». Диалогическая структура символа выполняет интегративную и индивидуализирующую функции. (Википедия)
Символ - это одно из центральных понятий философии, эстетики, филологии, без него невозможно построить ни теорию языка, ни теорию познания. (Википедия)
Символ - (от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание.
Символ - м. греч. сокращенье, перечень, полная картина, сущность в немногих словах или знаках. Символ веры, исповеданье всей сущности или основ ее, в перечне. (Словарь Даля)
Символ - То, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи (Словарь Ожегова)
Орнитология - (от ·греч. ornis - птица и logos - учение) (зоол.). Отдел зоологии, изучающий птиц. (Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь)
Орнитология - (греч., от ornis - птица, и lego - говорю). Наука, занимающаяся изучением птиц или естественная история птиц - часть зоологии. (Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.)
Птицы - непременный элемент различных религиозных систем, мифопоэтических традиций и ритуалов; широко представлены в символике и эмблематике. Значение птицы как символа определяется:
наличием крыльев и способностью к полёту;
связь с воздушной средой;
свобода, лёгкостью и скоростью передвижения;
способность к пению и «речевому» общению.
(Википедия)
Птица - Покрытое перьями и пухом позвоночное животное с крыльями, двумя конечностями и клювом. (Словарь Ожегова)
Птицы - Символ непреходящего, души, духа, божественного проявления, духов воздуха, духов мертвых, восхождения на Небо, возможности общаться с богами или входить в высшее состояние сознания, мысли, воображения. Большие птицы часто идентифицируются с солярными божествами, богами грома и ветра, а их языки рассматриваются как молнии. Птицы являются частью символизма дерева: сила божества нисходит в дерево или на его символ - ствол.
Птица - символ мудрости, но также мрака и смерти.
Ворон, широко распространён в мифологических представлениях, обладает значительным кругом функций, связывается с разными элементами мироздания (подземным миром, землей, водой, небом, солнцем)
Ворона - символ ловкости, хитрости, коварства, всеядности, воровства, распространения молвы
Ворон (Ворона) - в народных представлениях ворон - «нечистая и зловещая птица, связанная с миром мёртвых. В фольклоре ворон выступает как вестник близкой смерти.
Скворцы - одни из самых известных и любимых птиц нашей страны. Они издавна считались символом наступления весны и талисманом садов
Жаворонок - распространённый персонаж обрядовой поэзии. В народных представлениях жаворонок относится к «чистым» птицам. Образ жаворонка активно используется в ритуале встречи весны.
Кукушка - одна из самых мифологизированных птиц в славянских представлениях.
Кукушка - персонаж целого ряда примет, поверий, обрядовых действий.
Сорока - опасная птица - оборотень; ведьма - птица. Представления о птице - предвестница, предсказательница. Сорока - один из обычных обликов ведьмы, упоминания, о котором постоянно встречаются в историко-литературных памятниках.
Нами проанализированно 86 произведений раннего периода (1968-1986) и 108 произведений позднего периода (1987-2002). Птицы встречаются в каждом 2-ом произведение, всего в сборнике упоминается 33 вида птиц. У Е.Курдакова даже есть произведение которое посвящено всем его 33-ём птицам, упоминающихся во всех его стихотворениях.
ОРНИТОЛОГИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА В ПОЭЗИИ Е.КУРДАКОВА
Начиная анализ нашего исследования по теме: «Орнитологическая символика в поэзии Е.Курдакова», обратимся к определению понятий «орнитология» и «орнитологическая символика»:
Орнитология - (от лат. Ornis-птица, logos-наука) - раздел зоологии, изучающий птиц: их поведение, среду обитания. Соответственно, орнитологическая символика - прямое или косвенное использование образа птиц автором в литературном произведении с целью решения своих художественных задач.
Одна из сторон поэтики художественного мира Е.Курдакова - использование орнитологической символики. В раннем творчестве Курдакова она проявлялась особенно ярко. Художественный мир писателя только складывался.
Наше исследование мотивов орнитологической символики в поэзии Е.Курдакова заключается в следующем:
- Рассмотреть орнитологическую символику на примере традиционной мифологической
- Рассмотреть орнитологическую символику на примере номинаций героев, используемых автором в своих произведениях
- Определить мотив использования орнитологической символики в номинации героев
- Сделать попытку к сопоставлению: как меняется функция использования орнитологической символики в раннего и позднего периодов творчества Курдакова
Первое обращение к орнитологической символике начнем со статистического подсчета использования образа птиц автором в раннем и позднем творчестве Е.Курдакова. Условно разделим раннее и позднее творчество Курдакова на «устькаменогорский» и «новгородский» цикл произведений поэта. Из фактов биографии поэта, известно, что с 1990-х гг. Курдаков жил и творил в Великом Новгороде. Именно эти циклы и этапы творчества поэта мы и будем анализировать в нашей работе. В результате анализа двух периодов творчества поэта, Нами проанализированно 86 произведений раннего периода (1968-1986) и 108 произведений позднего периода (1987-2002) на предмет использования автором орнитологической символики. Была выявлена следующая закономерность:
Виды используемых образов птицКол-во использования авторомВиды используемых образов птицКол-во использования авторомРанний периодПоздний период(1968-1986)(1987-2002)грач2грач1дрозд1голубь2журавль1синица1кукушка4ворон4синица2скворец2сорока3щегол3ворон7снегирь2скворец3чайка1щегол1галка2соловей3чибис1дятел2иволга2жаворонок5сокол1перепелка1ласточка2чайка2чиж1галка1свиристель1коршуны3петух1чибис1чечётка1ястреб1кенар (канарейка)1иволга1зегзица (кукушка)1петух1сойка1
Птицы встречаются в каждом 2 произведении, всего в сборнике упоминается 33 вида птиц. У Е. Курдакова есть произведение, которое посвящено всем его 33 птицам, упоминающихся во всех его стихотворениях.
Анализ орнитологической символики произведений творчества Е.Курдакова в целом свидетельствует о том, что поэзия Евгения Курдакова - это особый художественный мир. Мир этот наполнен образами. В нем особое пространство, уникальные образы-чувства, цветообразы, образы-звуки, но центральное место в поэзии Курдакова занимают образы птиц.
Образ птиц в творчестве поэта - сквозной. Без сомнения, это один из любимых образов поэта. Но Птица - это и образ-символ в мифопоэтической традиции, который наполнен глубоким смыслом и значением. Нам было интересно выяснить, какое символическое значение имеет образ Птицы в поэзии Евгения Курдакова, совпадает ли орнитологическая символика в поэзии Курдакова с традиционным мифологическим, а также претерпевает ли изменения образ Птиц на раннем и позднем этапах творчества поэта.
Рассматривая ранние произведения Курдакова на предмет использования орнитологической символики в традиционном мифологическом значении и их мотивацию, можно сделать следующий вывод:
В период раннего творчества (1968 - 1986) поэт Курдаков предстает перед нами не иначе, как поэт, раскрывающий традиционный мифологический образ птиц.
Птицы в мифологии выступают как особые символы божественной сущности, верха, неба, духа неба, ветра, свободы, роста, жизни, подъема, восхождения, вдохновения, пророчества…В мифологической системе образ Птицы неразрывно связан с макрообразом неба. Высота птичьего полета противопоставлена всему земному, обыденному. Такую же связь и такое же противопоставление мы видим в ранних стихотворениях Курдакова:
На рябине свистят свиристели,
И в промерзшей декабрьской глуши
Так похожи небесные трели
На призыв запредельной души.
(«На рябине журчат свиристели…»)
Птица - это не только воплощение души. Стихи Курдакова «наполнены» птицами:
Ветер взовьется, и птицы взлетят,
И потемнеет, на миг обессилев,
Воздух, промешанный сотнями крыльев,
Перетекающих в дальний закат.
(«В этих взлетаниях…»)
В творчестве Курдакова птицы - это самые лучшие проявления человеческого сердца. Поэт утверждает, что так же, как можно вскормить птиц, можно вскормить все высокое, красивое, доброе в своей душе:
Мир заботами потушен,
Отвернуться и забыть…
Загляните в ваши души,
Не пора ли птиц кормить?
(«Ваши птицы»)
И звучат стихотворения раннего Курдакова птичьими голосами:
Мир полон птиц и птичьих голосов,
Курлычет небо, и воркует воздух,
Щебечут дни, раскачиваясь в гнездах,
И ночи спят на теплых крыльях снов..
(«Мир полон птиц…»)
Птицы Евгения Курдакова - это зяблики, снегири, щеглы, синицы - птицы, живущие стаями. Поэтому интересен образ как отдельных птиц (соловья, жаворонка, иволги), так и в номинациях героев, именуемые Курдаковым «стаей». Птичья стая для Курдакова - это семья. Стихотворение «Наша стая» доказывает это как нельзя лучше:
Наша стая с утра, поднимаясь, свистит и щебечет,
Сочиняет стихи, распевает, рисует, поёт,
И живет, как играет в смешную игру чёт-и-нечет,
И пока только чёт, слава Богу, пока только чёт.
(«Наша стая»)
Пейзажная лирика и лирика годового цикла в ранних произведениях Курдакова наполнена птичьим щебетом. Сама весна - это голос Птицы:
Они там давно раскричались грачами,
Там пойма от птичьего гвалта тесна,
Там, все накопляясь сырыми ночами,
По птице, по стеблю, - крепчает весна!
(«Апрель»)
В стихотворении раннего цикла Курдакова «Жаворонок» образ жаворонка совпадает с традиционным мифологическим значением. Он назван «полуденной птицей», он «журчит взахлеб», он поет в «знойном поднебесье». Жаворонок становится олицетворением поэтического творчества Курдакова. Ведь жаворонок - певец ковыльных холмов, бескрайних степей. Именно он «…не устает собой напоминать,
Что песне нужен свет, чтоб сбыться песне,
А свету - песня, чтоб светом стать».
(«Жаворонок»)
В этом произведение символическое значение образа Птицы (жаворонка) совпадает с традиционным мифологическим.
Птичьи голоса, щебетание, пение - это источник поэтического вдохновения для творческого становления Евгения Курдакова как поэта. Услышать их и приобщиться к красоте этого мира он призывает всем своим творчеством:
Где звонок луг, где полон окоём
Небесных танцев и синичьих снизок
Где каждый свист необъяснимо близок
И каждый звук отчаянно знаком, -
Открой окно и отточи перо…
(«Открой окно и отточи перо…»)
Мотив использования орнитологической символики в номинации героев произведений Курдакова, а также использование традиционной символики образа Птиц на раннем этапе своего творчества не несет дополнительной нагрузки, произведения легки, чаще отражающие настроение поэта, раскрывающие его душу, отношение к природе.
Во второй период творчества Курдакова (1987 - 2002) образ Птицы не исчезает в произведениях, но преобразуется из самостоятельной художественной величины в слагаемое многопланового изображения. Курдаков, начиная с традиционного символического изображения птицы, постепенно проходит путь до сложных произведений, образ птиц в которых уже несет дополнительную нагрузку. Второй период отличен размыканием границ: орнитологическая символика в произведений Курдакова просматривается уже с другого ракурса и имеет более глубокий характер описания.
Во втором периоде творчества поэта заметно меняются виды птиц, используемые автором в произведениях: если в ранних произведениях чаще встречались такие виды, как иволги, соловьи, жаворонки, зяблики, снегири, олицетворяющие символ весны, начало новых событий в жизни, раскрытие настроения автора, то в позднем творчества мы чаще различаем воронов, коршунов. Курдаков продолжает использовать традиционную символику изображения птиц, но их использование в произведениях несет совершенно иной характер изображения, поскольку они находятся в тесной связи с сюжетом, центральной ситуацией. В них, так или иначе, выражено отношение автора к происходящему и дана авторская оценка.
В позднем творчестве Курдакова происходят перемены и в личной жизни поэта, которые не могли не отразиться и на его творчестве. После 25 лет совместной жизни Евгений Курдаков уходит из семьи и его стихотворение «Там, над вершинами ракит» противопоставлено стихотворению «Наша стая», написанного в ранние годы творчества, когда поэт жил со своей семьей:
Тоска и боль глухая,
Где все летит - не улетит
Сквозная эта стая.
Прощай любви печальный счет,
Ив жизни чёт-и-нечет,
Где сны и дни наперечет,
И отдышаться нечем.
(«Там, над вершинами ракит)
Образ птиц появляется здесь уже как символ прощания с прошлой жизнью, с семьей. В значении «стая» мы по-прежнему усматриваем семью.
Как было сказано ранее, в позднем творчестве Курдакова появляется зловещий образ ворона, который несет уже двойственный характер изображения.
Ворон в традиционных мифологических системах воспринимается как посредник между жизнью и смертью, связан с подземным миром, землей, водой, небом, солнцем. Умение подражать человеческой речи и возможное долголетие способствовали возникновению представлений о Вороне как о вещей птице. На протяжении многих поколений ворон также считался вестником беды.
Подобное значение имеет образ Ворона в следующем стихотворении:
Воздух прозрачен и волен,
Светом осенним повит,
Ворон над скошенным полем
Низко куда-то летит.
Жить бы и жить в этом вещем
Тихом покое земли…
Только вот ворон зловещий
Что-то почуял вдали.
(«Воздух прозрачен и волен»)
Здесь ворон назван зловещим, он противопоставлен небу, прозрачному воздуху, тихому покою земли. Даже летит он низко. Все вместе создает ощущение тревоги, дурного предчувствия. Здесь образ ворона традиционен. Вместе с тем, обратившись к фактам биографии Евгения Курдакова, мы понимаем, что последние годы жизни поэт был тяжело болен, поэтому мотив смерти, ощущения тревоги присутствует в поздних произведениях Курдакова. Подобную символику имеют и коршуны в традиционной мифологии и в стихотворении Курдакова, в которой также усматривается мотив смерти:
Что ты зло и тихо, как перед бедой,
Кружишь коршунихой над моей судьбой?
Эту злую долю я не выбирал,
В новую неволю Бог меня послал.
Там иная стужа, но и свет иной,
И другая кружит над моей бедой.
(«Что ты зло и тихо…»)
В поздний период творчества Курдакова орнитология переходит в деталь, а деталь, в свою очередь, характеризует внутренний мир человека.
Мы провели сравнительный анализ использования орнитологической символики на раннем (1968 - 1986) и позднем (1987 - 2002) этапах творчества Е.Курдакова в произведениях: раннем «Наша стая» и позднем «Там, над вершинами ракит…».
В раннем периоде (1968 - 1986) Е.Курдаков сравнивает свою семью с птичьей стаей, с жизнью птиц. Это произведение он посвящает своим дочерям. Описывает их беззаботное детство. В этой семье, как и в птичьей стае, каждый занят своим делом.
«…Шум и гам, карусель, клоунада,
Всё шумят и кричат…»
В эту «птичью стаю» все были вхожи, дом был гостеприимным.
«…В нашу стаю всяк будет принят, и всяк будет понят…»
Через всё произведение Курдаков проносит любовь к своей «стае» - семье. И хочет видеть её свободной, счастливой, беззаботной и независимой.
В позднем периоде (1987 - 2002), с изменением семейного положения меняется и написание произведений. Автор как бы прощается с жизнью, со всем вокруг, что его окружает. Сравнивает свою прожитую жизнь с пролетевшей стаей чечёток. С отлётом чечёток у него начинается «отсчёт жизни». На душе тоска и боль.
«Воздух прозрачен и волен…»
В произведении упоминается ворон, а он считается символом смерти. Автор своим произведением показал, что хочется жить в этом мире вечно:
«…Жить бы и жить в этом вещем
Тихом покое земли…»
Но понимает, что зловещий ворон не даст этому сбыться. Автор сравнивает приближение смерти с вороном.
«Если жизнь отвратится…»
Мы проанализировали произведения Е.Курдакова и нашли все 33 птицы, упоминающее в одном из произведений автора. Поэт пишет, что все его стихи, все его птицы будут жить вечно.
«…Тридцать три мои птицы
Встрепенутся в стихах…»
По христианскому вероисповеданию число 33 символизирует возраст Иисуса Христа.
«Снег над тополем и вязом…»
Произведение довольно таки грустное. В русском поверии, когда птица постучит в окно это знак вести. Автор размышляет, что голубь ему пророчит: или свет или мглу?
«Я слышал - под утро грачи прилетели…»
В произведении символизируется приход весны. Через птиц автор показывает прозрение своей души.
«Ты застала меня на излёте…»
Курдаков свою судьбу сравнивает с запоздалой предзимнею птицей. Жизнь бесконечно новая не смотря даже на приход осени.
«В небе тает прощальная стая…»
Автор описывает приход зимы. В это время улетают прощальная стая птиц. И с эти улётом птиц он прощается со своей мечтою.
«Что ты зло и тихо, как перед бедой…»
Коршун - хищная птица. Он его сравнивает со своей судьбой. Коршун автору предвещает беду и смерть.
«Я отца помяну золотистым портвейном…»
В произведении автор чувствует приближение своей смерти.
«Смерть за спиной притаилась…»
Ему хочется пережить леденящий февраль и дожить до грачей…
«Русь, Ефросинья, живая роса…»
Мы проанализировали и сравнили произведения Евгения Курадкова «Русь, Ефросинья, живая роса…» с произведением «Слова о полку Игореве». В произведении автор сравнивает свою родную землю со своей матерью. Они обе для него очень дороги. Стихотворение построение на образной системе «Слова о полку Игореве». Все метафоры повторяют сюжет этого произведения, но по другому расставлены, в соответствии со своим временем («Чёрные сны», «Соколиная кровь», «Светло-пресветло солнце твоё которое», «затмило собой вороньё»)
В своём произведении Евгений Курдаков упомянул неразгаданный образ - «зегзицу». Это некое летучее существо, биологический вид которого не определен до сих пор.
«Иволга»
Курдаков с помощью иволги вспоминает свою молодость. Иволга для автора воспоминание о былом, символ весны. Образ птицы это один из любимых образов автора.
Слог в этом стихотворении прост, но захватывает настолько, что в тихом свисте иволги ощущаешь всё о былом.
Вывод
Использование орнитологического аспекта в традиционном мифологическом значении, а также в номинации героев поэтом на раннем этапе творчества поэта несложно. Молодой Курдаков, не достигший художественного мастерства в мире поэзии, усекает мотив использования орнитологической символики до прямой номинации своих героев или традиционного мифологического значения, не углубляясь в детали их внутреннего мира и не представляя дополнительной смысловой нагрузки сюжета.
Используемая литература:
Курдаков Е. Избранное. - Усть-Каменогорск, 2009.
Курдаков Е. Сад мой живой... - Алма-Ата: Жалын, 1984.
Курдаков Е. Из первых рук. - Алма-Ата: Жазушы, 1990.
Курдаков Е. Стихотворения. - Великий Новгород, 2000.
Курдаков Е. Мой берег вечный. - Алма-Ата: Жалын, 1986.
Копытцева Н.М. Золотое перо Евгения Курдакова. - Великий Новгород, 2004.
Источники://lib.deport.ru/slovar/log/s/simvol.html://myfhology.narod.ru/://russianmyth.ru/zhavoronok/