Общие признаки организации и их взаимосвязь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,64 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Общие признаки организации и их взаимосвязь

Пензенский государственный педагогический университет

имени В.Г. Белинского










Курсовая работа

На тему:

Общие признаки организации и их взаимосвязь











Пенза, 2010

Содержание

Введение

. Теоретические основы изучения понятия организации

.1 Понятие организации

.2 Организации и ее структура

.3 Типы и виды организации

Выводы по 1 главе

. Признаки организации и их характеристика

.1 Характеристика признаков организации

.2 Взаимосвязь признаков организации

.3 Социально-экономические организации и их характеристика

Выводы по 2 главе

. Интеграция организаций и ее развитие

.1 Корпоративные организации

.2 Финансово-промышленные группы

.3 Транснациональные компании

.4 Международные совместные предприятия

Выводы по 3 главе

Заключение

Литература

Введение

Проблема организации как некой общности, объединяющей объекты и субъекты процесса, изучается различными науками. Люди и все, что их окружает, так или иначе организованы. Более того, все планируемые и осуществляемые действия человека, их непосредственные и опосредованные результаты также выражают собой, прежде всего, суть организации. Наконец, сознание, вся совокупность представлений об окружающем мире могут формироваться, сохраняться, развиваться и использоваться только при условии определенной самоорганизации. Со временем человек стремился упорядочить процесс, систематизировать объекты, предметы, методологию, инструменты, язык исследования, что и явилось причиной для изучения особенностей организации как некой структуры [12, с. 67].

Исследования окружающего человека мироздания, его материального проявления и интеллектуального представления вскрыли и показали общие организационные основы его построения. Последовательно выдвигавшиеся и развивавшиеся в научном мире механистические, иерархические, поведенческие, корпоративные модели организации производства и общества отразили единую организационную природу формирования, функционирования и развития любых процессов и систем. Это обусловило необходимость выделения, исследования и представления такого единства в виде универсальной целостной концепции всеобщей организации, которая эффективно применяется в условиях выстраивания экономических отношений.

Любая организация как система является результатом процесса ее объективной, субъективной или смешанной организации. Подавляющее большинство процессов экономического функционирования и развития осуществляются в реальных системах или между ними [18, с. 99]. Наконец, все окружающее человека воспринимается им в качестве объективно, субъективно или смешанно организованной системы.

Именно поэтому распространенность восприятия организации как системы, приоритет применения такого понимания на практике обусловливают необходимость всестороннего и комплексного ее исследования.

Цель исследования - рассмотреть особенности организации как процесса.

Объект исследования - организация как результат процесса развития отношений и взаимоотношений между объектами этого процесса.

Предмет исследования - процесс развития организации и ее компонентов.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы понятия организации и его развития.

2.       Рассмотреть признаки организации и дать им характеристику.

.        Дать анализ процессу интеграции организаций.

Методы исследования - анализ литературы.

1. Теоретические основы изучения понятия организации

1.1 Понятие организации

Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизни, - экономика, наука, культура, образование, оборона, даже личная жизнь. Теория организации призвана ответить на вопросы, зачем организации нужны, как они создаются, функционируют и изменяются, почему члены организаций действуют именно так, а не иначе [3, с. 66].

Пока существует организация, она всегда будет характеризоваться определенной философией, независимо от того, осознается это руководителями или нет. Как правило, в организации культивируются системы смыслов, обладающих наивысшей ценностью для ее основателей и высшего руководства, в чьих руках находятся многочисленные властные средства для поддержания элементов организационной философии, избранных именно ими. То, что каждый человек выделяет для себя наиболее значимые, ценимые им объекты, идеи и принципы, закономерно; также закономерно, что люди, обладающие реальной властью в организации, будут осознанно или неосознанно распространять в ней свои ценности.

Организации как специфический социальный организм также стремятся к сохранению и упрочению своего положения в больших по отношению к ним системам, добиваясь расширения своих возможностей, в достижении целей и предоставляя обществу свой продукт.

Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» - то, что организация состоит из отдельных людей или их групп, взаимодействующих между собой. Модели взаимодействия, которым следуют индивидуумы, являются преднамеренными.

Организационные процессы содержат в себе социальную сущность, а взаимодействие членов групп должно быть сбалансировано и предполагает необходимость в координации. Организация имеет относительно определенные границы, которые могут меняться со временем. Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение установленных целей. Преимущество организованных групп заключается в том, что человек, входя в состав коллектива, может более успешно достичь своих целей, чем индивидуально. Поэтому он и создает интегрированные, кооперативные системы поведения.

Определение организации предусматривает необходимость формального координирования взаимодействия работников. Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, какой должна быть субординация, каковы формальные координирующие механизмы и модели взаимодействия. Для организации характерны комплексность, формализация определенное соотношение централизации и децентрализации. Комплексность рассматривает степень дифференциации в рамках организации. Она включает уровень специализации или разделения труда, количество уровней в иерархии организации и степень территориального распределения подразделений организации. Под формализацией понимаются заранее разработанные и установленные правила и процедуры, определяющие поведение работников. Некоторые организации минимально оперируют с такими стандартными директивами. В некоторых организациях процесс принятия решений очень централизован, разрешением проблем занимаются высшие руководители. В других случаях принятие решений децентрализовано, ответственность делегируется вниз по иерархии управления. Принятое соотношение централизации и децентрализации определяет характер и тип устанавливаемой организационной структуры управления [9, с. 25].

1.2 Организация и ее структура

Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.

Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано на:

подпроцессы промышленного производства;

изготавливаемые изделия;

пространственные производственные условия.

Организационная структура регулирует:

разделение задач по отделениям и подразделениям;

их компетентность в решении определенных проблем;

общее взаимодействие этих элементов.

Тем самым фирма создается как иерархическая структура.

Основные законы рациональной организации:

упорядочение задач в соответствии с важнейшими точками процесса;

приведение управленческих задач в соответствии с принципами компетентности и ответственности (согласование компетентности и ответственности, согласование «поля решения» и доступной информации, способность компетентных функциональных единиц принять к решению новые задачи);

обязательное распределение ответственности (не за сферу, а за «процесс»);

короткие пути управления;

баланс стабильности и гибкости;

способность к целеориентированной самоорганизации и активности;

желательность стабильности циклически повторяемых действий.

На организационную структуру влияют следующие факторы:

размеры предприятия;

применяемая технология;

окружающая среда [12, с. 43].

Структура характеризуется тремя основными параметрами - сложностью, формализацией и централизацией.

Сложность структуры определяется степенью дифференциации и интеграции деятельности организации. Существует три главные типа дифференциации - горизонтальная и вертикальная дифференциация, а также пространственная распределенность структуры.

Горизонтальная дифференциация обусловлена принципом функционального разделения труда в организации и описывает степень специализации ее структурных подразделений, а также их количество. Чем выше степень специализации внутри организации, тем больше выделяются в ней относительно самостоятельных подразделений, деятельность которых должна быть скоординирована в процессе управления. Они находятся в отношении соподчинения друг с другом, образуя так называемую горизонтальную сеть управления.

Вертикальная дифференциация - это мера разделения организации на иерархически соподчиненные уровни управления. Она выражается в количестве уровней, разделяющих положение руководителя и положение непосредственных исполнителей. Это - «управленческая вертикаль» организации; форма, которая принимается в ней для упорядочивания общего «континуума руководства». Например, для высших учебных заведений типичная иерархия имеет следующий вид: ректор - проректор - декан - заведующий кафедрой - преподаватель - студент (т.е. включает шесть соподчиненных уровней). В связи с вертикальной дифференциацией следует уяснить, почему она необходима и какими главными причинами обусловлена. Мнение о том, что иерархия нужна потому, что она обеспечивает принцип единоначалия, хотя и верно, но недостаточно [6, с. 32].

В связи с этим выделяют «плоские» и «глубокие» (или «высокие») иерархические структуры. «Плоские» иерархии - те, которые состоят из малого числа уровней (2-3), а «глубокие» предполагают их большое число. При прочих равных условиях иерархия тем «глубже», чем больше объем организации и меньше объем управления. Это приводит к громоздкости иерархической структуры, в связи с чем большие организации очень часто вынуждены прибегать к увеличению (часто - неоправданному и недопустимому с психологической точки зрения) объема управления [13, с. 59].

Таким образом, объем управления и число иерархических уровней непосредственно взаимосвязаны. Увеличение объема управления ведет к сокращению числа уровней управления. Наоборот, его уменьшение сразу же требует введения новых уровней иерархии, увеличивает их общее количество.

1.3 Типы и виды организации

В соответствии с гражданским кодексом РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в различных организационно-правовых формах. Основными из них являются следующие:

Коммерческие организации, которые, в свою очередь делятся на:

·  акционерные общества;

·        хозяйственные товарищества или общества;

·        кооперативы.

Некоммерческие организации, которые, в свою очередь, делятся на:

·  общественные и религиозные организации и объединения;

·        некоммерческое партнёрство;

·        учреждения;

·        фонды;

·        ассоциации и союзы.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Основанные на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, которые могут функционировать как для получения прибыли, так и для выполнения определённых функций.

Рассмотрим более подробно приведённые организационно-правовые формы организаций.

Акционерные общества (АО) представляют собой основную организационно-правовую форму предпринимательской деятельности среднего и крупного капитала. Капитал АО разделен на определенное число акций, которые обычно объединяются в пакеты. Владельцы пакетов акций - акционеры являются совладельцами АО. Как юридическое лицо АО имеет в собственности обособленное имущество и выступает как самостоятельный субъект права, подчиняясь правовым нормам, установленным Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «Об акционерных обществах». Последний определяет порядок создания и правовые положения АО, права и обязанности акционеров, защиту их прав: право голоса на общих собраниях, право на получение дивидендов и т.д.

АО могут быть двух типов: открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО). Различие между ними заключается в том, акции ОАО свободно продаются на рынках ценных бумаг и другими способами, а акции ЗАО продаются только по решению Правления.

Также предусмотрена трехзвенная система управления, включающая общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительный орган (рис. 1).

Рисунок 1. Примерная система управления организации

В зависимости от конкретных условий эта система может быть видоизменена.

Обширный сектор российской экономики занимают акционерные общества с государственным капиталом. По критерию участия в капитале можно выделить три группы АО: со 100% государственным капиталом, с принадлежащим государству контрольным пакетом акций, с пакетом акций, не являющимся контрольным. Практика управления АО в России показала достаточно низкую её эффективность. Основные проблемы здесь: недостаточный уровень развития рынка ценных бумаг, отсутствие гарантии защиты прав акционеров на получение дивидендов, отсутствие права на получение полной информации о работе АО, постоянных противоречий между собственниками-акционерами и управляющими директорами и др.

Хозяйственные товарищества и общества - это коммерческие организации с уставным капиталом, разделенным на доли (вклады), принадлежащие его отдельным участникам. Участниками их могут быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы МСУ не вправе выступать их участниками. Различают:

·  полное товарищество, то есть такое, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем своим имуществом;

·        товарищество на вере (коммандитное товарищество), то есть такое, в котором наряду с выше названным полным товариществом, имеется один или несколько участников-вкладчиков, которые несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов, но при этом не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности;

·        общество (товарищество) с ограниченной ответственностью - это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого в соответствии с учредительными документами разделен на доли определенных размеров; участники отвечают по обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими долей;

·        общество с дополнительной ответственностью - это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого в соответствии с учредительными документами разделен на доли определенных размеров; участники такого общества солидарно несут ответственность по его обязательством всем своим имуществом в размере, пропорционально стоимости их вкладов.

Кооператив - это добровольное объединение граждан для совместной деятельности (производство, переработка, сбыт, оказание услуг и т.д.), основанное на их личном трудовом участии и на объединении их имущественных паёв. Если результаты совместного труда членов кооператива реализуются на рынках, то такой кооператив называется производственным (артелью), если результаты совместного труда потребляются самими членами кооператива, то - потребительским.

Некоммерческие организации (НКО) - это такие организации, основной целью которых не является получение прибыли и распределение её между членами организации. НКО, как правило, создаются для выполнения каких-либо функций независимо от того является ли их выполнение прибыльным или убыточным. Они могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций и объединений, задачей которых является удовлетворение физических лиц в социальных, культурных, информационных, религиозных, спортивных и иных потребностях не имеющих коммерческого характера. Могут они создаваться и в форме некоммерческих партнерств, отличие которых от предыдущей категории заключается только в том, что их членами могут быть как физические, так и юридические лица. Особую категорию в НКО составляют фонды, представляющие собой организации с учредителями, но без членства и предназначенные для выполнения каких-либо специальных функций (например, предвыборные фонды). Близкую к фондам категорию НКО составляют ассоциации и союзы, в которых учредители являются одновременно и их членами, имеющими полную юридическую и хозяйственную самостоятельность. Ассоциации и союзы также предназначены для выполнения каких-либо специальных функций (например, ассоциация юристов или футбольный союз).

Государственным или муниципальным унитарным предприятием (ГУП или МУП соответственно) называется организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество является неделимым и не распределяется по паям. Как правило, ГУПы и МУПы являются некоммерческими, прибыли не имеют и выполняют конкретную государственную (например, производство вооружения и боеприпасов) или муниципальную (например, снабжение водой) функцию. ГУПы и МУПы, приносящие прибыль, рано или поздно должны быть приватизированы.

Выводы по 1 главе

1. Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизни, - экономика, наука, культура, образование, оборона, даже личная жизнь. Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей.

2.       Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления. Структура характеризуется тремя основными параметрами - сложностью, формализацией и централизацией. Сложность структуры определяется степенью дифференциации и интеграции деятельности организации.

.        В соответствии с гражданским кодексом РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в различных организационно-правовых формах. Основными из них являются следующие: коммерческие организации (акционерные общества; хозяйственные товарищества или общества; кооперативы) и некоммерческие организации (общественные и религиозные организации и объединения; некоммерческое партнёрство; учреждения; фонды; ассоциации и союзы).

2. Признаки организации и их характеристика

.1 Характеристика признаков организации

Сущность выражения организации как процесса или системы определяется не столько формой ее представления, сколько внутренним содержанием, отражающим возможности использования и развития ее потенциала. Основополагающим проявлением сущности организации являются ее признаки. Понятно, что можно выделить и другие критерии классификации признаков организации, но эти представляют ее наиболее точно, всесторонне и лаконично. В соответствии с таким подходом именно признаки раскрывают и представляют потенциал любой организации, обусловливая возможность ее функционального применения и содержательного взаимодействия с другими процессами и системами [11, с. 83].

Понятно, что признаки организации широко и разнообразно классифицируются в соответствии с функциональной направленностью, целями ее создания, потенциалом развития, сферой их использования. Причем представление и исследование признаков организации осуществляются универсально, вне зависимости от ее природы, проявления, использования и взаимодействия.

Первые признаки проявляются уже в определении тех или иных организаций как объективных, субъективных или смешанных процессов и систем. Так, определением субъективной организации выделяется свойство целенаправленности. Целенаправленность субъективной организации отражает целевую природу ее возникновения, структуру дерева цели, заложенную в основе выделения и построения процессов, подпроцессов и циклов в соответствии со стратегическими, тактическими, оперативными, локальными и частными целями, их подчинение общей цели данного цикла, оценку эффективности его осуществления по степени ее достижения.

Признаком, структурно формирующим организацию, является дискретность, отражающая поэлементный, поэтапный, конструкционно-кооперирующий подход к ее проектированию, формированию, функционированию, восприятию и представлению. Причем если в субъективных построениях возведение большого и сложного из выделенных простых составляющих является само собой разумеющимся, то в объективной организации это свойство отражает генезис процесса как последовательность совмещения, взаимодействия, совпадения, объединения случайных явлений и их последствий.

Цикличность предполагает, обусловливает и раскрывает свойство реверсивности организации как процесса. Сущность его заключается в определяемой цикличностью модели возврата к предыдущим действиям. Здесь адекватное понимание свойства реверсивности открывает конструктивные возможности в повышении эффективности восприятия, оценки и управления процессом организации на основе повторения, адаптации и применения штатных, типовых, аналогичных решений, например по алгоритму «цикл в цикле» [17, с. 73].

Реверсивность изначально использовалась человеком в процессе анализа происшедшего, исправления допущенного, корректировки происходящего, что сделало использование этого свойства особенно важным в организации исследовательских и оперативных действий человека.

Осуществляясь во времени, любая организация как процесс прежде всего характеризуется таким его основным ресурсом и свойством, как оперативность. Причем под оперативностью как свойством организации здесь понимается не столько быстрота, сколько адаптация, соответствие, синхронизация ритмов, темпов, скорости осуществления процесса организации динамическим характеристикам развития ситуации, оперативно необходимым условиям достижения запланированного результата.

Гибкость организации в значительной степени определяет или обусловливает ее способность к приспособлению, переориентации, изменению. Она играет важную корректирующую роль в конкретной организации как для процессов, так и для систем. Это обусловлено адекватным восприятием данного термина, как в статических, так и в динамических ситуациях, определением с его помощью важнейшего ресурса формирования, развития и регулирования изменений, широким диапазоном его применения в связи с необходимостью проведения оперативной коррекции уже осуществляющегося процесса организации.

Одним из важных конструктивных проявлений потенциала реверсивности и ресурса гибкости организации является такое ее свойство, как ротационность, понимаемая как возможность взаимной перестановки, замены составляющих процесса в ходе его осуществления. Именно в нем заключается мощный ресурс регенерации, реорганизации, реформирования организационных отношений между составляющими на основе анализа их альтернативного функционирования после проведения взаимного, последовательного или встречного замещения [11, с. 75].

Композиционность позволяет непосредственно вносить и последовательно совершенствовать содержательное разнообразие в проектирование, построение и модернизацию организационной структуры управления. Она обеспечивает эффективное достижение или отражение целенаправленности структуры, формирует ее концепцию, доминанту, иерархию построением конкретной композиции элементов и связей организации [10, с. 49].

Селективность организации обусловливает исследование, выбор, освоение, закрепление, совершенствование и развития позитивного потенциала, обеспечивающего достижение желаемого синергетического эффекта. И если в субъективной и смешанной организации это становится одним из ее целевых качеств, то в объективной организации свойство селективности является фундаментальным, реализуясь в процессе естественного отбора, обеспечивающего ее поступательное развитие. При этом субъективная реализация потенциала селекции во многом опирается на принципы развития объективного отбора, что отражает всеобщность этого признаки организации [7, с. 88].

Организация как форма объединения прежде всего предполагает установление связей. В соответствии с этим самым развернутым и развивающимся створом классификации свойств организации становится коммуникационный, раскрывающий спектр особенностей ее практического формирования, воплощения и приложения. Он представляется сочетанием проявления свойств корпоративности и коммуникационное организации как важнейших ресурсов, раскрывающих сущность и возможности отражения ее разнообразия.

В свою очередь, эти свойства обусловливают становление и развитие взаимодействия таких качеств, как композиционность, отражающую потенциал построения основных моделей организации, и комбинаторность, развивающую ресурс композиционности в объективной организации. Это особенно наглядно демонстрирует пространственная модель генома как сложнейшей формы объективной организации, определяющей свои основные качества разнообразием составляющих его композиций [3, с. 39].

Предложенная классификация свойств организации представляет собой открытую, развернутую систему, ориентированную на всестороннее совершенствование и развитие. Более того, она в каком-то смысле провоцирует обоснование и выделение новых качеств и уровней, построение оригинальных моделей, раскрывающих и уточняющих сущность, характер и свойства организации как процесса. Последовательность становления и развития этих специфических свойств отражается одним из вариантов возможных цепочек формирования и закрепления инновационного потенциала организации и отражает логику построения конкретно проведенного анализа. Вместе с тем она позволяет определить взаимосвязь и зависимость специфических свойств организации в последовательности их выделения, реализации и преемственности, определить и сформулировать их дефиниции, что в последнее время особенно активно и разнообразно осуществляют ученые и практики.

Так, свойство организации постепенно формировать и закреплять новые качества становится ресурсом самосовершенствования, определяемым как ингрессивность [4, с. 89]. Способность к внутреннему объединению качеств элементов в процессе самоорганизации является не только изначально необходимым, но и последовательно развиваемым и используемым потенциалом, определяющим конъюгированность.

Это свойство раскрывает исключительно перспективные ресурсы внутреннего совершенствования и развития организаций. На его основе формируются, функционируют и развиваются все современные системы и процессы самоорганизации, кооперации, самоуправления, самосовершенствования и свободного развития организаций в рыночных условиях. Это свойство становится основным конструктивным ресурсом построения и осуществления оригинальных моделей эволюционных преобразований социально-экономических систем.

Таким образом, в реальных условиях развития кризисной ситуации оперативная мобилизация скрытых, формирование и использование новых качеств организации нередко становятся единственным ресурсом реорганизации. Чаще всего он мобилизуется и используется в процессе реструктуризации, разделения, разграничения кризисной организации на ряд частных, в том числе достаточно благополучных формирований. Это позволяет выделить проблемные составляющие, сосредоточить внимание на их дальнейшей судьбе, разработать конкретные пути реорганизации, применить достаточно широкий спектр самых разнообразных организационных решений.

.2 Взаимосвязь признаков организации

Механизм как целенаправленно функционирующая система методов, инструментов, рычагов и процедур взаимодействия различных субъектов и объектов представляет собой сложную по природе, интегральную по форме, динамично функционирующую организацию. По сути и содержанию именно организация случайного или целенаправленного объединения систем, самостоятельных составляющих и их взаимосвязей в ходе определенного процесса, осуществляемого в конкретных условиях, и получила название механизма.

Собственно, тот или иной способ объединения отдельных составляющих в единый механизм проявляется непосредственно в процессе его функционирования. Главное в механизме - как, каким образом организуется такое объединение. В этом понимании механизм можно представить в виде интеллектуальной системы, технологии или способа функционирования, то есть «ноу хау», некой модели деятельности, организованной определенным образом [11, с. 59].

Со временем осмысление принципов действия этих механизмов на основе общего развития сознания и действия позволило человеку широко и разнообразно применять их с целью создания и использования новых, смешанных организаций. Так, например, в способе организации функционирования паровой машины используется модель механизма кругооборота воды в природе, наблюдавшегося и исследовавшегося целыми поколениями.

Наиболее распространенное практическое представление механизма связано с материальной, субъективной организацией, создаваемой и функционирующей с определенными целями. Самыми распространенными примерами здесь могут служить технический механизм машины, состоящий из взаимосвязанных и целенаправленно взаимодействующих реальных деталей, агрегатов, узлов, рычагов, передач, или хозяйственный механизм управления, также включающий экономические аналоги перечисленных составляющих [3, с. 53].

Такое обоснование требуется еще и потому, что, быть может, именно в неадекватной ассоциации, аналогии, копировании иди даже смешении принципов формирования, функционирования и развития организма и механизма кроется одно из основополагающих противоречий развития современных взаимоотношений природы и разума [7, с. 29].

В практическом применении и энциклопедической дефиниции термин организм, определяется как живое существо, обладающее совокупностью характерных свойств, отличающихся от неживой материи. В этом определении проводится принципиальное разграничение между сущностью и содержанием понятий «организм» и «механизм». Оно проявляется в принципиально ином, значительно более высоком уровне формализации построения, функционирования и развития механизма. Это, в свою очередь, обусловливает соответствующее отражение и представление его содержания, конструкции, степеней свободы и уровня организации.

Так, в качестве внутреннего рычага хозяйственного механизма организации эффективно применяется материальная ответственность работника за находящееся в его распоряжении имущество предприятия. Внешним, дополняющим действие механизма инструментом организационного воздействия, в случае утраты или порчи этого имущества, может служить административная или уголовная ответственность гражданина. Такое различие в понимании и применении инструментов и рычагов позволяет достаточно четко определить их место и роль в построении и функционировании механизма. Основным здесь является признание того, что инструмент универсален не только потому, что может применяться в разных механизмах, но и потому, что с помощью него, собственно, и создается любой из них.

Рычаг, в отличие от инструмента, не только является непосредственной составляющей механизма, но формируется и адаптируется специально для него, используется в целях его функционирования. В различных механизмах могут применяться рычаги, функционирующие по одним и тем же принципам.

Адаптированное понимание и применение инструментов и рычагов обусловливает, с одной стороны, достаточно точное определение их роли в механизме организации, а с другой - обеспечивает исключительно широкие возможности его построения и представления. В этой связи необходимо четко представлять широкий спектр разнообразия рычагов организации и их сочетания как основного ресурса построения требуемых механизмов. Понятно, что вся совокупность инструментов также представляет собой некую организацию как систему, освоение и применение которой в виде конкретного инструментария во многом обусловливает эффективное достижение поставленных целей.

Особое место в построении механизма организации занимают базовые процедуры и инновационные ресурсы их модификации. Собственно, любой механизм всегда разрабатывается и формируется, прежде всего, в расчете на осуществление определенного пакета предусмотренных процедур. Более того, в частном случае он может конструироваться и применяться только для осуществления одной-единственной процедуры, как это, например, происходит при регистрации. Этим определяются место и роль обстоятельств, условий и процедур в формировании и функционировании механизма организации, представленные на рис 2.

Рисунок 2. Формирование механизма организации

Универсальность эффективной организации, инновационный ресурс модификации процедур функционирования ее механизма обеспечивают стратегическую устойчивость процессов и систем. Именно это качество позволяет изучать и тиражировать эффективные механизмы организации, совершенствовать их обоснование и построение, повышать эффективность применения [3, с. 14]. На использовании этого ресурса основаны все научные исследования, построения и представления областей знаний, описывающих как объективные, так субъективные и смешанные организации.

Таким образом, субъективные и смешанные модели механизма организации, сформированные в соответствии с действием объективных законов, общепринятых норм и субъективных приоритетов, воспринимаются и применяются целенаправленно. В процессе наблюдения, исследования и использования человеком объективной, субъективной и смешанной организаций их понимание также, рано или поздно, представляется в виде общего механизма, например цепной реакции, логики мышления и сетевой организации.

.3 Социально-экономические организации и их характеристика

Со временем произошло выделение, становление и развитие исключительно широкого спектра самостоятельных социально-экономических организаций. Понятно, что и все остальные социальные организации так или иначе участвуют в экономических процессах, но в миссии специализированных организаций такая составляющая доминирует.

Главным конечным результатом функционирования хозяйственных организаций является производство и реализация продукта или услуги, удовлетворяющих реальный потребительский спрос. Именно это обеспечивает получение средств, необходимых для покрытия расходов, осуществления воспроизводства и развития организации. С этой целью формируется общее строение социально-экономических организаций.

Прежде всего, в качестве основы социально-экономической организации формируется техническая система, объединяющая здания, сооружения и оборудование, размещенные в конкретном месте. Состав, содержание и соответствие этой системы наследуются или определенным образом формируются в виде самостоятельного производственно-технического комплекса. При этом подобная система предполагает специализированное производство или может приспосабливаться к решению новых задач.

Социальная система профессионально объединяет работников, способных производить необходимые продукты и услуги на имеющейся технике по принятой технологии. Такая способность работника может рассматриваться в качестве требования первичного отбора или формироваться и совершенствоваться в процессе профессионального обучения или производственного освоения уже после приема персонала в социальную систему организации.

Труд работников определенным образом упорядочивается с целью обеспечения эффективности их функционирования и взаимодействия в рамках организации. Это заключается в их закреплении за рабочим местом, подчинении своему руководителю, установлении определенных правил внутреннего распорядка, режима работы, формы контроля, механизма ответственности и т. д.

Сама социально-экономическая организация без формирования и развития соответствующего механизма корпоративной заинтересованности никогда не сможет обеспечить такой уровень эффективности труда работников, который позволит своевременно производить востребованный товар. Все это обеспечивает экономическая система такой организации.

На внутреннем уровне позиционируются составляющие, обеспечивающие основной потенциал предстоящего развития всего комплекса. Их деятельность ориентирована на перспективу и на данном этапе может не только не приносить реальной прибыли, но и в течение какого-то периода, быть убыточной. Это связано с необходимостью наработки технико-технологического задела функционирования всего комплекса и может компенсироваться за счет других уровней. Главное, что дает внутренний уровень, заключается в разработке и реализации конкретного предложения в ответ на прогнозируемые перемены конъюнктуры рынка.

Средний уровень комплекса социально-экономических организаций позиционирует структурные подразделения и самостоятельные организации. Они необходимо обеспечивают функционирование всех его составляющих и, при соблюдении этого приоритета, получают возможность самостоятельной коммерческой деятельности. Это не только реально заинтересовывает персонал организаций, но и позволяет модернизировать производственный потенциал на основе реализации механизма самофинансирования.

Внешний уровень комплекса обозначает возможность позиционирования вновь создаваемых или систематически обновляемых малых, инновационных, венчурных, франчайзинговых и других высокоприбыльных организаций. Эксплуатируя составляющие внутреннего уровня и обеспечиваясь технико-технологическим и организационно-методическим сопровождением подразделений среднего уровня, они интенсивно отрабатывают прибыльные сегменты рынка с целью реинвестиции средств в перспективное развитие всего комплекса.

Направления таких вложений, как и перспективы функционирования и развития комплекса в целом, определяются, как было отмечено выше, в ходе выделения, централизации и реализации пяти стратегических функций управления социально-экономической организацией. Целенаправленная реализация именно этих пяти функций в конечном счете и объединяет подразделения и организации всех трех уровней в единый комплекс.

Прежде всего, необходимо понимать, что сам рынок должен функционировать как единая социально-экономическая макроорганизация, действующая на принципах обеспечения свободы экономических отношений. Это фундаментальное положение, изначально нарушавшееся в ходе проведения рыночных преобразований российской экономики 1990-х гг., требует обеспечения свободной конкуренции всех производителей и потребителей в едином экономическом пространстве.

Решение такой важнейшей инфраструктурной задачи, как показала мировая практика, возможно только на основе создания развитого комплекса, системы разнообразных рыночных организаций, обеспечивающих ясный и свободный доступ на общий рынок всем производителям и потребителям на единых, гарантированных государством правилах.

Такие социально-экономические институты рыночной инфраструктуры объективно должны иметь развитую сетевую организацию, предоставляющую предпринимателю свои коммуникационные или какие-либо иные нужные ему ресурсы, на той или иной - безвозмездной, ассоциированной или компенсационной - но обязательно некоммерческой основе. Общие процедуры формирования и функционирования таких некоммерческих социально-экономических организаций основываются на принципах обеспечения:

♦ открытого доступа;

♦ широкой информации;

♦ свободной конкуренции;

♦ государственных гарантий;

♦ антимонопольных ограничений и т. д.

Юридически формирование и функционирование социально-экономических организаций регламентируется Гражданским кодексом РФ, который предусматривает следующие статусные категории организационно-правовых форм (таблица 1).

Таблица 1

Организационно-правовые формы социально-экономических организаций

Форма

Содержание

Производственный кооператив

Добровольное объединение средств и труда граждан для совместной деятельности на основе членства, непосредственного участия в работе, имущественных или паевых взносов и субсидиарной ответственности

Полное товарищество

Договорное участие граждан в предпринимательской деятельности от имени товарищества, с отнесением ответственности на принадлежащее им имущество

Коммандитное товарищество (на вере)

Объединение участников предпринимательской деятельности (товарищей) с вкладчиками, несущими ответственность в пределах внесенных ими сумм

Общество с ограниченной ответственностью

Объединение участников, не несущих ответственности по обязательствам общества, учрежденное долевым капиталом одного или нескольких лиц

Закрытое акционерное общество

Объединение участников, не несущих ответственности по обязательствам общества, учрежденное акционерным капиталом строго ограниченного круга лиц

Открытое акционерное общество

Объединение участников, не несущих ответственности по обязательствам общества, учрежденное свободно вносимым и обращающимся акционерным капиталом

Унитарное предприятие (государственное)

Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепляемое за ней собственником и используемое для предпринимательства имущество

Некоммерческая организация (общественная)

Добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства и участия в корпоративном процессе удовлетворения уставных потребностей


В целом организационно-правовые формы социально-экономических организаций призваны, с одной стороны, позволить их четко идентифицировать, позиционировать в едином правовом пространстве, обеспечить соблюдение ими действующего законодательства и на этой основе защитить интересов собственников, инвесторов, кредиторов, контрагентов и участников их формирования, функционирования и развития.

С другой стороны, организационно-правовая регламентация открывает перспективы адекватного развития единого рыночного пространства, обеспечивающего действительно свободную конкуренцию, эффективное движение и использование капитала, равенство условий реализации возможностей и развития предпринимательской инициативы. Все это позволяет сделать важный вывод.

Таким образом, состав и содержание приведенных в данной главе форм организаций не являются догмой, даже с позиций юридической регламентации. Их совершенствование, модернизация, адаптация к конкретным условиям неизбежно приведут к пересмотру кодекса, что, само по себе, только подтвердит объективно-субъективную природу проявления, совершенствования и развития социально-экономической организации в реальных условиях.

Выводы по 2 главе

1. Признаки организации широко и разнообразно классифицируются в соответствии с функциональной направленностью, целями ее создания, потенциалом развития, сферой их использования. Причем представление и исследование признаков организации осуществляются универсально, вне зависимости от ее природы, проявления, использования и взаимодействия.

2.       Существует широкий спектр самостоятельных социально-экономических организаций. Все социальные организации так или иначе участвуют в экономических процессах, но в миссии специализированных организаций такая составляющая доминирует.

.        Необходимо понимать, что сам рынок должен функционировать как единая социально-экономическая макроорганизация, действующая на принципах обеспечения свободы экономических отношений.

организация корпоративный финансовый транснациональный

3. Интеграция организаций и ее развитие

.1 Корпоративные организации

Организации в экономике стали появляться в капиталистических странах, где экономика начала свой путь развития. Соответственно в зарубежных странах все, что связано с организациями разработано лучше, чем в нашей стране. В России остается только успешно перенимать опыт зарубежных коллег по реализации задач организации в экономике.

Формирование корпоративных структур - одна из важнейших тенденций развития современной экономики. Она начинает проявляется и в России. Рассмотрим основные виды корпоративных организаций: корпорация, холдинг, консорциум, картель, синдикат, трест.

Корпорация - это организация (союз организаций), созданная для защиты интересов и привилегий участников и образующая самостоятельное юридическое лицо.

В практике стран с развитой рыночной экономикой корпорация является наиболее распространенной формой организации управления крупным производством.

В основе корпоративного процесса лежит стремление решить две фундаментальные проблемы рыночной экономики. Первая заключается в привлечении стороннего капитала для осуществления крупных проектов, вторая - в распределении риска. Поскольку каждый инвестиционный проект предполагает определенный риск, инвестор предпочитает поделить свои сбережения на части, вложив их в большое число компаний.

Для экономики России создание корпораций является свидетельством подъема и прогресса в экономике.

Холдинг (холдинговая компания) - организация, владеющая контрольными пакетами акций других предприятий с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления.

Холдинг - это специфическое ядро современных корпораций и других структур. По характеру деятельности холдинги разделяются на чистые и смешанные. Чистые холдинги ограничивают свою деятельность исключительно контрольно - управленческими фикциями по отношению к дочерним обществам, смешанные дополнительно решают предпринимательские задачи.

Существует три типа холдинговых структур: промышленные компании, конгломераты и банковские холдинги, где может участвовать государственный капитал.

Холдинг может быть создан либо в результате вычленения определенной оргструктуры с последующей передачей ей контрольных пакетов акций уже существующих фирм, либо путем образования самим холдингом новых АО при условии сохранения за ними контрольного пакета акций этих АО. Кроме того, в крупных компаниях могут создаваться особые холдинги (промежуточные) - субхолдинги, выполняющие строго определенные задачи (патентный, лицензионный, инвестиционный и др.). Субхолдинги создаются в наукоемких производствах с целью сосредоточения всех видов ресурсов на конкретных участках работ.

По формам собственности холдинги можно подразделить на государственные, частные и смешанные. Государственные холдинги обеспечивают решение задач, стоящих перед государством, но наибольший процент занимают частные.

Консорциум - организация, создаваемая на основе соглашений между несколькими банками, предприятиями, компаниями, фирмами, научными центрами, государством для совместного проведения крупных финансовых операций по размещению займов, акций или осуществлению науко- и капиталоемких проектов, в том числе международных. Благодаря этому происходит сращивание банковского и промышленного капитала при сохранении юридической и экономической самостоятельности партнёров.

Конгломерат - это организация, представляющая собой объединение различных предприятий вне зависимости от их отраслевой принадлежности и нацеленное на максимизацию общей прибылей. Конгломераты подразделяются на три группы: функциональные, рыночные, чисто конгломераты. Конгломерат - образование, ориентированное на максимизацию прибыли независимо от сфер деятельности. Они возникли в 1960-х годах на основе слияния или поглощения фирм различной ориентации. Слияние в данном случае означает объединение нескольких фирм, в результате которого одна из них выживает, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование. Слияние отличается от объединения, при котором новая компания образуется на основе нескольких прежних фирм, уже утративших свою самостоятельность. Экономические последствия этих двух процессов одинаковые - создание централизованного контроля за деятельностью всех филиалов и подразделений.

Главной сферой интересов конгломерационных слияний становятся молодые, передовые в технологическом отношении отрасли, связанные с наукоемкой продукцией. Создание конгломератов в странах с развитой рыночной экономикой происходит крайне неравномерно.

Картель - объединение производственных предприятий, при котором между его участниками заключается соглашение по ряду вопросов: цен, рынков сбыта, условий найма и т.д., но при этом сами участники не утрачивают производственной и финансовой самостоятельности.

Участники картеля продают продукцию самостоятельно, но в рамках соответствующих договоренностей: о сбыте по ценам не ниже предусмотренных соглашением, о производстве количества продукции по квотам, о разграничении рынков сбыта. Нарушение соглашения влечет за собой уплату штрафа в картельную кассу. Большинство картелей относятся к международному типу - это соглашение между национальными правительствами. Существенным признаком картели является наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкций к нарушениям. Эффективные картели приводят к расширению ёмкости рынка, там как перспективы получения сверхприбылей привлекают дополнительных субъектов рынка.

Синдикат - объединение предприятий одной отрасли по контролю за сбытом продукции и закупкой сырья с целью получения монопольной прибыли. Предприятия, входящие в синдикат, сохраняют юридическую, но теряют коммерческую самостоятельность. Сбыт продукции осуществляется через специальный орган - сбытовую контору, которая принимает продукцию предприятий по ценам, заранее установленным синдикатом. Концентрация торговых операций позволяет участникам синдиката получать непосредственную прибыль от закупки сырья по заниженным ценам и продажи продукции по завышенным ценам.

Тресты имеют разновидности в зависимости от степени слияния. Однако эта форма объединения считается устаревшей. На смену ей пришли консорциумы, конгломераты и другие более прогрессивные формы.

.2 Финансово-промышленные группы

Финансово-промышленная группа (ФПГ) - многофункциональная организация, образующаяся в результате объединения предприятий, кредитно-финансовых институтов и других организаций с целью получения максимальной прибыли, усиления конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке. Это перспективный путь формирования современного крупного производства.

ФПГ различают:

. По способу формирования:

-  по инициативе участников,

-       по решению государственных органов,

-       на основе межправительственных соглашений.

2. По типу организационного строения:

-  горизонтальные,

-       вертикальные,

-       смешанные.

3. По формам собственности:

-  частные,

-       смешанные,

-       государственные.

4. По способу внутригруппового управления:

-  холдинги,

-       акционерные общества,

-       трастовые компании.

5. По территориальному признаку:

-  межгосударственные (транснациональные),

-       государственные (межрегиональные),

-       региональные.

6. По форме интеграции:

горизонтально-интегрированные (рис. 3),

верикально-интегрированные (рис. 4).

Рисунок 3. Примерная структура центральной компании

Рисунок 4. Структура центральной компании

ФПГ - крупные интегральные структуры различных видов. Они могут образовываться по принципу горизонтальной интеграции, когда объединяются однопрофильные производства, и по принципу вертикальной интеграции, когда объединяются предприятия по технологическим цепочкам.

.3 Транснациональные компании

Транснациональная корпорация (ТНК) - это особый вид корпорации, осуществляющей деятельность на мировом рынке через свои заграничные филиалы и дочерние общества. Особенностью ТНК является то, что владельцами капитала являются граждане одно страны (материнской), а её деятельность распространяется на многие страны. Проникновение ТНК в другие страны происходит, главным образом, за счёт приобретения там предприятий и организаций. На настоящем этапе развития ТНК - это основной субъект мирового рынка. Они выступают преимущественно в форме международных трестов и концернов, их направленность - производство. Об их роли в мировой экономике можно судить по следующим данным:

-  в мире насчитывается более 40 тысяч материнских ТНК, которые контролируют около 250 тысяч дочерних компаний,

-       на них работают около 73 млн. человек,

-       число ТНК за последние 25 лет возросло в 5 раз,

-       на ТНК приходится свыше 30% мирового валового продукта и т.д.

В мировой литературе по теории организаций делаются различия между глобальными, транснациональными, многонациональными и международными компаниями. Суть различий представлена ниже в таблице 2.

Таблица 2

Основные характеристики различных типов компаний

Тип компаний

Основные характеристики

Многонациональная

Правление определяет финансовую политику, но в то же время предоставляет дочерней компании значительную автономию при разработке стиля управления и при решении местных проблем.

Глобальная

Централизует свою стратегическую, управленческую и маркетинговую политику. Выгода достигается за счет экономии и деятельности на глобальном уровне. Продукция разрабатывается для удовлетворения потребностей целого ряда стран. Специфические местные условия игнорируются.

Международная

Правление сохраняет значительный контроль над системами управления дочерней компании и маркетинговой политикой. Продукция разрабатывается для внутреннего рынка. Гибкое управление жизненным циклом продукции.

Транснациональная

Сочетает свойства трех предыдущих компаний.


Впрочем различаются корпорации и по другим факторам, например, по принадлежности капитала.

3.4 Международные совместные предприятия

Совместное предприятие (СП) - это объединение двух и более предприятий, имеющих разную национальную принадлежность, в одно, базирующееся на территории одной из стран, с целью использования открывающихся возможностей.

В соответствии с российским законодательством оно определяется как предприятие с долевым участием российских и иностранных инвесторов. СП получили распространение, начиная с 1970-х годов в странах Западной Европы, Азии, Европы и СНГ. Совместные предприятия - средство привлечения передовых иностранных технологий и современного управленческого опыта. Являясь международными по форме, СП приобрели в нашей стране официальный статус и регулируются законодательством. По своей оргструктуре СП могут подразделяться на закрытые АО и открытые АО, распределение прибыли идет пропорционально доли участия в уставном капитале. Отличительной особенностью структуры управления СП является равноправие сторон в процессах принятия решений, стратегическом планировании, контролю за деятельностью предприятия. Оперативное руководство осуществляется высшим органом управления компании, назначаемым совладельцами СП. Структура управления СП укладывается в рамках традиционных схем управления компаниями: функциональная, дивизиональная, матричная и т.д. и зависит от специфики СП.

Существует множество определений СП, но в любом случае их основные характеристики должны быть следующими:

-  СП создается с помощью инвестиций двух или более материнских фирм,

-       СП - это юридически самостоятельная организационная единица, не принадлежащая полностью ни одной из материнских фирм,

-       контроль осуществляется совместно материнскими фирмами,

-       материнские фирмы не зависят друг от друга и т.д.

Основной фактор успеха СП - это выбор партнера, создание обстановки доверия и уважения. Однако здесь кроется и много проблем: различия в организационной культуре, сокрытие информации, неуважение друг друга, личные пристрастия и т.д.

Выводы по 3 главе

1. Формирование корпоративных структур - одна из важнейших тенденций развития современной экономики. В основе корпоративного процесса лежит стремление решить две фундаментальные проблемы рыночной экономики. Первая заключается в привлечении стороннего капитала для осуществления крупных проектов, вторая - в распределении риска. Для экономики России создание корпораций является свидетельством подъема и прогресса в экономике.

2.       Финансово-промышленная группа (ФПГ) - многофункциональная организация, образующаяся в результате объединения предприятий, кредитно-финансовых институтов и других организаций с целью получения максимальной прибыли, усиления конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке. Это перспективный путь формирования современного крупного производства.

.        Транснациональная корпорация (ТНК) - это особый вид корпорации, осуществляющей деятельность на мировом рынке через свои заграничные филиалы и дочерние общества. Особенностью ТНК является то, что владельцами капитала являются граждане одно страны (материнской), а её деятельность распространяется на многие страны.

.        Совместное предприятие (СП) - это объединение двух и более предприятий, имеющих разную национальную принадлежность, в одно, базирующееся на территории одной из стран, с целью использования открывающихся возможностей.

Заключение

Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются обеспечение выживания и развития, повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей рынка. Вместе с тем возрастает влияние фактора хозяйственного риска. Проведение инновационных преобразований и развитие конкурентоспособного потенциала предприятия должны осуществляться на основе внедрения новейших технологий, повышения уровня профессиональной подготовки персонала, знания и навыков стратегического управления, маркетинга, экономики, развития организации.

В связи с этим ответственные за структурную перестройку, руководствуются отличными от традиционных, новыми принципами при организации. Их приоритетными задачами становятся повышение конкурентоспособности, новое понимание персоналом своих функций в формировании организационной структуры управления предприятием. На основе разработанной теории организации осуществляется ее эффективное развитие.

Анализ уровня развития российских организаций свидетельствуют, что в них используются устаревшие организационно-управленческие технологии, что приводит к тому, что около 50% предприятия не обладают возможностью развития и нуждаются в санации.

Анализ также показывает, что:

как технический и технологический, так и управленческий уровни большинства российских предприятий отстают от соответствующего уровня передовых предприятий на мировом рынке;

отставание по управленческому уровню значительно сильнее, чем по техническому и технологическому: средний уровень для промышленно развитых стран - около 3; средний по странам ЕС (с учетом присоединившихся стран Восточной Европы и Прибалтики) - около 2,5; средний уровень российских предприятия - около 1;

несоответствие управленческого уровня с техническим и технологическим приводит к негармоничности развития предприятия, что существенно снижает эффективность его работы;

основные усилия для большинства предприятий необходимо направить на внедрение передовых технологий управления, опирающихся на соответствующие программные продукты;

такое внедрение не должно увеличивать степень негармоничного развития предприятия, чтобы не осложнить клубок проблем, стоящих перед ними.

Определив уровень развития, можно переходить к внедрению корпоративных систем управления. Каждому уровню развития соответствует свой набор инструментов повышения эффективности менеджмента.

Стратегическое планирование и формирование организации компании тесно взаимосвязаны. Предприятие имеет право на существование как структура, как организация в том случае, если оно находит более эффективный, чем купля на рынке, способ получения необходимой потребителю продукции, т.е. технологию производства и управления.

Таким образом, формирование организации происходит за счет принципов целеполагания и решения поставленных задач. На основе этого выстраивается структура взаимоотношений на предприятии.

Литература

1.       Вавилов В. Стратегии, которые помогают выйти из кризиса победителем: опыт зарубежных компаний <http://www.gd.ru/magazine/article/983.html> // Генеральный директор, 2007, № 9.

.        Вашурина Е.В., Вопросы стратегического развития персонала // Университетское управление. 2006. - № 4. - С. 87-97.

.        Веснин В.Р. Менеджмент.- Учебник, 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 504 с.

.        Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник.- М.: Гардарики, 2007.-528 с.

.        Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов.- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 511 с.

.        Гибсон Дж и др. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2000

.        Грушенко В.И., Фомченкова Л.В., Халдеев В.Т. Разработка организационной структуры управления предприятием в условиях экономического кризиса // Менеджмент в России и за рубежом <http://www.cfin.ru/press/management/> . №6 2008 <http://www.cfin.ru/press/management/1998-6/>.

.        Долотказин М.Р. Анализ организационных структур управления в соответствии со стратегией деятельности. Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы реструктуризации российских предприятий». - Пенза: Изд-во МНИЦ ПГСХА, 2008. - С.134-138.

.        Исаев Д.В. Информатизация стратегического управления в сфере образования // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2009. Т. 7. № 2. С. 147-152.

10. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: - Мн.: Новое знание, 2006.- 336 с.

11.     Мерзликина Г.С., Семикин Е.А. Теоретические вопросы реструктуризации <http://www.SmartCat.ru/Referat/htoejramus.shtml>

12. Мильнер Б.3. Теория организаций. - M.: ИНФРА-М, 1999.

13.     Минцберг Г Структура в кулаке Создание эффективной организации. - СПб.: Питер, 2001.

14.   Мухин В.И. Основы теории управления. Учебник. - М.: Экзамен, 2007. - 268 с.

15.     Непомнящий <http://www.keconomy.tsure.ru/person/nepomn/nepomn.html> Е.Г. Инвестиционное проектирование <http://www.aup.ru/books/m79/> Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ <http://www.tsure.ru/>, 2007. - 314 с.

16. Организационная психология. Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2001. - 512 с

.     Организационная структура предприятий / Коноков Д.Г., Рожков М.А., Смирнов А.О., Яниковская О.Н., издание второе. М.: ИСАРП, 2008. - 176 с. (серия "Бизнес-Тезаурус")

.     Паламарчук Г.Т. и др. Принципы организации социальных систем. - Киев: Высшая школа, 1988.

.     Попов Р.А. Антикризисное управление. - М.: «Высшая школа»,2006. - 429 с.

.     Пригожий А.И. Современная социология организаций. - М.: Интертранс, 1995.

21.     Психология менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2004. - 639 с: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).

.        Смирнова В.Г., Мильнер Б.3., Латфуллин Г.Р., Антонов В.Г. Организация и ее деловая среда. - М.: ИНФРА-М, 2000.

.        Янг С. Системное управление организацией. - М.: Дело, 1992.

.        Шорохов Ю.И. и др. Организационное поведение. Учебное пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2000

Похожие работы на - Общие признаки организации и их взаимосвязь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!