Древняя философия

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,57 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Древняя философия















Реферат по теме

ДРЕВНЯЯ ФИЛОСОФИЯ

Древняя философия

Когда говорят о древней философии, то имеют в виду, прежде всего философию Древнего Китая, Древней Индии, Древней Греции и Древнего Рима.

Уже в этот период обозначилось своеобразие в философских традициях восточной и западной философии, притом, что им были присущи и общие моменты (возникновение в лоне мифологии, появление в период формирования классового общества и государства, обнаружение мировоззренческого характера философии, выработка ею собственного метода и т.д.). Однако философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, в то время как западная с самого начала была многопроблемной, исследуя онтологические, гносеологические, антропологические и прочие вопросы. Даже во взглядах на проблему человека здесь обнаружились различия: восточная философская традиция делала акцент на решении практических запросов людей (отсюда большое место в ней отводилось социально-философской и этической проблематике); западная традиция рассматривала человека сквозь призму онтологических и гносеологических проблем, хотя развивала и этические, и социально-философские аспекты темы.

Невыделенность философии на Востоке из предфилософии порождала феномен одновременной представленности той или иной концепции в качестве философской и в качестве религиозной (брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство).

Западная философия в период возникновения в известной степени отмежевывается от религии, развивая собственную проблематику.

Существует и специфика категориального аппарата. В восточной традиции многие понятия мифологии органически вошли в философию, не претерпев существенных изменений, в то время как западная философская традиция стремилась размежеваться с мифологией.

Древнекитайская философия представлена в шести философских школах - это конфуцианство, даосизм, моизм, легизм (школа закона), школа «инь-ян» (натурфилософы), школа имен.

Среди основных проблем, изучавшихся в этих школах, - проблемы практической философии (житейская мудрость, нравственность, управление). Самой философичной была школа даосизма (основатель Лао-цзы), где разрабатывалась идея «дао» как первоначала, всеобщего закона мироздания. Другие школы, например конфуцианство, развивали такие темы, как взаимоотношения между людьми, воспитание, правильное правление, мораль. Так, в разных вариациях формулировка «золотого» правила нравственности, высказанная Конфуцием: «Не делай другим того, чего не желаешь себе», вошла во многие последующие этические учения.

Древнеиндийская философия развивалась в школах (даршанах): веданта, миманса, йога, вайшешика, ньяя, санкхья, чарвака (локаята). К даршанам можно отнести буддизм и джайнизм (в их мировоззренческо-философском аспекте). Из этих школ к материалистической традиции принадлежит только чарвака. Так же как древнекитайская, древнеиндийская философия характеризуется неполнойвыделенностью из предфилософии. Но если в первой преобладало обыденное сознание (житейская мудрость), вторая характеризовалась религиозно-мифологической направленностью. Для древнеиндийской философии отличительными чертами являлись слабая связь с зарождающимся научным знанием, традиционализм, признание авторитета Вед (сборников гимнов в честь богов) в большинстве школ (за исключением чарваков, буддизма, джайнизма).

Что касается Вавилонии и Древнего Египта, то в этих регионах философия так и не возникла, остановившись на уровне предфилософии. Классические формы древняя философия приобрела в Греции.

Античная философия существовала с VI в. до н.э. до VI в. н.э.

В античной философии различают следующие этапы:

зарождение и формирование (VI в. до н.э.);

зрелость и расцвет (V-IV вв. до н.э.);

закат - греческая философия эпохи эллинизма и латинская философия периода Римской республики (III-I вв. до н.э.);

период упадка и гибели в эпоху Римской империи (I-VI вв. н.э.).

Предфилософская мифология античности существовала в трех разновидностях:

гомеровский эпос, в котором были поставлены проблемы начала мироздания, его строения и развития (космология), а также вопросы антропологии и др.;

орфическая литература (сочинения последователей религиозного учения орфизма, названного так по имени мифического греческого певца Орфея, олицетворявшего искусство), в которой также ставились вопросы о происхождении мира и сущности человека.

Большую роль в подготовке античной философии сыграли так называемые «семь мудрецов» (причем в первоисточниках встречаются разные имена, но во всех списках фигурируют четыре имени:Фалес, Солон, Биант, Питтак). Большинство высказываний «семи мудрецов» можно отнести к афоризмам житейской мудрости: «Сильнее всего необходимость, ибо она имеет над всем власть» (Фалес); «Говори к месту» (Биант); «Познай самого себя» (изречение, приписываемое дельфийскому оракулу).

Некоторые исследователи считают, что греческая философия начинается с семи мудрецов, и среди них первым называют Фалеса Милетского. Кроме мифологии и обыденного сознания к числу предфилософских источников относится и античная наука (хотя ряд авторов склонны считать, что древнегреческая наука возникает вместе с философией).

Античная философия зародилась в Ионии (западное побережье полуострова Малая Азия) - отсюда ее название - ионийская философия - и была представлена Милетской школой (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и философией Гераклита. Ионийская философия еще не знала разделения на материализм и идеализм, в ней отсутствовала собственно философская терминология, были сильны элементы мифологии. Вместе с тем первые философы поставили в центр своего внимания мировоззренческие проблемы: что составляет начало мироздания, или, другими словами, что является его первичной субстанцией (у Фалеса такой первоосновой была вода, у Гераклита - огонь, у Анаксимена - воздух, Анаксимандр вводит обобщающее понятие, выражающее первооснову сущего - апейрон - нечто беспредельное, бесконечное), как возникли космос (космогония) и жизнь на земле (особенно эта проблема волновала Анаксимандра), в чем смысл мироздания и т.д.

Огромную роль в дальнейшем развитии философского знания сыграла философия Гераклита Эфесского. Гераклит полагал, что «космос, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, в полную меру воспламеняющимся и в полную меру погасающим». Гераклит разрабатывает идею меры, столь характерную для античной философии; для него она воплотилась в понятие «логос». Буквально «логос» означает «слово». Для Гераклита «логос» - разумное слово, объективный закон мироздания. В историю философии мыслитель вошел прежде всего как провозвестник диалектики. Его диалектические идеи проявились и в трактовке закона бытия Вселенной (как единства и борьбы противоположностей), и в понимании абсолютной изменчивости вещей («нельзя войти в одну и ту же реку дважды», потому что и «на входящих в ту же самую реку набегают все новые и новые воды»).

Свое дальнейшее развитие античная философия получила в так называемой италийской философии. Центр древнегреческой философии переместился в Великую Элладу, в полисы-колонии на побережье Южной Италии и Сицилии. Италийскую философию развивали Пифагорейский союз, школа элеатов и Эмпедокл.

В философии Пифагора также ставился вопрос о началах мироздания, но мыслитель попытался связать философское учение с математикой, утверждая, что первооснову сущего составляет число. Число владеет всеми вещами, в том числе и духовно-нравственными, поэтому душа предстает как гармония, т.е. числовое отношение. Число - это прежде всего определенное, упорядоченное мироздание. Пифагору приписывается и само употребление слова «философ». Можно констатировать, что философия Пифагора содержала в себе значительно больше элементов идеализма, нежели ионийская философия.

Учение элеатов представлено философскими идеями Ксенофана, Парменида, Зенона и Мелисса. В размышлениях этих философов получила дальнейшее развитие идея субстанции: если у ионийцев субстанция связана с каким-либо материальным веществом, у пифагорейцев - с числом, то у элеатов субстанция - это бытие. Более того, именно элеаты впервые поставили вопрос о соотношении бытия и мышления. Можно сказать, что «формирование античной философии заканчивается в школе элеатов, именно там протофилософия становится философией».

Наиболее ярко характерные черты школы элеатов были выражены в философии Парменида. В центре его внимания находились две философские проблемы: об отношении бытия и небытия, а также бытия и мышления. Для Парменида мышление и бытие представлялись одним и тем же началом, соответственно небытие, по его мнению, не существует, поскольку оно не мыслимо. В своем учении о тождестве бытия и мышления философ вплотную приблизился к разработке идеалистической философии. Но в то же время Парменид вошел в историю философии и как первый метафизик (антидиалектик), так как он считал, что бытие едино и неподвижно.

Говоря об элеатах, нельзя не упомянуть и о Зеноне Элейском, создателе субъективной диалектики, т.е. искусства спора и рассуждения. Чтобы доказать свои идеи, Зенон прибегал к доказательству от противного, сводя к абсурду точку зрения оппонента. Так, для доказательства своего тезиса, что бытие неподвижно, он употреблял знаменитые апории (апория означает тупик в рассуждении). Например, в апории «Стрела» утверждалось: стрела, пролетая определенное расстояние, движется, но одновременно и покоится, ибо движущийся предмет в каждой точке траектории неподвижен.

Отметим, что рассуждения Зенона сыграли большую роль в развитии предметного мышления, а некоторые поставленные им в апориях проблемы не разрешены и до сих пор. Но самое главное, что в философские рассуждения прочно вошла такая процедура, как доказательство.

Достаточно обособленной в италийской философии предстает концепция Эмпедокла. Она во многом синтетична: в качестве первоначала он принимает все четыре природные стихии (огонь, воздух, земля, вода), признает равнозначность процессов изменчивости и неподвижности.

Материализм древнегреческих философов нашел свое яркое воплощение в учении Демокрита (460-370 гг. до н.э.). Основное понятие его философии - атом. Атом - это неделимая, непроницаемая, мельчайшая частица вещества. Атомы образуют бытие, при этом каждый из них объят пустотой (небытием). Демокрит признавал реальность чувственной картины мира, существование небытия в качестве пустого пространства, наличие движения атомов. Такова суть его онтологии.

Среди других проблем, разрабатываемых философом, вопросы необходимости как причинности («ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимости») и отрицания случайности; двух родов познания (посредством чувств и посредством мысли); проблемы этико-социального характера (рабство и семья, воспитание и обучение; богатство и бедность и т.д.).

И ионийская, и италийская философия, и учение Демокрита связаны с разработкой прежде всего вопросов онтологии и космологии. Однако постепенно в философии наступает переход от преимущественного изучения природы и космоса к рассмотрению антропологической проблематики (смысл человеческой жизни, природа получаемых человеком знаний и т.д.). Возникает субъективистско-антропологическая тенденция в развитии философии (софисты, Сократ).

Перенос акцента в философском размышлении с природы на человека означал крутой поворот в разработке мировоззренческой проблематики: с этого времени на передний план выходит проблема отношения человека к миру. Но в разных философских школах она решалась по-разному. Софисты (Протагор, Горгий, Продик и др.) видели основной смысл философии в обучении людей искусству мыслить и говорить, хотя истина при этом их не интересовала, главным было победить соперника в споре (доказать можно, по их мнению, все что угодно). Они учили, что мир непознаваем (их по праву считают первыми агностиками), что все в мире относительно, а отсюда что кому выгодно, то и хорошо. Основное положение философии Протагора звучит так: «Мера всех вещей - человек, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Из этого положения Протагор делал выводы о правомерности и справедливости демократического строя.

Совершенно по-иному антропологическая проблематика рассматривалась Сократом, который прославился не только своим учением, но и своей жизнью. Человек рассматривался Сократом только как нравственное существо, поэтому вся его философия - это этический антропологизм. Можно сказать, что суть сократовского учения определяли два девиза: «Познай самого себя!» и «Я знаю, что я ничего не знаю». Вот почему в центре размышлений философа находились проблемы самопознания и его методология.

Интересен метод Сократа, названный им майевтикой, цель которого своими искусными вопросами помочь собеседнику находить истинное знание. В отличие от софистов Сократ считал, что объективная (абсолютная) истина существует, но это убеждение приводило его к мысли о том, что и различие между добром и злом тоже абсолютно, а знание о добродетелях делает человека добродетельным. Отсюда и нравственность - следствие знания добродетели.

С именем Сократа связывают так называемые сократические школы. Их было несколько и отличались они и своей проблематикой, и предлагаемыми решениями. Так, киники считали, что условием достижения счастливой жизни следует полагать аскетизм, ограничение потребностей человека; киренаики же, напротив, таким условием называли наслаждение; в центре внимания мегариков была проблема соотношения единичного и общего.

Определенный итог классическому периоду античной философии (V-IV вв. до н.э.) подвели Платон (427-347 гг. до н.э.) и особенно Аристотель (384-322 гг. до н.э.).

Если до Платона можно утверждать, что в философии имели место отдельные проявления идеализма (логос Гераклита, числа Пифагора и т.д.), то его учение ясно показало, что он был одним из первых и достаточно последовательных объективных идеалистов. Миру чувственному, кажущемуся и изменчивому он противопоставил мир идеальный, сущностной, вечный и неизменный, который предстал как множество идей (причем их ровно столько, сколько множеств существенно-сходных вещей).

Среди всех идей самая высшая - идея блага (источник истины, красоты и добра).

Помимо учения об идеях Платон развивает и другие аспекты философского знания: разрабатывает учение о целях (телеологию), формулирует проблему метемпсихоза (переселения душ), создает учение об анамнезе, ярко выразившее суть его теории познания - знания как припоминания, размышляет над проблемами диалектики (под которой он мыслил логику), его интересуют вопросы этики и тесно связанной с ней политики, а также идеального устройства государства.

Среди величайших древнегреческих философов следует особо выделить Аристотеля. Он впервые в истории философии проводит разграничение всех наук на теоретические (метафизика, физика, математика), практические (этика, экономика, политика) и творческие (поэтика, риторика). Философия у Аристотеля достаточно точно выделяется из совокупного знания, хотя он все еще называет философией, к примеру, физику (она обозначается им «второй философией» и относится к изучению природы). «Первая» же философия (собственно философия) изучает не природу, а сверхчувственные и вечные сущности («метафизика»).

Аристотель, так же как и Парменид, полагал, что законы мышления являются одновременно и законами бытия. Он считал, что небытие не существует, так как оно немыслимо. Всякий единичный предмет имеет свою суть, которая постигается умом, а не чувствами. Для Аристотеля сущности не образуют потусторонний идеальный мир, как у Платона. Они распадаются на низшие (состоящие из материи и формы) и высшие (чистые сущности, или формы, активное начало). В учении о первоначалах Аристотель выделяет четыре причины бытия (формальную, материальную, целевую и движущую).

Аристотель выдвинул многие принципиально новые идеи, которые повлияли на последующее развитие философского знания. Он впервые вводит термин «теология» (учение о Боге), его интересует философия математики. Аристотель создает учение об актуальной и потенциальной бесконечности, о движении как изменении вообще; он обобщает современные ему космологические представления; его по праву считают основателем биологии как науки. Аристотель создает учение о душе, о познании. Велики его заслуги в формулировке логических законов (в частности, законов запрещения противоречия и исключенного третьего). Его волновали и социально-философские, этические проблемы (например, происхождение и назначение государства, формы политического устройства, их классификация).

Философия Аристотеля завершает период классической древнегреческой философии.

Следующий этап в развитии философского знания - философия эллинизма (IV-III вв. до н.э.). Она продолжает традиции классической философии, но и одновременно с этим, постепенно утрачивает свой творческий характер, повторяя многое из того, что было создано ранее. Начинается эпоха комментирования, истолкования уже созданных философских текстов. Проблематика философии все более смещается на этическую тематику, но без ее социальных аспектов (как это было ранее у Сократа и софистов). При этом и проблемы нравственности формулируются своеобразно, главное место среди них занимает вопрос: как быть свободным при внешней несвободе. Философия, особенно в период декаданса, все более становится утешением, выполняя скорее психотерапевтическую функцию в обществе. Формируется такое направление, как скептицизм, в котором настойчиво проводится мысль, что всякое знание недостоверно, а это подрывало веру в силу разума и давало дорогу мистицизму (в языческо-античном и сугубо религиозном его вариантах).

Для эллинизма характерна утрата части философской проблематики, так отчетливо прозвучавшей в философских учениях Платона и Аристотеля, и возвращение к досократике. Среди основных философских направлений и школ того периода выделяются перипатетики (Теофраст, Андроник Родосский и др.), комментирующие учение Аристотеля; представители академической философии (философии, разрабатываемой в стенах Академии, созданной Платоном и просуществовавшей 915 лет); эпикурейцы (учение, воспринявшее идеи атомистов, но не принявшее их концепцию причинности с отрицанием случайности, отстаивающее роль наслаждения как этического принципа);стоики (видевшие в философии «упражнение в мудрости», основанной на свободе от страстей и спокойствии духа, и учившие, что все в мире фатально предопределено и необходимо лишь повиноваться року); скептики, о которых уже говорилось.

Античная философия завершается в римской философии. С III в. до н.э. в регионе Средиземноморья значительно усиливается влияние Рима, а во II в. до н.э. под его влияние попадает и Греция. Начинается период проникновения древнегреческой культуры в римскую. Римская философия формируется под огромным влиянием древнегреческой. С этого времени в Риме развиваются три основных философских направления, которые имели место и в древней Греции - стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий); эпикуреизм (Тит Лукреций Кар) и скептицизм (Секст Эмпирик).

Для поздней римской империи (III-IV вв. н.э.) характерен неоплатонизм с его учением о потусторонности, сверхразумности первоначала и о мистическом экстазе как средстве приближения к нему. Мистицизм, отказ от рационализма в философии указывают на упадок в развитии философского знания.

Подводя итог, можно отметить, что в античной философии выкристаллизовались практически все главные философские проблемы, были сформированы и основные представления о предмете философии, а также главные ее направления - материализм и идеализм. Роль философии в жизни античного общества была огромна. Философия являлась интегрирующим фактором всей его культуры.

Литература

античный философия древний

  1. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. - М., 1984.
  2. Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1988.
  3. Виндельбанд В. История древней философии. - Киев, 1995.
  4. История философии: Запад - Восток - Россия: В 3-х кн. - М., 1995-1998.
  5. История философии в кратком изложении - М., 1981.
  6. Рассел Б. История западной философии: В 2-х т. - М., 1993.
  7. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия: от истоков до наших дней: В 4-х т. - М., 1994-1997.
  8. Рорти Р. Философия и зеркало природы. - Новосибирск, 1997.
  9. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. - М., 1997.
  10. Хрестоматия по истории философии: В 2-х ч. - М., 1994.
  11. Чанышев А.Н. Начало философии. - М., 1982.
  12. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981.
  13. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991.

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!