Специфика управленческого мышления

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    122,88 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Специфика управленческого мышления















"Специфика управленческого мышления"

управленческий мышление самоменеджмент


Введение

В условиях модернизации общества, основанной на формировании и развитии рыночной экономики, чрезвычайную актуальность приобретают новое мышление менеджеров и управленцев. Для того, чтобы эта деятельность была более эффективной, управленческое мышление должно быть адекватным новым историческим условиям.

Наиболее глубокую разработку эта проблема получила в трудах Г.Щёкина, С.Свистунова, Г.Дмитренка, И.Лунева. Данная проблема в силу её новизны по прежнему нуждается в дальнейшем изучении.

Данная тема актуальна, так как с развитием рыночных отношений и организации современного производства требуются менеджеры с современным подходом к делу, которые могли бы внедрить «ноу-хау» в систему управления, т.е. увеличить производительность работника за счёт лучшей организации производства, новой кадровой политики, изменений в организационной структуре и т.д.

В данной курсовой работе предполагается обозначить основные направления совершенствования управленческого мышления в новых конкретно-исторических условиях, для того, чтобы привлечь внимание исследователей и менеджеров-управленцев к данной проблеме, а также побудить менеджера к постоянной разработке новых и совершенствованию старых систем и моделей управления. К важнейшим направлениям улучшения качества управленческого мышления, на наш взгляд, следует отнести:

•1. Усиление функций, связанных с маркетингом.

•2. Повышение роли стратегического планирования, концептуального управления в верхних эшелонах в противовес преобладающим сегодня функциям оперативного управления.

•3. Осуществление системной работы с кадрами управления с учётом комплексной оценки результатов их труда, а так же мотивации.

•4. Проведение оценивания эффективности организации по мировым стандартам.

•5. Повышение гибкости реагирования на потребности рынка и интернационализации производства, подключения к системе международного разделения труда.

Поскольку в условиях современного производства происходит усиление позиций в конкурентной борьбе, во многом зависящей от качества управления и рационального использования трудовых ресурсов, для улучшения качества управления необходимо: осуществлять постоянные инвестиции в человеческий капитал, искать и находить источники снижения потерь, привлекать работников различных категорий к управлению. Также современным менеджерам важно знать, то в соответствии с новым управленческим мышлением, любая производственная система рассматривается как СОЦИОТЕХНИЧЕСКАЯ, поскольку в ней постоянно взаимодействуют две подсистемы - техническая и социальная.

Западные исследователи выделяют несколько основных характеристик социотехнической системы - ключевых для достижения успеха в конкурентной борьбе в современных социально-экономических условиях и в то же время характеризующих уровень развития нового управленческого мышления:

•1. Организационная философия, базирующаяся на понимании всеми работниками своих целей и предназначения всей организации.

•2. Организационная структура управления, обеспечивающая реальное достижение целей организации, и её эффективное функционирование.

•3. Новые формы и методы отбора, подготовки и использования рабочей силы, гибкая и результативная кадровая политика, формирование менеджерского корпуса нового типа.

•4. Новый подход к размещению рабочих мест и оборудования, использованию современных технологий и осуществлению капиталовложений, базирующийся на обоснованных критериях оценки экономической эффективности.

Для менеджера главной задачей является сделать так, чтобы работник чувствовал себя частью организации, фирмы, команды, т.е. принимал участие в принятии каких-либо решений, понимал, что от его производительности зависит не только размер его заработной платы, но и прибыль целого предприятия.

Управленец должен формировать и развивать у каждого работника самостоятельность, инициативу, творческий подход к решению производственных задач. Но, в первую очередь, он должен начинать с себя и передавать свой управленческий опыт работникам, находящимся в подчинении. Новая социальная ситуация настоятельно требует демократического стиля управления, который должен господствовать в управлении всех уровней.

Задачи:

изучение отечественной и зарубежной литературы, справочных и научных источников по данной теме;

сравнительный анализ основных концепций, имеющих место в современнойнауке

выявление основной позиции управленческого мышления;

уточнение основных понятий управленческому мышлению, определение объекта и предмета будущего дипломного исследования;

резюмирование полученных предварительных выводов для дальнейшей их разработки в дипломной работе.


1. Новое управленческое мышление

.1 Ориентации управленческого мышления

В рамках нового управленческого мышления, новой философии управления, главным фактором эффективности любой фирмы становится качество управления на всех уровнях. В России переход к эффективному управлению на научных принципах не только необходим и возможен, но и становится главным средством осуществления экономических реформ.

Концепции и принципы развития науки и практики менеджмента и главные направления нового управленческого мышления должны иметь следующие ориентации: (рис.1)

Рис. 1. Этапы бизнес-инжиниринга

Новое управленческое мышление связано с осознанием необходимости включения человеческого фактора в систему управления, опоры на развитие творческих способностей работников и самореализации их личности.

Надежность управления определяется тремя факторами: людьми, материалами и капиталом. Влияние этих трех факторов на быстрые темпы роста экономики любой страны велико потому, что они составляют основные ресурсы управления.

Весьма важным, хотя и не замеченным до недавнего времени фактором эффективности, является замена физического труда, квалифицированного и неквалифицированного знанием. В результате решающее влияние на продуктивность оказывают уже не рабочие, а "работники знания" - менеджеры, техники, специалисты.

Базовый фактор в развитии современной экономики - норма "накопления мозгов", темпы, которыми страна производит людей, обладающих образованием, воображением, теоретическими знаниями и аналитическим мастерством. Страна, в которой не созданы условия для развития этого базового фактора, неизбежно сталкивается с "утечкой мозгов" и замедленным развитием экономики.

В 90-х годах в теории управления организациями происходит изменение исходной концептуальной модели управления. Персонал начинает рассматриваться как основной ресурс фирмы, определяющий в первую очередь успех деятельности всей организации.

На смену теории, рассматривающей персонал как издержки, которые надо сокращать, появилась теория управления человеческими ресурсами, в соответствии с которой персонал представляет собой один из ресурсов фирмы, которым надо грамотно управлять, создавать условия для его развития, вкладывать в него средства.

Разработанная и теоретически обоснованная концепция человеческих ресурсов основана на признании экономической целесообразности капиталовложений, связанных с набором персонала, обучением, развитием и повышением его потенциала.

Отличительными особенностями концепции человеческих ресурсов являются: применение экономических критериев для оценки роли человеческого фактора в производстве, внутрифирменное управление и перестройка всей системы работы с кадрами.

Начинать надо, как и в любом деле, с постановки целей, то есть со стратегического моделирования. Это то - же самое, что и стратегическое планирование (выработка целей и путей их достижения с помощью различных техник: swot-анализа, дерева целей, маркетингового анализа), - новшество содержится лишь в заключительной процедуре. Бизнес-инжиниринг требует, чтобы результаты вашего планирования были занесены в стандартные взаимосвязанные учетные регистры или блоки.

На втором этапе моделируют организационную структуру, необходимую для осуществления поставленных целей, то есть проецируют стратегию на функции и организованные звенья фирмы. Это делается путем прописывания соответствующих взаимосвязей. В выявлении взаимосвязей и есть сильная сторона интегрированного решения: теперь любые изменения в целях бизнеса будут автоматически приводить к определенным изменениям в организации.

Для современной экономики России характерно созидание и развитие предприятий различных форм собственности. Это обстоятельство предполагает необходимость коренной перестройки организационных структур и интеграционных процессов в рамках хозяйствующего субъекта.

Обращает на себя внимание четко выраженная тенденция к уменьшению жесткости и иерархичности сложившихся структур, расширению использования кооперации между организациями, дальнейшему развитию программно-целевого управления. На высшем уровне сосредотачиваются функции интеграции деятельности фирмы и разработка общих стратегий, связи с внешними организациями и оценка предложений нижних уровней. Такие меры приводят к уменьшению бюрократических процедур и значительному сокращению управленческого аппарата.

Переход от структурного моделирования к процессному (третий этап) позволяет выстроить несвязанные функции в набор последовательных действий (работ), направленных на достижение конкретной цели.

В рамках нового управленческого мышления необходим программно-целевой подход к формированию структуры производственных подразделений, внутрифирменному планированию производства с ориентацией на минимизацию времени переналадок оборудования. Такая форма специализации ориентирует каждый коллектив производственной системы на выпуск конечной продукции, а не на объем работ по группам оборудования. Подобный подход обеспечивает повышение производительности труда, способствует снижению себестоимости производства, повышению качества продукции, уменьшению незавершенного производства, сокращению длительности производственного цикла, повышению фондоотдачи.

На заключительном этапе от качественного описания бизнес-процессов переходят к количественному. Процессная модель обеспечивается с помощью операционных бюджетов (проще говоря, составляются сметы всех работ), которые затем сводятся в бюджете доходов и расходов, бюджете движения денежных средств и бюджете по балансовому листу. Это и есть финансовая модель бизнеса: его цели, сформулированные на первом этапе, отражаются в соответствующих статьях бюджета.

Таким образом, результат обеспечивается строгой последовательностью действий от этапа к этапу. Причем конечные блоки предыдущего этапа становятся входными для следующего. Добросовестно выстроенная финансовая модель бизнеса - это хорошая основа для того, чтобы усовершенствовать его стратегию.

Ноу-хау бизнес-инжиниринга - детальное и формализованное описание элементов управления бизнесом. А это стало возможным благодаря тому, что появились стандарты описания тех звеньев управления, которые не поддаются количественному измерению (например, структура и бизнес-процессы). В результате удалось задействовать компьютерные технологии, и это обеспечило настоящий прорыв, новое качество поддержки принятия управленческих решений.

Создание внутренних рынков корпораций. Речь идет о перенесении закономерностей и принципов рыночного хозяйства на внутреннюю деятельность компаний. Такие преобразования должны охватывать все подразделения.

С этой целью в рамках предприятий созданы автономные подразделения, полностью работающие на хозрасчете. Эти подразделения несут всю полноту ответственности за свою производственную деятельность. Каждое подразделение финансирует свою работу, вступает на коммерческой основе в партнерские отношения, как с внутренними подразделениями фирмы, так и с внешними организациями. В центральном же органе управления концентрируется решение только стратегических вопросов развитиясвязанныхскрупнымиинвестициями

Интеграция процессов управления. Интеграция процессов управления, т. е. интеграционные процессы в управлении, ориентированные на более эффективное использование всех видов ресурсов (в первую очередь научно-технических, инвестиционных и финансовых), что приводит к появлению многообразных форм горизонтального объединения организаций.

Развитие и поддержка малых предприятий. Они могут создаваться на основе любых форм собственности как отдельными гражданами, так и различными структурами (предприятиями, организациями, государственными органами). Особое значение создание малых предприятий приобретает при разукрупнении сложившихся высокомонополизированных фирм, что приводит к преодолению доминирующей роли хозяйственных субъектов.

Кроме того, малые предприятия способны активизировать структурную перестройку экономики, снизить безработицу, расширить конкуренцию и оперативно реагировать на изменения потребностей рынка.

Новые измерители эффективности управления. В качестве целевых показателей организационных преобразований следует применять такие общие характеристики деятельности фирмы, как финансовые результаты, например, достижение финансовой стабильности или обеспечение финансового роста. При этом под финансовой стабильностью фирмы понимается её способность своевременно и в полном объеме решать следующие задачи:

·              выполнять свои обязанности по платежам;

·              обеспечивать финансовыми ресурсами свои производственно-хозяйственные потребности;

·              создавать финансовый резерв на случай изменения требований со стороны внешней среды или покрытия непредвиденных убытков.

Применение финансовых результатов в качестве цели организационных преобразований полностью согласуется с пониманием фирмы как коммерческого предприятия, целью которого является получение прибыли (дохода).

Однако следует иметь в виду, что во многих случаях не финансовые измерители лучше свидетельствуют о достижениях организаций, перспективной эффективности управленческих моделей. Такими качественными критериями оценки выступают интеллектуальный капитал, удовлетворенность потребителя, полнота и комплексность технологий.

Соотношение категорий собственности и организации управления, их взаимосвязь и взаимопонимание могут иметь один из двух вариантов:

·              право собственника и функции руководителя сочетаются в одном лице (сфера торговли, услуг);

·              собственник, владея контрольным пакетом акций, не имея необходимой компетенции и опыта, нанимает профессионального руководителя.

Утверждение контрактных отношений во всех формах собственности. Это расширяет сферу действия конкурентных сил с соответствующим воздействием на эффективность.

Низкая эффективность госсектора является одной из важнейших причин современного кризиса государственных финансов как в России, так и во многих странах Запада.

Наибольшие возможности для развития конкуренции в госсекторе открываются в сфере его взаимодействия с рыночными структурами посредством контрактных отношений, рыночного тестирования. Развитие контрактных отношений сопровождается усилением роли конкурентного отбора предложений. Победителем выходит конкурсант, предложивший наиболее выгодные для заказчика контракта.

Необходим и новый социальный контракт, охватывающий систему социальной защиты работающих.

Усиление регулирующей роли государства - важнейшее направление в решении проблем рыночной экономики. Как показывает конкретный опыт развитых индустриальных стран, своим высоким благосостоянием они обязаны не только "невидимой руке" рынка, по Адаму Смиту, но и, возможно, в большей мере "невидимой руке" государства. Функции государства распространяются практически на все сферы социально-экономической жизни. Оно устанавливает нормы и правила экономических отношений, а при необходимости непосредственно вмешивается в них. Современные неудачи в реформировании экономики России обусловлены прежде всего неудовлетворительным государственным управлением.

Регулирующая роль государства по отношению к организации проявляется, во-первых, в создании благоприятной сферы для функционирования предприятий и, во-вторых, в стимулировании внутренних преобразований на предприятиях.

Управление изменениями - ключ к будущему. Единственной константой в современном бизнесе является изменение. Оно проникает в каждую область, делая устаревшими не только продукцию и предприятия, но также и людей. Изменения происходят в беспрецедентном, иногда нервирующем темпе. Будущее за теми компаниями и людьми, которые могут управлять изменениями, - могут быстро к ним приспосабливаться, быстро на них отвечать, предвидеть их и предчувствовать и, таким образом, могут заранее запланировать, как извлечь из них выгоду.


2. Эффективное управление

.1 Управленческое мышление - профессиональное мыслетворение

Руководитель призван мыслить компетентно, конструктивно, креативно, демонстрируя практическую целесообразность своей управленческой деятельности. Полноценны ли знания руководителя о мышлении Управленческая деятельность по своему предназначению является деятельностью осеняющей, т.е. научающей людей, как наилучшим образом добиваться поставленных перед ними целей. Что требует от тех, кто занимается управлением, умение мыслить компетентно, конструктивно, креативно и прагматично. Утверждать что многие современные руководители хорошо представляют что значит мыслить вообще и в частности, было бы не объективно. Их частичную или полную неосведомленность о том, что такое мышление, каков его механизм и как оно выстраивается как процесс мыслетворения, можно объяснить рядом обстоятельств. Обозначим некоторые из них. В наших вузах и в учреждениях последипломного образования практически отсутствует системный учебный курс по профессиональному мышлению, и прежде всего по аналитической подготовке будущих дипломированных специалистов.

Подобный пробел в профессиональной подготовке, например, врачей приводит к нерациональному использованию ими фактологических данных, которые они получают посредством современных научных средств: биохимического анализа крови, УЗИ, рентгена, компьютерной томографии и.т.д. Имея на руках столь добротный анамнез, врачи нередко допускают ошибки при постановке диагноза, а потому и при определении методов и средств лечения. О том, что подобное утверждение не является наветом на врачей, свидетельствуют официальные данные: в нашей стране ежегодно более 100 тыс. человек умирает по причине ошибочного врачебного диагноза, а миллионы людей проходят лечение, не соответствующее их заболеваниям. Аналитическая неподготовленность имеет место и у кадров управления. В практике это неизбежно приводит к различным «управленческим недомыслиям». О чем свидетельствуют факты. Так, инертное освоение «высоких технологий», нерентабельное использование производственного оборудования, коррупция - все это во многом объяснимо тем, что немалая часть руководителей не мыслят профессионально так, как мыслят их зарубежные коллеги, например, менеджеры Японии, Китая, Сингапура. Перечисленные «управленческие недомыслия» - это не саботаж отечественных руководителей.

Это следствие того, что многие из них не обучены тому, как использовать и развивать свой менталитет, не ориентированы в том, какие имеются в мировой практике технологии управленческого мышления, как их можно разумно использовать в стране. Все это реальные факты отсутствия у прежней управленческой элиты и появившихся бизнесменов объективного понимания сложности проблем создания нового социально-экономического уклада в стране. Известно, что наличие объективной оценки и собственной точки зрения является показателем мыслительной дееспособности людей. Как писал В.И. Вернадский, искание, стремление к освобождению своей мысли от всяких оков, чтобы самому лучше понять те проблемы, которые необходимо познать - есть основа всякой научной деятельности.

И не только научной. В полной мере это относится и к управленческой деятельности. Итак, представленный топ-менеджер потерпел фиаско. Подобный финал его управленческой деятельности - не закономерный исход. Обладая незаурядными личностными и деловыми качества, благодаря которым им была создана мощная компания, имея достаточные экономические ресурсы и хорошо подобранный персонал, он остался бы «на плаву» в бизнесе. Однако как топ-менеджер, он не проявил самостоятельного здравомыслия: не отнесся критично к деловым советам своих зарубежных коллег. А именно:

·              слушать советы, но не полагаться на них полностью;

·              положить на весы своих раздумий все «за» и «против»;

·              помнить, что, чем крупнее бизнес, тем больше к нему пригляда со стороны чиновников и зависти конкурентов.

Проявив подобную мыслительную осмотрительность топ-менеджер сберег бы компанию. Подобная мыслительная погрешность как отсутствие аналитической бдительности при управлении бизнесом, свойственная многим топ-менеджерам, имеет историко-генетические корни. Наука тем отличается от других видов человеческой деятельности, что для нее достижение истины - это безоговорочный приоритет, а потому неизбежный удел ученых - это говорить правду. Какой бы она ни была. Что и сделано нашими соотечественниками - П. Чаадаевым и И.П. Павловым.


По работе можно сделать следующие выводы. Для того, чтобы оценить потенциал факторов производства, в том числе и информации, представить себе все возможности их применения, необходимо пользоваться особым образом мышления. Большинство субъектов управления применяют дедуктивный тип мышления, что означает возможность определить проблемное поле, а затем найти решения и дать им оценку. Но современное управление требует индуктивного мышления, т.е. способности сначала найти мощное решение, а затем найти подходящие проблемы, которые оно поможет преодолеть, причем осознания наличия проблем может и не быть.

Самоменеджмент является объективным условием эффективного ведения домашнего хозяйства и внутренней мотивации работника в процессе выполнения производственных функций, общественно полезной деятельности. Собственно управление в современных условиях может быть организовано эффективно только на научной основе. Навыки управления должны быть органичной частью комплексной программы повышения уровня образованности каждого человека в силу универсальности их приложения при реализации потенциальных экономических ролей. Однако, следует заметить, что и сама программа развития человеческого капитала человека, особенно, в контексте формирования управленческого мышления, должна строиться на новых принципах.

Важно отметить, что ключевым положением процесса формирования управленческого мышления на современном этапе будет являться применение индуктивного образа мышления при принятии управленческих решений. Дедуктивный образ мышления применительно к современному процессу управления приводит не только к тому, что упускаются из вида важнейшие возможности, но и к тому, что уделяется слишком много внимания тривиальным и незначительным вариантам действий. Необходимо осознать, что речь ведется о радикальном переломе сознания работников, участвующих в процессе принятия управленческих решений.

Таким образом мы можем выявить объект данной работы. Им будет являться управленческое мышление.

Предметом данной работы будет являться теория управления.


Список литературы

. Роджерс Ф. Дж., Путь успеха: как работает корпорация IBM.

. Туник Е. Е., Стили руководства в системе образования, Психологическая газета, № 8, 2000 г.

. Маусов Н., Менеджмент персонала - ключевое звено внутрифирменного // Проблемы теории и практики управления. 1995г.

. Пугачев В. П., Руководство персоналом организации. - М., 1998г.

. Семенов А. К., Маслова Е. Л., Психология и этика менеджмента и бизнеса. - М.,2000г.

6. www. Businessman. Su, Травин А.В.

7. Пугачев В.П., Руководство персоналом организации. - М.: Аспект Пресс.- 2000. - С.135

. Комарова Е., «Управление персоналом», статья, 20 (174)/2007

Похожие работы на - Специфика управленческого мышления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!