Деонтология в терапевтической стоматологии

  • Вид работы:
    Методичка
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    202,32 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Деонтология в терапевтической стоматологии

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ВИТЕБСКИЙ ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Обсуждено на заседании кафедры

Протокол № 1 от 31.08.2010 года

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 1

для проведения занятия со студентами 3 курса в 5 семестре

стоматологического факультета по терапевтической стоматологии

(для студентов)

ТЕМА: Деонтология в терапевтической стоматологии

Ассистент кафедры терапевтической стоматологии

Сахарук Н.А.

Витебск 2010

Содержание

 

Введение

Вопрос 1. Терапевтическая стоматология как наука, предмет, цели, задачи

Вопрос 2. Устройство и оснащение стоматологического кабинета. основные требования, к нему предъявляемые

Вопрос 3. Асептика и антисептика на стоматологическом приёме, определение, основные виды

Вопрос 4. Стерилизация стоматологического инструментария, понятие. основные виды стерилизации, применяемые в клинике терапевтической стоматологии

Вопрос 5. Основные правила эргономики в работе врача-стоматолога

Требования к современным стоматологическим установкам

Введение

. УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

1. Ознакомиться с предметом, основными целями и задачами терапевтической стоматологии.

. Изучить особенности оснащения стоматологического кабинета и требования, к нему предъявляемые.

. Научиться соблюдать принципы асептики и антисептики при работе в клинике терапевтической стоматологии.

. Изучить основные виды стерилизации стоматологического инструментария, используемые в клинике терапевтической стоматологии.

. Ознакомиться с основными правилами эргономики на стоматологическом приёме

2. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ

1. Стоматологический терапевтический кабинет.

. Основные приказы Министерства здравоохранения, применяемые в стоматологической практике (о санитарно-эпидемическом режиме, о мерах по профилактике ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов, о внутрибольничной инфекции).

. Учебные и наглядные пособия:

-       учебная литература

-       методические разработки кафедры.

3. ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ИЗУЧЕНИЮ НА ЗАНЯТИИ

1. Терапевтическая стоматология как наука, предмет, цели, задачи. Понятие "деонтология".

. Устройство и оснащение стоматологического кабинета. Основные требования, к нему предъявляемые.

. Асептика и антисептика на стоматологическом приёме, определение, основные виды.

терапевтическая стоматология стерилизация деонтология

4. Стерилизация стоматологического инструментария, понятие. Основные виды стерилизации, применяемые в клинике терапевтической стоматологии.

. Основные правила эргономики в работе врача-стоматолога.

. ВОПРОСЫ, ЗНАНИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ:

1. Деонтология в терапевтической стоматологии.

2. Устройство стоматологического кабинета и требования, к нему предъявляемые.

. Понятие о видах асептики и антисептики, существующих в медицинской практике.

. Стерилизация, определение, виды.

. Эргономика на стоматологическом приёме.

5. Содержание занятия

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Терапевтическая стоматология как наука, предмет, цели, задачи. Понятие "деонтология".

. Устройство и оснащение стоматологического кабинета. Основные требования, к нему предъявляемые.

. Асептика и антисептика на стоматологическом приёме, определение, основные виды.

. Стерилизация стоматологического инструментария, понятие. Основные виды стерилизации, применяемые в клинике терапевтической стоматологии.

. Основные правила эргономики в работе врача-стоматолога.

Вопрос 1. Терапевтическая стоматология как наука, предмет, цели, задачи


Терапевтическая стоматология - наука, изучающая особенности диагностики, клиники, лечения, профилактики и реабилитации пациентов с заболеваниями твёрдых тканей зубов, периодонта, слизистой оболочки полости рта.

Цель терапевтической стоматологии:

Проведение эффективной профилактики, диагностики и консервативного лечения заболеваний зубов, периодонта и слизистой оболочки полости рта.

Задачи терапевтической стоматологии:

. Профилактика и лечение кариеса, его осложнений.

. Профилактика и лечение и некариозных поражений.

. Лечение и профилактика заболеваний периодонта.

. Профилактика и лечение заболеваний периодонта и слизистой оболочки полости рта.

. Диспансеризация стоматологических пациентов.

Термин "деонтология" происходит от греческих слов: "deontos" - должное, надлежащее и "logos" - знание <#"582764.files/image001.gif">

Nixon (1971) приводит некоторые параметры размещения инструментов, позволяющие производить рабочие движения сидящего врача и ассистента, сохраняя одновременно правильную рабочую позу. В положении сидя оптимальная рабочая зона располагается прямо перед врачом и в этой зоне находится рот пациента.

Движения рук в этой зоне не будут вызывать усталости. Для сидящего ассистента типы движений и оптимальная рабочая зона сходны с врачом. Рабочие зоны ассистента и врача совпадают на участке прямо ниже подбородка больного с левой стороны. Именно в этом районе наиболее эффективна передача материала и инструментария.

Единичные движения руками могут производиться над пациентом, находящимся примерно в 400 мм перед врачом. Существует "максимальная линия захвата" и "минимальная линия захвата", которые простираются по кривой слегка уходя позади врача. Зона между этими двумя линиями наиболее подходит для размещения инструментов.

Рабочее положение врача, при положении пациента лежа на спине, будет заключаться в следующем:

Ø  сидя;

Ø  спина прямая;

Ø  не сгибаясь;

Ø  стопы полностью на полу;

Ø  туловище слегка наклонено вперед;

Ø  верхняя часть рук находится близко к телу.

3.1 Стоматолог должен сидеть в рабочей и нерабочей позах расслаблено и сбалансировано: он не должен изгибаться. Рабочая поза - это поза, которую принимает стоматолог во время действительной работы с пациентом: осмотр полости рта, лечение и удаление зубов. Стоматолог должен сидеть прямо, расслаблено, сбалансировано и не перекручиваться в обеих позах. Отличительной особенностью между рабочей и нерабочей позами является то, что верхняя часть тела не поддерживается в рабочей позе ни руками, ни спинкой стула. Стоматолог не должен работать во рту больного, опираясь при этом спиной на спинку стула во избежание образования кифоза позвоночника. Спина поддерживается лишь в том случае, когда стоматолог не делает каких-либо активных действий в ротовой полости, т.е. когда он находится в нерабочей позе. Поэтому при приеме, простого рабочего табурета будет недостаточно. Стул не должен иметь подлокотников, так как в любой позе руки не поддерживаются. Это объясняется следующим. У человека плечевой сустав устроен таким образом, чтоб он мог выдержать вес свисающих рук, в особенности, когда руки не разведены и находятся близко к туловищу. Когда руки поддерживаются, в особенности в локте, вся верхняя часть руки вместе с головкой плечевой кости толкается вверх. Плечевой сустав ущемляется и напряжен. В результате этого может возникнуть хроническое воспаление сустава, которое может привести к артрозу. Таким образом, подлокотники наших рабочих кресел приносят больше вреда, чем пользы.

.2 Прием пациентов должен осуществляться в режиме динамической работы. Внутриоральная работа коренным образом статична. Врач сидит спокойно, концентрируя умственное и мышечное усилие на очень малом объекте без какого-либо отклонения от рабочего положения. Отклонение от рабочего положения приводит к статическому и мышечному напряжению. По этой причине стоматолог должен регулярно делать балансировочные движения для избежания застаивания крови и улучшения ее циркуляции. Стоматологу следует работать в положении сидя. Однако он не должен сидеть все время, не вставая. При смене пациентов это сбалансирование происходит автоматически, но когда много времени уделяется одному больному, то стоматолог должен подниматься время от времени, чтобы снять напряжение в мышцах своего тела.

.3 Мышечное напряжение можно значительно уменьшить путем соблюдения следующих правил для позы:

.3.1 Крестец следует держать прямо, не перекручивая и без бокового наклона;

.3.2 Плечи следует держать прямо и без напряжения, голова слегка согнута вперед, ось между зрачками должна образовывать горизонтальную линию.

.3.3 Руки должны находиться свободно и близко к телу, угол между плечевой костью и локтевой костью изменяется в соответствии с движением. Суставы кисти не должны напрягаться, работающие пальцы должны поддерживаться.

.3.4 Ступни ног полностью стоят на полу. "Полностью на полу" означает, что стоматолог, а также и ассистент не должны сидеть слишком высоко. Грубое нарушение, если врач или ассистент касается пола лишь носками стоп. Еще хуже, если ноги находятся на какой-либо подставке на рабочем кресле или кресле пациента. Такое положение ведет к потере соотношения с полом и может обернуться неприятностью с вращающимся стулом. Ступни не должны быть соединены друг с другом. По форме ступни и сидение должны образовывать треугольник. Высота кресла должна определяться углом в 90° - 115° между бедром и голенью, т.е. в коленном суставе.

.3.5 Чтобы иметь возможность работать с высокой точностью, должна соблюдаться необходимая дистанция между глазами и объектом. По этому вопросу не дается определенного расстояния, так как у каждого оператора различная острота зрения. Поэтому врач должен располагать объект операции на расстоянии, которое позволило бы различать папиллярный узор на пальцах своих рук. С хорошим зрением эта дистанция равна 35 - 40 см. Если она превышает 50 см, то требуется коррекция зрения при помощи очков.

.3.6 Оперируемое поле должно соответствовать вертикальной срединной плоскости стоматолога. Какие-либо отклонения от этой плоскости требуют поворотов и сгибаний, которых следует избегать.

.3.7 Перерывы в работе и проделывание при этом растягивающих движений и пауз, предохраняют суставы от повреждений при длительном мышечном сокращении, и обеспечивает нормальный обмен веществ в тканях.

.4 Рабочая область должна быть так устроена и так оборудована, чтобы инструменты легко были доступны стоматологу и ассистенту, делая работу приятной и без ненужного растяжения и изгибания (перекручивания).

.5 Когда стоматолог фиксирует положение рабочего объекта, то каждую челюсть следует рассматривать отдельно. Нижнюю челюсть с черепом связывает сустав. Используя преимущество этого соединения нижнюю челюсть можно поставить в требуемое положение, без изменения положения головы больного. Если эта степень свободы недостаточна, то челюсть устанавливается в нужное положение изменением наклона головы. Верхняя челюсть также устанавливается в нужное положение путем наклона головы. Если этого недостаточно, то используются возможности стоматологического кресла. Следует заметить, что, изменяя положение больного, рабочая поза оператора не должна изменяться или зависеть от положения в/ч или н/ч.

.6 Освещение рта. Источник света должен располагаться прямо надо ртом больного. Такое положение осветительных приборов дает более чем достаточное освещение с корректировкой, если требуется для работы с нижнечелюстной и верхнечелюстной зонами. Можно также повернуть голову больного на 30° влево или вправо без потери освещения.

Итак, оператор должен соблюдать следующие правила:

работа должна производиться в режиме динамической нагрузки;

оператор не должен изгибаться, крестец следует держать прямо;

плечи следует держать прямо, руки близко к телу;

голова слегка наклонена вперед, и ось между зрачками - горизонтальная линия;

ступни ног стоят на полу полностью, носки слегка разведены, что позволяет занять устойчивое положение, колени, согнутые под углом 90-115°, не создают проблем с застоем кровообращения в нижних отделах ног. Бедро врача расположено чуть ниже подголовника кресла, и пациент как бы возлежит на коленях врача.

Главная причина усталости стоматолога - выполнение ненужных действий. Для того чтобы поддержать долголетнюю производительность, необходимо экономить движения. Доктором Д. Честиным предложена классификация движений в стоматологии:

класс - движение пальцев;

класс - движение пальцев, кисти;

класс - движение пальцев, кисти и локтя;

класс - движение всей руки от плеча;

класс - движение всей руки и повороты тела.

Движения 4 и 5 должны быть сведены до минимума. Они отнимают много времени и сильнее других вызывают усталость.

. Положение пациента

Наиболее физиологичной, комфортной и оптимальной является поза пациента, когда он лежит в кресле, а кончик носа и носки ног образуют единую линию. Угол горизонтального положения кресла не должен превышать 20-25°. Причем, при лечении зубов нижней челюсти угол приближается к 25°, а при лечении зубов верхней челюсти - к 5-10°. Исключением являются пациенты со следующими противопоказаниями:

·        беременные женщины;

·        пожилые люди;

·        пациенты, которые имеют проблемы с позвоночником;

·        пациенты, которые имеют заболевания дыхательных путей;

·        люди, категорически не желающие лечиться в этом положении.

Конструкция современного стоматологического кресла позволяет расположить пациента таким образом, что тело его расслаблено, сбалансировано, что дает возможность почувствовать себя комфортно и уютно на приеме у стоматолога. Правильное положение пациента в кресле, использование коффердама, снижение до минимума распыления ротовой жидкости, использование аспирационной системы имеет большое значение для профилактики внутрибольничной инфекции, т.к. из полости рта пациента выходит аэрозольное облако диаметром 2 м, что способствует распространению микробов и аллергенов при различных манипуляциях. Степень или ширина раскрытия рта пациента зависит от необходимости доступа к операционному полю и составляет:

толщину одного пальца индивидуума;

двух пальцев;

трех пальцев (максимальное физиологическое открывание рта).

Основой спокойного лечения является безболезненность и удобное положение пациента. Основой правильного положений пациента является регулирование подголовника, который всегда должен быть под его шеей. Пациент должен быть уверен в твердой опоре.

Неправильным положение является, если шея пациента не зафиксирована, в этом случае он ощущает, что падает (рис.1 А).

При первом посещении, в том случае, если пациент не привык к лечению в лежащем положении, его всегда следует об этом предупредить. Хороший психологический прием - изначально опустить пациента ниже, чем это необходимо, а затем поднять до нужной высоты, т.е. фиксация положения пациента в два этапа. У пациента при этом возникает чувство расслабления. При работе с верхней челюстью устанавливается максиллярное положение (риолс.1 С). Кресло при этом максимально опущено, ноги пациента располагаются незначительно выше, чем его голова, которая находится под небольшим наклоном.

При работе с нижней челюстью устанавливается мандибулярное положение (рис.1 В). Если рот у пациента открыт, то окклюзионные поверхности зубов нижней челюсти располагаются параллельно полу. Его подбородок же опущен на грудную клетку.

Рис.1. Положение головы пациента:

А - неправильное положение головы; В - мандибулярное положение; С - максиллярное положение.

В лежачем положении лечат в основном в тех случаях, когда действия врача занимают много времени (более 10 мин). Мы не помещаем пациента в лежачее положение, если необходимо поговорить, в этом случае следует помнить правило о том, что глаза собеседников (врача-стоматолога и пациента) должны располагаться на одном уровне. В лежачем положении также не лечат беременных женщин, пожилых людей, пациентов, которые имеют проблемы с позвоночником, заболевания дыхательных путей и тех, кто просто не желает лечиться в этом положении.

. Положение врач-пациент

Основным условием правильного положения при работе с пациентом является такое положение, при котором мы хорошо видим рабочее поле полости рта пациента и при этом не наносим никакого ущерба ни своему позвоночнику, ни рукам.

С пациентом мы работаем стоя, либо сидя. В течение дня эти позы необходимо чередовать. Полезным не является ни стоять в течение несколько часов, ни сидеть. В сидячем положении при работе с лежащим пациентом мы выполняем, прежде всего, более длительные операции, т.е. длящиеся более 10 мин. Короткие операции выполняются при расположении пациента в положении сидя.

Между отдельными пациентами, особенно после длительных операций, полезно сделать несколько расслабляющих движений или даже упражнений.

С пациентом мы работаем в положении (согласно положению часовой стрелки) от 8 до 12. Это касается врача-правши. Врач-левша работает наоборот, т.е. в зеркальном отражении. Универсальной позицией является позиция 12 часов.

Эти позы мы обозначим как зоны активности. Врач-правша использует наиболее часто зоны 9, 10-11,12. Левша - зоны 3, 2-1,12. При лечении с лежащим пациентом голову пациента мы наклоняем к себе или от себя.

Зоны активности для врача-правши:

в положении 9 мы лечим область верхней челюсти, как с использованием зеркальца, так и без него. Зеркальце при этом держат в левой руке, которой опираются на лоб пациента. Если мы занимаемся боковыми (вестибулярными или оральными) поверхностями премоляров и моляров, то голову пациента мы поворачиваем таким образом, чтобы видеть эти поверхности напрямую. Оборудование для удаления жидкости из ротовой полости помещается сестрой с наклоненной стороны головы пациента;

в положении 10 мы работаем с зубами, располагающимися слева в нижней челюсти, а также во всем нижнем ряду;

в положении 11 мы работаем с зубами, располагающимися справа в нижней челюсти, а с зеркальцем - и справа в верхней челюсти;

в положении 12 мы лечим зубы в верхнем и нижнем ряду. С оральными поверхностями мы работаем при помощи зеркальца. В положении 12 наиболее часто работает дентальный гигиенист, т.е. в этом положении проводится наибольшее количество гигиенических операций. При работе с вестибулярными и оральными поверхностями голова пациента наклоняется влево или вправо.

Для удобства можно выделить 4 рабочие зоны:

.        Зона врача-стоматолога - зона 8 - 12 часов;

2.       Зона ассистента - зона 2 - 5 часов;

.        Зона транспортировки - зона 5 - 8 часов;

.        Статическая зона - над лицом пациента.

К базовым принципам в положении врач-пациент принадлежат следующие:

·        врач всегда садится под подголовник пациента, т.е. голова пациента находится над животом зубного врача;

·        локти всегда должны находиться как можно ближе к телу!!! Придерживаясь этого принципа, наиболее легко научиться правильному эргономичному положению. Чем дальше от боков находятся при работе локти врача, тем

больше нагрузка на позвоночник и суставы верхних конечностей;

·        при движении в направлении пациента мы поворачиваем одновременно голову и плечи, количество самостоятельных поворотов головы следует ограничить до минимума, так как при этом наносится значительный вред шейному отделу позвоночника. Дабы избежать этой ошибки, необходимо поместить голову пациента в такое положение, которое удовлетворяет главным образом врача, естественно, соблюдая все правила безопасности;

·        руки при работе всегда зафиксированы: левая рука опирается на голову или лоб пациента, правая имеет точку опоры в ротовой полости пациента;

·        расстояние между глазами врача и лицом пациента составляет приблизительно 40-50 см;

·        в принципе, чтобы не возникали проблемы с кровообращением, при правильной посадке должны быть 4 тупых угла:

1.       между лодыжкой и подъемом ноги - ступня должна всей поверхностью находиться на полу;

2.       под коленом - ноги не убраны под стул;

.        в бедренном суставе - для этого побирается правильная высота стула,

.        между плечом и предплечьем, правильное расстояние между врачом и пациентом.

Наиболее частыми при лечении являются следующие ошибки:

·        если врач стоит, то не регулируется высота, на которой находится пациент;

·        если врач садится под боком пациента, то локти располагаются далеко от тела врача, отсюда значительная нагрузка на позвоночник и суставы верхних конечностей;

·        врач не опирается правой рукой на точку опоры в ротовой полости пациента - эта точка опоры, на которую рука опирается, всегда находится по возможности ближе к рабочему месту, что обеспечивает стабильность инструмента, снижает усталость руки врача при работе.

6. Положение света - операционной лампы

Правильное освещение конкретного участка в ротовой полости предотвращает нарушение зрения врача. При установке операционной лампы следует соблюдать следующее правило: угол падения света должен совпадать или быть подобен углу нашего зрения.

Со всеми поверхностями, которые видим прямо, следует работать под углом или наклонив голову пациента влево или вправо. С поверхностями, которые мы не видим прямо, следует работать, глядя в зеркальце. Их мы освещаем лампой прямо или непрямо с помощью отраженного в зеркальце света, т.е. освещение можно классифицировать на прямое и непрямое. При непрямом взгляде в хорошее зеркальце при хорошем освещении мы снижаем риск неправильного наклона над пациентом, тем самым, предотвращая повреждение или нагрузку на позвоночник и зрение; снижая усталость от работы. Лампа устанавливается приблизительно в 10 см над головой врача. При работе с верхней челюстью лампа находится примерно надо лбом врача. Лучи света попадают непосредственно на необходимый участок или в зеркальце. При лечении нижней челюсти лампа устанавливается над головой врача.

Повторное изменение угла зрения, аккомодация и адаптация при выборе и откладывание инструмента в сторону наносит ущерб нашему зрению.

. Положение стоматологической установки

Основным требованием врача при выборе стоматологической установки является простота конструкции и освоения, возможность легкой установки ее элементов в нужное положение. Подвижные элементы установки закреплены в облегченных рукавах и легким движением перемещаются в необходимом направлении, либо возвращаются назад - в исходное положение. Пульт с инструментами должен быть зафиксирован на продленном плече и свободно перемещаться.

Самым большим недостатком является затрудненное перемещение пульта в необходимое положение и его возврат в исходное положение с применением силы; тяжелые и даже перекрученные рукава требуют значительных усилий для удержаний в нужном положении и затрудняют работу.

Наконечники при работе обычно держат большим и указательным пальцами, одновременно опираясь корпусом наконечника на внешнюю поверхность между большим и указательным пальцами.

Фиксация наконечника только пальцами, без дополнительной опоры приводит к быстрому утомлению, особенно при работе с электрическим микромотором, который тяжелее турбины.

Очень важно, чтобы установка была оснащена длинным и гибким рукавом для слюноотcoca, чтобы постоянно не тянуться через пациента, особенно, если врач работает без сестры.

. Повышение скорости работы и рабочая гигиена

Эффективной является работа качественная, безопасная и быстрая. Процесс лечения предполагает определенную точную последовательность действий, которую необходимо соблюдать и невозможно ускорить. Повысить скорость мы можем, например, благодаря качественному техническому оборудованию, которое может состоять из:

·        программируемого устройства установки кресла, включения подачи воды и ополаскивания на единой контрольной панели. Чем к большему количеству поверхностей и кнопок мы прикасаемся во время работы, тем больше времени потребуется сестре для дезинфекции всего комплекса и его подготовки к следующему пациенту;

·        устройств для быстрой смены наконечников и эндодонтических насадок, они гигиеничны и позволяют экономить время;

·        универсальных разъемов, позволяющих присоединить на один рукав турбину и воздушный микромотор, тем самым, экономя его место для еще одного наконечника на рабочем пульте;

·        турбинных наконечников с кнопочной цангой для фиксации боров, потому что после каждого пациента необходимо зажим стерилизовать. Однако значительно более эффективным являются окончания со специальным механизмом, позволяющие быстро закреплять сверло. При этом экономится время замены и гигиенической обработки зажимов;

·        основой для быстрой и качественной работы является освещение рабочего поля. Идеальное освещение достигается, если на рабочее поле свет падает непосредственно от источников света. При этом врач не должен находиться слишком близко от пациента - это имеет значение с точки зрения гигиены;

·        поверхность стоматологической установки и кресел должна быть по возможности как можно более гладкой поверхности - округлыми, без ребер, т.е. должны легко и быстро промываться и дезинфицироваться. Лучше, если рукава пластиковые или силиконовые, без загибов;

·        эргономической установке большая часть функций должна выполняться при помощи ножных педалей;

·        если мы говорим о стоматологии в три руки, то в этом случае третьей рукой служит нога врача. Это имеет большое значение, как с гигиенической точки зрения, так и в том случае, когда врач работает без сестры. Сюда относится:

-       управление положением кресла;

-       включение слюноотсоса, промывание и осушение инструментов;

-       выключение подачи воды на наконечник;

-       изменение скорости вращения боров.

Для того чтобы совместная работа врача и ассистента была эффективной, она должна быть скоординирована, так как это улучшает качество работы, ее эффективность и уменьшает усталость. Для этого следует придерживаться нескольких основных правил использования ассистента:

-       помощник находится в положении от 2 до 5 часов, для лучшего обзора полости рта он должен сидеть на 10 см выше оператора;

-       рабочий стол ассистента располагается от его правой руки, передача инструментов врачу осуществляется в зоне между 5 и 8 часами;

-       ассистент должен владеть техникой работы с аспирационными системами, обеспечивать адекватную ретракцию щек в процессе врачебных манипуляций;

-       ассистент должен знать и понимать значение каждой манипуляции, проводимой в полости рта пациента и в соответствии с этим, определять очередность подачи инструментария и материалов;

-       ассистент должен заботиться о состоянии здоровья пациента и присутствовать на протяжении всей операции.

Объем работы ассистента зависит от уровня его квалификации и определяется оператором-стоматологом.

ПРИНЦИП РАБОТЫ В "ЧЕТЫРЕ РУКИ" зародился в 60-е годы и существует уже на протяжении 40 лет, прочно укрепился в зарубежных странах и постепенно приобретает распространение в нашей стране.

Основными задачами принципа работы "в четыре руки" является:

Ø  повышение производительности труда без ухудшения качества работы;

Ø  снижение усталости стоматолога на фоне стресса в течение трудового дня.

В настоящее время под ним понимают пять основных составляющих:

Ø  работа сидя;

Ø  помощь ассистента;

Ø  профилактика инфекционных заражений, соблюдение правил асептики и антисептики;

Ø  максимальное упрощение рабочих моментов;

Ø  организация и регулирование каждого компонента стоматологического приема (анализ, планирование, менеджмент).

ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИНЦИПА РАБОТЫ "В ЧЕТЫРЕ РУКИ"

1.       Работа оператора и ассистента максимально комфортна.

2.       Максимальная производительность труда за счет разделения функций оператора и ассистента.

.        Максимальное использование знаний и навыков опытного врача.

.        Возможность осуществления качественных медицинских технологий.

.        Хорошая адаптация пациента в горизонтальном положении.

.        Сохранение здоровья и продление сроков активной практики за счет рациональной организации рабочего места.

6. Заключение

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы студентов, подводит результаты устного собеседования, решения ситуационных и тестовых задач, выполнения мануальных навыков, дает задание на следующее занятие.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. На основное кресло в стоматологическом кабинете необходима площадь:.       20 кв. м;

b.      14 кв. м;.    10 кв. м.

2. При наличии универсальных установок в стоматологическом кабинете необходима дополнительная площадь:.    14 кв. м;

b.      10 кв. м;.    7 кв. м.

3. Методы дезинфекции:.      физический, химический;

4. Этапы обработки стоматологического инструментария:.        дезинфекция, предстерилизационная очистка, стерилизация;

b.      дезинфекция, предстерилизационная очистка, кипячение, стерилизация;.         автоклавирование, предстерилизационная очистка, стерилизация.

5. Дезинфекция стоматологических инструментов химическим методом предполагает использование:.  раствор хлорамина, 4% раствор перекиси водорода;

b.      3% раствор хлорамина, 6% раствор перекиси водорода;.  1% раствор хлорамина, 4% раствор перекиси водорода.

6. Методы стерилизации стоматологического инструментария:. паровой, химический, кипячение;

b.      паровой, химический, воздушный;.        воздушный, паровой, кипячение.

7. Пробы, определяющие наличие остатков крови на стоматологических инструментах и биологических средах:.  фенолфталеиновая;

b.      азопирамовая;.    йодкрахмальная.

8. Фенолфталеиновая проба проводится с целью обнаружения:. остатков крови;

b.      остатков хлорсодержащих веществ;.       остатков моющих средств (щелочных компонентов).

9. Обрабатывают наконечники двукратно:.      4% раствором перекиси водорода;

b.      700 спиртом;.      3% раствором хлоргексидина.

10. Пути передачи ВИЧ-инфекции:.         фекально-оральный

b.      половой.    контактно-бытовой.     трансплацентарный.     парентеральный

11. Факторы передачи инфекции в стоматологической практике:.        руки медицинского работника;

b.      инструменты, приборы, оборудование;. полотенца, ручки дверей, кранов;.         лекарственные среды;. все ответы верны

12. При попадании биоматериала на слизистую оболочку полости рта необходимо:.          прополоскать полость рта 70% спиртом;

b.      прополоскать полость рта 20-30% раствором альбуцида;. прополоскать полость рта чистой водой.

13. В состав аптечки для экстренной медицинской помощи (анти-СПИД) не входит:.          напальчники (или перчатки),

b.      лейкопластырь,.  вата.  спирт этиловый 70%,.  альбуцид 20-30%.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

. Во время проведения эндодонтического лечения врач уколол себе палец римером, загрязнённым кровью пациента. Какие действия необходимо предпринять врачу для предупреждения профессионального заражения? Является ли данная ситуация аварийной?

2. При проведении препарирования кариозной полости слюна пациента попала в глаза врачу. Возможно ли профессиональное заражение доктора в данном случае? Необходимо ли врачу предпринимать какие-то действия? Если да, то какие? Укажите меры профилактики подобных случаев.

3. Врач-стоматолог проводил лечение кариеса дентина у пациента без применения индивидуальных средств защиты (маски, перчаток и защитных очков). При сборе анамнеза жизни перед лечением пациент отрицал наличие у себя инфекционных и венерических заболеваний. Во время препарирования кариозной полости слюна пациента попала на повреждённые кожные покровы врача. Нужно ли предпринимать доктору меры защиты в данном случае? Какие последствия возможны в результате данного случая? Меры профилактики.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!