Автоматизация складской деятельности предприятия

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,65 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Автоматизация складской деятельности предприятия

Аннотация

Перечень ключевых слов: логистика, склад, автоматизация.

Дипломная работа просвещена автоматизации складской деятельности в ОАО «СПб КПК».

Актуальность темы подтверждается тем, что склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем.

Цель дипломной работы - автоматизация складской системы ОАО «СПб КПК».

В дипломной работе были поставлены следующие задачи:

1)Теоретическое исследование основных показателей в области складирования и автоматизированных систем складирования.

2)Анализ ведущих характеристик ОАО «СПб КПК».

3)Определение состояния фактической организации складирования.

4)Выявление основных достоинств и недостатков в организации складирования ОАО «СПб КПК».

5)Выявление структуры затрат предприятия, определение доли затрат связанных с организацией складирования.

6)Анализ эффективности основной финансово-хозяйственной деятельности ОАО «СПб КПК».

7)Выявление текущего состояния организации техники безопасности и охраны труда на исследуемом предприятии.

8)Определение механизмов повышения эффективности организации складирования ОАО «СПб КПК» за счет совершенствования и внедрения автоматизированной системы функционирования склада.

Для реализации поставленной цели и выполнения данных задач, был осуществлен теоретический анализ положений складской логистики, исследован характер особенностей деятельности ОАО «СПб КПК», знакомство с организационными особенностями складирования, определена эффективность функционирования склада, выявлены позитивные и негативные аспекты складской деятельности ОАО «СПб КПК», рассмотрены вопросы автоматизации отдельных этапов функционирования склада готовой продукции.

Предлагаемые выводы и рекомендации носят прикладной характер и способны повлиять на эффективность организации складирования ОАО «СПб КПК».

Содержание

Реферат

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты организации складирования

1.1 Склады, их понятие и роль в логистике

1.2 Складирование и его характеристика

1.3 Организация складских процессов с элементами логистики

1.4 Современные автоматизированные системы управления складом

Выводы по главе 1

Глава 2. Характеристика открытого акционерного общества «Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат»

2.1 Краткая характеристика деятельности ОАО «СПБ КПК»

2.2 Характеристика финансового состояния ОАО «СПб КПК»

2.3 Функционирование склада готовой продукции ОАО «СПб КПК»

Выводы по главе 2

Глава 3. Предложения по внедрению автоматизированной системы управления на склад готовой продукции ОАО «СПб КПК»

3.1 Типы складских мест

3.2 Автоматизация процесса приемки картона на склад

3.3 Автоматизация процесса отпуска картона со склада

3.4 Автоматизация процесса приемки картона из производства

3.5 Комплектование и отгрузка картона клиенту железной дорогой

3.6 Перемещение полуфабрикатов ролей в производство ЦПК

3.7 Возврат полуфабрикатов ролей из производства

3.8 Перемещения внутри склада

3.9 Инвентаризация

3.10 Требования к интерфейсу

3.11 Оценка затрат на внедрение автоматизированной системы управления

Выводы по главе 3

Глава 4. Безопасность объекта

4.1 Производственная безопасность

4.2 Безопасность в случае чрезвычайных ситуаций

Выводы по главе 4

Заключение

Список использованных источников

Введение

Логистика - наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистика имеет глубокие исторические корни, но тем не менее сравнительно молодая наука. Бурное развитие она получила в период второй мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, тыловых и снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением, горюче-смазочными материалами и продовольствием.

Начало широкого использования логистики в экономике приходиться на 60-70-е гг. и связано с достижениями в области коммуникационных технологий. Появившаяся возможность всех этапов движения сырья, деталей и готовой продукции позволила четко увидеть огромные потери, допускаемые в традиционных схемах управления материальными потоками.

Можно сделать вывод, что о логистике известно давно, но тем не менее она претендует на название научной и учебной дисциплины XXI века.

Отечественная логистика в условиях рыночной экономики пока еще находится в стадии формирования.

Главной задачей логистики является разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами.

Одной из основных задач логистики является также совершенствование управления товародвижением, создание эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков.

Существуют два вида функций логистики:

1)Оперативные - связаны с непосредственным управлением движения материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения.

2)Координационные - выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков и прогнозирование развития потенциальных рынков; обработка данных заказов и потребностей потребителей.

Объектом изучения логистики являются материальные, финансовые, информационные потоковые процессы хозяйственно-экономической деятельности.

Логистика способствует повышению эффективности работы фирмы при соблюдении следующих требований:

·поддержание связи логистики со стратегией;

·совершенствование в организации движения материальных потоков;

·поступление необходимой информации и ее обработка;

·эффективное управление трудовыми ресурсами;

·тщательная разработка логистических операций и т.д.

Недостаточное внимание к вопросам организации логистической деятельности на предприятии способствует снижению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а в ряде случаев может вести к банкротству фирм, т.к. затраты, связанные с входящими материальными потоками, формируют структуру затрат организаций.

Предприятия для организации основной хозяйственной деятельности требуют размещения товарных запасов, сырья, материалов, ресурсов, необходимых для бесперебойного производственного процесса, торгово-снабженческой деятельности, а также полуфабрикатов с тем, чтобы обеспечить минимально-необходимый для предприятия товарно-материальный запас. От того, насколько ритмично налажена складская деятельность, оборудованы и оснащены здания, сооружения, специализированные помещения, устройства, предназначенные для приемки, размещения, хранения грузов, товарно-материальных запасов зависит качество, товарные характеристики, сохранность и комплектность товарно-материальных ценностей.

Данная дипломная работа исследует проблему разработки мероприятий по совершенствованию организации складской деятельности.

Для реализации поставленной цели следует решить комплекс задач:

) осуществить анализ теоретических аспектов организации складирования, выявить специфические особенности организации складских процессов;

) рассмотреть основные виды складов и их функции;

) познакомитьсяс основными технико-экономическими характеристиками ОАО «СПб КПК»;

) исследовать текущую организацию складирования, складских услуг ОАО «СПб КПК»;

) произвести технико-экономический анализ хозяйственной деятельности ОАО «СПб КПК»;

) выявить преимущества, недостатки и возможные скрытые резервы, способные воздействовать на эффективность складской деятельности;

) разработать комплекс мероприятий по внедрению автоматизированной системы управления складской деятельностью ОАО «СПб КПК»;

Глава 1. Теоретические аспекты организации складирования

1.1 Склады, их понятие и роль в логистике

Проектирование сквозных процессов в большинстве случаев дает оптимальное решение при условии накапливания сырья, полуфабрикатов, готовых изделий в том или ином звене логистической цепи на некоторое время. Целостный проект показывает, что необходимо сделать с грузом в месте накапливания. Возможно, поступившие грузовые единицы необходимо расформировать, товары переупаковать, какое-то время хранить, затем сформировать новые грузовые единицы и в нужный момент доставить потребителю. С этой целью в логистической системе организуется склад.

Склады - это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения, поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.

Изготовителю продукции необходимы склады сырья и исходных материалов, с помощью которых обеспечивается непрерывность производственного процесса. Склады готовой продукции позволяют содержать запас, обеспечивающий непрерывность сбыта. На складах торговли накапливаются и ожидают своего потребителя готовые изделия.

Представление о гармонично организованной логистической системе как о системе без складов ошибочно. Гармония в логистике достигается правильным сочетанием складского и транзитного способов продвижения вещественной субстанции от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Склад в логистике используется только тогда, когда это позволяет улучшить показатели сквозного процесса. Таким образом, роль склада заключается в создании условий для оптимизации материального потока.

Логистика ставит задачу гармоничной организации внутрискладских процессов, а также задачу технической, технологической и планово-организационной сопряженности внутрискладских процессов с процессами, происходящими в окружающей склад экономической среде.

Склады в логистике рассматривают как элементы систем товародвижения и в то же время как самостоятельные системы. Соответственно, выделяют две группы задач:

1.задачи, связанные со складами, возникающие при проектировании систем товародвижения;

2.задачи по складам как по самостоятельным системам.

Таким образом, основное назначение склада - концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей.

Чтобы иметь представление о видах и функциях складов, необходимо рассмотреть характеристику складов.

1.2 Складирование и его характеристика

1.2.1 Виды складов

Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов.

В широком диапазоне варьируются размеры складов: от небольших помещений общей площадью в несколько сотен квадратных метров, до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров.

Различаются склады и по высоте укладки грузов. В одних груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более.

Склады могут иметь разные конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые).

Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах.

В складе может создаваться и поддерживаться специальный режим, например, температура, влажность.

Различаются склады и по степени механизации складских операций: немеханизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические.

Существенным признаком классификации складов является возможность доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта.

В соответствии с этим признаком различают пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные.

Для того, чтобы доставить груз от станции пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным транспортом.

В зависимости от широты ассортимента хранимого груза выделяют специализированные склады, склады со смешанным или универсальным ассортиментом.

Таким образом, в качестве преимуществ различных видов складирования рассматриваются: высокая степень используемой площади и объема, свободный доступ к товару, обеспечение контроля структурных изменений запасов, возможность высотного складирования, легкость обслуживания, возможность автоматизированного управления, низкие капиталовложения и строительные затраты, низкие эксплуатационные расходы и затраты на техническое обслуживание.

логистика управление склад картон

1.2.2 Функции складов

Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических процессах склады выполняют следующие схожие функции:

·временное размещение и хранение материальных запасов;

·преобразования материальных потоков;

·обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.

Любой склад обрабатывает, по меньшей мере, три вида материальных потоков:

)входной

)выходной

)внутренний.

Наличие входного потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и качества прибывшего груза. Выходной поток обусловливает необходимость погрузки транспорта, внутренний - необходимость перемещения груза внутри склада.

Реализация функции временного хранения материальных запасов означает необходимость проведения работ по размещению грузов на хранение, обеспечению необходимых условий хранения, изъятию грузов из мест хранения.

Преобразование материальных потоков происходит путем расформирования одних грузовых партий или грузовых единиц и формирования других. Это означает необходимость распаковки грузов, комплектования новых грузовых единиц, их упаковку, затаривание.

Однако это лишь самое общее представление о складах. Любая из вышеперечисленных функций может изменяться в широких пределах, что сопровождается соответствующим изменением характера и интенсивности протекания отдельных логистических операций. Это, в свою очередь, меняет картину протекания всего логистического процесса на складе.

Рассмотрим функции различных складов, встречающихся на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.

На складах готовых изделий предприятий-изготовителей осуществляется складирование, хранение, подсортировка или дополнительная обработка продукции перед ее отправкой, маркировка, подготовка к погрузке и погрузочные операции.

Склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей принимают продукцию, выгружают, сортируют, хранят и подготавливают ее к производственному потреблению.

Склады оптово-посреднических фирм в сфере обращения продукции производственно-технического назначения, кроме перечисленных выше, выполняют также следующие функции:

обеспечивают концентрацию товаров, комплектацию ее в нужном ассортименте, организуют доставку товаров мелкими партиями как на предприятия-потребители, так и на склады других оптовых посреднических фирм, осуществляют хранение резервных партий.

Склады торговли, находящиеся в местах сосредоточения производства, принимают товары от производственных предприятий большими партиями, комплектуют и отправляют крупные партии товаров оптовым покупателям, находящимся в местах потребления.

Склады, расположенные в местах потребления, получают товары производственного ассортимента и, формируя широкий торговый ассортимент, снабжают ими розничные торговые предприятия.

1.2.3 Обработка информации на складе

Логистический процесс на современных складах, и в первую очередь автоматизированных складах, предполагает наличие систем управления информационными потоками, которые осуществляют:

·управление приемом и отправкой грузов;

·управление запасами на складе;

·обработку поступающей документации;

·подготовку сопроводительных документов при отправке грузов и т.д.

В зависимости от уровня организации программно-технических средств выделяют:

·обработку информации вручную;

·обработку информации в пакетном режиме (имеется ввиду подготовка данных о поступающих и отгруженных грузах, которые периодически вводятся в ЭВМ, обрабатываются вручную или автоматически);

·обработку информации в режиме реального времени (в этом случае информация вводится в ЭВМ одновременно с движением грузов, или, точнее, в момент их перехода через контрольные пункты);

·непосредственное управление от компьютера (на практике это предполагает интегрированное управление материальными и сопутствующими им информационными потоками в режиме реального времени).

Альтернативный выбор оптимального варианта системы складирования осуществляется после технико-экономической оценки каждого из них. В качестве критериев оценки могут быть применены:

·показатель эффективности использования складской площади и объема;

·показатель общих затрат на 1 т товара, связанных с оснащенностью склада по данному варианту.

Коэффициент полезно используемой площади Ks равен отношению площади, занятой под складирование - Srp, к общей площади склада Soc

Ks = Srp / Soc, (1)

Аналогично определяют коэффициент полезно используемого

объема Kv:

Kv = Vгp / Voc = Sгp * hCKJ1 / Soc * hoc, (2)

где Vrp - складской объем, занимаемый оборудованием, на котором хранится груз, м3;

Voc - общий складской объем, м3;

h скл_ используемая высота складского помещения под хранение груза, м

hoc- высота складского помещения, м;

Экономическим критерием при оценке вариантов систем складирования может быть показатель общих затрат, рассчитанный как сумма единовременных и текущих затрат:

ОЗ =Э+0,29К, (3)

где Э - текущие затраты, руб./т;

0,29 - коэффициент эффективности капитальных вложений.

К - единовременные затраты, руб./т;

Текущие затраты (на 1 т товара) исчисляются по формуле:

Э = А / nQ, (4)

где А - затраты, связанные с амортизацией, эксплуатацией и ремонтом оборудования склада, руб;

п - оборачиваемость товара (365 : t3); здесь t3 - средняя продолжительность срока хранения товара на складе, т.е. товарный запас в днях;

Q - вес товара, размещенного на оборудовании склада, т.

Единовременные затраты (в рублях на 1 т товара) определяются следующим образом:

К =Ст/nQ, (5)

где Ст- стоимость оборудования, размещенного на данном складе.

При альтернативном выборе системы складирования на основе применяемого при этом оборудования оптимальным является вариант с максимальным значением показателя эффективности использования складского объема при минимальных затратах.

Эффективность использования ОПФ, задействованных в организации складских услуг, существенным образом влияет на структуру затрат, связанных со складированием, организацией складской деятельности. Основными показателями, характеризующими текущее использования ОПФ могут выступать:

Относительный перерасход (экономия) ОПФ рассчитывается следующим образом:

∆ОПФотнпер= i * ОПФбаз - ОПФфакт , (6)

где i - индекс отклонения выпуска услуг.

На изменение среднегодовой стоимости ОПФ оказывают влияние следующие факторы:

·Влияние изменения фондоотдачи на выпуск услуг:

∆Qf = ∆f * ОПФфакт, (7)

где ∆f - изменение фондоотдачи.

·Влияние изменения среднегодовой стоимости ОПФ:

∆Qoпф = ∆ОПФ * fба3, (8)

Данные показатели влияют на изменение выпуска услуг, т.к. стоимость ОПФ, затраты, связанные с эксплуатацией и ремонтом, носят достаточно высокий удельный вес в общей структуре затрат предприятия в случае, если для организации складирования товарно-материальных ценностей используются транспортные средства, машины, оборудования, силовые и передаточные устройства.

Прямые материальные затраты в организации складской деятельности.

Совокупность затрат организации может быть подразделена на постоянные затраты и переменные затраты.

Переменные затраты изменяются прямо пропорционально объемам выпуска услуг.

Постоянные затраты практически всегда носят комплексный характер, включают в себя несколько видов затрат.

Так как значительный удельный вес занимают прямые затраты, то необходимо сделать анализ влияния факторов на изменение прямых материальных затрат. Этими показателями являются:

·изменение объёма производства:

Моб = iiбаз - Мфакт, (9)

где ii - индекс изменения полной себестоимости выпущенной продукции.

·изменение структуры выпускаемых товаров и услуг:

Мструктура = Мбаз * (i - i1), (10)

где i - индекс изменения объема выпуска услуг

·изменение уровня материальных затрат на изготовление отдельных видов услуг:

Мвиды услуг = Qфакт * (Мфакт / Qфакт - Мбаз / Q6a3), (11)

Таким образом мы узнаем, какой из этих факторов произвел наибольшее влияние на изменение материальных затрат за анализируемый период. Прибыль от продаж при организации складской деятельности.

Наибольший удельный вес в структуре прибыли до налогообложения занимает прибыль от продаж - это конечный результат работы организации. Для того, чтобы узнать, что повлияло на изменение прибыли от продаж, выявляются следующие факторы:

·изменение объёма реализованных услуг

∆Поб = i * Пбаз - Пфакт (12)

где i - индекс изменения объёма реализации;

Пбаз- прибыль (убыток) от продаж в базисном периоде.

·изменение в структуре предоставленных услуг

∆Поб = Пусл - i *Пбаз, (13)

где Пусл - прибыль (убыток) от продаж в отчетном периоде.

·изменение себестоимости отдельных видов услуг

∆Пс/с = Сусл - Сфакт, (14)

где С - полная себестоимость.

·изменение цен

∆Пц=ВРфакт-ВРусл: (15)

где ВР- выручка от реализации.

Чтобы определить оптимальное расположение склада, необходимо рассмотреть следующие требования, необходимые для выгодного индивидуального потребления складской площади.

1.2.4 Техническое оснащение на складе

Грамотно подобранное складское оборудование помогает повысить производительность труда на складе, увеличить скорость обработки грузов и улучшить качество работы. В свою очередь, повышение качества логистики внутри склада способствует увеличению объема работ, ускорению обработки заказов и их доставки клиентам, расширение клиентской базы и, как следствие, увеличению прибыли. Поэтому так важен вопрос правильной организации склада и его оснащения хорошим складским оборудованием.

Для комфортной работы складского комплекса необходимо несколько видов складского оборудования:

·Оборудование для хранения грузов (стеллажи и шкафы)

·Грузоподъемное оборудование (штабелеры, погрузчики, тали, лебедки)

·Транспортное оборудование (тележки)

Надежность, комфорт, безопасность хранения - вот первые требования, предъявляемые к современному складскому комплексу. Поэтому в первую очередь выбирается именно стеллажное оборудование (при возможности, разумеется). Складская система обычно разрабатывается по индивидуальному проекту и учитывает все особенности помещения (высоту потолков, неровности пола и т.д.) и груза (габаритные размеры, вес, требования к условиям хранения).

Главный принцип грамотного подбора складского оборудования - сопоставимость. В первую очередь лучше подбирать стеллажи. Но к тому моменту, как вы утвердите проект стеллажной системы, необходимо представлять и то, какую технику вы планируете использовать, сопоставляя характеристики подходящих моделей со стеллажной системой. Если высота вашего склада 3-4 метра, то высокоподъемная техника вам точно ни к чему. Точно так же нужно смотреть на грузоподъемность и размеры (если можно обойтись ручным штабелером и сузить за счет этого межстеллажные проходы, то наверняка нет смысла тратиться на самоходный). Выбирая технику, необходимо знать и такой немаловажный параметр, как размер грузопотока. Для крупного склада, где погрузочно-разгрузочные работы производятся безостановочно, нужна одна техника, для небольшого подсобно-складского помещения булочной - другая.

Существует довольно много разновидностей стеллажей, и для того, чтобы выбрать идеальный вариант, необходимо ответить себе на несколько вопросов (эти знания пригодятся потом и при общении с менеджерами, так как вы будете иметь примерное представление о том, какие стеллажи вам нужны):

В каких упаковках груз будет храниться на стеллажах? Это первое, что вы должны определить. Для коробок нужна одна конструкция, для паллет - другая, для рулонов линолеума - третья. Если вы планируете хранить грузы различных видов, скорее всего вам потребуется несколько стеллажей или комбинированная стеллажная система.

Какова площадь и высота помещения, имеются ли архитектурные особенности? Для проектирования стеллажной системы нужно знать её возможную высоту, площадь, количество уровней и секций, наличие особенностей помещения (например, если в одном углу склада организован небольшой подиум, то корректируется высота стеллажа; точно так же учитываются и другие особенности).

Каковы будут максимальные габариты и вес груза? Эти параметры необходимы для определения грузоподъемности уровня стеллажа и всей системы в целом, а также расстояния между уровнями и глубины стеллажа. Рекомендуем, определившись с предполагаемыми (или даже точными) характеристиками груза, прибавить 3-5% размера и грузоподъемности «для запаса» (даже если вы так и не превысите изначальные показатели, стеллажи прослужат дольше).

Нуждается ли груз в каких-то особых условиях хранения? Если вы планируете организовать склад-холодильник, то предпочтительнее стеллажи с оцинкованными стойками - они более устойчивы к низким температурам. Грузы с ограниченным сроком хранения лучше размещать на фронтальных стеллажах, а для долговременного хранения подойдут набивные. Таких нюансов очень много, и при выборе стеллажного оборудования они играют не последнюю роль.

Ни на одном складе товар не лежит мертвым грузом на стеллажах. С ним происходит непрерывная работа: укладка на хранение, подъем, спуск, перевозка в другое место, отгрузка новых партий, сбор заказа клиентам. Для всех этих операций необходимо специальное складское оборудование.

Тележки занимают второе после стеллажей место в рейтинге самых популярных видов складского оборудования. Есть очень маленькие склады, где грузы хранятся на легких полочных стеллажах и загружаются/выгружаются вручную, но вряд ли можно найти хотя бы один склад, где не нужно было бы транспортировать грузы из одной точки в другую. Поэтому без тележек немыслим ни один склад, будь это крохотный закуток рядом с торговой точкой на рынке, или крупнейший складской комплекс, - транспортное складское оборудование должно быть на каждом складе. При выборе тележки необходимо учитывать специфику перевозимого груза. Например, для сравнительно легких грузов подойдут ручные двухколесные тележки; предметы, не упакованные на поддоны (ящики, коробки, различные упаковки и т.д.) удобно перевозить на платформенных тележках, а для транспортировки паллет подойдут гидравлические или самоходные вилочные тележки.

Штабелеры и погрузчики необходимы любому складу, где грузы хранятся на паллетах. Но прежде чем выбирать погрузочную технику, нужно оценить размер грузооборота, высоту стеллажной системы, предполагаемые нагрузки, расстояние между стеллажными секциями. Для небольшого склада удобным и экономичным вариантом станет ручной гидравлический штабелер - он компактен, доступен, долговечен. При среднем и крупном грузопотоке, а также при большой высоте стеллажной системы лучше отдать предпочтение штабелерам с электроподъемом: ведомым или самоходным, с подножкой оператора или с кабиной, - производители складского оборудования предлагают множество интересных вариантов, один из которых наверняка станет идеалом для вашего склада. Погрузчик тоже следует выбирать, исходя из объема грузопотока и обязательно с учетом особенностей стеллажной системы. Для высотных стеллажей незаменимы мощные высокоподъемные машины - ричтраки; а среднему складу можно порекомендовать компактный и экономный вариант «два в одном»: компактный погрузчик-штабелер, имеющий увеличенный клиренс и высокую маневренность.

Тали, тельферы, лебедки - эти виды грузоподъемных механизмов не пользуются большой популярностью как складское оборудование, но часто оказываются незаменимыми помощниками на современном складе. Электротельфер удобно использовать в качестве подъемника на мезонинном стеллаже, ручные и электрические тали - недорогое, компактное устройство не только для поднятия тяжелого груза снизу вверх, но и для его горизонтального помещения из одного угла склада в другой. Средства малой механизации очень удобны в качестве вспомогательного складского оборудования, и будут очень полезны на складах тяжелых грузов.

1.3 Организация складских процессов с элементами логистики

Для понимания работы склада рассмотрим складские операции, связанные со складской деятельностью.

1.3.1 Краткая характеристика складских операций

Логистические функции складов реализуются в процессе осуществления отдельных логистических операций. Функции разных складов могут существенно отличаться друг от друга. Соответственно будут различны и комплексы выполняемых складских операций.

В целом комплекс складских операций представляет собой следующую последовательность:

)разгрузка транспорта;

)приемка товаров;

)размещение на хранение (укладка товаров в стеллажи, штабели);

)отборка товаров из мест хранения;

)комплектование и упаковка товаров;

)погрузка;

)внутрискладское перемещение грузов.

Кратко охарактеризую отдельные операции.

Наиболее тесный технический и технологический контакт склада с остальными участниками логистического процесса имеет место при осуществлении операций с входными и выходными материальными потоками, т е. при выполнении так называемых погрузочно-разгрузочных работ. Эти операции определяются следующим образом:

·разгрузка - логистическая операция, заключающаяся в освобождении транспортного средства от груза;

·погрузка - логистическая операция, заключающаяся в подаче, ориентировании и укладке груза в транспортное средство.

Технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ на складе зависит от характера груза, от типа транспортного средства, а также от вида используемых средств механизации.

Следующей, существенной с точки зрения совокупного логистического процесса, операцией является приемка поступивших грузов по количеству и по качеству.

Решения по управлению материальным потоком принимаются на основании обработки информационного потока, который не всегда адекватно отображает количественный и качественный состав материального потока. В процессе различных технологических операций в составе материального потока могут происходить несанкционированные изменения, такие, как порча и хищения грузов, сверхнормативная убыль и др. Кроме того, не исключены ошибки персонала поставщика при формировании партий отгружаемых товаров, в результате которых образуются недостачи, излишки, несоответствие ассортиментного состава.

В процессе приемки происходит сверка фактических параметров прибывшего груза с данными товарно-сопроводительных документов. Это дает возможность скорректировать информационный поток.

На складе принятый по количеству и качеству груз перемещается в зону хранения. Тарно-штучные грузы могут храниться в стеллажах или в штабелях.

Следующая операция - отборка товаров из мест хранения, может производиться двумя основными способами:

1)отборка целого грузового пакета;

2)отборка части пакета без снятия поддона.

Эта операция может выполняться с разной степенью механизации. Товар со склада предприятия оптовой торговли может доставляться заказчику силами этого предприятия. Тогда в помещении, отдельном от основного помещения склада, необходимо организовать отправочную экспедицию, которая будет накапливать подготовленный к отгрузке товар и обеспечивать его доставку покупателям.

Теперь целесообразно рассмотреть непосредственно процесс поступления грузов на склад.

1.3.2 Поступление грузов на склад

Существенным резервом повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем является переход от традиционно разрозненного решения задач складирования и транспортировки к проектированию единых транспортно-складских процессов.

Сопряженность складского процесса с внешней средой достигается решением различных задач, значительная часть которых связана с обработкой материальных потоков на постах разгрузки и приемки товаров.

Надежность и экономичность работы склада зависит от того, насколько верно определено количество постов для выполнения погрузочно- разгрузочных работ. Увеличение этого количества влечет за собой рост строительных затрат и эксплуатационных расходов, сокращение увеличивает очередь ожидающего обслуживания транспорта, то есть увеличивает потребность в площади для парковки и маневрирования. Кроме того, ожидание разгрузки - это расходы, связанные с простоем транспорта.

Таким образом, при определении количества постов обслуживания транспорта необходимо находить компромисс между размером расходов на строительство и эксплуатацию постов обслуживания транспорта, размером суммарных расходов на строительство площадок для ожидания и маневрирования транспорта и расходов на возможный простой транспортных средств в ожидании обслуживания.

Пропускная способность погрузочно-разгрузочной зоны зависит не только от числа постов, но и от грузоподъемности поступающего транспорта. Проведенные методом теории массового обслуживания расчеты показывают, что при заданном числе постов, например, 4, и при заданном значении очереди на разгрузку, например, не более одной машины, количество обрабатываемых на участке грузов прямо пропорционально грузоподъемности обслуживаемого транспорта.

Прием и отправка грузов со склада могут выполняться на одном совмещенном участке, а могут быть пространственно разъединены. Тот и другой вариант имеют свои преимущества и недостатки.

Совмещение участков поступления и отпуска груза позволяет:

сократить размер площади, необходимой для выполнения соответствующих операций;

облегчить контроль операций разгрузки и погрузки - операций с высокой интенсивностью материальных, транспортных и людских потоков;

повысить использование оборудования за счет сосредоточения в одном месте всего объема погрузочно-разгрузочных работ, более гибко использовать персонал.

Основным недостатком совмещения участков приемки и отпуска грузов является появление встречных грузовых потоков со всеми вытекающими сложностями, в том числе и с возможной путаницей между отправляемыми и получаемыми товарами.

Организация в одном месте приемки и отправки будет существенно затруднена, если тип и размеры прибывающего и отправляемого со склада транспорта различны.

Облегчить организацию совмещенного участка может разъединение по времени операций поступления и отправки.

Для полной картины поступления груза на склад рассмотрим входной контроль поставок груза на склад.

1.3.3 Входной контроль поставок груза на складе

На пути первичного источника сырья до конечного потребителя собственность на грузы, образующие материальный поток, последовательно переходит от одного участника логистического процесса к другому. В этих так называемых «местах стыка» происходит сверка фактических параметров материального потока с данными сопроводительных документов. По существу, в этих местах информационный поток, движущийся в значительной степени обособленно, «пристегивается» к материальному.

Фактический состав материального потока может отличаться от информации о нем. Управление же осуществляется на основе именно информации. Последовательная приемка на всем пути движения грузов позволяет постоянно актуализировать данные, составляющие информационный поток.

Материальный поток - это движение материальных ценностей, сохранность которых обеспечивается системой материальной ответственности. В местах стыка происходит передача материальной ответственности. Нельзя проектировать логистический процесс без понимания и учета специфики порядка передачи материальной ответственности. Следовательно, задача постоянного обновления и корректировки информации о материальных потоках - одна из наиболее актуальных задач логистической деятельности.

Сложность задачи обусловлена тем, что передача материальной ответственности зачастую происходит не непосредственно от одного владельца товара другому, а с участием логистических посредников - экспедиторских организаций.

Без возложения материальной ответственности на конкретных лиц сложно обеспечить сохранность груза на всем пути движения материального потока. Однако следует иметь ввиду, что для участников логистического процесса, имеющих статус материально-ответственных лиц, безусловно, приоритетной задачей является не скорость, не надежность, не цена, а точное соответствие количественного и качественного состава потока данным сопроводительных документов. Весь логистический процесс остановится, если материально-ответственное лицо не уверено в точном соответствии количества и качества товара данным сопроводительных документов. Система материальной ответственности не должна тормозить логистический процесс. Следовательно, при проектировании логистических систем необходимо находить компромисс между различными системами, обеспечивающими сохранность материальных ценностей. Возможно, система без личной материальной ответственности принесет ущерб, но риск остановки процесса в связи с необходимостью актирования несоответствий может принести большой ущерб. Выход может быть найден в высоких гарантиях соблюдения качества и комплектности поставок, т.е. в том, чтобы Функцию контроля взяли на себя поставщик либо экспедитор (это войдет в их систему сервиса). Традиционная система поставок требует от организации входного контроля. Соответственно, все процедуры приемки должны быть четко планированы, что позволит, не снимая материальной ответственности с конкретных лиц, снизить риск остановки логистического процесса. Порядок приемки товаров регламентируется нормативными актами государства, а также условиями договора.

После того, как мы получили полную картину о поступлении груза на склад, нам необходимо знать, как происходит отборка груза по заказу.

1.3.4 Отгрузка товаров со складов

В процессе отгрузки товаров со складов решаются следующие основные задачи:

1)формирование и группировка товаров по маршрутам;

2)контроль качества упаковки товаров

3)формирование маршрутов движения автотранспорта;

4)своевременная отправка товаров покупателям;

5)ликвидация излишних простоев автотранспорта под погрузкой;

6)контроль за возвратом оборотной тары;

)оформление всех видов документов.

Работники, выполняющие комплекс операций по отгрузке, принимают упакованные товары с участка комплектации по количеству мест в соответствии с комплектовочными ведомостями. При этом проверяются количество мест, целостность тары и наличие сопроводительной документации. Далее товары, упакованные в транспортную тару, перемещают с помощью аккумуляторного погрузчика, и грузовых тележек в специальную экспедиционную зону склада, планировка которой должна предусматривать наличие достаточного количества мест для комплектования товаров по маршрутам. Перед отправкой товаров работники экспедиции проверяют комплектность партии по количеству мест на основе документации на отгрузку. Автомобильный транспорт при централизованной доставке товаров работает по утвержденным рейсовым графикам, что требует оперативности и быстроты погрузки, которая ускоряется за счет использования средств механизации.

Из экспедиции на рампу товары могут перемещаться с помощью аккумуляторных погрузчиков, тележек с гидравлическим подъемом вил, ручных тележек, возможно также использование ленточных транспортеров, рольгангов. В кузов автомобиля грузы укладывают с учетом максимального использования его площади, грузоподъемности и расположения грузополучателей на маршруте.

Похожие работы на - Автоматизация складской деятельности предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!