Характерные особенности, возникающие при заключении коллективного договора
Ни один коллектив сегодня не застрахован от простоев и временной безработицы. Учитывая финансовое состояние предприятия, необходимо включить в договор положение об оплате простоев. Кроме того, целесообразно предусмотреть в нем меры по организации временных работ, позаботиться о заключении хоздоговоров с предприятиями и хозяйствами, где требуется рабочая сила.
Важная часть раздела о занятости в договоре- меры по защите социально уязвимых работников. Закон о занятости в РФ относит к ним: молодежь, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей-инвалидов; лиц предпенсиониого возраста, инвалидов; лиц, продолжительное время не имеющих работы; лиц, освобожденных из мест заключения; беженцев, вынужденных переселенцев. В каждом трудовом коллективе есть немало людей этих категорий, и именно они могут быть высвобождены первыми.
В целях содействия занятости указанной категории граждан на предприятиях проводится квотирование рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Право на установление квоты имеют местные органы власти. Работодатели в соответствии с квотой создают или выделяют необходимое количество рабочих мест для трудоустройства этих категорий граждан. Квота составляет обычно от 5% и более среднесписочной численности работников и во многом зависит от ситуации, складывающейся на региональном рынке труда, возможностей работодателя.
С учетом мнения общественных организаций предприятия, представляющих интересы социально уязвимых групп работников, профком и администрация могут внести в договор более высокую квоту, а также включить в него план мероприятий по реализации этого права. Для этих целей возможно привлечение средств местного бюджета Государственного фонда занятости и территориального фонда социальной поддержки населения.
Многие отрасли и регионы вводят в соглашения определенные квоты (от 5 до 10%) на рабочие места предприятий для этих групп населения (Москва, Амурская область. Ставропольский край, Профсоюз строителей РФ и др.). Федерация отраслевых профсоюзов Ульяновской области ввела 10%-nyio квоту на рабочие места для беженцев и вынужденных мигрантов. В Свердловской области планируется использовать для трудоустройства инвалидов 3-4 предприятия целиком.
В договоре надо учесть и то, что высвобождаемые работники нуждаются в материальной поддержке. Многие из них получат государственный статус безработного и соответствующее пособие, которое до сих пор не индексируется. По размеру оно будет близким к минимальной заработной плате, которая ниже прожиточного минимума. В связи с этим может возникнуть вопрос о необходимости дополнительных выплат тем уволенным, которые находятся за чертой бедности.
Как известно, для высвобождаемых Законом о занятости в РФ предусмотрен ряд льгот социально-бытового характера: пользование в течение двух лет детскими дошкольными учреждениями, сохранение на такой же период очереди на жилье. Зачастую среди высвобождаемых немало тех, кто не уложится в срок, отведенный законом. Трудовые коллективы могут расширить гарантии такого рода.
Дополнительно в договор можно внести: льготы на пользование заводским транспортом, дотации на оплату жилья, коммунальных услуг, покупку продуктов питания и ширпотреба через торговые услуги, организуемые на предприятиях, установление досрочной пенсии за счет средств предприятия до достижения пенсионного возраста и др.
Часть увольняемых может быть направлена на учебу и профподготовку. Это можно сделать и на предприятии, организовав курсы по обучению дефицитным профессиям с ориентацией на местный рынок труда, а также обратившись к услугам центра занятости, ближайшего вуза или техникума. Необходимо иметь в виду, что учеба является временным дополнительным рабочим местом, и это обстоятельство нужно использовать.
В условиях роста напряженности на рынке труда в коллективных договорах необходимо предусмотреть согласование с профкомом порядка и условий привлечения рабочей силы со стороны, в том числе из-за рубежа, которые оградили бы от сокращения своих работников.
Естественно, реализация мероприятий, включенных в раздел о занятости, потребует финансовых средств. Даже если сегодня коллективу не грозит массовая безработица, все равно следует создать страховой фонд, который может понадобиться будущем в случае остановки предприятия. И это также нужно отразить в договоре.
В настоящее время в ряде регионов России подготовлены планы действия органов исполнительной власти и государственной службы занятости при возникновении чрезвычайной ситуации на рынке труда, которые предусматривают образование особого резервного фонда для финансирования с циальных программ в размере 10% отчислений в фонд занятости и отчислений из бюджета в размере месячного фонда оплаты пособия по безработице. Это нужно учитывать и требовать от администрации при массовом высвобождении, а при необходимости обращаться к исполнительной власти региона для получения соответствующей материальной поддержки безработных.
Естественно, рекомендуемые аспекты колдоговора, касающиеся обеспечения гарантий занятости трудящихся, не исчерпываются вышеперечисленными. При активном и заинтересованном подходе к решению возникающих в этой области проблем содержание договора может быть расширено исходя из потребностей каждого коллектива.
Многие коллективные договоры, заключенные в 1992 - 1994 гг., содержат разделы, посвященные обеспечению занятости, которые устанавливают более высокий уровень гарантий работникам при увольнении по п. 1 ст. 33 КЗоТ РСФСР (ликвидация предприятия, сокращение численности), например:
* установление более продолжительных сроков предупреждения об увольнении работников, длительное время проработавших на предприятии;
* закрепление права уволенного поп. 1 ст.33 КЗоТ и получившего статус безработного на доплату по безработице за счет средств предприятия;
* оказание материальной помощи семье безработного;
* предоставление работникам, уволенным из организации по ст.33 КЗоТ РСФСР и желающим заняться предпринимательской деятельностью, кредита на льготных условиях;
* увеличение размера выходного пособия по сравнению с установленным законодательством. Так, у металлургов при стаже работы до 5 лет пособие при сокращении составляет 0,5 годичной зарплаты, а при стаже 15 лет - заработной плате за 3 года.
В колдоговоре торговых работников записано, что если увольняется работник старше 50 лет и его стаж превышает 15 лет, то минимальное пособие будет равно зарплате за 5 лет.
Сокращению безработицы способствует предоставление трудящимся возможности досрочно выйти на пенсию, ограничение сверхурочных. Большое внимание в принятых коллективных договорах уделяется регламентации переподготовки и повышению квалификации кадров. Для стимулирования повышения квалификации работникам, прошедшим соответствующие курсы, устанавливаются надбавки к зарплате.
трудовой соглашение коллективный договор
Заключение
Рассмотрев в данной контрольной работе заданную тему можно сделать следующие выводы:
1.Становление нормативно-правовой базы, регламентирующей коллективные договоры и соглашения начало во времена Древней Руси.
2.Основным нормативным актом, регулирующим заключение коллективных договоров и соглашений, является Закон РФ N 2490-1 от 11 марта 1992 года О коллективных договорах и соглашениях
.Целью трудового соглашения является достижение результата работы, поэтому данный тип соглашения регулирует только вопрос оплаты, а не трудовой дисциплины.
.Трудовые отношения возникают после заключения коллективного договора (в случае когда речь идёт об отношения представителя работодателя и представителя (ей) коллектива)
1.Большая энциклопедия русского народа
2.Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ
.Закон о коллективных договорах и соглашениях (в ред. Федеральных законов от 24.11.1995 N 176-ФЗ от 01.05.1999 N 93-ФЗ, от 30.12.2001 N 196 ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
4.<http://git74.rostrud.ru/questioner/20589/21125.shtml> - Государственная инспекция труда в Челябинской области.
.<http://referent.mubint.ru/47/167085> В.Г. Тижанин, Коллективный договор как нормативно-правовой акт, регулирующий трудовые правоотношения между работниками и работодателем