Реформы экономической и политической системы в Восточной Европе в 1990-х гг.

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,84 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Реформы экономической и политической системы в Восточной Европе в 1990-х гг.













Реформы экономической и политической системы в Восточной Европе в 1990-х гг.

Оглавление

Введение

. Реформы в Венгрии

. Румыния на пути реформ

. Построение новой Польши

Заключение

Список использованных источников

Введение

Реформы в странах Восточной Европы начались благодаря распаду СССР и развалу социалистического лагеря. Объединение двух Германий, шоковая терапия в Польше, революция в Румынии, все это можно назвать началом реформы политической и экономической системы бывших теперь уже социалистических государств.

Все три выбранных страны избрали разные пути реформирования устройства экономического и политического. Все три страны пошли разными путями, однако к настоящему времени достигли определенного уровня развития и становления новой политической системы.

Первой к действенным реформам приступила Польша, она первая же и получила определенные положительные результаты, возможно из-за жесткой политики правительства Т. Мазовецкого в 1990 году. Действие реформ в Венгрии началось только после выборов 1994 года, а в Румынии реформы начали приносить свои плоды только в 1996 - 1997 годах.

Важным аспектом следует считать то, что в политическом плане все эти государства стали республиками, во главе которых стоит президент. В каждой стране был создан свой парламент, в состав которого входят либерально настроенные депутаты и социалисты.

Общим для всех этих стран в годы реформ является то, что в начале 90-х годов к власти в этих странах пришли либеральные лидеры, однако уже к середине 90-х годов они были сменены социалистами.

Целью реформ в этих странах стала интеграция каждой из них в единое экономическое и политическое европейское пространство. Стремление к построению современного политического устройства со всеми характерными для него свойствами.

В настоящее время об успехах реформ в этих странах можно судить потому, как скоро и успешно Польша Венгрия и Румыния вступят в Европейский Союз, политика расширения которого активно развивается членами ЕС в последние несколько лет.

Ход и результаты реформ исследованы уже многими российскими и европейскими политологами, экономистами и аналитиками. Большое внимание уделяют реформам на страницах к примеру журнала "Новая и новейшая история" и др. Уже сейчас появляются монографии, которые подробно сравнивают реформы в странах Восточной Европы, проводят анализ и дают прогнозы перспектив развития. Одним из недостатков этих публикаций является то, что в них более подробно рассмотрены экономические, а не политические преобразования в Польше, Венгрии и Румынии.

1. Реформы в Венгрии

Венгрия, на наш взгляд является среди этих трех стран государством, в котором реформы дали эффект не так быстро, как например, в Польше, но положение Венгрии в настоящее время можно назвать более стабильным. Социалисты и либералы Венгрии смогли объединить свои усилия в середине 90-х годов и направить их на успешное проведение преобразований в стране уже во второй половине 90-х годов ХХ столетия.

Все преобразования системы политических институтов и экономики. "Коммунисты-реформеры", пришедшие в мае 1988 года на смену Кадару, сопротивлявшемуся дальнейшим переменам, представляли как процесс, который можно осуществить путем руководства сверху. Однако вскоре оппозиционные группы, которые действовали уже в течение ряда лет, преобразовались в партии, деятельность которых стала более публичной и в 1988 - 1989 годах способствовала развертыванию массовых движений в возрождавшемся гражданском обществе. Венгерский демократический форум выступил с программой, в которой критика коммунистического режима базировалась на национальных традициях, и с осени 1987 года организовывал публичные дискуссии о положении в стране. "Демократическая оппозиция", выступавшая с начала 1980-х годов в нелегальной печати (самиздат), сформировала Союз свободных демократов. Подобно этому Союзу провозгласила себя либеральной и независимая организация студентов венгерских вузов - Союз молодых демократов. В конце 1988 - начале 1989 года вновь действовали и партии, сыгравшие определенную роль в демократический период после второй мировой войны: Независимая партия мелких хозяев, Христианско-демократическая народная партия и Социал-демократическая партия. В марте 1989 года состоялись "трехсторонние переговоры" представителей оппозиции (так называемого оппозиционного круглого стола), руководителей партийного государства и общественных организаций. В ходе этих переговоров и были определены рамки мирной смены общественно-экономического строя. Осенью 1989 года стороны подписали соглашение об учреждении конституционного правового государства. Положения о его основах закреплены в законе. 23 октября 1989 года была провозглашена Венгерская Республика. Изменившееся название страны (из него было опущено слово "народная") отражало суть смены системы: восстановление суверенитета страны, переход от директивно-планового хозяйства к рыночной экономике и создание многопартийной демократии вместо системы партийного государства с одной-единственной господствующей партией.

В результате выборов, состоявшихся в 1990 году, сильнейшей партией венгерского парламента оказался Венгерский демократический форум. Вступив в коалицию с двумя другими правоцентристскими партиями - Независимой партией мелких хозяев и Христианско-демократической народной партией, - правительство под руководством председателя Венгерского демократического форума Йожефа Анталла стало располагать большинством голосов (почти 60%). Венгерская правоцентристская правительственная коалиция - единственная из всех кабинетов стран Центральной и Восточной Европы, где произошла смена строя, - продержалась у власти в течение всего четырехлетнего цикла. Президентом Венгерской Республики был избран Арпад Гёнц, ранее приговоренный к смертной казни за деятельность во время революции 1956 года. В 1995 году венгерский парламент продлил его полномочия еще на пять лет. Не набрав 5% голосов, экстремистские малые партии ни после первых (1990), ни после вторых 11994) свободных выборов в парламент не прошли.

На выборах 1994 года окрепшая к концу предыдущего парламентского цикла Венгерская социалистическая партия, руководимая Дьюлой Хорном, вступила в коалицию с либеральным Союзом свободных демократов, снова оказавшимся после выборов на втором месте. Было создано коалиционное правительство.

Преобладающее большинство венгерского общества рассчитывало на то, что переход к новой системе будет значительно более легким, чем оказалось на деле. Поэтому как первому правительству, так и второму, оказавшимся у власти после смены режима, пришлось преодолевать не только трудности переходного периода, но и вызванное ими недовольство масс. После развала социалистической экономики значительно сократилось число рабочих мест, пополнить которое со дня на день было невозможно, даже путем приватизации, какими бы стремительными темпами она не проводилась. Мерами, направленными на создание и поддержание финансового равновесия, сдерживать инфляцию удалось не сразу, и проходит этот процесс очень медленно. Значительные результаты, достигнутые в формировании системы институтов демократического правового государства, в глазах далеко не всех служили компенсацией резкой общественной дифференциации, проявления неравномерностей на региональном уровне, стагнации жизненного уровня.

Однако, несмотря на колебания настроений в обществе, стабилизации внутриполитической жизни страны никакие экстремистские силы не угрожают: они оказались в изоляции. Вспыхивающие время от времени дискуссии по внутриполитическим вопросам не представляли угрозы и для прочной правительственной коалиции. Все это способствовало тому, что Венгрия была надежным партнером как для иностранных инвесторов, так и на международной политической арене. Успехами приватизации страна в основном обязана притоку иностранного капитала, а ответом на открытую венгерскую международную политику (первые шаги на этом пути были сделаны еще при последнем правительстве перед сменой строя) явились визиты в Венгрию выдающихся деятелей мировой политики и готовность других стран принимать венгров у себя. Во многих отношениях улучшились и связи с соседними странами. Их дальнейшему развитию способствовало заключение двусторонних договоров об основах сотрудничества и участие Венгрии в деятельности международных организаций по региональному сотрудничеству (Центральноевропейской ассоциации свободной торговли, Центральноевропейского сообщества). Свидетельством успешного продвижения Венгрии по пути к европейской интеграции является ее членство в Совете Европы, в Европейской организации по сотрудничеству и развитию, ассоциированное членство в Европейском Союзе; роль в разрешении и предупреждении кризисных ситуаций в Европе, которую Венгрия сыграла, предоставив возможность в 1994 году созвать Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в Будапеште и будучи очередным председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе: сотрудничество с НАТО в рамках движения "Партнерство во имя мира", а также активное участие в миссии миротворческих сил на территории бывшей Югославии.

Только с 1995 г. в Венгрии ускорился процесс рыночных преобразований. И это сразу же дало о себе знать ускорением темпов экономического роста. К власти после выборов 1994 г. пришла весьма необычная коалиция социалистов и либералов (свободных демократов, вышедших из рядов вчерашних диссидентов), т.е. тех сил, которые с формальной точки зрения находились в оппозиции слева и справа от правившего ранее Венгерского демократического форума. Тем не менее, они смогли не только вместе управлять страной, но и осуществить преобразования, что было особенно удивительно, поскольку старшим партнером в коалиции были социалисты. Этот пример лишний раз доказывает, что реформы обязательно происходят, когда для них пришло время. Даже если к этому времени не пришли во власть нужные люди.

Правительство Дьюлы Хорна, оказавшееся у руля летом 1994 г., не готово было сразу же начать реформы. По всей видимости, ему пришлось еще вырабатывать новый взгляд на экономическую ситуацию. Поэтому стабилизационная программа была рождена лишь к 12 марту 1995 г., т.е. спустя девять месяцев после того, как коалиция социалистов и либералов начала работать. Интересно, что старшему партнеру фактически пришлось взять программу партнера младшего, поскольку именно либералы хорошо понимали, каких реформ не хватает Венгрии. В стабилизационной программе содержалось три основных элемента. Во-первых, девальвация форинта, сопровождавшаяся введением валютного коридора, а также установление дополнительной пошлины на импорт. Во-вторых, секвестирование бюджетных расходов (в т.ч. и по некоторым видам социальных трансфертов). В-третьих, установление жестких лимитов на заработную плату работников бюджетных организаций и государственных предприятий.

Результаты применения стабилизационной программы действительно оказались весьма значительными. Общая величина государственных расходов (расходы расширенного правительства) сократились за период 1993-1998 гг. с 50 % ВВП до 39 %, причем почти три четверти этих денег идет на различного рода социальные нужды, тогда как совокупный объем расходов на государственное управление, оборону и поддержку экономику составляет лишь 11,6 % ВВП.

На протяжении 1100 лет с момента поселения в Карпатском бассейне венгры умело приспосабливались к постоянно изменяющимся условиям жизни и настойчиво искали пути сближения с другими народами континента. Сейчас Венгрия вновь верит в то, что, вернув суверенитет, сумеет справиться с требованиями современной эпохи, и ее "новое прибытие" в сообщество европейских стран будет уже окончательным.

Совокупность перемен, произошедших в Венгрии начиная с 1968 г. и особенно в течении 90-х гг. ХХ века, свидетельствует о том, что этой стране, в основном, удалось качественным образом изменить характер своей политической системы и экономики. Иначе говоря, ей удалось осуществить модернизацию. Скорее всего, свидетельством этого станет вступление Венгрии в Евросоюз, которое можно ожидать в ближайшие годы. Не только становление рыночной экономики, но и структура хозяйства сегодня говорит о том, что Венгрия представляет собой модернизированную страну. Если в довоенный период она, в основном, оставалась еще аграрной, а в период социализма добилась гипертрофированного развития промышленности, то сегодня соотношение между сельским хозяйством, промышленностью и резко выросшей на протяжении 90-х гг. сферой услуг примерно соответствует среднеевропейскому соотношению. Причем, по сравнению со странами Южной Европы, Венгрия имеет даже некоторое превосходство: сфера услуг - больше, аграрный сектор - меньше. Вряд ли эта страна сможет стать в обозримой перспективе одним из лидеров мировой экономики по темпам роста ВВП (слишком уж велики там патерналистские традиции, сдерживающие использование по-настоящему либеральных подходов к преобразованию хозяйства). Но, несмотря на это, мы сегодня можем говорить, что долгий процесс модернизации, начавшийся еще во времена пребывания Венгрии в составе Габсбургской монархии и растянувшийся более чем на два столетия, подошел к своему завершению.

экономический реформирование девальвация европа

2. Румыния на пути реформ

Особое место среди стран бывшего социалистического лагеря занимает Румыния, в которой все негативы так называемого "социалистического пути развития" значительно усиливались извращенным авторитарным правлением Чаушеску, что в итоге привело к революционному бунту в декабре 1989 года. 22 декабря, в результате революционных событий власть в стране перешла к "Совету национального Спасения". 3 дня спустя Чаушеску и его жена были казнены. Новые румынские власти все беды предыдущего режима связывают прежде всего с диктатурой Чаушеску, поэтому выбрали для себя путь осторожных и постепенных экономических преобразований, и поэтому Румыния до 1996 года не испытала на себе болезненных политических, социальных и экономических потрясений, которые захлестнули Центральную и Восточную Европу.

В настоящее время, после преобразований конца 80-х - начала 90-х годов ХХ-го столетия, Румыния стала республикой. Согласно Конституции от 22 ноября 19991 года главой государства является Президент. Законодательная власть принадлежит парламенту Румынии, состоящему из Палаты депутатов и Сената. Правительство Румынии - высший административный орган страны. Оно назначается парламентом и ему подотчетно. 9 географических провинций (Марамуреш, Кришана, Трансилвания, Банат, Олтения, Мунтения, Добруджа, Молдова, Буковина) разделены на 41 уезд. Бухарест - столица Румынии, имеет свою собственную административную систему, подобной уездной системе. Город находится на юге страны и связан с остальными городами автомобильными и железными дорогами, воздушными линиями.

Однако такой плавный эволюционный путь Румынии все-таки помешал осуществить глубокие и необходимые преобразования, что привело в итоге к значительному ухудшению экономической ситуации в 1996 году. Поэтому, наверное, не случайно в конце 1996 года 70% населения Румынии проголосовало за нового президента Констатинеску и новое правительство, образованное союзом демократических сил, и согласилось на жертву, которую несет с собой широкая и всеобъемлющая новая правительственная программа реформ. Население Румынии было убеждено, что ориентирование на интенсивный вход в рынок экономических реформ стало залогом экономического успеха Венгрии и Польши, и наоборот, запаздывание преобразований в Болгарии явилось причиной ее экономического краха.

Кроме этого, существенным стимулом к всеобщей поддержке кардинальных экономических преобразований в Румынии стало стремление 80%. населения к вступлению в НАТО и ЕС. Эта цифра является самым высоким показателем среди стран, ожидающих доступа в сообщество. Поэтому принятие такой жесткой программы реформ не заставило себя ждать, и она уже начала функционировать с февраля 1997 года.

Правительство либерализировало валютный рынок, включая выдачу лицензий на операции с валютой значительному количеству коммерческих банков, приняло усиленную монетарную политику. Оно отказалось от выдаваемых Национальным банком и определяемых политическими мотивами льготных кредитов, ввело усовершенствованную политику по отношению к доходам общественного сектора. Правительству Румынии пришлось также осуществлять значительные структурные преобразования. В частности, была либерализована торговля. Значительно более высокими темпами стала проводиться приватизация и ликвидация наиболее проблематичных, нежизнеспособных государственных предприятий.

Кроме ликвидации предприятий началось уменьшение огромных по масштабу секторов нефтяной и угольной промышленности. В отличие от российских властных структур правительство Румынии не побоялось очередного народного бунта и пошло на то, что тарифы на коммунальные услуги, такие как электричество, газ и отопление, были доведены до рыночного уровня. Предприятиям, лишенным теперь бюджетных субсидий, пришлось существенно ужесточать финансовую дисциплину. Началась приватизация государственных банков. Вместе с тем в будущем планируется осуществлять более детальный контроль за коммерческими банками со стороны государства. В сельскохозяйственном секторе также произошел процесс ценовой и торговой либерализации и уменьшения бюджетных ассигнований. Одновременно был поднят вопрос о приватизации (или ликвидации) государственных сельскохозяйственных предприятий, в том числе свино- и птицеводческих ферм и фирм, торгующих зерном.

3. Построение новой Польши

Пятнадцать лет назад в Польше началась шокотерапия, в январе 1990 года, в Россию стали просачиваться слухи о начавшихся в Польше радикальных экономических и политических преобразованиях. Для поляков это был год коренного перелома, открывшего дорогу к реальным хозяйственным успехам. Более того, с тех перемен начались экономические преобразования во всей Восточной Европе. За десять лет этот регион стал совершенно другим. Польская экономическая реформа, возможно, является одним из наиболее удивительных явлений в мировой истории ХХ века, или, уж во всяком случае, в истории западного общества. Германское экономическое чудо, поразившее мир в 50-е годы, покоилось на многовековой хозяйственной культуре немцев. Успешные экономические реформы в ряде латиноамериканских стран (например, в Аргентине) произошли после десятилетий ошибочных действий, в результате которых все же был накоплен определенный опыт преобразований. В других странах (например, в Чили) имелись твердая рука, обеспечивающая порядок, и общественный консенсус, на почве отрицания марксистского эксперимента, неожиданно свалившегося на голову народа.

В настоящее время в Польше - двухступенчатая систем. административно-территориального деления: воеводство (всего 49) гмина. После преобразований конца 80-х - начала 90-х гг ХХ века, Польша стала парламентской республикой. Сейчас в стране действует конституция, принятая сеймом Польской Народной Республики 22 июля 1952 . Хотя в декабре 1989 года сейм внес в нее ряд существенных изменений: утверждено новое официальное название государства - "Республика Польша", были устранены положения провозглашавшие социалистический характер общественно-политической и экономической системы Польши. Принята новая конституция. Теперь главой государства является президент, избираемый сроком на 5 лет путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании. На президентских выборах в конце декабря 1995 г. победил Александр Квасневски.

Сейм Польщи сотоит из 460 Депутатов. Сенат - верхняя палата парламента в отношении сейма занимает подчиненное положение. Состоит из 100 сенаторов. Исполнительная власть принадлежит президенту и Совету Министров.

К ведущим политическим партиям, представленным в парламенте страны, относятся: Демократическая уния - образована в декабре 1900 года; Христианско-национальное объединение; Соглашение "Центр", Конфедерация независимой Польши; Либерально-демократический конгресс; Польская крестьянская партия - самая многочисленная партия в Польше (около 150 тысяч членов), зарегистрирована в августе 1990 года; Социал-демократия Республики Польша (более 60 тысяч членов). Всего в Польше действует более 100 политических партии и объединений.

До последнего времени ведущие позиции на политической сцене страны занимал Независимый самоуправляемый профессиональный союз "Солидарность". Принадлежность к профсоюзу подтверждают ок. 2 миллионов. Человек. Крупнейшим профессиональным объединением страны является Всепольское соглашение профессиональных союзов, образованное в 1984 г. - насчитывает около 6 миллионов членов.

Польша смогла сделать три удивительные вещи. Во-первых, она быстро перешла от социализма к капитализму, в частности, добилась политической, финансовой и законодательной стабильности, не растягивая это "удовольствие" на десятилетия. Во-вторых, она не просто создала рыночную экономику, но создала экономику настолько эффективную, что темпы роста ВВП почти сразу же стали высочайшими в Европе. В-третьих, она добилась этих результатов без диктаторского режима, без кровавого подавления недовольных граждан из числа тех, кто понес с переходом к рынку существенные материальные и моральные потери.

Нельзя сказать, что этот пример является образцом во всех отношениях. Напротив, практически каждая восточноевропейская страна внесла свой вклад в развитие реформаторского процесса. Полякам не удалось добиться такой финансовой стабильности, какая в середине 90-х гг. отличала Хорватию, не удалось быстро провести столь же масштабную приватизацию, как в Чехословакии, стать столь же привлекательным объектом для иностранных инвестиций, каким стала Венгрия. И все же именно по успехам Польши в первую очередь будут судить об успехах реформ в Восточной Европе. Эта страна стала знаковым явлением.

Правительство Мазовецкого, наверное, можно назвать одним из самых авторитетных и в то же время последовательных среди правительств, осуществлявших наиболее впечатляющие реформы ХХ столетия. Некоторым реформаторам (например, в Чили) приходилось опираться на штыки. Другим (например, в Аргентине) проводить реальную политику, сильно отличающуюся от их же собственной предвыборной популистской демагогии. Польское правительство опиралось на накопленный в 80-е годы огромный авторитет "Солидарности" и делало в основном именно то, ради чего пробивалось к власти. Причем важным отличием в его деятельности было то, что оно проводило самые трудные и непопулярные шаги сразу по приходе к власти, т.е. именно в тот период, когда авторитет еще не был утерян. Реализация экономической программы Бальцеровича началась с января 1990 г. (подготовительные меры, если быть точным, осуществлялись с октября 1989 г.). Как известно, она получила название - шокотерапия. И действительно, в мерах, предпринятых правительством, содержались как мощный, шокирующий удар по реальным доходам населения, так и средства по излечению экономики от болезней, присущих ей на протяжении десятилетий. Это важно подчеркнуть, поскольку у нас обычно называют шокотерапией лишь действия, несущие в себе шок. При этом обращают мало внимания на то, действительно ли он служит оздоровлению, или же вслед за шумихой все новшества спускаются на тормозах. Самым ярким шагом реформы стала либерализация почти всех оставшихся цен. 90% цен теперь вообще не регулировалось государством, по 5% требовалось уведомление соответствующих органов о желании их изменить и по оставшимся 5% сохранялся приоритет административных решений. .

Высокие доверие, позволившее правительству начать реформы, начало уходить. Это привело, в частности, к тому, что уже во второй половине 1990 г. правительство Мазовецкого недостаточно последовательно отстаивало жесткость в финансовой сфере. Например, величина бюджетного профицита в первом полугодии была в четыре раза выше, нежели во втором. Но даже уступки не спасли первый кабинет польских реформаторов. На рубеже 1991 г. Мазовецкий ушел в отставку.

Рост частного сектора, внешне скрытый от наблюдателя общим падением производства, объясняет отмеченный выше феномен увеличения объема потребления. Сворачивалось по-прежнему производство всякого хлама, доминировавшего в структуре административной экономики. Но люди при этом уже активно трудились над производством принципиально иной продукции, продавали ее, зарабатывали деньги и расширяли масштабы потребления. Иначе говоря, можно сказать, что польская экономика стала в определенном смысле расти сразу после начала реформ Бальцеровича. Она незамедлительно откликнулась на появившиеся стимулы. Другое дело, что сравнительно медленное умирание нежизнеспособной ее части замаскировало отчетливо наметившиеся позитивные тенденции. Маскировка исчезла в последние месяцы 1991 г., когда статистика впервые показала рост ВВП и промышленного производства. С этого момента и до настоящего времени рост уже не прекращался. Частный сектор сыграл значительную роль в смягчении, а затем и в преодолении кризиса польской экономики.

В экономическом плане весь период после отката 1991 г. представляется сплошным равномерным движением вперед, пусть не слишком радикальным, но зато стабильным. Любопытно, однако, что в политической сфере за это время произошли существенные изменения. Правые силы вынуждены были все же расплатиться за то, что взяли на себя ответственность в трудный период реформ. Сначала в сентябре 1993 г. они проиграли левым силам парламентские выборы, а затем Лех Валенса, с именем которого связана десятилетняя борьба "Солидарности" против ПОРП, проиграл президентские выборы бывшему коммунисту Александру Квасьневскому. С осени 1993 г. Польшей стали управлять левые правительства. Министром финансов и первым вице-премьером в начале 1994 г. стал жесткий критик Бальцеровича доктор экономических наук, профессор Высшей коммерческой школы (бывшей ГШПС) и директор Института финансов Гжегож Колодко. И тем не менее полевения экономической политики в стране не произошло. Новые власти отвергли всякую возможность замены быстрых преобразований на постепенные.

Государство не увеличило своего присутствия в экономике (оно даже немного снижается), не стало перераспределять большую долю ВВП от богатых к бедным, не стало прижимать частный сектор. Напротив, приватизация, на которую во вpемя пpавления правых не слишком обращали внимание, была поставлена на широкую ногу (с использованием ваучерного механизма) уже в середине 90-х гг. Были устранены некоторые перекосы в налогообложении, ставящие государственный сектор в неравноправное положение. Произошел официальный отказ от проведения политики доходов, и отношения между государством, предпринимателями и рабочими стали строиться исключительно на договорной основе. Как ни парадоксально это звучит, но левые в какой-то степени сделали экономическую политику даже более либеральной, чем она была у правых.

Быстрый экономический рост способствовал тому, что с 1994 г. начала заметно расти реальная зарплата работников (до этого три года она оставалась примерно на одном уровне), а с 1995 г. начало сокращаться число безработных. Иначе говоря, жизнь становится легче не только для предпринимателей и представителей среднего класса, но и для тех, кто в первой половине 90-х серьезно пострадал от реформ. Благодаря экономическому росту и повышению реальной зарплаты левым силам удалось добиться того, что обычно является их основной социальной задачей, -уменьшения имущественного неравенства. Если до 1993 г. дифференциация доходов возрастала, то с 1994-го - она стала сокращаться. Польский пример наглядно показал, что целей, декларируемых социал-демократией, удобнее всего добиваться методами, декларируемыми либералами.

Таким образом, как в экономическом, так и в социальном плане Польша добилась явных успехов. Мы вправе говорить сегодня о польском экономическом чуде. Не стоит, конечно, преувеличивать эти достижения. В Польше не слишком высок уровень жизни (ВВП на душу населения в несколько раз отстает от уровня ведущих европейских стран), велика все же пока дифференциация доходов, заметна преступность. Страна еще не дозрела даже для принятия в Европейское сообщество, хотя стоит на его пороге, являясь так называемым ассоциированным членом. Но все нынешние проблемы являются наследием тяжелого прошлого, а не результатом плохого использования потенциала рыночного настоящего. Польша быстро догоняет своих западных соседей и, возможно, в обозримой перспективе выйдет на один уровень с ними.

Заключение

Рассмотрев в данной работе преобразования политических и экономических систем Восточной Европы на примере Польши Венгрии и Румынии можно сделать следующие выводы.

Все три страны к концу 90-х годов ХХ столетия завершили экономические и политические преобразования, но добились различных уровней успеха. Первенство среди этих трех стран следует отдать Польше, так как она добилась более высоких экономических результатов и ближе всего приблизилась к вхождению в единое Европейское экономическое и политическое пространство. Самых же низких результатов достигла Румыния. К примеру, если Польша и Венгрия могут вступить в ЕС в текущем - 2004 году, то для Румынии этот процесс скорее всего затянется до 2007 года.

Однако уже сегодня с уверенностью можно утверждать, что эти страны четко избрали и шли по определенному пути преобразований. С самого начала было понятно, что Польша Румыния и Венгрия будут ориентировать свои экономические и политические реформы на образцы построенные в Западной и Центральной Европе, а по другому в настоящее время быть не может.

Следует отметить, что эти страны довольно быстро осуществили преобразования, им удалось это осуществить также и благодаря политической стабильности внутри этих государств. К примеру Югославия снова в настоящее время сталкивается с проблемами этнических противоречий.

Список использованных источников

.Бредова В. Экономика стран Восточной Европы в 1996 г. // Мировая экономика и междунар. отношения. - 1997. - N 11. - С.118-126.

.Бухарин Н. Польша: десять лет по пути реформ / Н.И.Бухарин, И.С.Синицин, Н.А.Чудокова // Новая и новейшая история. - 2000. - N 4. - С.38-57.

.Венгрия // Коммерсантъ - Власть. - 2002. - N 25. - С.57-64.

.Вихорева О.М. Опыт системных трансформаций в постсоциалистических странах и перспективы экономических реформ России // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. - 1995. - N 6. - С.80-86.

.Гавлик П. Страны с переходной экономикой: состояние и перспективы роста // Пробл. теории и практики управления. - 2001. - N 2. - С.46-52.

.Десять лет системной трансформации в странах ЦВЕ и России: итоги и уроки // Россия и современный мир. - 2000. - N 2. - С.71-87.

.Желицки Б. Венгрия в меняющейся Восточной Европе // Свободная мысль. - 1995. - N 4. - С.51-66.

.Залуцкий А. Польша: 10 лет трансформации // Пробл. теории и практики упр. - 1999. - N 2. - С.16-21.

.Кагарлицкий Б. Реформы в Восточной Европе: новая периферия // Свободная мысль. - 1999. - N 2. - С.60-73.

.Корнач Я. Макростабилизация в Венгрии: политэкономический взгляд // Мировая экономика и междунар. отношения. - 1999. - N 2. - С.33-43; N 3. - С.74-83.

.Куклински А. Экономические преобразования в Польше: опыт и перспективы (1990-2010 г.) // Пробл. теории и практики управления. - 2001. - N 1. - С.27-31.

.Матицин С. "Шоковая терапия" в Польше: опыт и выводы / С.Матицин, И.Синицина, Н.Чудакова // Междунар. жизнь. - 1992. - N 5. - С.71-81.

.Монин Ю. Венгрия: самый продолжительный в Восточной Европе опыт реформирования / Ю.Монин, М.Усиевич // Мировая экономика и междунар. отношения. - 1994. - N 10. - С.97-103.

.Нестеренко А. Современные проблемы рыночной трансформации в Восточной Европе // Вопр. экономики. - 1995. - N 8. - С.143-152.

.Олтеану О.М. Румыния на пути перехода к рыночной экономике: Обзор законодательства о приватизации // Государство и право. - 1993. - N 11. - С.104-110.

.Осьмова М.Н. Проблемы включения стран Центральной и Восточной Европы в Европейский Союз / М.Н.Осьмова, Д.Е.Луконин // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. - 2002. - N 6. - С.69-82.

.Саморукова А. Социально-экономическая трансформация Румынии / А.Саморукова, Н.Фейт // Общественные науки и современность. - 1995. - N 5. - С.25-35.

.Усиевич М.А. Десятилетие реформ в Венгрии. 90-е годы ХХ в. // Новая и новейшая история. - 2002. - N 5. - С.80-97.

Похожие работы на - Реформы экономической и политической системы в Восточной Европе в 1990-х гг.

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!