОНЮА. Теория государства и права. Экзаменационные ответы 2011, 2011 // электронный ресурс // http://учебники-бесплатно. рф/gosudarstvo-pravo-shpori/deformatsiya-pravovogo-soznaniya-pravovoy.html <http://учебники-бесплатно.рф/gosudarstvo-pravo-shpori/deformatsiya-pravovogo-soznaniya-pravovoy.html>

.        Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С.23-24.

.        Фейербах Л. Философские произведения. Т.1. М., 1955. С.643.

.        Кистяковский В.А. В защиту права. Интеллигенция и правосознание // Вехи. Из глубины. М., 1991. С.122.

.        Герцен А.И. Собрание сочинений. Т.7. М., 1950. С.251.

.        ДОГМАТИЗМ В ПРАВЕ // электронный ресурс // http://determiner.ru/dictionary/630/word/dogmatizm - v-prave <http://determiner.ru/dictionary/630/word/dogmatizm -v-prave>

.        РГ. 1995.17 февраля.

Журналы и газеты:

32.     The New York Times // электронный ресурс // <http://www.nytimes.com/2012/08/18/world/> europe/suspense-ahead-of-verdict-for-jailed-russian-punk-band.html? pagewanted=all

33.     Московский комсомолец // электронный ресурс // <http://www.mk.ru/politics/article/2012/> 11/02/769797 - miru-pokazhut-istoriyu-pussy-riot.html

34.     Газета The New Times // электронный ресурс // <http://newtimes.ru/articles/detail/> 54869? sphrase_id=2620783


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!