Фискальная политика и ее особенности в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    436,35 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Фискальная политика и ее особенности в России

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы фискальной политики

1.1 Понятие фискальной политики

1.2 Виды фискальной политики

1.3 Инструменты фискальной политики. Кривая Лаффера

Глава 2. Фискальная политика России

2.1 Налоговая система России

2.2 Структура государственных расходов России

Глава 3. Анализ эффективности российской фискальной политики и перспективы ее развития

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через госбюджет, составляют главную экономическую силу современного государства. Отсюда столь пристальное внимание к налогам и бюджету и большое воздействие фискальной политики на всю жизнь общества.

К.Р. Макконнелл и С. Л Брю определяют фискальную политику как "манипулирование государственным бюджетом - производственными расходами и налогообложением - для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции".  Фиск (от латинского fiscus) - государственная казна, казначейство. В царской России были податные службы. Фискалы - в первоначальном смысле слова - сборщики податей, мытари.

В современном мире фискальная политика является стержнем финансовой политики и составной частью экономической политики государства. Она соединяет в себе целый спектр форм финансовой политики - бюджетную, налоговую и политику расходов и доходов. Таким образом, основными целями финансовой политики является мобилизация денежных средств, необходимая государству, их распределение и использование для решения социальных и экономических проблем страны.

Экономика - это замкнутая система, и ее функционирование определяется законами статики: колесо вертится в ту сторону, где нарушено равновесие. Поэтому фискальная политика может проводиться как в целях оказания воздействия на уровень совокупного спроса, так и для стимулирования фирм и людей заниматься или, напротив, не заниматься теми или иными конкретными видами деятельности. Фискальная политика, определяемая действиями государства в области получения доходов, объема и направлений государственных расходов, может быть нацелена на стабилизацию и экономический рост.

Тема фискальной политики и ее роль в государственном регулировании экономики на сегодняшний день весьма актуальна, так как социально-экономическое развитие в России во многом зависит от государственной фискальной политики. На протяжении практически всех 90-х годов прошедшего столетия одним из главных факторов, сдерживающих рост производственной активности в России, была нерациональная фискальная политика.  Чрезмерное налоговое бремя привело к снижению предпринимательской активности, развитию теневого сектора экономики и обострению бюджетных проблем страны. Также критическое состояние материального производства, в котором была занята подавляющая часть населения России, вызвали глубокие социальные деформации в обществе, из которых наиболее существенной явилось нарушение нормальных пропорций формирования денежных доходов населения. Но с 1999 года начинают нарастать темпы экономического роста благодаря высоким ценам на экспортные товары, урегулированию проблем внутренней и внешней задолженностей и некоторым политическим факторам.

В данной работе была преследована цель рассмотреть проблемы и особенности осуществления фискальной политики на территории РФ фискальной политики, проводимой правительством РФ.

Глава 1. Теоретические основы фискальной политики


1.1 Понятие фискальной политики


Под фискальной политикой понимается политика государства, в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью их воздействия на экономику.  Под государственными расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг. Это могут быть самые различные виды закупок, например, строительство за счет бюджета дорог, школ, медицинских учреждений, объектов культуры, закупки сельскохозяйственной продукции, внешнеторговые закупки, закупки военной техники и т.д. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно, говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.

Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Сложившийся в России большой дефицит государственного бюджета превышает разумные пределы и приводит к финансовой разбалансированности народного хозяйства. Поэтому весьма актуальным является вопрос о повышении эффективности государственных расходов, придании им регулирующей роли в обеспечении стабильности социально-экономического развития, формировании нового качества экономического роста. Следует подчеркнуть, что любое государство, независимо от его политического строя, проводит ту или иную фискальную политику, поскольку для своего существования и функционирования оно нуждается в финансовых ресурсах, которые получает за счет налогов. Но главная задача фискальной политики - не столько обеспечить сбалансированность бюджета, сколько сбалансировать макроэкономическую систему.  При недостатке частных расходов для поддержания совокупного спроса необходимо увеличение государственных расходов. Потребительские расходы населения, расходы предприятий по инвестициям производятся отдельными субъектами и не всегда взаимосочетаются между собой. Фискальная политика позволяет скорректировать динамику ВНП в желаемом направлении.

Политика государственных расходов и налогов является одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, направленных на стабилизацию экономического развития. Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, а следовательно, и на объемы национального производства и занятость населения. В связи с этим известный западный экономист Дж. Гэлбрейт отмечал, что налоговая система стала превращаться из инструмента повышения государственных доходов в инструмент регулирования спроса, который, по его мнению, является органической потребностью индустриальной системы.

Фискальная политика является довольно сильным инструментом в борьбе с негативными явлениями циклического характера развития экономики. По сути дела главная задача фискальной политики - сгладить недостатки рыночной стихии путем сознательного воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение на рынке. Но надо учитывать, что ни один инструмент в экономике не является на 100% идеальным.

Налоговая политика правительства, которая, как мы знаем, является частью фискальной политики, имеет также своей целью воздействие на распределение ресурсов в экономике. Влияние правительственной политики на эффективность распределения ресурсов имеет особое значение для микроэкономической политики. Примером этого могут служить предоставляемые сельскому хозяйству субсидии, нацеленные на повышение и возможную стабилизацию доходов фермерских хозяйств. Методы налогообложения также могут оказывать влияние на распределение ресурсов. Так, изымая часть доходов от трудовой деятельности, подоходный налог воздействует на тот объем работы, который люди хотели бы выполнять. А облагая налогом доходы в форме процентов и дивидендов, тот же подоходный налог влияет и на величину нормы прибыли, которую люди получают по своим сбережениям, и таким образом может воздействовать на уровень сбережений.

Таким образом, среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются:

устойчивый рост национального дохода,

умеренные темпы инфляции,

полная занятость,

сглаживание циклических колебаний экономики.

1.2 Виды фискальной политики


Фискальная политика как способ финансового регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов - налогообложения и государственных расходов. В связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и встроенных стабилизаторов.

При дискреционной политике государство сознательно регулирует налогообложение и бюджетные расходы для улучшения экономического положения страны. Это регулирование различно на разных фазах экономического цикла. Так, во время кризиса государство увеличивает свои расходы, снижает налоги, что способствует расширению покупательского спроса. При подъеме производства, сопровождающемся инфляцией, государство сдерживает деловую активность.

Фискальная политика, основанная на встроенных стабилизаторах, использует такой механизм, который без участия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах экономического цикла.

Автоматическая фискальная политика - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства, посредством автоматических стабилизаторов.

Автоматические стабилизаторы - это такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВНП на изменения совокупного спроса.  Такими автоматическими стабилизаторами являются:

прогрессивная налоговая система, которая сдерживает рост совокупного спроса в периоды экономического роста, так как по мере роста дохода население подвергается более высокой ставке налогов, и, наоборот, при уменьшении дохода, вызванного экономическим спадом, происходит стимуляция совокупного спроса, так как происходит увеличение располагаемого дохода вследствие снижения налоговой ставки.

пособия по безработице и прочие социальные выплаты, которые в ситуации экономического спада увеличиваются вследствие увеличения числа безработных, и, наоборот, при наличии экономического роста, в результате которого происходит снижение безработицы, данные выплаты автоматически снижаются.

Преимущество автоматических стабилизаторов состоит в том, что они уменьшают неравенство в доходах. Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих. Кроме того, стабилизаторы уже встроены в систему, не требуется решения ни законодательной, ни исполнительной власти, чтобы ввести их в действие. Их суть заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого дохода. Почти все налоги построены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением чистого национального продукта. Это касается подоходного налога на физических лиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.

Рисунок 1 Встроенные стабилизаторы, где: G - государственные расходы; Т - налоговые поступления

На графике размеры государственных расходов постоянны. На самом же деле они меняются. Но эти изменения зависят от решений парламента и правительства, а не от роста ВНП. Поэтому график не показывает прямой связи государственных расходов от увеличения ЧНП. Налоговые же поступления во время подъема растут. Это происходит потому, что увеличиваются продажи и доходы. Изъятие же части доходов налогами сдерживает темпы экономического роста и инфляции. В результате действующих сил, помимо усилий правительства, предотвращается перегрев экономики из-за диспропорций во время подъема.

В этот период налоговые поступления превышают государственные расходы (T>G). Возникает излишек - профицит государственного бюджета, который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым в депрессивный период экономики.

График отображает и падение налоговых поступлений в период, когда ЧНП уменьшается, т.е. падает производство, что ведет к образованию дефицита государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступлений сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса, хозяйственная конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические риски, что спровоцировало дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений в этот период объективно оберегает общество от нарастания кризиса и ослабляет падение производства.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний, а только ограничивают размах этих колебаний. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

Дискреционная фискальная политика включает регулирование государственных расходов и налогов в целях устранения циклических колебаний выпуска продукции и занятости, стабилизации уровня цен, стимулирования экономического роста.

Выделяют стимулирующую и сдерживающую дискреционную политику.

Стимулирующая фискальная политика или, как ее часто называют, политика экономического роста в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление экономического спада и предполагает создание дефицита государственного бюджета путем роста государственных расходов либо посредством сокращения налогов.  В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

Сдерживающая фискальная политика осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.

В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.

И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии. Таким образом, приходим к выводу, что эффективная фискальная политика должна опираться, с одной стороны, на механизмы саморегулирования, заложенные в экономическую систему, а с другой - на тщательное, осторожное дискреционное регулирование экономической системы со стороны государства и его органов управления.

1.3 Инструменты фискальной политики. Кривая Лаффера


Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики.

Налоги - нормативная форма обложения доходов физических и юридических лиц, характеризующаяся обязательностью и срочностью платежа.

В условиях рыночной экономики налоги выполняют две функции: фискальную и экономическую. С помощью первой образуются государственные денежные фонды, создаются условия для функционирования государства, объективные предпосылки для его вмешательства в экономику и тем самым предопределяется экономическая функция. Экономическая функция же означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывает серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество. Косвенные налоги - это налоги на товары или услуги,

В соответствие с государственным устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на государственные и местные.

Государственные налоги взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет. К ним относят подоходный налог, налог на прибыль предприятий, таможенные пошлины и др.

Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет.

В зависимости от характера взимания налоговых ставок, налоги делят на:

пропорциональные. Пропорциональный налог - это налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм.

прогрессивный налог. Прогрессивный налог - это налог, средняя ставка которого повышается по мере роста суммы.

регрессивный. Регрессивный налог предполагает уменьшение процента изъятия суммы по мере ее роста.

Снижение налогов увеличивает располагаемый доход и потребление. Рост потребления вызывает расширение совокупного спроса, что в краткосрочном периоде (когда цены постоянны) стимулирует рост объема производства, доходов, снижает уровень безработицы. Со временем, однако, когда ВНП достигнет своего потенциального уровня, рост совокупного спроса приведет к повышению цен.

Повышение налогов снижает располагаемый доход, потребление и, следовательно, приводит к сокращению совокупного спроса, объема выпуска, доходов и занятости.

Рассмотрим, как изменится потребление (С), если правительство взимает аккордные налоги, не зависящие от уровня доходов и налоги, величина которых зависит от уровня дохода.

Введение аккордного налога (T) снижает личный доход (Y) до уровня располагаемого (Y-T). Уменьшение дохода приводит к сокращению потребления:

с  до  (1.1)

где С1 - уровень потребления до введения налога;

С2 - уровень потребления после введения налога;

С0 - уровень потребления при нулевом доходе;

Y - доход;

Т - налог.

Другая, более типичная, ситуация наблюдается, когда налоговые изъятия зависят от уровня дохода. В этом случае, общая сумма налоговых выплат равна t (Y), а величина располагаемого дохода:

, (1.2)

соответственно, потребление после введения налога (С2) составит:

. (1.3)

Таким образом, введение налога, отражается на величине потребления, совокупном спросе и опосредованно на равновесном ВНП.

Влияние введения налога на равновесный ВНП представлено на рисунке:

Рисунок 1 - Влияние увеличения налогов на объем производства (ВНП)

Первоначально, когда совокупные расходы (АD1) включали потребление на уровне С0 + МРС (Y) и инвестиции (I), экономика находилась в состоянии равновесия при ВНП, равном Y1. Введение налога (Т) снижает потребление до уровня С0 + МРС * (Y - Т), что ведет к сокращению совокупных расходов до АD2. В результате равновесный объем производства сокращается до уровня Y2.

Снижение налогов вызовет противоположный эффект - объем производства будет увеличиваться.

Подобно государственным закупкам, налоги обладают множительным, мультипликационным эффектом - если налоговые отчисления сократятся (увеличатся) на величину , то равновесный ВНП изменится на величину большую, чем .

Налоговый мультипликатор (MRT) - это коэффициент, показывающий, насколько сократится (увеличится) равновесный ВНП при увеличении (уменьшении) налоговых платежей.

Налоги, изменяя величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение, поэтому изменение ВНП в результате введения или изменения величины налогов зависит от соотношения, в котором прирост дохода распадается на потребление и сбережение.

Отсюда: налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению (MPC) к предельной склонности к сбережениям (MPS):

 (1.4)

В случае, если речь идет о пропорциональных налогах, значение мультипликатора меняется.

Поскольку предельная склонность к потреблению корректируется на величину налоговой ставки, постольку и налоговый мультипликатор приобретает вид:

 (1.5)

Итак, изменение ВНП в результате изменения налогов равно величине этого изменения, умноженной на налоговый мультипликатор:

. (1.6)

Подобно мультипликатору государственных расходов, налоговый мультипликатор действует в обоих направлениях.

Следует отметить, что поскольку все государственные расходы непосредственно входят в совокупный спрос, и их изменение полностью отражается на его величине, то мультипликатор государственных расходов "сильнее", больше налогового мультипликатора.

Государственные расходы - это затраты на содержание института государства, а также правительственные закупки товаров и услуг. Закупки государства в свою очередь подразделяются на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.  Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Расходы идут на военные, экономические, социальные цели, на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность, на содержание аппарата управления.

Направленность воздействия государственных расходов на объем производства, доходы и занятость противоположна воздействию налогов. Рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции, увеличению доходов, снижению безработицы. Однако, все это справедливо только в том случае, если прирост государственных расходов финансируется не за счет увеличения налоговых платежей, а источником роста государственных расходов является сознательно планируемый бюджетный дефицит.

Снижение государственных расходов вызывает обратную реакцию: падение производства и доходов, рост безработицы. При изменении государственных расходов получается мультипликативный эффект-цепочка вторичных, третичных и т.п. потребительских расходов, которые влекут за собой увеличение национального продукта. Мультипликатор государственных расходов показывает прирост ВНП в результате приращения на единицу:

, (1.7)

где Myg - мультипликатор государственных расходов;

 - изменение государственных расходов.

Если прирост государственных расходов равен 10 ед., а прирост ВНП составил 20 ед., то это значит, что мультипликатор государственных расходов равен 2 ед. Т.е. каждый рубль государственных расходов обеспечивает приращение ВНП в 2 ед.

 (1.8)

Также мультипликатор государственных расходов можно найти, зная предельную склонность к сбережениям.

 (1.9)

где MPS - предельная склонность к сбережениям.

Зная величину мультипликатора можно прогнозировать увеличение (уменьшение) ВНП в результате увеличения (уменьшения) правительственных закупок. Чем выше значение мультипликатора государственных расходов, тем более мощным средством регулирования национальной экономики является дискреционная фискальная политика.

Как видно из предыдущего изложения, изменения налогов и государственных расходов действуют на экономику разнонаправлено. Тогда что же происходит при одновременном изменении налогов и государственных расходов?

Фискальная политика, предусматривающая равное увеличение налогов и правительственных налогов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета, суть которого состоит в том, что равное изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению равновесного выпуска на ту же величину.

Предположим, что налоги и государственные расходы возросли на одну и ту же величину.

Под влиянием роста государственных расходов совокупный спрос возрастет, а под влиянием роста налогов сократится. При этом, поскольку мультипликатор правительственных расходов "сильнее" налогового мультипликатора, окончательный, суммарный результат будет состоять в приросте выпуска продукции, равном увеличению налогов и правительственных расходов.

Кривая Лаффера

Фискально государство воздействует на увеличение или уменьшение национального производства путем варьирования налоговых ставок и осуществления государственных расходов. Теоретическим обоснованием этих действий стали расчеты американского экономиста А. Лаффера, доказавшего, что результатом снижения налогов является экономический подъем и рост доходов государства (кривая Лаффера).

  

Рисунок 1 - Кривая Лаффера

По абсциссе на этом графике откладывается величина процентной ставки r, а по ординате - величина налоговых поступлений R. Если r=0, государство никаких налоговых поступлений не получит. Коль скоро r=100%, начисто отпадают всякие стимулы к производству (ибо все доходы производителей изымаются), т.е. результат для государства аналогичный - нулевой. При любых же других значениях (r<0<100%) государство налоговые поступления в том или ином размере получает. При каком-то конкретном значении ставки (r=r0) общая сумма этих поступлений становится максимальной (R0=Rmax). Отсюда вытекает следующий вывод: рост процентной ставки только до определенного значения (r=r0) ведет к увеличению налоговых поступлений, дальнейшее же ее повышение обусловливает, напротив, их уменьшение. Так, R0>R1, R0>R2.

Общие свойства кривой Лаффера могут быть охарактеризованы следующим образом: поскольку при ослаблении налогового пресса одни субъекты производства начинают работать более интенсивно, максимизируя свой доход, а другие достигают желаемой величины последнего с меньшими усилиями, рассматриваемая кривая является пологой и относительно слабо реагирует на незначительные изменения налоговых ставок. Кроме того, реакция экономических субъектов на динамику этих ставок проявляется не мгновенно, а через какой-то временной интервал.

Кривая Лаффера отражает объективную зависимость роста доходов государства от снижения налоговых ставок. В то же время теоретически выявить величину r0 невозможно, она определяется эмпирическим путем. При этом крайне важно выявить, где находится фактическая налоговая ставка - справа или слева от r0. А поскольку кардинальные макроэкономические эксперименты чреваты серьезными потрясениями, на этот вопрос обычно отвечают на основе анализа реакции производителей на налоговые льготы в тех или иных конкретных отраслях.

Трансфертные платежи. Трансфертные платежи - форма перераспределения части мобилизованных в доходы государственных денежных средств, денежные выплаты из государственного бюджета бюджетных средств предпринимательским организациям, перераспределение в пользу нуждающихся. Их часто называют передаточными платежами, они осуществляются в следующих формах: субсидий предприятиям; государственные денежные выплаты на социальные нужды, в частности финансовая помощь нетрудоспособным, безработным, лицам живущим на грани нищеты. Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены определенным группам населения.

фискальная политика россия налог

Снижение налогов. Эффект сокращения налогов в некотором смысле аналогичен увеличению государственных расходов. Совокупный спрос будет расти, процентные ставки - увеличиваться и может наступить сокращение инвестиций в частном секторе. Однако влияние на расходы потребителей будет большим. Сокращение налогов приведет к росту мультипликатора, уменьшая эффект любого увеличения совокупного спроса.

Тип налога, например, личного подоходного налога, налога на корпорации, налога на продажи, налога на недвижимость, акцизного налога и т.п., имеет важное значение, так как каждый из них будет оказывать различное влияние на экономику, включая стимулы экономического роста и экономическую эффективность. Например, личный подоходный налог или налог на корпорации может привести к снижению заинтересованности в нововведениях и желания работать сверхурочно, в то время как налог на продажи не вызывает никакого эффекта.

Увеличение аккордного налога приведет к уменьшению совокупных расходов, но не вызовет изменения мультипликатора, в то время как увеличение ставки личного подоходного налога приводит к уменьшению потребительских расходов и снижению мультипликатора.

Подведя итоги можно сказать, что набор инструментов фискальной политики включает государственные субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, акцизы) путем изменения налоговых ставок или аккордных налогов. Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Например, увеличение аккордного налога приводит к уменьшению совокупных расходов, но не приводит к изменению мультипликатора, в то время как рост ставок личного подоходного налога вызовет уменьшение и совокупных расходов, и мультипликатора. Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации или акциза - в качестве инструмента воздействия оказывает различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие влияние на экономический рост и эффективность экономики. Важное значение имеет также выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным.

Глава 2. Фискальная политика России

 

.1 Налоговая система России


Современная налоговая система в Российской Федерации есть совокупность налогов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории Российской Федерации.

Система налогов Российской Федерации на сегодняшний день включает в себя около 50 их видов. С принятием в полном объеме части второй НК РФ предполагается сократить их количество до 28. По основным бюджетообразующим налогам: НДС, на прибыль организаций, на доходы и имущество физических лиц, акцизам, таможенным платежам и др. Налоговая система РФ приближается к общепринятым налоговым стандартам. Основными налогами в развитых странах, как и в России, являются: подоходные налоги с физических лиц и организаций; налоги с оборота (НДС и акцизы); социальные взносы; имущественные налоги и таможенные пошлины.

По структуре налогов налоговая система РФ наиболее существенно отличается от системы налогообложения большинства развитых стран. В Российской Федерации сформирована преимущественно косвенная система налогообложения, в то время как в большинстве развитых стран преобладает подоходно-имущественное налогообложение. Доля косвенных налогов в отношении ВВП устойчиво преобладает над прямыми налогами. Причем наблюдается тенденция снижения доли прямых налогов, что не соответствует мировым налоговым тенденциям (см. Приложение 3). Это происходит, потому что основная тяжесть налогов должна приходиться, во-первых, на потребление, а не на производство. Во-вторых, источником налоговых поступлений должны быть реальные, а не предполагаемые доходы. Уплата налогов авансом, а также уплата налогов, включаемых в себестоимость продукции, изымает у предприятий оборотные средства, необходимые для возобновления производства.

Налоговая система России построена так, что налоговые платежи возрастают по мере роста цен. Создается иллюзия роста доходности бюджета, тогда как на самом деле увеличивается его дефицитность, поскольку инфляционный фактор еще в большей степени влияет на его расходы. Сравнение доли прямых и косвенных налогов в сумме налоговых поступлений с мировыми тенденциями показывает, что в отличие от ведущих стран мира налоговые поступления в Российской Федерации определяются преимущественно косвенными налогами, и эта тенденция устойчиво сохраняется.

В Российской Федерации в структуре прямых налогов преобладает доля налога на прибыль организаций. Так, по результатам исполнения бюджета 2009 года поступления в Федеральный бюджет от налога на прибыль организаций составили 7,5% от общего объема налоговых платежей, от налога на доходы физических лиц - 4,3%, НДС дал 40,5%, акцизы 2,1%, платежи за пользование природными ресурсами - 10,8%.

Сравнительный анализ структуры прямых налогов позволяет сделать вывод, что налоговая нагрузка на прибыль пока остается высокой, доходы населения невысокими, что не позволяет существенно изменить "центр тяжести" налогового бремени.

Таким образом, основными причинами несовершенства налоговой системы РФ, действовавшей с 1992 г., можно выделить:

отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения;

многочисленность нормативных документов

нестабильность налогового законодательства, не позволяющая предпринимателям видеть перспективу своей деятельности;

чрезмерно жесткие нормы ответственности за нарушение налогового законодательства;

большое количество налогов и т.д.

Но все же на современном этапе реформирования в России немаловажное значение придается обеспечению более равномерного и справедливого распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, что обеспечено в Налоговом кодексе, прежде всего, за счет сокращения огромного количества бессистемно действующих налоговых льгот. Вместе с тем сохранена регулирующая роль налогов, в частности, остались отдельные льготы, направленные на внедрение достижений науки и техники, а также, связанные с осуществлением благотворительной деятельности, защитой малоимущих и слабо защищенных слоев населения.

Федерализм как отличительный признак и принцип налоговой системы России закреплен в ст.72 Конституции РФ. Установление общих принципов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Реально этот принцип проявляется в единстве налоговой системы России, разграничении компетенции трех уровней власти по установлению и введению налогов и сборов и регулированию отдельных элементов юридических составов налогов в пределах их налоговых полномочий, разделении системы налогов и сборов на три уровня (федеральные, региональные, местные) и межбюджетных отношениях, которые претерпевают в настоящее время существенные изменения в сторону укрепления бюджетной вертикали.

Налоговая самодостаточность доходной части бюджетов отмечается пока лишь в 10 регионах РФ. В остальных субъектах Федерации значительная часть региональных и местных бюджетов формируется за счет государственных трансфертов (дотаций, субсидий, субвенций). Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет. Однако, поступления местных налогов и сборов в местные бюджеты незначительны. Их доля за последние 5 лет не превышала 12-15% общей суммы доходных источников местных бюджетов.

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено зачислять в бюджеты субъектов РФ поступления от следующих федеральных налогов: 99% налога на доходы физических лиц; 50% акцизов на этиловый спирт-сырьец из пищевого сырья, спирт этиловый из пищевого сырья (за исключением спирта-сырца), спирт питьевой, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации; 81% платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду.

В заключение рассматриваемого вопроса можно сделать вывод, что налоговая система Росси пока еще далека от совершенства (хотя идеальных моделей нет и не может быть). Многие экономисты и налогоплательщики в недалеком прошлом сравнивали ее с "бетонной плитой", сдерживающей не только развитие, но и нормальный ход производства, отмечали ее выраженную фискальную направленность и неспособность обеспечить стимулирование производства, соблюдение социальной справедливости и т.д. Однако, в 2000-2001 годах Правительством предприняты реальные меры по реформированию налоговой системы в направлении усиления ее регулирующей функции. Значительную роль в пополнении бюджета может сыграть не столько разумная налоговая политика, сколько меры по ужесточению налоговой дисциплины. Это касается прежде всего кооперативов, арендных и совместных предприятий и особенно коммерческих структур, которые зачастую уклоняются от уплаты налогов, находя всевозможные лазейки в законах и инструкциях. Более того, в печати появляются публикации, которые учат людей обходить законы по налогообложению. В последнем случае мы наблюдаем, с одной стороны, что высокие налоги на прибыль и добавленную стоимость, что не дает возможности развернуть производство товаров народного потребления, а с другой, - государство очень много теряет от неуплаты тех вполне законных и обоснованных налогов, от которых уклоняются многие коммерческие структуры.


2.2 Структура государственных расходов России


Государственные расходы играют важную роль в экономике, служат воспроизводству экономических и социальных отношений, дополняют и корректируют рыночный механизм, который может давать сбои, облегчают передачу рыночных сигналов, способствует координации действий рыночных субъектов, а также смягчают дифференциацию социальных групп, свойственную рыночному хозяйству.

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:

) по своей роли в процессе воспроизводства - на затраты, связанные с финансированием материального производства и с содержанием непроизводственной сферы. Такое разграничение позволяет более детально анализировать роль государства и значение бюджета в регулировании экономического и социального развития общества.

) по функциональному назначению - на расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий оборону страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга.

Рассмотрим расходы Федерального бюджета Российской Федерации на 2009 г. Данные приведены в таблице №1 (см. Приложение 3)

Как следует из таблицы, расходы федерального бюджета включают следующие основные группы затрат:

государственная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства;

финансирование:

социально-культурных мероприятий,

обороны страны,

правоохранительной деятельности,

международного сотрудничества,

погашение и обслуживание государственного долга;

финансовая поддержка регионов.

Из всех расходов одним из самых значимых по структуре расходов федерального бюджета России относятся расходы на национальную оборону (12-14%)

Рассматривая военные расходы, различают прямые и косвенные затраты. В состав прямых военных расходов в федеральном бюджете РФ входят следующие расходы:

расходы на содержание армии и флота - выплата денежного довольствия военнослужащим, заработной платы персоналу, затраты на боевую спортивную подготовку и т.д.;

расходы на закупку вооружений и военной техники;

расходы на капитальное строительство;

затраты на НИОКР;

расходы на выплату пенсий и пособий военнослужащих;

затраты на покрытие части РФ в общих военных расходах государств-участников СНГ.

Косвенные расходы на оборону, как и в других государствах, включают в себя выплату пенсий ветеранам Вооруженных сил и их семьям, выплаты процентов по военным долгам и т.д.

Главными целями реформы системы финансирования бюджетных расходов на национальную оборону в России являются обеспечение обороноспособности при эффективности расходов, создание механизмов контроля, в том числе гражданского, повышение социальной обеспеченности военнослужащих.

Особое место в расходных частях бюджета занимают расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга. В расходной части бюджета современной России эти расходы занимаю второе место (после социальной сферы), удельный вес которых в федеральном бюджете за 2007 г. составил - 8,6 % от всех расходов государственного бюджета. Это нельзя назвать эффективным и рациональным вложением государственных средств. Приоритетным направлением в области управления государственным долгом Российской Федерации является снижение долгового бремени на экономику страны и расходов федерального бюджета, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга РФ, с учетом графика платежей, и направлением высвобождающихся средств на социально-экономическое развитие, достижение оптимального соотношения между объемами внутреннего и внешнего долга РФ.

Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий (12-15%). Это затраты на образование, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру и искусство, средства массовой информации. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять минимальные потребности населения в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту граждан, повышать уровень их социального обеспечения. Наибольшие суммы направляются на финансирование образования. Приоритетом остается бесплатность образования и здравоохранения. Гарантируется получение бесплатного общего и на конкурсной основе профессионального образования. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение. Являясь финансовой базой осуществления социальных прав - на образование, медицинское обслуживание, социальную защиту и т.д., данные расходы одновременно влияют на общественное производство, способствуя улучшению качественного состава трудовых ресурсов, созданию условий для повышения производительности труда на основе использования научных достижений, ускорению научно-технического прогресса.

В расходы на народное хозяйство главное место занимают отчисления в отрасли сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения и некоторые другие отрасли.

Основные средства направляются в топливно-энергетический и агропромышленный комплексы. Предусматривается финансовая поддержка по комплексному переустройству аграрного сектора. В этих целях средства направляются на проведение земельной реформы, поддержку развития фермерства, создание рыночных отношений в агропромышленном комплексе, жилищное строительство на селе, возведение объектов здравоохранения, школ, строительство дорог, строительство и реконструкцию предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, рыболовецкого флота.

Значительное внимание уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Предусматриваются меры по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособий по безработице, компенсации на питание детей дошкольного возраста, школьников, студентов, по упорядочению заработной платы работников бюджетных учреждений. Крупная часть социальных расходов проходит по внебюджетным социальным фондам (выплата пенсий). Основная тяжесть социальных расходов - 76% в 2006 г. - ложилась на региональные и местные бюджеты, хотя централизация полномочий приводит к постепенному наращиванию социальных расходов федерального бюджета, особенно в образовании и здравоохранении. Внутри регионов финансирование всех социальных отраслей также постепенно перераспределяется вверх - с местного на региональный уровень. Фактически социальные функции и обеспечивающие их расходные полномочия, которые в развитых странах максимально привязаны к уровню местного самоуправления, все дальше "отодвигаются" от самого близкого к населению уровня принятия решений.

В качестве расходной статьи бюджета России входят ассигнования на международную деятельность по пяти основным направлениям: международное сотрудничество; участие в миротворческой деятельности; реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ; международные культурные, научные и информационные связи; экономическая и гуманитарная помощь другим государствам.

Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, к основным принципам которого относятся:

) достижение максимального эффекта при минимальных затратах;

) целевой характер использования бюджетных ассигнований;

) предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;

) безвозвратность бюджетных ассигнований. Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам (10% годовых). Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ развития.

В области расходов бюджета имеют место существенные недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, широко распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств. Бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной политики. Не организовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищенных слоев населения. В связи с этим выделяют основные задачи в области государственных расходов:

1) сократить число федеральных целевых программ, т.е. обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах.

2) снизить расходы на содержание государственного аппарата;

3) продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;

4) повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;

5) снизить уровень дотаций отдельным отраслям;

6) усилить контроль за использованием бюджетных средств;

7) обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование и др.

Глава 3. Анализ эффективности российской фискальной политики и перспективы ее развития


Развитие экономики России длительное время осуществлялось особым путем, отличным от общемировых направлений. В этом состоит главная трудность, в становлении и реформировании фискальной политики в настоящее время.

По мнению большинства предпринимателей и экономистов, один из главных факторов, сдерживающих в России рост производственной активности, - нерациональная фискальная политика, проводимая государством на протяжении практически всех 90-х годов.  Налоговое бремя было чрезмерным и не позволяло производственным структурам вести нормальную экономическую деятельность. В результате оказалось скованной предпринимательская активность. Наиболее важные затратоемкие отрасли автоматически осеклись от прибыльных сфер деятельности и постепенно начали стагнировать. Отклонение от налогов привело к развитию теневого сектора экономики и обострению бюджетных проблем страны.

Задачами фискальной политики в реальном секторе экономики России на современном этапе являются:

совершенствование методов закупок товаров, услуг и подряда для государственных нужд с целью усиления конкурентных основ распределения бюджетных средств;

отказ от детонирования неэффективных производств;

внедрение современных методов размещения на конкурсной основе бюджетных средств, предусмотренных на инвестиции в отрасли промышленности, энергетики и строительства;

Направление бюджетных расходов на финансирование исследований, способствующих развитию экономического и научного потенциала государства.

Реализация фискальной политики в России проводится в сложных условиях трансформации собственности и становлении национального предпринимательства. Это связано с реструктуризацией отраслевой структуры производства, конверсией, переводом отраслей на производство конкурентоспособной продукции, проведением определенной политики по социальной защите населения и т.д.

Транзитивная экономика изменила структуру доходной части государственного бюджета, которая теперь в значительной мере формируется за счет налоговых поступлений. Поэтому главное значение в осуществлении фискальной политики сводится к совершенствованию реформирования налоговой системы и налогообложения.

С начала 2009 года российская экономика борется с последствиями финансового кризиса. Правительство активно участвует в этой борьбе путем стимулирования экономики, в том числе и с помощью крупных государственных расходов. В 2010 году идет продолжение стимулирования, т.е. расходы бюджета снова остаются велики и, вероятно, превзойдут доходы - бюджет остается дефицитным (см. Приложение 2). Однако правительство сообщает, что бюджет-2010 не только дефицитный, но "социальный", а это, по мнению некоторых экономистов, плохо соответствует целям вывода экономики из кризиса.

Объем дефицита бюджета зависит главным образом от доходов бюджета, на которые сильно влияют цены на нефть. Вследствие этого при прогнозировании объемов дефицита госбюджета Минфин и эксперты в значительной степени опираются на прогнозы цен на нефть. Так, 25 июня Минфин закладывал прогноз стоимости нефти в 2010 году на уровне $50 за баррель. Таким образом, объем дефицита госбюджета должен был составить 5,5% от ВВП. В то же время после одобрения основных параметров госбюджета правительством предполагаемый в 2010 году дефицит составил 7,5% от ВВП.  Миссия Международного Валютного Фонда призывает власти ускорить структурные реформы: "Быстрое увеличение расходов госсектора, активная трата нефтяных доходов, которая сейчас происходит, порождает вопросы, может ли правительство эффективно осуществлять расходы. Мы не утверждаем, что нет, мы просто пытаемся сказать, что скорость потребления госсектором нефтяных доходов должна быть основана на тщательном анализе способности госсектора расходовать средства", - говорит Пол Томсен.

В ходе последнего десятилетия российская экономика убедительно доказала, что может поступательно развиваться. Рост реального ВВП за десятилетие (1999-2009 гг.) составил 94 %, инвестиции возросли более чем на 200%, а реальные доходы населения на 137%. Вместе с тем сегодня уже очевидно, что не удалось решить задачу удвоения ВВП к 2010 году, поставленную в 2000. Повышение мировых цен на нефть и прочие сырьевые товары позволило достичь сбалансированности бюджета и усилить роль государства в национальной экономике.

В целях усиления стимулирующей функции налогообложения и увеличения инвестиций экономическая стратегия России должна предусматривать ряд мер:

во-первых, обеспечение стабильного налогового законодательства, нежелательность изменений в налоговой схеме в течение текущего хозяйственного года

во-вторых, четкое определение количества налогов, причем их число не должно быть большим

в-третьих, отсутствие дискриминации налогоплательщиков в зависимости от форм собственности

в-четвертых, установление невысоких налогов для производителей и доступной нормы процента по кредиту

в-пятых, гибкость налоговой системы. Поощрять при спаде производства предприятия, реально увеличивающие объем производства и инвестирующие средства в его рост; за счет освобождения от налогов части прибыли, полученной от увеличения объема реализации. Кроме того, желательно полностью освободить от налогообложения вклады инвесторов и прибыль предприятий, направляемую на развитие производства, НИОКР, содержание объектов социальной сферы

в-шестых, отказ от декларативности в налоговой льготной политике, в результате которой теряется стимулирующее воздействие на производственные процессы. Так, например, новым и реконструированным предприятиям предоставлять льготы не с момента их регистрации, а с момента получения первой прибыли.

При совершенствовании налоговой системы России необходимо учитывать мировой опыт. Налоговая система развитых стран стимулирует НТП, структурную передислокацию ресурсов и рабочей силы, выпуск дефицитной продукции, развитие предпринимательства.

Кроме того, она должна корректировать негативные тенденции: монополизм, рост издержек, спекулятивную активность, инфляцию.

Общая концепция перестройки налоговой системы состоит в направлении содействию экономического роста при одновременной максимизации индивидуального богатства налогоплательщиков и налоговых поступлений в бюджет.

Поэтому экономическая динамика общества будет обеспечиваться через концентрацию налоговых поступлений в бюджет и направлений бюджетных ассигнований на инвестирование средств в различные структуры и программы. А также социально-культурную сферу. Именно через бюджет реализуются прямые и обратные связи по поддержанию макроэкономических пропорций. Налоги выполняют функции ресурсно-денежного обеспечения экономики. А с другой стороны, расширение производства и экономический рост увеличивают объемы налоговых поступлений.

Не смотря на постоянные попытки совершенствования российская налоговая система по-прежнему не лишена недостатков: существует причинно-следственная связь между структурной неадаптированностью нашей налоговой системы к рыночным реформам, снижением реальных налоговых поступлений и инфляционным давлением. Фискальная система России направлена в основном на сбор налогов с крупных государственных предприятий, в то время как вновь созданные корпоративные и частные предприятия зачастую избегают уплаты налогов.

Российская налоговая система должна совершенствоваться по следующим направлениям:

Требуется уменьшение налогового бремени. Оно является чрезмерным, поскольку налоговые изъятия при составлении бюджета государства до сих пор планировались в размере около половины ВНП. Мировой опыт и теоретические разработки, отраженные в виде "кривой Лаффера", показывают, что тот уровень, с которого начинается массовое бегство от налогов, обуславливают низкий уровень собираемости налогов. Кроме того, в результате кризиса неплатежей предприятий подрываются условия непрерывного производства;

необходимо изменение структуры налоговых поступлений за счет поэтапного увеличения уровня налогообложения физических лиц (доходов и имущества), а также налогов на имущество и рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях, что обеспечит рост платежей за использование природных ресурсов. Резкий переход на преимущественное налогообложение физических лиц невозможен, так как невысокие налоги основной массы населения, пока не позволят платить такие высокие налоги;


Заключение


В заключение своей работы я хотела бы сказать словами римского императора Тиберия, жившего еще в 14 - 37 гг. от Р. Х: "Я хочу, чтобы моих овец стригли, а не сдирали с них шкуры". Этой фразой я думаю должна определяться фискальная политика любого государства, т.е. она должна включать собирать сбор разумной суммы налогов с каждого жителя, а скопленный государственный бюджет должен идти на благополучие народа. Фиск - это государственная казна, а государство - это механизм, работающий на нас. Как учредители платят взносы в хозяйственное общество, чтобы потом получить дивиденды, как вкладчики несут деньги в банк, чтобы получить проценты, так и граждане должны платить налоги, чтобы иметь выгоды, которые приносит цивилизация, обязательным атрибутом которой и служит государство. В этом значение фиска, в этом смысл всех финансовых обязанностей и взаимных гарантий человека и государства.

Список использованной литературы


1.       Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов

2.       ФЗ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"

.        Трофимова Т.И. Монетаристская и неокейнсианская модели фискальной политики: Учеб. метод. пособие. - Иркутск: Издательство ИГЭА, 2001. - 43с.

.        Демин С.Ю., Булатова В.Б. Дискреционная фискальная политика России: ее сущность и проблемы развития на современном этапе. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007 - 335 с.

.        Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики: Учебн. Пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 423 с.

.        Носова С.С. Экономическая теория: учебник/С. С, Носова. - М.: КНОРУС, 2007. - 800 с.

.        Экономическая теория: Учебник. - Изд. испр. и доп. /Под общ. ред. акад.В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 672 с.

.        Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. Со 2-го изд. _М.: "Дело ЛТД", 1993. С.527

.        Макконнелл К.Р. Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика В 2-х т.: Пер с англ. Т.1. - М: Республика, 1992. - 928 с.

.        Энциклопедический словарь "Современная рыночная экономика" Государственное регулирование экономических процессов" (подред.В.И. Кушлина, В.П. Чичканова): М., Изд-во РАГС, 2004.

.        Экономическая теория/ Под ред.А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учеб. для вузов. - Спб. УЭФ, Питер, 1999

.        Агапова Т.А., Серегина С.Ф. "Макроэкономика", М. 1999г.

.        Гальперин и др. "Макроэкономика”, СПб. 1997г.

.        Социально-экономическое положение России. 2003 год. Спр. М.: Госкомстат России, 2004

.        Балацкий Е.В. Лафферовы эффекты и финансовые критерии экономической деятельности // Мировая экономика и международные отношения. 2000. №11.

.        Балацкий Е.В. Эффективность фискальной политики государства // Проблемы прогнозирования. - 2000. № 5. с.32-45

.        Центр фискальной политики. - www.fpcenter.ru

18.     18. Бородин А.Ф., Юргенс И.Ю. Структурная модернизация финансовой системы России/Аналитический доклад/Февраль 2010 #"584091.files/image020.gif">

Рис.1 Основные параметры бюджетов России на 2009 и 2010 годы

Источник: www.flime.ru

Приложение 2

 

Диаграмма 1. Распределение средств федеральных бюджетов на 2009 и 2010 гг., млрд руб. Источник: www.flime.ru

 

Приложение 3

 

Таблица 1. Структура государственных расходов России


Источник: www.flime.ru

Приложение 4

 

Доходы федерального бюджета (в числителе - млрд. руб., в знаменателе - % доходов)

Показатели

2006 г. (оценка)

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Всего доходов

6159,1/100,0

6965,3/100,0

6905,6/100

7464,0/100,0

Налог на прибыль организаций

444,4/7,2

571,0/8,2

539,0/7,8

560,2/7,5

ЕСН

310,4/5,0

368,8/5,3

422,1/6,1

475,5/6,4

НДС

1534,5/24,9

2071,8/29,7

2168,5/34,0

2797/40,5

Акцизы

107,5/1,7

126,7/1,8

140,1/2,0

155,8/2,1

Налог на добычу полезных ископаемых

1127,7/18,3

1037,7/14,9

905,4/13,1

806,1/10,8

Внешние таможенные пошлины

1998,8/28,7

1681,8/24,4

1494,1/20,0

Ввозные таможенные пошлины

325,6/5,3

395,3/5,7

475,7/6,9

559,1/7,5

Прочие доходы

373,1/6,1

395,1/5,7

394,6/5,7

393,7/5,3


Источник: О поступлении администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет Российской Федерации в январе-ноябрь 2008 года, - http://www.opora16.ru/cgi-bin/go. pl? i=81

Похожие работы на - Фискальная политика и ее особенности в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!