Разработка мероприятий по повышению эффективности, качественному улучшению обслуживания пассажиров, увеличению прибыли от перевозок и снижению затрат на маршруте К-136 подвижным составом ООО 'Питеравто'
Правительство
Санкт-Петербурга
Комитет по
науке и высшей школе
Санкт-Петербургское
государственное образовательное
Учреждение
среднего профессионального образования
Автотранспортный
и электромеханический колледж
Дипломный
проект
специальность:
Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте
тема проекта:
Разработка мероприятий по повышению эффективности, качественному улучшению
обслуживания пассажиров, увеличению прибыли от перевозок и снижению затрат на
маршруте К-136 подвижным составом ООО «Питеравто»
1. Исследовательский раздел
.1 Анализ существующей организации перевозок пассажиров
Маршрут - установленный и оборудованный путь следования подвижного
состава, выполняющего регулярные перевозки. По виду сообщения маршруты делятся
на внутригородские, пригородные, междугородные, международные. Внутригородские
маршруты проходят в пределах административных границ населённых пунктов.
Пригородные и междугородные маршруты выходят за пределы населённых пунктов.
Маршрут открывается при условии достаточного по мощности пассажиропотока
(в городах не менее 100 пасс/час в одном направлении), обеспечения безопасности
движения по трассе маршрута и наличия необходимого числа автобусов. Система
муниципальных маршрутов в городах и пригородной зоне формируется транспортными
органами местной администрации с последующей передачей маршрутов в эксплуатацию
перевозчикам в порядке исполнения муниципального контракта на перевозки. В
остальных случаях формирование маршрутов производится перевозчиками самостоятельно.
В данном дипломе рассматривается Коммерческий маршрут № К-136,
осуществляющий перевозку пассажиров по маршруту «Станция метро «Звёздная» -
Станция метро «Волковская».
Маршрут работает круглый год, по интервалу. На данном маршруте работает
20 автобусов марки Газ-322132, или 10 автобусов марки VOLKSWAGEN - LT46, которые
входят в состав одной колонны предприятия. Работа водителей организована по
спаренной форме организации труда.
Число дней работы маршрута
в году
|
365
|
Время первого нулевого пробега,
мин
|
30
|
Время второго нулевого
пробега, мин
|
9
|
Средняя протяжённость
маршрута, км
|
13
|
Начало движения
|
7:00
|
Окончание движения
|
21:10
|
Время обеденного перерыва,
мин
|
120
|
Время разрыва. мин
|
120
|
Средняя дальность поездки
пассажира, км
|
5
|
Максимальная мощность
пассажиропотока на одном из участков маршрута в час пик, пасс
|
444
|
Вместимость автобуса
Газ-322132, пасс
|
13
|
Вместимость автобуса
VOLKSWAGEN - LT46, пасс
|
26
|
Путь следования маршрута к-136.
Прямой: станция метро «Звёздная» - ул.Звездная - ул. Ленсовета -
пр.Дунайский - ул.М.Балканская - ул.Димитрова - ул. Будапештская - ул.Фучика -
ул.Бухарестская - пр. Волковский - ул. Касимовская - станция метро «Волковская»
Обратный: ул. Касимовская - ул. Задворная - ул. Средняя - пр. Волковский
- ул.Бухарестская - ул.Фучика - ул. Будапештская - ул.Димитрова -
ул.М.Балканская - пр.Дунайский - ул. Ленсовета - ул.Звездная - станция метро
«Звёздная».
Обычно линии маршрутных такси только дублируют существующие маршруты
муниципального общественного транспорта. Однако сейчас ситуация улучшается и
появляются маршруты, удобно соединяющие периферийные районы и обслуживающие
таким образом пассажиропотоки, не покрываемые другим общественным транспортом.
Маршрут К-136 относится именно к таким маршрутам.
1.2 Предложения по улучшению качества и эффективности
перевозок
Приоритетными задачами по улучшению качества и эффективности перевозок
являются:
эффективное удовлетворение потребностей населения в перевозках с
минимальными затратами времени при обеспечении удобства, надежности и
безопасности поездок;
обеспечение развития общественного и индивидуального видов транспорта,
учитывая планировочные, градостроительные, ресурсные и технические возможности,
а также состояние окружающей среды;
снижение себестоимости перевозок;
Необходимо повышение привлекательности общественного транспорта, за счет:
улучшения транспортной доступности центра и периферийных районов
Санкт-Петербурга;
сокращения интервалов движения;
уменьшения наполнения салона подвижного состава;
обеспечения приемлемой скорости передвижения на городском пассажирском
транспорте.
Необходимо обеспечить достижение следующих показателей:
затраты времени на передвижение в одну сторону с трудовыми целями должны
быть сокращены до 50 минут;
наполнения подвижного состава в часы "пик" уменьшить до 4-5
человек на 1 кв.м площади пола салона;
плотности сети пассажирского транспорта в центральной части
Санкт-Петербурга увеличить до 2,0-2,5 км/кв.км, в периферийных жилых районах -
до 1,5-2,0 км/кв.км.
1.3 Обоснование технико-экономических показателей необходимых
для расчета проекта
Все расчеты в дипломном проекте производятся на основе
технико-экономических показателей, предоставленных ООО «ПИТЕРАВТО».
Технико-экономические показатели
Годовое количество дней
работы
|
дн
|
365
|
Время начала работы
маршрута
|
ч
|
6:30
|
Время окончания работы
маршрута
|
ч
|
21:10
|
Средняя протяжённость
маршрута
|
км
|
13
|
Протяжённость первого
нулевого пробега
|
км
|
19
|
Протяжённость второго
нулевого пробега
|
км
|
19
|
Время рейса
|
мин
|
40
|
Время первого нулевого
пробега
|
мин
|
30
|
Время второго нулевого
пробега
|
мин
|
30
|
Время стоянки на
промежуточной остановке
|
сек
|
10
|
Среднее количество
остановочных пунктов
|
|
26
|
Время стоянки на ДС
|
мин
|
10
|
Время стоянки на КП
|
мин
|
10
|
Время в наряде
|
ч
|
11,5
|
Средняя дальность поездки
пассажиров
|
км
|
5
|
Максимальный часовой
пассажиропоток в “час пик”
|
пасс.
|
444
|
Суточный объём перевозок
|
пасс
|
3648
|
Вместимость автобуса
Газ-322132
|
пасс
|
13
|
Вместимость автобуса
VOLKSWAGEN - LT46
|
пасс
|
26
|
Коэффициент наполнения
|
|
0,45
|
Коэффициент выпуска на
линию
|
|
0,998
|
Фонд рабочего времени
водителей за год
|
ч
|
1900
|
Часовая тарифная ставка
водителя
|
руб
|
50
|
Премия за выполнение
баланса часов
|
%
|
100
|
Линейная норма топлива
(Газ-322132)
|
л
|
22,4
|
Линейная норма топлива
(VOLKSWAGEN-LT46)
|
л
|
8,1
|
Цена топлива за 1 литр,
бензин
|
руб.
|
24,3
|
Цена топлива за 1 литр,
дизельное топливо
|
|
23,7
|
Цена моторного масла за 1
литр
|
руб
|
68,82
|
Цена трансмиссионного масла
за 1 литр
|
руб
|
83,5
|
Цена консистентных смазок
за 1 килограмм
|
руб
|
55,99
|
Цена специальных масел за 1
литр
|
руб
|
73,25
|
Цена обтирочных материалов
за 1 килограмм
|
руб
|
15
|
Цена 1 автошины для
Газ-322132
|
руб
|
2500
|
Цена 1 автошины для
VOLKSWAGEN - LT46
|
руб
|
3400
|
Нормативный пробег до
износа
|
км
|
70000
|
Норма затрат на ТО и ТР на
10 км пробега
|
руб
|
80000
|
Стоимость 1 автомобиля
Газ-322132
|
руб
|
350000
|
Стоимость 1 автомобиля
VOLKSWAGEN - LT46
|
руб
|
459000
|
Норма общехозяйственных
затрат на 10 км пробега
|
руб
|
73,59
|
Доход на 1 пассажира
|
руб
|
30
|
Для повышения качества обслуживания пассажиров и обеспечения эффективного
использования подвижного состава в ООО «ПИТЕРАВТО» регулярно обследуется и
изучается пассажиропоток.
Пассажиропоток на маршруте К-136 по часам суток представлен в таблице
2.3.1.
Таблица 2.3.1 - Данные распределения пассажиропотоков
Часы суток
|
Количество пассажиров
|
|
направление
|
Всего
|
|
прямое
|
обратное
|
|
6-7
|
90
|
-
|
90
|
7-8
|
200
|
260
|
460
|
8-9
|
372
|
348
|
720
|
9-10
|
42
|
96
|
138
|
10-11
|
-
|
54
|
54
|
11-12
|
10
|
-
|
10
|
12-13
|
52
|
36
|
88
|
13-14
|
110
|
98
|
208
|
14-15
|
76
|
122
|
198
|
15-16
|
-
|
270
|
270
|
16-17
|
-
|
-
|
0
|
17-18
|
190
|
-
|
190
|
18-19
|
444
|
430
|
874
|
19-20
|
114
|
88
|
202
|
20-21
|
28
|
110
|
138
|
21-22
|
-
|
8
|
8
|
Итого за сутки
|
1728
|
1920
|
3648
|
Из эпюры видно, что максимальный пассажиропоток в прямом направлении
наблюдается с 18 до 19ч и равен 444 пассажирам, в обратном направлении - с 18
до 19 и равен 430 пассажирам.
Среднее количество перевозимых пассажиров по часам суток:
в прямом направлении
, (2.3.1)
где
Qпр - суммарное количество пассажиров на маршруте за день в прямом направлении,
пасс;
T - количество периодов суток
в обратном направлении
, (2.3.2)
где Qобр - суммарное количество пассажиров на маршруте за день в обратном
направлении, пасс
1.4 Цели и задачи проекта
В данном дипломном проекте исследуется коммерческий маршрут. Целью
дипломного проекта является показать возможность улучшения перевозочного
процесса за счет выбора более рационального подвижного состава, а также
закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения.
Критерием оптимальности принимается минимум суммарных затрат времени
пассажиров на передвижение, включающих время на следование, ожидание и
пересадки.
Основной задачей при разработке маршрута К-136 является удовлетворение
потребностей пассажиров, то есть обеспечение более высокого и качественного
уровня обслуживания населения, а также повышение эффективного использования
подвижного состава и уменьшение затрат на перевозки.
В данном дипломном проекте улучшение качества перевозок пассажиров будем
рассматриваться на примере смены подвижного состава.
2. Технологический раздел
.1 Обоснование выбора автобусов для работы на маршруте
Автобусы классифицируются по назначению и пассажировместимости.
Назначение автобуса предопределяет планировочное решение по размещению мест для
пассажиров, ручной клади, багажа и требования, предъявляемые к
тяглово-мощностным и экономическим качествам силовой установки автобуса. По
пассажировместимости автобусы классифицируются на особо малые, малые, средние,
большие, особо большие.
Дополнительными классификационными признаками являются:
используемое горючее (бензин или дизельное топливо);
специальное исполнение (северное, тропическое);
компоновка (вагонная, капотная, полукапотная, одноэтажная, двухэтажная и
т.д.);
колёсная формула;
маневренность автобуса (габаритные размеры, минимальный радиус поворота,
масса и динамические качества);
комфортабельность (термо- и шумоизоляция, дополнительное оборудование);
надёжность автобуса в эксплуатации (средний пробег между возникающими
неисправностями, ремонтопригодность).
При осуществлении перевозок по маршрутам предприятие руководствуется
имеющимся в наличии подвижным составом и требованиями договора на перевозку
пассажиров, в котором указана требуемая вместимость автобусов.
Для того чтобы выбрать марку, которая будет обеспечивать качественный
уровень обслуживания, нужно учитывать следующие факторы:
мощность пассажиропотока, его изменение в течение суток и на участках
маршрута;
дорожные условия;
пропускную способность улиц;
вместимость автобуса.
Нерациональный выбор автобуса приводит к снижению качества обслуживания
пассажиров, а также к низкой производительности автобуса.
Маршрут К-136 обслуживает автобусы марки Газ-322132 и VOLKSWAGEN - LT46.
В данном дипломном проекте рассматриваем целесообразность использования этих
автобусов.
Техническая характеристика автобусов Газ-322132 и VOLKSWAGEN - LT46
представлена в таблице 3.1.1.
Таблица 3.1.1 - Техническая характеристика автобуса
Показатель
|
Ед.изм.
|
Значение
|
|
|
Газ-322132
|
VOLKSWAGEN-LT46
|
Длина
|
мм
|
5470
|
7340
|
Ширина
|
мм
|
2075
|
2426
|
Высота
|
мм
|
2200
|
2755
|
Количество дверей
|
|
5
|
5
|
Количество мест общее / для
сидения
|
|
13/13
|
26/20
|
Привод
|
|
Задний
|
задний
|
Число цилиндров
|
|
4
|
4
|
Мощность двигателя
|
л.с
|
133
|
158
|
Рабочий объем двигателя
|
куб.см
|
2429
|
2799
|
Крутящий момент / в
оборотах
|
|
204/4000
|
331/1800
|
Вид топлива
|
|
АИ-92
|
дизельное
|
Объем топливного бака
|
л
|
70
|
76
|
Максимальная скорость
|
км/ч
|
110
|
90
|
Расход топлива в городском
цикле
|
л на 100 км
|
22,4
|
8,1
|
Тип коробки передач
|
|
механическая
|
механическая
|
Размер шин
|
195/70 R15
|
Из характеристики автобусов видно, что VOLKSWAGEN-LT46 имеет вместимость
на 13 пассажиров (в 2 раза) и мест для сидения на 7 (в 1,5 раза) больше, чем
автобус Газ-322132. Салон выше на 55 см, что позволяет не только более
комфортно передвигаться по салону, но и проезжать стоя. VOLKSWAGEN-LT46
оборудован поручнями.
Расход топлива VOLKSWAGEN-LT46 ниже на 14,3л, что меньше в 2,76 раза.
2.2 Расчет технико - эксплуатационных показателей работы
автобусов на маршрут
Расчёт технико-эксплуатационных показателей необходимых для расчёта
параметров работы автобусов на маршруте, необходимого их количества для
качественного обслуживания пассажиров.
Расшифровка формул, применяемых в расчётах:
Время на маршруте, ч
, (3.2.1)
где Тн - время в наряде, ч;н - время нулевых
пробегов, ч
Время рейса, ч
, (3.2.2)
где
- время движения автобуса за рейс, ч;
- время
простоя автобуса на промежуточных пунктах, ч
Время
оборота, ч
,
(3.2.3)
где
- время простоя автобуса на конечных пунктах, ч
Количество
оборотов
(3.2.4)
Количество рейсов
(3.2.5)
Корректированное время на маршруте, ч
(3.2.6)
Корректированное время в наряде, ч
(3.2.7)
Коэффициент сменности
, (3.2.8)
где
- длина маршрута, км;
-
средняя длина ездки пассажира, км
Техническая
скорость, км/ч
(3.2.9)
Скорость
сообщения, км/ч
(3.2.10)
Эксплуатационная скорость за оборот, км/ч
(3.2.11)
Нулевой пробег, км
(3.2.12)
Пробег с пассажирами на маршруте за день, км
(3.2.13)
Среднесуточный пробег, км
(3.2.14)
Коэффициент использования пробега за рабочий день
(3.2.15)
Эксплуатационная скорость за рабочий день, км/ч
(3.2.16)
Производительность автобуса за рейс, пасс
, (3.2.17)
где
q - номинальная вместимость, пасс;
-
коэффициент наполнения
Производительность
автобуса за рейс,
(3.2.18)
Производительность
автобуса за рабочий день, пасс
(3.2.19)
Производительность
автобуса за рабочий день,
(3.2.20)
Потребное количество автобусов на маршруте, ед
, (3.2.21)
где
- суточный объем перевозок, пасс
Интервал
движения автобусов, ч
(3.2.22)
Частота движения автобуса, авт/ч
(3.2.23)
Расчёт технико-эксплуатационных показателей приведен в таблице 3.2.1.
Таблица 3.2.1 - Расчёт технико-эксплуатационных показателей
Расчетная формула
|
Значение
|
|
До внедрения
|
После внедрения
|
Тм = Тн - ∑tн
|
11,5-1=10,5
|
11,5-1=10,5
|
tр = tдв + ∑tпо
|
0,59+0,08=0,67
|
0,59+0,08=0,67
|
tо = 2tр + ∑tко
|
2*0,67+0,34=1,67
|
2*0,67+0,34=1,67
|
nо = Тм/tо
|
10,5/1,67=6,3; 6
|
10,5/1,67=6,3; 6
|
nр = 2nо
|
2*6=12
|
2*6=12
|
Tмк= tо * nо
|
1,67*12=10,02
|
1,67*12=10,02
|
Tнк=Tмк+∑tн
|
10,02+1=11,02
|
10,02+1=11,02
|
Ксм = lм/lср
|
13/5=2,6
|
13/5=2,6
|
VТ = lм/tдв
|
13/0,59=22,03
|
13/0,59=22,03
|
Vc = lм/tр
|
13/0,67=19,4
|
13/0,67=19,4
|
Vэо = 2lм/tо
|
2*13/1,67=15,57
|
2*13/1,67=15,57
|
lн =∑tн * VТ
|
1*22,03=22,03; 38
|
1*22,03=22,03; 38
|
ln = lм * nр
|
(12+14)*6=156
|
(12+14)*6=156
|
lсс = lп + lн
|
156+38=194
|
156+38=194
|
β
= lп/lсс
|
156/194=0,804
|
156/194=0,804
|
Vэ = lcc/Tнк
|
194/11,02=17,6
|
194/11,02=17,6
|
Uр = q * γ * Ксм
|
13*0,45*2,6=15,21
|
26*0,45*2,6=30,42
|
Wр = q * γ * Ксм *lср
|
13*0,45*2,6*5=76,05
|
26*0,45*2,6*5=152,1
|
Uрд = Uр * nр
|
15,21*12=182,52
|
30,42*12=365,04
|
Wрд =Wр * nр
|
76,05*12=912,6
|
152,1*12=1825,2
|
Ам = Qс/Uрд
|
3648/182,52=20
|
3648/365,04=10
|
Ач = Ам/tо
|
20/1,67=11,98
|
10/1,67=5,99
|
I = tо*60/Ам
|
1,67*60/20=5
|
1,67*60/10=10
|
2.3 Расчёт производственной программы
Расшифровка формул применяемых в расчетах:
Списочное количество автобусов, ед
, (3.3.1)
где
- коэффициент выпуска автобусов на линию
Автомобиле
- дни в автопредприятии, дн
, (3.3.2)
где
- количество календарных дней, дн
Автомобиле
- дни в эксплуатации, дн
(3.3.3)
Годовое количество рейсов на маршруте
(3.3.4)
Автомобиле - часы на маршруте, ч
(3.3.5)
Автомобиле - часы в наряде, ч
(3.3.6)
Пробег автобуса с пассажирами за год, км
(3.3.7)
Общий пробег автобуса на маршруте за год, км
(3.3.8)
Объём перевозок на маршруте за год, пасс
(3.3.9)
Пассажирооборот на маршруте за год,
(3.3.10)
Средняя дальность поездки одного пассажира, км
(3.3.11)
Расчет
производственной программы приведен в таблице 3.3.1
Таблица 3.3.1 - Расчет производственной программы
Расчетная формула
|
Значение
|
|
До внедрения
|
После внедрения
|
Ас = Ам/αв
|
20/0,998=20,04; 20
|
10/0,998=10,02; 10
|
АДАТП = Ас * Дк
|
20,04*365=7315
|
10,02*365=3657
|
АДэ = Ам * Дк
|
20*365=7300
|
10*365=3650
|
Nр = Пр * АДэ
|
12*7300=87600
|
12*3650=43800
|
АТм = Tмк* АДэ
|
10,02*7300=73146
|
10,02*3650=36573
|
АТн = Tнк* АДэ
|
11,02*7300=80446
|
11,02*3650=40223
|
Ln = ln * АДэ
|
156*7300=113880
|
156*3650=569400
|
Lобщ = lcc * АДэ
|
194*7300=1416200
|
194*3650=708100
|
Q = Uрд * АДэ
|
182,52*7300=1332396
|
365,04*3650=1332396
|
Р = Wрд * АДэ
|
912,6*7300=6661980
|
1825,2*3650=6661980
|
lcр = Р/Q
|
6661980/1332396=5
|
6661980/1332396=5
|
2.4 Анализ полученных результатов
Значения и отклонение полученных результатов представлены в таблице
3.4.1.
Таблица 3.4.1 - Анализ полученных результатов
Наименование показателя
|
Единицы измерения
|
Значение
|
Отклонение
|
|
|
До внедрения
|
По проекту
|
Абсолютное
|
Относительное, %
|
Длина маршрута
|
км
|
12
|
12
|
-
|
-
|
Техническая скорость
|
км/ч
|
22,03
|
22,03
|
-
|
-
|
Скорость сообщения
|
км/ч
|
19,4
|
19,4
|
-
|
-
|
Эксплуатационная скорость
|
км/ч
|
17,6
|
17,6
|
-
|
-
|
Количество оборотов
|
ед
|
6
|
6
|
-
|
-
|
Количество рейсов за период
на маршруте
|
ед
|
87600
|
43800
|
43800
|
50
|
Корректированное время на
маршруте
|
ч
|
10,02
|
10,02
|
-
|
-
|
Корректированное время в
наряде
|
ч
|
11,02
|
11,02
|
-
|
-
|
Среднесуточный пробег
автобуса
|
км
|
194
|
194
|
-
|
-
|
средняя дальность поездки
одного пассажира
|
км
|
5
|
5
|
-
|
-
|
Производительность автобуса
за рабочий день
|
пасс
|
182,52
|
365,04
|
182,52
|
100
|
Производительность автобуса
за рабочий день
|
пасскм
|
912,6
|
1825,2
|
912,6
|
100
|
Объём перевозок на маршруте
|
пасс
|
1332396
|
1332396
|
-
|
-
|
Пассажирооборот на маршруте
|
пасскм
|
6661980
|
6661980
|
-
|
-
|
Интервал движения автобусов
|
мин
|
5
|
10
|
5
|
100
|
Потребное количество
автобусов на маршруте
|
ед
|
20
|
10
|
10
|
50
|
Автомобиле-дни в
эксплуатации
|
дн
|
7300
|
3650
|
3650
|
50
|
Автомобиле-часы в наряде
|
ч
|
80446
|
40223
|
40223
|
50
|
Общий пробег автобуса за
период на маршруте
|
км
|
1416200
|
708100
|
708100
|
50
|
При смене подвижного состава остаются неизменными::
техническая скорость;
эксплуатационная скорость;
скорость сообщения;
корректированное время на маршруте;
корректированное время в наряде;
среднесуточный пробег;
средняя дальность поездки пассажира;
объём перевозок;
пассажирооборот;
Уменьшается:
количество рейсов на маршруте за период на 43800 ед - 50%.
потребное количество автобусов на маршруте на 10 ед - 50%;
автомобиле-дни в эксплуатации на 3650 дн - 50%;
автомобиле-часы за период на 40223ч - 50%;
общий пробег автобуса за период на 708100км - 50%
Увеличивается:
производительность автобуса за рабочий день в пассажирах на 182,52 пасс -
100%;
производительность автобуса за рабочий день в пассажирокилометрах на
912,6пасскм - 100%;
интервал движения на 5 мин - 100%.
3. Организационный раздел
.1 Расписание движения автобусов на маршруте
Основным расписанием движения автобусов является сводное маршрутное
расписание (регламентирует графики выхода и возврата автобусов с линии,
обеденные перерывы, время и место смены водителей). На основании этого
расписания составляются:
станционное расписание (в нем указывается время прибытия и отправления
автобусов для заданного конечного пункта и номер выхода, по которому
выполняется рейс)
рабочее маршрутное расписание которое выдаются вместе с путевым листом
водителю для работы на линии, в нем указывается время выезда из парка, время
остановки на промежуточных пунктах, время прибытия и отправления автобусов с
конечных пунктов, время возвращения в парк, время пересменки, количество
рейсов.
Правильно составленное маршрутное расписание обеспечивает:
минимальные затраты времени пассажиров на ожидание автобуса и поездку к
месту назначения;
высокую регулярность движения по всей протяженности маршрута;
максимальную скорость при соблюдении безопасности движения на всём
маршруте;
наиболее эффективное использование подвижного состава;
согласование интервалов движения по отправлению на сопряженных маршрутах;
нормальный режим труда и отдыха водителей и кондукторов;
соответствие и увязку с основными показателями работы всего АТП.
При разработке расписания необходимо располагать следующими
предварительными данными:
материалами изучения пассажиропотоков;
распределением автобусов по маршрутам;
установленными нормативами времени рейса по контрольным участкам
маршрута;
принятыми формами организации труда водителей.
В связи с изменяющимися условиями работы автобусов и колебаниями спроса
на перевозки маршрутные расписания составляют отдельно на весенне-летний и
осенне-зимний периоды. При этом сроки перехода на новые расписания могут
изменяться в соответствии с местными условиями. В целях наилучшего обслуживания
пассажиров и повышения производительности подвижного состава расписания
составляются для будних, субботних и праздничных дней. При изменении условий
движения автобуса, введении новых норм времени на рейс, изменении количества
автобусов на маршруте расписание движения уточняют или пересматривают. Все
расписания составляют не позднее 14 суток до начала движения.
Работа в строгом соответствии с расписанием является основным принципом
организации движения. Перевозчики и органы управления обязаны принимать все
меры для исполнения расписания без ссылок на трудности в работе, экономическую
неэффективность и пр. Расписание отменяется при стихийных бедствиях, перекрытии
улиц и дорог при возникновении условий, препятствующих безопасному движению:
оползни, обвалы, паводковые воды, разрушения дорог, получения штормовых предупреждений
или команд штаба гражданской обороны города. Движение на маршруте временно
прекращается с уведомлением об этом городской администрации и руководителей
крупнейших организаций, расположенных вдоль трассы маршрута.
Исходные данные:
Маршрут
|
К-136
|
Сезон
|
единый
|
День недели
|
ежедневно
|
Начальный пункт
|
Станция метро «Звёздная»
|
Конечный пункт
|
Станция метро «Волковская»
|
Продолжительность стоянкина
НП / КП, мин
|
10/10
|
Суммарный парковый пробег,
км
|
38
|
Время на парковый пробег,
мин
|
30
|
Средняя протяжённость
рейса, км
|
13
|
Время рейса, мин
|
40
|
Количество автобусов, ед
|
10
|
Сводное маршрутное расписание представлено в таблице 4.1.1.
Таблица 4.1.1 - Сводное маршрутное расписание
№ вых
|
Пункт начала движения
|
Время выезда из АТП
|
Нулевой пробег, мин
|
А
|
Б
|
А
|
|
|
|
|
п
|
о
|
п
|
о
|
п
|
о
|
1
|
Ст. М. «Звёздная»
|
5:50
|
30
|
6:20
|
6:30
|
7:10
|
7:20
|
8:00
|
8:10
|
2
|
Ст. М. «Звёздная»
|
6:00
|
30
|
6:30
|
6:40
|
7:20
|
7:30
|
8:10
|
8:20
|
3
|
Ст. М. «Звёздная»
|
6:10
|
30
|
6:40
|
6:50
|
7:30
|
7:40
|
8:20
|
8:30
|
4
|
Ст. М. «Звёздная»
|
6:20
|
30
|
6:50
|
7:00
|
7:40
|
7:50
|
8:30
|
8:40
|
5
|
Ст. М. «Звёздная»
|
6:30
|
30
|
7:00
|
7:10
|
7:50
|
8:00
|
8:40
|
8:50
|
6
|
Ст. М. «Звёздная»
|
6:40
|
30
|
7:10
|
7:20
|
8:00
|
8:10
|
8:50
|
9:00
|
7
|
Ст. М. «Звёздная»
|
6:50
|
30
|
7:20
|
7:30
|
8:10
|
8:20
|
9:00
|
9:10
|
8
|
Ст. М. «Звёздная»
|
7:00
|
30
|
7:30
|
7:40
|
8:20
|
8:30
|
9:10
|
9:20
|
9
|
Ст. М. «Звёздная»
|
7:10
|
30
|
7:40
|
7:50
|
8:30
|
8:40
|
9:20
|
9:30
|
10
|
Ст. М. «Звёздная»
|
7:20
|
30
|
7:50
|
8:00
|
8:40
|
8:50
|
9:30
|
9:40
|
№ вых
|
Б
|
А
|
Б
|
А
|
Б
|
|
п
|
о
|
п
|
о
|
п
|
о
|
п
|
о
|
п
|
о
|
1
|
8:50
|
11:00
|
11:40
|
11:50
|
12:30
|
12:40
|
13:20
|
13:30
|
14:10
|
16:20
|
2
|
9:00
|
11:10
|
11:50
|
12:00
|
12:40
|
12:50
|
13:30
|
13:40
|
14:20
|
16:30
|
3
|
9:10
|
11:20
|
12:00
|
12:10
|
12:50
|
13:00
|
13:40
|
13:50
|
14:30
|
16:40
|
4
|
9:20
|
11:30
|
12:10
|
12:20
|
13:00
|
13:10
|
13:50
|
14:00
|
14:40
|
16:50
|
5
|
9:30
|
11:40
|
12:20
|
12:30
|
13:10
|
13:20
|
14:00
|
14:10
|
14:50
|
17:00
|
6
|
9:40
|
11:50
|
12:30
|
12:40
|
13:20
|
13:30
|
14:10
|
14:20
|
15:00
|
17:10
|
7
|
9:50
|
12:00
|
12:40
|
12:50
|
13:30
|
13:40
|
14:20
|
14:30
|
15:10
|
17:20
|
8
|
10:00
|
12:10
|
12:50
|
13:00
|
13:40
|
13:50
|
14:30
|
14:40
|
15:20
|
17:30
|
9
|
10:10
|
12:20
|
13:00
|
13:10
|
13:50
|
14:00
|
14:40
|
14:50
|
15:30
|
17:40
|
10
|
10:20
|
12:30
|
13:10
|
13:20
|
14:00
|
14:10
|
14:50
|
15:00
|
15:40
|
17:50
|
обед
|
разрыв
|
|
№ вых
|
А
|
Б
|
А
|
Б
|
А
|
|
п
|
о
|
п
|
о
|
п
|
о
|
п
|
о
|
п
|
о
|
1
|
17:00
|
17:10
|
17:50
|
18:00
|
18:40
|
18:50
|
19:30
|
19:40
|
20:20
|
20:30
|
2
|
17:10
|
17:20
|
18:00
|
18:10
|
18:50
|
19:00
|
19:40
|
19:50
|
20:30
|
20:40
|
3
|
17:20
|
17:30
|
18:10
|
18:20
|
19:00
|
19:10
|
19:50
|
20:00
|
20:40
|
20:50
|
4
|
17:30
|
17:40
|
18:20
|
18:30
|
19:10
|
19:20
|
20:00
|
20:10
|
20:50
|
21:00
|
5
|
17:40
|
17:50
|
18:30
|
18:40
|
19:20
|
19:30
|
20:10
|
21:00
|
21:10
|
6
|
17:50
|
18:00
|
18:40
|
18:50
|
19:30
|
19:40
|
20:20
|
20:30
|
21:10
|
21:20
|
7
|
18:00
|
18:10
|
18:50
|
19:00
|
19:40
|
19:50
|
20:30
|
20:40
|
21:20
|
21:30
|
8
|
18:10
|
18:20
|
19:00
|
19:10
|
19:50
|
20:00
|
20:40
|
20:50
|
21:30
|
21:40
|
9
|
18:20
|
18:30
|
19:10
|
19:20
|
20:00
|
20:10
|
20:50
|
21:00
|
21:40
|
21:50
|
10
|
18:30
|
18:40
|
19:20
|
19:30
|
20:10
|
20:20
|
21:00
|
21:10
|
21:50
|
22:00
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А -начальный пункт
Б -конечный пункт
п -прибытие
о -отправление
Время первого отправления - 6:30
Ткн =11:10
Ткм =10:10р =12=10р=40
.2 График работы водителей на маршруте
Организация труда водителей должна обеспечивать:
четкую работу автобусов в соответствии с утвержденным расписанием для
качественного обслуживания пассажиров;
безопасность движения при перевозке пассажиров;
полное использование установленного фонда рабочего времени за учетный
период;
соблюдение установленной трудовым законодательством продолжительности
рабочего дня и порядка предоставления отдыха и перерывов для приема пищи;
высокую производительность труда.
Режим труда и отдыха водителей устанавливают в соответствии с Приказом
Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 20 августа
2004 г. N 15 г. «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени
и времени отдыха водителей автомобилей».
График работы составляется для всех водителей ежемесячно на каждый день
или смену с ежедневным и суммированным учетом рабочего времени и доводится до
сведения водителей за две недели до введения его в действие.
В рабочее время входит:
время управления автомобилем;
время перерывов для отдыха от управления автомобилем на конечных пунктах
маршрута и (при необходимости) в пути;
подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом
на линию и после возвращения с линии, а при междугородних перевозках - для
выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и
после окончания смены;
время проведения медицинского осмотра перед выездом и после;
время стоянки (погрузка, разгрузка) в местах посадки и высадки
пассажиров;
время простоев не по вине водителей;
время проведения работ по устранению возникших эксплуатационных
неисправностей, не требующих разборки автомобиля, а также выполнения
регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
время охраны автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных
пунктах при осуществлении междугородных перевозок, в случае, если такие
обязанности предусматривает трудовой договор;
время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет
автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;
другие случаи, предусмотренные законодательством.
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может
превышать 40 часов в неделю. Время управления автомобилем в течение периода
ежедневной работы не может превышать 9 часов. В тех случаях, когда по условиям
производства не может быть установлена нормальная ежедневная или еженедельная
продолжительность рабочего времени, используется продолжительность за учётный период
- один месяц. При суммированном учёте рабочего времени, когда водитель работает
на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность
работы может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с
представительным органом работников.
Перерыв для отдыха и питания предоставляется в середине рабочей смены, но
не позднее четырёх часов после начала работы. Его продолжительность должна быть
не более двух часов. При установленной графиком сменности продолжительности
ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два
перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не
менее 30 минут.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе со временем
перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности
времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном
учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха
должна быть не менее 12 часов. Еженедельный непрерывный отдых должен
непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным
(междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42
часов.
Рациональный режим автобусных бригад обеспечивает:
наилучшее обслуживание пассажиров на всех маршрутах во все часы суток;
наиболее полный выпуск автобусов на линию в часы максимальной нагрузки;
наиболее эффективное использование автобусов на линии;
полное использование в течении месяца установленного баланса рабочего
времени водителя и кондуктора;
соблюдение продолжительности рабочего дня, перерывов для отдыха и
питания, а также перерывов в межсменное время;
закрепление автобусов за бригадами водителей;
повышение производительности труда водителей и кондукторов;
своевременное проведение операций по содержанию, уходу и техническому
обслуживанию автобусов.
Условия движения автобусов и их продолжительность пребывания на линии
различна на каждом маршруте. Поэтому продолжительность смены автобусных бригад
различается по времени и зависит от расчёта данных и обоснования расписания
движения. По условиям безопасности смены для водителей автобусов строго
ограничивается. Условия эксплуатации предопределяют подбор соответствующих форм
и графиков рациональной работы и отдыха водителей. В зависимости от режима
работы автобуса на линии его закрепляют за одним, двумя или тремя водителями,
смена которых происходит либо в гараже, либо на автобусных станциях.
Существуют следующие основные формы организации труда:
строенная форма - на одном автобусе работает три водителя. Ежедневно
работают два водителя, после двух рабочих дней предоставляется выходной день.
Длительность перерывов для отдыха и питания составляет от 30 мин до 60 мин и
зависит от условий перевозки пассажиров на каждом маршруте. Её применяют на
маршрутах с ранним началом и поздним окончанием движения.
сдвоенная форма - два водителя работают на одном автомобиле по шесть дней
в неделю, по семь рабочих часов. Еженедельно бригады чередуют утреннюю и
вечернюю смену.
спаренная форма - за одним автобусом закреплено два водителя, которые
работают через день.
полуторная форма - за двумя автомобилями закреплено три водителя: два
основных и один подсменный, два рабочих дня, два выходных. Продолжительность
работы автобусов на линии при этой форме не охватывает полностью утренних и
вечерних часов «пик», поэтому её целесообразно использовать совместно с другими
формами организации труда. перевозка пассажир автобус
маршрут
двухсполовинная форма - на двух автобусах работают пять водителей. Два
водителя работают только на первом автобусе, два других только на втором, один
водитель чередует свою работу на обоих автобусах. После четырёх дней работы -
выходной.
одиночная форма. - на одном автомобиле работает один водитель. Она
применяется в малых городах, на маршрутах с незначительным объёмом перевозок, а
также на автобусах, находящихся в резерве или обслуживающие организации и
учреждения по заявкам.
В данном курсовом проекте предлагается график работы водителей с
использованием спаренной формы организации труда, который представлен в таблице
4.2.1.
Таблица 4.2.1 - График работы водителей на июль 2011
Водитель
|
Дни месяца
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
Иванов А.Б.
|
Р
|
О
|
Р
|
О
|
Р
|
В
|
Р
|
О
|
Р
|
О
|
|
Петров А.И.
|
О
|
Р
|
О
|
Р
|
О
|
Р
|
В
|
Р
|
О
|
Р
|
|
Водитель
|
Дни месяца
|
|
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
|
Иванов А.Б.
|
Р
|
В
|
Р
|
О
|
Р
|
О
|
Р
|
В
|
Р
|
О
|
|
Петров А.И.
|
О
|
Р
|
В
|
Р
|
О
|
Р
|
О
|
Р
|
В
|
Р
|
|
Водитель
|
Дни месяца
|
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
Иванов А.Б.
|
Р
|
О
|
Р
|
В
|
Р
|
О
|
Р
|
О
|
Р
|
О
|
Р
|
Петров А.И.
|
О
|
Р
|
О
|
Р
|
В
|
Р
|
О
|
Р
|
О
|
Р
|
О
|
Р - рабочий день
В - выходной день
О - день меж сменного отдыха
3.3 Диспетчерское управление движением на маршруте
Основной задачей управления движением автобусов являются обеспечение
своевременного и точного выпуска подвижного состава на каждый маршрут,
соблюдение высокой регулярности движения каждого автобуса на всей протяженности
маршрута, организация высокого уровня обслуживания пассажиров с равномерным
наполнением автобусов на каждом участке маршрута.
Система диспетчерского управления представляет собой централизованное
руководство движением автобусов, обеспечивающее контроль и оперативное
регулирование движения на всей автобусной сети в целях организации
бесперебойного и регулярного движения автобусов на каждом маршруте.
Особенностью диспетчерского управления является осуществление деятельности в
реальном масштабе времени.
Диспетчерская система на автобусном транспорте включает весь комплекс
деятельности по подготовке и организации выпуска автобусов на линию,
руководству их движением на маршрутах и своевременному возвращению в парк.
Диспетчерское управление преследует цели повышения эффективности использования
подвижного состава и поддержание качества транспортного обслуживания пассажиров
на нормативном уровне.
Диспетчерское руководство движением автобусов подразделяется на
внутрипарковое и линейное.
Внутрипарковая диспетчеризация пассажирских перевозок осуществляется
диспетчерской группой отдела эксплуатации. В обязанности внутрипаркового
руководства входит:
контроль за подготовкой автобусов к выпуску;
рациональное использование резервов подвижного состава;
подготовка путевой документации;
прием и обработка этой документации при возврате с линии;
организация своевременного выпуска автобусов;
регистрация преждевременных возвратов по техническим и другим причинам;
контроль времени возвращения автобусов в парк;
оформление суточного диспетчерского отчета о работе автобусов на
предприятии;
анализ выпуска подвижного состава на линию и его работы на линии;
прием жалоб и заявлений пассажиров.
Система контроля включает:
регистрацию всех нарушений регулярности движения;
наблюдение за обслуживанием пассажиров;
наблюдение за безопасностью дорожного движения;
наблюдение за условиями уличного движения.
Система контроля осуществляется по маршрутному принципу.
Практически используется две технологии диспетчерского управления: традиционная
(управление вручную) и автоматизированная. При традиционной технологии на
маршрутах организуются диспетчерские пункты, связанные телефонными каналами с
диспетчерским центром. Автоматизированная технология основана на контроле за
движением в ряде мест - контрольных пунктах.
Правительство России подготовило проект постановления, запрещающего
использование транспортных средств без отечественной навигационной системы
ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Этот документ затрагивает пассажирский транспорт, в
салоне которого более 8 сидячих мест, не считая водительского. Также устройства
с ГЛОНАСС обязательно будут устанавливаться на транспорте, предназначенном для
перевозки специальных и опасных грузов. Согласно проекту постановления,
отсутствие аппаратуры ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на пассажирском транспорте, а
также на транспорте для перевозки специальных и опасных грузов будет внесено в
список неисправностей, при которых эксплуатация транспортного средства
запрещена. Данное постановление может вступить в силу, по один данным, уже с
нового года, по другим - через пару лет, с 1 января 2013 года. Именно тогда
установка отечественной навигационной системы будет обязательной и для всех
поступающих в продажу новых автомобилей.
Спутниковый мониторинг на сегодняшний день является самым эффективным
инструментом диспетчеризации автомобилей и контроля работы водителей.
Спутниковая система мониторинга была разработана для решения задачи по
комплексному экономичному управлению автопарками предприятий различных отраслей
с внедрением множества дополнительных функций. Она позволяет в режиме реального
времени наблюдать за перемещениями контролируемых транспортных средств, а также
осуществлять дистанционное управление транспортом предприятия, при этом не
требуется установки и постоянного обновления громоздкого программного
обеспечения.
Система спутникового мониторинга подвижных объектов решает различные
задачи контроля за маршрутом, соблюдением расписания движения,
пассажиропотоком.
3.4 Документация необходимая при перевозке пассажиров
Организация и управление перевозками пассажиров сопровождаются
составлением и использованием в службе эксплуатации различных документов. Они
подразделяются на:
документы общего назначения (различные приказы и положения, табели учёта
рабочего времени и т.д.);
эксплуатационные документы (паспорт автобусного маршрута, расписание
движения, суточный диспетчерский доклад и д.р.).
По очерёдности возникновения документы подразделяются на первичные,
промежуточные и итоговые.
Первичные документы фиксируют вновь возникающую информацию. для АТП это -
путевые листы, листы регулярности движения билетно-учётные листы. ремонтные
листки, тахограммы, наряды водителей и т.д.
Промежуточные документы содержат информацию, обработанную и
сгруппированную в виде, необходимом для производственных целей (расписание
движения автобусов, карточка учёта автомобиля и т.д.). Такие документы
целесообразно выполнять в виде накопительных ведомостей.
Итоговые документы служат для фиксации в них информации отчётного
характера. Предназначены для передачи руководству или направления в другие
организации. Это технико-эксплуатационные показатели парка автомобилей и
маршрутов, объёмы перевозок и пассажирооборота, реализации билетов и полученной
выручки.
Важнейший эксплуатационный документ - путевой лист автомобиля. Путевой
лист выдаётся водителю диспетчером по выпуску при выезде на линию и подлежит
возврату на предприятие при возвращении с линии. Путевой лист является сменным
заданием водителю, служит доверенностью на право управления автомобилем, позволяет
контролировать на линии соблюдение режима труда и отдыха, используется для
накопления в нём первичной информации о работе водителя и автомобиля на линии.
Путевой лист
должен содержать следующие обязательные реквизиты:
наименование
и номер путевого листа;
сведения о
сроке действия путевого листа (дату (число, месяц, год), в течение которой
путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется
более чем на один день - даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в
течение которого путевой лист может быть использован);
сведения о
собственнике транспортного средства:
для
юридического лица - наименование, организационно-правовую форму,
местонахождение, номер телефона;
для
индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер
телефон);
сведения о
транспортном средстве включают:
тип и модель транспортного средства;
государственный регистрационный знак;
показания спидометра при выезде транспортного средства из АТП и его
заезде;
дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда;
-сведения о
водителе:
фамилию, имя,
отчество водителя;
дату (число,
месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового
медицинского осмотра водителя;
на путевом
листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности
осуществления деятельности.
Водитель при
работе на линии должен иметь при себе и предъявлять для контроля работникам
администрации (или их уполномоченным), работникам ГИБДД и представителям
Ространсинспекции:
удостоверение
на право управления транспортным средством;
путевой лист
установленной формы с отметками о допуске транспортного средства и водителя к
работе, времени начала и окончания работы, наименования маршрута и др.;
свидетельство
о регистрации транспортного средства;
полис
обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного
средства;
талон
прохождения государственного технического осмотра;
лицензионную
карточку.
4. Безопасность дорожного движения на маршруте
Согласно утверждённому плану мероприятий по предупреждению ДТП и
обеспечению безопасности дорожного движения на 2011 год в ООО «ПИТЕРАВТО» 1 раз
в год отделом безопасности движения проводятся ежегодные занятия с водительским
составом по повышению профессионального мастерства и по совершенствованию
навыков оказания доврачебной помощи при ДТП.
Ежеквартально анализируется состояние транспортной дисциплины, проводятся
собрания с бригадирами маршрутов по безопасности движения и анализом ДТП.
Отделом кадров проводится анализ состояния трудовой дисциплины в
подразделениях.
Во втором - третьем квартале текущего года проводятся занятия с
водительским составом по ПДД с последующим принятием зачётов.
Ежемесячно отделом технического контроля проводится технический осмотр
автобусов. Отделом кадров осуществляется контроль за прохождением медицинского
освидетельствования водителей.
Постоянно отделом безопасности движения доводится до сведенья водителей
информация по ДТП с анализом причин их возникновения. Продолжает работу
«Комиссия по безопасности дорожного движения» для разбора нарушений водителями
ПДД, трудовой и транспортной дисциплины, а также разработке мероприятий
направленных на снижение уровня аварийности. Отделом эксплуатации
осуществляется контроль за проведением предрейсового и периодического
медицинского освидетельствования. Перед выпуском автобусов на линию
осуществляется контроль за наличием необходимых документов. Проводятся сезонные
и внеплановые инструктажи с водительским составом по безопасности движения.
Отдел технического контроля обеспечивает ежедневный контроль за
техническим состоянием транспортных средств перед выездом на линию и по
возвращении к месту стоянок с отметкой в путевом листе. Обеспечивает
эксплуатацию транспортных средств в технически исправном состоянии, обеспечивает
техническое обслуживание и ремонт в порядке и сроки, определяемые действующими
нормативными документами. Осуществляет контроль за точным выполнением графика
работ ТО-1 и ТО-2, исключает случаи срывов проведения планового технического
обслуживания, усиливает контроль за регулировкой двигателей автобусов после
ремонта, исключая случаи повышенного содержания СО в выхлопных газах.
Отдел безопасности движения совместно с отделом кадров при увольнении
водителей осуществляет контроль за наличием водительских удостоверений, в целях
исключения случаев непринятия мер наказания за управление автобусом в нетрезвом
состоянии и других нарушений ПДД.
5. Конструктивная и экологическая безопасность автобусов
Качества автомобиля предупреждать ДТП и снижать тяжесть их последствий
оценивается таким комплексным эксплуатационным свойством, как конструктивная
безопасность автомобиля, включающим активную, пассивную, послеаварийную и
экологическую безопасность. Автомобиль должен быть безопасным в любых условиях.
Возможность безопасного управления зависит от умения водителя оценивать и
использовать активную безопасность автомобиля - свойство автомобиля
предупреждать ДТП или снижать вероятность его возникновения.
Активная безопасность автомобиля зависит от его компоновочных (габаритных
и весовых) параметров, тяговой и тормозной динамичности, устойчивости,
управляемости и информативности. Масса автомобиля, характер и расположение
пассажиров оказывают непосредственное влияние на возможность реализации
динамических и тормозных качеств, а также на управляемость и устойчивость
автомобиля.
Чем динамичнее автомобиль, тем он способен быстрее разгоняться и
двигаться с более высокой скоростью в разнообразных условиях движения.
Автомобиль, обладающий относительно более высокой тяговой динамичностью, в
реальных дорожных условиях обладает большим запасом мощности, который может
расходоваться на преодоление дорожных сопротивлений и на разгон.
Тормозная динамичность оценивает способность автомобиля к экстренной
остановке в случае внезапного появления препятствия на пути движения.
Нарушение поперечной устойчивости при прямолинейном движении (курсовой
устойчивости) проявляется в изменениях направления движения («рыскание» по
дороге), что может быть вызвано следующими причинами:
действием боковых сил (ветра, поперечной составляющей массы и др.);
моментом, создаваемым различными по величине тяговой или тормозной силами
на колесах левого и правого борта;
буксованием или скольжением колес одного борта;
резким разгоном, торможением или поворотом управляемых колес;
неодинаковой регулировкой колесных тормозов;
неисправностью в рулевом управлении (большой люфт, заклинивание),
разрывом шин и др.
Автомобиль с плохой курсовой устойчивостью занимает полосу, существенно
превышающую габаритную ширину. «Рыскание» по дороге требует от водителя
постоянных корректирующих действий с целью удержания автомобиля на полосе
движения.
Под потерей автомобилем устойчивости подразумевают опрокидывание или
скольжение автомобиля. В зависимости от направления опрокидывания и скольжения
различают продольную и поперечную устойчивость. Чтобы избежать потери
автомобилем устойчивости, необходимо плавно уменьшать скорость до начала
поворота, в особенности на влажной и скользкой дороге.
Информативность - это свойство автомобиля в виде его конструкции и
установленных на нем приборов позволяет водителю получать наибольший объем
информации об окружающей его обстановке и условиях, техническом состоянии
транспортного средства.
Пассивная безопасность - свойство автомобиля уменьшать тяжесть
последствий ДТП, если оно уже случилось. Пассивную безопасность обеспечивают
конструктивные мероприятия:
использование безопасных рулевых колонок. Большую опасность для водителя
представляют жесткие рулевые валы;
использование ремней безопасности. Главным недостатком ремней
безопасности является ограничение перемещений людей и стеснение их движений в
безаварийных условиях. Чтобы избежать указанного недостатка, применяют
устройства, позволяющие ограничивать перемещения людей только при аварии. К ним
относятся: подушки безопасности, защитные стенки из надувных мешков,
удерживающие рычаги и упругие части сидений, предохранительные сетки
безопасности, безопасные сиденья, надежное крепление сидений к полу кузова;
использование безопасного кузова и других элементов. Одной из причин
травматизма во время аварии, в частности при опрокидывании автомобиля или
трактора является выпадение людей через открывшиеся двери. Поэтому конструкция
замков должна обеспечивать два положения: полностью закрытое и не полностью
закрытое. Главными требованиями к стеклам транспортных средств являются высокая
прочность. При ударе снаружи, например, камнем, вылетевшим из-под колеса
переднего автомобиля, однослойное стекло разбивается взрывообразно и камень
может попасть в салон. Иногда наружную поверхность ветрового стекла покрывают
пленкой окислов металла или хлористых веществ. По пленке, содержащей металлы,
можно пропустить электрический ток для обогрева стекла в морозную погоду.
Высота выступающих над поверхностью двери кабины грузового автомобиля ручек не
должна быть более 35 мм для ручек стеклоподъемников и более 25 мм для остальных
ручек. Задняя часть спинок сидений в зоне возможного удара должна обладать
способностью поглощать энергию. Части конструкций сидений, не входящие в зоны
возможного удара должны иметь мягкую обивку для того, чтобы избежать
непосредственного соприкосновения головы с элементами конструкции.
Послеаварийная безопасность - свойство автомобиля уменьшать тяжесть
последствий ДТП после столкновения и предотвращать возникновение новых аварий.
К числу опасных явлений, которые могут возникнуть в результате ДТП, относят
пожар, заклинивание дверей и заполнение водой салона, если автомобиль затонул.
Сюда входят противопожарные мероприятия, эвакуация пассажиров и водителя из
аварийного транспортного средства. Наиболее тяжелым последствием ДТП для
пассажиров и водителя является возгорание автомобиля. Чаще возгорание
происходит при тяжелых ДТП, таких как столкновение, наезды на неподвижные
препятствия, а также опрокидывание.
Требованиями к пожарной безопасности предусмотрена установка перегородки
из огнестойкого материала между моторным отделением или любым другим источником
теплоты и остальной частью автомобиля. Заливные горловины топливных баков не
следует располагать в отделении водителя. Их рекомендуется размещать таким
образом, чтобы исключалась возможность попадания топлива на двигатель или
выхлопную трубу при заправке. Не допускается утечка топлива через пробку
заливной горловины, которая не должна самопроизвольно открываться и выступать
за поверхность кузова. Топливный бак должен быть прочным и коррозийностойким.
Экологическая безопасность - свойство автомобиля, позволяющее уменьшить
вред, наносимый участниками движения окружающей среде в процессе эксплуатации
(СО и уровень шума). Основными загрязняющими веществами при эксплуатации
автотранспорта, строительстве дорог и дорожных сооружений являются:
выхлопные газы;
нефтепродукты при их испарении;
пыль;
продукты истирания шин, тормозных колодок и дисков сцепления, асфальтовых
и бетонных покрытий;
противообледенительные соли и песок.
Наибольшему загрязнению подвержены территории, непосредственно
прилегающие к трассам. Полоса загрязнения достигает 300 м и более.
При движении автомобиля шум создается двигателем внутреннего сгорания,
шасси автомобиля (в основном механизмами трансмиссии и кузовом) и в результате
взаимодействия шин с дорожным покрытием. У технически исправного легкового
автомобиля, имеющего небольшой пробег, основной источник шума - взаимодействие
шин с дорожным покрытием, у грузового автомобиля шум шин составляет меньшую
долю. Для снижения шума автомобиля, прежде всего, стремятся конструировать
менее шумные механические узлы; уменьшать число процессов, сопровождающихся
ударами; снижать величину неуравновешенных сил, скорости обтекания деталей
газовыми струями, допуски сопрягаемых деталей; улучшать смазку; применять
подшипники скольжения и бесшумные материалы. Кроме того, уменьшение шума
автомобиля достигается применением шумопоглощающих и шумоизолирующих устройств.
Основной путь устранения шума - правильная техническая эксплуатация автомобиля.
6. Экономический раздел
.1 Расчет смет и затрат на перевозку
Подготовительно-заключительное время, ч
, (7.1.1)
где
- автомобиле-часы в наряде, ч;
- норма
подготовительно-заключительного времени, ч;
-
нормальная продолжительность рабочей смены, ч
Численность
водителей, чел
Повременная
заработная плата водителей, руб
, (7.1.3)
где
- часовая тарифная ставка водителя, руб
Премия
за баланс, руб
(7.1.4)
Основная заработная плата водителя, руб
(7.1.5)
Дополнительная заработная плата водителя, руб
Потребность в моторном масле, л
, (7.1.16)
где
- норма расхода моторного масла, л
Потребность
в трансмиссионном масле, л
, (7.1.17)
где
- норма расхода трансмиссионного масла, л
Потребность
в консистентных смазках, кг
, (7.1.18)
где
- норма расхода консистентных смазок, кг
Потребность в специальных смазках, л
, (7.1.19)
где
- норма расхода специальных смазок, л
Потребность
в обтирочных материалах, кг
, (7.1.20)
где
- норма расхода обтирочных материалов, кг
Затраты
на моторное масло, руб
(7.1.21)
Затраты на трансмиссионное масло, руб
(7.1.22)
Затраты
на консистентные смазки, руб
, (7.1.23)
где
- цена одного килограмма, руб
Расчет
смет и затрат на перевозку до внедрения представлен в таблице 7.1.1.
Таблица
7.1.1 - Расчет смет и затрат на перевозку до внедрения
Расчетная формула
|
Значение
|
Тп-з = Нn-з*АТн/(tнсм-Нn-з)
|
0,46*80446/(8-0,46)=4908
|
Nв = (АТн+Тп-з)/ФРВ
|
(80446+4908)/1900=45
|
ЗПвтар = Свч*(АТн+Тп-з)
|
50*(80446+4908)=4267700
|
Пвбал = %Двбал*ЗПвтар/100
|
100*4267700/100=4267700
|
ЗПосн = ЗПвтар +Пвбал
|
4267700+4267700=8535400
|
ЗПдоп = %Ддоп *ЗПосн/100
|
50*8535400/100=4267700
|
ФЗПв = ЗПосн+ЗПдоп
|
8535400+4267700=12803100
|
Нсоц = %Нсоц*ФЗПв/100
|
34,6*12803100/100=4429872
|
ЗПв = ФЗПв/(12*Nв)
|
12803100/12*45=23709,44
|
12803100+4429873=17232973
|
Тпр = Нл*Lобщ/100
|
22,4*1416200/100=317229
|
Тзп = Тпр*%Нзим*Nз/100*12
|
317229*10*5/100+12=13228
|
Твг = (Тпр+Тзп)*%Твг/100
|
(317229+13228)*0,5/100=1652
|
Тобщ = Тпр+Тзп+Твг
|
317229+13228+1652=332109
|
С2 = Тобщ*Ц1л
|
332109*24,3=8070249
|
Тмм = Нмм*Тобщ/100
|
1,8*332109/100=5978
|
Ттм = Нтм*Тобщ/100
|
0,15*332109/100=498
|
Тксм = Нксм*Тобщ/100
|
0,05*332109/100=166,05
|
Тссм = Нссм*Тобщ/100
|
0,1*332109/100=332
|
Том = Ном*Ас
|
3*20=60
|
Смм = Тмм*Ц1л
|
5978*68,82=411406
|
Стм = Ттм*Ц1л
|
498*83,5=41583
|
Сксм = Тксм*Ц1кг
|
166,05*55,99=9297
|
Сссм = Тссм*Ц1л
|
332*73,25=24319
|
Сом = Том*Ц1кг
|
60*15=900
|
С3 = Смм+Стм+Сксм+Сссм+Сом
|
411406+41583+9297+24319+900=487505
|
С4 = Нто,тр*Lобщ/10
|
12,71*1416200/10=1799990
|
Продолжение таблицы 7.1.1
|
Расчетная формула
|
Значение
|
C5 = Цк*Lобщ*nш/Lнорм
|
2500*1416200*6/70000=303471
|
C6 = На*Lобщ*Ас/10
|
0,22*1416200*20/10=623128
|
C7 = Ннр*Lобщ/10
|
73,59*1416200/10=10421816
|
Собщ = С1+С2+С3+С4+С5+С6+С7
|
17232973+8070249+487505+1799990+
+303471+623128+10421816=38939132
|
Расчет смет и затрат на перевозку после внедрения представлен в таблице
7.1.2.
Таблица 7.1.2 - Расчет смет и затрат на перевозку после внедрения
Расчетная формула
|
Значение
|
Тп-з = Нn-з*АТн/(tнсм-Нn-з)
|
0,46*40223/(8-0,46)=2454
|
Nв = (АТн+Тп-з)/ФРВ
|
(40223+2454)/1900=22
|
ЗПвтар = Свч*(АТн+Тп-з)
|
50*(40223+2454)=2133850
|
Пвбал = %Двбал*ЗПвтар/100
|
100*2133580/100=2133850
|
ЗПосн = ЗПвтар +Пвбал
|
2133850+2133850=4267700
|
ЗПдоп = %Ддоп *ЗПосн/100
|
50*4267700/100=2133850
|
ФЗПв = ЗПосн+ЗПдоп
|
4267700+2133850=6401550
|
Нсоц = %Нсоц*ФЗПв/100
|
34,6*6401550/100=2214936
|
ЗПв = ФЗПв/(12*Nв)
|
6401550/12*22=24248,3
|
С1 = ФЗПв+Нсоц
|
6401550+2214936=8616486
|
Тпр = Нл*Lобщ/100
|
8,1*708100/100=57356
|
Тзп = Тпр*%Нзим*Nз/100*12
|
57356*10*5/100*12=2392
|
Твг = (Тпр+Тзп)*%Твг/100
|
(57356+2392)*0,5/100=299
|
Тобщ = Тпр+Тзп+Твг
|
57356+2392+299=60047
|
С2 = Тобщ*Ц1л
|
60047*23,7=1423114
|
Тмм = Нмм*Тобщ/100
|
2*60047/100=1201
|
Ттм = Нтм*Тобщ/100
|
0,15*60047/100=90
|
Расчетная формула
|
Значение
|
Тксм = Нксм*Тобщ/100
|
0,05*60047/100=30,02
|
Тссм = Нссм*Тобщ/100
|
0,1*60047/100=60
|
Том = Ном*Ас
|
5*10=50
|
Смм = Тмм*Ц1л
|
1201*68,82=82653
|
Стм = Ттм*Ц1л
|
90*83,5=7515
|
Сксм = Тксм*Ц1кг
|
30,02*55,99=1681
|
Сссм = Тссм*Ц1л
|
60*73,25=4395
|
Сом = Том*Ц1кг
|
50*15=750
|
С3 = Смм+Стм+Сксм+Сссм+Сом
|
82653+7515+1681+4395+750=96994
|
С4 = Нто,тр*Lобщ/10
|
17,42*708100/10=1233510
|
C5 = Цк*Lобщ*nш/Lнорм
|
3400*708100*6/80000=180566
|
C6 = На*Lобщ*Ас/10
|
0,22*708100/10=155782
|
C7 = Ннр*Lобщ/10
|
73,59*708100/10=5210908
|
Собщ = С1+С2+С3+С4+С5+С6+С7
|
8616486+1423114+96994+180566+155782+
+1233510+5210908=16917360
|
Калькуляция и структура себестоимости представлена в таблице 7.1.3.
Таблица 7.1.3 - Калькуляция и структура себестоимости
Статьи затрат
|
Затраты, руб.
|
S10км,, руб.
|
Структура, %
|
|
До внедрения
|
По проекту
|
До внедрения
|
По проекту
|
До внедрения
|
По проекту
|
Заработная плата водителей
с Свзн
|
17232973
|
8616486
|
121,68
|
121,68
|
44,25
|
50,93
|
Затраты на топливо
|
8070249
|
1423114
|
56,99
|
20,01
|
20,73
|
8,41
|
Затраты на смазочные и
прочие эксплуатационные материалы
|
487505
|
96994
|
3,44
|
1,37
|
1,25
|
0,57
|
Затраты на техническое
обслуживание и ремонт
|
1799990
|
1233510
|
12,71
|
17,42
|
4,62
|
7,29
|
Затраты на восстановление
износа и ремонт шин
|
303471
|
180566
|
2,14
|
2,55
|
0,78
|
1,07
|
Амортизационные отчисления
на полное восстановление и капитальный ремонт
|
623128
|
155782
|
4,4
|
2,2
|
1,6
|
0,92
|
Накладные расходы
|
10421816
|
5210908
|
73,59
|
73,59
|
26,77
|
30,09
|
Общие затраты
|
38939132
|
16917360
|
274,96
|
238,91
|
100
|
100
|
6.2 Расчет доходов за перевозку
Расчет доходов за перевозку представлен в таблице 7.2.1.
Таблица 7.2.1 - Расчет доходов за перевозку
Расчетная формула
|
Значение
|
|
До внедрения
|
После внедрения
|
Дпер = Qпасс*d1пасс
|
1332396*30=39971880
|
1332396*30=39971880
|
6.3 Расчет финансовых результатов от перевозок
Балансовая прибыль, руб
(7.3.1)
6.4
Расчет экономической эффективности проекта
Таблица 6.4.1 - Расчет экономической эффективности проекта
Расчетная формула
|
Значение
|
|
До внедрения
|
После внедрения
|
Пвт = Дпер/Nв
|
39971880/45=888264
|
39971880/22=1816904
|
%ПвТ =
(ПвТпосле-ПвТдо)/ПвТдо*100
|
-
|
(1816904-888264)/
/888264*100=104,55
|
ЗПвср = ФЗПв/Nв*12
|
12803100/45*12=23709,44
|
6401550/22*12=24248,3
|
Эг = Собщ1-Собщ2
|
-
|
38939132-16917360=22021772
|
Кв = Цб*Ас
|
350000*20=7000000
|
459000*10=4590000
|
Зпр = Собщ+Кв*Ен
|
38939132+7000000*
*0,15=39989132
|
16917360+4590000*
*0,15=17605860
|
Сводная таблица дипломного проекта приведена в таблице 7.4.2.
Таблица 7.4.2 - Сводная таблица дипломного проекта
Наименование показателя
|
Единицы измерения
|
Значение
|
Отклонение
|
|
|
Газель
|
Фольксваген
|
Абсолютное
|
Относительное, %
|
Длина маршрута
|
км
|
12
|
12
|
-
|
-
|
Техническая скорость
|
км/ч
|
22,03
|
22,03
|
-
|
-
|
Количество оборотов
|
ед
|
6
|
6
|
-
|
-
|
Корректированное время на
маршруте
|
ч
|
10,02
|
10,02
|
-
|
-
|
Корректированное время в
наряде
|
ч
|
11,02
|
11,02
|
-
|
-
|
Производительность автобуса
за рабочий день
|
пасс
|
182,52
|
365,04
|
182,52
|
100
|
Производительность автобуса
за рабочий день
|
пасскм
|
912,6
|
1825,2
|
912,60
|
100
|
Среднесуточный пробег
автобуса
|
км
|
194
|
194
|
-
|
-
|
Скорость сообщения
|
км/ч
|
19,4
|
19,4
|
-
|
-
|
Эксплуатационная скорость
|
км/ч
|
17,6
|
17,6
|
-
|
-
|
Потребное количество
автобусов на маршруте
|
ед
|
20
|
10
|
10
|
50
|
Количество рейсов за период
на маршруте
|
ед
|
87600
|
43800
|
43800
|
50
|
Автомобиле-дни в
эксплуатации
|
дн
|
7300
|
3650
|
3650
|
50
|
Автомобиле-часы в наряде
|
ч
|
80446
|
40223
|
40223
|
50
|
Общий пробег автобуса за
период на маршруте
|
км
|
1416200
|
708100
|
708100
|
50
|
Объём перевозок на маршруте
|
пасс
|
1332396
|
1332396
|
-
|
-
|
Пассажирооборот на маршруте
|
пасскм
|
6661980
|
6661980
|
-
|
-
|
Интервал движения автобусов
|
мин
|
5
|
10
|
5
|
100
|
Средняя дальность поездки
одного пассажира
|
км
|
5
|
5
|
-
|
-
|
Доход от перевозок
|
руб
|
39971880
|
39971880
|
-
|
-
|
Прибыль
|
1032748
|
23054520
|
22021772
|
|
Производительность труда
водителя
|
руб
|
888264
|
1816904
|
928640
|
104,55
|
Месячная зарплата водиеля
|
руб
|
23709,44
|
24248,3
|
538,86
|
2,27
|
Стоимось приведённых
годовых затрат
|
руб
|
39989132
|
17605860
|
22383272
|
55,97
|
Общие затраты
|
руб
|
38939132
|
16917360
|
22021772
|
56,55
|
Себестоимось
|
руб
|
274,96
|
238,91
|
36,05
|
13,11
|
Выводы
При выборе подвижного состава на маршрут К-136 были проведены
технико-экономические расчёты.
При смене подвижного состава остаются неизменными:
техническая скорость - 22,03 км/ч;
эксплуатационная скорость - 17,6 км/ч;
скорость сообщения - 19,4 км/ч;
корректированное время на маршруте - 10,02 ч;
корректированное время в наряде - 11,02 ч;
среднесуточный пробег - 194 км;
средняя дальность поездки пассажира - 5 км;
объём перевозок - 1 332 396 пасс;
пассажирооборот - 6 661 980 пасскм;
доход от перевозок - 39 971 880 руб.
Уменьшаются:
количество рейсов на маршруте за период на 43 800 ед - 50%;
потребное количество автобусов на маршруте на 10 ед - 50%;
автомобиле-дни в эксплуатации на 3 650 дн - 50%;
автомобиле-часы за период на 40 223ч - 50%;
общий пробег автобуса за период на 708 100км - 50%;
стоимость приведённых годовых затрат на 22 383272 руб - 55,97%;
общие затраты на 22021772 руб - 56,55%;
себестоимость на 36,05 руб - 13,11%.
Увеличиваются:
производительность автобуса за рабочий день в пассажирах на 182,52 пасс -
100%;
производительность автобуса за рабочий день в пассажирокилометрах на 912,6пасскм
- 100%;
интервал движения на 5 мин - 100%;
производительность труда водителей на 928640 руб - 104,55%;
ежемесячная заработная плата на 538,86 руб - 2,27%;
прибыль на 22021772 руб.
Мною выполнена и сдана конструкторская разработка по дипломному проекту в
виде разработки и изготовления наглядного пособия по предмету «Организация и
управление пассажирскими автоперевозками» по теме «Разработка и изготовление
наглядных пособий по ООО «ПИТЕРАВТО»».
Литература
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 259-ФЗ "Устав автомобильного
транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 8.11.2007
. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и
о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 8.11.2007
. Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров
автобусами от 08.01.1997 (с изменениями от 18.07.2000)
. Положение о лицензировании перевозок автомобильным
транспортом от 30.10.2006
. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным
транспортом и городским наземным электрическим транспортом от 14.02.2009
. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 20
августа 2004 г. N 15 г. Москва. Об утверждении Положения об особенностях режима
рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей
. Спирин И.В.Организация и управление пассажирскими
перевозками: Учебник - М.:Академия,2010
. Спирин И.В.Перевозки пассажиров городским транспортом:
Справочное пособие. М.: ИКЦ Академкнига, 2006