Основные задачи инновационной деятельности

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,5 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные задачи инновационной деятельности

Содержание

 

Введение

1. Инновации. Понятие. Классификация. Значение

2. Наука и инновационная деятельность в условиях рыночной экономики

3. Государственная научно-техническая политика в России

4. Финансирование инновационных проектов

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает пик новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Целью данной работы автор поставил задачу разобраться в понятиях инновации, инновационный менеджмент. А также рассмотреть реализацию инновационных проектов в настоящее время, влияние инноваций на различные области науки, промышленности, экономики. Также в работе будут рассмотрены основные стратегии государственной научно-технической политики и развитие инновационной деятельности в современной России.

При написании работы были использованы законодательные акты РФ, статьи и учебники российских и зарубежных авторов.

1. Инновации. Понятие. Классификация. Значение


Инновационный менеджмент сравнительно новый, недавно введенный научный термин в России. Связано это в первую очередь с достаточно активным развитием страны во всех сферах. Что же подразумевается по этим понятием?

Инновационный менеджмент - это взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами.

Объектами инновационного менеджмента являются инновация и инновационный процесс.

Инновация - это результат (продукт, товар, услуга, технология и т.п.) научной деятельности, в результате применения, которого в производстве происходят серьезные изменения, ведущие за собой организационно-распорядительные и производственно-технологические преобразования.

С точки зрения экономических наук инновация - законченный акт качественной модификации технологического базиса производства, характеризуемый, с одной стороны, неопределенностью и краткосрочностью для данного звена общественного производства, а с другой - долгосрочным эффектом, достигаемым суммой инновационных актов, объединенных в непрерывный инновационный процесс.

Ученые считают, что в русском языке термину инновация (от англ. Innovation - введение новаций) соответствует понятие "нововведение" - процесс внедрения и использования чего-либо нового (продукта, технологии и т.д.).

инновационный проект менеджмент наука

Процесс введения новшества на рынок называют коммерциализацией. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

Для перевода новации в нововведение необходимо использование различных ресурсов, главными из которых являются финансовые инвестиции и временной фактор.

Инновация появляются в следствии целенаправленного применения результатов научных исследований и разработок, которые направлены на совершенствование технологических и производственных процессов, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества.

Инновации носят широкий характер и применяются во многих областях жизни современного общества. В связи с эти учеными были предложены следующие классификации инноваций:

.        По области применения:

·        Социальные

·        Промышленные

·        Управленческие

·        Организационные и т.п.

2.       По степени интенсивности:

·        "бум"

·        Равномерная

·        Слабая

·        Массовая

3.       По масштабам использования:

·        Мелкие

·        Средние

·        Крупные

·        Региональные

·        Транснациональные

·        Трансконтинентальные

4.       Этапы НТП, результатом которых стали инновации:

·        Научные

·        Технологические

·        Информационные

·        Производственные

·        Технические

·        Конструкционные

Применяются также и другие классификации. Следует отметить, что использование инноваций не может не отражаться на инновационном механизме. Например, как уже было отмечено выше, существуют технические и технологические инновации, значительно улучшающие производственные процессы. При этом их влияние создает предпосылки и для определенных управленческих инноваций, т.к. происходят изменения в организации производства.

Вторым, но не менее маловажным объектом инновационного менеджмента является инновационный процесс. Зачастую эти понятия путают. Их значения действительно близки, но не равноценны.

Инновационный процесс - это процесс создания, освоения, распространения и использования инновации. Также инновационный процесс применительно к продукту (товару) может быть определен как процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта.

Таким образом, инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций и представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных этапов, образующих единое, комплексное целое.

Инновации же являются конечным итогом инновационного процесса в виде созданных новых потребительных продуктов. Важнейшей характеристикой инновации следует назвать новизну потребительских свойств.

2. Наука и инновационная деятельность в условиях рыночной экономики


С момента распада Советского Союза промышленность и наука России переживали кризис. Были потеряны многочисленные экономические и научные связи.

Инновации как общественный, технический, экономический процесс охватывают все стороны жизни, но особого внимания заслуживает изучение инноваций в производственной и коммерческой сфере, что объясняется особым значением производства в экономике.

Бесспорно, что применение новых достижений науки на практике является источником экономического роста благодаря снижению затрат и/или повышению потребительских качеств продукции. Роль научно-технического прогресса все более возрастает, в связи с тем, что он обеспечивает периодическое появление новых резервов роста технико-экономических показателей предприятия.

В масштабах мировой экономики, а также в масштабах экономики отдельной страны многообразие экономических связей и высокие темпы развития производства, обусловленные ускорением научно-технического прогресса, приводят к необходимости регулирования инновационных процессов на государственном уровне, которое заключается, как правило, в стимулировании наиболее перспективных проектов, частичном или полном финансировании, льготном кредитовании, снижении налогового бремени при реализации инновационных проектов. Вследствие законодательного государственного регулирования создается внешняя правовая среда инновационной деятельности.

Учитывая важность нормативно-правового поля инновационной деятельности, а также динамичность развития нормативно-правовой базы инновационной деятельности, играющей определяющее значение при управлении инновационной деятельностью повышается уровень влияния фактора внешней правовой среды инновационной деятельности. Возрастающее в последнее время внимание органов власти России к проблемам инновационного развития, направленное на стимулирование инновационной деятельности создает предпосылки для благоприятного воздействия внешней правовой среды на эффективность инновационных процессов.

В Российской Федерации нормативно-правовую базу инновационной деятельности составляют: федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-Ф3 "О науке и государственной научно-технической политике", Распоряжение Правительства РФ об утверждении "Основных направлений государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий", Постановление Правительства РФ от 21.08.01 № 605 "О федеральной целевой научно-технической программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 гг", Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 7.09.98 № 2302 "О программе "Активизация инновационной деятельности в научно-технической сфере", Постановление правительства РФ от 31.03.98 № 374 "О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу" и т.д. Особого внимания заслуживает проект Федерального закона "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации".

В Российской Федерации на правах совещательного органа действует Инновационный совет в сфере науки и научного обслуживания, функционируют Управление финансирования научных исследований и инноваций, Департамент промышленной и инновационной политики Минэкономики России, координационные функции выполняет Министерство общего и специального образования Российской Федерации.

Международное научно-техническое сотрудничество в РФ направлено на:

·        сохранение российского научно-технического потенциала;

·        обеспечение ускоренного вхождения России в мировое научно-технологическое сообщество при соблюдении требований технологической безопасности страны;

·        защиту национальных интересов в сфере интеллектуальной собственности, а также авторских прав российских ученых и специалистов в отношении с иностранными партнерами;

·        приоритетное развитие научно-технического сотрудничества с государствами - участниками СНГ.

Реализация инновационного процесса может значительно ускорится при помощи объединения научного потенциала путем организации международных инновационных проектов.

Однако, осуществление международных инновационных проектов, требует создания особых условий. Необходимо согласование вопросов, связанных с устранением двойного налогообложения, состыковки налоговых льгот, таможенных сборов, платежей, патентования, финансирования и т. п.

В связи с этим необходимо принятие соответствующих нормативно-правовых документов (заключения международных договоров), закрепляющих основы научно-технического сотрудничества, финансирования в сфере инновационной деятельности.

3. Государственная научно-техническая политика в России


Государственная научно-техническая политика - по определению ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" от 12 июля 1996 г. "составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники".

В настоящее время правительство РФ обсуждают несколько вариантов стратегии, нацеленной на развитие инновационной деятельности России:

. Стратегия формирования прорывного инновационного цикла в России (ставка на инновационный суперпроект общенационального уровня, конкурентоспособный на мировых рынках).

. Стратегия создания кластера (Под термином "кластер" обычно понимается сосредоточение взаимосвязанных, взаимозависимых предприятий и производств, а также технологий) инновационных технологий, обеспечивающих постепенное формирование конкурентоспособного эшелонированного инновационного сектора в российской экономике.

Общей характерной особенностью всех трех вариантов стратегии является их выборочный характер. Связано это со следующими основными проблемами, которые тормозят инновационное развитие:

·        финансовые (материальные)

·        нематериальные

К нематериальным относится, в первую очередь, несовершенство или частичное отсутствие законодательства, обеспечивающего системную и масштабную реорганизацию и разработку, а также последующее использование инновационных решений, и их коммерческую реализацию.

Для устранения этой проблемы требуется пересмотр и внесение поправок в существующее законодательство на нескольких уровнях: как в области экономики, юриспруденции, так и в области научной деятельности. Также следует реорганизовать существующие органы за контролем и реализацией инновационных проектов. Во многих европейских странах, а также в США данные органы наделены не только правами контроля и регистрации инновации, но в них также созданы специальные отделы, занимающиеся поиском потребностей страны в том или ином инновационном проекте, с последующим подбором проектной команды и разработкой и реализацией необходимого инновационного решения. В России пока таких отделов и сотрудников нет.

Материальные барьеры очевидны: недостаточное финансирование инновационных проектов, плохое техническое оснащение лабораторий, нехватка заработной платы работников сферы инновационных решении.

Отсутствие современной материально-технической базы, если не повсеместно, то в большинстве научных центров страны (устаревшие стенды, приборный парк, вычислительная техника), крайне затрудняет инновационную деятельность на уровне, конкурентоспособном по отношению к достигнутому в передовых странах мира. Здесь, правда, в отличии от других составляющих материального барьера, возможны решения точечного характера, так как переоснастить одновременно, допустим, все институты РАН невозможно.

По мнению автора работы, стратегия интеграции в глобальные инновационные цепочки в большей, чем другие варианты, оптимальна для России. Она не ограничивается локальным участком инновационной сферы, охватывая любую ее часть; она усиливает связь национальной инновационной сферы с глобальной; она работает там, где у нас есть конкурентоспособные проекты, опыт, кадры, необходимые знания. Опыт подобного сотрудничества тоже в той или иной мере присутствует, стратегия свободно вписывается в схему осуществляемой сегодня научно-технической политики, а также нет ограничений по времени продолжительности такой политики.

Фактически предусматриваемые этой стратегией процессы уже имеют место, они осуществляются в ходе нормального функционирования научно-технической сферы России. Таким образом, можно говорить о расширении рекламной деятельности, организации консультативной и юридической помощи российским предпринимателям и фирмам, интегрирующимся в глобальные инновационные цепочки.

Все данные, включая финансовые ресурсы частного сектора, для создания инновационного кластера или нескольких таких кластеров есть в топливно-энергетическом комплексе. Любой кластер инновационных технологий будет состоять из отдельных проектов, каждый из которых потенциально может вырасти в крупный, вплоть до мегапроекта, а без точек соприкосновения (сотрудничества или, напротив, конкурентной борьбы) с транснациональными инновационными цепочками тоже не обойдется, так что все варианты стратегии в известной мере переплетаются между собой.

 

. Финансирование инновационных проектов


В условиях рыночных отношений система финансирования инновационных проектов и инновационной деятельности в целом имеет свою специфику и выступает как составной элемент финансовой политики государства.

Эта система призвана обеспечивать решение следующих важнейших задач:

) создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок во всех звеньях народнохозяйственного комплекса страны, обеспечение ее структурно-технологической перестройки;

) сохранение и развитие стратегического научно-технического потенциала в приоритетных направлениях развития;

) создание необходимых материальных условий для сохранения кадрового потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж.

В области научно-технической и инновационной деятельности используются следующие формы и источники финансирования:

1. Госбюджетное финансирование - ассигнование за счет федерального и регионального бюджетов.

Выделяя средства из бюджета, государство получает возможность ускорять инновационные процессы, ориентировать их в нужном направлении и способствовать общему повышению эффективности использования ресурсов, формированию инновационного климата.

Госбюджетное финансирование производится через специализированные государственные некоммерческие фонды, такие как Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций.

2. Внебюджетное финансирование:

средства специальных внебюджетных фондов финансирования;

собственные средства предприятий;

средства, мобилизуемые путем эмиссии ценных бумаг;

финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, финансово-промышленных групп и т.п.);

кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков;

иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний;

средства национальных и зарубежных научных фондов;

частные накопления физических лиц.

3. Финансовый лизинг. Данная форма финансирования используется при решении задачи быстрого промышленного освоения крупных инновационных проектов, требующих приобретения дорогостоящих станков, оборудования, уникальной контрольно-измерительной и вычислительной техники, энергетических установок, транспортных средств и т.п.

В настоящее время лизингу как особому виду предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, свойствен трехсторонний характер взаимоотношений между тремя организациями:

лизингодателем (собственником имущества);

лизингополучателем (пользователем преимущества);

поставщиком имущества (продавцом имущества лизингодателю) .

Механизм лизинга действует следующим образом. По договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских (инновационных) целей. При этом право собственности на указанное имущество на весь срок договора сохраняется за арендодателем и учитывается на его балансе. По истечении срока лизингового договора (периода лиза) и выплаты арендатором полной стоимости имущества и оговоренных процентов оно становится его собственностью либо, если это оговорено условиями договора, возвращается лизингодателю.

4. Венчурное финансирование. Представляет собой механизм кредитования и финансирования инноваций любого типа, проводимых, в частности, небольшими и вновь создаваемыми малыми инновационными предприятиями.

Венчурный капитал - рисковый капитал, формируемый с привлечением личных средств инвесторов, средств пенсионных и благотворительных фондов, страховых компаний, свободных средств крупных корпораций.

По характеру венчурное финансирование является рисковым финансированием, т.е. не дающим каких-либо гарантий на возврат вложенных в инновационные процессы инвестиций. Расчет делается на творческую "удачу", на реализацию радикальных инноваций, на окупаемость инвестиций с высокой нормой прибыли.

. Особенности управление инновационными проектами

В настоящее время для управления инвестиционными проектами применяется метод проектного управления, так называемый Project Management.

Основные принципы этого метода приведены на схеме (рис.1).

Рис.1. Схема метода проектного управления "Project Management"

Суть метода состоит в представлении любого целевого изменения действующей системы как проекта - долгосрочного инвестирования в реальные активы, реализация которого связана с затратой времени и средств. Процесс этих изменений, осуществляемых по определенным правилам в рамках установленного бюджета и временных ограничений, представляет собой управление проектами.

В России этот метод немного видоизменили и дополнили с учетом российской экономики. В нашей стране он носит название программно-целевого метода управления инвестиционными программами.

Важной особенностью данного вида управления является комплексность подхода к реализации задачи и привлечению высоко квалифицированных специалистов. При этом следует отметить центральное звено управления. Данный подход позволяет получить максимальный результат и учесть все возможные риски, а также минимизировать потери.

Основные принципы данного вида управления инвестиционными проектами:

) селективность управленческого звена - поддержка проектов по приоритетным направлениям развития науки и техники, адресной поддержке инноваторов - авторов комплексных проектов;

) целевая ориентация проектов на обеспечение конечных целей - установление взаимосвязей между потребностями в создании инноваций и возможностями их осуществления;

3) полнота цикла управления проектами - реализация полного цикла процесса управления, предполагающего всю совокупность решений: от выявления потребностей до управления передачей полученных результатов;

) поэтапность инновационных процессов и процессов управления проектами - описание полного цикла каждого этапа формирования и реализации проекта;

) иерархичность организации инновационных процессов и процессов управления ими - представление процессов с разной степенью детальности, соответствующей определенному уровню иерархии; все уровни деятельности соотносятся друг с другом так, что нижестоящий уровень подчиняется вышестоящему, а состояния (принимаемые решения, цели, промежуточные и конечные результаты) процесса на вышестоящем уровне обязательны при определении состояний на нижестоящем;

) многовариантность при выработке управленческих решений - учет в ходе управления инновационными процессами воздействия неопределенных факторов; для снижения степени неопределенности необходим переход к многовариантной подготовке альтернативных решений о выборе состава конечных целей проектов, альтернативных способов их достижения, вариантов комплексного обеспечения работ, учитывая разные составы исполнителей, стоимость и длительность выполнения работ, материально-технические ресурсы и условия стимулирования исполнителей;

) системность - разработка совокупности мер, необходимых для реализации проекта (организационно-экономических, технологических, законодательных, административных и т.д.), во взаимосвязи с концепцией развития страны в целом;

) комплексность - разработка отдельных увязанных между собой элементов проектной структуры, обеспечивающих достижение подцелей, в соответствии с генеральной (общей) целью того или иного проекта;

) обеспеченность (сбалансированность) - обеспечение всех мероприятий, предусмотренных в проекте, различными видами необходимых для его реализации ресурсов: финансовыми, информационными, материальными, трудовыми.

Принципы проектного управления предусматривают проведение детального анализа внутренних и внешних условий его реализации, анализ риска и выработку проектного мышления у команды, которая реализует проект, планирование проектных работ, осуществляемых руководителем проекта и лицами, ответственными за выполнение его отдельных этапов.

Для управления инновациями в настоящее время используют следующие формы управления:

·        Проектная

·        Матричная

·        Линейная

В основе линейной формы управления - структурная специализация тематических и функциональных подразделений предприятия и принцип децентрализации управления при выполнении работ в рамках каждого инновационного проекта. В крупных предприятиях как правило присутствует линейно-функциональная форма управления.

Для этой формы управления характерна многофункциональность. Специализация различных отделов характеризуется четким распределением прав и обязанностей.

Главный принцип матричной формы заключается во взаимодействии подразделений предприятия в соответствии с матричной сеткой, в которой горизонтальные линии соответствуют выполняемым проектам, а вертикальные - видам работ, выполняемым структурными подразделениями. Выделенные точки пересечения горизонтальных и вертикальных линий матрицы определяют участие подразделений в конкретных тематических работах. Тематические руководители (руководители проектов) наделяются специальными полномочиями в деле координации и регулировании всех горизонтальных связей, относящихся к теме (проекту).

Данную форму управления как правило используют для небольших проектов сроком реализации не более 2-3 лет. В данном случае обычно подбирается наемная временная команда высоко квалифицированных специалистов для выполнения работы. В матричной структуре управления выделяют следующие виды:

·        Проектно - матричная. Во время реализации инновационного проекта все сотрудники напрямую подчиняются руководителю, который единолично распределяет задания, производит контроль за ходом выполняемых работ и полностью несет ответственность за проект. Данная форма управления очень эффективна в том случае, когда компании выполняет параллельно несколько сложных невзаимосвязанных проектов.

·        Функционально-матричная форма управления. В отличии от первой формы, в данном случае сотрудники, задействованные в проекте, подчиняются не только руководителю проекта, но и руководителю подразделения. Таким образом руководитель проекта отвечает за промежуточные, конечные результаты и за проект в целом. Тогда как руководитель подразделения решает более мелкие (текущие) вопросы.

Третья форма управления, получившая название проектной, специально разработана для методологии проектного управления, она предусматривает создание единого временного коллектива специалистов - команды проекта и усиление централизации в управлении реализацией проекта. Такой принцип как правило используется для реализации проектов продолжительностью более 2-3 лет.

Принципиальное отличие от других форм управления заключается в том, что для решения задач проекта создается специальная рабочая группа (команда проекта) из специалистов различных служб, административно подчиненных руководителю проекта. Команда проекта укомплектовывается кадрами и обеспечивается ресурсами в объеме, необходимом для выполнения всех основных работ по проекту. После завершения работ по проекту команда подлежит расформированию. Соответствующий персонал и ресурсы, ранее привлеченные к проекту, возвращаются в свои специализированные подразделения.


Заключение


Инновационный путь развития - это единственный путь роста. Кризис 1998 года показал, что перераспределение ресурсов, происходящее в стране не способствует росту экономики страны. Производство, наука, экономика не развивались. Развивалась лишь область предпринимательства с малым риском, связанная с торговлей.

Только инновации могут способствовать экономическому росту страны. А инновации всегда связаны с большими рисками.

Чтобы сгладить эти риски хотя бы частично, необходимы разработка и осуществление специальной государственной политики в области поддержки научно-технической деятельности, инновационного предпринимательства. Это - тактическая задача. Стратегической же целью государственной политики является осуществление прорыва в базовых инновациях, формирующих структуру постиндустриального технологического способа производства, что должно обеспечить устойчивое экономическое развитие России в XXI в.

Главным инструментом технологического прорыва является поворот инвестиций к инновациям, инновационному предпринимательству, на что следует направить имеющиеся в руках государства силы и средства.

Уже сейчас некоторые надежды можно связывать с решением о создании международного научно-технического совета как единого координирующего органа государств ближнего зарубежья и пересмотру существующего законодательства в области инновационных решений.

Список использованной литературы


1.       ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" от 12 июля 1996 г.

2.       Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. М: Экономика, 2004 г., с. 215

.        Кирьяков А.Г. Воспроизводство инноваций в рыночной экономике (Теоретико-методологический аспект). Ростов-на-Дону: РГУ, 2005 г., с. 310.

.        Основы экономики. Под ред. Вилинского Н.В. М.: Экономика, 2005 г., с. 283.

5.       Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт <http://www.aup.ru/books/m151/>. Таганрог: ТРТУ, 2006 г., с. 195

.        Харгадон Э. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний <http://www.williamspublishing.com/Books/978-5-8459-0941-1.html>. М.: "Вильямс" <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC%D1%81_%28%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%29>, 2007 г., с. 154.

Похожие работы на - Основные задачи инновационной деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!