взаимная ответственность государства и гражданина.
Мы видим, как идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей многих столетий превратилась в стройную теорию, затем нашла свое практическое воплощение в ряде стран мира, в том числе и в современной России.
2. Концептуальные трудности
правовой государство демократический гражданский
Существуют различные трудности в применении концепции правового государства, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни. Так в правовом государстве суды не должны допускать произвол в толковании законов и выносить решения согласно личным взглядам. Некоторые правоведы полагают, что любые судебные решения неизбежно отражают личные склонности судей. Другие правоведы утверждают, что большинство законов могут быть истолкованы нейтральным образом, даже если различные судьи предлагают разные интерпретации. Существенно, что судьи всегда должны быть готовы беспристрастно изучать альтернативные прочтения правовых принципов.
Согласно стандартам правового государства, оно должно с уважением относиться к субъектам права как носителям собственного понимания норм, которым общество должно следовать. Это приводит к разногласиям в суде, когда одна сторона настаивает на буквальном прочтении закона, а другая считает свою трактовку лучше согласованной с системой права как единым целым, с духом закона. Противоречия между различными общественными идеалами также находят своё отражение в системе права. Разрешение этих противоречий приводит к преобладанию каких-то ценностей либо к компромиссу, но в любом случае к некоторому расхождению между предпочтениями части граждан и требованиями закона.
Чрезмерная подробность и жёсткость основных законов в сочетании со сложностью изменения этих законов может привести к политическому кризису. Меньше всего подобных трудностей испытывают правовые государства, где либо отсутствуют письменные конституции, либо имеются сравнительно краткие конституции, которые уделяют основное внимание процедурам (а не содержанию), чьи содержательные предписания носят общий характер и чьи нормы согласуются с политическим опытом населения. В таких государствах постоянство процедур сочетается с гибкостью управления.
К сожалению, на практике мы сталкиваемся с разногласиями и противоречиями в понимании и применении законов. Это негативно сказывается на определённости правовых норм. Несоответствие между формальными предписаниями конституции и практическими возможностями правительства может поставить под сомнение авторитет высших законов страны.
3. Основные проблемы формирования правового государства в России
В ч. 1 ст. 1 Конституции РФ закреплено, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления». Несмотря на то, что в данной статье прямо указывается, что правовое государство уже есть в России - это пока лишь цель, к которой необходимо стремиться.
Подлинное правовое демократическое государство означает, что граждане должны воспринимать себя хозяевами жизни, активными участниками управления общественными делами, должны научиться управлять государством, усиливать его позитивные качества и снижать негативные. Правовое государство - это одна из наиболее совершенных форм взаимоотношения гражданина и государства, где последнее должно действовать в правовых рамках, управляться законом, правами человека.
В правовом государстве власть рассматривается как сила, стоящая на службе у права, которая нужна, прежде всего, для того, чтобы обеспечить действие законов и соответственно выраженных в них общественных интересов. На этих основах и решаются многие проблемы. В сегодняшней же России системы законов как реально действующей силы еще нет. Господствует, зачастую, «указное право», что, в конечном счете, обрекает на беспомощность и унижения любого гражданина.
В правовом обществе личность и государство рассматриваются как равные партнеры; в современной России взаимная ответственность пока только декларируется. «Необязательное» поведение нашего государства порождает цепную реакцию. Российские граждане точно так же начинают относиться и к выполнению своих обязанностей: отказываются от гражданской ответственности, от участия в выборах и референдумах (как общегосударственных, так и региональных), уклоняются от военной службы, от уплаты налогов, от оплаты за квартиру и за проезд на общественном транспорте и т.д.
Для того чтобы вернуть доверие народа, власть должна доказать свою состоятельность, пойти на кардинальные перемены. Речь идет прежде всего о существенном сокращении громоздкого государственного аппарата, который слабо контролируем, и возложении на чиновников реальной ответственности за осуществление их функциональных обязанностей; о расширении сферы гласности в деятельности президентских структур и исполнительной власти; о расширении полномочий парламента; о максимальном учете опыта становления правового государства в других странах и т.п.
Вместе с тем нельзя думать, что чисто механическое заимствование сугубо западных схем установит в России согласие, порядок, демократию. Этого не произойдет, если рассматриваемые теоретические конструкции не адаптировать к российской действительности, характеризующейся невысоким уровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом, слабостью демократических традиций и навыков, чиновничье-аппаратным засильем. Если и можно для России признать пригодной концепцию правового государства западного образца, то с целым рядом оговорок, учитывая отношение россиян к праву как к социальному инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую правовую активность и инициативу.
Нынешнему же российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо. Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия найдет именно свой образ правового государства, который будет соответствовать ее истории, традициям и культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.
Заключение
Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.
Процесс становления правовой государственности совершается вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической конституцией) и не может стать результатом чистого законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело. Становление гражданского общества - стратегическая цель реформ в России. Только оно станет подтверждением положительного итога коренных преобразований в России.
Необходимо коренным образом преобразовать социально-экономическую и политическую системы, сократить огромный разрыв между богатыми и бедными слоями населения, минимизировать безработицу, обеспечить выполнение социальных программ, устранить социальную почву роста преступности и нарушений законности. Но одновременно нельзя упускать из виду и обширный комплекс мер государственно-правового порядка, без которых достижение этих целей также не может быть обеспечено. Речь идет прежде всего об укреплении российской государственности в самом широком смысле, включая решение запутанных проблем федерализма и национальных отношений, прекращение «войны законов», повышение профессионализма, демократизацию отношений с гражданами.
Процесс создания правового и социального государства в России займет много времени. Движение к этой цели в значительной мере будет зависеть от решения ряда первоочередных проблем: укрепления государственной власти, федерализма, развития гражданского общества, соблюдения принципов социальной справедливости.
Зорькин В. Д. Конституционно-правовое развитие России. - М.: Норма, 2011. - 720 с.
Нарский И. С. Иммануил Кант. - М.: Мысль, 1976. - 208 с.
Шухов Ф. Г., Наумов И. А. Правовое государство: эволюция взглядов и современность // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - №31
Список Интернет-ресурсов.
Влазнев В.Н. Гражданское общество и правовое государство в современной России: <http://www.ni-journal.ru/archive/dc347408/c8d25c8e/a0273141/b070eb15/>
Кант И. Основы метафизики нравственности: <http://philosophy.ru/library/kant/omn.html>
Малфлит К. Можно ли считать современную Россию правовым государством?: <http://www.intelros.ru/readroom/nz/nz_61/3264-mozhno-li-schitat-sovremennuju-rossiju.html>
Ерофеева К. В., Воронова Т. А. Проблемы формирования правового государства в современной России: <http://www.rae.ru/forum2012/22/1347>