Социальная ответственность фирмы и корпорации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,27 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная ответственность фирмы и корпорации















Курсовая работа

Основы менеджмента

Социальная ответственность фирмы и корпорации

Содержание

Введение

. Социальная ответственность в интересах бизнеса

.1 Понятие и подходы к корпоративной социальной ответственности

.2 Сущность и роль социальной ответственности в современном бизнесе

. Социальная ответственность корпорации, фирмы в современном обществе

.1 Роль социально-ответственных фирм в развитии гражданского общества

.2 Повышение эффективности социальной ответственности как фактор устойчивого экономического развития

Заключение

Список использованной литературы

Введение

С конца 80-х годов ХХ века во многих западных странах и компаниях получила широкую поддержку и развитие философия корпоративной социальной ответственности. Социально - ответственное поведение стало отражением новой концепции компаний и фирм, для которых интересы общества приобретают все большее значение при оценке своей деятельности в целом и коммерческого успеха в частности.

Отечественные компании, вступающие в процесс экономической глобализации с целью собственного развития и развития экономики страны, тесно сталкиваются с необходимостью расширения деятельности в данном направлении.

История развития корпоративной социальной ответственности в России насчитывает около 15 лет. Еще 10 лет назад фраза «корпоративная социальная ответственность» вряд ли была бы понята и принята в деловом мире, а практика ограничивалась общими словами о следовании принципам этики и разовой благотворительностью. Однако в последние несколько лет, в связи с практически наступившей политической и экономической стабильностью и выходом российских компаний на международный рынок, назрела необходимость в пересмотре подходов российских компаний к своей ответственности перед обществом. Все вышеизложенное говорит об актуальности рассматриваемой темы, социальной ответственности фирмы.

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности и роли социальной ответственности фирмы и корпорации.

Следом вытекают следующие задачи курсовой работы:

определить понятие и подходы к корпоративной социальной ответственности;

выявить роль социальной ответственности в современном бизнесе;

показать как эффективность социальной ответственности влияет на экономическое развитие общества.

Курсовая работа состоит из 2 глав, заключения списка литературы.

В работе использовались труды таких авторов как Мещанинов А.А., М. Фридман, Д. Хендерсон, Г. Боуэн.

социальный ответственность общество бизнес

1. Социальная ответственность в интересах бизнеса

1.1 Понятие и подходы к корпоративной социальной ответственности

В течение последних лет проблема социальной ответственности находит свое отражение на страницах ведущих изданий, в различных дискуссиях и форумах, является тематикой проводимых исследований. Среди зарубежных исследователей в данной области следует особо отметить вклад в разработку проблемы Г. Боуэна, который дал первое определение понятия социальной ответственности бизнеса через обязательства бизнесменов вести политику, принимать решения и следовать линиям поведения, которые являются желательными с точки зрения целей и ценностей общества. В рамках традиционного подхода для анализа социальной ответственности представляют интерес работы М. Фридмана. Тем не менее, многие аспекты этой темы по-прежнему остаются неизученными, в частности, вопрос, связанный с ролью социальной ответственности в урегулировании взаимодействия граждан и государства в налоговой сфере. Данный феномен позволяет оптимизировать конкретные мероприятия, проводимые в рамках концепции социальной ответственности, и (как следствие этого) увеличить ее эффективность.

Из всего разнообразия существующих теоретико-методологических оснований к определению социальной ответственности компании можно выделить три наиболее распространенных.

. Теория корпоративного эгоизма (М. Фридман, Д. Хендерсон) основывается на утверждении о том, что единственная ответственность бизнеса - это увеличение прибыли всех своих акционеров. М. Фридман, утверждал, что существует лишь одна социальная ответственность делового мира - использовать свои ресурсы и заниматься деятельностью, направленной на увеличение прибыли (при условии соблюдения правил игры), то есть заниматься открытой свободной конкуренцией без обмана и мошенничества, «единственным бизнесом бизнеса является максимизация прибыли в рамках соблюдения существующих правил игры». Иными словами, если компания устанавливает приемлемый уровень заработной платы, своевременно и в полной мере платит налоги, выполняет социальные обязательства, закрепленные законодательством, то такая компания ведет добросовестную деловую практику, значит, ее можно считать социально ответственной.

. Теория корпоративного альтруизма представляет собой прямо противоположную точку зрения и принадлежит Комитету по экономическому развитию (The Committee for Economic Development). В рекомендациях комитета подчеркивалось, что «корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни».

. Теория «разумного эгоизма» (еnlightened self-interest) настаивает на том, что социально ответственный бизнес - это просто «хороший бизнес», поскольку сокращает долгосрочные потери в прибыли. Тратя деньги на социальные и филантропические программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и устойчивые прибыли в будущем. Проявление социальной ответственности позволяет улучшить имидж корпорации, отношения в коллективе, привлечь новых клиентов, увеличить объемы продаж, в результате чего растет стоимость акций корпорации на рынке. Следовательно, социально ответственное поведение - это возможность для корпорации реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости. Данная теория заслуживает особого внимания, поскольку содержит в себе наиболее приемлемую мотивацию: получение прибыли иным, нетрадиционным способом, но ключевым моментом для бизнеса здесь все же является получение прибыли.

В сложившихся условиях одним из основных критериев по оптимизации политики в отношении социальной ответственности является учет интересов общества. Учет общественных интересов и ожиданий в отношении поведения бизнеса в сфере социальной ответственности со стороны государственного регулирования необходим для того, чтобы его действия были наиболее эффективными и не встречали сопротивления со стороны населения. Бизнесу необходимо учитывать общественное мнение с целью принятия наиболее рациональных решений. Знание мнения населения позволит компаниям эффективнее расходовать материальные средства на различные социальные программы, а также избегать ситуаций, при которых социальная активность бизнеса будет неверно истолкована и как следствие этого не иметь ожидаемого эффекта.

Социальная ответственность предполагает некий добровольный отклик на то, что лежит вне требований, определяемых законом или налоговыми органами. Добровольная обязанность предпринимателей - проводить такую политику, принимать такие решения и следовать таким направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей общества.

Существует группа теоретиков и практиков, которыми социальная и политическая ответственность бизнеса трактуется как настоятельная необходимость для корпораций и других частномонополистических ассоциаций осуществлять в рамках существующей экономической системы такие операции, которые отвечали бы интересам и потребностям различных социальных кругов и организаций.

Сопоставляя эти различные концептуальные позиции, можно, сделать вывод о том, что все они правомерны и отражают разные аспекты сложного процесса взаимосвязи общества, налоговой сферы, государства, политики и бизнеса. По мнению автора, социальная ответственность бизнеса определяется неразрывностью общих принципов существования организации, фирмы, корпорации с ее социальной ответственностью перед обществом, то есть предполагает инициативу руководства компании, направленную на принятие социально ответственных решений. Социальную ответственность можно рассматривать как систему отношений между субъектами (государством, бизнесом, обществом) по поводу осуществления взаимных требований. Содержанием ответственности является учет интересов взаимодействующих сторон, и взаимные требования воспринимаются ими в качестве определенного основания для принятия взаимовыгодных решений и осуществления действий.

Среди наиболее распространенных направлений социальных программ компаний можно выделить такие, как развитие персонала, охрана здоровья и безопасные условия труда, природоохранная деятельность и ресурсосбережение, развитие местного сообщества и добросовестная деловая практика.

Эффективная социальная политика позволяет компании реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости. В свою очередь, это увеличивает доверие общества, инвесторов и акционеров к компании, и тем самым повышается конкурентоспособность бизнеса. Социально ответственный бизнес способствует созданию для компании в долгосрочной перспективе благоприятного социального окружения и более стабильного развития. Бизнес и его представители не могут существовать в отрыве от общества, частью которого они являются. Они могут и должны прилагать усилия для его гармонизации и развития.

Таким образом, соблюдая интересы корпорации, предприятия частного бизнеса работают на интересы государства, что создает основу для корпоративного взаимодействия, которое следует понимать как универсальное явление общественной деятельности. Его инновационной особенностью является ориентация участников делового общения на согласительные и партнерские отношения в целях достижения взаимовыгодных решений и контроля за их исполнением.

1.2 Сущность и роль социальной ответственности в современном бизнесе.

Необходимо более подробно остановиться на понятии социальной ответственности в современном бизнесе и на определении ее места и роли в корпоративном управлении.

Под социальной ответственностью бизнеса прежде всего понимают создание товаров и оказание услуг высокого качества, создание и сохранение рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих и акционеров, а также населения тех регионов, где функционирует фирма.

Различного рода обязательства, относящиеся к понятию социальной ответственности бизнеса, группируются по следующим общественным группам и направлениям работы фирмы:

по отношению к покупателям - высокое качество товаров и услуг, честность в рекламе, уважение человеческого достоинства и др. В частности, анализ практики удовлетворения потребностей в современных условиях показывает, что существует широкое поле возможностей для производства товаров, как опасных для человека и его здоровья, так и вредных для его моральных устоев и ценностных ориентиров. Такое положение обусловливает необходимость введения единых «правил игры», понятных для всех участников рынка и обеспечивающих гуманную направленность производства и бизнеса;

по отношению к работникам - достойная оплата и условия труда, охрана здоровья, равные права и возможности трудоустройства независимо от пола, возраста, расовой принадлежности, религиозных убеждений и др.;

по отношению к владельцам и инвесторам - доверительные отношения, свободный доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции, обязанности по гарантированию справедливой прибыли на вложенный капитал и др.;

по отношению к поставщикам - честные и справедливые отношения с ними, включая ценообразование, лицензирование, отсутствие принуждения и излишних судебных разбирательств, развитие устойчивых и долговременных отношений, обмен информацией и привлечение к участию в процессе плани- рования, своевременная оплата поставок согласно условиям договоров, пред- почтение тех поставщиков и подрядчиков, которые соблюдают права человека и др.;

по отношению к конкурентам - развитие открытых рынков товаров и капиталов, взаимное уважение, отказ от использования сомнительных средств достижения конкурентных преимуществ, соблюдение физических и интеллектуальных прав собственности и др.;

по отношению к местному населению того региона (города, области), где функционирует фирма, - соблюдение экологической безопасности производства, поддержание мира и безопасности, соблюдение прав человека, уважение культурной целостности, спонсорские акции, участие компаний в гражданской жизни.

Таким образом, в достаточно упрощенном виде под социальной ответственностью бизнеса понимается цепочка взаимоотношений между государством, обществом, профсоюзами и предпринимателями, обеспечивающая повышение уровня жизни общества, создание рабочих мест, производство товаров и услуг, востребованных в обществе. Причем взаимоотношений на всех уровнях - от федерального (общестранового) до регионального и местного.

Понятие корпоративной социальной ответственности подразумевает «достижение коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде» (определение разработано Ведущим объединением корпораций США Business for Social Responsibility (Бизнес за социальную ответственность), занимающимся развитием и продвижением концепции корпоративной социальной ответственности).

Итак, согласно Business for Social Responsibility политика корпоративной социальной ответственности представляет собой взаимосвязанный набор политик, практики и программ, которые интегрированы в процесс бизнеса, цепочки поставок, процедуры принятия решений на всех уровнях управления компанией и включают ответственность за текущую и прошлую деятельность и будущее влияние деятельности фирмы на внешнюю среду.

В целом можно сказать, что во всем мире (и в России в том числе) растет востребованность международных стандартов в области корпоративной социальной ответственности.

Однако развитие бизнеса в России сдерживается рядом политических, экономических и социальных факторов, одним из которых является недостаточное взаимодействие между отечественными компаниями и иностранными корпорациями, работающими или заинтересованными в работе на российском рынке. Важнейшим препятствием на пути полноценного вхождения российского бизнеса в международное деловое сообщество является отсутствие согласия в том, каковы этические принципы современного бизнеса и в чем заключается корпоративная социальная ответственность.

Для развития концепции социальной ответственности в российском бизнесе важным событием стала инициатива ФКЦБ России по разработке и внедрению в бизнес-среду Кодекса корпоративного поведения. Проект Кодекса широко обсуждался как бизнес - сообществом, так и представителями государственных органов, международных организаций. В ноябре 2001 г. проект Кодекса обсуждался на заседании Правительства РФ и был рекомендован к практическому внедрению.

Ключевыми областями, требующими приоритетных усилий со стороны российского делового сообщества в области применения социальной ответственности, являются следующие:

- разработка и распространение методик, позволяющих на практике внедрять и реализовывать управление социальной ответственностью компании для обеспечения взаимных преимуществ бизнеса и общества;

реализация эффективной системы коммуникации и продвижения социальной роли компаний;

разработка критериев и процедур объективного признания социальной роли бизнеса со стороны общественных групп и государства.

В частности, когда говорят о сотрудничестве бизнеса и власти, нужно четко понимать, во имя чего ставится этот вопрос. Было бы глубоко неправильным усматривать здесь только эгоистические мотивы: считать, что бизнес хочет добиться от государства привилегий, а государство, напротив, хочет якобы «приручить» бизнес. При этом не следует трактовать «социальную ответственность» и как ответственность, к примеру, бизнеса перед государством. Это взаимодействие всех субъектов: общества, государства, бизнеса. И вопрос стоит так: только власть и бизнес, на всех уровнях объединившие свои ресурсы и амбиции, способны вывести Россию на дорогу устойчивого развития, решить задачи социально-экономической модернизации общества.

Проблема социальной ответственности - это проблема, которая позволит в России найти общий язык между бизнесом, властью, обществом, поставить вопросы, которые давно назрели и требуют своего разрешения. Это также проблема и общего языка российского бизнеса с международным бизнесом, которые не могут понять друг друга в силу различных стандартов ведения и построения дела.

2. Социальная ответственность корпорации, фирмы в современном обществе

2.1 Роль социально - ответственных фирм в развитии гражданского общества

Функционирование фирм в обществе проявляется в выполняемых ими функциях: экономической, политической, социальной, юридической и других.

Целевой функцией фирм выступает экономическая, которая реализуется в обмене благами на рынке с целью максимизации прибыли. Политическая функция выражается в достижении и реализации рыночной власти. Социальная функция фирм заключена в производстве товаров и услуг, удовлетворении общественных потребностей качественными товарами и услугами, в соблюдении действующего законодательства, обеспечении общественной занятости, благотворительной деятельности и заботе об окружающей среде.

Юридическая функция определяет границы функционирования фирм в обществе, дееспособность которых ограничена документальным подтверждением. Таким образом, совершаемые действия на рынке или в социуме формализованы законами, нормами и правилами поведения.

Как результат, исходя из осуществляемых фирмами функций, возникает ответственность: обязанность нести последствия от совершаемых действий или наложенных предписаний. Исходя из этого, по характеру санкций за совершаемые действия можно выделить следующие виды ответственности: экономическую, политическую, социальную, юридическую и др.

С юридической точки зрения, ответственность подразделяется на позитивную и негативную Позитивная ответственность (перспективная) возникает из обязанности совершать полезные для общества функции. Негативная ответственность (ретроспективная) возникает в связи с совершением правонарушения. По субъектам можно выделить ответственность индивидуальную (граждан) и коллективную (юридических лиц).

Проявление социальной ответственности есть следствие реализации фирмами социальной и юридической функций. Это обусловлено социальной природой реализации хозяйственных отношений бизнесом в юридическом кон- тексте создания и функционирования фирм.

Первоначально социальная концепция устойчивого развития включает взаимодействие общества, природы и техники. Следовательно, в основе социальной ответственности лежит естественное и врожденное стремление человека к безопасности. «Под экономической безопасностью понимается состояние защищенности от потенциальных воздействий, стихийных бедствий и катастроф для окружающей природной среды, а также деятельность физических и юридических лиц, связанная с преднамеренными воздействия- ми на среду обитания».

производство необходимых обществу товаров и услуг в нужном объеме;

удовлетворение общественных потребностей качественными товарами и услугами;

соблюдение действующих норм и правил налогообложения;

обеспечение занятости населения, проявляющегося в создании новых рабочих мест с должным уровнем оплаты труда;

обеспечение общественного развития, проявляющегося в социальных инвестициях.

В реализации указанных направлений социальной ответственности фирмы заинтересованы экономически, поскольку они позволяют собственникам бизнеса получать постоянную прибыль и поступательно развивать свою предпринимательскую деятельность в обществе.

В экономической теории сформировались два основных направления в понимании социальной ответственности фирм.

Основоположником первого подхода выступает родоначальник монетаризма М. Фридмен, который рассматривает социальную ответственность фирм как производство необходимых обществу товаров и услуг, соблюдение действующего национального законодательства, обеспечение общественной занятости на основе рыночных принципов, развитие инновационных технологий. Являясь участником общественного воспроизводства, фирмы реализуют свою социальную ответственность только в рамках этих направлений. Позиция М. Фридмена относительно участия фирм в благотворительной деятельности, заботы об окружающей среде и уровне инфляции однозначна: государственные механизмы, а не рыночные - наиболее под- ходящий путь распределения ограниченных ресурсов между хозяйственными субъектами для альтернативного использования.

В рамках второго подхода практически значимые выводы были сформулированы Ф. фон Хайеком. Методология экономических исследований Ф. Хайека в области социальной справедливости (ответственности) базируется на двух категориях: свобода и ответственность. Свобода - средство развития, а справедливость - право на защиту собственности, невозможность покушений на свободу, обеспечивающаяся равенством ограничений.

Следовательно, деятельность фирм в области социальной ответственности должна определяться осознанием данной необходимости собственниками бизнеса. Таким образом, социальная ответственность заложена в самой природе функционирования фирм в обществе. Эффективная фирма, приносящая постоянную прибыль и максимизирующая полезность социальных процессов, последовательно проходит этапы своего общественного становления. Не всякая фирма сможет развиться в корпорацию, но любая корпорация является фирмой изначально.

Отличительная особенность корпорации по сравнению с фирмой - противопоставление себя другим социальным общностям, проявляющееся во власти, в степени воздействия на внешнюю среду и на поведение потребителей. «Чем крупнее фирма, тем большее место она занимает в своей отрасли, тем выше соответственно будет ее влияние на установление цен и издержек. И тем выше будет в целом ее влияние на потребителей, общество и государство, короче говоря, тем выше будет ее способность влиять на окружающую ее среду, то есть планировать ее».

Власть корпорации, как правило, начинает проявляться в фирмах, занимающих доминирующее положение, которое позволяет контролировать более половины доли рынка. Фирмы начинают обладать властью в том случае, когда они имеют возможность устанавливать рыночную цену, превышающую предельные издержки производства. Вектор развития любой фирмы изначально направлен на стремление к рыночной власти: контролировать и регулировать цену на рынке.

Тем не менее эффективный собственник стремится к реализации корпоративной социальной ответственности, которая позволяет фирме удерживать свою рыночную власть через создание положительного общественного имиджа корпорации и выпуск более качественной продукции с наименьшими издержками.

«Корпоративная социальная ответственность - система добровольных взаимоотношений между работником, работодателем и обществом, направленная на совершенствование социально-трудовых отношений, под- держание социальной стабильности в трудовом коллективе и окружающем сообществе, развитие социальной и природоохранной деятельности на национальном и международном уровнях»

«Корпоративная социальная ответственность» является наиболее устоявшимся термином в социологических исследованиях бизнеса в области социальных инвестиций, благотворительной деятельности и заботы об окружающей среде, что и отражает функции фирм в общественном развитии.

Таким образом, проявление корпоративной социальной ответственности - это процесс трансформации экономического роста фирм в экономическое развитие гражданского общества. Если такая политика ведения бизнеса будет обязанностью, инсталлированной государством, то она не будет эффективной. Как показывает практика, санкции за нарушения в большинстве случаев намного ниже выгоды самого нарушения. Социальная политика будет эффективной только в том случае, когда она будет результатом рационального поведения хозяйствующих субъектов, а не чувств или решения третьих лиц. «Не существует единого определения, которое бы одинаково подходило для всех случаев. Однако общим знаменателем является то, что корпоративная социальная ответственность должна рождаться непосредственно в самой компании, и ее реализация должна быть добровольной».

Поэтому проявление социальной ответственности фирм или корпоративной социальной ответственности есть критерий определения эффективного собственника в рыночном хозяйстве, а масштабы и эффективность социальной ответственности характеризуют становление гражданского общества.

В настоящее время в российском деловом сообществе уже накоплен положительный корпоративный опыт в области внедрения принципов социальной ответственности. В частности, ведущие российские компании практически реализуют принципы социального партнерства в своей деятельности. Одновременно в российских компаниях распространяется международная практика корпоративного управления.

Тенденция к принятию и реализации основных положений концепции социальной ответственности проявляется все более отчетливо. Это подтверждается руководителями и топ - менеджерами ведущих российских компаний. Например, в социальном кодексе НК «Лукойл» существует положение, по которому компания признает тот факт, что в современном мире социально ответственное поведение перед лицом работников и общества в целом в конечном итоге служит повышению капитализации. В этой связи многие социальные расходы компания рассматривает как инвестиции в нематериальные активы и стремится соответствовать со временем наивысшим стандартам в областях, строго оцениваемых общественностью.

В корпоративных программах «Тюменской нефтяной компании» и «СибирскоУральской Алюминиевой компании» акцент сделан на социальных программах для работников предприятий, а также на партнерстве в интересах устойчивого социально-экономического развития территорий, на которых расположены их предприятия. И «ТНК», и «СУАЛ-холдинг» стараются проводить грамотную, сбалансированную, социально ответственную политику, ориентированную на высокие международные стандарты. Такое серьезное отношение к социальной сфере объясняется, по словам В. Вексельберга, в том числе и интересами бизнеса.

2.2 Повышение эффективности социальной ответственности как фактор устойчивого экономического развития

Социальная ответственность компаний означает добровольное разделение с государством ответственности за социально-экономическое развитие регионов присутствия, за решение наиболее острых и неотложных социальных проблем. Концепция социальной ответственности корпораций в глобальной экономике стала разрабатываться в 90-х гг. XX в. Причины этого таковы.

Во-первых, стало ясным, что экономическая мощь транснациональных корпораций нередко превосходит ресурсы национальных государств и тем более региональных органов власти

Во-вторых, социальные инициативы крупных корпораций, благодаря их организованности преобразуют социальное развитие регионов и целых стран.

В-третьих, поведение корпораций определяет деловой климат и финансовую устойчивость в стране и регионе, рыночную капитализацию фондового рынка и конкурентоспособность региональной и национальной экономики..

В-четвертых, и это особенно важно, в ряде работ подчеркиваются негативные аспекты возрастания роли ТНК, руководство которых не избрано народами, не отвечает перед ними, но во многом определяет их судьбу.

Первым слагаемым социальной ответственности корпораций является формирование рынка труда, обеспечивающего эффективную занятость населения региона.

Корпорациям предстоит играть гораздо более активную роль в формировании современного рынка труда. В ряде работ доказывается существование внутри компании и на внешнем рынке кластеров, т. е. однородных рабочих мест со своим четко определенным уровнем оплаты. Крупные корпорации и профсоюзы создают свои внутренние относительно обособленные рынки труда с ярко выраженными неформальными внутрифирменными нормами, правилами и связями.

Особенности корпоративной организации и существования обособленных регламентированных внутренних рынков проявляются при найме и увольнении работников организации, оплаты труда и удержания персонала, должностном продвижении и др. Социальная ответственность корпораций за формирование эффективного рынка труда включает:

ликвидацию «серых», в т. ч. страховых, схем выплаты заработка.

создание (по согласованию с местными властями) филиалов в трудоизбыточных регионах, реализация квот на рабочие места для молодежи, инвалидов и других кризисных групп;

развитие зарубежных филиалов компании;

организованное привлечение на дефицитные рабочие места;

создание гибкой системы занятости;

развитие корпоративной системы подготовки, повышения квалификации и воспитания кадров.

Второй важной составляющей социальной ответственности корпораций является предоставление социальных услуг. При переходе к постиндустриальному информационному обществу возрастает роль этих услуг как подсистемы, оказывающей все большее влияние на развитие личности и конкурентоспособность экономики. Услуги составляют более половины ВВП развитых стран и 30 % мировой торговли. ООН рекомендует увеличить долю затрат на социальную сферу до 20 % ВВП.

На сегодняшний день получила развитие новая социальная политика предприятий по отношению к своим работникам. Ее основные элементы: обеспечение роста денежных доходов работников, которые окажутся достаточными для оплаты возросшей стоимости услуг социальной инфраструктуры, а также использование механизмов внутрифирменного социального страхования. Эти изменения означают передачу социальных объектов на баланс местных администраций, т. е. их муниципализацию.

Получила новый толчок развития благотворительность. Заинтересованность российских компаний в благотворительной деятельности связана, прежде всего, с улучшением ее имиджа.

Третьей важной сферой социальной ответственности корпораций является их участие в обсуждении и принятии решений, связывающих проведение промышленной политики с решением социальных задач. Речь идет, прежде всего, о крупных инвестиционных проектах по развитию региональной инфраструктуры (дороги, морские и речные порты, терминалы, логистические центры, современные складские комплексы, образовательные и здравоохранительные центры).

Они весьма капиталоемки, не обещают быстрой окупаемости, но определяют перспективы социального развития регионов, особенно удаленных от экономических центров.

Важнейшей составляющей социальной ответственности корпораций является развитие предпринимательской культуры и делового климата. Деловой климат - один из важнейших социальных институтов общества - совокупность экономических, правовых, организационных и социально-психологических условий, определяющих возможности рентабельного вложения капитала при допустимом уровне риска.

Для улучшения делового климата в России необходимо постоянное, длительное и целенаправленное воздействие на поведение фирм, прежде всего корпораций, которые распоряжаются основной частью производственных ресурсов. Можно выделить следующие основные факторы трансформации этого поведения.

. Создание взаимного доверия между государством, гражданами и фирмами, устранение застарелого недоверия к государству, неоднократно обманывавшему граждан, а также к финансовым институтам. К числу неотложных мер следует отнести введение жестких законодательных требований к прозрачности, достоверности и открытости всей финансовой информации.

. Правовая и административная реформа призвана обеспечивать защиту как добросовестных приобретателей любой собственности, включая недвижимость и ценные бумаги, так и прав и интересов работников.

. Дальнейшая интеграция в мировой рынок. Вступление России в ВТО на приемлемых условиях улучшит деловой климат и будет способствовать возврату капиталов, ушедших из России.

. Продолжение налоговой реформы на основе упорядочения налогообложения в добывающих отраслях с учетом степени истощения месторождений.

. Целесообразно стимулировать инвестиции в прогрессивные технологии и НИОКР. Должны поощряться корпорации, реализовавшие нестандартные нововведения с высокой экономической, социальной и экологической эффективностью, сформировавшие эффективные команды с высокой культурой труда и активным участием всех членов группы в разработке и осуществлении социально значимых нововведений.

. Идентификация жизненных планов работников с целями фирмы на базе отбора и закрепления кадрового ядра корпорации - постоянных работников, использования при наборе кадров системы конкурсного отбора, тестирования интеллектуального развития и умения работать в коллективе; заключения контрактов на постоянную работу лишь после длительной стажировки, временной работы и т. д.

. Преобразование коммерческих банков в финансовые институты нового типа с широким ассортиментом финансовых услуг на базе современных информационных технологий. При этом в качестве образца может быть избрана не американская, а гораздо более близкая российским условиям и традициям германская модель рыночного хозяйства и банковской системы.

. Корпоративная культура - весьма важный фактор улучшения делового климата. Корпоративная культура базируется на системе стандартов, регламентирующих порядок подготовки, принятия и реализации управленческих решений с привлечением широкого круга исполнителей, нормы поведения в отношениях по вертикали и горизонтали, в т. ч. с акционерами, инвесторами, поставщиками, потребителями, нормы рыночно - правовой и добровольной социальной ответственности компании. Важной составляющей социальной ответственности корпораций является ответственность за состояние окружающей среды и развитие инновационного потенциала общества.

Существенным фактором, препятствующим эффективному развитию российского корпоративного сектора является низкая эмиссионная активность акционерных предприятий, что обусловлено следующими причинами:

сложившейся структурой акционерных обществ, среди которых доминируют закрытые общества (почти 70 %);

неразвитостью инфраструктуры рынка ценных бумаг и отсутствием у предприятий доверия и опыта взаимодействия с финансовыми институтами в данной области;

незаинтересованностью инвесторов в долгосрочном финансировании корпораций в сочетании с «агрессивной» политикой потенциальных инвесторов;

оттоком инвестиционных ресурсов из регионов в финансовый центр страны.

Распространившееся среди российских корпораций социальное иждивенчество оказало негативное воздействие на распространение в широких масштабах таких условий ведения бизнеса, при которых компании игнорируют главные факторы его развития, в т. ч.:

уплату налогов в полном объеме;

обеспечение своих работников экономически обоснованной заработной платой;

дополнительное пенсионное обеспечение работников;

вложение средств в профессиональное развитие персонала и охрану труда;

формирование собственной социальной инфраструктуры;

осуществление социального инвестирования;

добровольное участие в благотворительных мероприятиях.

Только после того, когда эти условия ведения бизнеса в нашей стране станут нормой, компании перейдут к пониманию того, что устойчивость бизнеса и его будущее зависят от соответствия их деятельности ожиданиям заинтересованных сторон - государства, местных властей, персонала, акционеров, инвесторов, потребителей.

Заключение

В российских условиях социальная ответственность корпораций реализуется как реакция на необходимость решения острых социальных проблем. Сложившаяся в постперестроечное десятилетие ситуация характеризуется углублением разрыва между богатыми и бедными, слабостью гражданского общества, разочарованием в способности государства выполнять свои функции. Результатом стали изменения в продолжительности жизни, состоянии здоровья россиян, рост настроений пассивности и апатии. Эти явления негативно воздействовали на устойчивое социальное развитие общества. Российский бизнес в этих условиях не оставался в стороне: многие преуспевающие бизнесмены выделяли средства для помощи нуждающимся. Однако отдельные примеры благотворительности не разрешали ситуации в целом.

В России пока не достигнуто осознание того, что бизнес является неотъемлемой частью общества. Общество, в свою очередь, влияет на эффективность функционирования бизнеса качеством рабочей силы, уровнем покупательской способности, стабильными условиями работы. Благополучное социальное окружение способствует развитию бизнеса и стимулирует его социальную ответственность. Успешный бизнес обеспечивает рабочие места, инвестирует производство товаров и услуг, выплачивает налоги и в конечном итоге приводит к подъему экономки. Взаимообусловленность общества и бизнеса предполагает объективный выбор бизнеса в пользу социально ориентированной устойчивой экономической стратегии.

Список использованной литературы

1.Абрамов Р.Н. Корпоративная социальная ответственность// Журнал исследований социальной политики. 2005. Т. 3. № 3. С. 327-345.

2.Балацкий Б. Социальные инвестиции компаний: закономерности и парадоксы // Экономист. 2005. № 1. С. 64-80.

.Блохин К.В. Корпоративная социальная ответственность как фактор, балансирующий интересы в обществе // Человек и труд. 2007.№ 2.

.Бочкарев, В. Г. Социальная ответственность бизнеса / В. Г. Бочкарев. - М. : ТЕИС, 2006. - 171 с.

.Булавкина Л.В. Социальная ответственность-инструмент бизнеса или инструмент/Маркетинговые коммуникации, №06 (42) 2007.

.Булавкина Л.В. Социальная ответственность-инструмент бизнеса или инструмент PR? /Маркетинговые коммуникации, №06 (42)2007.

.Грекова Г.И. Роль корпоративной социальной ответственности в общественном развитии // Экономика российских регионов Новгород, 2006. С. 47-52.

.Гэлбрейт, Дж. Экономические теории и цели общества : / Дж. Гэлбрейт ; под общ. ред. Н. Иноземцева, Г. Милейковского. - М. : Прогресс, 1979. - 69 с.

.Доклад о социальных инвестициях в России, М.2007.

.Докучаев М.В. Российский корпоративный бизнес: проблемы управления, стратегия развития. - M., Academia, 2003

.Зверева Т.В. Социальная ответственность как способ гармонизации интересов бизнеса и власти /Журнал «Экономические и гуманитарные исследования региоов», №4, 2011, с. 86-92

.Информационная открытость социальной политики российских компаний. - М.: Ассоциация менеджеров, 2006. - 47 с.

14.Капитонов Э.А., Зинченко Г.П., Капитонов А.Э. Введение в управление общественными отношениями: Учебное пособие [Текст] / Э.А, Капитонов, Г.П. Зинченко // - Ростов-н/Д: Издательство СКАГС, 2006.

15.Костин А.Е. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: мировой опыт и концепция для России /Менеджмент. 2005. №3. С.112-119.

.Кричевский, Н. А. Корпоративная социальная ответственность / Н. А. Кричевский, С. Ф. Гончаров. - М. : Издат.торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 11 с.

.Перегудов С.П. Корпорации. Общество. Государство: эволюция отношений /РАН, ИМЭМО. - М., Наука, 2003

.Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.).

.Сидоров С.Н. Социальная ответственность и партнерство как основа взаимодействия бизнеса и власти. [Текст] / С.Н. Сидоров // Социум и власть. 2010. № 3.

20.Смыков В.В. Макроэкономический эффект и региональная ответственность интегрированных корпораций. СПб., 2004.

.Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка / под ред. С. Е. Литовченко, М. И. Корсакова. - М. : Ассоциация менеджеров, 2005. - 208 с.

.Фридмен, М. Капитализм и свобода / Милтон Фридмен. - М. : Фонд «Либер. миссия» : Новое изд-во, 2005. - 236 с.

.Хайек, Ф. А. Индивидуализм и экономический порядок / Фридрих А. Хайек. - М. : Изограф : Начала-Фонд, 2005. - 287 с.

24.Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика Москва, изд. «Дело» 2008

.Экономическая безопасность хозяйственных систем / А. В. Колосов, В. И. Кушлин, А. Н. Фоломьев [и др.]. - М. : Изд-во РАГС, 2007. - 49 с.

.Якимец В.Н. Механизмы социальных инвестиций бизнеса в системе межсекторного социального партнерства // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации. М., 2006.

Похожие работы на - Социальная ответственность фирмы и корпорации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!