Несмотря на все терминологические расхождения, под «замкнутым или полузамкнутым морем следует понимать залив, бассейн или море, окруженное двумя или более государствами и сообщающееся с другим морем или океаном через узкий проход, или состоящее полностью или главным образом из территориальных морей и исключительных экономических зон двух или более прибрежных государств».
С международно-правовой точки зрения Каспий не может рассматриваться ни как море, ни как озеро. В частности, на него не может быть распространена Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. с ее исключительными экономическими зонами, континентальными шельфами и т.д. Здесь должно действовать прецедентное право.
Часть 2. Попытки установить новый международно-правовой статус Каспия
С 1992 года в течение длительного времени шли переговоры между прикаспийскими государствами. В октябре 1996 г. состоялись пятисторонние переговоры прикаспийских государств на уровне заместителей министров иностранных дел. В результате был создан переговорный механизм - Специальная рабочая группа на уровне заместителей министров иностранных дел Прикаспийских государств для выработки Конвенции по правовому статусу Каспийского моря.
июля 1998 г. Россия и Казахстан подписали межгосударственное «Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование». В ст. 1 Соглашения говорится, что «дно северной части Каспийского моря и его недра при сохранении в общем пользовании водной поверхности разграничиваются сторонами по срединной линии, модифицированной на основе принципа справедливости и договоренности сторон». Также было отмечено (ст. 2), что «стороны осуществляют суверенные права в целях разведки, разработки и управления ресурсами дна и недр Северного Каспия в пределах своих частей дна до разделительной линии».
Срединной линией, применяемой для делимитации водных пространств между государствами с противолежащими и сопредельными побережьями, является линия, каждая точка которой является равноотстоящей от соответствующих ближайших точек на побережьях этих государств. Кроме того, отмечался очень важный нюанс: «На дне разграничивается не территория, а перспективные структуры и месторождения». В отличие от территориальной, такая юрисдикция называется ресурсной.
Предложения Москвы вызвали во второй половине 2000 г. активизацию переговорного процесса. Близость позиций России и Казахстана нашла отражение в подписанной 9 сентября 2000 г. в Астане двусторонней Декларации. В 2001 г. было подписано Совместное заявление Российской Федерации и Азербайджанской Республики о принципах сотрудничества на Каспийском море. В соответствии с данным документом предлагалось «на первом этапе разграничить дно Каспийского моря между сопредельными и противолежащими государствами на секторы/зоны на основе метода срединной линии, проводимой с учетом равноудаленных точек и модифицированной по договоренности сторон».
В совместном заявлении Российской Федерации и Исламской Республики в марте 2001 г. отмечалось, что «относительно расширения двустороннего сотрудничества во всех сферах на Каспийском море Стороны признают договоры между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Персией и приложения к нему в качестве правовой основы, регулирующие в настоящее время деятельность на Каспии».
мая 2002 года в Москве президенты Казахстана и России подписали Протокол к двустороннему соглашению о разграничении дна северной части Каспийского мор в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 г. Согласно ему, под ресурсную юрисдикцию России были отнесены месторождение «Хвалынское» и структура «Центральная», Казахстана - структура «Курмангазы». Осваивать их углеводородные ресурсы было решено совместно.
мая 2003 г. было подписано Соглашение между Российской Федерацией, Азербайджанской Республикой и Республикой Казахстан о точке стыка линии разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря, по которым были зафиксированы ее географические координаты. В мае 2003 г. в Алма-Ате было завершено первое постоянное прочтение консолидированного проекта Конвенции. Несмотря на определенный прогресс в согласовании ряда статей и преамбулы, осталось наличие концептуальных расхождений в позициях участников по ряду ключевых проблем международно-правового статуса Каспия.
каспийский международный сотрудничество правовой
Часть 3. Основные международно-правовые проблемы региона Каспийского моря
В последнее время некоторыми прикаспийскими государствами ставится вопрос о перспективе развития грузовых морских перевозок между портами Ирана, России и других прикаспийских государств как части российского направления международного транспортного грузопотока «Север-Юг» и возможности использования внутренних водных путей России для международного судоходства.
В частности, азербайджанской стороной для включения в проект Соглашения о торговом судоходстве в Каспийском море была предложена статья о свободе транзита по внутренним водным путям Российской Федерации судов прикаспийских государств как не имеющих выхода к морю и Мировому Океану. По нашему мнению, этот вопрос должен решаться в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, в котором закреплено положение о том, что проход судов под иностранным флагом по внутренним водным путям РФ, в том числе в целях транзита, может быть осуществлен только на основании решений Правительства РФ.
Одним из важных аспектов является присутствие военного флота прикаспийских государств на Каспии. Каспий - зона национальных интересов прикаспийских государств и его охрана является их задачей. Но вот вопрос о присутствии военных кораблей неприкаспийских государств должен решаться категорично отрицательно.
Рассматривая вопрос добычи нефти в Каспийском регионе, появляется проблема ее транспортировки. Она производится по действующим и строящимся трубопроводам. Одним из основных является Каспийский трубопроводный консорциум (КТК). Он был создан Россией, Казахстаном и Оманом в 1992 году для транспортировки нефти северного Каспия. В настоящий момент России принадлежит контрольный пакет акции КТК. Наиболее остро в последнее время встал вопрос о прокладке трубопроводов по дну Каспия.
Основным источником по охране окружающей среды Каспия является Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 года. Данный документ в соответствии с природными и международно-правовыми особенностями Каспийского моря внедряет современные формы регионального сотрудничества по предотвращению, снижению и контролю загрязнения; защите, сохранению и восстановлению морской среды; применению оценки воздействия на морскую среду Каспийского моря; осуществлению мониторинга состояния морской среды; проведению научных исследований и разработок, обмену информацией и др.
В 1998 году была сформирована Каспийская Экологическая Программа (КЭП) - международный проект сотрудничества прикаспийских государств, который поставил своей целью устойчивое развитие и управление морской средой Каспия. Не являясь международной организацией, КЭП способствует защите морской и прибрежной среды Каспия, инициируя и содействуя проведению мероприятий по научным исследованиям и мониторингу.
Экологические проблемы Каспийского моря связаны с загрязнением вод в результате добычи и транспортировки нефти на континентальном шельфе, поступлением загрязняющих веществ из Волги и других рек, впадающих в Каспийское море, жизнедеятельностью прибрежных городов, а также затоплением отдельных объектов в связи с повышением уровня Каспийского моря. Хищническая добыча осетровых и их икры, разгул браконьерства приводят к снижению численности осетровых и к вынужденным ограничениям на их добычу и экспорт.
Все прикаспийские государства должны создать нормативно-правовое обеспечение разработки природного потенциала с учетом сохранения и восстановления биоресурсов Каспия. Это единый экологический комплекс и нести международно-правовую ответственность за сохранение, воспроизводство и оптимальное использование уникальных природных ресурсов всем странам региона необходимо в равных долях.
Заключение
На геополитическом пространстве Каспийского региона протекают те же процессы и явления, которые характерны для мировой политики и других регионов мира - региональная интеграция, демократизация внутренней и внешней политики, транснациональная кооперация.
После распада СССР раздел Каспийского моря долгое время был и до сих пор остаётся предметом неурегулированных разногласий, связанных с разделом ресурсов каспийского шельфа - нефти и газа, а также биологических ресурсов. Переговоры о правовом статусе Каспия в настоящее время продолжаются.
Российской Федерацией заключены соглашение с Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование (от 6 июля 1998 г. и Протокол к нему от 13 мая 2002 года), соглашение с Азербайджаном о разграничении сопредельных участков дна северной части Каспийского моря (от 23 сентября 2002 года), а также трехстороннее российско-азербайджано-казахстанское соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря (от 14 мая 2003 года), которыми установлены географические координаты разделительных линий, ограничивающих участки дна, в пределах которых стороны осуществляют свои суверенные права в сфере разведки и добычи минеральных ресурсов.
Неопределенность правового статуса Каспийского моря является катализатором всех его проблем. При этом камнем преткновения при решении его статуса прикаспийскими странами стали углеводородные ресурсы. Месторождения нефти и газа Каспийского региона, которые находились на территории новых государств и на дне моря, вызывают повышенный интерес у западных государств и стремительно приобретают ключевое значение для новых прикаспийских стран.
Можно сделать вывод о том, что пять прикаспийских государств, начиная с 1992 года, определили свои позиции по статусу Каспийского моря на различных совместных совещаниях, которые ежегодно проводились в прикаспийских государствах. Мнения стран региона по настоящее время являются противоречивыми и по многим вопросам не совпадают, поэтому международно-правового статуса Каспия, четко закрепленного в общих международных нормативно-правовых актах, до сих пор не существует.
1. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года // Собрание законодательства РФ. 1 декабря 1997 г. N 48. - Ст. 5493.
. Протокол к соглашению между российской федерацией и республикой казахстан о разграничении дна северной части каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 г.// Официальное интернет-представительство Президента России. PRESIDENT.KREMLIN.RU.
2. Бойцов Ф.С., Иванов Г.Г., Маковский Л.М. Морское право - М.: Спарк, 2000 - с. 734.
. Иванащенко Л.А. Международно-правовой режим закрытых морей / Военно-морской международно-правовой справочник. М., 1966. - с. 130.
. Позиция Российской Федерации в переговорах по определению правового статуса Каспийского моря / 10 лет Конституции Российской Федерации: проблемы общественного развития: Материалы межвузовской научной конференции (28 апреля 2004 г.) - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004.
. Проблема определения международно-правового статуса Каспийского моря / Социально-экономические преобразования в прикаспийском регионе: поиск оптимальной модели устойчивого развития: Материалы международной научно-практической конференции, Элиста: АПП «Джангар», 2002.
. Условия определения правового статуса Каспийского моря на современном этапе международных отношений прикаспийских государств // Человек в социальном мире. Проблемы. Исследования. Перспективы, Тула, 2004, - № 1 (12).
. Международный механизм охраны окружающей среды Каспийского моря // Южнороссийский вестник геологии, географии и глобальной энергии. Научно-технический журнал, 2006, - №6 (19).
. Жило П.В. О названиях Каспийского моря // Известия АН Азерб. ССР. Сер. Геол.-геогр. наук, 1960 - №4.
. Митяева Е. Развитие в Каспийском регионе и интересы США // США: экономика, политика, культура.1999. - №11.
. Ганкин Л. Ельцин с Назарбаевым поделили Каспий // Коммерсант, 10 апреля 1998.
. Мартынов В.А. Прогноз тенденций мирового экономического процесса // КосмоПОЛИС: Альманах. 2001. - №7
. Мерзляков Ю. По пути раздела Каспия. К Соглашению между Россией и Казахстаном о разграничении дна северной части Каспия // Нефть и газ Каспия. Аналитический журнал. 2005. - №5.