Коллективные договоры и соглашения

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,97 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Коллективные договоры и соглашения













Контрольная работа

«Коллективные договоры и соглашения»

1.История трудовых и коллективных договоров

Традиция заключения трудовых и коллективных договоров и соглашений берёт своё начало в стародавние времена и закреплялась из поколения в поколение: менялись устои, правители и порядки, но не менялось отношение людей к труду, который всегда пользовался глубоким уважением у наших предков и бесспорно украшал человека. По устоям, действовавшим в Древней Руси, за хорошо выполненную работу полагалась достойная награда. Считалось, что работа должна быть выполнена согласно нормам отвечающим традициям, обычаям, а также вековым привычкам крестьянина. Народное сознание выработало идеал справедливого вознаграждения, отступление от которого осуждалось как нравственное преступление. Если крестьянин нанимался на работу, с нанимателем заключался договор, чаще всего устный, но нарушить его было величайшим грехом, так как считалось, что «договор дороже денег». Договору придавалось существенное значение. Сторонами оговаривалось чёткое соблюдение установленных в договоре правил, которые нельзя было менять без дополнительного согласования, а изменённый договор приравнивался по силе к ранее оговоренному. В договоре также могло быть закреплено условие о беспрекословном выполнении, когда внесение изменений было невозможным.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что законодательная база трудового права в целом, и трудовых договоров в частности получила своё становление ещё в Древней Руси, и даже в те времена люди понимали невозможность заключения трудовых отношений без согласования трудового (коллективного) договора.

2.Участие коллективного договора в регулировании трудовых отношений

Регулирование трудовых отношений на основе коллективных соглашений формировалось в течение многих десятилетий в борьбе трудящихся с предпринимателями государством. Возникнув как средство установления заработной платы и некоторых других условий труда, коллективные соглашения в промышленно развитых капиталистических странах не играли существенной роли в прошлом столетии из-за слабых позиций профсоюзов. Это был период становления социальных интересов наемных работников на рынке труда. Профсоюзы не признавались правительствами и предпринимателями, противодействовавшими их созданию и проведению коллективных переговоров на законодательном уровне. Переговоры работников с предпринимателями проводились под давлением забастовок и локаутов, а коллективные соглашения были только временным средством сглаживания противоречий. В начале XX в. коллективно-договорная система приобрела официальный статус и стала ключевым элементом производственных отношений. Подобное развитие стало возможным в силу включения соглашений в законодательные системы ряда европейских стран (Начало этому процессу положили Гражданский кодекс Дании (1907 г.) и Кодекс обязанностей Швейцарии (1911 г.), а продолжили специальные законодательства в Норвегии (1915 г.), Германии (1918 г.), Франции (1919 г.), Финляндии (1924 г.) и Нидерландах (1927 г.).

Коллективными договорами признается всякое письменное соглашение относительно труда и найма.

Закон РФ от 11 марта 1992 г. "О коллективных договорах и соглашениях" уточняет это понятие применительно к социально-экономическим условиям нашей страны. Коллективный договор назван правовым актом, регулирующим трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации.

Как видно из этого определения, основной акцент сделан на регулирующую функцию коллективного договора. Это означает, что при его разработке стороны должны стремиться к возможно более точному и полному определению условий осуществления трудовой деятельности в данной организации.

В странах с развитой рыночной экономикой круг вопросов, составляющих содержание коллективного договора, определяется по соглашению сторон. По мере развития коллективно-договорного регулирования их содержание существенно расширялось. Если первоначально коллективные договоры ограничивались вопросами заработной платы, установлением продолжительности рабочего времени и другими условиями найма, то в настоящее время договоры охватывают более широкий круг вопросов. Так, в коллективном договоре на уровне предприятия можно найти самые разнообразные вопросы социального благосостояния работников: социального обеспечения (оплата больничных, дополнительные пенсии и пособия), социальных выплат (в частности, на медицинское обслуживание), дополнительных выплат к праздникам и т.п.

3.Понятие коллективного договора. Причины возникновения договора. Нормативно-правовая база трудового договора

Согласно современному законодательству под трудовыми отношениями понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником труда за плату (работы по должности, профессии или специальности либо конкретного вида поручаемой ему работы). Работник, вступивший в трудовые отношения, обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель обязан обеспечить ему условия труда в соответствии с законодательством, коллективным <#"justify">4.Стороны трудового договора. Порядок заключения трудового договора

Сторонами коллективного договора выступают:

  • работники в лице их представителей;
  • работодатель, представляемый руководителем организации или другим полномочным в соответствии с уставом организации лицом.[3, ст.40]

Как правило, работодатель, заключающий коллективный договор, является юридическим лицом, хотя ТК допускает проведение коллективных переговоров и с индивидуальным предпринимателем [2, ст. 40].

В коллективном договоре работники выступают не как отдельные личности, а как часть коллектива организации. Работники не принимают прямого участия в заключении трудового договора, а действуют в лице представителей (органов профсоюзов, иных лиц.)[6]

Работодатель выступает стороной коллективного договора и в том случае, когда договор заключается в филиале или представительстве.
Представителем работодателя в организации чаще всего является её руководитель. [6]
Работники как сторона коллективного договора могут выступать исключительно через своих представителей. Такими представителями закон признает первичную профсоюзную организацию или иных представителей, избираемых работниками [2, ст. 29 ТК; 5]

Указанная норма должна применяться с учетом законодательства о профессиональных союзах и распространившейся практики создания профсоюза работников организации.

Коллективный договор заключается на основе законодательно определённого набора правил или принципов.

5.Соглашения, цели коллективного соглашения, виды соглашений

Целью трудового соглашения является достижение результата работы, поэтому данный тип соглашения регулирует только вопрос оплаты, а не трудовой дисциплины. Выполняемая по трудовому соглашению работа во многом ограничивает права работника, поскольку не предусматривает обеспечения ему положенных по закону социальных льгот.[7]

Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, территории, отрасли, профессии.[4]

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

6.Характерные особенности, возникающие при заключении коллективного договора

Ни один коллектив сегодня не застрахован от простоев и временной безработицы. Учитывая финансовое состояние предприятия, необходимо включить в договор положение об оплате простоев. Кроме того, целесообразно предусмотреть в нем меры по организации временных работ, позаботиться о заключении хоздоговоров с предприятиями и хозяйствами, где требуется рабочая сила.

Важная часть раздела о занятости в договоре- меры по защите социально уязвимых работников. Закон о занятости в РФ относит к ним: молодежь, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей-инвалидов; лиц предпенсиониого возраста, инвалидов; лиц, продолжительное время не имеющих работы; лиц, освобожденных из мест заключения; беженцев, вынужденных переселенцев. В каждом трудовом коллективе есть немало людей этих категорий, и именно они могут быть высвобождены первыми.

В целях содействия занятости указанной категории граждан на предприятиях проводится квотирование рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Право на установление квоты имеют местные органы власти. Работодатели в соответствии с квотой создают или выделяют необходимое количество рабочих мест для трудоустройства этих категорий граждан. Квота составляет обычно от 5% и более среднесписочной численности работников и во многом зависит от ситуации, складывающейся на региональном рынке труда, возможностей работодателя.

С учетом мнения общественных организаций предприятия, представляющих интересы социально уязвимых групп работников, профком и администрация могут внести в договор более высокую квоту, а также включить в него план мероприятий по реализации этого права. Для этих целей возможно привлечение средств местного бюджета Государственного фонда занятости и территориального фонда социальной поддержки населения.

Многие отрасли и регионы вводят в соглашения определенные квоты (от 5 до 10%) на рабочие места предприятий для этих групп населения (Москва, Амурская область. Ставропольский край, Профсоюз строителей РФ и др.). Федерация отраслевых профсоюзов Ульяновской области ввела 10%-nyio квоту на рабочие места для беженцев и вынужденных мигрантов. В Свердловской области планируется использовать для трудоустройства инвалидов 3-4 предприятия целиком.

В договоре надо учесть и то, что высвобождаемые работники нуждаются в материальной поддержке. Многие из них получат государственный статус безработного и соответствующее пособие, которое до сих пор не индексируется. По размеру оно будет близким к минимальной заработной плате, которая ниже прожиточного минимума. В связи с этим может возникнуть вопрос о необходимости дополнительных выплат тем уволенным, которые находятся за чертой бедности.

Как известно, для высвобождаемых Законом о занятости в РФ предусмотрен ряд льгот социально-бытового характера: пользование в течение двух лет детскими дошкольными учреждениями, сохранение на такой же период очереди на жилье. Зачастую среди высвобождаемых немало тех, кто не уложится в срок, отведенный законом. Трудовые коллективы могут расширить гарантии такого рода.

Дополнительно в договор можно внести: льготы на пользование заводским транспортом, дотации на оплату жилья, коммунальных услуг, покупку продуктов питания и ширпотреба через торговые услуги, организуемые на предприятиях, установление досрочной пенсии за счет средств предприятия до достижения пенсионного возраста и др.

Часть увольняемых может быть направлена на учебу и профподготовку. Это можно сделать и на предприятии, организовав курсы по обучению дефицитным профессиям с ориентацией на местный рынок труда, а также обратившись к услугам центра занятости, ближайшего вуза или техникума. Необходимо иметь в виду, что учеба является временным дополнительным рабочим местом, и это обстоятельство нужно использовать.

В условиях роста напряженности на рынке труда в коллективных договорах необходимо предусмотреть согласование с профкомом порядка и условий привлечения рабочей силы со стороны, в том числе из-за рубежа, которые оградили бы от сокращения своих работников.

Естественно, реализация мероприятий, включенных в раздел о занятости, потребует финансовых средств. Даже если сегодня коллективу не грозит массовая безработица, все равно следует создать страховой фонд, который может понадобиться будущем в случае остановки предприятия. И это также нужно отразить в договоре.

В настоящее время в ряде регионов России подготовлены планы действия органов исполнительной власти и государственной службы занятости при возникновении чрезвычайной ситуации на рынке труда, которые предусматривают образование особого резервного фонда для финансирования с циальных программ в размере 10% отчислений в фонд занятости и отчислений из бюджета в размере месячного фонда оплаты пособия по безработице. Это нужно учитывать и требовать от администрации при массовом высвобождении, а при необходимости обращаться к исполнительной власти региона для получения соответствующей материальной поддержки безработных.

Естественно, рекомендуемые аспекты колдоговора, касающиеся обеспечения гарантий занятости трудящихся, не исчерпываются вышеперечисленными. При активном и заинтересованном подходе к решению возникающих в этой области проблем содержание договора может быть расширено исходя из потребностей каждого коллектива.

Многие коллективные договоры, заключенные в 1992 - 1994 гг., содержат разделы, посвященные обеспечению занятости, которые устанавливают более высокий уровень гарантий работникам при увольнении по п. 1 ст. 33 КЗоТ РСФСР (ликвидация предприятия, сокращение численности), например:

* установление более продолжительных сроков предупреждения об увольнении работников, длительное время проработавших на предприятии;

* закрепление права уволенного поп. 1 ст.33 КЗоТ и получившего статус безработного на доплату по безработице за счет средств предприятия;

* оказание материальной помощи семье безработного;

* предоставление работникам, уволенным из организации по ст.33 КЗоТ РСФСР и желающим заняться предпринимательской деятельностью, кредита на льготных условиях;

* увеличение размера выходного пособия по сравнению с установленным законодательством. Так, у металлургов при стаже работы до 5 лет пособие при сокращении составляет 0,5 годичной зарплаты, а при стаже 15 лет - заработной плате за 3 года.

В колдоговоре торговых работников записано, что если увольняется работник старше 50 лет и его стаж превышает 15 лет, то минимальное пособие будет равно зарплате за 5 лет.

Сокращению безработицы способствует предоставление трудящимся возможности досрочно выйти на пенсию, ограничение сверхурочных. Большое внимание в принятых коллективных договорах уделяется регламентации переподготовки и повышению квалификации кадров. Для стимулирования повышения квалификации работникам, прошедшим соответствующие курсы, устанавливаются надбавки к зарплате.

трудовой соглашение коллективный договор

Заключение

Рассмотрев в данной контрольной работе заданную тему можно сделать следующие выводы:

1.Становление нормативно-правовой базы, регламентирующей коллективные договоры и соглашения начало во времена Древней Руси.

2.Основным нормативным актом, регулирующим заключение коллективных договоров и соглашений, является Закон РФ N 2490-1 от 11 марта 1992 года О коллективных договорах и соглашениях

.Целью трудового соглашения является достижение результата работы, поэтому данный тип соглашения регулирует только вопрос оплаты, а не трудовой дисциплины.

.Трудовые отношения возникают после заключения коллективного договора (в случае когда речь идёт об отношения представителя работодателя и представителя (ей) коллектива)


1.Большая энциклопедия русского народа

2.Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ

.Закон о коллективных договорах и соглашениях (в ред. Федеральных законов от 24.11.1995 N 176-ФЗ от 01.05.1999 N 93-ФЗ, от 30.12.2001 N 196 ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

4.<http://git74.rostrud.ru/questioner/20589/21125.shtml> - Государственная инспекция труда в Челябинской области.

.<http://referent.mubint.ru/47/167085> В.Г. Тижанин, Коллективный договор как нормативно-правовой акт, регулирующий трудовые правоотношения между работниками и работодателем

Похожие работы на - Коллективные договоры и соглашения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!