Районная планировка Иркутской области
Районная планировка Иркутской области
Иркутская
область - один из самых крупных как по площади и экономическому потенциалу
регионов России. Районная планировка области относится к типичным планировкам
среднего таксономического уровня - т.е. планировки отдельного субъекта РФ.
Площадь
области - 768 тыс. км2 (6-е место в России), население области - 2,6 млн. чел.
(20-е место в России).
Большая
часть территории области расположена в пределах южной окраины Среднесибирского
плоскогорья, ограниченного на юго-западе горными массивами Восточного Саяна, а
на юго-востоке горными поднятиями Прибайкальских хребтов, резко обрывающихся у
глубокой Байкальской впадины. Северо-восток занят Северо-Байкальским и Патомским
нагорьями. Положение области в центре азиатского материка определяет резко
континентальный климат.
Расположенная
в южной части Восточной Сибири территория области попала под освоение русскими
только в середине XVI в. Освоение территории области происходило с
северо-восточного угла области в основном по рекам. Русские первопроходцы в
середине XVI в., проникая вверх по рекам (сначала по Ангаре, а затем по Лене)
основывали здесь первые населенные пункты, т.н. остроги - Братск, Иркутск,
Нижнеудинск, Усть-Кут и Киренск. Именно эти поселения образовали первый каркас
расселения на территории области вдоль крупных рек - Ангары и Лены, в меньшей
степени по их основным притокам. Этот каркас сохранялся до конца XVIII в.,
когда был проложен Московский тракт, который прошел несколько левее Ангары и
заложил новый каркас населенных пунктов, который потом был укреплен
строительством в конце XIX в. Транссибирской железной дорогой.
Новый
этап освоения территории области связан уже с советским временем, когда была построена
железная дорога Тайшет-Лена, перешедшая потом в БАМ. В советское время
произошло промышленное освоение территории Иркутской области, основу которого
составило строительство каскада крупных ГЭС на Ангаре.
В
настоящее время можно выделить две основных полосы расселения вдоль основных
транспортных магистралей.
Первая,
самая главная ВОСТОЧНАЯ (или ПРЕДСАЯНСКАЯ) полоса протянулась вдоль
Транссибирской железной дороги, Московского тракта и нефтетрубопровода от
Тайшета до Байкала. Здесь расположена основная масса крупных поселений на
территории области - Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Черемхово, Зима,
Тулун, Саянск, Шелехов, Слюдянка, Байкальск, Нижнеудинск, Тайшет. Вторая
СЕВЕРНАЯ полоса расселения протянулась вдоль железной дороги Тайшет-Лена от Тайшета
через Братск и Железногорск-Илимский до Усть-Кута, от которого эта северная
полоса расселения дальше идет по долине реки Лена и ее притоку Витиму: это
такие крупные поселения как Киренск и Бодайбо. Примерно от Киренска тянется
очень небольшая полоса небольших поселков по долине Нижней Тунгуски. Фактически
вся сеть населенных пунктов области как бы нанизана на прямоугольную сетку
основных железнодорожных и речных артерий области.
Иркутская
область - крайне неоднородное территориальное образование. По ровню плотности
населения, экономическому потенциалу и другим показателям различия между
отдельными районами области составляют десятки и даже сотни раз. Можно выделить
два абсолютных полюса развития области - южный и северный (КАРТЫ! и
АНАМОРФОЗА!), точнее юго-западный и северо-восточный секторы области. В
юго-западном секторе располагается свыше 80% населения и экономического
потенциала области.
Для
целей районной планировки Иркутская область состоит как бы из двух частей -
зоны развития Иркутской агломерации, где районная планировка в первую очередь
должна решать вопросы развития и планирования городских поселений внутри
агломерации, и вторая часть - вся остальная территория области, где основной
целью районной планировки является развитие этих районов как территорий
сосредоточения промышленных ресурсов (особенно это относится к центральной и
крайней восточной частям области).
В
советское время районная планировка области предусматривала создание на
территории области трех крупных ТПК в следующей очередности -
Иркутско-Черемховский, Среднеангарский и Верхнеленский.
Первый
ТПК, Иркутско-Черемховский начал создаваться еще до войны, которая прервала его
развитие, но тем не менее после войны этот ТПК в целом был завершен. Его основу
составила сначала разработка Тулуно-Черемховского угольного бассейна, а затем
строительство Иркутской ГЭС и ряда крупных промышленных предприятий: в первую
очередь машиностроительных (в Иркутске, Ангарске, Черемхово и
Усолье-Сибирском), химической промышленности на местном сырье (в
Усолье-Сибирском, Ангарске, Зиме и чуть позже Саянске), нефтепеработки
(комбинат в Ангарске), алюминиевой промышленности (в Шелехове), строительных
материалов (цементный завод в Ангарске) и лесопреработки (леспромхозы в Китое,
Усолье-Сибирском и др., Байкальский ЦБК). В целом Иркутско-Черемховский
хозяйственный комплекс имеет достаточно целостную и завершенную структуру:
собственная топливно-энергетическая база, крупные предприятия строительной
индустрии, крупные перерабатывающие предприятия, собственная агропромышленная
база. Кроме того на юге разрабатываются месторождения магнезитов, повареной
соли и слюды.
Второй
ТПК, Среднеангарский, начал создаваться уже в 50-х гг., этот комплекс
изначально имел две главные составляющие - 1) энергетика (за счет строительства
сначала Братской ГЭС, а чуть позже и Усть-Илимской), на основе которой создан
крупнейший в России алюминиевый завод в Братске; 2) лесопереработка - здесь они
из самых мощных в России леспромхозов (Братский, Усть-Илимский, Усть-Кутский и
др.) и Усть-Илимский и Братский ЦБК; несколько позже к этому добавилась добыча
железной руды в Железногорске-Илимском.
Третий
ТПК предполагалось создать в районе рек Лена и Витим, но до этого комплекса
очередь не дошла.
В
настоящее время всю Иркутскую область можно разделить на 7 различных районов,
находящихся на совершенно различных уровнях развития.
1)
Южный или Иркутско-Черемховский район включает в себя примерно 48% всего
населения области и более половины всего экономического потенциала области. Это
самая густозаселенная и наиболее освоенная часть области, находящая в верховьях
Ангары. Этот район характеризуется наиболее благоприятными условиями для жизни
населения, а также для сельского хозяйства. Южный район вместе с территорией
Усть-Ордынского Бурятского округа является единственным районом сплошного
освоения на территории области. Основу района составляет Иркутская агломерация,
представляющая собой цепочку городов, нанизанных на Транссибирскую железную
дорогу и Московский тракт, причем города расположены как бы по порядку - по
увеличению численности населения: сначала Черемхово (90 тыс. чел.), затем
Усолье-Сибирское (105 тыс. чел.), Ангарск (275 тыс. чел.) и наконец второй по
величине город Восточной Сибири - город Иркутск (630 тыс. чел.). В южном районе
области районная планировка должна решать вопросы развития агломерации, а не
дальнейшего хозяйственного освоения территории. Здесь стоит целый блок задач:
проблема
разрастания города Иркутска (не по численности населения, а по площади), его
пригородов, плюс большой потребности населения в личных приусадебных участках и
для целей коттеджного строительства. Необходимы дополнительные выделения земель
для частного пользования. Рост Иркутска в настоящее время сдерживает
экономический кризис, но после его завершения рост города, скорее всего,
продолжится, что, видимо, поставит вопрос о необходимости создания
городов-спутников. Один из них уже фактически существует - это город Шелехов,
на роль второго может претендовать расположенный между Иркутском и Ангарском
поселок Мегет. Кроме того остро стоит проблема развития сети автодорог.
В
этом районе очень серьезные экологические проблемы, правда, ситуация несколько
облегчилась в связи с кризисом, но в случае роста промышленного производства
экологические проблемы могут выйти на первый план. Экологическая ситуация в
районе в целом ухудшается розой ветров, а также большим уровнем загрязнения вод
Ангары, особенно ртутью.
Еще
один блок задач связан с возможностью развития рекреации на Байкале на основе
Прибайкальского национального парка и различных санаториев и баз отдыха на
берегу Байкала.
2)
К Южному району примыкает аграрный Усть-Ордынский Бурятский автономный округ,
который в принципе всегда являлся аграрной базой для городов Иркутской
агломерации. Для этого района наиболее существенны вопросы развития собственных
предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья - т.е. дальнейшее
развитие АПК.
3)
Третий район, Среднеангарский - это вторая индустриальная база Иркутской
области. На этот район приходится примерно 19% населения и треть всего
экономического потенциала области. Среднее Приангарье не является цельным
районом и состоит как бы из двух основных центров - городов Братск и
Усть-Илимск, на которые приходится более половины всего населения района. Кроме
того на территории района располагаются еще два относительно крупных
индустриальных центра - Железногорск-Илимский, возникший в связи с разработкой
Коршуновского железорудного месторождения, и Усть-Кут, являющийся довольно
важным перевалочным транспортным узлом: отсюда осуществляется северный завоз по
Лене. Кроме Коршуновского месторождения здесь есть еще перспективные
Рудногорское и Нерюндинское железорудные месторождения.
На
оставшиеся районы области приходится менее трети всего населения и менее одной
шестой промышленного потенциала области.
4)
Четвертый район, Западный, сложился вдоль Транссиба и вклюает в свой состав
разрозненные населенные пункты - станции на транссибе: это Тайшет (60 тыс.
чел.), Нижнеудинск и Тулун (по 50 тыс. чел.) с преобладающей лесоперерабатывающей
специализацией, а также города Саянск (45 тыс. чел.) и Зима (37 тыс. чел.) с
крупным химическим производством, в Тулуне ведется также добыча бурого угля.
Основная функция этой территории - транзитная, здесь располагается довольно
важный транспортный узел - Тайшет, от которого расходятся дороги на Иркутск,
Абакан и Лену. Учитывая выгодное транспортное расположение Тайшета здесь
предполагалось создание крупного металлургического комбината, от которого в
итоге отказались, но сейчас главные перспективы района связаны с предложением
создания в Тайшете на площадке для металлургического комбината еще одного
алюминиевого завода. В Нижнеудинском районе, у подножия Саян, находится особый
национальный район - Тофалария, где проживает малый народ - тофалары, это
труднодоступный и крайне отсталый район области, в связи с чем остро стоит
проблема выживания коренного населения района. В принципе Тофалария в будущем
могла бы использовать для рекреации на основе охотничьего промысла, сплава по
рекам и национальных особенностей района.
Оставшиеся
три района области представляют собой слаборазвитую периферию.
5)-6)
Особенно это относится к Ербогаченскому району, расположенному на крайнем
севере области, и к Верхнеленскому району, расположенному в верховьях Лены. Это
крайне труднодоступные, слабоизученные и слабозаселенные районы области.
Какие-либо перспективы их освоения возможны только после решения проблемы
транспортной доступности с этими районами, т.к. в настоящее время связь
осуществляется в основном авиатранспортом. Ербогаченский район наиболее
отсталый район области. В Верхнеленском же районе можно выделить два небольших
агропромышленных и судоремонтных центра - Качуг и Жигалово.
7)
Последний, седьмой район - Бодайбинский представляет собой крайний северо-восточный
старопромышленный депрессивный район, в котором преобладают депрессивные
горнодобывающая (добыча золота и слюды) и лесоперерабатывающая отрасли.
Основные перспективы этого района связаны с разработкой крупного
золоторудно-платиноидного месторождения Сухой Луг, на который претендуют
компании Австралии и ЮАР.
8)
Но уже фактически в ближайшее время районная структура области может
измениться, что связано с возможностью формирования на стыке четырех районов
области с центрами в Усть-Куте и Киренске еще одного района, что связано с
началом освоения здесь Ковыктинского газоконденсатного месторождения, а также
возможностью разработки Марковского нефтяного месторождения.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://rocich.ru/