Основные направления финансовой политики государства

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,94 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные направления финансовой политики государства














контрольная работа

Основные направления финансовой политики государства











Челябинск 2012

Оглавление

1. Понятие финансовой системы и финансовой политики государства

.1 Финансовая система государства и ее структура

.2 Финансовая политика государства: понятие и сущность

. Современная финансовая политика России

.1 Основные направления финансовой политики России

.2 Политика финансовой стабилизации федерального бюджета

Выводы

Список используемой литературы

Приложение А. Основные звенья финансовой системы РФ

Приложение Б. Динамика доходов и расходов федерального бюджета за период 2010-2013 годы

1. Понятие финансовой системы и финансовой политики государства

.1 Финансовая система государства и ее структура

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами - с другой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете [11].

Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы - сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами [12]. Таким образом, финансовая система - это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами. Говоря о финансовой системе государства (точнее было бы сказать - национальной экономике), мы, прежде всего, подразумеваем динамическое единство, взаимообусловленность и взаимодействие всех элементов в процессе функционирования [13]. Финансовая система Российской Федерации представляет:

совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; - совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Совокупность финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку [8]. Экономисты и ученые предлагают различные структуры финансовой системы. Например, В.П. Литовченко рассматривает структуру финансовой системы РФ, в основе которой лежит принцип разделения финансов на общегосударственные и децентрализованные [10]. Основные звенья финансовой системы РФ представлены в соответствии с рисунком 1 Приложение А.

Основой общегосударственных финансов являются бюджеты соответствующего уровня. К общегосударственным финансам относятся также государственные социальные внебюджетные фонды, государственное кредитование.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в регулировании экономических процессов и распределительных отношений на макроуровне. Общегосударственные финансы аккумулируются в распоряжении государства и местных органов самоуправления, их формирование и распределение имеют централизованный характер.

Децентрализованные финансы: финансы кредитно-банковской системы, страхования, финансы предприятий в большей степени осуществляют регулирование экономических процессов на микроуровне. Но в, то, же время нельзя утверждать, что эти звенья финансовой системы обслуживают лишь уровень хозяйствующих субъектов (в широком их понимании), поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость между всеми звеньями финансовой системы.

Через финансовую систему государство, принимая соответствующие законы, нормативные акты, воздействует на формирование централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, используя для этого финансовые инструменты: налоги, систему кредитования, механизм ценообразования и так далее.

Роль, которую государство выполняет в социально-экономическом развитии общества, определила необходимость централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджеты и государственные внебюджетные фонды, государственный кредит. Через привлечение свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и населения формируются финансы страхования и кредитно-банковской системы. Финансы коммерческих предприятий образуются из собственных денежных доходов и накоплений самих предприятий. В целом, общую схему финансовой системы можно представить как систему, включающую в себя: - государственные финансы; - финансы хозяйствующих субъектов;- доходную и расходную части финансов населения (расходы и сбережения).

Общая схема финансовой системы представлена в соответствии с рисунком 1.

Рисунок 1 - Общая схема финансовой системы

Основные звенья финансовой системы соединяются воедино и управляются (регулирование со стороны государства) посредством финансовой политики с учетом специфики звеньев системы финансов, общности функций всех финансовых учреждений, активном участии всех нижестоящих органов управления.

1.2 Финансовая политика государства: понятие и сущность

Финансовая политика государства - это совокупность целенаправленных мер государства в области использования финансов [17].

Финансовая политика осуществляет распределительные функции финансов и контрольные функции.

Основные функции финансовой политики можно представить в соответствии со схемой, представленной на рисунке 2.

Рисунок 2 - Основные функции финансовой политики

Цель финансовой политики: определение наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.

Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах экономических субъектов, населения и государства.

Объектами финансовой политики являются финансовые отношения субъектов власти и субъектов хозяйствования по поводу образования, распределения и использования финансовых ресурсов, образующие звенья финансовой системы государства. Схема содержания финансовой политики представлена в соответствии со схемой на рисунке 3.

Рисунок 3 - Схема содержания финансовой политики

Выработка научно обоснованной концепции осуществляется с целью выявления объективной потребности в реализации намеченных мероприятий финансовой политики, и обоснования изменения существующего механизма реализации финансовых отношений.

Определение основных направлений использования финансовой политики основывается на целях и задачах экономической политики государства, выделении в составе экономики приоритетных отраслей, определении условий развития социальной сферы, состава полномочий государственных и муниципальных органов власти в финансово бюджетной сфере, оценке внутреннего и международного положения государства.

Разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансовой политики предполагает выработку определенных путей решения поставленных целей и задач, которые будут способствовать реализации основных направлений финансовой политики [10].

В экономической теории представлено три вида финансовой политики.

Характеристика видов финансовой политики представлена в соответствии с содержанием таблицы 1.

Таблица 1

Характеристика видов финансовой политики

Наименование финансовой политики

Характеристика финансовой политики

Политика экономического роста

Система финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости (рост государственных расходов, снижение налогов)

Политика стабилизации

Правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен

Политика ограничения деловой активности

Уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем, применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом (уменьшение правительственных расходов, увеличение налогов)


Характеристика видов финансовой политики показывает различные пути ее осуществления. Вот почему выбор путей реализации финансовой политики с одной стороны, логически связывает все ее направления, а, с другой, все мероприятия данной политики должны быть согласованы по времени их осуществления и проводиться в намеченные сроки [10]. Основное направление современной финансовой политики России - политика финансовой стабилизации федерального бюджета.

финансовый бюджетный политика россия

2. Современная финансовая политика России

.1 Основные направления финансовой политики России

Основные направления финансовой политики России сформулированы в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации - Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2011-2013 годах" [16].

Основные направления финансовой политики:

использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов макроэкономического регулирования;

разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций;

обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы;- повышение качества человеческого капитала;

поддержка образования как основы инновационной экономики;

реализация федеральных целевых программ.

Проанализируем использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов макроэкономического регулирования. Динамика доходов и расходов федерального бюджета представлена на рисунке 1 Приложения Б настоящей работы. Доходы федерального бюджета к 2013 году по ожидаемой оценке снижаются до 16,1 процента к ВВП, расходы до 19 процентов к ВВП. Уже начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией антикризисных мер. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации поставлена задача, снизить дефицит федерального бюджета в 2013 году в два раза по сравнению с кризисным 2009 годом.

Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций. При этом для развития экономики инновационного типа планируется осуществлять государственную поддержку инновационных проектов и развития современной инновационной инфраструктуры. Одним из наиболее значимых проектов является проект по построению научно-технологического комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий в Сколково.

Еще одним приоритетом бюджетной политики, направленным на повышение качества человеческого капитала, будут оставаться расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт. Повышение страховых взносов на два процента принесет в систему обязательного медицинского страхования порядка 460 млрд. рублей в ближайшие два года.

Важнейшим приоритетом бюджетной политики является поддержка образования как основы инновационной экономики.

Реализация федеральных целевых программ и не программной части федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) в среднесрочной перспективе будет осуществляться исходя из приоритетов экономического развития и с учетом бюджетных ограничений.

Основные направления и пути реализации финансовой политики государства на 2011-2013 годы представлены в соответствии с содержанием таблицы 2.

Таблица 2

Основные направления и пути реализации финансовой политики государства на 2011-2013 годы

Основные направления финансовой политики

Пути реализации

Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов макроэкономического регулирования

Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать один трлн. рублей в год.

Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций

Поскольку в процессе сокращения дефицита расходы федерального бюджета предполагается сократить с 22,8процентов к ВВП в 2010 году до 19,0 процентов к ВВП в 2013 году, то кредитование реального сектора экономики по некоторым направлениям не удастся. Это важная особенность бюджетной политики ближайших трех лет.

Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы

В федеральном бюджете запланированы ассигнования на выполнение в полном объеме принятых обязательств

Повышение качества человеческого капитала

Повышение страховых взносов на два процента принесет в систему обязательного медицинского страхования порядка 460 млрд. рублей в ближайшие два года

Поддержка образования как основы инновационной экономики

Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на образование составит в 2011 году - 492,5 млрд. рублей, в 2012 году - 492,3 млрд. рублей, в 2013 году - 492,2 млрд. рублей.

Реализация федеральных целевых программ

Объем ассигнований на эти цели в 2012 году сокращается (на 16 процентов к 2011 году) в связи с завершением ряда программ


Таким образом, реализация всех мероприятий осуществляется через бюджетное финансирование. Бюджет является одним из важнейших инструментов макроэкономического регулирования.

.2 Политика финансовой стабилизации федерального бюджета

Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности. В 2012-2014 годах государственные заимствования будут выступать основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета. Объем государственных внутренних заимствований Российской Федерации представлен в соответствии с содержанием таблицы 3.

Таблица 3

Объем государственных внутренних заимствований Российской Федерации млрд. руб.

Показатель

2011 год (закон)

Прогноз



2012

2013

2014

Государственные заимствования, всего

1311,3

1592,3

1601,7

1626,1

привлечение

1801,1

2181,7

2284,0

2474,1

погашение

-489,8

-589,4

-682,3

-848,0

- внутренние заимствования

1340,8

1459,0

1465,7

1486,2

привлечение

1709,9

1977,9

2082,2

2273,6

погашение

-369,1

-518,9

-616,5

-787,4


В области государственных внутренних заимствований Российской Федерации реализация долговой политики в 2012-2014 годах будет направлена на решение задач финансирования дефицита федерального бюджета и развития рынка государственных ценных бумаг. При этом ключевое значение имеет повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах, расширение круга инвесторов в государственные ценные бумаги, поддержание сбалансированной по срокам структуры государственных ценных бумаг.

Помимо государственных заимствований, на финансирование дефицита федерального бюджета будут направлены средства от приватизации федерального имущества. Финансирование федерального бюджета средствами от приватизации федерального имущества представлено в соответствии с содержанием таблицы 4.

Таблица 4

Финансирование федерального бюджета средствами от приватизации федерального имущества млрд. руб.

Показатель

2011

2012

2013

Средства от приватизации федерального имущества

276,1

309,4


Средства от приватизации федерального имущества всего за период 2011-2013 года составят 883,5млрд. руб.

В целом, объем внутренних заимствований в форме государственных ценных бумаг и средств от приватизации за период 2011-2013 года составят 4785,3 млрд. руб.

Объем внутренних и внешних заимствований за период 2011-2013 года составят 49806 млрд. руб. Таким образом, финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет внутренних государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности. Источники финансирования дефицита федерального бюджета представлены в соответствии с содержанием таблицы 5.

Совокупный объем государственного долга РФ на 1 января 2011 г составляет 5 трлн. руб., в том числе внутренний долг - 3,5 трлн. руб., внешний долг - 1,5 трлн. руб. (48,8 млрд. долл.).

Таблица 5

Источники финансирования дефицита федерального бюджета млрд. рублей

Показатель

2010 год

Прогноз



2011 год

2012 год

2013 год

Всего источников: внутреннего и внешнего финансирования дефицита

1 006,8

1 520,0

1 705,4

1 755,2

%% к ВВП

2,2

3,1

3,1

2,8

увеличение

1 820,8

2 307,1

2 658,3

2 727,9

уменьшение

- 814,0

- 787,1

- 952,9

- 972,7

Источники внутреннего финансирования дефицита

922,5

1 475,9

1 628,5

1 680,9

увеличение

1 550,4

2 074,4

2 433,7

2 509,4

из них:





государственные ценные бумаги

1 210,0

1 705,9

2 009,1

2 090,9

приватизация

7,0

298,0

276,1

309,4

уменьшение

- 627,9

- 598,5

- 805,3

- 828,6

из них: государственные ценные бумаги

- 275,7

- 369,1

- 518,9

- 616,6


Объем внешних обязательств РФ до 2014 г. возрастет в 1,5 раза, оставаясь в пределах 2,3 трлн. руб., а внутренних - возрастет в 2,5 раза, достигнув 8,5 трлн. руб. Таким образом, госдолг в ближайшие три года будет увеличиваться с 13,6 процентов ВВП в 2011 г. до 17,4 процентов ВВП в 2013 г. [16]

В проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов" предусматривается использование средств фондов для покрытия дефицита бюджета в ограниченном объеме - 284,4 млрд. руб., при этом на 70-80 процентов дефицит бюджета будет финансироваться за счет государственных заимствований.

Выводы

Выполненная контрольная работа по теме: Основные направления финансовой политики государства, позволяет выделить основные определения и сделать выводы, отражающие наиболее существенные положения и имеющие теоретическую и практическую значимость.

. Роль, которую государство выполняет в социально-экономическом развитии общества, определила необходимость централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджеты и государственные внебюджетные фонды, государственный кредит.

государственные финансы;

финансы хозяйствующих субъектов;

- доходную и расходную части финансов населения (расходы и сбережения).

3. Финансовая политика государства - это совокупность целенаправленных мер государства в области использования финансов.

. Цель финансовой политики: определение наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.

5. Содержание финансовой политики раскрывается в ее структурных элементах, к которым относятся: выработка научно-обоснованной концепции; определение основных направлений использования; разработка путей реализации основных направлений.

6. Основное направление современной финансовой политики - финансовая стабилизация государственного бюджета. Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет внутренних государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации

. Гражданский кодекс Российской Федерации

. Бюджетный кодекс Российской Федерации

. Налоговый кодекс Российской Федерации

. Бюджетная система России: Учебник для вузов. / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 540 с.

. Врублевская О.В., Романовский М.В.Бюджетная система Российской Федерации: учебник. М.: Юрайт-издат, 2004.

. Грязнова, А.Г., Маркина, Е.В. Финансы. М.: Финансы и статистика, 2005.-504с.

. Дробозина, Л.А. Финансы. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. - 527с.

. Лушина, С.И., Слепова В.А. Финансы. М.: Экономист, 2005. − 682с.

. Литовченко, В.П. Финансы. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.-588с.

. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. - М.: Проспект, 2001. - 496 с.

. Финансовая система и экономика / под ред. В.В. Нестерова, Н.С Желтова. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 432 с

. Веселкова, Е.Г. Природа финансовых органов // Финансы. - 2007. - №11. - С. 66-70.

. Завьялов Д.Ю. Тенденции трансформации бюджетной системы // Финансы. - 2008. - №6. - С.15-19.

Повышение устойчивости финансовой системы страны - важнейшее направление деятельности МинФина России // Финансы. - 2006. - №5. - С. 3-14.

. Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов//www/minfin.ru/img/library/201017 Cовременный экономический словарь. М.: Проспект, 2010.-С.58

Приложение А

Рисунок 1 - Основные звенья финансовой системы РФ

Приложение Б

Рисунок 1 - Динамика доходов и расходов федерального бюджета за период 2000-2013годы (% ВВП)

Похожие работы на - Основные направления финансовой политики государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!