Умение хорошо жить и хорошо умереть - это одна и та же наука.
КОНФУЦИЙ
Конфуций - древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя - Кун Цю, но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или просто Цзы - «Учитель». И это не случайно: уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной.
До победы легизма школа Конфуция была только одним из многих направлений в интеллектуальной жизни Воюющих Царств, в период, известный под названием Сто школ. И только после падения Цинь возрождённое конфуцианство достигло статуса государственной идеологии, который сохранился до начала XX в., лишь временно уступая место буддизму и даосизму. Это, естественно, привело к возвеличиванию фигуры Конфуция и даже её включению в религиозный пантеон.
Конфуцию приписывается редактура множества классических произведений, однако в настоящее время большинство учёных согласны с тем, что единственный текст, действительно представляющий его идеи, - это «Лунь юй» («Беседы и суждения»), составленный из школьных записей Конфуция его учениками уже после смерти мыслителя.
Многие высказывания Конфуция содержатся в других ранних текстах, напр. «Кун-цзы цзя юй». Анекдоты с его участием, иногда пародийного свойства, фигурируют в даосской литературе.
Конфуцианство
Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии. Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».
Пять постоянств праведного человека
Жэнь - «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это - человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Человек есть то, что он сам из себя делает. Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. В XVII веке в Британии сформировался идеал совершенного человека как джентльмена, причём gentle тоже переводится как «мягкость». Это то, что отличает человека от животного, то есть то, что противостоит звериным качествам дикости, подлости и жестокости. Позже символом постоянства Жэнь стало Дерево.
И - «правда», «справедливость». Хотя следование И из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует И так как это правильно. И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество Жэнь и сообщает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость. И противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет И, а низкий - выгоды». Добродетель И впоследствии была увязана с Металлом.
Ли - буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, например почтение к родителям. В более общем смысле Ли - любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества. Символ - Огонь.
Чжи - здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность - умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает качество И, предупреждая упрямство. Чжи противостоит глупости. Чжи в конфуцианстве ассоциировалась с элементом Воды.
Синь - искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Синь уравновешивает Ли, предупреждая лицемерие. Синь соответствует элемент Земли.
Нравственные обязанности, поскольку они материализуются в ритуале, становятся делом воспитания, образования, культуры. Эти понятия у Конфуция не были разведены. Все они входят в содержание категории «вэнь». «Вэнь» можно истолковать как культурный смысл человеческого бытия, как воспитанность. Это не вторичное искусственное образование в человеке и не его первичный естественный слой, не книжность и не природность, а их органический сплав.
Распространение конфуцианства в Западной Европе
древневосточный философия конфуцианство эпикур
В середине XVII века в Западной Европе возникла мода на все китайское, и вообще на восточную экзотику. Эта мода сопровождалась и попытками освоить китайскую философию, о которой часто стали говорить иногда в возвышенных и восхищенных тонах. Так, например, Роберт Бойль сравнивал китайцев и индусов с греками и римлянами.
В 1687 выходит в свет латинский перевод «Лунь Юя» Конфуция.
В 1530 (дин. Мин) Конфуций получает прозвание - «верховный мудрец учителей прошлого».
В XX веке в Китае существует несколько храмов, посвящённых Конфуцию: Храм Конфуция на его родине, в Цюйфу, в Шанхае, Пекине, Тайчжуне.
ВЛИЯНИЕ ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ НА МЕНТАЛИТЕТ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Менталитет - своеобразный тип мышления, склад ума отдельного человека либо какой-то общности людей. Менталитет является главным источником веры человека, его убеждений, эмоций и чувств. Представители разных исторических эпох, стран, народов, социальных, конфессиональных, этнических, половозрастных общностей имеют специфический уникальный менталитет, так как он формируется под влиянием особенностей исторического пути, народных традиций, языка, природно-географических факторов той или иной страны.
Что касается белорусского народа, то ему всегда было свойственно стремление гармонично приспосабливать труд и отдых к определённым природно-сезонным циклам, свойственна также высокая духовность и чрезвычайная толерантность, патриотизм, высокий уровень религиозности.
Становление восточного философствования происходит в двух традициях - Китайской и Индийской.
Истоком развития менталитета можно считать Древневосточную философию, которая оказала существенное влияние на менталитет современного общества. Корни произрастают с конца II - начала I тыс. до н.э., когда в Древней Индии и Древнем Китае началось исследование природы. Если проводить параллель, то данное изучение можно отнести к природно- географическим фактором, влияющим на менталитет современного общества. Следует также отметить такую черту народа, как патриотизм. Патриотизм - это чувство любви к своей родине, то есть ко всему тому, что окружает человека; люди, животные, природа, всё то, что в совокупности является частью жизни гражданина любой страны.
Идеи первых философов Китая Лао-Цзы и Конфуция положили начало двум основным направлениям всей последующей китайской философии-даосизму и конфуцианству. Конфуцианство изучало этико0полетические проблемы. Оно оказало существенную роль на поведение общества.
По сей день люди взаимодействуют друг с другом, устанавливая при этом политические, экономические, творческие, дружеские и иные взаимоотношения, что их объединяет слои, группы и классы.
Даосизм - одна из религий Древнего Китая, основателем которой является Лао-Цзы. Фигура основателя даосизма обожествляется, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды. В современном обществе это получило огромное распространение среди различных категорий поселения.
Как известно церковь ,не принимает тот факт что люди проводят действия при помощи потусторонних сил ,магии и иных деяний .Она считала, что единственное абсолютное добро во вселенной- это следование Правде.
На современное общество оно оказывает огромное влияние ,потому что большая часть населения верует в Бога ,проводит различные православные, католические обряды и исполняет традиции.
Согласно такому учению ,как буддизм человек сам виновен в своих страданиях, так как он быстро привязывается к чувственному миру ,не может быстро и правильно контролировать свои чувства, страсти, эмоции и желания. Анализируя нынешнее поведение людей в обществе, эта теория действительно имеет своё место и влияет на человеческие взаимоотношения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Спиркин А. Г. Философия: Учебник для студентов вузов. М.: Гардарики, 2001.
. История и философия науки. Под ред. А. С. Мамзина. СПб., 2008.
. Краткая история философии / Под общ. ред. В. Г. Голобокова. М., 1997.
. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 2001.