История формирования науки управления. Основные направления развития менеджмента, подходы к рассмотрению процесса управления

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,56 Мб
  • Опубликовано:
    2012-11-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История формирования науки управления. Основные направления развития менеджмента, подходы к рассмотрению процесса управления














Курсовая работа

История формирования науки управления. Основные направления развития менеджмента, подходы к рассмотрению процесса управления

Введение

Совершенствование управления производством как сложной социально-экономической системой является одним из ключевых путей стабилизации российской экономики в целом. Многолетний экономический кризис и спад промышленного производства, продолжающийся по сегодняшний день, поставили многие предприятия не просто в кризисное положение, а непосредственно на грань банкротства. Финансовый кризис 1998 г., с одной стороны, и без того усложнил финансовое положение предприятий, а с другой, - предоставил отечественным производителям дополнительные возможности замещения импорта и расширения своих рынков за счет падения курса рубля. Одна часть отечественных предприятий этой возможностью успешно воспользовалась, а другая не сумела четко выделить главные задачи, определить приоритеты, сформулировать функциональные задачи, мобилизовать потенциал для освоения новых возможностей рынка.

В связи с этим совершенствование процесса управления было и остается насущной проблемой развития экономики страны. В настоящее время появилось большое количество публикаций, в которых было успешно проработано множество проблем, касающихся различных аспектов жизнедеятельности организаций. Тем не менее, ряд вопросов в сфере российского менеджмента в настоящее время остается открытым.

Отечественная наука об управлении как самостоятельная область знаний сформировалась в условиях хозяйственной практики промышленного производства на основе накопленного опыта деятельности людей, выполняющих управленческие функции. В этом случае наука об управлении выступает как производная от динамического процесса развития производства и, в свою очередь, способствует повышению его эффективности. В высокоразвитых странах с рыночной экономикой получила широкое практическое применение концепция менеджмента.

В условиях кризисного положения отечественной экономики практическое обращение к основным положениям мирового профессионального менеджмента не только желательно, но и необходимо в целях обогащения опыта отечественного управления и повышения эффективности производства. Сложные экономические условия требуют не только теоретического знания основных концепций управления, но и практического применения, поскольку их внедрение необходимо для стабилизации и развития рыночных отношений.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы растет интерес к постановке профессионального менеджмента именно как к одному из существенных факторов повышения конкурентоспособности российских организаций. Это требует разработки новых технологий, повышения качества конечных результатов деятельности и, конечно, внедрения новых, более эффективных методов управления и организации деятельности предприятий. В настоящее время уже никого не нужно убеждать в возможности и необходимости применения на предприятиях общепризнанных в мировой практике стандартов и методов управления. Таким образом, учитывая вышеизложенное, становится совершенно очевидно, что основная проблема реализации существующих концепций менеджмента заключается в выборе соответствующей методологии, техник и инструментария внедрения эффективных систем управления.

Целью курсовой работы является сравнительный анализ научных подходов к менеджменту, а также исследование возможностей реализации подхода к управлению производством с позиций бизнес-системы.

Предметом исследования является механизм реализации совершенствования системы управления предприятием.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что сформулированные в результате исследования выводы могут быть востребованы в практической деятельности предприятий г. Санкт-Петербурга.

Глава 1. Развитие современного менеджмента

1.1 Эволюция развития менеджмента


Каждый человек при выполнении каких-либо сугубо индивидуальных видов работ сам управляет своими действиями, но если определенная группа людей осуществляет целенаправленную деятельность, то такая деятельность нуждается в координации, т.е. в управлении. Управленческий труд - это целесообразная деятельность человека, связанная с организацией и функционированием субъекта и объекта управления. Процесс логического познания специфики управления можно представить графически, как показано на схеме Приложения 1. Управленческий труд характеризуется следующими особенностями:

1)   постоянным творчеством индивида в системе управленческой деятельности;

2)      своеобразием технологии и средств управления;

)        своеобразием предмета труда;

)        своеобразием продукта управленческого труда.

Первая особенность определяет специфику деятельности человека в системе управления и влияет на качество продукта управленческого труда. Последнее в значительной мере зависит от технологии выработки альтернативных решений, адекватных производственным ситуациям. Руководитель, осуществляя рациональный выбор вариантов управленческих решений, весь комплекс последовательных процедур технологического процесса должен строить на основных положениях теории принятия управленческих решений, т.е. на знании науки управления производством.

Понятие менеджмент (management - управление, англ.) включает основные положения теории управления, имеющие в своей основе принципы, методы, средства и формы управления производством, разработанные в США. Систему взглядов на определение терминов «менеджмент» и «управление» можно представить графически, как показано на схеме Приложения 2. Как следует из рисунка, несмотря на различные формулировки, можно сделать вывод, что специфический вид профессиональной деятельности «менеджмент - управление» сочетает в себе науку и искусство.

В основе как российской, так и международной теорий менеджмента лежат законы, принципы, методы, функции управления и технология принятия управленческих решений, что свидетельствует о близости, цельности и практической значимости этих теорий. Однако многие российские ученые считают, что категория «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности.

С этой концепцией, на наш взгляд, следует согласиться: теория управления в отечественной науке раскрыта более глубоко и многосторонне. Примером тому могут служить фундаментальные труды ученых московского Государственного университета управления. Продолжая разговор о близости, цельности и практической значимости теорий, следует отметить, что их объединяет рассмотрение весьма важных аспектов:

1)   гносеологического аспекта;

2)      предмета труда процесса управления;

)        результата труда процесса управления.

Гносеологический аспект заключается в том, что международный менеджмент, как и управление отечественным производством, на протяжении всех этапов их формирования базировались на разделении и специализации труда (западный тип управления характеризуется, в первую очередь, закреплением управленческих функций за субъектом управления). Информация рассматривается как предмет процесса управления. Результат труда процесса управления - это управленческие решения.

Системный подход в науке об управлении появился как прогрессивный альтернативный метод по отношению к господствующим в течение длительного времени аналитическим методам. Выяснилось, что совокупность организационных процессов, операций и стадий управления можно рассматривать как единую систему. Чтобы представить, какие элементы и каким образом задействованы в процессах, протекающих в системе, можно рассмотреть управление с трех точек зрения - статики, динамики и кинематики. Сначала анализируются структура и состояние системы управления на определенном отрезке времени. Динамика управления характеризует организацию самого процесса управления, т.е. технологию управления. Кинематика управления - это свойства движения системы в рамках законов, принципов и методов управления.

Структурная характеристика науки управления как системы схематично представлена в Приложении 3. Все вышеизложенное, а также доказательства, приводимые в трудах отечественных ученых, подтверждают сходство научных концепций. В то же время следует отметить, что представители различных научных школ по-разному определяют данные понятия.

Анализ подходов, взглядов и теорий современного менеджмента подтверждает мысль о том, что управленческие идеи находятся в постоянном динамическом развитии, при этом раскрываются новые стороны науки управления, так как задачи управления постоянно усложняются по мере роста масштабов организационной деятельности.

В современных условиях менеджмент как наука должен учитывать изменения социальной среды, при этом разрабатывая, экспериментально проверяя и практически используя новые научные подходы, концепции, методы и принципы управления. Следовательно, задача менеджмента заключается не только в развитии, приобретении знаний, но и в их хранении, распределении и преобразовании в форму, удобную для внутрифирменного использования. Управление нацелено на создание и упорядочивание функциональных процессов, среди которых: формирование организационной структуры, организация технико-технологических систем, осуществление кадровой работы, управление производством, финансами и др.

Современный научный подход учитывает также и взаимодействие с внешней средой, что является еще одним шагом к дальнейшему совершенствованию менеджмента. Классификация научных подходов к менеджменту отображена на схеме Приложения 4. Данные подходы разделены во времени на две части: представляющие первую половину XX в. - как основы для развития менеджмента - и вторую, которая представляет больший научный интерес с позиций накопленного арсенала теорий и концепций.

Наиболее быстро управленческая мысль стала развиваться к началу ХХ века на микроуровне, особенно в промышленном производстве. На таком уровне, как считали теоретики, субъект и объект управления представляются более обозримыми для исследования. В 1903 г. американский инженер Фредерико У. Тейлор опубликовал первую книгу по управлению промышленным предприятием - «Управление фабрикой». Основной задачей заводского управления Ф.У.Тейлор считал оптимизацию деятельности человека на своем рабочем месте путем его профессионального обучения и обеспечения надлежащим инструментарием. Другим весьма важным новшеством в системе организации труда стало введение тарифной системы оплаты труда. Также Ф.У.Тейлор впервые сформулировал основные принципы научного управления.

Значительный вклад в формирование научного управления внесли супруги Ф. и Л. Гилбреты и Генри Гант. Разработка ими графических методов позволила повысить эффективность оперативного управления на предприятии.

Новый импульс научных идей связан с исследованием управленческого процесса как такового. Основоположником этого направления, а в дальнейшем и классической школы, стал Анри Файоль. Он впервые расчленил управленческий процесс на конкретные виды работ, т.е. выделил управленческие функции. Кроме того, А.Файоль сформулировал принципы, соблюдение которых является необходимым условием для их выполнения. В завершение своих исследований Файоль пришел к выводу, что управление является не врожденным талантом, а своеобразным искусством, которому можно научиться.

Продолжателем развития его идей стал Л.Эрвик, который предпринял попытку объединить концепции различных авторов, в результате чего была разработана структура «логического квадрата», представляющая собой системную модель логического понимания концепций процесса управления, которые приводятся в сравнении и согласованы между собой.

В развитие теории А.Файоля легла и новая идея немецкого ученого Макса Вебера об идеальном управленческом подходе для больших организаций. В самых общих чертах она выражалась в разделении управленческого труда - специализации, определении иерархии управления и конкретных принципов идеально формализованной организации, которая получила определение бюрократии. Кроме того, принципиальный подход М.Вебера заключался в изучении организации с позиций властных взаимоотношений: приказы выполняются потому, что есть официальная власть, предполагающая автоматическое исполнение приказов.

Представители как научного движения, так и административного не отвергали в целом роли человеческого фактора в формировании управления производством, но в то же время и не рассматривали его как предмет самостоятельного исследования. Восполнение этого пробела в общей теории управления взяли на себя исследователи психологической школы, в дальнейшем получившей название «Школа человеческих отношений». По утверждению различных исследователей, работы М.Фоллетта, Э.Мэйо и других специалистов по научному управлению обусловили развитие нового подхода, который был направлен на оказание помощи работнику в осознании его собственных возможностей на основе приложения концепций поведенческих наук к построению и управлению организацией.

На протяжении всего эволюционного процесса в развитие концепции научного управления вносили определенный вклад представители различных движений, а также представители смежных наук. Были разработаны математические методы научного анализа для исследования операционных проблем организации. Данное направление получило название количественного подхода.

В рамках данного исследования также проведен сравнительный анализ научных теорий менеджмента второй половины XX в., результаты которого можно свести к следующим положениям.

. Управление по результатам - этот новый подход, разработанный финскими учеными, представляет собой сложную систему управления, учитывающую творческий подход работников организации и поведенческие факторы. Главной задачей этой системы является формирование стремления работников и руководства к достижению плановых результатов.

. Управление при спаде характеризует определенные организационные меры по упорядочению внутренней среды организации (научное обоснование и пересмотр производственных программ, изменение финансирования, сокращение численности, постепенное упразднение отдельных структурных производств и др.). Утверждения ученых многих стран часто совпадают в вопросе сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов развития, влияющего на экономический рост или упадок организации. Так, например, данные американских специалистов свидетельствуют о том, что в среднем в семи случаях из десяти главная причина экономического упадка организации - плохое управление.

. Управление по целям - при таком управлении руководители и работники организации совместно идентифицируют свои общие цели, определяют сферы компетентности каждого в получении конечных результатов и затем используют их как руководство при упорядочении совместной работы.

. Инновационный подход предполагает целенаправленный и управляемый характер любых обновлений сфер жизнедеятельности как на макро-, так и микроуровне предприятий в целях максимального использования их потенциальных и научно-технических возможностей. В этом случае инновационный менеджмент представляет собой упорядочивающее взаимодействие разнообразных процессов интеллектуального труда, выполняемых на предприятиях и в организациях. В высокоразвитых странах используется матрично-ресурсная модель управления, которая применима в системах, обладающих повышенной ресурсоемкостью.

. Управление организационным развитием - это деятельность (набор видов деятельности), направленная на оптимизацию проблем организации, касающихся ее культуры, человеческих и социальных процессов, и осуществляемая в ответ на важные изменения по определенному алгоритму. В методологическом плане в организационном развитии используются все основные установки современной науки управления - системный, поведенческий и ситуационный подходы.

. Теория успеха - учет в практической деятельности внешних факторов и степени их влияния на успех получил название «теория успеха». В основе этой теории лежит сравнительный анализ общественных систем, добивающихся наибольшего скачка в социально-экономическом развитии.

. Теория «Z» - теория Уильяма Оучи, которая дополняет идеи «X» и «У» МакГрегора. В основу этой теории положена идея о том, что успех любой организации зависит от людей, которыми можно управлять с помощью различных положений и правил. Здесь автор пытался определить лучший метод управления любой организацией.

. Ситуационный подход объединяет ряд научных теорий, которые рассматривают организацию относительно определенного набора обстоятельств (ситуации). Набор и содержание этих обстоятельств предопределяется системными чертами самой организации и ее окружения.

. Комбинированный подход - «теории успеха» и «управления при спаде».

Таким образом, краткое описание эволюции процесса управления позволяет сделать следующие выводы:

1)   полное выделение управления в самостоятельный вид человеческой деятельности происходит в условиях становления капитализма;

2)      научно доказано, что управление не является врожденным талантом, а представляет собой искусство, которому можно научиться;

)        все перечисленные научные направления и школы пополнили теоретический арсенал научного управления.

 

.2 Менеджмент как фактор конкурентоспособности


Необходимо отметить, что в последние годы растет интерес к постановке профессионального менеджмента именно как к одному из существенных факторов повышения конкурентоспособности. В настоящее время уже никого не надо убеждать в возможности и необходимости применения на российских предприятиях общепризнанных в мировой практике стандартов управления. Вопрос заключается в выборе соответствующей методологии, техник и инструментария внедрения таких систем управления.

Переход России от планово-директивной экономики к рыночной привел к появлению конкуренции практически во всех сферах деятельности хозяйствующих субъектов. Исследование проблемы конкуренции и конкурентоспособности до 90-х годов прошлого века в нашей стране не имело необходимости. Термин «конкуренция» не применялась в советской экономике. Так в словаре политической экономии конкуренция определялась как «антагонистическая борьба между частными товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров».

Понятие конкуренции совмещалось с анархией, хищническими методами, и тяжелыми социальными последствиями. Элементы конкуренции и конкурентной борьбы были знакомы только руководителям предприятий, чья продукция шла на внешний рынок. Отсутствие частной собственности на средства производства и установление планов для всех предприятий являлось причиной отсутствия конкуренции в Советском Союзе.

В настоящее время наличие конкуренции на рынке товаров или услуг, на котором действует российское предприятие, требует от него обеспечения определенной конкурентоспособности или, в противном случае, грозит вытеснением его с данных рынков. В рамках данного исследования проведен анализ сущности конкурентоспособности организации, результаты которого можно свести к следующим.

В отличие от широко распространенного заблуждения, конкурентоспособность может рассматриваться не только по отношению к продукции (товарам и услугам), но и к компаниям как целостным субъектам рыночных отношений. При этом, в любом случае, под конкурентоспособностью понимается способность выступать на рынке наравне с уже присутствующими там аналогами. Обеспечение высокой конкурентоспособности компании достигается за счет способности лучше других находить компромисс собственных интересов с интересами в первую очередь заказчиков, а также, что не менее важно, с другими участниками внешнего окружения.

Конкурентоспособность продукции - это мера ее привлекательности для потребителей конкретного рынка, относительно конкретных аналогов в данный момент времени. Причем сама привлекательность продукции определяется степенью удовлетворения совокупности различных (часто противоречивых) требований. Их состав и приоритетность определяется не только видом продукции, но и типом (классом) самого потребителя.

Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции принято делить на три группы:

1.   Технико-экономические факторы - качество, цена, затраты на потребление (использование).

2.       Коммерческие факторы - условия реализации, предоставляемый сервис, реклама, имидж организации и пр.

.        Нормативно-правовые факторы - требования безопасности, патентной чистоты, других ограничений.

Именно с достижением этих составляющих факторов связывают необходимость в профессиональном менеджменте. При этом руководители предприятий часто попадают во власть очередной иллюзии. Одним из источником «кризиса управления» является рассмотрение самого термина управление, как синонима термина менеджмент. Мы полагаем, что эти понятия принципиально расходятся:

1.   По области применения - в отличие от понятия управление (в равной степени применимого в социальной, политической, технической и иных сферах), менеджмент это управление предприятием, как целенаправленной (ориентированной на коммерческий успех) социально-экономической системой.

2.       По идеологии и компонентам - если управлением советскими, а ныне российскими предприятиями занимались в основном специалисты в области производственных технологий, то менеджмент предполагает профессиональную управленческую деятельность с использованием специальных методологий и инструментов. Традиции «советского», «производственно-хозяйственного» управления практически неприменимы в современных условиях. Они соответствуют принципиально другой модели предприятия, как закрытой системы в закрытой экономике.

Для преодоления этого «кризиса», российским предприятиям, следует, для начала, отказаться от некоторых иллюзий. Первая заключается в том, что большинство руководителей считает, что они могут продолжать эффективно развиваться без радикального изменения системы управления. Такую «роскошь» могут себе позволить лишь организации, получившие по тем или иным причинам доступ к «специфическим» ресурсам - источникам уникального сырья (в том числе энергоносителям), источникам внешнего финансирования или всевозможным льготам, а также ставшими монополистами на своем сегменте рынка. Даже полная безалаберность в управлении такими предприятиями до поры до времени с лихвой покрывается преимуществами от использования указанных факторов.

Вторая иллюзия заключается в том, что даже развитые организации, ориентированные на ведение бизнеса в условиях честной конкурентной борьбы, в значительной степени сосредоточены только на совершенствовании менеджмента ресурсов. При этом менеджментом организации, обычно, незаслуженно пренебрегают. Следствием этого, являются безуспешные, как правило, попытки постановки эффективного менеджмента путем внедрения зарубежных информационных систем управления ресурсами предприятия (ERP) без одновременной кардинальной перестройки всей системы управления.

Для превращения системы управления предприятием в один из мощных факторов конкурентоспособности, на наш взгляд, необходимо:

1.   Осознать, что в условиях интеграции в мировую экономику и повышении конкуренции на внутреннем рынке, невозможно сохранить свои «специфические» ресурсы в длительной перспективе.

2.       Исходить из того, что, как и во всем мире, существующие конкурентные стратегии сводятся, в конечном счете, либо лидерству на издержках (и, как следствие, выигрыше в ценовой конкуренции), либо к более дифференцированному удовлетворению потребностей заказчика.

Поэтому в любом случае стоит задача комплексного совершенствования, как менеджмента ресурсов, так и менеджмента организации, как показано на схеме Приложения 5. В данном случае известные конкурентные стратегии в отношении продукции, по большому счету, сводятся к реализации двух типов преимущества: либо лидерства на издержках (и, как следствие, реализация товаров по более низким ценам), либо дифференциации (и, как следствие, более качественное удовлетворение потребностей покупателя).

В первом случае решающее значение для снижения себестоимости продукции играют производственные издержки. Учет затрат на сырье, комплектующие, энергоснабжение, оптимизация складских, транспортных, распределительных и иных затрат - основа эффективного управления ресурсами. Учет, финансы, логистика представляют собой в этом случае ключевые компоненты менеджмента. Однако немаловажным фактором определяющим общую себестоимость продукции являются внутренние трансакционные издержки - затраты связанные с организацией взаимодействия подразделений в ходе выполнения бизнес-процессов. Несмотря на то, что их количественная оценка связана с определенными трудностями, пренебречь этими издержками (как, например, иногда пренебрегают трением в механизмах) при сегодняшней интенсивности и сложности структурного взаимодействия в компаниях было бы непростительной роскошью. Иными словами реализация стратегии минимизации издержек требует не только постановки менеджмента ресурсов, но и менеджмента организации.

Во втором случае, при реализации стратегии дифференциации, повышение потребительского качества продукта самым тесным образом зависит от совершенства от трансакций. Внешние трансакции (исследования покупательских предпочтений, мероприятия по продвижению) и внутренние трансакции (взаимодействие подразделений по совершенствованию продукта) определяют в данном случае успех реализации стратегии.

Таким образом, обеспечение должной конкурентоспособности при любой стратегии связано с постановкой, как менеджмента ресурсов, так и менеджмента организации. Реально в российских организациях встречаются три основных способа обеспечения конкурентоспособности (рис. 1.):

 

Рис. 1. Способы обеспечения конкурентоспособности предприятий

1.   Преимущественно за счет низкой цены продукции, достигнутой за счет минимизации издержек. В основном это крупные производственные предприятия, совершенствующие главным образом управление ресурсами.

2.       Преимущественно за счет более качественного удовлетворения потребностей заказчика, достигаемого быстрым и точным откликом на малейшие изменения покупательских предпочтений. В основном это небольшие сервисные компании, обладающие высокой гибкостью рыночного поведения.

.        Преимущественно за счет эксплуатации «специфических» ресурсов, доставшихся, как правило, в результате приватизации «достояния коммунизма» - источники уникального сырья, особые каналы внешнего финансирования, всевозможные льготы и прочее. Такие организации, чаще всего, вообще не озабочены совершенствованием менеджмента.

Подавляющее большинство остальных предприятий стремятся повысить свою конкурентоспособность совершенствованием управления как организацией, так и ресурсами. Какие пути улучшения деятельности предприятия выбирает современный руководитель? Прежде всего, необходимо понять, что ни один руководитель, не хочет потерять самостоятельность в способности находить и принимать решения в вопросах улучшения деятельности предприятия. Потерять самостоятельность в вопросах управления предприятием значит потерять компетентность.

Поэтому для современного руководства важнее и естественней не иметь гениев среди своих сотрудников и не покупать передовые и зарекомендовавшие себя во времени технологии и приемы улучшения бизнес-процессов, а обладать необходимой и достаточной информацией о работе своего предприятия и предпочтениях клиентов. Необходимой и достаточной является информация, позволяющая знать не только, как работает предприятие в целом, как оно взаимодействует с внешними поставщиками и заказчиками, но и как организована деятельность на каждом отдельно взятом рабочем месте.

Эффективное управление изменениями становится ключевым фактором повышения конкурентоспособности. Это требует разработки новых технологий, повышения качества конечных результатов деятельности и, конечно, внедрения новых, более эффективных методов управления и организации деятельности предприятий. В данной курсовой работе рассматривается совершенствование управления предприятия с позиции бизнес-системы.

Менеджмент - междисциплинарная область знаний, которая опирается на постулаты экономики и смежных наук, а также использует практический опыт и ноу-хау. Главной задачей менеджмента является преобразование данной системы знаний в форму, соответствующую внутрипроизводственным отношениям.

Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время происходит процесс диверсификации менеджмента, охватывающий различные области знаний и производства. Так, например, нашли широкое применение и дальнейшее развитие на практике следующие виды менеджмента:

1)   инновационный менеджмент;

2)      финансовый менеджмент;

)        кадровый менеджмент;

)        производственный менеджмент;

)        стратегический менеджмент;

)        аудиторский менеджмент и др.

Каждый из них на фоне инфраструктуры общего менеджмента выполняет свою целевую функцию организации и регулирования в конкретной области специфического производства.

Глава 2. Реализация подхода к управлению с позиции бизнес-системы

2.1 Понятие бизнес-системы и бизнес-процесса


Практический интерес представляет комплексное описание деятельности предприятия, которое дает возможность системно выделить общие закономерности и характеристики его функционирования в различных условиях. Многочисленные исследования, проведенные в разные годы за рубежом, а также ряд работ, опубликованных в СССР и России, позволяют выделить некоторые базовые понятия, которые имеют основополагающее значение для адекватного описания функционирования предприятий различного типа.

Как следует из анализа схемы Приложения 6, предприятия в качестве экономических субъектов имеют явно выраженные черты развивающихся систем, для которых характерна устойчивость структуры на определенном промежутке времени, сменяющаяся после потери устойчивости и разрушения данной структуры созданием другой относительно устойчивой структуры.

Современные подходы к повышению эффективности управления предприятием связаны с необходимостью обосновать значение и научное содержание ключевых элементов понятия «бизнес-система». Анализ ключевых элементов понятия «бизнес-система» позволяет дать следующее определение.

Бизнес-система - это совокупность бизнес-процессов, направленных на реализацию поставленных финансово-экономических, хозяйственных и других целей, преимущественно коммерческой направленности.

Проведенный анализ понятия «бизнес-система» позволяет отнести ее к классу сложных систем, особенностями которых являются:

1.   Уникальность. Существующие аналоги бизнес-систем заметно отличаются друг от друга.

2.       Слабая структурированность теоретических и фактических знаний о системе. Так как изучаемые бизнес-системы уникальны, то процесс накопления и систематизации знаний о них затруднен. Следует отметить слабую изученность ряда процессов, значительное влияние человеческого фактора, невозможность или ограниченность «натурного эксперимента».

.        Составной характер системы. Одну из основных черт сложных систем составляет взаимодействие выделенных подсистем (бизнес-процессов). Для обеспечения функционирования всей системы как целого необходимо учитывать результат воздействия одной подсистемы на другую и их взаимодействие с внешней средой.

.        Разнородность подсистем и элементов, составляющих систему. Составляющие систему элементы разнородны в самых различных смыслах: физическом, функциональном, информационном, математическом.

.        Случайность и неопределенность факторов, действующих в системе. Примерами подобных факторов могут служить погодные условия, паводки, случайные отказы оборудования, транспорта, укладочных устройств и т.д. Учет этих факторов приводит к резкому усложнению задач и увеличивает трудоемкость исследований.

.        Многокритериальность оценок процессов, протекающих в системе. Невозможность однозначной оценки диктуется следующими обстоятельствами: наличием множества подсистем, каждая из которых оценивается по своим критериям; множественностью показателей (иногда противоречивых), характеризующих работу всей бизнес-системы (например, прибыльность, норма возврата инвестиций и пр.); наличием неформализуемых критериев, используемых при принятии решений (в случае, когда решения основаны, например, на практическом опыте лиц, принимающих решения).

.        Большая размерность системы. Эта особенность системы обуславливает потребность в специальных способах построения и анализа моделей.

Анализ функционирования бизнес-системы во времени позволяет отнести ее к классу «систем с дискретными событиями». Понятие «системы с дискретными событиями» определяет специфическую схему причинно-следственных взаимодействий.

При этом, как отмечает Д. Хейс, «…причинная связь всегда предполагает пару событий, разделенных в пространстве - времени, причем эта разделенность является в первую очередь временной, а не пространственной». Таким образом, интерпретация причинно-следственной событийной связи и понятие причинности дополняется хронологическим отношением между причиной и следствием. М. Хаммер и Дж. Чампи определяют бизнес-процесс как «…совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя».

Понятие бизнес-процесса является более естественным, чем понятие иерархической организационной структуры. Как полагает Шеер, «в то время как иерархическая структура организации обычно представляет собой временной срез распределения ответственности и взаимоотношений по отчетности, структура ее процессов отражает динамический взгляд на то, как эта организация производит продукцию». Исходя из осуществленного анализа, можно дать следующее определение бизнес-процесса, наиболее соответствующее задачам управления предприятием как бизнес-системой.

Бизнес-процесс - это множество внутренних деятельностей, подчиненных единой цели, начинающихся с одного или более входов и заканчивающихся созданием продукции или услуги, необходимой клиенту.

Исследования бизнес-поцессов применительно к конкретным ситуациям, в которых находятся экономические субъекты, должны базироваться на методах комплексного анализа и моделирования бизнес-системы, позволяющих на основе изучения особенностей ее функционирования и свойств отдельных элементов производственного объекта решать задачи совершенствования процессов управления предприятием.

Реально апробированные концепции изменений на предприятии основаны на взаимосвязи процессов управления и соответствующей структуры бизнес-системы. Среди них наиболее известными подходами к реализации развития бизнес-систем являются:

1.   Маркетинговое управление. Основная идея маркетингового управления как системного подхода к планированию и внедрению изменений состоит в приоритете рыночных взаимодействий над внутрифирменными.

2.       Концепция наращивания потенциала. В рамках данной концепции каждое вводимое изменение должно быть направлено на усиление определенного фактора потенциала предприятия. В качестве главных факторов потенциала выделяются: система управления; финансы; персонал; стиль руководства; маркетинг; товар (услуга); производство; сбыт; поставки; эксклюзивные возможности и общая эффективность.

.        Всеобщее управление качеством (TQM - Total quality management). В основе концепции лежит идея управления качеством выпускаемой продукции. Качество должно быть направлено на удовлетворение текущих и будущих потребностей потребителя, как самого важного звена производственной линии.

Таким образом, целевое развитие предприятия как бизнес-системы целесообразно рассматривать в качестве определенного технологического процесса воздействия на структуру бизнес-системы через согласованные изменения входящих в нее элементов.

Необходимо отметить, что на практике руководители российских предприятий, как правило, не видят и не описывают проблемы своей организации как разрывы в системе управленческих коммуникаций. Поэтому, существующая проблематика описывается ими или как личностно-психологическая или как производственно-технологическая, а иногда как маркетинговая, финансовая и т.п.

2.2 Моделирование бизнес-процессов предприятия


Использование бизнес-модели для принятия всех управленческих решений и формирования регламентов управления как системы непротиворечивых указаний является отличительной особенностью бизнес- инжинирингового подхода в менеджменте.

Бизнес-инжиниринг (business-engineering) - это современная технология управления, основанная на формальном, точном, полном и всестороннем описании деятельности компании путем построения ее базовых информационных моделей во взаимодействии с моделью внешней среды.

Бизнес - инжиниринговый подход к построению модели компании (как и любая другая инженерная технология) ориентирован на использования типовых трафаретных техник описания предмета управления. Любой технический объект (здание, механизм, деталь) можно описать с достаточной для воспроизведения точностью, используя небольшое число простых правил (трафаретов) технического черчения. Точно также в бизнес-моделировании широко применяются трафаретные техники описания предприятия.

Обобщенный трафарет организационного бизнес-моделирования приведен на рис. 3.

Рис. 3. Обобщенный трафарет организационного бизнес-моделирования

Начнем по порядку с модели взаимодействия компании с внешней средой, показанной на рис. 4.

Рис. 4. Модель взаимодействия компании с внешней средой

Сама организация, ее микро- и макроокружение представляет собой иерархию вложенных друг в друга открытых, субъектно-ориентированных систем. Так, например, предприятие одновременно представляет собой, с одной стороны, открытую систему, входящую в рыночную среду, а, с другой стороны, надсистему по отношению к входящим в компанию менеджерам, персоналу и другим участникам.

Взаимодействия компании и рыночного окружения происходит по закону единства и борьбы противоположностей. С одной стороны компания сама по себе является неотъемлемой частью рынка (и в этом заключается единство), а с другой - отстаивает в конкурентной борьбе собственные коммерческие цели. При этом предприятие мобилизует все свои возможности, чтобы заставить рынок считаться со своими интересами в качестве равноправного участника.

Таким образом, миссия представляет собой результат позиционирования компании среди других участников рынка. Вместе с тем, миссия это компромисс между потребностями рынка, с одной стороны, а с другой - возможностями и желанием компании удовлетворить эти интересы. Тогда система координат для поиска указанного компромисса (и соответственно для разработки миссии) будет иметь вид, изображенный на рис.5.

менеджмент управленческий бизнес конкурентоспособность

Рис. 5. Система координат для разработки миссии

Разработка бизнес-потенциала осуществляется по трафарету, приведенному на рис. 6.

Рис. 6. Трафарет формирования бизнесов

При этом формируется иерархический список видов коммерческой деятельности, направленных на удовлетворения потребностей отдельных групп покупателей (сегментов рынка) с помощью определенных видов товаров и услуг. Для этого необходимо в соответствие с разработанной ранее миссией компании определиться с той социально значимой потребностью, удовлетворение которой компания пытается предложить рынку. Это даст первичное представление о базовом рынке и базовом продукте. Их дальнейшая детализация выполняется стандартными общепризнанными техниками дифференцирования продуктов и сегментации рынка.

В первом случае производится идентификация предложений компании глазами покупателя, а во втором - формирование однородных по отношению к продуктам компании групп покупателей (сегментов). Там где с помощью матричной проекции удастся установить соответствие между сформированными товарными группами и сегментами рынка и будут находиться бизнесы компании (на пересечении соответствующих строк и столбцов матрицы). Разработка функционала компании осуществляется по трафарету, приведенным на рис. 7.

Рис. 7. Матрица-генератор основных бизнес-функций

Формирования классификатора бизнес-функций осуществляют на основании полученного ранее списка бизнесов. Для этого с помощью матричной проекции проверяют наличие задач в отдельных этапах стандартного жизненного цикла продукции для каждого выявленного ранее бизнеса компании. Там где такие задачи будут выявлены, возникнут соответствующие бизнес функции, связанные с их решением. Для формирования основных функций менеджмента также используется матрица - генератор, показанная на рис. 8.

Рис. 8. Матрица-генератор основных функций менеджмента

Для этого в компании сначала разрабатываются и утверждаются для всех менеджеров два базовых классификатора:

1)   компоненты менеджмента - перечень используемых на предприятии инструментов (контуров) управления,

2)      этапы управленческого цикла - технологическую цепочку операций, последовательно реализуемую менеджерами при организации работ в любом контуре управления.

Рассмотренные матричные генераторы позволяют формировать функции любой степени детализации. Повысить детальность описания можно двумя способами - более подробным описанием элементов как столбцов, так и строк матрицы.


Рис. 9. Матрица-распределитель функций по звеньям

По форме этот трафарет напоминает известную игру «крестики и нолики». Крестиками помечены пересечения тех функций (столбцов) и организационных звеньев (строк), которые отвечают за выполнение этих функций. При этом наглядность такой процедуры легко позволяет добиться оптимального закрепления зон ответственности, при котором за каждую функцию в компании кто-нибудь персонально отвечает и при том кто-то один.

Трафарет потокового процессного описания приведен на рис. 10.

Рис. 10. Потоковая процессная модель

Такое описание дает представление о процессе последовательного преобразования ресурсов в продукты усилиями различных исполнителей на основании соответствующих регламентов. Например, под действием изменения потребительского спроса потребуется вывести на рынок новую модификацию продукта (корректируется модель целеполагания). Для ее воспроизводства будут необходимы новые бизнес-функции и соответственно новые функции управления процессом воспроизводства, которые надо дополнительно закрепить за организационными звеньями (корректируется организационно-функциональная модель). Это потребует организации новых бизнес-процессов (корректируются функционально-технологическая и процессно-ролевая модели). Реализация новых бизнес-процессов потребует новых затрат ресурсов и может принести определенные доходы от реализации новой модификации продукта (корректируется количественная модель). Потребуются новые отчеты и регламенты для управления новыми бизнес-процессами (корректируется модель структуры данных). Все указанные изменения взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их реализация позволяет осуществить быструю реакцию компании на изменение внешней среды, оптимально настроив структуру компании для достижения новых целей.

Менеджмент предприятия может осуществляться и в качестве управления организационным развитием. В этом случае в бизнес-модель вносятся упреждающие изменения не под действием уже свершившихся изменений на рынке, а на основании стратегического прогноза таких изменений. Это обеспечивает чрезвычайно высокую конкурентоспособность организации.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что бизнес-модель предприятия является не только основой управления. Высокая прозрачность бизнеса, простота и доступность системного описания позволяет разработать исходное техническое задание на настройку системы управления ресурсами (например, ERP-системы). Более того, по мере накопления изменений в бизнес-модели, возможно осуществлять разработку новых требований по совершенствованию (подстройке) системы управления ресурсами. Это позволяет всегда обеспечивать необходимые ресурсы, требуемого качества, в необходимом количестве, в нужном месте, в заданное время, за приемлемую цену. Последнее самым серьезным образом способно снизить производственные издержки, обеспечив, таким образом, повышение конкурентоспособности.

Систему менеджмента можно определить как целостный комплекс взаимосвязанных и регулярно выполняемых действий, позволяющий результативно управлять организацией и осуществлять долгосрочный предпринимательский успех с максимальной прибылью для конкретного бизнеса за счет обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Таким образом, специфика менеджмента заключается в том, что он рассматривается как функция руководителей тех или иных структурных подразделений, входящих в систему управления предприятием.

Для того чтобы лучше представить процесс управления, его можно структурировать, т.е. упорядоченно расчленить на приемы, операции (процедуры) и стадии. С усложнением решаемых проблем усложняется и сам процесс управления предприятием, при этом возможна параллельность выполнения технологических операций с одновременным увеличением или снижением значимости тех или иных стадий управленческого цикла. Другой характерной особенностью процесса управления является его цикличность - повторение заново и осуществление новых циклов.

Понимание руководителем организации технологии процесса, его стадий, циклов и характерных особенностей имеет большое значение для успешного и профессионального решения проблем в сфере менеджмента.

Заключение


Реструктуризация экономики России, обусловленная действием законов рыночных отношений, связана с кардинальными изменениями во всех отраслях, которые требуют от специалистов, участвующих в этих процессах, нового мышления и новых знаний. Проведенный анализ зарубежных и отечественных теорий управления позволяет обобщить проблематику современного менеджмента, основываясь на четырех наиболее важных фактора влияния на управление.

Во-первых, это фактор, связанный с тем, как понимается и описывается управление, каким образом оно измеряется. Машинное производство потребовало измерения производительности труда. Впервые в управлении появилась реальная система измерений, связанная с измерением трудозатрат. Управление с целью рационализации перешло на нормативную основу. Однако сразу же возникли проблемы определения мотивации труда и отношений между людьми в процессе совместной деятельности.

Школа человеческих отношений и различные мотивационные теории как раз и пытались решить эти проблемы. Далее был сделан следующий шаг - появились системный подход и системный анализ. Однако возникли новые проблемы измерения - проблемы, связанные с ситуационностью, непредсказуемостью поведения среды и, соответственно, входа и выхода. В это время развитие получили ситуационная теория, уделявшая внимание описанию отдельных ситуаций, а также теоретические основы стратегического управления, предлагавшие инструмент измерения положения организации в среде.

Второй фактор, имеющий принципиальное значение, - это то, как соединяется человек со средствами труда. Первоначально Тейлор попытался машинизировать человека. В 60-70-е и частично в 80-е годы происходит роботизация производства, т.е. человек уходит от подчинения машинами и начинает ими управлять. Возникают проблемы творчества в труде, использования человеческого потенциала, расширяется использование групповой формы организации труда. Соответственно принципиально изменяется и подход к управлению. В 80-90-е годы возникают и получают широкое распространение информационные системы. Изменения становятся еще более существенными, потому что появилась возможность «вынести» машину за пределы организации. Это значительно меняет систему взаимоотношений между людьми в коллективе.

Третьим очень важным фактором является продукт. Первыми продуктами являлись отчужденные элементы природы. Постепенно производство становилось мощнее, общество богаче, потребности развивались и изменялись. Возникла новая концепция продукта. На этой стадии выделилась и выдвинулась на первый план функция маркетинга. Как уже упоминалось, в 90-е годы одним из основных продуктов становится информация. Информационные продукты сейчас занимают все большее место на рынке, поэтому на ведущее место выдвигаются исследования и разработки.

Четвертый фактор - это культура. В 50-60-е годы возникла идея универсального менеджмента. Американский менеджмент стал восприниматься как эталон, поскольку американская экономика в эти годы давала гораздо лучшие результаты, чем европейская или японская. Потом возникла идея интегративного менеджмента, в частности, появилась «теория Z» Оучи. Затем распространилось мнение, что многие системы управления различны и имеют право на существование, так как они конкурентоспособны и тесно связаны с особенностями национальной культуры, таким образом, появилась концепция «различного менеджмента».

Система менеджмента предприятия - это целостный комплекс взаимосвязанных и регулярно выполняемых действий, позволяющий результативно управлять компанией и осуществлять долгосрочный предпринимательский успех с максимальной прибылью для конкретного бизнеса за счет обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Исходя из вышеизложенного, можно рассматривать признание того факта, что менеджмент не должен стремиться к унификации в силу того, что не существует единственно правильной системы управления.

В настоящее время основными факторами конкурентоспособности российских предприятий стали следующие: обеспеченность рабочей силой, степень ее мотивации, организационные структуры и формы работы, определяющие эффективность использования персонала.

Для того чтобы лучше представить процесс управления предприятием, его можно структурировать, т.е. упорядоченно расчленить на приемы, операции (процедуры) и стадии. С усложнением решаемых проблем усложняется и сам процесс управления предприятием, при этом возможна параллельность выполнения технологических операций с одновременным увеличением или снижением значимости тех или иных стадий управленческого цикла. Другой характерной особенностью процесса управления предприятием является его цикличность - повторение заново и осуществление новых циклов.

В целом область деятельности, называемая менеджментом предприятия, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:

1)   общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

2)      управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

)        конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).

Понимание руководителем организации технологии процесса, его стадий, циклов и характерных особенностей имеет большое значение для успешного и профессионального решения проблем управления предприятием.

Список литературы


1.  Алабутин А.А. Теория и практика менеджмента: Учебное пособие. Челябинск: ЧГТУ, 2004. 154 с.

2.       Андрющенко М.Н. и др. Философские основы моделирования сложных систем управления // Системный подход в технических науках (методологические основы): Сб. научных трудов, СПбГУ, 2005. С.89-92.

3.  Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами. М. 2006. 238 с.

4.       Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник, 3-е изд. М.: Гардарика, 2005. 274 с..

.        Волчков С., Балахонова И. Бизнес-моделирование для совершенствования деятельности промышленного предприятия // КомпьютерПресс. 2007. № 1. С. 4-11.

.        Волчков С., Балахонова П. Моделирование для непрерывного улучшения бизнес-процессов на базе стандартов ЕRP и ISO от 2000 года // Методы менеджмента качества. 2007. № 4. С. 22-28.

.        Галенко В.П., А.И. Рахманов, Страхова О.А. Менеджмент. 2-е изд. СПб: Питер, 2006. 224 с. (Серия «Учебник для вузов)

.        Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: лидерам реорганизации и консультантам по управлению. Учебное пособие. М.: Дело, 2004. 496 с.

.        Горелик С. Моделирование бизнес-процессов // Human resources. 2006. № 9. С. 28-51.

.        Дункан Дж. Основополагающие идеи в менеджменте: Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер. с англ. М.: Дело, 1999. 272 с.

.        Кораблин М.А. Конструирование динамических взаимодействий в объектно-ориентированных системах // Программирование, 2005, № 6, С.97-102.

.        Кравченко В.Ф. и др. Организационный инжиниринг. Учебное пособие. М.: «Изд-во ПРИОР», 2006. 256 с.

.        Кредисов А.И. История учений менеджмента. Киев, ВИРА-Р, 2003. С.46.

.        Математическое моделирование: методы описания и исследования сложных систем / Под ред. А.А.Самарского, М.: Наука, 2005. 224 c.

.        Менеджмент: век ХХ - век XXI: Сборник статей / Под ред. О.С. Виханского, А.И. Наумова; сост. И.А. Петровская. М.: Экономистъ, 2007. 336с.

.        Менеджмент организации: Учебное пособие / Под ред. З.П. Румянцева, Н.А. Соломатина. М:ИНФРА-М, 2006. 522 с.

.        Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер с англ. М.: Дело, 1992. 702 с.

.        Репин В.В., Елиферов В.Г. Непрерывное совершенствование бизнес-процессов на российских предприятиях. Экономика, 2007. 214 с.

.        Хаммер М. , Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. Пер. с англ.- СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета, 2004. 156 с.

20. Хейс Д. Причинный анализ в статистических исследованиях. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 2004. 234 с.

21.     Шеер А.В. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы: Пер. с англ. М.: Просветитель, 2004. 112 с.

Приложение

Похожие работы на - История формирования науки управления. Основные направления развития менеджмента, подходы к рассмотрению процесса управления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!