Физицизм Сен-Симона

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,29 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Физицизм Сен-Симона

Минобрнауки России

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Иркутский государственный университет

Институт социальных наук

Кафедра социальной философии




Реферат

по дисциплине: Социология коммуникации

тема: Физицизм Сен-Симона














Иркутск

Введение

Актуальность

В разные времена, почти во всех странах происходили революции, войны, восстания - действия, которые ломали судьбы людей, их нравственные ценности, их мировоззрение в целом. Так было всегда и везде. Каждый народ, каждая страна может в любое время столкнуться с этим. В такие переломные моменты людям нужна была вера. Кто-то создавал новые идеалы, литературные и политические течения, другие основывали новую веру, для того, чтобы люди не начали деградировать. Нужно было найти то, что их объединяло в такие тяжелые времена. Одним из тех, кто жаждал разрешить эту задачу стал Сен-Симон. Физицизм, по его мнению, может стать тем самым «объединителем» народа.

Степень изученности

Сен-Симон единственный, ввел понятие физицизм и изучил его в полной мере. Другие исследователи не внесли в это понятие ничего нового, поэтому информации по данной проблеме весьма мало, следовательно проблемы изучена не достаточно хорошо. исследовал физицизм. Сен-Симон ввел это понятие, дал ему объяснение и как никто другой понмал его. Роджер Пенроуз, Е.В. Спекторский лишь проанализировали его работу.

Объект, предмет

Объект: физицизм Сен-Симона, предмет: потребность в новой вере.

Цель Цель моего реферата в том чтобы изучить физицизм Сен-Симона.

Задача моего реферата заключается в том, чтобы выяснить:

.Для чего Сен-Симон ввел понятие «физицизм»

.В чем заключается суть физицизма, узнать его принципы и выяснить, на чем он основан, выделить плюсы и минусы.

1. Идейно-теоритические истоки

Опираясь на идеи физики Ньютона и Декарта, на идеи механистического материализма, Сен-Симон стремился систематизировать принципы естественных наук, отыскать универсальные законы, управляющие всеми явлениями природы и общества, перенести приемы естественно-научного метода на область обществоведения и создать философскую систему, призванную служить орудием построения рационального общества.

Отходя от атеизма французских материалистов, Сен-Симон склонялся к деизму. В мировоззрении Сен-Симона имелись проблески диалектики.

В основе философских воззрений Сен-Симона лежит признание объективной закономерности явлений природы и общества, которые подчинены действию единого универсального закона - закона всеобщего тяготения.

Сен-Симон приравнивал органический мир к явлениям текучей материи и представлял человека как организованное жидкостное тело.

Всеобщий процесс развития природы и общества Сен-Симон истолковывал как постоянную борьбу между твердой и текучей материей, высказывая в рамках своей материалистической натурфилософии глубокую догадку о единстве противоположных начал в природе и обществе - покоя и изменчивости, устойчивости и подвижности.

В рассуждениях о научном методе познания Сен-Симон также подчеркивал всеобщую связь всех явлений, многообразную связь частного с целым, ввиду чего настаивал на необходимости выработать единую «общую операцию» познания, в которой эмпирически-апостериорный метод, провозглашенный естествознанием 17-18 веков, единственно-научным, должен будет сочетаться с методом априорного познания, методом постижения общих закономерностей и синтеза.

Наибольшим достижением творческой мысли Сен-Симону явилось применение этих общих положений к познанию общества. Здесь мысль Сен-Симона более всего вырывалась вперед под непосредственным влиянием классовой борьбы капиталистического общества и обнажения его социальных противоречий.

Будучи неудовлетворенным буржуазной революцией, Сен-Симон замыслил "исправить" ее результаты при помощи научной социологической системы, которая призвана служить в качестве орудия создания рационального общества.

Взяв начало с идей "социального физицизма", построенного на механистическом распространении ньютоновского закона тяготения на общественные явления, Сен-Симон разрабатывал потом концепцию социальной физиологии, в которой рационалистические воззрения 18 в. Сошлись воедино с историзмом в истолковании общественных явлений.

2. Предпосылки возникновения физицизма

Французская революция XVIII в. нанесла весьма ощутимый удар по катализму. Положение в 1801 г. несколько поправил конкордат, но основной проблемой для Французской католической церкви начала ХIХ в. были не взаимоотношения с властью, а равнодушие населения. На это высказывали своё недовольство и современники (например, Ф.Р. де Ламмене), этот факт устанавливали и исследователи: дехристианизация Франции была массовой и продолжительной.

Для католического возобновления и возрождения христианской жизни в то время во Франции существовали серьезные преграды.

Революция не только разрушила деятельность епархий, но и привила прихожанам «дурные привычки». Принцип религиозной свободы помогал росту антиклерикальных настроений: в городах увеличивались манифестации безбожников, нувориши и приобретатели национальных имуществ были настроены враждебно по отношению к церкви.

Тем не менее, тогда же появился целый ряд мыслителей, которые занимались религиозным вопросом. Размышления о новой духовной власти не были чем-то из ряда вон выдающимся или экстравагантным для того времени.

Одним из «пророков» того времени, который искал новой духовной власти, был и Клод-Анри Сен-Симон (1760-1825). Какова судьба теизма в перспективе? Сен-Симону ясно, что рано или поздно власть из рук теологов перейдет в руки физиков, но когда конкретно и каким образом это произойдет, он не указал.

Предлагаемое Сен-Симоном сосуществование двух религиозных доктрин (физицизма и теизма) - явление временное. Тема духовной власти одна из постоянных и ключевых тем в его трудах, иногда историки ее даже представляют как самую главную тему. При этом отмечается, что Сен-Симон уже с первых своих сочинений «начинает склоняться к «палингенезии общества» к идее возрождения общества в новой вере».

В работах периода Консульства и Реставрации он спорит и с теми, кто предлагает реставрировать прежнее положение католической церкви во Франции, и с теми, кто полагает, что организация новой религии в целом еще невозможна, а потому ратует за «конкордаты» между различными сектами теистов, и с теми, кто опасается восстановления авторитета священников и не понимает значения религии для общества.

Что же он предлагает? Еще Вольтер много писал о социальной роли религии, а потому слова Сен-Симона не звучат откровением: «Я полагаю, что религия необходима для поддержания социального порядка». Подчеркивая социальную роль религии как узды для управляемых, Сен-Симон близок не только Вольтеру, но также Л. Бональду и другим «традиционалистам», которые придавали очень большое значение взаимосвязи политической революции и неверия. Полагая так же, как Бональд и де Местр, что религия необходима для достижения прагматических целей политики, Сен-Симон, однако, считал возможным ее «омолодить», как любой иной социально устаревший институт. Он писал: «Я думаю доказать, что идея Бога совершено ни к чему в физических науках, но я не говорю, что она не должна иметь места в политических комбинациях, по крайней мере, еще в течение длительного времени. Она - лучший способ, который нашли для обоснования высших законодательных положений». Но, какая же религия, на взгляд Сен-Симона, подходит французам в ХIХ веке?

«Омоложенное христианство»… Каждый его понимал по-своему - М. Лютер, Л.-К. Сен-Мартен, Ф.-Р. Шатобриан, Б. Констан. Но если Бональд, де Местр и Шатобриан говорят о реставрации старой духовной власти. Например, Лютер прямо не занимался усовершенствованием генеральной идеи, он занимался только религией, а религия, подчеркивал Сен-Симон, - не что иное, как «аппликация науки». Лютер хотел лишь омолодить теизм, он основал школу, «которая была наибольшим препятствием для прогресса просвещения, потому что она была и еще остается в прямой оппозиции учреждению физицизма. Омоложенное христианство.… Каждый его понимал по-своему - Лютер, Сен-Мартен, Шатобриан, Б. Констан. Но у Сен-Симона мы нахо-дим не «омоложенное христианство», а «новую религию» - физицизм. История развития человеческого духа, по мнению Сен-Симона, показывает, что религиозные реформаторы часто, вместо того, чтобы искать новую «генеральную идею», пытались омолодить теизм. Но все это временное явление (Сен-Симон поэтому-то столь часто и оговаривался, что у англичан нет больше никакой общей идеи, что их время ушло и т.п.), теперь в авангард человечества выйдут французы. Омоложенное хрестианство Сен-Симон - понимал как установление новой в виде новой церкви и новой религии - «физицизма». Сен-Симон согласен с Бональдом в том, что нет истинного общества без системы общих верований. Мораль, считает он, есть не что иное, как корпус установленных идей, которые обеспечивают социальное единство. Но Бональд хочет окончить революцию, реставрировав христианство, Сен-Симон же предлагает выздоравливающей Франции и растерзанной Европе «научную» религию, способную обеспечить новое единство человечества.

Последовательную смену идолопоклонства, политеизма и монотеизма Сен-Симон трактует как смену этапов в «общей науке», или в «общей научной идее», а «жреческая власть и научная мысль по существу тождественны». Таким образом, в объяснении мыслителя, политеизм - верование во множественность причин, монотеизм - верование в единую причину.

Сен-Симон выводит следующую историческую закономерность: каждое улучшение «генеральной идеи» начинается с философского аспекта, затем принимает научный характер и, наконец, религиозный. Когда «генеральная идея» переходит в третью стадию, «тогда, превращаясь в суеверие, она обесценивается и терпит крах». В этом законе трех стадий «генеральной идеи» (философской, научной, религиозной) речь идет о «формах», в каких она преподносится, а не о каком-либо объективном историческом законе развития человеческого разума. Провозглашая подобную последовательность, Сен-Симон обеспечивает преемственность и авторитет своей теории, претендующей на изложение в религиозной форме «новой системы», поскольку, таким образом, она оказывается включена в общую историю идей.

3. Физицизм как «генеральная наука»

Если для де Местра «религия - мать всех наук» или «величайший двигатель науки», то для Сен-Симона религия - и мать, и дочь всех наук, она - отражение науки. У него иной, нежели у де Местра, порядок: сначала наука, потом религия. В «Очерке науки о человеке» Сен-Симона пишет: «Когда идея, найденная мыслителями, принимается верующими, это всегда знаменует большой шаг вперед в развитии человеческого разума». Главное его отличие от Бональда и де Местра состоит в том, что он хочет добиться единения душ с помощью науки. Переодев же научные идеи в религиозные одежды, он стремится сделать научные принципы более доступными и привычными для понимания масс. Сен-Симон предлагает сначала изучить все общественные проблемы с точки зрения физицизма, а затем придать научным мнениям сакральные формы для того, чтобы «учить им детей всех классов и невежественных всех возрастов».

История развития человеческого духа, по мнению Сен-Симона, показывает, что религиозные реформаторы часто, вместо того, чтобы искать новую «генеральную идею», пытались омолодить теизм. Религиозные идеи, по сравнению с научными, вторичны. Согласно Сен-Симону, Лютер ошибался, занявшись частным вопросом, вместо общего, а потому развитие физицизма с исторической точки зрения более прогрессивно, чем Реформация. Будущее не за религией, а за генеральной наукой. Нужно новое «выражение идеи Бога». Научные труды ХIХ в., считает Сен-Симон, призваны открыть «генеральную идею», которая заменила бы старую идею Бога: «беглый просмотр хода развития человеческого духа» полностью доказал, что ньютонизм, распространенный французскими энциклопедистами, - главный факт, новая идея, которая должна служить основой новой научной системы, а затем и новой религиозной системы. Сам Ньютон этого не понял, ибо он был только собирателем фактов и не поднялся до генеральной точки зрения, не занимался генеральной наукой. Хорошо, что есть Сен-Симон, который исправляет этот недостаток, предлагая религию физицизма.

Сен-Симон выдвигает концепцию одновременного сосуществования двух культов. «Я полагаю, - пишет он, - что теизм изношен, я полагаю, что физицизм еще недостаточно солидно установился, чтобы он смог служить основой религии. Я думаю, сила обстоятельств такова, что нужны две разные доктрины: физицизм для образованных и теизм для невежественных». Сен-Симон заверяет: «теизм есть и должен быть еще долгое время публичной доктриной». Однако предлагаемое Сен-Симоном сосуществование двух религиозных доктрин (физицизма и теизма) - явление временное. В перспективе (пусть и в отдаленной) теизм должен быть полностью вытеснен физицизмом. Если строго следовать логике Сен-Симона, не исключено, что в этой отдаленной перспективе могут появиться иные формы религии, ведь религия устаревает, как и другие учреждения. При этом мыслитель не ставит задачу «усовершенствования» теизма, его интересует религия избранных - «физицизм», религия, основанная на наблюдении и рассуждении. Сен-Симон стремится влиять в первую очередь не на массы, а на избранных. Его адресат аристократия духа, аристократия ума и таланта.

В письме племяннику Виктору Сен-Симон писал: «Религия всегда существовала и будет существовать, но она всегда преобразовывалась и всегда будет преобразовываться, соответственно степени умственного развития данного времени». «Скудные религиозные идеи, - утверждает Сен-Симон, - не способны остановить мой разбег». Когда недруги изображают его опасным атеистом, он ищет поддержки у Наполеона, так выражая свое кредо: «Я верю в Бога; Я верю, что Бог создал Вселенную. Я верю, что Бог подчинил Вселенную закону гравитации». Сен-Симон повторяет: «Идея Бога - не что иное, как генерализованная идея человеческого ума». Однако его представление о «Боге» весьма специфично: так, например, Провидение у Сен-Симона заменяется Всеобщим тяготением.

По словам мыслителя, ни Ф. Даламбер, ни Д. Дидро, ни другие сотрудники «Энциклопедии» публично не нападали на веру в Бога, потому что она была тесно связана с идеей откровения. Но «сегодня, - пишет Сен-Симон, - когда мы рассматриваем идею откровения как идею детства человечества, как идею, которая больше не может указывать путь человечеству в период его зрелости, сегодня, если исключить преимущества, которые церковь незаконно приобрела, то, я думаю, я говорю, я исповедую и я буду исповедовать всю мою жизнь то, что вера в Бога нужна». Итак, вера в Бога без идеи откровения. Однако представления Сен-Симона неустойчивы, его мысль все время в поиске. Если первоначально он признает за идеей Бога только политическое значение (религия для масс), то некоторое время спустя утверждает, что понимает под «Богом» некое реально существующее единое начало, «универсум». симон философия физицизм социальный

Сен-Симон доказывает идентичность религии науке, исходя из своего излюбленного сравнения развития общечеловеческого разума и индивидуального ума: «люди сначала одушевляли причину всех явлений (в детстве), теперь (в зрелости) они рассматривают эту причину как закон». «Вера в Бога только отодвигает трудность (познания мира - А. Г.), ибо она не избавляет от изучения природы, не выясняет сущности законов, которым подчинен мир; эта вера оказывается совершенно лишней и станет абсолютно бесполезной, как только удастся в совершенстве познать эти законы», - пишет он в «Очерке науки о человеке».

В сочинениях 1813 г. Сен-Симон еще больше акцентирует практическую значимость религии. Религия лишь в «пассивном смысле» - верование, а в активном - политика. Религиозную систему он называет среди «прикладных» и по-прежнему считает, что «выбраться из болота и идти вперед», то есть найти выход из современного кризиса можно только путем создания и установления «новой системы верований». Еще сарацины заменили идею единой одушевленной причины идеей о многих законах, управляющих Вселенной. Поэтому осталось всего-навсего перейти от идеи многих законов к идее единого закона. Таким образом, в основе «новой системы верований» лежит все тот же единый закон - закон гравитации. Сен-Симон по-прежнему предлагает установить физицизм.

Правда, он больше не настаивает как раньше на временном сохранении теизма, на необходимости существования двух культов: одного - для просвещенных, другого - для народа. В «Труде о всемирном тяготении» (1813 г.) Сен-Симон делает вывод: «Не идея Бога должна объединять концепции ученых, а идея тяготения. Эту идею нужно трактовать как закон Бога, чтобы не вступать в столкновение с суеверными представлениями бедного класса, который по недостатку образования или ума не может подняться до великих абстрактных идей». Он больше не предлагает теизм, хотя и оговаривается, что «невежественный класс», в отличие от образованного, от теизма еще не отказался. Теперь Сен-Симон прямо утверждает: «Христианская религия устарел. Это учреждение стало в тягость обществу». «Всякое учреждение с течением времени портится», это относится и к Церкви.

Последнее его сочинение периода империи «Труд о всемирном тяготении» остается незавершенным, и обрывается на рассуждениях именно о роли религии. Дальнейшие поиски новой религии, которые будут продолжены Сен-Симоном уже в период Реставрации, заслуживают отдельного рассмотрения. Пока же подведем краткий итог выше сказанному.

В своих размышлениях периода Империи мыслитель исходил из двух основных посылок:

·религия - система представлений о мире, которую можно заменить системой научных представлений;

·религия - основа всякой социальной организации.

Отсюда он делал практический вывод, что устранить этот институт можно только предложив вместо него другой. Первая из указанных идей Сен-Симона ведет свое происхождение от концепции Ш.-Ф. Дюпюи о связи религии и науки. Вторая заставляет вспомнить о Бональде и Шатобриане. Подобно им, Сен-Симон почувствовал объединяющую силу религиозной идеи, однако еще более сильное и общее выражение ее он, как ему казалось, нашел в физицизме. Тем не менее, именно к сочинениям Бональда восходит идея социальной связи, которую предложил Сен-Симон, искавший ту форму социальной организации, что была бы способна объединить все человечество. В своем сочинении «Теория политической и религиозной власти в гражданском обществе» (1796 г.) Бональд сформулировал этот общий объединяющий принцип: политический порядок есть производное религиозного порядка; та или иная форма правительства соответствует религии общества, следовательно, всякая революция является одновременно и религиозной, и политической. Приняв это положение Бональда, Сен-Симон порвал с наследием Просвещения и, в частности, с идеями Кондорсе, который, по его мнению, недооценивал цивилизаторскую роль религии вообще и католицизма, в частности. Сам же Сен-Симон отвел религии важное место в своей системе. Правда, в период Империи его религия имела мало общего с христианством. Предлагая новую духовную власть, способную, по его мнению, объединить и усовершенствовать человечество, он помещал ее под эгиду не Христа, а Ньютона и Декарта, и предлагал возводить алтари во славу Науки.

3.1 Концепция двух культов

Сен-Симон выдвигает концепцию одновременного сосуществования двух культов. «Я полагаю, - пишет он, - что теизм изношен, я полагаю, что физицизм еще недостаточно солидно установился, чтобы он смог служить основой религии. Я думаю, сила обстоятельств такова, что нужны две разные доктрины: физицизм для образованных и теизм для невежественных». Сен-Симон заверяет: «теизм есть и должен быть еще долгое время публичной доктриной». Однако предлагаемое Сен-Симоном сосуществование двух религиозных доктрин (физицизма и теизма) - явление временное. В перспективе (пусть и в отдаленной) теизм должен быть полностью вытеснен физицизмом. Если строго следовать логике Сен-Симона, не исключено, что в этой отдаленной перспективе могут появиться иные формы религии, ведь религия устаревает, как и другие учреждения. При этом мыслитель не ставит задачу «усовершенствования» теизма, его интересует религия избранных - «физицизм», религия, основанная на наблюдении и рассуждении. Сен-Симон стремится влиять в первую очередь не на массы, а на избранных. Его адресат аристократия духа, аристократия ума и таланта.

Немцы пошли по пути Лютера, а французы, благодаря усилиям Декарта, принялись развивать физицизм. В результате во Франции, доказывал Сен-Симон, все лучше, чем в Германии (Сен-Симон здесь не объясняет, почему тогда англичане добились больших успехов). С появления Декарта французская нация разделилась на две части: ученые стали физицистами, народ остался папистами. В итоге «политические комбинации» французов лучше, чем у немцев, ибо французами руководили люди, освободившиеся от предрассудков. Сен-Симон не сразу смог оценить значение реформы Лютера. Во «Введении в научные труды» религиозный дух Реформации заслонил для него все остальное, но уже в «Очерке науки о человеке» Клод-Анри сумел разглядеть в ней культурное и освободительное начала. Всесторонняя же оценка Реформации будет дана Сен-Симоном в «Новом христианстве».

Итак, ошибка Лютера, с точки зрения Сен-Симона, в том, что он занимался частным вопросом, а не общим, развитие физицизма с исторической точки зрения было более прогрессивно, чем Реформация. Будущее не за религией, а за генеральной наукой. Рассматривая же генеральную идею - идею Бога - как производное человеческого ума, Сен-Симон предлагал читателям «осмелиться» проэкзаменовать ее дефиниции. Все метафизические рассуждения по этому поводу сводятся к тому, что «Бог - духовное существо; Бог - вечен, незыблем, бесконечен; он все видит, он всем управляет». Сен-Симон с помощью логики пытался продемонстрировать, что различные элементы идеи Бога находятся в противоречии друг с другом: «Если Бог существо чисто духовное, то его существование - мысль; но если Бог существо в высшей степени предусмотрительное, то он мог подумать только один раз; единственной мыслью он бы предусмотрел все, что необходимо. Но раз его существование - течение одной единственной мысли, то он больше не существует». Если мир - творение Бога, то он должен быть прекрасен как в первый момент своего существования, так и во все последующие, но если мир прекрасен, то он не нуждается в управлении, и Бог им не управляет (зачем управлять тем, что и так прекрасно?). Идея Бога не имеет единства, ибо предусматривает деление на мир духовный и физический. Если Бог един для обеих миров, то какая связь может существовать между ним и тем, что противно его природе? Сен-Симон приходит к выводу, что «идея Бога порочна», но тут же уточняет: «…порочны все ее выражения».

Физицизм не имеет вышеуказанных неудобств, ибо это - концепция, обладающая единством. Вселенная - пространство без границ, в котором движется материя. Материя существует в двух формах: тела твердые и тела жидкие. Феномены, которые называют физическими, принадлежат к классу «феноменов твердых тел». Феномены, которые называют моральными, принадлежат к классу «феноменов жидких тел». И мир духовный, и мир физический управляется одним всеобщим законом.

В последующих своих сочинениях периода Империи Сен-Симон пытался углубить свое понимание религии. В письме племяннику Виктору Сен-Симон писал: «Религия всегда существовала и будет существовать, но она всегда преобразовывалась и всегда будет преобразовываться, соответственно степени умственного развития данного времени». «Скудные религиозные идеи, - утверждает Сен-Симон, - неспособны остановить мой разбег», но враги представляют его как опасного атеиста, и он ищет поддержки у Наполеона. У «подножия трона» Сен-Симон выражает свое кредо: «Я верю в Бога; Я верю, что Бог создал вселенную. Я верю, что Бог подчинил вселенную закону гравитации». Ни Даламбер, ни Дидро, ни другие сотрудники «Энциклопедии» публично не атаковали веру в Бога, потому что она была тесно связана с идеей откровения. Но «сегодня, - писал Сен-Симон, - когда мы рассматриваем идею откровения как идею детства человечества, как идею, которая больше не может указывать путь человечеству в период его зрелости, сегодня, если исключить преимущества, которые церковь незаконно приобрела, то, я думаю, я говорю, я исповедую, я буду исповедовать всю мою жизнь, что вера в Бога нужна». Итак, вера в Бога без идеи откровения.

Сен-Симон нарочито обходит молчанием грехопадение человека, вкусившего от древа познания, как проявление несовершенства людей и мира. Критический метод Клода-Анри скорее полемический, нежели научный: он выхватывает из контекста отдельные положения и находит между ними логические противоречия.

Вывод

Итак, что такое физицизм? Физицизм - это религия избранных, которая основана на рассуждении.

После революции людям нужна была новая вера, нельзя было допустить религиозной свободы, т.к. в городах увеличивались манифестации безбожников, нувориши и приобретатели национальных имуществ были настроено враждебно по отношению к церкви.

В то время было очень много мыслителей, которые занимались данной проблемой - хотели либо омолодить веру, либо создать новую.

Сен-Симон полагал, что религия необходима для поддержания социального порядка, ему было ясно, что рано или поздно власть их рук теологов перейдет в руки физиков. Развитие физицизма с исторической точки зрения было более прогрессивно, чем реформация. Будущее не за религией, а за генеральной наукой.

Библиография

1. Волгин В. П. Сен-Симон и сенсимонизм / В.П. Волгин - М.: АН СССР, 1961. - 213с.

. Гладышев А.В. Поиск новой духовной власти во Франции начала XIXв.: казус Сен- Симона К.А. де Сен-Симон Французский ежегодник 2004 / А. В. Гладышев - М., 2004. - 272с.

. Застенкер Н. Е. Анри де Сен-Симон, в сб.: История социалистических

учений / Н. Е. Застенкер - М.: Mass, 1962.- 208с.

. Кравченко А. Социология: Общий курс. Учебное пособие для вузов / А. Кравченко - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002. - 640с.

. Кучеренко Г. С. Сен-Симонизм в общественной мысли первой половины XIX в. / Г.С. Кучеренко - М.: Наука, 1975. - 320с.

. Францов Г. П. Исторические пути социальной мысли / Г.П. Францов- М.:Мысль, 1965. - 281с.

Похожие работы на - Физицизм Сен-Симона

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!