Конституционное право граждан на образование

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,78 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конституционное право граждан на образование

Оглавление

Введение

І. Сущность и особенности конституционного права граждан на образование

.1 История права на образование

.2 Нормативное содержание конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина в РФ

.3 Сущность и значение конституционных прав граждан на образование

ІІ. Законодательное регулирование и обеспечение конституционных прав граждан на образование

.1 Законодательное регулирование образования как важный элемент реализации конституционного права

.2 Обеспечение конституционных прав граждан на общее образование

.3 Современный этап развития конституционных прав граждан на образование

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложения

Введение

Будучи одним из основных социальных институтов, образование удовлетворяет потребности общества в сохранении и передаче от поколения к поколению системы научных знаний и социальных норм, в создании необходимых условий для социализации личности: ее обучения, воспитания и развития. По мере роста значения человеческого фактора в общественном прогрессе образование становится важнейшим средством формирования нового качества экономических, социальных и духовных отношений общества.

Неудовлетворенность граждан ситуацией в сфере образования в значительной степени снижает уровень доверия к органам государственной власти, негативным образом сказывается на уверенности граждан в завтрашнем дне. Следует учитывать, что представление о социальной справедливости у граждан России устойчиво связано с государственным гарантированием равенства прав граждан на образование.

Субъективное право человека на образование можно определить, как гарантированную государством возможность человека участвовать в непрерывном процессе воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, с целью реализации своей потребности в знаниях, способствующих жизнеобеспечению.

Рассматриваемое право является неотъемлемым (неотчуждаемым), его нельзя передать другому лицу или наследовать, от него нельзя отказаться. Субъект этого права не может отчуждать его в силу того, что оно неотделимо от личности носителя, так как выражается в обладании личностью физической, нравственной и духовной целостностью.

Комплексный характер исследуемой проблемы предполагает необходимость обращения к различным разделам юриспруденции: теории государства и права, конституционному праву Российской Федерации, международному, административному праву, образовательному и военному законодательству.

Право на образование является естественным правом человека. Оно призвано удовлетворить потребности человека в информации и образовании, в этом, и состоит актуальность данной темы.

Цель работы - изучение конституционного права граждан на образование.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

изучить историю права на образование;

изучить нормативное содержание конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина в Российской Федерации;

изучить сущность и значение конституционных прав граждан на образование;

провести характеристику законодательного регулирования образования как важный элемент реализации конституционного права;

проанализировать обеспечение конституционных прав граждан на общее образование;

изучить современный этап развития конституционных прав граждан на образование.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария и списка использованных источников. Во введении определяется актуальность работы, цель, задачи, предмет и объект исследования.

В первой главе рассматривается сущность и особенности конституционного права граждан на образование. Во второй главе проведен анализ законодательного регулирования и обеспечения конституционных прав граждан на образование.

В заключении представлены выводы по итогам исследования. Далее следует список использованных источников, состоящий из 15 источников.

Объект исследования составляет совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе конституционно-правового регулирования в области реализации права граждан на получение профессионального образования.

Предметом исследования являются нормы конституционного права, посредством которых осуществляется нормативно-правовая регламентация комплексного института, гарантирующего реализацию права граждан на получение профессионального образования в Российской Федерации.

I. Сущность и особенности конституционного права граждан на образование

1.1 История права на образование

Многомерность, многоликость, многообразность права обусловливают возможность и необходимость его осмысления под разными углами зрения. Традиционным является выделение двух различных сторон права - субъективной и объективной; причем первая из них (субъективное право) исторически предшествует второй (объективному, или позитивному), поскольку «первородное чувство права», «исконное для человека правовое чувство предшествует и во многом предопределяет позитивное право».

Право в субъективном смысле есть субъективные права (права человека); их содержание следует рассматривать конкретно-исторически, поскольку существующий современный каталог прав человека, зафиксированный в международно-правовых документах и конституциях, - результат длительного исторического развития. Проблематика прав человека сегодня сверхактуальна. Однако, как отмечено в литературе, несмотря на резкое возвышение прав человека глубоко, основательно это явление не изучено, его подлинно научная теория еще не создана. Представляется, что консолидация усилий представителей различных отраслей знания и, следовательно, комплексное осмысление категории прав человека (с общегуманистических, культурологических, исторических, философских, правовых и других позиций) являются верным ориентиром в достижении этой цели.

Право на образование - одно из естественных неотъемлемых основных прав и свобод человека. Под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» (преамбула закона Российской Федерации «Об образовании»); право на образование - право человека на включение в этот процесс и на участие в нем в качестве обучающегося. Оно гарантирует гармоничное духовное развитие индивида и помогает ему стать полезным и полноценным участником социального, политического, духовного и культурного прогресса.

По времени возникновения право на образование относят ко второму поколению прав и свобод человека (так называемые позитивные, возникшие на рубеже XIX-XX вв.), по основным сферам жизнедеятельности человека - к социально-культурным правам и свободам, иногда к социально-экономическим, чаще - к выделяемой в самостоятельную структуру группе культурных (духовных) прав и свобод.

Важнейшими международно-правовыми актами, закрепляющими универсальное право на образование, являются:

Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года (ст. 26);

Пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года (ст. 13);

Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (ст. 28, 29);

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 года

В них содержатся:

) основы международно-правовых стандартов права на образование: обязательность и бесплатность начального образования, открытость и доступность для всех среднего образования (как общего, так и профессионального), доступность для всех высшего образования на основе равенства в зависимости от способностей каждого, свобода родителей (законных опекунов) в выборе образовательного учреждения для своих детей и обеспечении религиозного и нравственного воспитания в соответствии с собственными убеждениями;

) меры, которые нужно принять государствам, подписавшим эти акты, для реализации права на образование: поощрение и интенсификация элементарного образования, активное развитие сети школ всех ступеней, поощрение стремления к получению образования, принятие мер по содействию регулярному посещению школ, обеспечение в государственных учебных заведениях равной ступени равного уровня образования и качества обучения, удовлетворительная система стипендий, доступность информации и материалов в области образования, подготовка преподавательских кадров и улучшение их материальных условий;

) приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и уважение к правам и свободам человека, необходимость образования, содействие взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, расовыми, этническими и религиозными группами.

Подчеркивается также, что отдельные лица и учреждения имеют право создавать частные учебные заведения и руководить ими только при условии соответствия образования в них минимуму требований, установленных государством.

Все более распространено мнение, что право на образование не следует сводить только к общему базовому образованию, оно должно длиться всю жизнь и рассматриваться как непрерывное.

О конституционно-правовом масштабе права на образование в России, возможно, рассуждать применительно к советской эпохе. Приведшие же к устранению абсолютизма и введению конституционного строя замечательные документы начала XX в. - Манифест 17 октября 1905 года, основные государственные законы в редакции 23 апреля 1906 года (зачастую характеризующиеся как первая российская конституция) - декларировали гражданские и отдельные политические права и свободы и, следовательно, права на образование не содержали.

Вообще для императорской России данный вопрос может быть охарактеризован как проблема доступа к образованию. Так, анализируя возможность получения университетского образования - вершины имперской образовательной пирамиды, следует отметить, что законодательство XVIII в. имело незначительные ограничения, что объясняется существенной рецепцией европейского опыта и традицией всесословного образования. Утвержденный императором проект об Академии наук с университетом и гимназией не содержал сословных ограничений, регламентом Академии наук и художеств 1747 года в академический университет допускались все лица, кроме положенных в подушный оклад: по утвержденному проекту об учреждении Московского университета 1755 года студентами не могли быть только крепостные.

Университетские уставы начала XIX в. также не содержали сословных ограничений, требуя лишь необходимый уровень знаний; оговаривалось только, что при поступлении необходимо представить правлению университета свидетельство об окончании гимназии (для необучавшихся в гимназии устанавливался экзамен в специальном университетском комитете) и свидетельство о состоянии. Историограф Министерства народного просвещения Рождественский Сергей Васильевич (1868 - 1934 гг.) отмечал, что при подготовке университетских уставов в Главном правлении училищ высказывалось пожелание о законодательном закреплении нормы о допуске в университеты лиц только свободного состояния; в результате обсуждения это пожелание было отвергнуто, чтобы не подать повода в чужих краях «для неприятных заключений и толков». Действительно, в первоначальный период в реальной практике, например, Московского университета при поступлении требовались законодательно предписанные документы и свидетельство о возрасте.

Однако, в 1813 году предложением министра народного просвещения графом Разумовским Алексеем Кирилловичем (1748 ‒ 1822 гг.), правлению Харьковского университета было разрешено принимать в казеннокоштные студенты лишь молодых людей свободного состояния, а в 1827 году уже Высочайшим рескриптом на имя министра народного просвещения Шишкова Александра Семёновича (1754 ‒ 1841 гг.) предписывалось принимать в университеты и допускать к слушанию лекций только лиц свободного состояния, не исключая и вольноотпущенных, представивших документы о непричислении ни к купечеству, ни к мещанству и т.д. В связи с возникшей в Казанском учебном округе проблемой допуска в университет и гимназии уволенных от обществ казенных поселян в 1832 году министр народного просвещения дополнительно разъяснил положения рескрипта 1827 года и разрешил данную ситуацию.

Последующее законодательство полностью восприняло данную норму. Общий устав российских императорских университетов 1835 года не содержал каких-либо ограничений, но устанавливал требование выдержать при поступлении в университет предварительное испытание по правилам, изданным Министерства народного просвещения. Эти правила, в 1837 году утвержденные министром народного просвещения графом Уваровым Сергеем Семеновичем (1786 ‒ 1855 гг.) в виде опыта (на четыре года), предписывали перечень документов, необходимых для предъявления желающим поступить в университеты, среди них - свидетельства о происхождении и крещении, гимназические аттестаты и увольнительные свидетельства для лиц податного состояния. Таким образом, на примере решения законодательством вопроса о допуске в университеты прослеживается приспособление заимствованных традиций к российским условиям. В соответствии с Общим уставом российских императорских университетов 1863 года, инициатива в вопросах приема была предоставлена университетским советам, разрабатывавшим правила. Сословных ограничений в них уже не было; подробно регламентировались необходимый уровень знаний, приобретение образования низшего звена (в гимназиях) и т.д.

Проблема доступа к образованию, особенно высшему, была актуализирована на рубеже XIX-XX вв. в связи с подъемом революционного движения, обострением «женского вопроса» в образовании. Отчасти потребности женщин в высшем образовании пыталась удовлетворить негосударственная, альтернативная школа; но, как известно, ее дипломы в отличие от государственных вузов не давали служебных прав и преимуществ.

Заметим также, что возможность получения высшего (университетского) образования показана в качестве одного из примеров, и лишь ограниченные параметры статьи не позволяют охарактеризовать проблему доступа к другим ступеням и отраслям образования в дореволюционной России.

Начало конституционного закрепления права на образование связано с принятием Конституции РСФСР 1918 года. Соответствующий ее раздел о правах человека - «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» в специальных исследованиях оценивается весьма критически; отмечается, что в ней не содержалось даже элементарных прав, минимума гражданских (личных), политических, экономических и культурных прав человека. Статья 17 Конституции РСФСР, тем не менее, в качестве одной из задач государства провозглашала предоставление полного, всестороннего и бесплатного образования рабочим и беднейшим крестьянам «в целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знаниям».

Советские Конституции 1936 года и 1977 года (ст. 12 и 45 соответственно) гарантировали гражданам СССР право на образование. В современной России оно обеспечено статьей 43 Конституции Российской Федерации 1993 года, положения которой соответствуют международным стандартам в сфере образования. Так, гарантированы общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе высшего образования (в государственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях). При этом признается обязательность основного общего образования, получение которого контролируют родители и лица, их заменяющие.

.2 Нормативное содержание конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина в Российской Федерации

В отличие от советских конституций на первое место в новой Конституции Российской Федерации выдвинуты гражданские (личные) права и свободы, за ними следуют политические, а уже потом - экономические, социальные и культурные. Сокращен до минимума круг конституционных обязанностей человека и гражданина. Особое внимание в данной главе Конституции Российской Федерации уделено юридическим гарантиям провозглашенных прав и свобод. Среди них следует отметить судебную защиту индивидуальных и коллективных прав и свобод, право обращаться в соответствии с международными договорами России в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмана), ряд принципов уголовного и уголовно-процессуального права, охрану законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, право на получение квалифицированной юридической помощи.

В действующей Конституции Российской Федерации личные права и свободы (ст. 20-29) не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.

Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т. е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;

2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20 Конституции Российской Федерации). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности (ст. 21 Конституции Российской Федерации).

Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 22-25 Конституции Российской Федерации).

Предусмотрены различные формы ответственности за неосновательное вторжение в личную жизнь граждан, за разглашение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Только в строго определенных законом случаях в связи с расследованием уголовных дел и при наличии судебного решения могут быть наложен арест на корреспонденцию и произведена выемка ее из почтово-телеграфных учреждений.

Новым в конституционном закреплении личных прав и свобод является включение такой важной формы свободы личности, как свобода передвижения.

В части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации указывается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В настоящее время сделаны важные шаги к устранению правовых препятствий для реализации этого права. На основе конституционной нормы принят Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года о праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Важной дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26 Конституции Российской Федерации). В официальных анкетах не допускается вопрос о национальности. Как известно, в прошлом печально знаменитая графа пятая в анкетах выполняла далеко не просто познавательную функцию.

Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же, как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и защищает политические права и свободы. Это прямо закреплено в статье 2 Конституции Российской Федерации.

Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства, (ст. 32 Конституции).

Право, закрепленное в статье 32 Конституции Российской Федерации, адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции Российской Федерации).

Рассматриваемое право осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через представителей.

Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Действующее законодательство о референдуме и выборах обеспечивает самые широкие гарантии реализации этих прав граждан.

Формой привлечения граждан к решению государственных дел является их участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32, Конституции Российской Федерации). Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции Российской Федерации). Это право - важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав. Обращения граждан имеют значение и как канал укрепления связей государственного аппарата с населением, как источник информации, необходимой для решения текущих вопросов общественной жизни.

Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции Российской Федерации). Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач.

.3 Сущность и значение конституционных прав граждан на образование

Право на образование - одно из прав человека <#"justify">II. Законодательное регулирование и обеспечение конституционных прав граждан на образование

2.1 Законодательное регулирование образования как важный элемент реализации конституционного права

конституционный право образование

Человечество, входя в 21 век, формирует новые взгляды на общепризнанные ценности, принципы межличностных отношений, роль человека и его производственную деятельность. Многократно возрастает роль образования. К нему предъявляются новые требования. Оно становится необходимым условием благополучия человека. Уровень права граждан на образование становится фактором, определяющим уровень развития общества.

В документах ЮНЕСКО зафиксировано, что «образование не может более рассматриваться как роскошь или привилегия; оно лишь представляет собой абсолютную необходимость. Без широкого охвата образованием в мире не может быть ни демократии, ни справедливости, ни прогресса. Право на образование является всего лишь правом на участие в жизни современного мира».

Выводы, к которым мировое сообщество пришло только в последние годы, в России всегда были «само собой разумеющимися» принципами государственной политики в области образования.

Конституционное право граждан на образование в Российской Федерации зафиксировано в статье 43 Конституции Российской Федерации. Статья закрепляет за каждым право на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а на конкурсной основе - бесплатность высшего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях или на предприятиях.

Конституционное право граждан на образование решает двуединую задачу. С одной стороны, получение образования обеспечивает гражданину его жизненное благополучие, положение в обществе, статус, а с другой - обеспечивает общество и государство образованными кадрами, что определяет темпы развития государства, является определяющим фактором ускорения научно-технического прогресса и усиления экономической мощи страны, фактором стабильности общества и демократии.

В последние годы, как и в предыдущие десятилетия, превалирует понимание образования как отрасли, призванной обслуживать производство. Неслучайно сегодня выкристаллизовывается целого ряда государственных политиков стремление перевести образование на платную систему, мотивируя это нынешней малой потребностью производства в квалифицированных рабочих и специалистах. Особо ярко это тенденция проявилась в ходе разработки среднесрочной программы Правительства Российской Федерации на 1997 - 2000 годы «Структурная перестройка и экономический рост».

Такой подход к образованию ошибочен. Полагается, что при планировании развития образования, его финансовом обеспечении следует исходить из посыла, что государство обязано не только удовлетворить потребность личности на бесплатное получение любого уровня образования (хотя бы один раз), но и стимулировать гражданина к получению образования.

Предложенный принцип государственного подхода к образованию позволит государству решить следующие задачи:

обеспечить стабилизацию положения в обществе, дальнейшее его развитие по цивилизованному пути, ибо уровень образованности общества является основной демократического развития страны;

получить устойчивый экономический рост производства, что подтверждено практикой развития ныне передовых стран мира.

Анализ норм Конституции Российской Федерации, касающихся прав граждан на образование, приводит профессионалов к целому ряду недоуменных вопросов. В то же время, Конституцией Российской Федерации провозглашается общедоступным среднее профессиональное образование, которое никогда не было общедоступным, не является общедоступным сейчас и не рассматривается на ближайшие годы целесообразность постановки такого вопроса, не говоря уже о невозможности реализации этой нормы чисто практически по целому ряду весомых аргументов, в том числе и социального порядка.

Аналогичный вопрос возникает и по поводу конституционного права граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Такой правовой нормы в обществе ранее не было, она не выполнятся сейчас и не может быть выполнена в ближайшие годы. Вызывает вопрос и исключение из прав граждан возможности получения бесплатно на конкурсной основе послевузовского профессионального образования.

Возникла проблема, как быть в сложившейся законодательной ситуации с полной средней школой, профессионально-техническим училищем и аспирантурой, с детским садом и техникумом. В настоящее время сложилось критическое положение с реализацией права граждан на образование. Об этом свидетельствуют:

крайне недостаточное и несвоевременное финансирование образовательных учреждений из бюджетов всех уровней (из защищенных статей бюджета финансировались практически только заработная плата и стипендии);

массовая утечка высококвалифицированных кадров из системы образования;

эксплуатация материально-технической базы образовательных учреждений без последующего ее восстановления (т.е. фактическое ее разрушение);

появление на улицах сотен тысяч не учащихся и неработающих подростков, пополняющих ряды преступного мира;

небывалое падение нравственности в обществе;

угроза пересмотра положений Закона Российской Федерации «Об образовании» с целью лишения образования законодательно зафиксированных приоритетности и размеров ставок и окладов педагогов.

Катастрофический ход событий, а это подтверждается резким ростом забастовок, требует незамедлительных активных действий со стороны законодателей по защите российской системы образования.

Необходимо учитывать, что образование затрагивает интересы почти каждого второго жителя России, ибо сегодня в системе образования работает более 6 миллионов человек, а обучается - свыше 30 миллионов! (для сравнения: число граждан, занятых в промышленности - около 20 миллионов, в сельском хозяйстве - 10,3 миллиона, в строительстве - 7,1 миллиона человек).

Таким образом, можно зафиксировать, что разработка и принятие законов в области образования является жесткой необходимостью обеспечения законодательной защиты прав граждан на образование.

Комитет в своей законотворческой деятельности в области образования руководствуется следующими принципами:

. Позитивные сдвиги в реформировании общества, развитии экономики и возрождении России возможны только на базе реального повышения образовательного уровня населения.

. Фактический уровень российского образования по основным параметрам, в том числе и по качеству образования, в последние десятилетия отнюдь не уступал западным школам. Поэтому стратегия развития образования России должна строиться на мощном фундаменте отечественных достижений. Не копировать механически образцы зарубежных образовательных технологий, а идти вперед, внимательно изучая и, при необходимости, творчески используя положительный опыт других стран по тем позициям, которые помогут нашей стране достойно интегрироваться в мировое образовательное пространство.

. В современных социально-экономических условиях государству необходимо резко увеличить расходы на образование.

. Высшему и послевузовскому профессиональному образованию следует придать приоритетность в сравнении с другими уровнями образования. В пользу данного тезиса можно сказать следующее:

система высшего профессионального образования является гарантом сохранения единого образовательного пространства и государственности;

структурная перестройка экономики требует быстрейшей подготовки новых квалифицированных специалистов и управленческих кадров будущей России;

в условиях затяжного финансирования дефицита, когда невозможно нормально финансировать все отрасли образования, целесообразно финансировать в достаточной степени точки потенциального прорыва, в частности, высшее образование;

высшее образование, в определенной мере, является фактором, сдерживающим безработицу и, в этой связи, более выгодно финансировать высшее образование, чем выплачивать пособия по безработице, нести огромные расходы на содержание дополнительных штатов Министерства внутренних дел и мест заключения.

. Государство должно поддерживать все виды и формы образования, в том числе и негосударственные образовательные учреждения, но не за счет какого-либо ущемления государственных или муниципальных образовательных учреждений. Негосударственные образовательные учреждения должны дополнять систему образования России в части расширения и повышения качества образовательных услуг, оказываемых населению.

. Следует не только сохранять, но и развивать ныне действующую систему государственного образования. Поэтому приватизацию государственных образовательных учреждений, под какими бы предлогами она не преподносилась, в том числе и многоучредительства, необходимо запретить.

. Следует, с одной стороны, расширить самостоятельность и права образовательного учреждения, а с другой, - повысить его ответственность за качество образования. Необходимо в этой связи законодательно обеспечить защиту прав человека на получение качественного образования.

2.2 Обеспечение конституционных прав граждан на общее образование

Государственный стандарт общего образования (далее - государственный образовательный стандарт) устанавливает права и обязанности участников системы общего образования в отношении содержания общего образования, нормативных сроков его получения и его результатов.

Государственный образовательный стандарт включает в себя:

базовое содержание начального общего, основного общего и полного общего (среднего) образования, структурированное по различным образовательным областям (учебным предметам);

нормативные сроки получения общего образования и нормы учебной нагрузки обучающихся;

требования к уровню подготовки выпускников начального общего, основного общего и полного общего (среднего) образования.

Государственный образовательный стандарт обязателен для реализации во всех общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации и имеющих государственную аккредитацию.

В пределах, определяемых государственным образовательным стандартом, государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального, основного и полного (среднего) общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию.

Государство гарантирует финансирование обучения граждан, получающих общее образование в негосударственных общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, а также при семейном образовании, самообразовании и экстернате, на уровне установленных в соответствии с настоящим федеральным законом нормативов бюджетного финансирования.

Государственный образовательный стандарт обеспечивает:

единство образовательного пространства в Российской Федерации;

право граждан на многообразие образовательных возможностей, на выбор объема содержания и уровня образования;

академическую мобильность обучающихся (возможность выбора и смены образовательных учреждений);

устранение перегрузок обучающихся (ограничение объемов учебных нагрузок обучающихся и предъявляемых к ним академических требований) и сохранение их физического и психического здоровья;

право граждан на получение полной и достоверной информации о государственных требованиях к содержанию общего образования и к результатам обучения;

преемственность уровней образования (возможность беспрепятственного продолжения образования на всех уровнях общего образования, возможность продолжения образования на различных уровнях профессионального образования);

основу объективной оценки уровня подготовки выпускников общеобразовательных учреждений;

основу объективной оценки деятельности общеобразовательных учреждений;

основу для разработки и оценки учебных программ и учебников;

Государственный образовательный стандарт в части, определяющей базовое содержание образования и требования к уровню подготовки выпускников состоит из федерального, регионального (национально-регионального) и школьного компонентов. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта задает единое для всех субъектов федерации базовое содержание образования (в отношении содержания общего образования, требований, предъявляемых к выпускникам его различных ступеней и к образовательным учреждениям). На ступени полного общего (среднего) образования федеральный компонент государственного образовательного стандарта устанавливается на двух уровнях - базовом и профильном.

Базовое содержание общего образования включает в себя систему педагогически адаптированных основ и элементов культуры (в ее социальном, познавательном, технологическом, эстетическом, этическом, творческом аспектах), определяемую общественными и государственными требованиями к результатам общего образования. Базовое содержание общего образования должно обеспечивать полноценное образование, личностное развитие и социализацию обучающихся с учетом традиций отечественной и мировой школы, состояния общества и тенденций его развития. Образовательное учреждение обязано обеспечить для обучающихся возможность освоить базовое содержание общего образования.

Базовое содержание общего образования структурируется по образовательным областям (учебным предметам) и реализуется в образовательном процессе набором учебных предметов либо интегрированными курсами.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта задает базовое содержание общего образования по следующим образовательным областям:

русский язык и литература;

обществознание (включая историю, введение в экономику и право);

математика (включая алгебру, геометрию);

естествознание (включая физику, химию, географию, биологию, астрономию);

иностранный язык;

искусство (включая изобразительное искусство, музыку, основы мировой художественной культуры);

технологии (материальные и информационные);

физическая культура.

Профильное содержание общего образования на ступени полного общего (среднего) образования включается в федеральный компонент государственного образовательного стандарта.

Для освоения государственного образовательного стандарта отводится не менее 11 000 учебных часов. Для освоения федерального компонента государственного образовательного стандарта отводится не менее 75% от общего количества учебных часов, выделенных на освоение государственного образовательного стандарта, в том числе для освоения профильного содержания общего образования на ступени полного общего (среднего) образования - не менее 500 учебных часов.

Для освоения регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта отводится не менее 10 процентов от общего количества учебных часов, предусмотренных на освоение государственного образовательного стандарта.

Для освоения школьного компонента государственного образовательного стандарта отводится не менее 10 процентов общего количества учебных часов, предусмотренных на освоение государственного образовательного стандарта. При этом занятия, составляющие школьный компонент, в каждом общеобразовательном учреждении организуются по выбору и заявлению обучающихся (их законных представителей), с учетом возможностей общеобразовательного учреждения. Порядок использования школьного компонента определяется администрацией общеобразовательного учреждения по согласованию с органами самоуправления общеобразовательного учреждения.

Продолжительность обучения по программам общего образования устанавливается настоящим федеральным законом. Общее образование, получаемое в очной форме, осуществляется в течение одиннадцати лет в классах с первого по одиннадцатый. При этом начальное общее образование ведется в 1-4 классах, основное общее - в 5-9 классах, среднее (полное) общее образование - в 10-11 классах. Для отдельных категорий учащихся, а также временно в порядке эксперимента Правительством Российской Федерации может устанавливаться иная нормативная продолжительность осуществления общего образования.

Продолжительность учебного года может составлять от 34 до 37 учебных недель. Фактическая продолжительность учебного года определяется исполнительным органом государственной власти субъекта федерации (для общеобразовательных учреждений, расположенных на его территории).

Максимальный объем дневной и недельной аудиторной учебной нагрузки обучающихся в рамках государственного образовательного стандарта (включая занятия по индивидуальному выбору обучающихся) устанавливается федеральным органом управления здравоохранения по согласованию с федеральным органом управления образованием.

Установленная государственным образовательным стандартом структура базового содержания образования и общие нормативы учебной нагрузки обучающихся являются основой для разработки вариативных федеральных и региональных базисных учебных планов, а также для рабочих учебных планов, разрабатываемых общеобразовательными учреждениями.

2.3 Современный этап развития конституционных прав граждан на образование

Анализ сегодняшнего состояния идеи образовательного права показывает, что она завоевала значительное количество сторонников среди правоведов, для которых уже аксиоматично, что образовательное право обладает всеми необходимыми свойствами самостоятельной отрасли права. В центре проблематики образовательного права наряду с обоснованием предмета и метода правового регулирования, разработкой методологии и методик исследования находится задача принятия Образовательного кодекса Российской Федерации, который упорядочил, стабилизировал бы мощный пласт российского законодательства - об образовании. Тревожная ситуация, складывающаяся в системе образования, заставила переместить в работе Комитета приоритетность работы на законодательную инициативу. За прошедшее время со дня формирования Комитета (1994) был разработан целый ряд законопроектов по вопросам образования.

Кроме того, Комитетом проводится большая работа по анализу всех принимаемых федеральных законов, разработки и внесения поправок к ним с точки зрения защиты интересов системы образования, так как многие законы напрямую или опосредованно касаются вопросов образования. Комитетом в порядке законодательной инициативы было направлено в Государственную Думу большое количество поправок в законопроекты, в первую очередь в законопроекты, регулирующие финансовые (федеральный бюджет) и налоговые вопросы, а также предложений о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и «О государственной поддержке начального профессионального образования».

Сегодня, когда новая редакция Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» принята и вступила в силу, можно утверждать, что данный Федеральный закон обеспечивает всестороннюю поддержку системы образования, расширяет права граждан на образование, исключает устаревшие или не подтвердившие свою жизненность правовые нормы.

Удалось сохранить в новой редакции «старые» правовые нормы, направленные на социальную защиту работников образования.

В последние годы резко ухудшилась ситуация в системе начального профессионального образования.

Фактически система начального профессионального образования сегодня стала общей болью для нашего общества. В такой ситуации перед законодателями стоит задача посредством формирования законодательной базы принципиально изменить отношение государства к системе начального профессионального образования.

Представляется, что на эти вопросы во многом отвечает Федеральный закон «О государственной поддержке начального профессионального образования», который содержит правовые нормы, направленные на стабилизацию ситуации в начальном профессиональном образовании и обеспечение условий реализации права граждан на общедоступное и бесплатное начальное профессиональное образование.

Принятие этого федерального закона позволит стабилизировать ситуацию в учреждениях начального профессионального образования, создать условия для реализации принципа общедоступности и бесплатности начального профессионального образования, обеспечить поддержку детей-сирот и детей из социально незащищенных слоев населения в получении ими начального профессионального и среднего (полного) общего образования.

Накопленный опыт в законопроектной деятельности, особенно анализ исполнения законов, позволяет выделить два слабых направления в нынешнем законодательстве. Во-первых, это механизмы реализации правовых норм, их юридическая и профессиональная чистота и, во-вторых, правовые нормы об ответственности за выполнение принятых законов.

Нет никакого секрета, что многие нормы апробированного обществом и государством в течение нескольких лет Закона Российской Федерации «Об образовании» не выполняются. Это объясняется правовым нигилизмом исполнительной власти. Вместе с тем законодатели должны проанализировать и свою работу. А этот анализ дает неутешительные выводы. До настоящего времени в образовательном законодательстве имеются нормы, которые или декларативны, или не имеют механизма реализации, или отдают все на откуп Правительству Российской Федерации. В этих условиях все острее встает вопрос о кодификации нормативно-правовых актов. Представляется, что разработка Образовательного кодекса Российской Федерации позволит не только систематизировать законодательство в области образования, уточнить многие правовые нормы, но и концептуально изменить формирование этой отрасли законодательства.

Говоря о законодательном регулировании образования, нельзя не отметить, что большое значение для реализации права граждан на образование, особенно общего образования, имеет правовое регулирование образования на уровне субъектов Российской Федерации.

Таким образом, формирование образовательного законодательства в субъектах Российской Федерации осуществляется достаточно медленно, бессистемно, зачастую решая только оперативные вопросы. Представляется, что и на уровне субъектов Российской Федерации целесообразно создать детальные, кодифицированные законодательные акты. Комитет готов оказывать консультативную помощь в создании образовательных кодексов субъектов Российской Федерации.

Заключение

Сегодня источники международного права, регулирующие интеграционные процессы в отдельных сферах образования, становятся международными стандартами, обязательными для законодательной власти государства, участвующего в интеграционных процессах, при принятии актов внутригосударственного права. Это, в свою очередь, требует скорейшего отражения в тексте Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Образование является важнейшим социальным институтом общества и государства, опыт деятельности которого накапливается с огромным трудом на протяжении жизни многих поколений. Сфера образования - это очень сложный, тонкий, и во многом инерционный механизм, без которого, однако, не может обойтись ни одно цивилизованное, высокоразвитое и сильное государство.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам России возможность получения образования, в том числе высшего профессионального, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничение прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья может быть установлено только законом.

В качестве одного из вариантов разрешения проблемы доступности профессионального образования является развитие системы дистанционного образования, для чего потребуется:

а) разработать в Российской Федерации детальную законодательную основу для получения образования с помощью дистанционных образовательных технологий;

б) создать в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, специальные подразделения, отвечающие за разъяснение военнослужащим порядка участия в программе получения профессионального образования при помощи дистанционных образовательных технологий;

в) определить гражданские учебные заведения, которые желают участвовать в программе получения военнослужащими профессионального образования при помощи дистанционных образовательных технологий и имеют для этого соответствующие возможности;

г) создать организацию, отвечающую за разработку программы получения военнослужащими профессионального образования при помощи дистанционных образовательных технологий и поддержание ее функционирования.

Смеем надеяться, что в ходе этих масштабных дискуссий будут предложены адекватные и справедливые (в том числе правовые) решения, направленные на создание подлинно демократической системы образования, в рамках которой каждый человек сможет удовлетворить свои потребности в гармоничном духовном развитии в качестве полезного и полноценного участника социального, политического, духовного и культурного прогресса.

Глоссарий

Субъективное право человека на образование - гарантированная государством возможность человека участвовать в непрерывном процессе воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, с целью реализации своей потребности в знаниях

Право на образование - одно из естественных неотъемлемых основных прав и свобод человека

Политические права и свободы - выступают как естественные права и свободы каждого гражданина государства

Образование - целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства

Получение гражданином образования - достижение им определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом

Система образования - совокупность сети образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов

Образовательная программа - определяет содержание образования определенного уровня и направленности

Государственный стандарт общего образования - устанавливает права и обязанности участников системы общего образования в отношении содержания общего образования

Базовое содержание общего образования- включает в себя систему педагогически адаптированных основ и элементов культуры

Конституционное право граждан на образование - получение образования обеспечивает гражданину его жизненное благополучие

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) / «Российская газета» от 25 декабря 1993 года.

. Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан на общее образование» от 27 марта 2001 года.

3. Федеральный закон «Об образовании» от 23.03.2002 года.

4. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 2002. - С.63-64.

. Дорохова Г.А. Законодательство о народном образовании. М., 2002.

6. Кабышев В.Т. Человек и власть: Конституционные принципы взаимоотношений // В сб. Личность и власть (конституционные вопросы). Межуз. сб. науч. работ. Ростов-на-Дону, 2005. - С.123-128.

. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. ЮНИТИ, М.: 2003. - С.21-22.

8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2002. - С.54-55.

9. Козулин А.И. Об источниках прав человека. // Государство и право, 2004. № 5, - С.144-152.

. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 2003. - С.155-156.

11. Эвзеев Б.С. Коституция. Демократия. Права человека. Москва - Черкесск, 2002. - С.203-205.

. Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 2004. - С.54-55.

13. Конституционное право РФ. Лекции. Саратов. 2005. - С.102-103.

. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.) - М.: Фонд «Правовая культура», 2006. - С.50-59.

. Международно-правовые акты о правах человека: Сб. документов. М., 1999. - С.58.


Приложение 1

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

ПРЕАМБУЛА

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и

принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ

провозглашает настоящую

ВСЕОБЩУЮ ДЕКЛАРАЦИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Статья 1.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 26.

. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми или религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Статья 30.

Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.

Приложение 2

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВАХ

Принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года

Вступление в силу: 3 января 1976 года в соответствии со статьей 27

ПРЕАМБУЛА

Участвующие в настоящем Пакте государства,

принимая во внимание, что в соответствии с принципами, провозглашенными Уставом Организации Объединенных Наций, признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира,

признавая, что эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства,

признавая, что согласно Всеобщей декларации прав человека идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами,

принимая во внимание, что по Уставу Организации Объединенных Наций государства обязаны поощрять всеобщее уважение и соблюдение прав и свобод человека, принимая во внимание, что каждый отдельный человек, имея обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит, должен добиваться поощрения и соблюдения прав, признаваемых в настоящем Пакте,

соглашаются о нижеследующих статьях:

ЧАСТЬ I

Статья 1

.Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

.Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования.

. Все участвующие в настоящем Пакте государства, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны, в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций, поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право.

ЧАСТЬ III

Статья 13

. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на образование. Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они далее соглашаются в том, что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

. Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что для полного осуществления этого права:) начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;) среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;) высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;) элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться, по возможности, для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования;) должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала.

. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и, в соответствующих случаях, законных опекунов, выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

. Никакая часть настоящей статьи не должна толковаться в смысле умаления свободы отдельных лиц и учреждений создавать учебные заведения и руководить ими при неизменном условии соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и требования, чтобы образование, даваемое в таких заведениях, отвечало тому минимуму требований, который может быть установлен государством.

ЧАСТЬ V

Статья 31

. Настоящий Пакт, английский, испанский, китайский, русский и французский тексты которого равно аутентичны, подлежит сдаче на хранение в архив Организации Объединенных Наций.

. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций препровождает заверенные копии настоящего Пакта всем государствам, указанным в статье 26.

Приложение 3

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Конвенция принята единогласно Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и открыта для подписания, ратификации и присоединения.

Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года в соответствии со статьей 49.

Конвенция ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года.

Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года.

ПРЕАМБУЛА

Государства-участники настоящей Конвенции, считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества является основой обеспечения свободы, справедливости и мира на Земле,

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,

признавая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические и иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства,

напоминая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь,

убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества,

признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания,

считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности,

принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающимися вопросами благополучия детей,

принимая во внимание, что, как указано в Декларации прав ребенка, "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения",

ссылаясь на положения

Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях,

Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила") и

Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов,

признавая, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании,

учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка,

согласились о нижеследующем:

ЧАСТЬ I

Статья 1

Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Статья 28

. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи:

с) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей:

е) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.

. Государства-участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.

Статья 29

. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

с) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;) воспитание уважения к окружающей природе.

. Никакая часть настоящей статьи не толкуется как ограничивающая свободу отдельных лиц и органов создавать учебные заведения и руководить ими при условии постоянного соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и выполнения требования о том, чтобы образование, даваемое в таких учебных заведениях, соответствовало минимальным нормам, которые могут быть установлены государством.

ЧАСТЬ III

Статья 54

Подлинник настоящей Конвенции, английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский тексты которой являются равно аутентичными, сдается на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. В удостоверение чего нижеподписавшиеся полномочные представители, должным образом на то уполномоченные своими соответствующими правительствами, подписали настоящую Конвенцию.

Приложение 4

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

КОНВЕНЦИЯ О БОРЬБЕ С ДИСКРИМИНАЦИЕЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

(Париж, 14 декабря 1960 года)

Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшаяся в Париже на одиннадцатую сессию и заседавшая с 14 ноября по 15 декабря 1960 г.,

напоминая, что Всеобщая декларация прав человека утверждает принцип недопустимости дискриминации и провозглашает право каждого человека на образование,

принимая во внимание, что дискриминация в области образования является нарушением прав, изложенных в этой декларации,

принимая во внимание, что в силу своего Устава Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры стремится установить сотрудничество между нациями для того, чтобы обеспечить повсеместно соблюдение прав человека и равный для всех доступ к образованию,

признавая, следовательно, что Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, исходя из многообразия систем образования, принятых в отдельных странах, должна не только устранять всякую дискриминацию в области образования, но и поощрять всеобщее равенство возможностей и равное ко всем отношение в этой области,

получив предложения, касающиеся различных аспектов дискриминации в области образования, то есть вопроса, включенного в пункт 17.1.4 повестки дня сессии,

принимая во внимание принятое на десятой сессии решение о том, что этот вопрос явится предметом международной конвенции, а также рекомендацией государствам - членам,

принимает четырнадцатого декабря 1960 года настоящую Конвенцию.

Статья 1

. В настоящей Конвенции выражение "дискриминация" охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования, и, в частности:) закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа;) ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования;) создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц, помимо случаев, предусмотренных положением статьи 2 настоящей Конвенции; или) положение, несовместимое с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц.

. В настоящей Конвенции слово "образование" относится ко всем типам и ступеням образования и включает доступ к образованию, уровень и качество обучения, а также условия, в которых оно ведется.

Статья 2

Следующие положения не рассматриваются как дискриминация с точки зрения статьи 1 настоящей Конвенции, если они допускаются в отдельных государствах:) создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для учащихся разного пола в тех случаях, когда эти системы или заведения обеспечивают равный доступ к образованию, когда их преподавательский состав имеет одинаковую квалификацию, когда они располагают помещениями и оборудованием равного качества и позволяют проходить обучение по одинаковым программам;) создание или сохранение по мотивам религиозного или языкового характера раздельных систем образования или учебных заведений, дающих образование, соответствующее выбору родителей или законных опекунов учащихся, в тех случаях, когда включение в эти системы или поступление в эти заведения является добровольным и если даваемое ими образование соответствует нормам, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, в частности в отношении образования одной и той же ступени;) создание или сохранение частных учебных заведений в тех случаях, кода их целью является не исключение какой-либо группы, а лишь дополнение возможностей образования, предоставляемых государством, при условии, что их деятельность действительно отвечает вышеуказанной цели и что даваемое ими образование соответствует нормам, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, в частности, в отношении норм образования одной и той же ступени.

Статья 3

В целях ликвидации или предупреждения дискриминации, подпадающей под определение, данное в настоящей Конвенции, государства, являющиеся сторонниками этой последней, обязуются:) отменить все законодательные постановления и административные распоряжения и прекратить административную практику дискриминационного характера в области образования;
b) принять, если нужно, в законодательном порядке меры, необходимые для того, чтобы устранить всякую дискриминацию при приеме учащихся в учебные заведения;) не допускать в том, что касается платы за обучение, предоставления стипендий и любой другой помощи учащимся, а также разрешений и льгот, которые могут быть необходимы для продолжения образования за границей, никаких различий в отношении к учащимся - гражданам данной страны со стороны государственных органов, кроме различий, основанных на их успехах или потребностях;) не допускать в случаях, когда государственные органы предоставляют учебным заведениям те или иные виды помощи, никаких предпочтений или ограничений, основанных исключительно на принадлежности учащихся к какой-либо определенной группе;) предоставлять иностранным гражданам, проживающим на их территории, такой же доступ к образованию, что и своим гражданам.
Статья 4

Государства, являющиеся сторонами настоящей Конвенции, обязуются, кроме того, разрабатывать, развивать и проводить в жизнь общегосударственную политику, использующую соответствующие национальным условиям и обычаям методы для осуществления равенства возможностей и отношения в области образования, и, в частности:) сделать начальное образование обязательным и бесплатным; сделать среднее образование в различных его формах всеобщим достоянием и обеспечить его общедоступность; сделать высшее образование доступным для всех на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого; обеспечить соблюдение предусмотренной законом обязательности обучения;) обеспечить во всех государственных учебных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и равные условия в отношении качества обучения;) поощрять и развивать подходящими методами образование лиц, не получивших начального образования или не закончивших его, и продолжение их образования в соответствии со способностями каждого;) обеспечить без дискриминации подготовку к преподавательской профессии.

Статья 5

. Государства, являющиеся сторонами настоящей Конвенции, считают, что:) образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и на большее уважение прав человека и основных свобод; оно должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами и всеми расовыми или религиозными группами, а также развитию деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира;) родители и, в соответствующих случаях, законные опекуны должны иметь возможность, во-первых, в рамках, определенных законодательством каждого государства, свободно посылать своих детей не в государственные, а в другие учебные заведения, отвечающие минимальным требованиям, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, и, во-вторых, обеспечивать религиозное и моральное воспитание детей в соответствии с их собственными убеждениями; никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, не совместимое с их убеждениями;) за лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, следует признавать право вести собственную просветительную работу, включая руководство школами, и, в соответствии с политикой в области образования каждого государства, использовать или преподавать свой собственный язык, при условии, однако, что:) осуществление этого права не мешает лицам, принадлежащим к меньшинствам, понимать культуру и язык всего коллектива и участвовать в его деятельности, и что оно не подрывает суверенитета страны;) уровень образования в такого рода школах не ниже общего уровня, предписанного или утвержденного компетентными органами; и) посещение такого рода школ является факультативным.

. Государства, являющиеся сторонами настоящей Конвенции, обязуются принять все необходимые меры, чтобы обеспечить применение принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 6

При применении настоящей Конвенции государства, являющиеся ее сторонами, обязуются в возможно большей мере учитывать рекомендации, которые Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры может принять в целях определения мер борьбы с различными аспектами дискриминации в области образования и мер по обеспечению равенства возможностей и отношения в этой области.

Статья 7

Государства, являющиеся сторонами настоящей Конвенции, должны сообщать в периодических докладах, которые они будут представлять Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в сроки и в форме, которые будут установлены Конференцией, о законодательных, административных и других мерах, принятых ими для осуществления настоящей Конвенции, в частности, о выработке и развитии общегосударственной политики, упомянутой в статье 4, о достигнутых результатах и о препятствиях, на которые натолкнулось претворение этой политики в жизнь.

Статья 8

Если между двумя или несколькими государствами, являющимися сторонами настоящей Конвенции, возникнут разногласия по вопросу о ее толковании или применении и если эти разногласия не будут урегулированы путем переговоров, они будут переданы, по просьбе сторон, Международному Суду для вынесения решения в том случае, если не окажется других средств урегулирования разногласий.

Статья 9

Никакие оговорки к настоящей Конвенции не допускаются.

Статья 10

Настоящая Конвенция не ущемляет прав, которыми могут пользоваться отдельные лица или группы в силу соглашений, заключенных между двумя или несколькими государствами, при условии, что эти права не идут вразрез с буквой или духом Конвенции.

Статья 11

Настоящая Конвенция составлена на английском, испанском, русском и французском языках, причем все четыре текста имеют равную силу.

Статья 12

. Настоящая Конвенция подлежит ратификации или принятию государствами - членами Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в порядке, предусмотренном их конституциями.

. Ратификационные грамоты или акты о принятии сдаются на хранение Генеральному директору Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

Статья 13

. К настоящей Конвенции может присоединиться любое государство, не состоящее членом Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, которое получит от Исполнительного совета приглашение присоединиться к ней.

. Присоединение происходит путем сдачи акта о присоединении на хранение Генеральному директору Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

Статья 14

Настоящая Конвенция вступит в силу через три месяца со дня сдачи на хранение третьей ратификационной грамоты или акта о принятии или присоединении, но лишь в отношении тех государств, которые сдали на хранение свои акты о ратификации, принятии или присоединении в указанный день или ранее. В отношении любого другого государства Конвенция вступает в силу через три месяца после того, как оно сдало на хранение свой акт о ратификации, принятии или присоединении.

Статья 15

Государства, являющиеся сторонами настоящей Конвенции, признают, что ее действие распространяется не только на территории их метрополии, но и на все несамоуправляющиеся, подопечные, колониальные и другие территории, за внешние сношения которых они несут ответственность; они обязуются консультироваться, если необходимо, с правительствами или с компетентными властями указанных территорий в момент ратификации, принятия или присоединения, или еще ранее, чтобы обеспечить осуществление Конвенции на этих территориях, а также нотифицировать Генерального директора Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры о территориях, на которых Конвенция будет осуществляться. Эта нотификация вступает в силу через три месяца после ее получения.

Статья 16

. Каждое государство, являющееся стороной настоящей Конвенции, может ее денонсировать от своего имени или от имени любой территории, за внешние сношения которой оно несет ответственность.

. Денонсация нотифицируется письменным актом, который сдается Генеральному директору Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

. Денонсация вступает в силу через двенадцать месяцев после получения акта о денонсации.

Статья 17

Генеральный директор Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры сообщает государствам - членам Организации, государствам, не состоящим членами Организации, упомянутым в статье 13, а также Организации Объединенных Наций о сдаче на хранение всех актов о ратификации, принятии или присоединении, упомянутых в статьях 12 и 13, а также о нотификациях, денонсациях, указанных в статьях 15 и 16.

. Настоящая Конвенция может быть пересмотрена Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Однако ее пересмотренный текст будет обязывать лишь те государства, которые станут сторонами пересмотренной Конвенции.

. В случае, если Генеральная конференция примет новую Конвенцию в результате полного или частичного пересмотра настоящей Конвенции и если новая Конвенция не будет содержать других указаний, настоящая Конвенция будет закрыта для ратификации, принятия или присоединения со дня вступления в силу новой Конвенции, содержащей пересмотренный текст.

Статья 19

Согласно статье 102 Устава Организации Объединенных Наций, настоящая Конвенция будет зарегистрирована в Секретариате Организации Объединенных Наций по просьбе Генерального директора Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

Составлено в г. Париже, пятнадцатого декабря 1960 года в двух аутентичных экземплярах за подписью Председателя Генеральной конференции, собравшейся на одиннадцатую сессию, и Генерального директора Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры; эти экземпляры будут сданы на хранение в архив Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и надлежащим образом заверенные копии их будут направлены всем государствам, указанным в статьях 12 и 13, а также Организации Объединенных Наций.

Приведенный выше текст является подлинным текстом Конвенции, надлежащим образом принятой Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры на ее одиннадцатой сессии, состоявшейся в Париже и закончившейся пятнадцатого декабря 1960 г.

В удостоверение чего настоящую Конвенцию подписали сего пятнадцатого декабря 1960 г.

Конвенция вступила в силу 22.05.1962.

СССР ратифицировал Конвенцию (Указ Президиума ВС СССР от 02.07.1962 N 254-VI). Конвенция вступила в силу для СССР 01.11.1962.

Похожие работы на - Конституционное право граждан на образование

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!